Регулирование имущественных отношений по салической правде кратко

Обновлено: 04.07.2024

Салическая правда была одним из значимых памятников средневекового раннефеодального права. Она была создана в правление короля Хлодвига – в конце 5-начале 6 века н.э. Она отражает постепенный процесс формирования договорных отношений, феодальной собственности на землю, наследственного права.

В Салической правде не было однозначного понятия собственности. Движимое имущество беспрепятственно отчуждалось и передавалось по наследству. Большинство предписаний Правды рассматривало движимые вещи. Право на землю устанавливалось отдельно. Землей могла владеть семья. Постепенно аллоды перешли в частное владение.

Началось зарождение института наследования земли. О купле-продаже земли ничего не говорится. На основании эдикта Хильперика земля могла переходить по наследству, притом как по нисхождению, так и по боковым ветвям. Луговые и лесные участки стали переходить в аллодиальную собственность. Однако преимущественное распространение у франков получила общинная собственность на землю.

Наследование только зарождалось в Салической правде. Изначально предполагалось, что имущество умершего переходит общине, роду. Этот пробел восполнил институт аффатомии, который заключался в дарении в пользу третьего лица, которое позднее должно было передать имущество назначенным наследникам. Аффатомия совершалась в присутствии тунгина и трех свидетелей. Имущество также могло передаваться церкви.

Договорные отношения у франков не получили значительного развития. В Правде отсутствуют указания на общие условия действительности договоров, однако же известно, что франки знали договоры купли-продажи, мены, залога, поклажи, ссуды, дарения. Договор осуществлялся путем свободного волеизъявления. Владелец должен был доказать, что не является вором.

Нарушение договора могло повлечь за собой вслед за имущественной личную ответственность должника, которого могли обратить в рабство в случае неисполнения обязательства. Подробно рассматривается договор займа. Кредитор мог взыскивать долг непосредственно. Если должник не выплачивал, он призывался в суд, при каждой неявке взыскивался силой штраф.

31. Преступления и наказания, судебный процесс по Салической правде

Однако в Салической правде появляются предпосылки к выделению преступлений в современном понимании – как нарушения охраняемого государством общественного отношения. Указываются должностные преступления и наказание за них, воинские преступления. Появились и стали наказываться преступления против церкви при Карле Великом. Широко перечислялись и наказывались штрафами преступления против личности – убийство (выделялось групповое преступление), телесные повреждения, наказывалось оскорбление как словом, так и действием. Различались кражи, выделялась кража со взломом, дифференцировались размеры краж. Выделялась кража рабов, животных, похищение человека. Особую группу составляли преступления против нравственности – насилие.

1. Штраф и возмещение ущерба (за убийство – вергельд). 2. Изгнание из общины 3. Смертная казнь (по отношении к рабам в основном, к свободным только за поджог)

Тяжесть наказания зависела от социального статуса, от некоторого вида обстоятельств (в минус – беспомощное состояние)

Судебный процесс носил обвинительный характер. Отыскание ответчика и вызов свидетелей были обязанностью самого потерпевшего. С.П. предписывала взыскивать штраф за неявку на процесс без уважительных причин (болезнь, королевская служба, смерть родственников). Лжесвидетельство и отказ от показаний штрафовались и карались бесчестием. Не мог свидетельствовать раб против свободного и тот, кто ранее был изобличен во лжи. Выделялись среди свидетелей соприсяжники, которые говорили не об обстоятельствах дела, а о личных качествах истца

Дело могло решиться с помощью судебного поединка или же ордалий, жребия. К рабам могли применяться пытки.

Решение суда исполнялось в случае отказа от добровольного исполнения графом.

Наиболее полное представление о раннефеодальном праве дают так называемые "варварские правды", в которых были записаны многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев. Одна из самых древних - Салическая правда, составленная в правление Хлодвига в конце V - начале VI в.

Салическая правда (ок. 510 г.) представляет собой запись древ­них обычаев приморских франков, и потому ее можно назвать судебником франков. Составлен он из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи. Судебник, именуемый по-латыни Салическим законом и Саличе­ским законным пактом, состоит из Про­лога, 65 титулов и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига уве­личили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв.
Салический закон — это не сборник политических законов, поскольку в нем нет законоположений о наследовании трона, о пережитках язычества или о защите христианской веры. Сборник написан на латыни, и это давало возможность заим­ствований из римских правовых конструкций при общей неприкос­новенности и сохранности старого доброго права (т.е. народных правовых обычаев). Непосредственной областью распространения действия судебника стала северная часть королевства, занятая салами-пришельцами, тогда как на юге действовал кодекс Алариха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.

Сборник включает 65 статей (первая редакция):

  • перечень наказаний и штрафов за причиненный вред личности или имуществу;
  • порядок перехода собственнос­ти (ст. 46 первой редакции);
  • порядок наследования (ст. 49 первой редакции).

Судебник предназначался в качестве руководства в судебном разбиратель­стве, более надежного, чем правовой обычай, поскольку обычаи могли варьировать от местности к местности (ср. древнерусское "что ни город, то норов"). Достоинством письменного закона было то, что он в состоянии вобрать наиболее распространенные и наи­более приемлемые из существующих правовых обычаев. У него всегда одна и та же форма, не поддающаяся грубым искажениям с той или другой стороны.

Салический закон, таким образом, предстает прежде всего судебником, а не полным сводом законов. Это записи судебных обычаев, либо сделанные впервые, либо со следами обработки под пером юристов, а также служителей римской церкви. Неполнота и недостаточная упорядоченность отдельных положений (об одном и том же говорится в 3—6 местах) сочетаются в некоторых редакци­ях (всего дошло около 350 списков) с искажениями и вставками пе­реписчиков. Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся специ­альными королевскими установлениями — капитуляриями, эдикта­ми, экстраваганциями (переходными положениями). Преобладаю­щая форма изложения — казуистическая, при такой форме отсут­ствуют обобщающие отвлеченные понятия, например поня­тия вины, преступления и наказания, умысла или неосторожнос­ти и др.

Имущественные отношения по Салической правде

Главы, относящиеся к области гражданского права франков, регулируют порядок:

  1. возврата похи­щенных или утраченных (потерянных) вещей;
  2. продажи спорного имущества.

В последнем случае продавцов спорного имущества вызывают на заседание в срок от 40 до 80 дней в зависимости от расстояния, а покупателя устраняют из дела. Продавец спорной вещи платит возмещение и возвращает полученную от покупате­ля сумму. Если продавец, вызванный в суд для очистки намерений покупателя, не является, то он осуждается заочно. Так же поступали и древние греки.

Два вида договорных обязательств:

  • относительно вещей;
  • относительно устных договоренно­стей, основанных на доверии.

В первом случае кредитор при сви­детелях обязан принуждать должника к выполнению обязательств 3 раза с промежутками в семь ночей. Каждое из таких требова­ний подвергает должника штрафу в 3 солида. Затем следует обращение в суд, и если должник все же упорствует в исполнении обязательств, то он приго­варивается к платежу суммы долга и еще к 15 солидам штрафа независимо от 9 солидов, уже наложенных вследствие трехкрат­ного неисполнения. Таким образом, исполнение даже обычных договоров обеспечивалось карательным иском. Возвращение сум­мы составляет лишь добавление к наказанию. И это осталось от первобытного правового обычая. У греков и римлян должник, отрицающий свой долг, приговаривался к штрафу в двукратном, а иногда даже трех- и четырехкратном размере по отношению к сумме долга.

Другой вид исполнения обязательств тоже связан с возмож­ностью принуждения, но в ином порядке. По прошествии срока кредитор отправляется к должнику в дом вместе со свидетелями и требует платежа. Если следует отказ, должник платит штраф 15 солидов. Потом через каждые девять дней следуют три требо­вания, заявляемые уже в собрании и повторяемые всякий раз у должника на дому. Новое уклонение от платежа налагает на дол­жника каждый раз новый штраф по 3 солида.
Еще при первом требовании кредитор получает право на протест в присутствии свидетелей против всякого пла­тежа кому-либо и против всякого залога, которые могут быть сделаны во вред ему его должником. Наконец, кредитор идет к графу, который вместе с ним и семью рахинбургами отправля­ется в дом должника, арестовывает его имущество и передает кредитору имущество, соразмерное сумме долга. Третья часть штрафа идет в пользу графа в качестве фредуса (штрафа за на­рушение мира).

Читайте также: