Семейно брачные отношения в древнем египте кратко

Обновлено: 04.07.2024

Семья в Древнем Египте характеризуется сохранением значительных пережитков матриархата, что объясняется ранним возникновением здесь классового общества. Так, в Египте широко распространены были браки братьев и сестер между собой.

В царских семьях наблюдались даже браки фараонов с собственными дочерьми (Рамзее II) и со вдовами своих отцов. Дети в Египте именовались не столько по отчеству, сколько по “материнству” (сын такой-то). В гробницах времен Древнего царства покойник обычно изображался вместе со своей матерью, а не со своим отцом. Среди родственников отец матери и брат матери пользовались наибольшим почетом.

Женщина в семье занимала высокое положение. В источниках она именуется “владычицей дома”. Свое высокое положение женщина сохраняла в течение всей истории Древнего Египта. Однако начиная с V династии в египетской семье происходят перемены в сторону укрепления и расширения прав мужа. Женщина, занимая по-прежнему высокое положение, уже не признается равной своему мужу. Появляется полигамия мужчин, и каждый египтянин, если только он не принадлежит к сословию жрецов, имеет право взять в дом вторую жену. У зажиточных египтян появляются гаремы. Однако женщины, находившиеся в гареме египтянина, не считались его женами, а их потомство не признавалось членами его семьи.

Брак заключался при посредстве договора, причем женщина выступала в нем в качестве самостоятельной стороны и договаривалась от своего имени. Нет никаких указаний на совершение при этом каких-либо религиозных церемоний.

По брачному договору не только женщина сохраняла свое собственное имущество, но, кроме того, муж обязывался давать ей определенные суммы на ее расходы. В обеспечение сохранности имущества жены составлялась его подробная опись и устанавливался залог на все имущество мужа. Иногда муж передавал жене все достояние семьи. Такой договор, однако, должен был поступать на утверждение визиря.

Совершенно свободным был в Древнем Египте развод. В случае развода жена получала обычно известную сумму, а дети от этого брака сохраняли право на наследование отцовского имущества. Однако в тех случаях, когда развод происходил по настоянию мужа, все его состояние переходило к старшему сыну, который должен был разделить его между всеми детьми.

Дети в Египте пользовались известной степенью самостоятельности. По крайней мере, они располагали своим собственным имуществом. Нет также указаний на то, чтобы девушки выдавались замуж их родителями.

На детях лежала обязанность кормить своих родителей. Обязательство это не требовало своего подтверждения договором. Однако иногда прибегали к договорам для того, чтобы уточнить объем этих обязательств. Родители также обязаны были поддерживать своих детей всеми своими средствами. Нередко они при жизни передавали детям все свое имущество.

Все дети наследовали поровну, дочери наравне с сыновьями. Некоторое преимущество получал старший из детей, но на нем лежала обязанность произвести раздел между всеми наследниками, и добавочная доля была не чем иным, как вознаграждением за производство раздела. Дети умершего наследника делили поровну его долю. При отсутствии детей наследовали братья и сестры умершего. Имущество, выделенное для заупокойного культа, оставалось нераздельным по смерти родителей и продолжало служить и в дальнейшем своей цели.

Завещание было известно египетскому праву. Наследодатель делал отдельные распоряжения относительно размера долей и

относительно имущества, предназначаемого пережившему супругу. Он мог также установить по завещанию неотчуждаемое имущество для заупокойного культа, возложив на наследников обязанность совершать жертвы богам после его смерти.

Так как в завещании давалась опись имущества, то завещание именовалось “imit per”, что означает “инвентарь”. Завещание способствовало укреплению права старшинства при наследовании.

До V династии женщина могла завещать свое имущество самостоятельно, без участия мужа. Дети наследовали по закону не только отцу, но и матери, и родным с ее стороны.


Так же, как государство не участвовало в заключении брака, оно не проявляло интереса и к разводам, которые случались довольно часто. Любая из сторон могла инициировать развод, и причины, даже если таковые имелись, для расторжения брака не имели никакого значения. Письменные соглашения о разводе действительно существовали, и вполне возможно, что женщина, пытающаяся выйти замуж, должна была предъявить такой документ своему будущему мужу, прежде чем он разрешит ей переехать к нему в дом.



Супружеская пара

Развод был достаточно прост, но разделение семейных активов представляло реальную проблему. Бывшая жена имела право взять с собой личные вещи, которые она привезла из родительского дома: одежда, украшения, кухонная утварь и т. д. - и, конечно же, замужние женщины всегда сохраняли личную собственность на землю, здания, рабов, которыми они обладали до брака.

Что происходило с разведёнными женщинами, у которых не было подобного дохода или имущества? Их, скорее всего, было большинство, и свидетельств жизни после развода бедных девушек не сохранилось. Но есть некоторые намёки на то, что бывшие мужья некоторое время должны были продолжать оказывать поддержку бывшей жене до её повторного брака. Если же разведёнка не выскакивала в скором времени замуж, по-видимому, ей приходилось полагаться только на собственную семью.

Исключение представляли разводы в случае неверности жены. Подразумевалось, что жёны должны быть верны своим мужьям, а те, кто не соблюдал этого условия, и это было доказано (достаточно было одного свидетельства), были казнены - либо методом забрасывания камнями, либо сожжением на костре. Решение о лишении жизни неверной не всегда исходило от мужа – суд, по показаниям единственного свидетеля, мог отменить снисходительное решение мужа, который хотел пощадить изменницу, и она всё равно должна была быть казнена.

Как оттяпать у мужа пол сандалии



оформление брачного контракта

По первому типу брачного договора, если женщина решала развестись с мужем, она должна была вернуть деньги, выплаченные её родителям. Если же мужчина был инициатором развода, он должен снова выплатить эту сумму в качестве штрафа. Даже сумма в 2 серебряных дебена (которые выплачивались только зажиточными женихами) была ничтожно мала для того, чтобы быть сдерживающим фактором развода и предоставить женщине средства для поддержки, тем самым усиливая идею о том, что платёж являлся не чем иным, как признаком юридической определённости, и, как отмечалось выше, у простых египтян не существовало никакой иной церемонии или регистрации, подтверждающей брак или развод.

Откат за недостойное техобслуживание

В некоторых брачных контрактах содержалась оговорка, обязывающая мужа завещать после смерти часть или всё своё имущество. Такое обязательство обычно не действовало при разводе, который был инициирован женой, но могло представлять серьёзные финансовые трудности для мужа, желающего избавиться от одной жены и жениться на другой.

Не легко быть мужем в древнем Египте



**

Эти брачные контракты гораздо больше ограничивали поведение мужа, чем жены, многие не только гарантировали постоянную поддержку, но также требовали от мужа разделить всё его имущество среди детей жены, даже в том случае, если он с ней развёлся.

К сожалению, сохранилось совсем мало информации в истории древнего Египта, чтобы понять, почему одни мужья могли развестись с женой без какого-либо финансового наказания, а другие брали на себя обязательство разделить все, что у него было на момент создания семьи и всё, что он мог впоследствии приобрести, среди детей, рождённых в браке. Следует, однако, отметить, что многие, если не большинство, из сохранившихся контрактов были подписаны спустя много лет после создания семьи и рождения детей. Вполне возможно то, что кажется брачным контрактом, на самом деле было средством, с помощью которого муж обязывался продолжать поддерживать свою жену и детей даже после своей смерти.

Резюме

Брак в древнем Египте был социально-экономическим, а не юридическим.

По крайней мере, теоретически женщине было необходимо разрешение родителя на вступление в брак (до начала 26-й династии).

В Птолемеевский период четверть всех браков заключалась между родными и сводными братьями и сёстрами.

Помимо этих трёх пунктов древнеегипетский брак, похоже, не очень отличался от современного. Подводя итог о семейных отношениях древних египтян, следует помнить, что из всего перечисленного, и в те времена были исключения:

  1. Браки были моногамными;
  2. Древние египтяне женились в своём социальном классе, и, кроме Птолемеевского периода, не вступали в брак с близкими родственниками;
  3. До 26-й династии (664 - 332 гг. до н.э.), женщины чаще всего не имели возможности участвовать в выборе мужей – брак обсуждался межу мужчиной и родителями невесты;
  4. Мужчины и женщины (чаще всего) сохраняли право на личную собственность, которую они имели до брака;
  5. Любая из сторон могла инициировать развод. Без указания какой- бы то ни было причины;
  6. После смерти супруаг, жена имела право на треть его имущества. Помимо этого, мужчины и женщины, как правило, разделяли наследство среди своих детей;
  7. Несмотря на организованные браки, статуи и портреты древних египтян обычно изображают счастливые пары.

Ну а фараоны жили по своим правилам, разительно отличающимся от жизни простых египтян, как собственно и многие другие монархи.

Оригинальная статья написана автором по личному опыту многолетней работы туристическим гидом в Египте.

Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной ячейкой общества. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Семья – это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общественных ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс.

Содержание

2.Брачно-семейные отношения в Древнем Вавилоне………………. 3

3. Брачно-семейные отношения в Древнем Египте………………. 4

4. Брачно-семейные отношения в Древней Индии…………………. 6

5. Брачно-семейные отношения в Древнем Китае……………………7

6. Брачно-семейные отношения в Древней Греции…………………..8

7. Брачно-семейные отношения в Древней Спарте…………………. 9

8. Брачно-семейные отношения в Древнем Риме…………………….10

9. Брачно-семейные отношения в Древней Руси……………………..12

Работа содержит 1 файл

Реферат по введению в специальность.doc

2.Брачно-семейные отношения в Древнем Вавилоне…… …………. 3

3. Брачно-семейные отношения в Древнем Египте………… ……. 4

4. Брачно-семейные отношения в Древней Индии…………… ……. 6

5. Брачно-семейные отношения в Древнем Китае……………………7

6. Брачно-семейные отношения в Древней Греции………… ………..8

7. Брачно-семейные отношения в Древней Спарте………… ………. 9

8. Брачно-семейные отношения в Древнем Риме……………… …….10

9. Брачно-семейные отношения в Древней Руси……………… ……..12

Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной ячейкой общества. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Семья – это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общественных ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс.

Во всех древнейших цивилизациях семья была главным институтом общества. Основной функцией семьи в древности было воспроизводство населения, но также она выполняла экономическую, хозяйственно-бытовую, социально-статусную функции. Однако, типы брака и семьи в древнейших цивилизациях различны. Чтобы понять, в чем состоит это различие, необходимо изучить особенности регулирования брачно-семейных отношений древнейшими государствами.

2. Регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Вавилоне

Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившиеся в Древнем Вавилоне. Брачно-семейные отношения детально регламентировались законами Хаммурапи, поскольку семья была первичной производственной единицей. Патриархальная вавилонская семья находилась под властью домовладыки – отца или мужа. Брак не был сословным, допускались смешанные браки свободных и рабов. Брак был действительным при наличии письменного договора и сопровождался принесением со стороны жениха брачного дара, а со стороны невесты – приданого. Брак, таким образом, являлся экономической сделкой, определенным контрактом между мужем и женой. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением. Жених платил выкуп за невесту, в который довольно часто входил участок земли, становившийся в дальнейшем для молодых супругов основой их хозяйства.

Положение супругов было неравноправным, поскольку основывались на главенстве мужа. Так, для мужчины допускалось многоженство в случае бесплодия жены, и после выбора второй жены и привода ее в дом первая жена не могла этому препятствовать, хотя в принципе закон охранял моногамную семью. Муж не мог ввести в дом наложницу, если жена предлагала ему рабыню. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Также в случае бездетного брака выход искали и в усыновлении чужих детей по согласию с их кровными родителями или найденышем.

Закон жестоко карал женщину за дурное обращение с мужем и расточительство. Если жена была уличена на месте прелюбодеяния, ее могли утопить вместе с соучастником. Однако закон не предусматривал таких же мер в отношении супруга. Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домовладыка имел огромную власть над членами семьи: мог заставить их трудиться, как рабов, продать в рабство. Отдать в жрицы свою дочь, в отдельных случаях он имел право отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударит, отрезать язык – за злословие на родителей. Однако Законы ограничивали власть домовладыки: он не мог лишить сына права наследования даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды.

Законы защищали права замужней женщины. В случае измены или смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое и вернуться к родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки и пользоваться некоторой гражданской правоспособностью. Так, после смерти мужа она распоряжалась семейным имуществом до совершеннолетия детей. Однако развод для женщины или вторичное замужество вдовы были сопряжены с трудностями.

В Древнем Вавилоне было известно наследование по завещанию и наследование по закону. Преимущественным способом передачи родительского имущества было наследование по закону. В этом случае имущество оставалось в семье. Завещательная свобода возникает на более высоком уровне развития. Право наследования имели дети обоего пола как собственные, так и усыновленные и дети от рабыни-наложницы. Однако некоторое преимущество отдавалось сыновьям.

3. Брачно-семейные отношения в Древнем Египте

В Древнем Египте семейно-брачные отношения были основаны на равном статусе мужчины и женщины. Вступление в брак означало заключение договора, где муж и жена оговаривали свои права и обязанности, правовой режим владения имуществом, полученного женой в виде приданого.

Семья характеризовалась пережитками матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое положение в семье. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями.

Хотя в Египте была моногамия, для фараона и вельмож делались исключения. В Древнем Египте не было запрета на инцест. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты. Помимо главной жены – единокровной или родной сестры, египетские фараоны имели несколько второстепенных жен и наложниц. Дети от всех этих жен могли претендовать на престол, но принцип первородства был при этом традиционно решающим.

Правовое положение женщин было достаточно высоким, что находило отражение в свободе разводов с обеих сторон, женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем.

Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей.

На детей как наследников возлагались расходы по захоронению своих родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно обязывались также ухаживать за могилами родителей. С этой целью кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и наделялся постоянным или временным материальным фондом, которым он обладал и пользовался только по назначению и который не мог распределять между своими детьми.

4. Брачно-семейные отношения в Древней Индии

Индусское право знало наследование имущества только по закону. После смерти отца имущество переходило по мужской лини к старшему сыну, который становился опекуном матери и младших братьев. Дочери от наследования устранялись, им выделялась ¼ часть имущества для приданого.

5. Брачно-семейные отношения в Древнем Китае

Брачно-семейные отношения в Древнем Китае регулировались нормами морали (ритуала). Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений с абсолютной властью отца (домовладыки), с многоженством и культом предков. Во главе патриархальной семьи стоял отец (фу), которому подчинялись все члены семьи. Он был собственником имущества и его решения не могли оспариваться членами семьи. Отец мог продать детей (кроме старшего сына), наказать, убить.

Главной целью брака считались соблюдение культа предков и возможность продолжить свой род. Отсутствие потомства было проявлением непочтительности к предкам. Традиционное право Китая устанавливало ряд требований, в соответствии с которыми заключались браки: 1) согласие родителей жениха и невесты, нарушение которого влечет уголовное наказание; 2) ритуал сватовства и молебен в храме предков как обязательная форма заключения брака; 3) соблюдение границ возраста брачного совершеннолетия: для мужчин с 16 до 30 лет, для женщин с 14 до 20 лет; 4) запрет браков между родственниками (хотя в Древнем Китае в иньский и чжоуский периоды запрета на инцест не было и браки между родственниками были обычным явлением).

6. Брачно-семейные отношения в Древней Греции

Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, уклонение от женитьбы морально осуждалось и рассматривалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к ненормальным или больным. Брак заключался посредством договора между главами семей, с уплатой женихом приданого за невесту. Разрешался брак между дядей и племянницей, между родным братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. Афинское право признавало моногамную семью, в которой власть отца (домовладыки) была практически неограниченной. До реформы Солона отец мог продать детей в рабство. Обвинив сына в непослушании, непочтительности, совершении позорящего поступка, он мог лишить его наследства, а дочь выдать замуж по своему усмотрению. После замужества женщина находилась под властью отца и под властью мужа. Права мужа были значительно шире, чем жены. Ему разрешалось иметь в своем доме наложниц, предоставлялась свобода развода, право владения имуществом после отца. Напротив, положение женщины было приниженным: она не могла заключать сделки, не обладала свободой развода, а застигнутая с любовником, могла быть безнаказанно убита мужем.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не были. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Солон вводит наследование по завещанию, которое возможно в случае отсутствия законнорожденных сыновей. Завещательной правоспособностью не обладали несовершеннолетние, женщины, физически больные люди, приемные дети.

7. Брачно-семейные отношения в Древней Спарте

Брачно-семейные отношения в Древней Спарте очень строго регулировались. Спартанец вступал в брак, когда ему разрешала община. Спартанские мужчины и женщины принимали участие в брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, лишь по ночам ускользая из казармы к жене. Еще более удивительным было то, что до шестидесяти лет он должен был питаться вместе со всеми солдатами. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

Семья в Древнем Египте характеризуется сохранением значительных пережитков матриархата, что объясняется ранним возникновением здесь классового общества. Так, в Египте широко распространены были браки братьев и сестер между собой.

В царских семьях наблюдались даже браки фараонов с собственными дочерьми (Рамзее II) и со вдовами своих отцов. Дети в Египте именовались не столько по отчеству, сколько по “материнству” (сын такой-то). В гробницах времен Древнего царства покойник обычно изображался вместе со своей матерью, а не со своим отцом. Среди родственников отец матери и брат матери пользовались наибольшим почетом.

Женщина в семье занимала высокое положение. В источниках она именуется “владычицей дома”. Свое высокое положение женщина сохраняла в течение всей истории Древнего Египта. Однако начиная с V династии в египетской семье происходят перемены в сторону укрепления и расширения прав мужа. Женщина, занимая по-прежнему высокое положение, уже не признается равной своему мужу. Появляется полигамия мужчин, и каждый египтянин, если только он не принадлежит к сословию жрецов, имеет право взять в дом вторую жену. У зажиточных египтян появляются гаремы. Однако женщины, находившиеся в гареме египтянина, не считались его женами, а их потомство не признавалось членами его семьи.

Брак заключался при посредстве договора, причем женщина выступала в нем в качестве самостоятельной стороны и договаривалась от своего имени. Нет никаких указаний на совершение при этом каких-либо религиозных церемоний.

По брачному договору не только женщина сохраняла свое собственное имущество, но, кроме того, муж обязывался давать ей определенные суммы на ее расходы. В обеспечение сохранности имущества жены составлялась его подробная опись и устанавливался залог на все имущество мужа. Иногда муж передавал жене все достояние семьи. Такой договор, однако, должен был поступать на утверждение визиря.

Совершенно свободным был в Древнем Египте развод. В случае развода жена получала обычно известную сумму, а дети от этого брака сохраняли право на наследование отцовского имущества. Однако в тех случаях, когда развод происходил по настоянию мужа, все его состояние переходило к старшему сыну, который должен был разделить его между всеми детьми.

Дети в Египте пользовались известной степенью самостоятельности. По крайней мере, они располагали своим собственным имуществом. Нет также указаний на то, чтобы девушки выдавались замуж их родителями.

На детях лежала обязанность кормить своих родителей. Обязательство это не требовало своего подтверждения договором. Однако иногда прибегали к договорам для того, чтобы уточнить объем этих обязательств. Родители также обязаны были поддерживать своих детей всеми своими средствами. Нередко они при жизни передавали детям все свое имущество.

Все дети наследовали поровну, дочери наравне с сыновьями. Некоторое преимущество получал старший из детей, но на нем лежала обязанность произвести раздел между всеми наследниками, и добавочная доля была не чем иным, как вознаграждением за производство раздела. Дети умершего наследника делили поровну его долю. При отсутствии детей наследовали братья и сестры умершего. Имущество, выделенное для заупокойного культа, оставалось нераздельным по смерти родителей и продолжало служить и в дальнейшем своей цели.

Завещание было известно египетскому праву. Наследодатель делал отдельные распоряжения относительно размера долей и

относительно имущества, предназначаемого пережившему супругу. Он мог также установить по завещанию неотчуждаемое имущество для заупокойного культа, возложив на наследников обязанность совершать жертвы богам после его смерти.

Так как в завещании давалась опись имущества, то завещание именовалось “imit per”, что означает “инвентарь”. Завещание способствовало укреплению права старшинства при наследовании.

До V династии женщина могла завещать свое имущество самостоятельно, без участия мужа. Дети наследовали по закону не только отцу, но и матери, и родным с ее стороны.

Читайте также: