Метро автозаводская история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

История

Проект станции выбирался на конкурсной основе из 42 проектов — подобное разнообразие объяснимо тем, что в то время всё, связанное с именем вождя, было очень престижно. Победителем был признан проект к тому времени уже известного архитектора А. Н. Душкина (при участии Н. С. Князева). Сам Душкин впоследствии так говорил об Автозаводской:

Станцию эту люблю за то, что она сделана как бы на одном дыхании. Здесь чётко выражена конструктивная сущность и, как у русских храмов, чистота работающей формы

Строительство станции было начато ещё в 1940 году, но после начала Великой Отечественной войны работы были приостановлены. Однако, как только регулярные бомбардировки города прекратились, строительство было возобновлено, и 1 января 1943 года станция вступила в строй.

Техническая характеристика

Конструкция и оформление

Первоначально на своде по центру зала размещались оригинальные конические светильники. Позднее они были заменены люминесцентными лампами, которые располагаются между соседними колоннами в каждом ряду (два ряда светильников), и таким образом, облик станции был кардинально изменён. В северном торце центрального зала размещалась гипсовая скульптура Иосифа Сталина (демонтирована при сооружении северного выхода в город).

Ближе к торцам станции размещены две скамейки. Около южного выхода размещён контейнер для бомб.



Вестибюли

Станция имеет два выхода, ведущие на улицы Автозаводская и Мастеркова. Кроме того, оба выхода находятся на разных сторонах Автозаводской площади, на которую ведут 1-й, 2-й и 3-й Автозаводские проезды.

Двухэтажный южный вестибюль — ровесник станции, также выполнен по проекту А. Н. Душкина. Некогда отдельно стоящий, сейчас он встроен в жилое здание. Фасад украшают полуколонны из лабрадора и очень высокие застеклённые арки дверных проёмов. Сразу за двойными дверями находится прямоугольный аванзал станции. По углам аванзала расположены большие вентиляционные отдушины, забранные коваными решётками с растительным орнаментом. Стены аванзала отделаны кремовым мрамором месторождения Газган.

Аванзал широким и коротким переходом соединяется с круглым эскалаторным залом, где установлены турникеты. Эллиптическая арка эскалаторной камеры снаружи обведена узким дуговым балконом. Стены эскалаторного зала отделаны кремовым мрамором месторождения Коелга. Напротив эскалатора находится крупное мозаичное панно, выполненное из разных сортов мрамора, эпически изображающее парад на Красной площади. Парад возглавляет танк КВ-1, по бокам от него едут по два танка Т-34. На броне КВ-1, образуя пирамиду, сидят солдаты, в центре — командир танка КВ, отдающий честь. Позади танков тёмной громадой возвышается фигура былинного богатыря. Богатырь всматривается вдаль, прикрывая глаза ладонью, от чего создаётся впечатление, что он тоже отдаёт честь. На заднем плане — силуэт Кремля, находящегося под надёжной защитой. Над панно работали В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский (при участии Е. Е. Лансере).

Кроме спуска на станцию и перехода в аванзал, из эскалаторного зала ведут три служебные двери, декорированные крупными арками и отделанные красноватым мрамором.

Северный выход, построенный по проекту М. Г. Файнштейна в 1968 году и в целом типичный для московского метрополитена, заканчивается в подземном переходе под улицей Мастеркова.

Станция в цифрах

  • Код станции — 029.
  • В марте 2002 годапассажиропоток составлял: по входу — 60 800 человек, по выходу — 65 500 человек [4] .
  • Время открытия южного вестибюля — 5 часов 35 минут, северного — 5 часов 30 минут; время закрытия станции для входа пассажиров в 1 час ночи [5] .
  • Таблица времени проезда первого поезда через станцию [6] :

Террористический акт в 2004 году

Интересные факты

Станция в художественной литературе

Автозаводская


Посадочная платформа станции.

Данные

Линия

Кол-во вагонов

Дата Открытия

Пересадки.

Автозаводская Московского Центрального Кольца

Название

Альт. названия.

Название станции на Родном Языке

На английском.

Расположение

Соседние станции линии.

Расположение

Характеристика.

Глубина

Архитекторы.

  • А. Н. Душкин (южный вестибюль)
  • М. Г. Файнштен (северный вестибюль)
  • С. Рыбкин
  • Г. И. Кибардин
  • Н. А. Кабанов

Содержание

История.

10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — « 2000 - наше время | Теракт 2004-го года и дальнейшая работа.

Теракт 2004-го года

Архитектура

Станционный зал

Станция сооружена по индивидуальному проекту. Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 11 метров), платформа — островная. Все несущие конструкции выполнены из монолитного железобетона.

Архитектор станции А. Н. Душкин считал эту станцию весьма удачной и впоследствии писал о ней:

В северном торце центрального зала на гранитном постаменте размещалась гипсовая скульптура Иосифа Сталина работы С. Д. Меркурова (в 1950-х годах демонтирована).


Вестибюль станции Автозаводская в здании

Мозаики восточной стены (тематика — работники завода ЗИС):

  • Монтаж гусениц на танк КВ-1
  • Литейный цех
  • Механосборочный цех
  • Кузнечный цех

Мозаики западной стены (тематика — мирный труд и боевые успехи народов СССР):

Скульптура Иосифа Виссаровича Сталина. Демонтаривана в период Десталинизации

Ближе к торцам станции размещены две скамейки. Около южного выхода установлен взрывозащитный контейнер, в центре зала — колонна экстренного вызова.

Вестибюли

Станция имеет два выхода, ведущие на улицы Автозаводская (южный) и Мастеркова (северный). Кроме того, оба выхода находятся на разных сторонах Автозаводской площади, на которую, помимо указанных выше улиц, выходят также 1-й, 2-й и 3-й Автозаводские проезды.

Сразу за тамбуром с двойными дверями находится аванзал станции, имеющий в плане достаточно сложную форму, близкую к трапеции, вдоль длинного основания которой размещаются билетные кассы. По углам аванзала расположены большие вентиляционные отдушины, забранные коваными решётками с растительным орнаментом. Стены аванзала отделаны кремовым мрамором месторождения Газган.

Аванзал широким и коротким переходом соединяется с круглым эскалаторным залом, где установлены турникеты. Эллиптическая арка эскалаторной камеры снаружи обведена узким дуговым балконом. Стены эскалаторного зала отделаны кремовым мрамором месторождения Коелга. Напротив эскалатора находится крупное мозаичное панно, выполненное из разных сортов мрамора, эпически изображающее парад на Красной площади. Парад возглавляет тяжёлый танк КВ-1, по бокам от него едут по два средних танка Т-34. На броне КВ-1, образуя пирамиду, сидят солдаты, в центре — командир танка, отдающий честь. Позади танков тёмной громадой возвышается фигура былинного богатыря. Богатырь всматривается вдаль, прикрывая глаза ладонью, от чего создаётся впечатление, что он тоже отдаёт честь. На заднем плане — силуэт Кремля, находящегося под надёжной защитой. Над панно работали В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский (также при участии Е. Е. Лансере). Кроме спуска на станцию и перехода в аванзал, из эскалаторного зала ведут три служебные двери, декорированные крупными арками и отделанные красноватым мрамором. Изначально вестибюль и эскалаторный тоннель освещались оригинальными светильниками-бра, шесть из которых сохранились по наше время в эскалаторном зале вестибюля

Северный выход, построенный по проекту М. Г. Файнштейна в 1968 году, представляет собой типовое прямоугольное низкое помещение с кассами и турникетами, открывающееся в подземный переход под улицей Мастеркова. Лестница из перехода на нечётной стороне улицы накрыта каркасным стеклянным павильоном, на чётной — просто огорожена парапетом.

Путевое развитие.

Расположение, пересадки и наземный транспорт.

Расположение.

Между станциями метро.

Географически.

Пересадки.

Юго-восточнее от станции расположен одноименный остановочный пункт МЦК, с которым Замоскворецкая линия связана пересадочным узлом. Переход между вестибюлем МЦК, расположенным на нечетной стороне 1-го Кожуховского проезда и вестибюлем Замоскворецкой линии на нечетной стороне Автозаводской улицы составляет 3 минуты ходьбы и требует от пассажира пройти 300 метров.

Достопримечательности вблизи станции

В зоне пешеходной доступности от станции располагаются:

  1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (XVI век).
  2. Комплекс сохранившихся зданий Симонова монастыря (XVI—XIX века).
  3. Дворец культуры ЗИЛа (выдающийся памятник конструктивизма, арх. братья Веснины, 1930-е годы).
  4. Конструктивистский жилой комплекс на Восточной улице (арх. Н. Волков и В. Бибиков, 1920-е годы).

История станции

История названия

Описание станции

Пол станционного зала выстелен серыми и красными гранитными плитами. В торцах зала находятся эскалаторы, пройти к которым можно через круглые аванзалы. Когда-то в северном торце размещалась скульптура Сталина. Но когда строили северный выход в город, ее демонтировали.

Технические характеристики

Вестибюли и пересадки

Северный вестибюль менее оригинален. Он является типичным для Московского метрополитена. Выходы северного подземного вестибюля ведут в подземный переход на улице Мастеркова.

Достопримечательности

Наземная инфраструктура

Полезные факты


Но после начала строительство стало понятно, что изготовить эти самые колонны-корзины очень сложно, плюс они должны были нести дополнительную нагрузку от железнодорожного пути, который тогда проходил сверху. В итоге от проекта Таушканова отказались и вернулись к проекту Душкина.


4. Напротив эскалатора в южном вестибюле находится крупное мозаичное панно, выполненное из разных сортов мрамора, эпически изображающее парад на Красной площади. Парад возглавляет тяжёлый танк КВ-1, по бокам от него едут по два средних танка Т-34. На броне КВ-1, образуя пирамиду, сидят солдаты, в центре — командир танка, отдающий честь. Позади танков тёмной громадой возвышается фигура былинного богатыря. Богатырь всматривается вдаль, прикрывая глаза ладонью, от чего создаётся впечатление, что он тоже отдаёт честь. На заднем плане — силуэт Кремля, находящегося под надёжной защитой. Над панно работали В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский (также при участии Е. Е. Лансере).


5. Южный вестибюль образца 2013 года.


7. Кажется, таких турникетов в метро не осталось вообще?


8. Эллиптическая арка эскалаторной камеры снаружи обведена узким дуговым балконом. При спуске на станцию возникает специфический зрительный эффект — колонны станции возникают перед взором посетителя одна за другой, а затем сливаются в единый коридор.


13. Литейный цех


14. Механосборочный цех


15. Кузнечный цех


16. Мозаики западной стены (тематика — мирный труд и боевые успехи народов СССР): Жатва, где трактора тянут за собой жатки завода ЗИС


17. Погрузка бомб в дальний бомбардировщик Ил-4, отправляющийся бомбить


18. Крейсера в походе.


19. Астраханские рыбаки, вытаскивающие из сетей гигантских осетров и отгружающие бочки.


22. Путевые стены станции до уровня перрона облицованы чёрным диабазом, выше — мрамором Прохоро-Баландинского месторождения, преимущественно тёплых тонов, от кремовых и розоватых до топлёного молока и слоновой кости. От потолочных сводов путевые стены отделены тонким лепным фризом из дубовых листьев.


23. Пол также выложен чёрным диабазом с простым геометрическим орнаментом из чёрного и серого гранита. Укладка более 1500 м² гранитных полов, получивших впоследствии широкое распространение, была произведена впервые в истории Московского метрополитена. Перрон был заасфальтирован, а ограничительная линия у края платформы выложена метлахской плиткой.

. кликабельно.


24. Эскалатор в южный вестибюль.


25. Путейцы готовятся к ночной работе. Это дефектоскопическая тележка.


28. Дима chistoprudov снимает поезд :)


29. Теперь со штатива.


30. Получается примерно так.


31. Работник метро ждёт ночное окно.


32. Отобрав у уборщицы швабру Дима начал мыть пол станции — мы тоже ждем, когда же снимут напряжение с контактного рельса.


34. А вот рыбий глаз станцию не красит, увы.


35. Начинаем собирать панораму. Инфосос, как обычно, все портит.


35. Но мы сняли две панорамы слева от него и справа. И склеили в фотошопе. Да, квадраты на полу стали рядом, но кто это заметил на панораме сверху? :)


36. И уже мелочи — убрать будки, нестыковки и почистить стыки.


37. И, конечно, отдохнуть после работы. Сон в метро — это святое!

. кликабельно.


38. За мир!

Читайте также: