Полномочия президента франции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Опыт государственного строительства Франции представляет интерес по ряду причин. Политическое развитие ее характеризовалось общественной нестабиль¬ностью. В течение 90 лет 3 раза свергалась монархия и устанавливалась республика, затем 4 раза республика сменялась монархией, затем все же установилась республиканская форма правления. Одних республик в истории Франции насчи¬тывается пять

Содержание

1. Государственный строй современной Франции-Четвертая и Пятая Республики 5

2. Конституционные атрибуты президента Франции. 9
2.1. Порядок избрания Президента Франции. 9
2.2. Полномочия Президента. 13
2.3 Прекращение полномочий. 22
2.4.Вспомогательные службы при Президенте. 23

Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

президент франции.doc

Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или исполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных органов публичной власти прервано, Президент Республики принимает все меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, с председателями палат, а также с Конституционным советом.

Он информирует об этом Нацию посланием.

Эти меры должны быть продиктованы стремлением обеспечить в кратчайшие сроки конституционным органам публичной власти возможности для выполнения их задач. По поводу этих мер проводятся консультации с Конституционным советом.

Парламент собирается по праву.

Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

После 30 дней осуществления чрезвычайных полномочий Председатель Национального собрания, Председатель Сената, 60 депутатов или 60 сенаторов могут обратиться в Конституционный совет с просьбой проверить, существуют ли по-прежнему все условия, предусмотренные в абзаце первом. Конституционный совет в кратчайшие сроки объявляет свое решение в виде публичного заключения. Он производит эту проверку по праву и объявляет свое решение в соответствии с этими же условиями по окончании 60-дневного срока осуществления чрезвычайных полномочий и в любой момент после этой даты.

Некоторые полномочия президент Французской республики осуществляет совместно с правительством. В этом случае акты главы государства требуют про­цедуры контрассигнации, т.е. подтверждения подписи президента главой испол­нительной власти. К таким полномочиям относят руководство внешней полити­кой. Президент не только аккредитует иностранных послов и других высших дипломатических представителей иностранных государств, но и ведет перегово­ры, ратифицирует международные договоры.

Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем.

Президент является также главнокомандующим вооруженными силами, он председательствует в высших военных советах, назначает на военные должности.

Президент Республики является главнокомандующим вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Хотя право объявления войны принадлежит парламенту, именно президент са­мостоятельно принимает решение об использовании ядерного оружия.

Далее остановимся на участии президента в законодательном процессе. Его декретом открываются и закрываются чрезвычайные сессии парламента, он имеет право требовать повторного обсуждения законов, иромульгирует (обнародует) их.

Президент Республики промульгирует законы в течение 15 дней после передачи Правительству окончательно принятого закона.

Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей. В этом новом обсуждении ему не может быть отказано.

Во многих странах у главы государства есть право отказаться от утверждения законопроекта и тем самым отклонить его. Оно называется правом вето. Отлага­тельное вето означает, что не подписанный главой государства закон возвращает­ся для повторного рассмотрения парламентом. Во Франции используется простое (слабое) отлагательное вето. Суть его в следующем. Для того чтобы закон всту­пил в действие без подписи главы государства, требуется повторное принятие его парламентом, причем посредством той же процедуры, какой он был принят в пер­вый раз. Например, если закон принят простым (или абсолютным) большинством голосов в первый раз, то таким же большинством он должен быть принят заново. Происходит как бы повторная процедура принятия. Закон должен быть подписан в течение 15 дней после передачи его в правительство. В США применяется ус­ложненное вето. Если там президент использовал вето к принятому закону, тре­буется повторное одобрение закона 2/3 голосов обеими палатами Конгресса.

Ранее мы отметили, что президент председательствует в Совете Министров, определяет его повестку. Здесь обсуждаются правительственные акты делегиро­ванного законодательства и акты, принимаемые в пределах собственных регламентарных полномочий правительства, которые затем подписываются президен­том. Конституция не дает четких разъяснений по поводу того, свободен президент в праве подписи или обязан подписывать решения, принятые в Совете Министров большинством голосов.

Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, принятые в Совете министров.

Он назначает на гражданские и военные государственные должности.

Члены Государственного совета, великий канцлер Почетного легиона, чрезвычайные послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители государства в заморских административно- территориальных образованиях, регулируемых статьей 74, и в Новой Каледонии, генералы, ректоры академий, директора центральных административных ведомств назначаются в Совете министров.

Органический закон определяет другие должности, назначение на которые производится в Совете министров, а также условия, в соответствии с которыми право назначения, принадлежащее Президенту Республики, может быть им делегировано и осуществляться от его имени.

Президент совместно с премьер-министром назначает на гражданские и воен­ные должности. Он имеет некоторые полномочия в отношении судебной власти, так как объявляется гарантом ее независимости. Президент назначает своего пред­ставителя в Высший совет магистратуры, в котором является председателем. Этот орган контролирует назначение судей и прокуроров, а также выступает в качестве дисциплинарного суда по отношению к ним. Президент обладает "монаршим" правом помилования, которое осуществляет совместно с министром юстиции и Высшим советом магистратуры.

Президент Республики имеет право помилования в индивидуальном порядке.

2.3 Прекращение полномочий.

Конституция Французской республики предусматривает досрочное прекращение полномочий президента в результате смерти, добровольной отставки, возникновения препятствий к исполнению обязанностей или обвинения в государственной измене. Последнее предъявляется обеими палатами парламента, выносящими идентичные решения двумя третями голосов. Затем дело передается в специальный суд — Высокую палату правосудия; наличие препятствий (которое не разъясняется, а только констатируется) к осуществлению президентом обязанностей определяется абсолютным большинством членов Конституционного совета по запросу правительства. В этом случае конституция устанавливает порядок временного замещения президента в силу невозможности исполнения им своих обязанностей с назначением президентских выборов, если президент выбыл досрочно. Выборы проводятся не ранее, чем через 20 дней, и не позднее, чем через 35 ней после образования вакансии. Во Франции обязанности президента исполняет председатель верхней палаты парламента (председатель Сената), а если для его имеются препятствия, то правительство. В это время они не могут назначать референдумы, распускать Национальное собрание, решать вопросы доверия правительству, вносить изменения в конституцию. В истории Пятой республики была дна добровольная отставка де Голля в 1969 г. и один случай смерти президента Помпиду в 1974 г.

2.4.Вспомогательные службы при Президенте.

Большое значение в настоящее время имеют вспомогательные органы и службы при главе государства. Во Франции аппарат президента ("дом Президента") насчитывает более 500 человек и подразделяется на гражданский и военный. Одна из главных структур "гражданского дома" — генеральный секретариат, выступающий главным инструментом политического действия президента и координирующий деятельность министерств и иных ведомств. Генеральный секретарь, который руководит всем персоналом Елисейского дворца (резиденции президента), является доверенным лицом президента и поддерживает контакты с правительством и парламентом. Большую роль в аппарате играет также начальник кабинета резидента, который организует его повседневную жизнь, поездки, контакты, охрану. Существует начальник личного штаба президента, который помогает ему осуществлять функции высшего руководителя вооруженных сил. В структуру служб Елисейского дворца входят пресс-служба, чиновники особых поручений — советники президента, подчиненные ему непосредственно.

Все сотрудники аппарата Президента назначаются и увольняются по его собственному усмотрению.

Исполнительную власть осуществляют президент республики и правительство (Совет министров), причем правительство в качестве Совет; министров заседает под председательством президента, а в качестве кабинета — под председательством премьер-министра. Роль этих органов неодинакова, она зависит и от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство — к другой, поскольку оно может зависеть от партии (партий) большинства в нижней палате (так было, например, в 1986—1988гг., 1993— 1995 гг.). В этих условиях взаимоотношения между правительством и президентом могут осложняться и роль правительства снижается. Левый президент не ставил подписи на декретах правого правительства, если он их не одобрял. Если же президент и правительство принадлежат к одной партии (партиям), роль исполнительной власти возрастает (такое поло­жение сложилось после выборов парламента в 1993 г. и выборов президента в 1995г.).
Президент республики занимает главное место в системе органе! государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органа и государства, начинаются не с законодательной власти, а с президента Президент следит за соблюдением конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдена международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.
Президент обладает большими полномочиями, которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрассигнатуры премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта президента). К первой группе полномочий, осуществляемых президентов;
самостоятельно, относятся: 1) право роспуска Национального собрания по своему усмотрению (для этого президент должен лишь проконсультироваться с председателями палат парламента и премьер-министром, но такая консультация его ни к чему не обязывает). Роспуск не может быть произведен в течение года после предыдущего роспуска (поэтому президент не может использовать это право чаще, чем раз в год), с также во время чрезвычайного положения; 2) право ввести в стране чрезвычайное положение, во время которого может быть установлена, по существу, президентская диктатура: по конституции президент может принять любые меры, которые диктуются обстановкой. До введения чрезвычайного положения он предварительно должен провести такие же консультации, как и при роспуске нижней палаты парламента. Парла­мент во время чрезвычайного положения не может быть распущен, на­против, если он не заседает, то созывается, но он не может отменять акты президента, хотя и может передать дело о его государственной измене в Высокий суд правосудия; 3) право назначать премьер-министра, мини­стров, высших гражданских и военных должностных лиц и смещать их (по заявлениям об отставке). Назначение правительства президентом требует последующего одобрения правительственной программы ниж­ней палатой парламента; 4) право передавать на референдум законопро­екты по перечисленным выше вопросам; 5) право обращаться с послания­ми к палатам на их раздельных заседаниях. Эти послания не подлежат обсуждению; 6) право председательствовать в Совете министров по свое­му усмотрению; 7) право обращаться в Конституционный совет с запро­сами и назначать треть его членов; 8) президент — глава вооруженных сил, он председательствует в различных советах и комитетах обороны;

9) президент ратифицирует международные договоры (обычно это дела­ет сенат, но если ратификацию осуществляет президент, то требуется контрассигнатура правительства); 10) президенту принадлежит право помилования.
Полномочия президента, требующие контрассигнатуры членов правительства, немногочисленны: созыв парламента на чрезвычайную сессию; подписание декретов и ордонансов, принятых Советом мини­стров; назначение на гражданские и военные должности; назначение дипломатических представителей. Большинство полномочий — это лич­ные полномочия президента, они не требуют контрассигнатуры.
На практике президент расширяет свою власть, и без того очень большую, в частности за счет правительства. В осуществлении полномо­чий президенту помогает его собственный аппарат — несколько сот лич­ных сотрудников. Все они назначаются президентом. Он использует также огромный аппарат правительства.
Президент несет ответственность перед особым судом, о котором уже говорилось выше.

Президент Франции

Франция – это уникальная страна, в которой впервые зародилось президентское правление. Именно здесь в результате революции появилась высшая гражданская должность – президент страны. При этом власть президента сразу была не номинальной, так как обязанности высшего государственного лица заключались в управлении государством любыми способами, которые были закреплены в Конституции.

Особенности президентского правления во Франции

Трамп и Макрон

Статус президента Франции сразу после революции был очень высоким. Этому способствовал тот факт, что от французской монархии новой президентской власти досталась вся государственная управленческая машина. Так как Франция всегда имела вес на европейской политической арене, смена власти не повлияла на международную роль страны. За счёт сильного государственного аппарата, который новая власть не разрушила, французский президент получил те же полномочия, что и монарх. При этом простой народ был доволен, так как теоретически пост президента Франции мог занять любой из простых французов.

Несмотря на многочисленные реформы, которые произошли в результате смены государственной формы власти в стране, Франции удалось не только удержать в своих руках бразды правления страной, но и не потерять большинство её колоний.

Причины французской революции конца XVIII века

Французская революция

Конец XVIII века был для Франции переломным моментом. Начиная с 1789 по 1799 годы, страна сотрясалась от многочисленных восстаний, причём в них были вовлечены не только крестьяне, но и представители других слоёв общества, включая буржуазию и аристократию. Люди просто устали содержать королевский двор, который с каждым годом требовал всё больше и больше денег, добывавшихся за счёт увеличения налогов.

Основными причинами, которые привели к Великой французской революции стали:

  • Власть французского монарха была безграничной. Ни один житель Франции не мог чувствовать себя в безопасности, так как его жизнь полностью зависела от прихотей короля;
  • Страна накопила огромный внешний долг, что привело к увеличению налогов;
  • Чиновники погрязли в бюрократии;
  • Высокопоставленные лица на местах вели себя ничуть не хуже своего монарха, обирая подданных до нитки;
  • Налоги росли из года в год, крестьяне и простые горожане голодали;
  • Крестьян эксплуатировали очень жёстко, совершенно не считаясь с их интересами;
  • Знать постоянно соперничала между собой в роскоши, что ложилось тяжким бременем на плечи простых французов.

Последним королём Франции был Людовик XVI. Его власть была безгранична, а все указы король принимал самостоятельно, опираясь на помощь немногочисленной группы верховной знати и духовенства. В результате революции, целями и задачами которой было свержение монархии, Людовик XVI был низложен и заперт вместе с семьёй в Тампле. На суде бывшего короля обвинили в предательстве. Низложенный король до самого конца оставался самоуверенным, и верил, что суд его оправдает. Он даже отказался от адвокатов на суде и защищал себя сам, опираясь на Конституцию.

Несмотря на уверенность в своей правоте, король Людовик XVI был признан виновным. Приговор вынесли 24 депутата, которые посчитали, что короля нужно казнить. 21 января 1793 года его казнили. Через некоторое время была казнена и его супруга Мария-Антуанетта. Это произошло 16 октября 1793 года.

Именно после казни монарха во Франции началась эпоха республиканского правления. Несмотря на то, что Первая республика во Франции просуществовала только семь лет, именно этот период были заложены основы президентского правления. Пришедший к власти Наполеон Бонапарт сумел заложить эффективную систему государственного управления. Статус императора в конечном итоге трансформировался в новую государственную должность – президент.

Рождение президентской формы правления

Наполеон Бонапарт

Образованная после революции Первая республика была достаточно несовершенной. Каждый из лидеров революции старался встать у руля управления огромной страной. Только благодаря государственному аппарату, который создали ещё французские монархи, страна смогла выдержать все экономические потрясения этих лет.

Вскоре на смену Национальному Конвенту и Комитету общественного спасения пришла Директория. Именно она породила будущего французского императора Наполеона Бонапарта. 9 ноября 1799 года состоялся военный переворот, в результате которого власть хотя формально осталась республиканской, на самом деле она сосредоточилась в руках трёх консулов:

  • Роже Дюко;
  • Сийеса;
  • Генерала Наполеона Бонапарта.

Именно они стали председателями временного правительства.

В 1804 году Первая французская республика была упразднена, а генерал Наполеон Бонапарт провозглашён императором всех французов. При Наполеоне страна добилась огромных успехов в своём развитии, и именно тогда были заложены основы президентского правления.

После поражения Наполеона в России, он был вынужден отречься от престола. В 1815 году он опять стал императором, хотя в этот раз ему удалось пробыть в этой должности 100 дней. Франция после отречения Наполеона от престола возродила династию Бурбонов, которые пробыли на престоле до 1830 года. Бурбоны были свергнуты в результате очередной революции, после которой на трон взошел Луи-Филипп.

Новый французский король пробыл на троне до 1848 года. Эпоха его правления была настоящим господством буржуазии, которая, надо сказать, пользовалось властью весьма неумело. В 1848 году случилась очередная революция, после которой в стране установилась Вторая республика.

Во времена второй республики во Франции появился первый настоящий президент. Им стал племянник Наполеона I – Луи-Наполеон Бонапарт. Первый французский президент был выбран в результате прямых выборов, в которых он смог получить 75% голосов от всех участвующих. Не стоит думать, что большинство населения Франции поддержало Луи-Наполеона, так как в выборах участвовала лишь небольшая часть населения.

Инаугурация первого французского президента прошла 20 декабря 1848 года. В ходе данного события, первый президент принёс присягу на Конституции.

Президентство Луи-Наполеона, закончившееся возвращением к монархии

Луи-Наполеон

Избрание Луи-Наполеона на пост президента было явно спланировано французской буржуазией. Во время президентства Луи-Наполеона Франция добилась следующих успехов:

  • Стала экономически развитой державой с мощной экономикой;
  • Смогла соперничать с Британской Империей не только на европейском континенте, но и на мировой арене;
  • Французские войска помогли объединить Италию.

Вместе с тем обстановка в самом государстве не отличалась стабильностью. Распоряжения президента часто игнорировались, а различные заговоры и попытки государственных переворотов следовали одна за другой. В результате первый президент Луи-Наполеон сделал вывод, что Франция не готова к президентской форме правления, и усилил свою власть.

Теперь распоряжения президента приняли форму законов, все демократические институты в стране упразднили. Франция превратилась в полицейское государство, во главе которого стоял президент и его помощники, которые являлись марионетками Луи-Наполеона. В конечном итоге роль президента настолько усилилась, что он решил объявить о падении Второй республики и возрождении империи.

В 1852 году в стране была установлена Вторая империя, а сам президент стал французским императором Наполеоном III. Император смог удержаться на престоле до 1870 года. Именно в этом году французская армия потерпела поражение от прусских войск, а сам император Наполеон III был пленён 2 сентября 1870 года. Таким образом был положен конец Второй французской империи. Последующая революция дала жизнь очередной французской республике, которая просуществовала до окончания Второй мировой войны.

Президенты Франции времён Третьей республики

Эмиль-Франсуа Лубе

Начиная с 1871 года, все президенты Франции имели строго определённые полномочия. Обязанности президента теперь были записаны в Конституции. Каждое переиздание Конституции определяло взаимоотношения президента с правительством. Изначально президент Франции выбирался на три года. Третья французская республика началась во Франции с 1870 года и продолжалась до 1940 года. За это время её президентами были следующие личности:

  1. Первым президентом Третьей республики и втором президентом в истории страны, стал Адольф Тьер. Так как в стране царил бардак, он не смог выдержать все три года, на которые выбирался в соответствии с Конституцией президент, и через полтора года подал в отставку. Главными законами, которые приняли при президенте Тьере, стали закон о всеобщей воинской повинности, упразднение национальной гвардии и разрешение Орлеанским принцам вернуться на родину с возвращением им всего имущества;
  2. Следующим президентом стал генерал Мак-Магон. Он занимал пост с 1873 по 1879 годы. Граф старался всеми силами возродить монархию в республике. Он планомерно заменял всех республиканцев в правительстве на монархистов. Именно по этой причине он настоял на изменении срока президентства. В 1875 году были приняты новые конституционные законы, которые определили срок президентства в семь лет. Кроме того, в Конституции закрепили право президента быть выбранным на два срока подряд. Несмотря на все старания Мак-Магона так и не выбрали на второй срок;
  3. Следующим президентом стал Франсуа-Поль-Жюль Греви. Он занимал президентский пост дважды, хотя со второго срока ему пришлось уйти досрочно. Когда Франсуа-Поль-Жюль Греви стал президентом, все граждане Франции вздохнули с облегчением, так как новый президент был ярым республиканцем. Он многое сделал для упрочнения президентской власти в республике. Во время своего второго срока президент был скомпрометирован громким скандалом, произошедшим с его зятем Даниэлем Вильсоном. Президентство Франсуа-Поль-Жюль Греви продлилось с 1879 по 1887 годы;
  4. Следующим президентом стал Мари-Франсуа-Сади Карно. Он был республиканцем, который за семь лет своего президентства не был замечен ни в каких махинациях. Жизнь президента трагически оборвалась в 1894 году, когда во время выступления в Лионе его смертельно ранил анархист Санте Казирио. Несмотря на то, что шансов быть выбранным на второй срок у президента Мари-Франсуа-Сади Карно было очень много, он не собирался подавать на второй срок, так как это противоречило его понятиям о демократии;
  5. Жан-Поль-Пьер-Казимир Казимир-Перье прославился как президент, который находился у власти всего шесть месяцев. Он не смог найти общий язык с кабинетом министров, в результате чего был отстранён от дел и вынужден был подать в отставку;
  6. Феликс-Франсуа Фор был президентом с 1895 по 1899 годы. Считал свой пост королевским, в связи с чем ввёл в Елисейском дворце королевские церемонии. Умер в 1899 году от инсульта;
  7. Эмиль-Франсуа Лубе правил страной с 1899 по 1906 году. Прославился как инициатор союза Антанта. Смог завоевать уважение правительства, так как умел договориться и с правыми, и с левыми;
  8. Клеман-Арман Фальер был президентом с 1906 по 1913 годы. Имел скромное происхождение. Способствовал созданию союза Антанта, но не хотел войны с Германией. Прославился как ярый противник смертной казни;
  9. Раймон-Никола-Ландри Пуанкаре был президентом с 1913 по 1920 года. Прославился как сторонник Первой мировой войны. Сумел вместе со своими единомышленниками достойно организовать национальную оборону;
  10. Поль-Эжен-Луи Дешанель пробыл на посту президента всего восемь месяцев. 24 мая 1920 года президент выпал из окна поезда, в результате чего повредился рассудком. После этого инцидента был вынужден подать в отставку. Многие считают, что президент выпал из окна в результате покушения;
  11. Этьен-Александр Мильеран был президентом с 1920 по 1924 годы. Не нашёл общего языка с палатой депутатов, поэтому подал в отставку раньше, чем кончился его срок президентства;
  12. Пьер-Поль-Анри-Гастон Думерг занимал пост с 1924 по 1931 годы. При нём Франция ухудшила отношения с Советским Союзом и развязала две колониальные войны;
  13. Жозеф-Атаназ-Поль Думер был президентом всего 11 месяцев, с 1931 по 1932 годы. Его жизнь оборвалась трагически – он погиб от рук русского эмигранта Горгулова;
  14. Последним президентом Третьей республики стал Альбер-Франсуа Лебрен. Он правил с 1932 по 1940 годы.

Уже в конце XIX века во Франции стали появляться различные политические партии. Все президенты Франции до Эмиля-Франсуа Лубе были независимыми личностями. Начиная с Лубе, все последующие президенты Франции стали представителями различных партий. Конец третьей республики наступил вскоре после начала Второй мировой войны. 11 июля 1940 года Франция была разгромлена немецко-фашистскими войсками. В свете этих событий президент Альбер-Франсуа Лебрен был отстранён от власти.

Президентская власть во Франции времён Четвёртой и Пятой республик

Четвёртая республика во Франции установилась после разгрома Германии в 1945 году. 13 октября 1946 года был готов и вынесен на референдум проект новой Конституции, который устанавливал в стране парламентско-президентскую республику. Полномочия президента стали носить представительский характер, так как главной политической силой в стране стал парламент.

Первым послевоенным президентом стал Жюль-Венсан Ориоль, избранный в 1947 году. После него, в 1954 году на пост президента был выбран Жюль-Гюстав-Рене Коти. Именно во время его президентства главным французским политиком стал генерал Шарль де Голь. В 1958 году правительство, послушное воле генерала, выставило на референдум проект новой Конституции, которая провозглашала президентскую власть главенствующей во всех сферах. Благодаря авторитету генерала, Конституция была принята. С её принятием во Франции закончилась Четвёртая республика, и началась Пятая.

Теперь французский парламент существенно ограничили в правах, а президент получил множество полномочий. В соответствии с новой Конституцией, президент получает следующие полномочия:

  • Становится главой исполнительной власти в республике;
  • Все распоряжения президента получают силу законодательных актов;
  • Президент должен заниматься формированием кабинета Министров;
  • Принимает и подписывает различные указы и декреты;
  • Назначает на важные государственные должности;
  • Президент является Верховным Главнокомандующим вооружённых сил Франции.

В 1959 году пост президента Франции занял генерал Шарль-Андре-Жозеф-Мари де Голль. За десятилетний срок своего правления генерал Шарль де Голль смог сделать президентскую власть в стране по-настоящему сильной и независимой. Благодаря президенту де Голлю Франция начала активную деколонизацию. Камбоджа, Алжир и Вьетнам получили независимость.

В 1962 году во Франции появляется новое избирательное голосование. Теперь президента избирают на прямом всенародном голосовании. При Шарле де Голле Франция начала мирную политику, которая выразилась в следующих событиях:

  • Когда США начали агрессивные военные действия в Индокитае, Франция в знак протеста вышла из НАТО;
  • Были нормализованы отношения с Федеративной Республикой Германией;
  • Наладились отношения и с Советским Союзом.

Несмотря на все многочисленные реформы Шарля де Голля, общество осталось недовольно политикой президента, так как многие цели в экономических и социальных отраслях оказались недостигнутыми. В результате акций гражданского неповиновения, которые вспыхнули в стране в мае 1968 года, президент был вынужден подать в отставку.

Следующими президентами Пятой республики стали:

  1. Жорж-Жан-Раймон Помпиду. Он оставался у власти с 1969 по 1974 годы. Достаточно хорошо относился к Советскому Союзу и старался укрепить дружеские отношения между странами, которые возникли ещё во время президентства Шарля де Голля;
  2. Следующим президентом стал Валери-Рене-Мари-Жорж Жискар д’Эстен (1974-1984 годы). При этом президенте Франция начала постепенный возврат в НАТО;
  3. Франсуа-Морис-Адриен-Мари Миттеран находился у власти в течении двух президентских сроков. Правил страной с 1981 по 1995 годы;
  4. Жак-Рене Ширак был президентом с 1995 по 2007 годы. Во время его правления президентский срок правления сократился до пяти лет;
  5. Никола-Поль-Стефан Саркози де Надь-Боча занимал пост президента с 2007 по 2012 годы. Баллотировался на второй срок, но проиграл Олланду, став вторым президентом Франции, которому не удалось выиграть в предвыборной кампании;
  6. Франсуа-Жерар-Жорж-Никола Олланд выиграл предвыборную гонку у президента Саркози. Был президентом с 2012 по 2017 годы.

В настоящее время президентом Франции является Эмманюэль-Жан-Мишель-Фредерик Макрон.

Резиденция президентов Франции

Елисейский дворец

Резиденцией французских президентов с 1848 года является Елисейский дворец. Там расположена и приёмная президента. Первым французским президентом, который заседал в Елисейском дворце, был Луи-Наполеон Бонапарт.

Сам Елисейский дворец был построен в 1722 году. Тогда он считался самым роскошным парижским зданием. В Елисейском дворце проходят официальные приёмы зарубежных делегаций.

Президент Франции является главой государства, он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Президент Франции избирается сроком полномочий на 5 лет на основе всеобщих прямых выборов при тайном голосовании (ст. 6 Конституции). Выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе в два тура. В первом туре используется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, во втором — относительного, причем во втором туре участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов. Вновь избранный Президент вступает в должность через две недели после выборов.

Президентом страны может быть:
— гражданин Франции;
— не лишенный избирательных прав;
— обладающий пассивным избирательным правом при выборах в центральные представительные органы власти.

В случае вакансии поста Президента Республики или при наличии препятствия к исполнению Президентом своих обязанностей, констатируемого Конституционным советом, функции Президента осуществляются председателем Сената, а если у последнего, в свою очередь, имеются препятствия, то Правительством.

Полномочия Президента Франции:

— назначает премьер-министра, по представлению премьер-министра назначает других членов правительства;

— председательствует в Совете министров;

— промульгирует законы, принятые парламентом;

— налагает вето на законы;

— передает на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей, реформ в экономической, социальной и экологической политики нации и публичных служб, минуя парламент;

— имеет право досрочно распустить Национальное собрании — нижнюю палату парламента после согласования этого вопроса с председателями палат и с премьер-министром, но это право Президента ограничено Конституцией;

— направляет письменные послания парламенту, которые оглашаются председателями палат и принимаются к действию без обсуждения;

— издает указы и декреты, подписывает ордонансы. Акты президента подлежат контрасигнатуре премьер-министром или соответствующим министром в ведении которого находится исполнение данного акта;

— является главой вооруженных сил;

— председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны;

— аккредитует дипломатических представителей, послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах;

— заключает международные договоры;

— осуществляет право помилования.

Осуществляет ряд иных полномочий, предоставленных ему Конституцией Франции.

Отрешение от должности осуществляется Парламентом, преобразующимся в Верховный суд. Предложение о созыве Верховного суда принимается одной из палат парламента, которое немедленно передается в другую палату, принимающую решение в пятнадцатидневный срок. Председательствует в Верховном суде председатель Национального собрания. Суд выносит решение об отстранении Президента от должности в месячный срок путем тайного голосования большинством в две трети голосов членов бюллетенями. Решение вступает в силу немедленно.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Опыт государственного строительства Франции представляет интерес по ряду причин. Политическое развитие ее характеризовалось общественной нестабиль¬ностью. В течение 90 лет 3 раза свергалась монархия и устанавливалась республика, затем 4 раза республика сменялась монархией, затем все же установилась республиканская форма правления. Одних республик в истории Франции насчи¬тывается пять

Содержание

1. Государственный строй современной Франции-Четвертая и Пятая Республики 5

2. Конституционные атрибуты президента Франции. 9
2.1. Порядок избрания Президента Франции. 9
2.2. Полномочия Президента. 13
2.3 Прекращение полномочий. 22
2.4.Вспомогательные службы при Президенте. 23

Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

президент франции.doc

Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или исполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных органов публичной власти прервано, Президент Республики принимает все меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, с председателями палат, а также с Конституционным советом.

Он информирует об этом Нацию посланием.

Эти меры должны быть продиктованы стремлением обеспечить в кратчайшие сроки конституционным органам публичной власти возможности для выполнения их задач. По поводу этих мер проводятся консультации с Конституционным советом.

Парламент собирается по праву.

Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

После 30 дней осуществления чрезвычайных полномочий Председатель Национального собрания, Председатель Сената, 60 депутатов или 60 сенаторов могут обратиться в Конституционный совет с просьбой проверить, существуют ли по-прежнему все условия, предусмотренные в абзаце первом. Конституционный совет в кратчайшие сроки объявляет свое решение в виде публичного заключения. Он производит эту проверку по праву и объявляет свое решение в соответствии с этими же условиями по окончании 60-дневного срока осуществления чрезвычайных полномочий и в любой момент после этой даты.

Некоторые полномочия президент Французской республики осуществляет совместно с правительством. В этом случае акты главы государства требуют про­цедуры контрассигнации, т.е. подтверждения подписи президента главой испол­нительной власти. К таким полномочиям относят руководство внешней полити­кой. Президент не только аккредитует иностранных послов и других высших дипломатических представителей иностранных государств, но и ведет перегово­ры, ратифицирует международные договоры.

Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем.

Президент является также главнокомандующим вооруженными силами, он председательствует в высших военных советах, назначает на военные должности.

Президент Республики является главнокомандующим вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Хотя право объявления войны принадлежит парламенту, именно президент са­мостоятельно принимает решение об использовании ядерного оружия.

Далее остановимся на участии президента в законодательном процессе. Его декретом открываются и закрываются чрезвычайные сессии парламента, он имеет право требовать повторного обсуждения законов, иромульгирует (обнародует) их.

Президент Республики промульгирует законы в течение 15 дней после передачи Правительству окончательно принятого закона.

Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей. В этом новом обсуждении ему не может быть отказано.

Во многих странах у главы государства есть право отказаться от утверждения законопроекта и тем самым отклонить его. Оно называется правом вето. Отлага­тельное вето означает, что не подписанный главой государства закон возвращает­ся для повторного рассмотрения парламентом. Во Франции используется простое (слабое) отлагательное вето. Суть его в следующем. Для того чтобы закон всту­пил в действие без подписи главы государства, требуется повторное принятие его парламентом, причем посредством той же процедуры, какой он был принят в пер­вый раз. Например, если закон принят простым (или абсолютным) большинством голосов в первый раз, то таким же большинством он должен быть принят заново. Происходит как бы повторная процедура принятия. Закон должен быть подписан в течение 15 дней после передачи его в правительство. В США применяется ус­ложненное вето. Если там президент использовал вето к принятому закону, тре­буется повторное одобрение закона 2/3 голосов обеими палатами Конгресса.

Ранее мы отметили, что президент председательствует в Совете Министров, определяет его повестку. Здесь обсуждаются правительственные акты делегиро­ванного законодательства и акты, принимаемые в пределах собственных регламентарных полномочий правительства, которые затем подписываются президен­том. Конституция не дает четких разъяснений по поводу того, свободен президент в праве подписи или обязан подписывать решения, принятые в Совете Министров большинством голосов.

Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, принятые в Совете министров.

Он назначает на гражданские и военные государственные должности.

Члены Государственного совета, великий канцлер Почетного легиона, чрезвычайные послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители государства в заморских административно- территориальных образованиях, регулируемых статьей 74, и в Новой Каледонии, генералы, ректоры академий, директора центральных административных ведомств назначаются в Совете министров.

Органический закон определяет другие должности, назначение на которые производится в Совете министров, а также условия, в соответствии с которыми право назначения, принадлежащее Президенту Республики, может быть им делегировано и осуществляться от его имени.

Президент совместно с премьер-министром назначает на гражданские и воен­ные должности. Он имеет некоторые полномочия в отношении судебной власти, так как объявляется гарантом ее независимости. Президент назначает своего пред­ставителя в Высший совет магистратуры, в котором является председателем. Этот орган контролирует назначение судей и прокуроров, а также выступает в качестве дисциплинарного суда по отношению к ним. Президент обладает "монаршим" правом помилования, которое осуществляет совместно с министром юстиции и Высшим советом магистратуры.

Президент Республики имеет право помилования в индивидуальном порядке.

2.3 Прекращение полномочий.

Конституция Французской республики предусматривает досрочное прекращение полномочий президента в результате смерти, добровольной отставки, возникновения препятствий к исполнению обязанностей или обвинения в государственной измене. Последнее предъявляется обеими палатами парламента, выносящими идентичные решения двумя третями голосов. Затем дело передается в специальный суд — Высокую палату правосудия; наличие препятствий (которое не разъясняется, а только констатируется) к осуществлению президентом обязанностей определяется абсолютным большинством членов Конституционного совета по запросу правительства. В этом случае конституция устанавливает порядок временного замещения президента в силу невозможности исполнения им своих обязанностей с назначением президентских выборов, если президент выбыл досрочно. Выборы проводятся не ранее, чем через 20 дней, и не позднее, чем через 35 ней после образования вакансии. Во Франции обязанности президента исполняет председатель верхней палаты парламента (председатель Сената), а если для его имеются препятствия, то правительство. В это время они не могут назначать референдумы, распускать Национальное собрание, решать вопросы доверия правительству, вносить изменения в конституцию. В истории Пятой республики была дна добровольная отставка де Голля в 1969 г. и один случай смерти президента Помпиду в 1974 г.

2.4.Вспомогательные службы при Президенте.

Большое значение в настоящее время имеют вспомогательные органы и службы при главе государства. Во Франции аппарат президента ("дом Президента") насчитывает более 500 человек и подразделяется на гражданский и военный. Одна из главных структур "гражданского дома" — генеральный секретариат, выступающий главным инструментом политического действия президента и координирующий деятельность министерств и иных ведомств. Генеральный секретарь, который руководит всем персоналом Елисейского дворца (резиденции президента), является доверенным лицом президента и поддерживает контакты с правительством и парламентом. Большую роль в аппарате играет также начальник кабинета резидента, который организует его повседневную жизнь, поездки, контакты, охрану. Существует начальник личного штаба президента, который помогает ему осуществлять функции высшего руководителя вооруженных сил. В структуру служб Елисейского дворца входят пресс-служба, чиновники особых поручений — советники президента, подчиненные ему непосредственно.

Все сотрудники аппарата Президента назначаются и увольняются по его собственному усмотрению.

Читайте также: