Семейные ценности в иудаизме 5 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Согласно Талмуду, вопрос "Выполнил ли ты свой долг в отношении создания семьи?" будет задан одним из первых в Судный день. Создание семьи понимается в иудаизме не только как способ удовлетворения повседневных нужд человека, но и как реализация его Божественного предназначения. Тот, кто ещё не создал семью, не является в полном смысле человеком.

Пока человек не вступил в брак, он считается не до конца сотворенным, т. е. не раскрывшим все те возможности, которые заложены в нем с рождения и обнаруживаются только в том случае, если он найдет себе пару. Это относится к умению работать, переживать и заботиться о других, к обретению собственного достоинства, осознанию святости жизни и постижению мистики Торы. Высшие умозрения могут сформироваться только на основе семейного опыта, на умении проявлять любовь и в радостные и в тяжелые моменты жизни.

Семья - одна из основных микрокосмических клеток Творения. Муж несет в себе начало справедливости: святость, авторитет, уважение, правду, нетерпимость к злу и греху. Жена являет собой милосердие: любовь, сострадание, гибкость способность прощать зло и грех. Семья объединяет эти начала в одно целое, воплощая единство и совершенство мироздания. Полнота личности невозможна вне семьи, в которой человеческая сущность дополняется противоположным и противоречащим ей началом.

В еврейской традиции название брака необычно - кидушин ("освящение"). "Человек должен оставить своих отца и мать и прилепиться к жене", - говорит Тора. "Прилепиться" к своей паре - это обязанность мужчины, а не женщины. Мужчина призван раскрыть колоссальный творческий потенциал, который несет в себе женщина. Ее духовные силы находят свое выражение через достижения мужчины. Поэтому мудрецы Талмуда говорят: "Если ты хочешь узнать, кто муж, посмотри на жену". Иногда трудно определить, настоящий ли это мужчина. Кто знает, искренен он или притворен, намерения его чисты или извращены? Жена - разгадка мужа.

Освященная брачным союзом любовь между мужчиной и женщиной - явление уникальное. Жена не вправе подменить в своей постели тело мужа на другое мужское тело так же, как она не может подменить собственного тела. Брак является одним из важнейших критериев индивидуальности и ее мерой. Муж и жена - свидетели друг друга, свидетели взаимной уникальности и неподменимости. Не регулируя свои интимные связи браком и разводом, беспорядочно обмениваясь партнерами, люди разрушают собственную индивидуальность, подрывают основы собственной личности.

"Если мужчина разводится с женой, даже жертвенник в Храме плачет", - говорит Талмуд. Мудрецы ввели ряд законов для предотвращения разводов. Так, разводное письмо пишется по строго определенным многочисленным правилам, которые требуют специального изучения. После этого мужчина должен выплатить жене определенную сумму денег.

Одной из особенностей развода в еврейском законе является запрет для женщины, с которой муж развелся, заподозрив ее в измене, выйти замуж за того мужчину, на которого пало подозрение, что именно с ним она изменяла мужу. Если по каким-либо причинам такой брак был заключен, он должен быть расторгнут, как только суд убедится в том, что ранее имел место развод, причиной которого были подозрения мужа в измене жены.

Отмечается, что основы жизни иудаизма почти неизбежно приводят к сексуальным расстройствам. Учитывая огромное количество сексуальных расстройств в Израиле, главный ашкеназийский раввин официально разрешил евреям пользоваться услугами продажных женщин. При этом жены не имеют права осуждать мужей.



Сила пророчеств. 9 ава


Еврейская культура и традиция - Еврейские благословения

Ценности еврейской семьи

Кто богат? ". Тот, чья жена ласкова и добра"

Роль брака

Гиллеля:
"Если не я за себя, кто за меня?
И если я только за себя, то кто же я?
И если не сейчас, то когда?" (William Berkson. Jewish Family Values Today http://mentsh.com/PDFwebfiles/Jewish_Family_Values_Today.pdf)
Рамбам говорил: "Знайте, что акт соединения (брачный союз - прим. В.Н.) чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями." ((Рамбам, Игерет ха-Кодеш). Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.24)

"У нас болит нога"
Рабби Моше Пантелят приводит такой интересный случай: "Об иерусалимском праведнике раби Арье Левине рассказывают, что как-то он привел свою жену к врачу. На вопрос, что ее беспокоит, он ответил: "У нас болит нога". То была не поза, то была самая обыкновенная фраза, выражавшая действительное положение дел: боль жены он ощущал как свою собственную, потому что за десятки лет совместной жизни сумел соединиться с ней в одно целое. На таком уровне заповедь "Возлюби своего ближнего, как самого себя" выполняется буквально, потому что нет стены между человеком и тем, кто к нему ближе всех." (р. Моше Пантелят. "Еврейский брак" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1082)
Соблюдение ритуальной чистоты
Как замечательно рабби Элазар рассказывает о том, как обновляется женщина после миквы: "Каждый месяц женщина обновляется, окунаясь в микву, и возвращается к мужу столь же желанной, как и в день свадьбы. Так же как луна обновляется каждый Рош Ходеш (новомесячье), и все ждут ее появления, так и женщина обновляется каждый месяц, и муж ждет ее. И она любима, как новобрачная." (Пиркей де рабби Элазар. Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.107)


Польский король Казимир III Великий (1333-1370) был достаточно яркой и незаурядной фигурой своего времени. Часто его называют польским Петром Первым. Как и Петр он выступал за просвещение своего государства и стал основателем Ягеллонского университета. К тому же, как и Петр Первый, он состоял в морганатическом браке. Брак этот был заключен Королем с дочерью еврейского портного из Опочно. Очевидно, поэтому Казимир III стал особым покровителем евреев. Две дочери, родившиеся у них, остались в еврействе.

Солидарность в семье возникала во многом благодаря общности занятий (например, священнические функции левитов и сыновей Аарона). Семейная солидарность отразилась в таких обычаях, как кровная месть, – обязанность мстить за убийство члена семьи существовала даже тогда, когда убийца принадлежал к семье того же клана, также в обязанности выкупить близкого родственника, который, впав в нищету, продал себя в рабство, или выкупить семейный надел, проданный в трудную минуту.

Семья была не только социальным, но также и религиозным объединением. В Торе перечислены степени родства, при которых запрещено вступление в половую связь. Отец был главой семьи и владельцем семейного имущества, в его руках была власть над членами семьи. В Библии часто описываются ситуации, когда отец отдает распоряжения и делает выговоры. Отец должен был благоволить к членам семьи.

Мать, если она была старшей или единственной женой, занимала почетное место в семье и пользовалась уважением и авторитетом. В случае смерти мужа и при отсутствии взрослых сыновей она могла стать фактически, а возможно, и юридически главой дома.

В более узком смысле семья включает мужа, жену и детей и образует в еврейской традиции тесную общность, возможно, более тесную, чем в других обществах. Хотя, теоретически, полигамия допускалась как Библией, так и Талмудом, в идеале семья состоит из мужа, жены и детей. Именно в семье сохраняется культурное и религиозное наследие иудаизма. Семья – центр религиозных традиций и обрядов, что проявляется прежде всего в исполнении предписаний субботы и праздников, сопровождающихся церемониальными трапезами, зажиганием свечей, произнесением бенедикций и т. д. В сохранении еврейской веры и образа жизни еврейский дом имеет большее значение, чем синагога или еврейские учебные заведения.

В средние века семья была основой еврейской общины. Среди ашкеназов известны многочисленные случаи, когда целые семьи принимали мученическую смерть, чтобы предотвратить насильственное крещение детей. Среди марранов семейное единство рассматривалось как один из наиболее важных принципов: чтобы исполнить обязанность воспитания и обучения детей, родители сами учили их нормам и законам иудаизма, матери обучали дочерей правилам ритуальной чистоты и еврейскому образу жизни. Большую роль в сохранении еврейской традиции в семьях марранов играло старшее поколение. Инквизиция, заставлявшая детей марранов свидетельствовать против родителей и тем самым ставившая лояльность по отношению к церкви выше семейной преданности, привела к подрыву института семьи у марранов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Семья

Семья

Семья Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее – Димитрий и Наталия, крестьяне –

Семья

Семья

Семья Единственно правильной формой общения состоящих в браке мужчины и женщины в исламской традиции является согласие каждого из них с семейными обязанностями и функциями, возлагаемыми на него во имя создания крепкой семьи и благополучия для всех ее членов. Пророк

7. Семья

7. Семья Предвосхищая тему следующей главы, необходимо сказать несколько слов о семье, в которой родился и вырос Иисус. Семья была, как известно, еврейской, и родителей Иисуса звали Иосифом и Марией. Однако Евангелие от Марка упоминает и других близких родственников (Мк 6:3):

"Семья"

"Семья" Другие названия: "Семья любви", "Дети Божий", "Дети бога", секта Дэвида Берга, "Союз независимых христианских миссионерских

Семья

Семья Сотворив Адама и Еву, Бог поручил им владычествовать над всем миром (см. Быт. 1:26; 2:15). Они образовали первую семью, первую церковь и стали родоначальниками человеческого рода. Таким образом, общество было построено на браке и семье. Поскольку они были единственными

Семья

IV Иов и его семья

IV Иов и его семья Аюб (Иов)*, мир ему, был очень богатым человеком, у которого была большая семья.[38]Аллах лишил его всего, что было, чтобы испытать силу его веры, – не только детей и богатства, но и здоровья. На него напала страшная кожная болезнь, отчего тело его издавало

Семья

Семья У каждого из нас есть кто-то, с кем мы связаны семейными узами. Люди по-разному воспринимают понятие семьи вообще и собственную семью в частности. Для многих само это слово очень много значит, ибо воскрешает в памяти воспоминания детства, самое сильное из которых —

Семья

Семья Супруги становятся родителямиКогда влюбленные превращаются в родителей, в жизни происходят большие изменения — мало что остается прежним. Взаимоотношения во многом переходят на другой уровень. Например, мужчина должен знать, что в течение года после родов

Семья

Семья От деревни подойдем к ее ячейке — семье.Здесь все общее, все на виду. Без общего согласия ничего нельзя ни отнять, ни прибавить. Все члены семьи живут вместе, и еще недавно считалось идеалом соединить под одной крышей пять — семь поколений.Старший в семье является

Если в девяностые годы, после распада СССР и краха социализма, россияне боялись рожать детей, потому что не верили в их будущее и свое настоящее, то сегодня низкая рождаемость объясняется совсем другими причинами. В российском обществе сменились приоритеты, в жизненных планах молодых семей первое место занимают деньги, карьера, развлечения. Детей "заводят" по остаточному принципу - когда все остальное уже есть. Чтобы заставить россиян вернуться от идеологии потребительства к традиционным семейным ценностям и многодетной семье, необходима мощная духовная альтернатива.



Прежде всего, необходимо констатировать угрозу традиционным семейным ценностям со стороны так называемых "либеральных" подходов к семье и браку, в сущности, разложения и подчас дискредитации самого института брака. Нет нужды перечислять общеизвестные факты. Растет число однополых союзов, ширится пропаганда так называемых "однополых браков". Все меньше становится молодых людей, осознающих необходимость ответственного подхода к созданию семьи: даже самых элементарных шагов как регистрации в ЗАГСах. Виной тому - потеря духовно-нравственных ориентиров, забвение тех базовых норм, которым спокон веков учили традиционные религии: христианство, иудаизм, ислам. Соответственно, на нас, религиозных лидерах этих древних религий, лежит ответственность свидетельства обществу, постоянного напоминания о том, в чем состоит воля Творца о людях, об отношениях мужчины и женщины, семьи и рождении детей.


Семейные ценности в Библии


Первоначальное божественное учение о семье и браке содержится еще в Ветхом Завете (Танахе), особенно Пятикнижии Моисеевом.


Основы традиции по отношению к детям были заложены в библейскую эпоху и отражают нормы и представления, характерные для патриархальной семьи. Согласно библейскому предписанию, деторождение - основная цель брака. Библия видит в детях благословение Божье (Быт 22:17; 32:12). Продолжение рода было одной из высших ценностей в социальной этике древних израильтян. Бездетность считалась величайшим несчастьем, равносильным смерти (Быт 30:1).


Семейные ценности в христианстве


Впоследствии эти базовые библейские ценности были усвоены христианством.


По оценке специалистов, сегодня распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий. Рост огромный - в полтора раза! А ведь это разбитые надежды, несчастные дети.


В конце I тысячелетия своего исторического бытия Христианская Церковь усваивает взгляд на брак как на таинство. Все христиане, желавшие вступить в брак, сначала проходили через формальности гражданской регистрации, сообщавшие браку законность в глазах мирского общества, а затем принимали благословение епископа во время воскресной литургии в присутствии христианской общины. После этого их гражданский договор превращался в "таинство", имеющее непреходящую ценность и распространяющуюся далее пределов земной жизни, так как брак "записывался на небесах", а не только регистрировался на земле. Брак становился вечным союзом во Христе.


Обобщая сказанное, можно утверждать, что Откровение, как библейское, так и христианское, с одной стороны, говорит о браке, т.е. об исключительной, включающей половые отношения, близости двух человеческих существ, как о столь же онтологическом Божественном установлении, что и само творение. Одновременно Откровение воспринимает брачное состояние как заданную биологическую и социальную действительность, ее одобряет, узаконивает и регулирует, стремясь обеспечить прочность и эффективность брака.


Брак - есть явление общечеловеческое. Семейные отношения, как известно, свойственны человечеству на всех ступенях его развития, ибо назначением брака является не только самовыражение и самоутверждение обоих супругов в совместной жизни, любви и взаимопомощи. Общечеловечность семьи надо рассматривать как причину того, что почти все религии, при всем их разнообразии, при их нередко взаимоисключающих различиях и особенностях, как правило, позитивно относятся к браку и не только одобряют его, но и освящают.


Семья в христианстве, как домашняя церковь, есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества.


Греховны попытки принизить или изменить смысл семейного служения. Либеральный подход, который сегодня усиленно насаждается в нашем обществе, вступает в противоречие со взглядами Церкви на добрачные и внебрачные половые связи, аборты, контрацепцию.


Семейные ценности в иудаизме


У христиан вызывают приятие следующие учения Талмуда о семье и семейных ценностях. Иудаизм видит в институте брака и семьи одну из высших ценностей. Семья - центр религиозных традиций и обрядов.


"Тот, кто сознательно не продолжает род, подобен проливающему кровь. " (Йевамот 63б).


Заповедь о почитании родителей (Исх 20:12) рассматривается в раввинистической литературе как высший долг человека. Почитание отца приравнивается к почитанию самого Бога.


Законоучители Талмуда видят в неповиновении детей родителям признак крайнего распада общественных связей.


Еврейская традиция особо подчеркивает лежащую на родителях обязанность воспитания детей в соблюдении религиозных заповедей и обучения их Торе. Хотя несовершеннолетние дети формально освобождены от соблюдения религиозных обязанностей, их приучают к этому с самого раннего возраста. Здорового сына начинают учить Библии с пяти лет, Мишне - с десяти, соблюдению закона - с 13, Гемаре - с 15 лет.


Семейные ценности в исламе


Семейные ценности в мусульманской семье исходят, прежде всего, из аятов Корана и изречений Пророка ислама Мухаммада (Сунны). Христиане вполне разделяют следующие учения Корана о семье:


Ислам призывает людей вступать в законный брак. Ислам категорически запрещает блуд, прелюбодеяние, гомосексуализм.


Считается, что семья - ячейка общества. (Коран Сура 4;1-й аят; Сура 4; 32-й аят) Семейная жизнь согласно Корану и Сунне соответствует природе человека. Становление мужчины, выбор верующей супруги, религиозное воспитание детей - все это является основой здоровых отношений в обществе.


Коран говорит, что дети - это дар Божий, ценность жизни, данная человеку.
Почитание родителей - одна из важнейших составляющих исламской религии. В мусульманском обществе считается очень важным, чтобы ребенок воспитывался в семье любящих родителей.


Считается, что не должно быть чрезмерной опеки детей в семье, ведущей к избалованности, инфантильности, равнодушию и эгоизму ребенка.


Ценностью мусульманской семьи является её ясно определенная структура, где каждый член семьи знает свою роль.


Как правило, исламские семьи крепки и набожны, их дети растут в строгом религиозном воспитании - это черты, отражающие повседневную жизнь мусульман.


Выводы


Несмотря на вероучительные различия, христианство, ислам и иудаизм по вопросу демографии проявляют поразительное единодушие: все они поощряют рождение детей, что является бесспорным благом для семьи и отмечено Богом. Многодетность не является привилегией какой-то определенной религии. Семья считается лучшим местом для воспитания детей в вере.


Все религии подчеркивают, что брак должен быть законным, настаивают на пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака. Почитание родителей и старших прививается именно в семье. Во всех традиционных религиях исключаются иные отношения, помимо брака. Резко осуждаются неверность, внебрачная связь. Подчеркивается неприемлемость заключения фиктивных браков. Осуждаются нетрадиционные отношения между полами.


Перед лицом секуляризации, часто несущей распад семей и безответственность в семейных отношениях, традиционные религии свидетельствуют о важности здоровой семьи.


Известно, что народ, ведущий патриархальный образ жизни, легче осуществляет духовную преемственность, столь необходимую для сохранения своей идентичности, самобытной культуры, внутренней силы.

Если в девяностые годы, после распада СССР и краха социализма, россияне боялись рожать детей, потому что не верили в их будущее и свое настоящее, то сегодня низкая рождаемость объясняется совсем другими причинами.


В российском обществе сменились приоритеты, в жизненных планах молодых семей первое место занимают деньги, карьера, развлечения. Детей "заводят" по остаточному принципу - когда все остальное уже есть. Чтобы заставить россиян вернуться от идеологии потребительства к традиционным семейным ценностям и многодетной семье, необходима мощная духовная альтернатива.


Роль религии, всех институтов гражданского общества, правоохранительных органов, системы социального обеспечения в защите семейных ценностей, воспитании молодого поколения, преодолении пьянства, наркомании, игромании и других пороков особенно велика, ведь все эти греховные падения одинаково негативно воспринимаются традиционными религиями, противоречат общемировым культурным традициям и ценностям.


Пока государство и традиционные религии в сфере укрепления семьи и семейных ценностей действуют обособленно. Усилия федеральных властей направлены на повышение рождаемости с помощью масштабных социально-экономических мер. Религиозные организации делают главный акцент на возвращение к традиционным духовным ценностям, одной из которых, безусловно, являются семья и дети. Думаю, что настало время объединить оба этих подхода.


В этой связи мы вновь обращаемся к духовным пастырям, общественным и правозащитным организациям, средствам массовой информации с просьбой о консолидации наших совместных усилий по предотвращению межнациональных конфликтов и межконфессиональных напряженностей, воспитанию в обществе терпимости и взаимоуважения между людьми разного вероисповедания и жизненного уклада.


Нам следует проявлять максимальную веротерпимость, уважение к обычаям и национальным традициям друг друга, воспитывать в этом духе подрастающее поколение россиян; не поддаваться ложным верованиям и влиянию деструктивных религиозных сект, деятельность которых разрушает духовный мир человека, порабощает личность и волю, приводит к уходу из семьи и утрате материального благополучия; воспринимать семью, родственные отношения как одну из самых значительных ценностей, хранить и преумножать традиции и обычаи наших отцов и дедов и прежде всего исторического многовекового сосуществования, взаимопонимания и взаимоуважения всех народов нашей Великой Родины; привносить в семью, в круг общения здоровый образ жизни, к чему нас призывают все традиционные для россиян религии, воспринимать как пагубное зло и тяжкую греховность пьянство, наркоманию и пристрастие к азартным играм, которые приводят к деградации личности, распаду семьи, обнищанию и озлобленности.


Нам следует вернуться к традиционным духовным целям и ценностям, восстановить живую ткань социума, в котором вырастает ответственная, нравственная духовная личность. И государство не должно стоять в стороне от решения семейных проблем. Активно содействуя молодым, многодетным, неполным семьям, пропагандируя здоровый образ жизни, стимулируя нравственные устои общества, оно должно создать благоприятные условия для организации жизненного уклада своих граждан.


Соединение усилий органов государственной власти, гражданского общества и религиозных организаций в деятельности по поддержке семьи, материнства и детства способно внести существенный вклад в преодоление демографических проблем, противодействие проявлениям аморализма и бездуховности.


Хотелось бы выразить надежду на то, что актуальность заявленной темы не ограничится только 2008 годом, а станет определяющим фактором и в последующие годы.


Архангельск, 6 ноября 2008 года

На фото: епископ Архангельский и Холмогорский Тихон и заместитель губернатора Архангельской области по социальным вопросам Елена Кудряшова на семинаре

Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.


Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска

Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.

Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности.

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела.

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано.

Читайте также: