Структура музыкальности дошкольников кратко

Обновлено: 30.06.2024

В исследованиях последнего времени намечена тенденция трактовки музыкальности как комплекса свойств личности человека, возникающего и развивающегося в процессе возникновения, создания и усвоения музыкального искусства.

Под воздействием музыки у человека постепенно возникает особая слуховая и эмоциональная восприимчивость, которая в процессе музыкального развития все более углубляется и дифференцируется. Музыкальность характеризуется единством биологических и социальных элементов, поскольку ее качество зависит как от сочетания специальных способностей и особенностей личности данного человека, так и от ориентации его в музыкальных явлениях данного общества.

Под структурой музыкальности понимается комплекс способностей, качественное своеобразие которого у субъекта, позволяет ему успешно проявить себя в любой музыкальной деятельности.

Таким образом, музыкальность предстает как комплекс способностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью. Теплов выделяет среди них три основные, способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:

1. Ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, т.е. чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях.

А главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку. Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.

Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности – музыкальности. С развитием музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуются слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В дошкольном детстве основной задачей музыкального воспитания и образования является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, переживание ее содержания, т.к. она является характерным признаком музыкальности.

Рассмотрим, в каких видах деятельности развиваются музыкальные способности.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельностивосприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности). Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Ладовое чувство может быть развито прежде всего в процессе восприятия музыки (ее узнавании, определении, закончилась ли мелодия). Кроме того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается прежде всего в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки.

Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально- ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движении и музыки. Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.

Таким образом, три основные способности, составляющие ядро музыкальности, в большей или меньшей степени развиваются в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Музыкальность, ее основные компоненты. Развитие музыкальности в процессе музыкальной деятельности.

Музыкальность, ее основные компоненты. Развитие музыкальности в процессе музыкальной деятельности.

Музыкальность, ее основные компоненты. Развитие музыкальности в процессе музыкальной деятельности.

Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности.

Теплов выделяет 3 основных вида музыкальных способностей :

музыкально – слуховые представления;

Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

1) технические (игре на данном инструменте или пение);

2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделяются:

элементарные (гармонический и ритмический слух);

высшие слуховые способности.

1) музыкально – эстетические;

В. Д. Остроменский предлагает разделить музыкально-эстетические способности на эмоционально – и рационально – познавательские, фактически, выделяя эмоциональную сторону музыкальности.

В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г. М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей. По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.

Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения – музыкальный слух и чувство ритма. При этом в музыкальном слухе он выделил два компонента – перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Вопрос о структуре музыкальности, который Б. М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым до сих пор. Дискуссионным остается вопрос – из каких компонентов состоит этот комплекс.

В современной теории и практике чаще всего выделяют следующие музыкальные способности :

звуковысотный слух и чувство лада;

чувства музыкальной формы (чувства целого);

музыкально – слуховые представления.

Дадим краткую характеристику представленных музыкальных способностей детей, опираясь на исследования специалистов.

Ладовое чувство - это умение детей воспринимать эмоциональную выразительность звуковысотного движения в ладу. Чувство лада проявляется в узнавании мелодии, точности ее интонирования. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоции и музыкального слуха. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков, то есть ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

У детей дошкольного возраста высоким показателем ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Ладовое чувство у детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей проявляется не в одинаковой степени. В младших группах - это лишь эмоциональный отклик на слушание музыки. Позднее проявляется умение различать мажорную и минорную окраску музыки.

Звуковысотный слух и чувство лада развиваются путем:

восприятия выразительной сущности регистров;

восприятия и воспроизведения звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознания выразительной сущности направления движения мелодии;

последовательного знакомства со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации на музыкальном материале несложных песен и пьес для простейших звуковысотных инструментов;

формирования представлений о ладовой интонации как носителе образной характеристики (на основе песен, попевок, простых по своим интонационным оборотам);

формирования представлений о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых и неустойчивых ступенях, ручных знаках-символах ладовых ступеней, нотной записи;

формирования представлений о ладе и его разновидностях;

определения лада и анализа его выразительной сущности на примере знакомого музыкального материала;

осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя;

осознания значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка.

Чувство ритма. Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах). Восприятие соотношения различных длительностей на палитре несложных, хорошо знакомых детских песен.

Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи. Осознание выразительной и изобразительной сущности ритма. Развитие внутреннего ритмического слуха (запоминание различных ритмических рисунков, фигур). Формирования понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности. Определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений.

Восприятие и воспроизведение равномерной пульсации метрических долей в музыке осуществляется в процессе:

движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах;

различения сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах);

восприятия соотношения различных длительностей на примере несложных, хорошо знакомых детских песен;

усвоения ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям; на сочетании, ритм которого ребята могут легко прохлопать, а затем осмыслить;

формированию понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности способствует :

пение в ровном, спокойном ритме в напевной, ласковой музыке и остром, пунктирном – в маршевых произведениях;

определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений;

осознание значения ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка.

Чувства музыкальной формы (чувства целого). Чувство формы понимается как комплексное формирование музыкально-слуховых представлений об элементарных музыкальных структурах, средствах выразительности, осознания композиционного соподчинения частей единому целому и их выразительной сущности:

акцентирование внимания детей на развитие элементов музыкального языка в попевках, песенках; использование при этом простейших движений, игры на детских музыкальных инструментах, ритмической, нотной записи;

усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фразы, предложения через движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах сопровождений к песням, пьесам (например, фиксация четкого окончания фраз с помощью ритмической остановки или подчеркивания их начала);

усиление ощущения кульминаций мотивов, фраз, главной кульминации периода в процессе работы над выразительностью исполнения песен, совместного исполнения детьми и учителем пьес для слушания;

формирование представлений о средствах музыкальной выразительности в процессе работы над выразительностью исполнения песен и слушания произведений;

формирование представлений об интонации как единстве эмоционально – смыслового содержания и средств его воплощения;

формирование представлений о теме как изложении музыкальной мысли (на примере исполнения вариаций для простейших инструментов на тему знакомой песни);

формирование представлений о музыкальном образе как отражении жизненных явлений средствами музыки;

формирование представлений о типах построения музыкального произведения, их смысловой нагрузке.

Музыкально – слуховые представления. Эти способности развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Музыкально – слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально – слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.

Связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна, человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Б. М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей – общих и специальных.

По классификации, сложившейся в музыкально-педагогической практике, под основными музыкальными способностями подразумеваются следующие: звуковысотный слух и чувство лада, чувство ритма, чувство музыкальной формы, музыкально-слуховые представления.

Отсюда можно сделать вывод: музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Характерным признаком музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания.

Музыкальные способности детей и пути их развития Одна из основных задач музыкального воспитания – формирование музыкальных способностей у детей. Важным для педагогики является вопрос о.

Музыкальные занятия как способ развития дошкольников

Музыкальные занятия как способ развития дошкольников Еще в далёкие, далёкие времена наши предки придавали танцам большое значение. Все важные события в повседневной жизни древнего человека.

Основные дидактические принципы эстетического развития дошкольников О. С. Меньщикова, воспитатель МБДОУ ДС №37 “Соловушка”, г. Старый Оскол, Белгородской области Статья: «ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Характеристика музыкальных способностей. Структура музыкальности

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для развития способностей личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности Максимова В. И., Максимова А. А. Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. -- 2016. -- №1. -- С. 730-733..

В настоящее время понятие способности является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в педагогике, так как современное общество нуждается в активных, творческих, думающих и способных людях.

Итак, что же такое способности, и для чего они нужны современному человеку.

В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно (исследования Б.Г. Ананьева, Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.). При этом можно выделить три основных подхода к данной проблеме.

В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний.

С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

Третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет или обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода, в центре которого лежит, прежде всего, теория развития способностей Б.М. Теплова.

- во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

- во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или множества деятельности;

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода окажутся благоприятными, лишь тогда способности человека являются возможностью для приобретения знаний и умений.

Традиционно способности подразделяются на Урунгаева Г.А. Дошкольная психология. М.: 2006.:

Общие способности - это те способности, которые не определяют успехи человека в самых различных видах деятельности, они характерны для большинства людей. К ним относят: мыслительные способности, моторные способности, память, речь и т. д.

Под специальными способностями подразумеваются те, которые определят успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы особого рода задатки и их развитие. К этому виду можно отнести математические, музыкальные, литературные способности и т. д.

Существует мнение, что общие и специфические способности взаимно дополняют друг друга, а в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности.

Под общими способностями понимается определенная система индивидуально-психологических свойств и качеств личности, обеспечивающая успешность овладения различными видами деятельности.

Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой либо области деятельности, то есть психологические особенности каждого человека, являются возможностями успешного выполнения им определённого вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и т. д.).

Исследователи отмечают, что ставшее традиционным разделение способностей на общие и специальные является достаточно условным, ведет к метафизическому разрыву между данными понятиями.

В.В. Богословский утверждает, что при прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатами соответствуя комплекса его нервно-психических свойств к требованиям деятельности.

К недостатку определения Б.М. Теплова современные ученые, занимающиеся проблемой способностей (Т.И. Артемьева, В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков и др.) относят то, что оно содержит только указание на поведенческие и субъектные проявления при отсутствии психической сущности.

Рассматривая способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, В.Д. Шадриков и Н.П. Анисимова предлагают их классификацию на основе традиционного разделения познавательных психических процессов Максимова В.И., Максимова А.А. Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. -- 2016. -- №1. -- С. 730-733.:

- способности ощущения (сенсорные процессы);

- способности восприятия (перцептивные процессы);

- способности памяти (мнемические процессы);

- способности воображения (имажинитивные процессы);

- способности мышления (мыслительные процессы);

- способности внимания (аттенционные процессы);

Кроме общих и специальных способностей, принято выделять способности теоретические и практические. Отличаются они тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным практическим действиям. Человек обладает либо практическими, либо теоретическими способностями, но вместе они встречаются крайне редко у одаренных людей.

Еще существует деление способностей на учебные и творческие. Учебные способности определяют успешность обучения, усвоения умений и навыков, а творческие - возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры Голубева Л.К. Непрерывное музыкально-эстетическое образование как средство самоопределения воспитанников. М.:2014..

Способности не только определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.

К специальным относятся музыкальные способности.

Анализ музыкально-педагогической и психологической литературы даёт основание утверждать, что в настоящее время среди учённых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей.

В отечественной психологии исследование музыкальных способностей связано с именем Б.М. Теплова. Он считал, что структура музыкальных способностей состоит:

1) из ладового чувства;

2) слухового представления;

3) музыкально-ритмического чувства.

Эти три частные способности образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки.

Музыкальные способности целесообразно формировать с раннего детства. В каждом виде музыкальной деятельности - восприятии, творчестве исполнительстве - кроме основных музыкальных способностей развиваются музыкальное мышление, исполнительские и творческие способности.

В процессе музыкальной деятельности развиваются общие способности ребёнка: внимание, память, эмоции, мышление, творческое воображение, укрепляется воля и др. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей и интереса.

Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие и музыкальная одарённость.

В понятии музыкальной одарённости, Теплов включает и не только специфические проявления психических свойств человека, но и общие качества личности, которые участвуют ив музыкальной, и в художественно-творческой деятельности: силу, богатство и инициативность воображения, сочетания в нём слуховых и зрительных образов; умение эмоционально погружаться в музыкальное произведение и концентрировать на нём все душевные силы; особенности внимания, памяти, уровень знаний, жизненный опыт.

Ю.А. Цагарелли в своей работе определяет структуру музыкальных способностей как синтез способностей, необходимых для творческого восприятия музыки. В общую структуру музыкальности автор включает шесть частных способностей, составляющих её ядро:

- эмоциональную отзывчивость на музыку;

1) эмоциональной отзывчивости на музыку - главного показателя музыкальности;

2) познавательных музыкальных способностей: сенсорных, интеллектуальных и частных (музыкальный слух и сенсомоторные данные).

К сенсорным способностям К.В. Тарасова относит музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический) и чувство ритма, а к интеллектуальным музыкальным способностям - музыкальное мышление (в единстве репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкального воображения.

Комплекс музыкальности К.В. Тарасова определяет как систему входящих в него общих и частных структурных элементов, формирующихся в онтогенезе от элементарных ко всем сложным составляющим.

В исследованиях Н.А. Ветлугиной была определена структура музыкальных способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности: восприятие, исполнение, импровизации сочинения) музыки.

1) музыкальная память (общая и музыкальная);

2)музыкальный слух (микродифференциальный, абсолютный, звуковысотный, мелодический, гармонический, архитектонический полифонический);

3) музыкально - ритмическое чувство;

4) психомоторные способности.

1) Элементарные музыкальные способности (чувство музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма и др.);

2) Сложные музыкальные способности (способности, которые связаны с осуществлением профессиональной деятельности: композиторская, исполнительская), чувство формы, чувства стиля, музыкальная обучаемость. Структура музыкальных способностей изменяется с возрастом, в зависимости от характера музыкального обучения и накопления музыкального опыта человека: в разных возрастных группах наблюдается разное соотношение опорных, ведущих и фоновых компонентов структуры музыкальных способностей.

1) интонационный слух

2) чувство ритма;

5) музыкально - продуктивная способность.

Структура музыкальной одарённости, как считает Д.К. Кирнарская, отражает путь развития, который прошла музыка на всем протяжении человеческой истории. Первым появился интонационный слух, отражающий аффективные и коммуникативные свойства звука, за ним чувство ритма - оно осознавало музыкальное движение, формируя музыкальное время Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. -- СПб.: Детство-Пресс, 2015..

Таким образом, под способностями мы подразумеваем индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или множества деятельности.

В отечественной психологии исследование музыкальных способностей связано с именем Б.М. Теплова. Он считал, что структура музыкальных способностей состоит:

1) из ладового чувства;

2) слухового представления;

3) музыкально-ритмического чувства.

Известно, что творчество помогает ребенку раскрыть его музыкальные способности, музыкальность. Изучая проблему музыкальности и музыкальных способностей, необходимо рассмотреть такие важнейшие теоретические вопросы, как соотношение биологического и социального в музыкальных способностях

Содержимое публикации

1.Анализ понятия музыкальности по Теплову.3

2. Структура музыкальных способностей.4

Введение

Известно, что творчество помогает ребенку раскрыть его музыкальные способности, музыкальность.

Изучая проблему музыкальности и музыкальных способностей, необходимо рассмотреть такие важнейшие теоретические вопросы, как соотношение биологического и социального в музыкальных способностях, структура, онто- и филогинез музыкальности, возможность и закономерность ее формирования.

Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности - музыкальности, в котором роль знатоков велика по сравнению с другими видами способностей.

Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.

Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания. В исследованиях последнего времени намечена тенденция трактовки музыкальности как комплекса свойств личности человека, возникающего и развивающегося в процессе возникновения, создания и усвоения музыкального искусства.

Анализ понятия музыкальности по Теплову.

В исследованиях последнего времени намечена тенденция трактовки музыкальности как комплекса свойств личности человека, возникающего и развивающегося в процессе возникновения, создания и усвоения музыкального искусства.

Под воздействием музыки у человека постепенно возникает особая слуховая и эмоциональная восприимчивость, которая в процессе музыкального развития все более углубляется и дифференцируется. Музыкальность характеризуется единством биологических и социальных элементов, поскольку ее качество зависит как от сочетания специальных способностей и особенностей личности данного человека, так и от ориентации его в музыкальных явлениях данного общества.

Первые публикации Б.М.Теплова по вопросам способностей и одаренности - "Проблема одаренности", "Способности и одаренность" - представляли собой извлечение из его докторской диссертации "Психология музыкальных способностей", защищенной в 1940 г. (опубликована в 1947 году, повторно - в 1961 г. в книге избранных трудов автора; недавно издана во Франции). Именно в связи с изучением музыкальности им был произведен анализ основных понятий, относящихся к области способностей, и дана критика некоторых ошибочных точек зрения.

В последние 15 лет научной деятельности, когда Б.М.Теплов сосредоточил усилия своей лаборатории на исследовании типологических особенностей нервной системы, разработка вопросов способностей не приостановилась. Перспективу, основной замысел работы руководимого им коллектива он видел в подходе к изучению природных задатков развития способностей.

Таким образом, проблема способностей представлена в трудах Б.М.Теплова весьма разнообразно: в сферу исследования вошли как некоторые специальные особенности слухового восприятия и других компонентов музыкальности, так и некоторые свойства ума в связи с особенностями личности, и природные предпосылки всестороннего развития.

Б.М.Теплов стоял на той точке зрения, что недостаточное знание фактов и частных закономерностей не позволяет пока создать общую теорию способностей и одаренности. Более того, он считал, что ". всякие попытки сочинять теории или гипотезы о природе одаренности при том запасе положительных знаний, которыми мы сейчас обладаем, вредны".

Вместе с тем он систематически обращался к рассмотрению и теоретических вопросов. В его работах отчетливо видны некоторые исходные принципы исследования данной проблемы.

2.Структура музыкальных способностей.

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему.

Б.М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И.П. Павлова, он признавал врожденными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения). Врожденные свойства нервной системы Б.М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей.

Способности Б.М. Теплов определяет, как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Для того чтобы выделить комплекс способностей, составляющих понятие музыкальность, важно определить специфику содержания музыки (и, следовательно, качества, необходимые для его восприятия), а также черты отличия музыкальных звуков от других звуков, встречающихся в жизни (и, следовательно, качества, необходимые для их различения и воспроизведения).

Отвечая на первый вопрос (о специфике содержания музыки), Б.М. Теплов полемизирует с представителем немецкой эстетики Э. Гансликом, отстаивающим взгляд на музыкальное искусство как на искусство, которое не может выражать никакого содержания. Музыкальные звуки, по Ганслику, могут лишь отвечать эстетическим потребностям человека.

Б.М. Теплов противопоставляет этому точку зрения на музыку как искусство, имеющее различные возможности отражения жизненного содержания, передачи жизненных явлений, внутреннего мира человека. Специфику музыкального содержания определяют не изобразительные возможности музыки, а наличие эмоциональной окрашенности музыкальных образов. Таким образом, главная функция музыки выразительная. Широкие возможности музыкального искусства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, их смену, взаимопереходы и определяют специфику музыкального содержания. Б.М. Теплов подчеркивает, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Поскольку музыкальное переживание по самому своему существу - эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержания музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку.

Музыкальные звуки обладают различными свойствами: они имеют высоту, тембр, динамику и длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей. Последнее из перечисленных свойств звуков (длительность) лежит в основе музыкального ритма. Чувство эмоциональной выразительности музыкального ритма и воспроизведение его образуют одну из музыкальных способностей человека - музыкально-ритмическое чувство. Три первых названных свойства музыкальных звуков (высота, тембр и динамика) составляют основу соответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха. В широком понимании музыкальный слух включает в себя звуковысотный, тембровый и динамический слух.

Все перечисленные свойства (высота, тембр, динамика и длительность) присущи не только звукам музыкальным, но и другим: звукам речи, шумам, голосам животных и птиц. Что же составляет своеобразие именно музыкальных звуков? В отличие от всех других звуков и шумов музыкальные звуки имеют определенную, фиксированную высоту и протяженность. Поэтому основными носителями смысла в музыке Б.М. Теплов называет звуковысотное и ритмическое движение.

Следует отметить, что музыкальный слух - это многосоставное понятие. Звуковысотный слух имеет две разновидности: мелодический и гармонический. Мелодический слух - это звуковысотный слух в его проявлении к одноголосной мелодии; гармонический слух - звуковысотный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а, следовательно, к многоголосной музыке. Гармонический слух может значительно отставать в развитии от мелодического. Гармонический слух предполагает способность ощущать и различать консонанс (благозвучие), которая, по-видимому, вырабатывается у человека в результате некоторого музыкального опыта. Кроме того, для проявления гармонического слуха необходимо слышать одновременно несколько звуков, различных по высоте, выделять слухом одновременное звучание нескольких мелодических линий. Он приобретается в результате той деятельности, которая без него не может осуществляться, - при работе с многоголосной музыкой.

Кроме мелодического и гармонического слуха, существует еще понятие абсолютный слух. Это способность человека различать и называть звуки, не имея реального эталона для сравнения, т. е. не прибегая к сравнению со звуком камертона или музыкального инструмента. Абсолютный слух является весьма полезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музыкой, поэтому он не входит в число основных музыкальных способностей, составляющих структуру музыкальности.

Как уже отмечалось, музыкальный слух теснейшим образом связан с эмоциями. Особенно ярко проявляется эта связь при восприятии музыки, различении эмоциональной, ладовой окраски, настроений, чувств, выраженных в ней. При воспроизведении мелодий действует другое качество слуха - появляется необходимость иметь представления о расположении звуков по высоте, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения.

Эти два компонента звуковысотного слуха - эмоциональный и собственно слуховой - выделяются Б.М. Тепловым как две музыкальные способности, названные им ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями.

Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений - веселым, радостным настроением, а минор - с грустным. В некоторых случаях это бывает именно так, но далеко не всегда. Как происходит различение ладовой окраски музыки?

Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную высоту). Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Устойчиво звучат основные ступени лада (первая, третья и пятая) и особенно тоника (первая ступень). Эти звуки образуют основу лада, его опору. Остальные звуки неустойчивые, в мелодии они тяготеют к устойчивым. Ладовое чувство - это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух - это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.

Таким образом, музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты.

Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что-либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Таким образом, Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Заключение

Теплов Б.М. - крупнейший исследователь индивидуальных различий в отечественной и мировой науке, ученый, обладавший огромной эрудицией в самых различных областях: истории и философии, искусстве и литературе, физиологии органов чувств и высшей нервной деятельности.

Но прежде всего Теплов Б.М. был выдающимся психологом, осуществившим в своем творчестве синтез гуманитарного и естественнонаучного знания и тем самым ярко воплотившим в своих работах существо психологии как науки, занимающей особое место в системе наук. Мировую известность получила его монография "Психология музыкальных способностей", впервые опубликованная в 1947 году, повторно - в 1961 и 1985, и переведенная на ряд европейских и восточных языков. В ней Теплов Б.М. предложил новую структуру музыкальных способностей, включающую в качестве обязательных такие компоненты, как ритмическое и ладовое чувство, способность к произвольному оперированию музыкальными слуховыми представлениями.

Большое значение имеет предложенный им психологический анализ феномена музыкальности как единства эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности взаимосвязанных между собой отдельных музыкальных способностей. Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Список литературы

Васько Е.В. Развиваем музыкальные способности. – М.: Мой Мир, 2007 – 194 с.

Вайчене А.И. К вопросу о планировании и учёте музыкального воспитания. - М.: Просвещение, 2014 – 220 с.

Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. – СПб.: Речь, Образовательные проекты, ТЦ Сфера, 2009 – 168 с.

Дьяченко И.Ю. Теория и методика музыкального воспитания. – 2015 г. – 239с.

Колуевич С.Е.: Путешествие в удивительный мир музыки – Детство-Пресс, 2014 – 115с.

Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М.: Таланты - XXI век, 2007 – 120 с.

Новикова, Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - Москва: Пер Сэ, 2010. – 336 с.

Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 – 384 с.

Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. – 256 c.

выполнила Фралкова Е.К.

Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве, то она может прозвучать так: влюбить детей в хорошую музыку. Её решению подчинены задачи обучения детей различным видам элементарной музыкальной деятельности, формирования у них музыкальных способностей и основ высокого музыкального вкуса, а также многие другие, собственно музыкальные и связанные с общим психическим развитием. Предложенный ряд задач определяется возрастными особенностями детей-дошкольников и особенностями музыки как искусства.

Музыка – самое сложное из искусств. Её сложность определяется не столько тем, что она состоит из очень большого числа самых разных средств музыкальной выразительности, сколько абстрактным характером музыкального художественного образа. С этими особенностями музыки связана сложность и сугубая индивидуальность её восприятия. Музыка представляет собой временное искусство, она течёт во времени, что делает очень непростой задачу восприятия целостного музыкального образа.

Особенности музыки как искусства отражения не только простых, но и очень сложных эмоций, как искусства выражения многогранных отношений человека к миру и самому себе делают содержание и язык музыки закрытым для человека на ранних этапах его развития. Ребёнка надо постепенно ввести в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкальных художественных образов, а значит дать возможность их пережить.

Многие родители наблюдали, что сначала малыш, стоя в кроватке, полуприседает в такт музыке и как бы подпевает, радуясь её звучанию. На раннем этапе музыкального развития музыка не является для ребёнка информативной сама по себе. Он реагирует на заключённый в ней общий эмоциональный импульс, на её звучание как на новый появившийся объект. Ребёнок обращает внимание на чисто внешние моменты ситуации: на аппаратуру, воспроизводящую музыку, если она звучит в записи, на человека, играющего на каком-то музыкальном инструменте, и т.д. И лишь по мере накопления запаса музыкальных впечатлений, опыта музыкальной деятельности в её самых различных формах у ребёнка формируется система сначала элементарных, а затем всё более сложных музыкальных способностей, которая позволяет ему понимать содержание музыки, эмоционально на неё откликаться. У малыша появляются любимые музыкальные произведения, формируется потребность в общении с музыкой. Возникновение в потребности в музыке – важнейший момент музыкального развития ребёнка. Пусть этот ребёнок проходит со взрослыми: педагогами-музыкантами или родителями, которые являются его проводниками в мир музыкальных образов. Для того, чтобы деятельность педагога была успешной, требуется многое: любовь к музыке и ребёнку, профессионализм, соответствие поставленных задач возможностям ребёнка и прежде всего уроню развития его музыкальности – иначе ребёнок не сможет воспринимать музыку, понимать, переживать её.

В последние тридцать лет в работах по музыкальной психологии утвердились тенденции к расширению сферы музыкальности, её интеллектуализации. Выделению общих музыкальных способностей, отражающих восприятие и понимание целостного музыкального образа.

В ряде работ в качестве самостоятельной способности фигурирует и музыкальная память. Авторы подчёркивают естественную связь музыкальной памяти с музыкальным слухом и чувством ритма, но, тем не менее, считают её самостоятельной музыкальной способностью.

Изучение проблемы онтогенеза музыкальности в процессе многолетнего экспериментального исследования и анализ литературы позволил нам представить структуру музыкальности как состоящую из двух основных частей: эмоциональной отзывчивости на музыку и познавательных способностей.

Эмоциональную отзывчивость на музыку мы вслед за Б.М.Тепловым считали центральным образованием структуры музыкальности, её главным показателем, поскольку как уже было сказано выше, музыка по самому своему содержанию представляет собой явление, прежде всего эмоциональное.

Познавательные музыкальные способности мы рассматриваем как состоящие из трёх подструктур: сенсорных музыкальных способностей (музыкальный слух и чувство ритма), музыкального мышления (в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкальной памяти.

Каждая из познавательных музыкальных способностей представляет собой системное образование, состоящее из компонентов различной сложности.

Так, например, к элементарным компонентам системы музыкального слуха, которые формируются в условиях элементарной музыкальной деятельности, относится тембровый, динамический и звуковысотный относительный слух. Если говорить о более сложных компонентах этой системы, формирующихся в условиях более сложных видов музыкальной деятельности, то это такие виды слуха, как абсолютный, тональный, полифонический и др. В системе чувства музыкального ритма выделяются такие его компоненты, как чувство темпа, чувство метра чувство ритмического рисунка.

Сейчас обозначим только самые общие закономерности развития музыкальности.

Музыкальность как система музыкальных способностей не только развивается, но и формируется в музыкальной деятельности, в каждом её виде. Однако в некоторых видах музыкальной деятельности те или иные способности развиваются наиболее успешно. Так чувство музыкального ритма лучше всего развивается в музыкальном движении, звуковысотный слух – в пении и игре по слуху на музыкальном инструменте, репродуктивный компонент музыкального мышления – в процессе слушания и анализа музыки, продуктивный компонент музыкального мышления – в процессе импровизации и сочинения музыки.

Музыкальность как многоуровневая система специальных музыкальных способностей, необходимых для восприятия и создания музыкальных художественных образов, развивается в онтогенезе во взаимодействии этих способностей.

Каждая музыкальная способность состоит из компонентов различной сложности и развивается в онтогенезе от простых к всё более сложным составляющим. При этом элементарные компоненты той или иной способности не исчезают с появлением более сложных, а продолжают развиваться. Так, например, тембровый и динамический слух – первые ласточки элементарной системы музыкального слуха, - дав жизнь звуковысотному, а вслед за ним и другим видам музыкального слуха, сами достигают в будущем высочайших уровней развития в сложных видах музыкальной деятельности.

В связи с этим, а каждом этапе онтогенеза система музыкальности человека представляет собой качественно особое образование. Его характеристика включает в себя как возрастные, так и индивидуальные показатели развития каждой музыкальной способности.

Однако в дошкольном детстве основной задачей музыкального воспитания и образования, как мы уже говорили, является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Если мы сумеем её сформировать, всё остальное станет делом продуктивных музыкальных технологий, помогающих становлению музыкальных способностей ребёнка, возникновению у него потребности в музыке, желанию жить в ней.

Читайте также: