Секреты хорошей речи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса — известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов — раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика — вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

3. Яркое начало

4. Главная мысль

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

И, наконец, последний совет автора: удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все.

Как быстро научиться красиво говорить без запинок - Готовые методы и техники речи. Список способов, как повысить свой словарный запас и научиться грамотно выражать свои мысли.

Эксперт в области самоменеджмента и личностного роста.

как научиться красиво разговаривать

Красиво говорящий человек сразу располагает к себе людей. Говорить красиво и уверенно — это искусство, которое способно качественно улучшить вашу жизнь, взаимодействие с людьми, даже карьеру.

Известны случаи, когда красивая речь влияла на развитие мировой истории: например, великий Александр Макендоский считал своим заклятым врагом философа и оратора Демосфена, который в одиночку, с помощью одной только техники речи, удерживал Афины от присоединения к его царству, заставляя упорно продолжать войну.

Адольф Гитлер объявил награду за голову диктора Юрия Левитана, того самого, который объявлял по радио о начале Великой отечественной войны, потому что его голос вдохновлял солдат.

Человек, красиво говорящий, умеющий правильно и красиво говорить с людьми, способен одним только голосом и словами изменить мир. А как научиться красиво разговаривать, как красиво говорить, как поставить свою речь правильно и красиво — вы узнаете в этой статье.

Что такое красивая речь простыми словами

Красивая речь — это сочетание следующих факторов:

  • Чёткой дикции, чтобы вас было легко понимать;
  • Звучного, поставленного голоса и приятного тембра, чтобы слушать было легко и приятно;
  • Богатого словарного запаса, потому что без него вы не сможете говорить без запинок;
  • Богатства интонаций;
  • Логичного и взаимосвязанного содержания речи, наполненной как смыслом, так и эмоциональностью.

как красиво говорить

Красивая речь простыми словами — это речь, которую приятно, интересно и увлекательно слушать, и которая выполняет те функции, которые необходимы в данный момент говорящему: убедительность, передача его чувств, передача знаний аудитории, и так далее. Дальше мы перейдем от теории к практике, и ниже вы прочитаете способы, как быстро научиться красиво говорить.

Способы, как красиво говорить

Практикуйтесь!

Вы уже умеете говорить. Да, качество вашей речи вас не устраивает, и вы хотите говорить лучше. Это прекрасно. Но сам навык у вас уже есть, и его можно и нужно развивать.

Поэтому самый важный совет: говорите.

Говорите при первой же возможности. Голос, речь, дикция, словарный запас — это всё мышцы (голосовые связки, дыхательная система, язык) и навыки, которые нужно постоянно развивать.

Чем больше вы говорите — тем лучше владеете голосом, учитесь правильно дышать, чтобы не сбиваться с темпа, приучаете свой мозг быстро подбирать слова. Попробуйте пройти небольшой и эффективный курс — Идеальный русский, который поможет вам говорить таким образом, чтобы вас хотелось слушать и слушать.

Пересказывайте

Рассказывайте близким, как у вас прошёл день, пересказывайте фильмы, которые недавно увидели, рассказывайте свои впечатления о прочитанных книгах. Это даёт вам:

Читайте вслух

Это поможет вашему мозгу приучиться к мысли, что вы можете и умеете говорить длинными, красивыми фразами.

В обычной жизни мы редко так говорим, а читая вслух — вы приучите ваш мозг к мысли, что так тоже можно, и вы так умеете.

Плюс вы будете видеть, как строятся красивые, длинные фазы, как выделять их интонационно, как распределять дыхание, чтобы не сбиться.

Читайте вообще

Чтение — это лучший способ пополнить словарный запас и избежать такой распространенной проблемы, как слова-паразиты.

Избавляйтесь от слов-паразитов

Лучший способ для этого написан выше, но сейчас остановимся на этом моменте более подробно.

Самые распространенные слова-паразиты:

В целом слов-паразитов огромное количество, для каждого человека они индивидуальны. На самом деле, как рассказывает в одном из своих исследований филолог и лингвист Е. Г. Борисова, слова-паразиты…

Чтобы определить, есть ли у вас слова-паразиты, включите диктофон и расскажите, как прошел ваш день, или что вы думаете о фильме, который недавно посмотрели.

Важно говорить достаточно долго, хотя бы несколько минут, и говорить без подготовки, чтобы послушать, как звучит ваша обычная, повседневная речь. Затем послушайте и проанализируйте: мешает ли что-то, кажется ли что-то лишним.

Другой вариант: спросите у близких, не замечали ли они за вами слов-паразитов.

Если слова-паразиты обнаружились — назначьте себе наказание за них. Например, сказали слово-паразит — положили в копилку мелкую купюру или один раз отжались от пола. Лучше, если за вами будут следить окружающие, потому что сами мы слова-паразиты часто не замечаем.

Следите за тембром голоса

Согласно исследованиям, интуитивно высокие голоса ассоциируются у нас с юностью, детскостью, чем-то несерьезным, могут раздражать, а низкие — наоборот кажутся более располагающими, обволакивающими, притягательными, их хочется слушать.

Чтобы голос звучал ниже, но при этом оставался естественным — дышите через живот, а не через грудь.

Следите за темпом речи

Быстрая, тараторящая речь может раздражать, или еще хуже — вас могут просто не понимать, не успевать за вами. Чтобы замедлиться, вы можете следить за дыханием: медленнее дышите — медленнее говорите. Или начните отстукивать по столу медленный ритм пальцами, подлаживая речь под этот ритм.

Слушайте тех, кто красиво говорит

Например, вы можете смотреть научно-популярный контент, слушать аудио-книги, слушать лекции на интересные вам темы. От себя могу порекомендовать ютуб-блогеров, которые ведут каналы о книгах: их речь обычно богата и выразительна, потому что они много читают.

Например, канал Людмилы Личи: она рассказывает о книгах с одного дубля, без сценария, и делает изящным, утонченным слогом, так, что книгу, которую она рекомендует, сразу же хочется прочитать.

Учитывайте особенности аудитории

Когда вы говорите, ваша задача — чтобы вас поняли. Удариться в самолюбование после того как повысить свой словарный запас и научиться грамотно выражать мысли — это другая крайность, вы не должны такого допускать.

Выявите свои проблемы

Читайте вслух стихи

Дело в том, что у стихов своя, особенная ритмика, отличающаяся от прозаической, поэтому читать стихи вслух легче, чем прозу. Так вы приучите свой дыхательный аппарат к правильному дыханию во время речи, и в дальнейшем говорить уже обычный прозаический текст будет легче.

Плюс заучивание стихов развивает память. Хорошо для таких целей подходит Пушкин: его стихи легко учить, и они очень похожи на обычную человеческую речь.

Попробуйте прочитать его стихотворение, не обращая внимания на разбивку по строчкам, как будто это слитный текст — и ощущение будет такое, будто человек просто что-то говорит, и у него случайно получилось в рифму.

Играйте в словесные игры

Это развивает навык быстрого подбора слов, когда вы говорите без заготовленного сценария. Примеры игр:

Пишите

Как доказали лингвисты и психологи, письменная и устная речь тесно взаимосвязаны, поэтому если ваша основная проблема — неумение выстроить длинную, логически связанную речь (в голове у вас все по полочкам, а вслух — сбиваетесь), то попробуйте больше писать.

В письменной речи четче видны логические связи, здесь не получится отделаться расплывчатой формулировкой или понадеяться на понимание собеседника — придется прописывать все самостоятельно. Например, вы можете писать рецензии на книги и фильмы или вести дневник.

Правила русского языка

  • К сожалению, выявить свои ошибки в этой сфере сложно: если вы не знаете, как правильно, вы этого не заметите.

К сожалению, такие ошибки очень портят впечатления от речи, и специалист кажется не таким компетентным, как мог бы быть.

Следите за жестикуляцией

Впечатление о речи формируется не только тембром голоса, богатством словарного запаса, интонаций и хорошей дикцией, но и от того, как говорящий держится, какие у него жесты, выражение лица, взгляд.

Вот, что здесь можно порекомендовать:

  1. Примите открытую позу. Не скрещивайте колени, лодыжки, не сжимайте руки в замок, не кладите их в карманы, не скрещивайте на груди — это производит впечатление закрытого, напряженного человека, неуверенного, или как будто вам есть, что скрывать.
  2. Округлые жесты создают впечатление доброжелательности и открытости.
  3. Если волнуетесь, сбиваетесь — попробуйте что-нибудь вертеть в пальцах, это поможет вам сфокусироваться.
  4. Если вы разговариваете с одним человеком, а не с группой, то старайтесь смотреть ему в лицо, поддерживать зрительный контакт.
  5. Держитесь прямо, не стесняйтесь начать прохаживаться по аудитории, если вы выступаете — это поможет сбросить напряжение и сосредоточиться на речи.

Не стесняйтесь

Особенно если вы женщина. Один нью-йоркский университет провёл исследование, где слушатели должны были следить за дискуссией, а потом сказать, кто, по их мнению, больше говорил — мужчины или женщины.

Результаты оказались печальными: когда актёры, по заданию учёных, говорили так, чтобы женская речь звучала ровно столько же, сколько мужская, аудитория воспринимала их так, будто женской — слишком много. Равной ситуация воспринималась только когда женщины говорили примерно треть времени, а все остальное занимали мужчины.

А еще миф о женской болтливости был развеян еще в 1993 году лингвистом Деборой Джеймс (Deborah James). Она доказала, что мужчины гораздо словоохотливее женщин, и говорят они больше и дольше.

Если вы — женщина, то могли это замечать, например, на рабочих совещаниях: возможно, вас чаще перебивают, ваши предложения не замечают, а когда то же самое говорит коллега мужского пола — все прислушиваются.

Женщина красиво говорит, когда уверена в себе. Держитесь прямо, говорите громче и четче и не стесняйтесь показаться болтливой или некомпетентной — скорее всего, это не так, и вам просто кажется, потому что вас до этого часто перебивали и не слушали. Учитесь не допускать этого, не позволяйте себя перебивать.

Вот несколько способов этого не допустить и фраз, которые неуверенным в себе женщинам стоило бы говорить почаще:

Техники развития речи

как красиво разговаривать

Выберите наугад пять-десять любых слов и сымпровизируйте, придумав такой рассказ, в котором все эти пять-десять слов были бы задействованы. Слова можно выбрать из книги (открываете наугад, тыкаете пальцем и записывайте получившееся). Рассказ обязательно должен быть именно импровизацией: это задание на умение придумывать и озвучивать связную речь на ходу, а не на писательские навыки.

Вот пример пяти слов: светофор, карандаш, клавиатура, школа, мандарины.

Но этот рассказ написан, а вам нужно его придумать и рассказать вслух.

Вот пример пяти слов, на основании которых вы можете опробовать это упражнение прямо сейчас: абрикос, шуруповерт, красивый, антрацит, Габриэль Гарсиа Маркес.

Представьте, что вы встретились с инопланетянином, который никогда прежде не был на нашей планете, и ему здесь ничего не знакомо. И он спрашивает вас: а что это такое? Вы говорите — это стол. А что такое стол?

Это даст вам более полное представление о себе как об ораторе: не только как вы звучите, но и как вы при этом выглядите, какие у вас жесты, какое выражение лица, взгляд.

Эта игра развивает умение импровизировать, придумывать на ходу, речь без подготовки и фантазию. Старайтесь рассказывать максимально подробно, ведь ваша задача в данном случае не просто развлечься, а развить свою речь.

Попросите кого-нибудь взять любой текст и наугад вычеркнуть оттуда примерно половину слов. Затем ваша задача — взять этот текст и прочитать вслух, на ходу подставляя пропущенные слова. Это развивает умение импровизировать, быстро, на ходу подбирать слова.

Упражнения

№1. Скороговорки

Как красиво разговаривать: подобрать скороговорки, которые помогут именно вам. В этом снова поможет диктофонная запись, но теперь вы должны будете прислушиваться к звучанию своего голоса, к своей дикции, чтобы определить, есть ли у вас какие-то минусы, какие звуки вы проговариваете нечетко, а затем нужно найти скороговорки именно на эти звуки.

Например, если вы шепелявите — поможет скороговорка о девочке Александре, дороге и хлебобулочном изделии, а если картавите — об опасных ворах-рецидивистах Кларе и Карле.

№2. Говорите через препятствие

Еще один классический способ, который практиковал ещё легендарный Демосфен.

Например, можно положить в рот орехи или зажать в зубах карандаш и говорить через препятствие, добиваясь, чтобы вас поняли. Потом, в обычных условиях, без препятствия во рту, говорить будет гораздо легче, а дикция станет четче, потому что вы привыкли четче проговаривать звуки, чтобы вас поняли даже с карандашом в зубах.

№3. Делайте дыхательные упражнения

Часть красивой речи и правильной дикции — свободное дыхание, которое не сбивается, позволяет вам говорить плавно, уверенно, долго, не задыхаясь.

Для постановки дыхания вы можете начать заниматься спортом, например, плаванием, йогой, или хотя бы чаще пользоваться лестницей, чем лифтом. Если же это слишком глобальные варианты решения проблемы, то подойдет дыхательная гимнастика:

Кстати, это упражнение еще и помогает успокоиться, замедлить сердцебиение, а это снимает стресс, а это очень полезно, если вам предстоит выступление, например, перед репортерами, так как красиво говорить на камеру бывает сложно.

№4. Низкий звук
№5. Моторика

Неожиданно, но в развитии речи поможет делать что-то руками, развивая мелкую моторику. Дело в том, что области мозга, отвечающие за мелкую моторику, и за речь, тесно связаны. Поэтому, например, маленьким детям в возрасте развития речи дают много занятий на мелкую моторику: лепка из пластилина, вырезание из бумаги, рисование.

Вы можете заняться и чем-то посложнее, например, макраме, резьба по дереву. Но также мелкую моторику развивают бытовые занятия, требующие ловкости пальцев, например, чистка фруктов и орехов.

Как расположить к себе людей

Сладкая речь, развитые коммуникативные навыки — верный способ расположить к себе людей. Вот, как вы можете это сделать:

Практикуйте активное слушанье

Люди обожают, когда их внимательно слушают, они ощущают себя значимыми и. разумеется, тянутся к вам, чтобы ощутить это вновь. На самом деле, стать приятным собеседником — это в малой степени о том, как вы говорите, и в большей — как вы слушаете. Самые приятные собеседники — это те, кто ориентирован на партнера по общению.

Следите, интересно ли собеседнику

Красивая, поставленная речь — это восхитительно, но даже она может утомить. Следите за собеседником, пока говорите: слушает ли он, смотрит ли на вас, что видно по его мимике, по взгляду, поддерживает ли он вообще разговор — может, он давно уже уткнулся в телефон и просто ждет, пока вы закончите растекаться мыслью по древу.

Говорите комплименты

Люди очень редко получают комплименты, часто не слышат их даже от близких, и потому человек, который им эти комплименты говорит, будет для них очень располагающим.

Задавайте открытые вопросы

Эти вопросы дают понять, что вам небезразлично мнение собеседника, вы заинтересованы в его личности и общении с ним. Собеседник, опять же, ощущает себя значимым, и это располагает его к вам.

  1. Физиологически, как правило, людям приятнее слышать низкий, мягкий, негромкий голос, речь среднего или неторопливого тембра.

Советы дикторов и актеров

Какие читать книги, чтобы научиться красиво говорить

Примеры книг для развития словарного запаса уже перечислены выше, а сейчас — книги, которые учат красиво говорить и излагать свои мысли, то есть, более профессиональные.

Работа актера над собой

Это книга, которую в обязательном порядке читают все, кто хочет связать свою жизнь с театром и кино, но на самом деле в ней много профессиональных советов, которые пригодятся любому, кто озабочен своей речью. По сути, актёры на профессиональном уровне развивают навыки, о которых говорилось в этой статье: звучный голос, четкую дикцию, богатую интонационно и словесно речь. Кстати, книга Станиславского написана прекрасным, утонченным, изящным слогом, поэтому может также и расширить ваш словарный запас.

В заключении

Кратко, чтобы информация из статьи уложилась в вашей голове.

  • Красивая речь состоит из четкой дикции, приятного слуху тембра и темпа речи, богатого словарного запаса и богатства интонаций. Она позволяет располагать людей к себе, казаться им компетентным, уверенным в себе, обаятельным человеком.
  • Для того, чтобы ее развить, необходимо много практиковаться: говорить, читать вслух, пересказывать события, фильмы, книги, как можно чаще излагать свои мысли голосом.
  • Также важно много читать, чтобы расширять словарный запас. Какие книги читать — зависит от ваших целей: для развития словарного запаса подходит классическая литература, для того чтобы стать романтичным собеседником с девушкой — любовная, чтобы развить коммуникативные навыки в профессиональной сфере — литература по вашей специальности.
  • Важно также следить за грамотностью речи, правильным употреблением и согласованием слов, потому что иначе вы будете восприниматься некомпетентным, необразованным человеком.
  • Словесные игры: синонимы, антонимы, анаграммы, цепочки слов.
  • Упражнения на развитие дикции: скороговорки, разговор с карандашом во рту.
  • Дыхательные упражнения, чтобы речь лилась плавно, не сбиваясь.
  • Красивая речь очень важна, но также для того, чтобы расположить людей к себе, важно уметь слушать, быть чутким и внимательным собеседником.

Надеюсь, что эта статья была для вас полезна. Удачи!

(11 оценок, среднее: 4,64). Оцените, пожалуйста, мы очень старались!

07.09.2017 admin


Коммуникативные качества речи как реальные свойства ее содержательной или формальной стороны: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность.

Принципы выделения коммуникативных качеств речи (на основе соотношения речи и неречевых структур: языка, мышления, сознания, действительности): 1) речь — язык (правильность, чистота, богатство); 2) речь — мышление (логичность, точность); 3) речь — сознание (богатство, выразительность, образность, действенность); 4) речь — действительность (точность); 4) речь — условия общения (в том числе адресат) (уместность, доступность). Правильность речи. Соблюдение норм литературного языка: орфоэпических, словообразовательных, лексических, грамматических, стилистических. Точность речи. Виды точности: фактическая, или предметная, (адекватное обозначение предметов реальной действительности) и терминологическая, или понятийная, (содержание речи должно соответствовать системе научных понятий). Условия, способствующие созданию точности речи: экстралингвистические (знание предмета речи) и собственно лингвистические (знание языка, его системы).

Основные типы ошибок, связанные с нарушением коммуникативной точности речи: 1) неточное словоупотребление: а) ошибочное употребление слов, сходных по звучанию; б) ошибочное употребление слов, сходных по значению; в) употребление слов, относящихся к одному семантическому полю, к одной предметной области; 2) неопределенность, неконкретность, т.е. употребление вместо необходимого по смыслу слова, обозначающего видовое понятие, малоинформативного слова с широким значением; 3) двусмысленность. Логичность речи. Виды логичности: предметная (соответствие смысловых связей и отношений единицы языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности) и понятийная (отражение структуры мысли и ее развития в семантических связях элементов языка в речи). Условия логичности: экстралингвистические (овладение логикой рассуждения) и собственно лингвистические (знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры). Условия логичности речи на уровне высказывания: 1) непротиворечивое сочетание одного слова с другим; 2) правильный порядок слов; 3) такие средства выражения и поддержания логичности речи, как служебные слова (предлоги, союзы, частицы), вводные слова и словосочетания. Условия логичности речи на уровне связного текста: 1) обозначение переходов от одной мысли к другой; 2) членение текста на абзацы; 3) выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания; 4) логичность на уровне целого текста (а не его частей) зависит от его композиции, от метода организации излагаемого содержания. Чистота речи. Языковые средства, нарушающие чистоту речи: диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, вульгаризмы, канцеляризмы, слова-паразиты. Выразительность речи.

Виды выразительности: информационная (предметно- логическая, логико-понятийная) и эмоциональная (чувственного выражения и воздействия). Подвиды: открытая (экспрессивная) и скрытая (импрессивная) формы выражения. Богатство речи. Лексическое богатство речи (информативная насыщенность текста, что зависит не только от выбора языкового материала, но и от насыщения его мыслями автора, его чувствами, различными состояниями сознания). Семантическое богатство речи (разнообразие и обновление словесных связей, т.е. в данном случае имеется в виду значение слова, приобретенное в контексте). Синтаксическое богатство речи (использование разнообразных синтаксических средств). Интонационное богатство речи. Речевые недочеты, в которых проявляется бедность речи: 1) повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста; 2) употребление рядом или близко однокоренных слов; 3) однотипность и слабая распространенность синтаксических конструкций. Уместность речи.

Стилевая уместность речи (уместность отдельного слова, оборота, конструкции или композиционно-речевой системы в целом предопределяется и регулируется стилем языка) и контекстная (уместность отдельной языковой единицы регламентируется контекстом).

Правила для говорящего: 1) говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику, запрещается своей речью наносить ему ущерб: оскорбление, обиду, пренебрежение и т.п.; 2) говорящему предписывается соблюдать вежливость по отношению к адресату; 3) говорящему не рекомендуется ставить себя в центр внимания, предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственного мнения; 4) говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его социальные роли, заинтересованность в теме и т.п.; 5) говорящему предписывается выбирать темы разговора в соответствии с уровнем знаний и интересов адресата и при учете общих признаков ситуации общения; 6) говорящему предписывается следовать логике раскрытия текста, следить, чтобы вывод вытекал из посылки и т.д., а также выдерживать текст в едином стиле; 7) говорящий должен помнить, что порог концентрации внимания и восприятия текста ограничен: оптимальная длина устного высказывания — 5–9 слов, поэтому устное высказывание без паузы должно длиться не более 45 сек. — 1,5 мин.

Для усиления внимания слушателя необходимо включить средства авторизации и адресации текста; 8) говорящему предписывается вести постоянный отбор языковых средств, включая их стилистическую характеристику; 9) говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении адресат не только слышит его, но и видит, поэтому следует умело и уместно пользоваться арсеналом невербальных средств (жест, мимика, поза, интонация и др.), а также соблюдать общие нормы этикета, поведения.

Ирина Голуб - Книга о хорошей речи

Ирина Голуб - Книга о хорошей речи краткое содержание

Когда происходит ломка общественных структур, правосознания, культуры, интеллектуальной и духовной жизни общества, в эпицентре всех этих потрясений оказывается язык. И поэтому, возрождая духовность нашего общества, необходимо подумать о хорошей речи, сохранить богатство русского языка и научиться пользоваться им.

Книга рассказывает об особенностях правильной русской речи, помогает избежать распространенных речевых ошибок. На интересных примерах высокого художественного мастерства русских писателей, поэтов, публицистов показаны разнообразные стилистические приемы усиления выразительности, эмоциональности речи.

Книга адресована всем, кто стремится повысить культуру речи, овладеть искусством публичного выступления, развить чувство стиля.

Книга о хорошей речи - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)


Фото

профессор Ирина Борисовна Голуб,

профессор Дитмар Эльяшевич Розенталь

КНИГА О ХОРОШЕЙ РЕЧИ

И все же подумаем о хорошей речи. Она всегда, во все эпохи, была и будет отражением духовной жизни народа. Родной язык открывает нам мудрость наших далеких предков и дает возможность обращаться к будущим поколениям. Наши правнуки будут судить о современной нам жизни по ее описаниям. Как же донести до них дух и реалии нашего времени? Каким должен быть язык, чтобы наши мысли, наши чувства были восприняты правильно и затронули сердца тех, кто придет в грядущую жизнь через столетия?

Книга адресована всем, кто стремится повысить свою речевую культуру, овладеть искусством публичного выступления, развить стилистическое чутье. Учиться правильной литературной речи, бережному отношению к языку нужно у наших любимых писателей. Их работа со словом заслуживает пристального внимания. Литературное произношение и ударение точный выбор слова и его формы, построение словосочетаний, объединение их в предложения — все это анализируется в книге и иллюстрируется классическими примерами. При этом большое внимание уделяется предупреждению распространенных речевых ошибок.

Предлагаемая книга была последней из работ по культуре речи профессора Дитмара Эльяшевича Розенталя, написанных в соавторстве с профессором Ириной Борисовной Голуб. Это своеобразное завещание ушедшего от нас замечательного ученого-лингвиста, обращенное к грядущим поколениям, которым достается в наследие великий русский язык.

ИНФОРМАТИВНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ РЕЧИ

Эта книжка небольшая томов премногих тяжелей.

А. А. Фет

Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала. Так, в газете представлены жанры с минимальной информативностью. Например, хроникальная заметка содержит ответы на три вопроса: что, где, когда. Приведем такой текст:

20 миллиардов рублей финансовой помощи получат до конца октября от столичного правительства высшие учебные заведения Москвы. Как сообщили Интерфаксу в мэрии, средства будут предоставлены из резервного фонда, предусмотренного в городском бюджете на 1996 год. Эти деньги частично будут использованы для выплаты надбавок к зарплате, оказания материальной помощи работникам вузов.

В более распространенной заметке читатель находит ответы на большее число вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Зачем? Например:

Читайте также: