Первая религиозная реформа князя владимира кратко

Обновлено: 04.07.2024

Крещение Руси было закономерным в политическом плане процессом. Однако мало кто знает, что до 988 года князь Владимир предпринимал попытки реформирования доминирующего вероисповедания славян – язычества.

Причины реформы 980 года

Реформу Владимир начал сразу после того, как занял престол в Киеве: она была необходима для решения внутренних и внешних политических задач молодого князя. В первую очередь, необходимо было отстоять суверенитет и независимость Руси от христианской Византии, а также укрепить положения Владимира как великого князя.

Главным божеством в новом пантеоне стал Перун – божество грома и войны. Соответственно на земле, по подобию с высшим миром, военачальник становился самым главным во всей державе. Более того, реформа отодвигала на второй план наемников-варягов, которые частично были христианами или исповедовали скандинавское язычество. До принятия реформы скандинавы в достаточной степени влияли на внутреннюю политику Руси, а это Владимира не устраивало.

В отличие от всех прочих конфессий (ислама, иудаизма и христианства), язычество в тот момент имело поддержку среди широких слоев населения.

Пантеон Владимира

В Повести временных лет указаны шесть божеств, идолы которых были установлены на капище в Киеве Владимиром: Перун – бог воинской доблести, грома и молнии, покровитель княжеской власти, именем Перуна клялись и князья, и дружинники; Хорс – солярное божество, воплощающее в себе солнце и свет; Даждьбог – один из самых почитаемых восточно-славянских богов, бог плодородия и солнечного света; Стрибог – исследователи считают, что это божество ветра и связанных с ним атмосферных явлений; Семаргл – крылатый пес, охранитель посевов и сельского хозяйства.

До сих пор учёным неизвестно ни о точном функциональном назначении Семаргла, ни об истории возникновения этого персонажа в пантеоне. Имя имеет скорее иранское происхождение, а не славянское. Религиоведы и культурологи полагают, что Семаргл не являлся божеством в полной степени, скорее он был фамильяром богини Мокоши.

Макошь (Мокошь) – единственная богиня в пантеоне Владимира. Её функционал как божества был завязан на традиционном женском занятии – прядении (в первую очередь, человеческих судеб, что роднит её с греческими мойрами и скандинавскими норнами). Она также была покровительницей женщин, ремёсел и богиней судьбы. Считалось, что Мокошь приносила удачу и благоденствие своим почитательницам.

Отсутствующие божества

Интересно то, что почитаемого практически всеми восточными славянами Велеса (Волоса) – покровителя скота, владыки мира мёртвых, не было в новом пантеоне. Велес был божеством знаний, творчества и медицины.

Отсутствие этого бога связано с внутриполитическими задачами князя: он пытался отдалить и уменьшить влияние волхвов на общественные настроения в Руси. Велес был покровителем языческого жречества, а их влияние на умы киевлян мешали новоиспеченному князю построить централизованное государство.

Кстати, приведенный выше список богов был популярен среди населения южной части Руси. Молодой князь был заинтересован в поддержке Киева, поэтому и выбор лёг именно на эти божества. В северных областях Руси Перун почитался меньше, чем Велес; в Пскове, Ростове и других городах вплоть до XV века действовал его культ, существовали капища и люди приносили Велесу жертвоприношения.

Особое место в религиозной жизни славян занимали Род и Рожаницы. Род выступал как божество-творец и широко почитался на Руси. Однако его в новый пантеон тоже не включили.

Последствия реформы Владимира

Основная суть языческой реформы — предание иерархической структуры религиозным верованиям восточных славян. Необходимое Владимиру народное единство не могло быть создано в ситуации полнейшего хаоса в вопросе вероисповедания.

Каждый мог почитать своего бога за верховного. Различные славянские племена выбирали себе своё божество, и уровень конфронтации и идеологической раздробленности в языческой державе не снижался.

Реформа язычества была первой попыткой государственной власти вмешаться в мировоззрение и духовный мир общества. Даже в измененном виде славянский политеизм не отвечал запросам времени. Язычество отражало преимущественно отношения человека с природой, но не общественные отношения в условиях начала государственности и имущественного неравенства.

Политеизм в идейном плане вообще не соотносится с концепцией централизации власти и сосредоточения её в одних руках.

Восьмилетнее поклонение Перуну, капище которого было построено Владимиром возле княжеского терема, вошедшее в летописи своими обильными требами и жертвоприношениями в честь божества, закончилось символично. Разочаровавшийся в язычестве Владимир, приказал выкинуть идола громовержца в Днепр, та же судьба ждала и весь остальной пантеон.

Хоть реформа и не удалась, но резкое сокращение количества языческих божеств и изменение картины мира, которая веками не менялась, подготовили социум к последовавшему принятию христианства.

В VII - X вв. восточные славяне были язычниками. Основными славянскими божествами были:

  • Сварог бог неба
  • Дажьбог бог Солнца
  • Стрибог бог ветра
  • Перун бог грома и молнии, покровитель дружины
  • Велес бог скота и покровитель пастухов
  • Ярила бог весны (или Солнца)
  • Купала бог лета
  • Мокошь богиня женского рукоделия

Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы.

Как у любых язычников, у славаян существовали жрецы - волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов - идолам.

Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.

2. Первая религиозная реформа

С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.

Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:

  • Перун Хорс (солнечный конь)
  • Дажьбог Мокошь
  • Стрибог Симаргл (значение неизвестно)

Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.

3. "Выбор веры"

Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.

Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.

Скорее всего, этот рассказ - легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. (Летопись создана в XI - XII вв.)

Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути "Из Варяг в Греки". Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.

4. История крещения Владимира (Корсунская легенда)

Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.

Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне - в черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов - бессилие язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.

5. Распространение христианства на Руси

Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.

Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу.

Сохранилась вера в низшие божества - леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.

6. Значение принятия христианства

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.

Как у любых язычников, у славян существовали жрецы – волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов – идолам. Однако славянское язычество отличалось от античного или скандинавского: в нем не было главного бога, повелителя богов типа греческого Зевса.

Причины принятия христианства на Руси:

1. потребность дальнейшего развития Древнерусского государства, необходимость идеологического средства консолидации господствующего класса и распространения его власти на все общество.

2. Геополитическая и конкретно-политическая ситуация (союз Руси и Византии в борьбе императора Василия).

4. подражание Византии – богатой стране с высокой культурой, наличие торговых связей с ней.

Принятие Русью христианства. Первая религиозная реформа Владимира

С объединением славян вокруг Киева, укреплением власти князя потребовался верховный бог – такой же единственный властитель на небе, как и князь на земле. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.

Первая религиозная реформа была осуществлена в 980 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:

Перун Хорс (солнечный конь)
Даждьбог Мокошь
Стрибог Симаргл (значение неизвестно)

Среди этих шести главным был Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма, который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила Владимира обратиться к принципиально новой религии.

Принятие Русью христианства. "Выбор веры"

Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому в 986 г. приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Самыми убедительными князь счел аргументы византийского священника. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.

Скорее всего, этот рассказ – легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, которая в то время была самым развитым государством мира. Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.

Принятие Русью христианства. Дохристианские славянские верования.

В VII - X вв. восточные славяне были язычниками.

Основными славянскими божествами были:

Род и рожаницы божества земледелия
Сварог бог неба
Даждьбог бог Солнца
Стрибог бог ветра
Перун бог грома, покровитель дружины
Велес бог скота и покровитель пастухов
Ярила бог весны (или Солнца)
Купала бог лета
Мокошь богиня женского рукоделия

Как у любых язычников, у славян существовали жрецы – волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов – идолам. Однако славянское язычество отличалось от античного или скандинавского: в нем не было главного бога, повелителя богов типа греческого Зевса.




Причины принятия христианства на Руси:

1. потребность дальнейшего развития Древнерусского государства, необходимость идеологического средства консолидации господствующего класса и распространения его власти на все общество.

2. Геополитическая и конкретно-политическая ситуация (союз Руси и Византии в борьбе императора Василия).

4. подражание Византии – богатой стране с высокой культурой, наличие торговых связей с ней.

Принятие Русью христианства. Первая религиозная реформа Владимира

С объединением славян вокруг Киева, укреплением власти князя потребовался верховный бог – такой же единственный властитель на небе, как и князь на земле. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.

Первая религиозная реформа была осуществлена в 980 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:

Перун Хорс (солнечный конь)
Даждьбог Мокошь
Стрибог Симаргл (значение неизвестно)

Среди этих шести главным был Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма, который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила Владимира обратиться к принципиально новой религии.

Принятие Русью христианства. "Выбор веры"

Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому в 986 г. приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Самыми убедительными князь счел аргументы византийского священника. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.

Скорее всего, этот рассказ – легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, которая в то время была самым развитым государством мира. Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.


980 — первая религиозная реформа Владимира — попытка унификации языческого культа. Данная реформа ещё более разъединила славян .

981-982-укрощал, подчиняя себе, вятичей, радимичей, хорватов.

981- первое столкновение Руси с Польшей: Владимир отвоевал Волынь, Перемышль, Червень и др. города.

985- поход против Дунайской Болгарии, заключение мира.

Внутренняя политика

Строительство оборонительной черты к югу от Киева.

Дальнейшее развитие культуры. Перевод книг с греческого, начало распространения грамотности на Руси.

Введение десятинного налога на развитие церкви.

989-996- строительство первой церкви - Успения Богородицы (Десятинной)

Начало масштабного каменного строительства

Внешняя политика

981- первое столкновение Руси с Польшей: Владимир отвоевал Волынь, Перемышль, Червень и др. города.

Постоянно поддерживал связи с Западом: послы киевского князя дважды посещали Папу Римского ( в 988 и 991), в 994 и 1000- посольство Владимира ездило в Рим, неоднократно происходил обмен посольствами с Германией.

Заключил мирные договоры с Венгрией, Чехией, Польшей, Византией.

992 — разгром Владимиром левобережных печенегов на реке Суле.

ЛИЧНОСТИ

Константин и Василий II- византийские императоры, попросившие у Владимира помощи от мятежника – военачальника Варды Фоки. Владимир обещал, но с условием - жениться на их сестре Анне. Императоры согласились, потребовали, чтобы Владимир крестился. Владимир крестился в Херсонесе.

Анна - византийская принцесса, жена Владимира.

Путята- тысяцкий Владимира, Добрыня- воевода, дядя Владимира. Они принимали участие в насильственном крещении новгородцев.

ТЕРМИНЫ

Пантеон – группа богов одной религии

Владимир в 980 году приказал установить идолы 6-ти божеств, включённых в государственный пантеон:

Перун- бог рома и молнии. Покровитель князя и его дружины

Дажьбог –бог Солнца и плодородия

Стрибог – бог ветра

Зорс- солнечный конь, бог солнечного света

Мокошь- богиня женского рукоделия

Симарг( значение неизвестно, возможно, вестник между земными и небесными делами; по некоторым источникам- бог почвы)

Христианство- одна из мировых религий, основанная на жизни и учении Иисуса Христа – Сына Божьего, Спасителя.

Читайте также: