Проблема перехода в царство разума просвещение кратко

Обновлено: 28.06.2024

XVIII век вошел в мировую историю как век Просвещения и начала модернизации.XVIII век сыграл особую роль в развитии Российского государства. Это был период сложного и противоречивого исторического развития, оставивший нерешенными и спорными многие проблемы. Одновременно это было время начала модернизационных процессов, перемен во всех сферах общественно-политической жизни: экономике, социальных отношениях, политике, в общественной мысли и культуре.

Первая попытка модернизировать страну по европейскому образцу была предпринята Петром I, вторая - Екатериной II.Радикальные преобразования XVIII столетия превратили страну в могучую мировую империю.Возрастали объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Успешно развивалась внутренняя и внешняя торговля.Укрепилась центральная и местная власть.Ускорилось развитие присоединенных окраин.Были созданы сильнейшие в мире регулярные армия и флот, начало которым положил Петр Великий.Однако итоги модернизации экономики страны и ее социальной структуры, были противоречивыми.

Так, Петр Великий, кардинально изменив промышленную сферу, оставил старые порядки в сельском хозяйстве. Он попытался приспособить к новым потребностям социальные отношения, но создал стройную иерархию зависимых от трона сословий. В результате мечты Петра I о государстве “общего блага” превратились на практике в создание бюрократического государства. Потерпел поражение и рывок в преобразовании крепостнической структуры, предпринятый Екатериной Великой.

XVIII столетие стало веком утверждения абсолютной монархии, укрепления привилегий дворянства и усиления крепостного гнета.Вместе с тем абсолютизм XVIII века сыграл прогрессивную роль в истории российского государства, так как способствовал становлению буржуазных отношений и превращению России в ведущую мировую державу.Крестьянская война 1773-1775 гг. Емельяна Пугачева (1740 или 1742-1775) и Великая французская буржуазная революция 1789 г. положили конец заигрываниям Екатерины и ее окружения с идеалами Просвещения. Штурм Бастилии, тревожные сведения о сожжении дворянских замков напоминали русским феодалам о крестьянской войне в России.Получив известие о казни Людовика XVI, двор объявил шестидневный траур в Петербурге. Россия стала пристанищем для французских изгнанников. Любая информация о событиях во Франции подвергалась строжайшей цензуре, были разорваны дипломатические отношения с Францией.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Идеи Просвещения прорастают сначала в Англии, затем во Франции, позже – в Германии, Италии и других странах Европы. Развитие европейской культуры так или иначе происходило под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Прикрепленные файлы: 1 файл

эпоха просвящения и проблема перехода в царство разума.docx

Идеи Просвещения оказали огромное влияние на все направления духовной жизни европейского общества, давшие название новой культурно-исторической эпохе. Кстати, упомянутая эпоха, в отличие от предыдущих, сама дала себе имя: термин "просвещение" используют идеологи Просвещения – Вольтер и Гердер. Окончательно закрепила этот термин в науке статья И. Канта "Что такое Просвещение?" (1784 г.).

Идеи Просвещения прорастают сначала в Англии, затем во Франции, позже – в Германии, Италии и других странах Европы. Развитие европейской культуры так или иначе происходило под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Прежде чем дать общую характеристику культуре эпохи Просвещения, остановимся на характерных общих чертах и специфических отличиях Просвещения в разных странах. Характерными чертами Просвещения являются:

1. Стремление его представителей к перестройке всех общественных отношений на основе разума, вечной справедливости, равенства.

Продолжая начатую на рубеже XVII-XVIII вв. рационалистическую систему в европейском культурном развитии, Просвещение исповедовало настоящий "культ разума", видя в нем тот "архимедов рычаг", с помощью которого можно перевернуть всю систему общественной и духовной жизни. Провозглашенное просветителями царство разума по своей исторической сущности было не чем иным, как идеализированным смыслом буржуазии, которая готовила себе идейные основы прихода к власти.

Однако, несмотря на свое всевластие, разум должен был считаться с тем, что имеющиеся условия (абсолютистское власть еще была достаточно сильной) не позволяли осуществить практическое преобразование общества.

2. Движущей силой исторического развития и условием торжества разума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.

Определяющим моментом культурной жизни эпохи Просвещения была безграничная вера в преобразовательные возможности образования. Передовые люди того времени прилагали значительные усилия для распространения знаний среди всех слоев общества, отводя свету ведущую роль в прогрессивном развитии человечества в русле общего блага и справедливости. Следует отметить, что Просвещение понималось шире, чем простое распространение знаний и образования, оно включало в себя моральное и гражданское воспитание, а также утверждение "истинных" представлений о мире, обществе и человеке – в противоположность "ложным" идеям старого мира. Постулаты Просвещения не несли в себе революционного пыла, но именно они положили начало то социальный подъем, которое завершилось Французской буржуазной революцией 1789 – 1794рр.

3. Они стремились расковать умы людей и тем самым способствовали их политическому раскрепощению.

4. Просветители верили в человека, его ум и высокое призвание. Этим они продолжали гуманистические традиции эпохи Возрождения.

Обусловлено особенностями исторически национального развития Просвещение в разных странах имело и существенные отличия:

2. Французское же Просвещение XVIII в. было значительно высшим этапом в развитии идейной борьбы буржуазии. Оно возникало специфическими условиями, Франции XVIII века, где борьба между феодализмом и антифеодальными силами набрала относительно бескомпромиссных, резких форм.

3. Особенность Просвещения безгосударственных, зависимых народов состоит в том, что оно тесно переплеталось с формированием культурно-этнической солидарности, с национальным возрождением, особыми стимулами для которых стали гердерианство (протест против деспотизма) и романтизм. Историческим примером может служить период Гетманщины в Украине.

Если говорить об общей характеристике художественной культуры эпохи Просвещения, то следует отметить, что оно является новым открытием, новой ступенью на пути развития мировой планетарной художественной культуры, ей свойственно такое художественное восприятие, как интимность, лиризм, острая наблюдательность, проникновение в человеческие страсти и характеры . Одновременно достижения художественной культуры эпохи Просвещения, достигнутые ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических идеалов общества, свойственных искусству предыдущих лет.

Вместо своевольного индивидуалиста эпохи Возрождения и регламентированного подданного периода классицизма в XVII в. героем искусства становится гражданин, утверждающий свободу в рамках политики. Д. Дефо, Д. Свифт, Г. Филдинг, Г. Лессинг, А. Лесаж, П. Бомарше, Вольтер, Д. Дидро представляют в своем творчестве разумное, естественность человека. Для них решения всех коллизий обусловлено просветлением жизни, умом, знаниями.

Просветительский рационализм интенсивно наполнялся гуманистическим содержанием. Так, если в классицизме "разумность" произведений искусства была показателем их художественных качеств, то теперь она воспринимается и как дополнительное свидетельство его моральных ценностей. Красота и добро все теснее сближаются через посредство истины. Отсюда – морализаторский пафос самого искусства Просвещения и растущий интерес к проблеме возвышенного. Реализм Просвещения уже не выдвигает таких могучих титанов, как искусство Возрождения. Величие духа, невероятная напряжение общечеловеческих страстей заменяется ловкостью изобретательного героя.

Искусство демократизируется и обращается к жизненному материалу самых разных слоев, привлекая низы общества. Внимательно прослеживается общественную жизнь людей. Ведущим жанром в литературе становится социально-бытовой роман. Плоскость внимания художников все время расширяется. Классицизм как доминирующее направление в литературе и искусстве уступает сентиментализма (сентимент – чувство), а примерно с 60-х годов XVIII в. – Также и романтизма.

Расширялись возможности общества по защите здоровья людей от болезней и увеличению продолжительности жизни. Появилась первая книга о диете (англичанин Джон Арбатнот, 1731). Проведена первая успешная операция аппендицита (1736, Франция). Гипноз стал использоваться для лечения пациентов (австриец Ф. Месмер, 1774). Леди Мэри Вортли Монтегю ввела в Англии опыт вакцинации от оспы, заимствованный у турок. Другая женщина — Екатерина II — провела вакцинацию в России, начав с себя и сына. B 1780 г. француз Николя Аппер установил, что при нагревании пищи в закупоренной посуде она не портится. Вскоре появились консервы.

Формируются новые представления о предназначении человека, о требованиях к нему. «Во-первых, надо исполнять свой долг перед Богом и людьми, — без этого все, что бы ты ни делал, теряет свое значение; во-вторых, приобрести большие знания, без чего к тебе будут относиться с большим презрением, даже если ты будешь порядочным человеком; наконец, быть отлично воспитанным, без чего при всей твоей порядочности и учености ты будешь человеком не только очень неприятным, но просто невыносимым. Подумай только, какой стыд и срам: иметь возможности учиться — и остаться невеждой. Человек невежественный ничтожен и достоин

Разработка инвестиционного проекта 1. Общие положения График 1. Классификация инвестиций 2. Источники привлечения капитала 2.1. Инвестиции за счет собственных средств 2.2. Кредиты 2.3. Создание

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА

1. Мировоззрение: структура, функции, исторические формы. 2. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии и искусства. 3. Предмет философии, её структура, основные функции 4. Философия и наука:

Немецкая классическая буржуазная философия от Канта до Гегеля и Фейербаха составляет часть, вершину и завершение истории классической буржуазной философии. Под классической буржуазной философией мы

Содержание Введение Автономный разум Основная проблема классической буржуазной философии Отказ эмпиризма от разума Вклад немецкой классической буржуазной философии НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ

Исследуется историко-философский генезис проблемы единства теории и практики — одной из актуальных проблем марксистско- ленинской философии. Впервые в советской философской литературе немецкая

Лысенко Дмитрий Леонидович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2003 | Диссертация | 2003 | Международное | docx/pdf | 6.49 Мб

Специальность 12.00.10 — Международное право. Европейское право. Актуальность темы исследования. В современный период глобализации мировой экономики и усиления экономической интсірации между

Овдиенко Евгений Борисович | Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Москва - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 4.2 Мб

Специальность 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Актуальность темы исследования. В российской юридической литературе по

Тугушев Рустам Рашидович | Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Саратов - 2002 | Диссертация | 2002 | Россия | docx/pdf | 5.12 Мб

12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Актуальность темы диссертационного исследования. В современных условиях на пути построения в России правового государства

В конце XVII – начале XVIII века в Европе вспыхнуло мощное культурное движение, известное в истории под названием ПРОСВЕЩЕНИЕ. Культура Просвещения возникла в тот момент, когда на арену истории выходил капитализм. Создаваемая деятелями Просвещения новая, передовая культура помогала его утверждению.
Движение просветительства имело свои специфические черты в каждой стране. Но задачи движения в главном были общими:
• Борьба против феодального строя и его идеологии
• Борьба против опоры феодализма – церкви
• Поиски и создание идеальной модели общественного устройства, в основе которой лежали бы буржуазные отношения

Творчеству и деятельности просветителей разных стран были свойственны общие черты:

Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.

Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи.

Новейшие исследования истории Российского государства в XVII–XVIII вв.

Развитие системы международных отношений. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. Роль международной торговли. Источники первоначального накопления капитала. Роль городов и цеховых структур. Развитие мануфактурного производства. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.

Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в. Европейское Просвещение и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. Формирование европейских наций. Воссоединение Италии и Германии. Война за независимость североамериканских колоний. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Гражданская война в США. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.

Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Секуляризация сознания и развитие науки. Романтизм, либерализм, дарвинизм.

Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в нач. XIX в. Реформы Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Дискуссия об экономическом кризисе системы крепостничества в России. Отмена крепостного права и её итоги: экономический и социальный аспекты; дискуссия о социально-экономических, внутренне- и внешнеполитических факторах, этапах и альтернативах реформы.

Политические преобразования 60–70-х гг. Присоединение Средней Азии.

Развитие Европы во второй пол. XIX в. Франко-прусская война. Бисмарк и объединение германских земель.

Русская культура в XIX в. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия.

Лекции:

Лекция 7. XVIII в. в российской и мировой истории. Петр I: попытки преобразований традиционного общества. (2 часа)

Лекция 9. Политическое и социально-экономическое развитие России: реформы и контрреформы (XIX – начало ХХ вв.). (4 час.)

Семинары:

Семинар 4. Общественно-политические движения в России XIX вв. (2 часа)

Семинар 5. Социально-экономическая модернизация России: имперский период (2 часа)

Самостоятельная работа:

- составление тематических таблиц

Реформы Петра Великого и их корректировка при преемниках




Реформы и их корректировка Петр Великий Преемники
Военные реформы
Преобразования центральных органов
Реформы местных органов
Указы о дворянстве
Усиление крепостного права
Правительственная экономическая политика
Преобразования в области культуры и быта

Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Направления внешней политики Цели и задачи Даты и события Результаты
Северо-западное
Западное
Восточное

Внутренняя и внешняя политика Романовых в XIX –начале ХХ вв.

Император Внутренняя политика Внешняя политика
Александр I Благословенный
Николай I Палкин
Александр II Освободитель
Александр III Миротворец
Николай II Кровавый

Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.

Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи.

Новейшие исследования истории Российского государства в XVII–XVIII вв.

Развитие системы международных отношений. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. Роль международной торговли. Источники первоначального накопления капитала. Роль городов и цеховых структур. Развитие мануфактурного производства. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.

Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в. Европейское Просвещение и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. Формирование европейских наций. Воссоединение Италии и Германии. Война за независимость североамериканских колоний. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Гражданская война в США. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.

Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Секуляризация сознания и развитие науки. Романтизм, либерализм, дарвинизм.

Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в нач. XIX в. Реформы Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Дискуссия об экономическом кризисе системы крепостничества в России. Отмена крепостного права и её итоги: экономический и социальный аспекты; дискуссия о социально-экономических, внутренне- и внешнеполитических факторах, этапах и альтернативах реформы.

Политические преобразования 60–70-х гг. Присоединение Средней Азии.

Развитие Европы во второй пол. XIX в. Франко-прусская война. Бисмарк и объединение германских земель.

Русская культура в XIX в. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия.

Лекции:

Лекция 7. XVIII в. в российской и мировой истории. Петр I: попытки преобразований традиционного общества. (2 часа)

Лекция 9. Политическое и социально-экономическое развитие России: реформы и контрреформы (XIX – начало ХХ вв.). (4 час.)

Семинары:

Семинар 4. Общественно-политические движения в России XIX вв. (2 часа)

Семинар 5. Социально-экономическая модернизация России: имперский период (2 часа)

Самостоятельная работа:

- составление тематических таблиц

Реформы Петра Великого и их корректировка при преемниках

Реформы и их корректировка Петр Великий Преемники
Военные реформы
Преобразования центральных органов
Реформы местных органов
Указы о дворянстве
Усиление крепостного права
Правительственная экономическая политика
Преобразования в области культуры и быта

Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Направления внешней политики Цели и задачи Даты и события Результаты
Северо-западное
Западное
Восточное

Внутренняя и внешняя политика Романовых в XIX –начале ХХ вв.

Император Внутренняя политика Внешняя политика
Александр I Благословенный
Николай I Палкин
Александр II Освободитель
Александр III Миротворец
Николай II Кровавый

Читайте также: