Клиентцентрированный подход роджерса кратко

Обновлено: 18.05.2024

Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором человек получает возможность устанавливать положительные связи.

Основные понятия клиент-центрированного подхода

"Поле опыта" – то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира.

"Самость" – это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт.

"Я"-реальное – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.

"Я"-идеальное – представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей.

"Тенденция к самоактуализации" – понимается как движение к более реалистичному функционированию.

Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них.

Понятия в подходе К. Роджерса, относящиеся к самому процессу коррекционной работы: "эмпатия", "забота", "конгруэнтность", "психологический климат".

Эмпатия – особое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие феноменологического мира клиента.

Забота – имеет выраженный оттенок безусловного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью откликнуться на актуальное состояние клиента и с перспективой видения личностного потенциала клиента.

Конгруэнтность отражает следующие существенные признаки поведения психолога:соответствие между чувствами и содержанием высказываний; непосредственность поведения; неотгороженность; инструментальность концепций; искренность и пребывание таким, какой психолог есть.

Психологический климат – одно из ключевых понятий, поскольку оно концентрирует в себе отношения, профессиональные (личностные) умения, свойства и рассматривается как главное условие позитивного роста (изменения) личности в психокоррекции.

Цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его "Я"-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. Задача - это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача - создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений.

К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу:

1. Безусловное позитивное отношение

4. Воздерживаться от интерпретации или от подсказки

Позиция психолога. Основное требование - отказаться от попыток играть какую-либо роль; быть самим собой. Главная профессиональная обязанность психолога -создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов. При этом самое трудное - быть настоящим в общении с клиентом, проявлять уважение, заботу, принятие и понимание клиента.

Требования и ожидания от клиента. Ожидается, что, придя на прием, клиент будет чувствовать себя беспомощным, вести себя неконгруэнтно, ожидать помощи и быть достаточно закрытым. По мере установления отношений, в процессе изменения их состояния, мировосприятия и формирования иного отношения к себе происходит их рост, т.е. они становятся более зрелыми.

Основные компоненты роджеровской психотехники:

1. Установление конгруэнтности.

3. Отражение эмоций. Суть приема заключается в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни.

Концепция К.Роджерса нашла широкое применение в конфликтологии, в работе с подростками в школе и в психиатрической клинике. Однако существуют и ограничения - опасность оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий его личностного роста, т.е. наступает эйфория, не имеющая реальных оснований. Остается нерешенным вопрос о длительности психокоррекционого эффекта и о том, какие проблемы может создавать для клиента переход от психокоррекционных отношений к реалиям повседневной жизни.


Изначально данный подход в терапии назывался недирективным. Через время он получил название клиент-центрированного. Лучшим образом данный вид терапии был описан в работах Карла Роджерса.

Карл Роджерс

Становление подхода

Роджерс - автор многочисленных книг, профессор психологии, а также основоположник клиент-центрированной терапии - в определенный момент времени ощутил неудовлетворенность теми принципами, что использовались в терапии в его время. Он решил заняться разработкой собственного подхода. Традиционные методы, которые были ориентированы на диагностику, практически перестали себя оправдывать. Формирующиеся идеи клиент-центрированной терапии Карла Роджерса, на удивление для него самого, не стали повторением предыдущих концепций в психологии. Они положили начало новой теории. Опыт преподавательской, научной и психотерапевтической работы позволил заложить прочный фундамент роджерианской концепции.

Карл Рэнсом Роджерс

Философия клиент-центрированной терапии Роджерса кратко

В психологии того времени было принято считать, что по внутренней природе человек отличается иррациональностью, низким уровнем социализации, а также стремлением к разрушению. С позиции теории Роджерса, люди, напротив, являются социализированными и оптимистичными.

плохое и хорошее в человеке

Если же в каких-либо случаях и проявляются антисоциальные переживания, проявляющиеся в процессе терапии (злость, раздражение, враждебность), то в действительности они являются естественной реакцией на фрустрацию в удовлетворении потребностей в любви, защите, счастье и пр. Поэтому нет смысла пытаться контролировать негативные реакции; необходимо уделить внимание тому, чтобы человек имел возможность получить достаточно любви, внимания, позитивных переживаний, которые будут уравновешивать друг друга. Например, потребность в дружеском общении может уравновесить агрессивность.

Начало сессии

Сеанс клиент-центрированной терапии начинается с того, что психолог и обратившийся за помощью человек садятся друг напротив друга. Контакт должен быть установлен с клиентом в течение первых пяти минут сессии. Если же этого не происходит, то в большинстве случаев клиент внутренне блокируется.

психотерапевтическая сессия

Фокус внимания – на проблеме

Внимание терапевта должно быть сосредоточено не на проблеме, а на тех переживаниях, что охватывают обратившегося человека. Именно поэтому данный вид психологического воздействия и называется клиент-центрированной терапией. Обратившийся может самостоятельно выбирать тему для разговора. Психотерапевт может подталкивать клиента к тому, чтобы обсудить все самое наболевшее.

Участие в проблеме с помощью вербальных и невербальных сигналов

Почему не нужно формулировать вопросы вместо клиента

Психотерапевт сопровождает человека не в его погружении в саму проблему, а в глубины его эмоциональных переживаний, которые являются на данный момент актуальными. Немало клиентов не могут сформулировать правильно собственную проблему, поэтому часто оказывается бессмысленным требовать от них этого. Формулирование вопроса может быть опасно еще и тем, что направляет ход разговора, а также снова вводит клиента в проблему. Если вместо обратившегося за помощью начать выстраивать предположения о его чувствах или же пытаться сформулировать проблему, то терапевт будет направлять его, что может негативно сказаться на открытости клиента. Последний может заблокироваться и перестать рассуждать о своих переживаниях.

Главный принцип клиент-центрированной терапии – находиться в ее процессе рядом с клиентом. И поэтому вопросы терапевт должен задавать не для себя, а для самого обратившегося. Они должны помогать ему отправляться все дальше вглубь своих чувств.

Неопытный специалист, работающий в рамках клиент-центрированной психотерапии, может дать следующие ответы, однако они будут неверными:

вопросы в клиент-центрированной терапии

Метод повторов

Но если в процессе сессии клиент говорит слишком много, то методика повторов может и не сработать. Она в таком случае попросту выведет самого клиента из процесса погружения в собственные чувства и переживания. В таком случае более уместной будет методика обобщения. Приведенный выше первый вариант и представляет собой классический пример обобщения.

Метод метафоры

Еще один эффективный прием, используемый в клиент-центрированной терапии. Метафору можно использовать и разово, и в качестве устойчивого образа, который сопровождает весь терапевтический процесс. В том случае, если она соответствует опыту клиента, этот прием помогает ему войти в тот пласт бессознательного, который наполнен символами, что позволяет уйти от предметного мира. Ведь в последнем случае могут иметься существенные ограничения по способу выражения чувств.

Такая метафора позволяет обсудить свои агрессивные чувства без ощущения вины. Это делает клиента более открытым.

психолог и клиент

Этапы

В результате исследований многих интервью были сделаны заключения о том, как происходит весь процесс терапии. Выявлено, что при этом возникает движение от застоя к процессу. Ученые выделили семь этапов терапии:

  1. На первом этапе клиент ощущает нежелание выражать себя. Общение происходит лишь на общие темы. На данном этапе обычно люди не обращаются за помощью к психологу – их чаще всего приводят родственники.
  2. На втором этапе проявляются чувства, однако клиент не берет на себя ответственности за происходящее в его жизни. Не признаются жизненные противоречия. Практически отсутствует дифференциация личностных смыслов.
  3. Затем начинается ослабление, постепенное самовыражение. Человек выражает прошлые переживания – как правило, отрицательные.
  4. Принятие того, что было выражено на предыдущем этапе, позволяет перейти на следующую стадию. Человек начинает чувствовать ответственность за те проблемы, что имеются в его жизни.
  5. На пятой стадии чувства выражаются уже полностью свободно, однако нередко присутствует удивление, страх. Человек более точно определяет свои чувства.
  6. Шестая стадия наиболее драматична. Клиент переживает свои чувства во всей полноте. Проблема прекращает для него быть объектом.
  7. На этом этапе обратившийся за помощью продолжает самостоятельное движение вперед, уже без помощи психотерапевта. Однако этап может обсуждаться на приеме у психолога.

особенности концепции клиент-центрированной терапии

Отношения с терапевтом

Основные положения клиент-центрированной терапии Роджерса, на которых строится общение с клиентом, таковы:

Клиент-центрированная терапия – хорошо зарекомендовавший себя метод, использующийся как среди людей с относительно простыми проблемами, так и среди пациентов психиатрических клиник. Эмпатия и теплота, сопровождающие терапевтические сессии, дают хороший эффект – и этот вывод за многие годы практики был сделан не одним психотерапевтом.

Клиент-центрированная психотерапия - Теория психотерапии

Теория психотерапии

Основными особенностями личностно-центрированной терапии являются:

1) гипотеза о том, что определенные установки психотерапевта представляют собой необходимые и достаточные условия для терапевтической эффективности;

3) терапевтический процесс направлен на изменение опыта, на достижение способности жить более полно в моменте;

4) фокус больше на процессах изменения личности, чем на статичных структурах;

5) гипотеза о том, что одни и те же принципы психотерапии применимы ко всем людям, независимо от того, к какой клинической категории они относятся — к больным психозами, невротикам или психически здоровым людям;

6) интерес к философским вопросам, возникающим в практике психотерапии.

Взгляды Роджерса претерпели некоторые изменения в течение его жизни. Однако основная идея этой школы не изменилась. Роджерс лишь сильнее подчеркивал важность личного контакта между пациентом и терапевтом. Поэтому при дальнейшем анализе особенностей клиент-центрированной терапии нет разделения между идеями раннего и позднего Роджерса.

Эмпатия в работе Роджерса

В отношении каких характеристик клиента психотерапевт должен проявлять эмпатию? Очевидно, что некоторые мысли, эмоции и поведение напрямую вытекают из проблем человека, а некоторые — из здоровой части личности. Эмпатия к личности в целом является условием освобождения от защитных механизмов (искажения и отрицания опыта), а эмпатия к здоровым аспектам — механизмом поддержки конструктивных начал личности.

Возникновение невроза

Необходимо проводить различие между содержательной и формальной директивностью. Если психотерапевт безоговорочно уважает клиента, его взгляды, систему ценностей, чувства, переживания и т.д., уважает его внутренние возможности (ресурсы) для самопреобразования и роста, то он, безусловно, недирективен, даже если выражает раздражение поведением клиента (и в этом случае психотерапевт конгруэнтен), даже если дает клиенту советы. Однако если терапевт имеет недирективную форму, то это вопрос выяснения технических деталей, норм недирективности. Одним словом, недирективность — это не поведенческое, а личностное измерение. Стиль работы терапевта не так важен, если есть качество отношений. Мы должны стремиться к качеству в отношениях, независимо от того, какой метод мы используем для его достижения. Содержательный недирективный подход к клиенту означает, что терапия не ориентирована на проблему (разговор о проблеме, обсуждение проблемы, поощрение клиента углубляться в проблему и т.д.), а ориентирована на клиента.

Существуют серьезные возражения против всеобщности принципа безусловной позитивности по отношению к клиенту, который не учитывает характерологические и нозологические особенности. Таким образом, при работе с шизоидным клиентом, если терапевт проявляет понимание и дарит тепло и сострадание, превышающие уровень толерантности клиента, значит, у клиента выраженная тревога, которая затрудняет терапевтический контакт. Согласно теории объектной привязанности, интернализованные характеристики объекта (либидинозные и антилибидинозные) должны приниматься во внимание при установлении отношений с клиентом. Одним из важнейших условий терапевтического изменения клиента является его готовность к изменениям, его ответственность за эти изменения. Самоответственный клиент не склонен устанавливать отношения переноса с терапевтом.

Механизмы терапии

1) Повышается открытость к опыту;

2) Опыт углубляется;

3) Повышается уверенность в собственных проявлениях, в себе;

4) Формируется внутренний локус оценки;

6) углубляется знание себя в процессе переживания.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

[психогигиена]

"Я"-реальное - система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.

"Я"-идеальное - представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей.

К "Я"-идеальному стремится приблизиться "Я"-реальное Степень различия между "Я"-реальным и "Я"-идеальным определяет степень дискомфорта личности и личностный рост Если степень различия невелика, то она выступает двигателем личностного роста. Согласно К. Роджерсу, принятие себя таким, каким ты являешься в действительности -признак душевного здоровья. Высокая степень различия, когда "Я"-идеальное выражает обостренное самолюбие и повышенную амбициозность, может стать причиной невротического срыва.
По мнению К. Роджерса, человек, с одной стороны, стремится привести в соответствие со своим реальным "Я" как можно больше своих внешних переживаний, а с другой - пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его идеальное "Я" и соответствуют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, реальное "Я" может так и не достичь соответствия идеальному "Я" либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его реальное "Я" от идеального "Я". Тревога и нарушение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между реальным "Я" и жизненным опытом, с одной стороны, и между реальным "Я" и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, с другой стороны.

Тенденция к самоактуализации - один из фундаментальных аспектов человеческой природы, понимается как движение к более реалистичному функционированию.

Психологический рост динамичен. Ему могут препятствовать условные ценности, которые представляют собой отрицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов "самости" ради получения награды для себя. Условные ценности часто формируются в детстве как результат воспитания, когда ребенок, поддерживая себя вероятностью материнской любви и признания, действует против своих интересов. Таким образом, условные ценности - это своеобразные фильтры, порождающие неконгруэнтность, т.е. разрыв между "самостью" и представлением о "самости", отрицание некоторых сторон себя. Создается замкнутый круг: каждый опыт неконгруэнтности между "самостью" и реальностью ведет к повышению уязвимости, усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности. Когда эти защиты не срабатывают, возникает тревожность.

Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них.

Психолог, по мнению К. Роджерса, должен концентрироваться на субъективном, или феноменологическом, опыте клиента. К. Роджерс считал, что человек обладает тенденцией к самоактуализации, которая способствует здоровью и росту. Психолог действует как помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту и способствует большей зрелости клиента (с устранением препятствий высвобождаются силы роста и открывается путь для саморазвития и самосовершенствования).

В центр своей деятельности К. Роджерс поставил личность клиента как таковую, отмежевавшись от медицинской терминологии типа "психотик", "невротик". Он отказался от традиционных тогда психотехник типа "интерпретация", "суггестия", "научения", утверждая, что такой подход ориентирован прежде всего на самого психолога.

Читайте также: