Культура киевской руси ix xii вв кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Культура Киевской Руси.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура Киевской Руси 9-12вв

План урока 1.Особенности культуры Древней Руси. Письменность и грамотность. Литература. 4.Устное народное творчество. 5. Зодчество и живопись. 6. Художественное ремесло.

Определение культуры Культура материальная духовная Система созданных человеком материальных и культурных ценностей на определенном историческом этапе. Что относится к материальной культуре? Что относится к духовной культуре?

Особенности культуры Древней Руси Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян. Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов. Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства. Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

Особенности культуры IX-XIII вв. Замедленность темпов развития Традиционализм Господство религиозного мировоззрения

Этапы развития Дохристианский период Культура Киевской Руси Период раздробленности: формирование местных особенностей

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

Основные направления развития культуры Развивается литература При Владимире Святославиче началось активное строительство каменных и деревянных храмов Развивается фресковая живопись Иконопись 100 видов ремесленных производств

Письменность Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Алфавиты кириллица и глаголица

Письменность и грамотность Грамотность была распространена не только среди феодалов, но и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписи-граффити на стенах. Граффити Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.

ГРАМОТНОСТЬ ДО ХРИСТИАНСКОГО ПЕРИОДА 100% грамотность среди славянского населения БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА

От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость'

Книги писались и переписывались учёными монахами. За этой работой они проводили долгие годы.

Каждая глава и отдельная страница книги начиналась и заканчивалась рисунками.

Для письма чаще всего использовали пергамент. На нём писали с обеих сторон. Затем листы сшивались, и в таком виде они уже выглядели как книга.

Каждая буква была выписана по строгим правилам – уставу. Книги украшались миниатюрами. Русские книги были рукописными и очень дорогими. Писало. 11 век. Евангелист Лука. Миниатюра 12 век.

Образование Школы открывались при церквах и монастырях. Обучение велось на родном языке. В школах учили чтению, письму, основам христианского вероучения, счету. Киево-Печерский монастырь. Современный вид.

Древние летописи сохранили сведения о том, как по приказу князя Владимира были отобраны дети лучших людей и отданы в книжное обучение. Школьная грамота для древних русичей была чем-то страшным и непонятным, незнакомая вера – чужой, а все нововведения – дикими и ужасными. Насильно завербованных в первые школы учеников матери искренне оплакивали, как будто провожая в последний путь.

Школы 988г – создана школа в Киеве князем Владимиром Изучали: - грамматику риторику диалектику математику ( счет на пальцах, на древнерусской абаке – прототип счетов, использовали вишневые и сливовые косточки)

Позже, в 1028 году, сын князя Владимира Ярослав Мудрый ещё больше расширил круг постигающих грамоту, открыв в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей духовенства. Постепенно число школ стало расти. Как правило, открывались они при церквях и монастырях, поэтому священники на Руси считались самыми образованными людьми.

Рисунки ученика Онфима Автопортрет Онфима

Литература Жанры Летописи Жития Слово Хождения

Изборник Святослава -1076г

Новгород. Начало XII в. (до 1117 г.) Писец Алекса и Златописец Жаден. Заставка и инициал - "византийского стиля" Пергамент, чернила, темпера, золото; почерк - устав; переплет и оклад - доски, бархат, золоченое серебро, скань, перегородчатая эмаль, полудрагоценные камни, жемчуг. Рукопись является одним из древнейших списков Евангелия апракос , украшена четырьмя миниатюрами с изображением евангелистов.

Летопись – эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде в русских летописях были некоторые особенности: во первых летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во вторых освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в-третьих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя.

Нестор был одним из первых создателей житий – литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба. Борис и Глеб. Фрагмент иконы.

Житие (биос (греч.), vita (лат.)) — жизнеописания святых

«житие игумена Феодосия – основателя Киево - Печерского монастыря Житие Феодосия Печерского" было написано до 1088 г.

Еще один жанр Поучение – «Поучение Владимира Мономаха Дети мои или кто иной, – прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру. Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею. Не тяжкая эта заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел. Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…

Хождение – жанр, в котором описывались путешествия в иные земли и путешествия

Устное народное творчество Песни Былины Сказания Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват. А. Васнецов. Три богатыря. Что мы подразумеваем под термином УНТ?

Былины – это поэтическое сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей Главная идея: Освобождение Руси и ее защита от врагов

срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из камней Архитектура Типы домов северный южный пол углублен по отношению к земле, стены деревянные, присыпанные землей

Для Киевской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень культуры.

Письменность

О широком распространении грамотности свидетельствуют вла­дельческие записи на кувшинчиках и других ремесленных изделиях XI—XII вв., колодки с именами заказчиков, надписи на стенах церквей, наконец, новгородские берестяные грамоты, содержащие записи для памяти и письма, начиная с XI в.

Литература

Архитектура

Высокого уровня достигла в Киевской Руси и архитектура. Каменное строительство началось на Руси в конце X в. после принятия христианства. На Руси не было еще опыта возведения каменных построек, а потому первые сооружения из камня были возведены приезжими византийскими мастерами.

Уже в 989г. князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению богородицы. Десятинной она называлась потому, что на ее содержание была отпущена церковная десятина, т. е. десятая часть доходов князя. Рядом с Десятинной церковью были воздвигнуты здания княжеского дворца, от которого до наших дней сохранились только фундаменты.

Византийскими же архитекторами при Ярославе Мудром, около 1037г. был построен сохранившийся до наших дней Софийский собор в Киеве. Софийский собор - замеча­тельный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Великолепные мозаики прекрасно сохранились во внут­ренних помещениях собора. Мозаичным был и пол. Очень инте­ресны и фрески, часть которых, возможно, принадлежит уже русским мастерам или, во всяком случае, написана на русские сюжеты. Так, здесь изображены семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены (борьба ряженых, охота на медведя и т. д.).

Киев окружали деревянно-земляные укрепления, однако в де­ревянной стене были построены в 30-х гг. XI в. каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещенья, которая была укра­шена и мозаикой и фресками.

Самым замечательным из этих произведений искусства является Софийский собор в Новгороде (1045—1050). Этот храм значительно строже киевского. Вместо живописно раскинувшихся 13 глав киевского собора здесь всего пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Гораздо мощнее несколько мрачноватые стены, сложенные не из кирпича, а из местного известняка. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, опять-таки более суровые и спокойные.

Металлообработка

Большие успехи были достигнуты в металлообработке. Русские кузнецы из железа изготавливали всевозможные сельскохозяйственные орудия, свой собственный кузнечный инструментарий - молоты, клещи и т. д., гвозди. Приступили и к изготовлению собственного оружия. К середине XI в. относится и первый меч. Изготовлялись и русские сабли.

Гончарное искусство

Высокого развития достигло гончарное искусство. В X в. появ­ляется гончарный круг.

Ювелирные изделия

Велики были достижения древнерусских ювелиров. Русские златокузнецы изготовляли разнообразные украшения - серьги, подвески, кольца, ожерелья и т.д. Многие украшения выполнены в технике зерни, когда на изделие напаивался узор, состоящий из множества, порой тысяч, мельчайших шариков.

Жилье

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т. е. жилища, пол которых был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные постройки, с деревянными полами. Печи бывали то глинобитными, то каменными. Окна были маленькими.

Иными были жилища горожан. Даже на юге почти не встречались полуземлянки. Стояли, как правило, срубы, нередко двухэтажные, причем нижний этаж был часто хозяйственным, а верхний — жилым. На юге первый этаж иногда был углублен в землю. Здания состояли подчас из нескольких комнат.

Совсем иными были жилые помещения знати. На территориях обширных боярских усадеб площадью от 250 до 1000 и более квадратных метров стояли боярские дворы, избы для слуг, холопов, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собою целый комплекс срубных построек, соединенных сетью затейливых переходов, с галерейками, крыльцами и с почти обязательным теремом - деревянной башней. Были и каменные княжеские двор­цы.

Одежда

Лапти - были крестьянской обувью, кожаная у них встречалась редко. Горожане чаще носили кожаную обувь: сапоги или туфли.



Внешняя и внутренняя политика древнерусского государства

С самого начала внешняя политика имела сразу несколько направлений: нужно было противостоять и Византии, которая распространяла свою экспансию на Северное Причерноморье, и хазарам, которые препятствовали торговле в восточном направлении, и кочевникам-печенегами – они просто опустошали Русь своими набегами.

Византия неоднократно пыталась подчинить Древнюю Русь, но не все ее попытки были успешны. Так, после морского похода Олега на Царьград, в 907 году между странами был заключен выгодный для восточнославянского государства торговый договор, правда, при правлении Игоря, после его менее удачных военных действий, условия изменились на менее благоприятные для Руси. В 945 году Игорь был убит в результате восстания древлян в городе Искоростень. Во время полюдья (объезда земель для сбора дани) Игорь решил взят дважды дань с этого племени, вернулся туда без дружины. Это разозлило древлянского князя Мала, вспыхнуло восстание и Игорь был убит.

Самым успешным во внешнеполитическом плане было правления Святослава – он не только разбил войско Хазарского каганата и Волжскую Болгарию (предварительно захватив вятичей), но и покорил северокавказские племена и основал Тмутараканское княжество. Святослава называют “русским Александром Македонским”.

Святослав Игоревич

Рис. 1. Святослав Игоревич.

Также Святослав заключил договор с Византией, после чего обратил свой взор на Балканы. Однако завоевание Болгарского царства в 967 году обернуло против него коварного союзника: византийский правитель оказал поддержку печенегам, те пошли на Киев, однако были разбиты Святославом. Тот вновь вернулся на Дунай и уже при поддержке болгар пошел на Царьград. Кстати, именно в Переяславец на Дунае Святослав хотел перенести столицу Киевской Руси. Карта военных действий с византийцами постоянно менялась, верх брал то Святослав, то византийская сторона, и в какой-то момент киевский князь решил вернуться в свою столицу, однако по дороге был убит печенегами.

Считается, что на убийство Святослава печенегов уговорили подосланные к ним византийское дипломаты.

Рис. 2. Владимир Мономах.

Экономика и культура Киевской Руси

Русь в IX – начале XII века была государством с феодальным землевладением. Собственниками земли были не только князья, но также бояре и дружинники, а немного позже к ним добавилась и церковь. Рабочей силой, на которой и основывалось экономическое развитие Киевской Руси, были холопы, смерды и другие категории населения. С них брали продуктовую ренту.

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример - масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Лаврентьевская летопись

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Читайте также: