Иерархическая и демократическая коммуникация кратко

Обновлено: 03.07.2024

Информационные война – впервые на эту тему заговорил Тоффлер.

Угрозы информационной войны:

Информационные технологии представляют опасность для всех стран.

При этом отсутствуют легальные механизмы противодействия им.

Возникают новые методы манипуляций.

Доступность большого объёма информации для всех.

Информационной войной считается любая атака против информационной функции.

Глобализация СМИ приводит к феномену (т.н. феномен СМИ), когда телевидение начинает диктовать условия политикам.

Информационная война предполагает разного рода информационные атаки с помощью масс-медиа, предполагает психологическое воздействие на всё население с целью подорвать доверие к лидерам и их действиям.

Парадокс: чем более развита страна и СМИ, тем она уязвимей.

Коммуникация протекает в 2-х основных каналах: вербальном и невербальном и в таком ракурсе вербальная коммуникация строится на лексически выделенных единицах (в словаре). Визуальная коммуникация проще, в то же время она имеет большее число прочтений.

Согласно Г.Бейтсону коммуникационные процессы идут на 2-х уровнях: коммуникативном и метакоммуникативном.

Метакоммуникативный уровень – определяет ритуалы и спос. Поведению в определённых ситуациях.

Характеристика вербальной и визуальной коммуникации. Коммуникативные процессы в соответствии с моделью Г. Бейтсона. Особенности иерархической и демократической коммуникации. Общенаучные и частнонаучные методы исследования коммуникативных процессов.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.05.2015
Размер файла 23,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

Институт изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук

Кафедра рекламы и журналистики

Выполнил студент группы РКБ-14-2

Принял Ю.А. Помулева

Содержание

Глава 1. Общие характеристики коммуникаций

1.1 Вербальная и визуальная коммуникация

1.2 Коммуникативные процессы в соответствии с моделью Г. Бейтсона

1.3 Иерархическая и Демократическая коммуникация

Глава 2. Методы и функции теории коммуникации

В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации. В обществе жесткой иерархии, каковым являлся Советский Союз, главенствовала только монологическая коммуникация. В этой новой ситуации коммуникация становится объектом исследования, поскольку от уровня нашего знания этих процессов зависят наши результаты. Перед обществом возникает новая задача -- как объединить в единые типы поведения социальные группы с автономным поведением, как достичь консенсуса (ведь не случайно данный термин стал излюбленным в речи политиков постсоветского времени). Система иерархической коммуникации, где главным компонентом был приказ, стала меняться на систему демократической коммуникации, где основой становится убеждение.

Это не только новые для нашего общества задачи, но и достаточно сложные. Они предполагают гораздо больший интеллектуальный уровень в системе управления. В прошлом, когда система была репрессивно-коммуникативной, достаточно было опереться на внешнее принуждение. Сегодня таким принуждением может быть только внутреннее желание, собственное решение данного индивидуума. Система же призвана помочь ему обнаружить это желание. Без достаточно сильных научных оснований это невозможно сделать. Не только пропаганда, но и реклама, паблик рилейшнз, переговоры и множество других направлений внезапно ощутили отсутствие "поддерживающей" их дисциплины. Такой объединяющей дисциплиной и является "теория коммуникации". Каждое из направлений разрабатывает свои собственные прикладные аспекты; к примеру, для рекламы - это "медиапланирование". Однако жесткая замкнутость в своем собственном прикладном аспекте несет такую же опасность, как и отсутствие внимания к этому аспекту вообще.

Вступив в информационный век, мы по-иному смотрим теперь на такую науку, как теория коммуникации. Это связано с переходом от армейского варианта иерархической коммуникации, где роль получателя информации была резко заниженной, к новому, демократическому, когда потребитель информации перемещается с пассивных на активные позиции. Лауреат Нобелевской премии К. Гэлбрейт сказал об этом феномене, что человек хочет быть услышанным. Это новая характеристика человека, которая не столь явно проявлялась в прошлом. Теория коммуникации и позволяет наладить эти связи между населением и властью, между фирмой и клиентом, между заводом и потребителем. В добавление к прямой связи, где мы уже достаточно преуспели, приходит обратная, резко повышающая роль получателя информации. Теория коммуникации в значительной степени формируется разнообразными прикладными областями, где коммуникативное воздействие играет определяющую роль. Только с помощью эффективно проведенной коммуникации в современном обществе осуществляется все больше и больше событий. Общество стало более зависимым от коммуникации.

· рассмотреть общие характеристики коммуникаций;

· изучить методы и функции теории коммуникаций;

Глава 1. Общие характеристики коммуникаций

коммуникация бейтсон вербальный иерархический

Коммуникация у человека протекает в основном в рамках двух основных каналах: вербального и визуального. Именно в этой области чувств у человека оказались более совершенные порождающие и анализирующие аппараты. Собака, к примеру, может различать сорок тысяч вариантов запаха, что недоступно человеку. Механизмы анализа и порождения должны дополняться соответствующими механизмами запоминания. А в области запаха или вкуса человек уже не имеет такой четкой системной памяти. В качестве обратного примера, подтверждающего правило, можно сослаться на произведение Марселя Пруста, герой которого мог восстановить далекий прошлый контекст именно по подсказке из этой области.

1.1 Вербальная или визуальная коммуникация

1.2 Коммуникативные процессы в соответствии с моделью Г. Бейтсона

1.3 Иерархическая и демократическая коммуникация

Коммуникация - в контексте передачи информации от одного субъекта к другому имеет характер процесса. Это элементарная система из трёх элементов.

Роль коммуникации в современном обществе

Элементарная схема коммуникации в обществе

Основной сферой реализации процесса коммуникации является общение, передача информации от человека к человеку, что предполагает использование языка в вербальной и невербальной форме. Следует отметить, что под понятие процесса коммуникации подпадают и сигнальные способы связи у животных и насекомых.

В технических науках термин "коммуникация" может употребляться и в других значениях.

Таким образом, под коммуникацией следует понимать следующее:

Структура процесса коммуникации

Приведенная выше схема коммуникации показывает, что в структуре процесса коммуникации существует три элемента:

При этом субъектами процесса коммуникации являются коммуникант и реципиент, а объектом процесса коммуникации выступает передаваемая информация.

Процесс коммуникации – это особый вид взаимодействия между двумя субъектами, опосредованный определенным объектом.

Признаки процесса коммуникации:

Требования к процессу коммуникации:

  1. Отправитель информации должен обладать возможностями и знаниями, чтобы облечь информацию в форму, которая может быть передана, и собственно передать ее.
  2. Информация должна быть конкретизированной, определенной и иметь определенное значение.
  3. Получатель информации должен быть способен получить ее, понять, осознать значение и усвоить.

Интересные примеры процесса коммуникации:

Передача флэшки с фотографиями из отпуска – это коммуникационный акт только в случае, если у получателя есть возможность "открыть флэшку".

Когда девочка строит глазки мальчику – это тоже процесс коммуникации, коммуникационный акт. Однако, если девочка мальчику не нравится или мальчик "непонятливый", то в этом случае процесс коммуникации будет безуспешным.

Если кто-либо говорит какую-либо ерунду или чушь, то у передаваемой информации отсутствует целесообразность или функциональность, соответственно, бред – это не коммуникационный акт.

Таким образом, можно объективно утверждать следующее: коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.

Цели процесса коммуникации

Субъекты коммуникации осознанно преследуют три цели:

  1. Познавательная цель – коммуникант распространяет, а реципиент приобретает новые знания или умения.
  2. Побудительная цель – коммуникант стимулирует других людей к каким-либо действиям, а реципиент получает нужные ему стимулы.
  3. Экспрессивная или выразительная цель – коммуникант выражает, а реципиент приобретает определенные переживания, эмоции, опыт, впечатления.

Чтобы достичь поставленные цели (или какую-либо конкретную цель), коммуникационный процесс должен включать следующее:

  • Знания, умения, сведения, данные – коммуникант знает или умеет нечто такое, чем может и хочет поделиться с другими людьми. Наиболее простой пример: накопленный опыт.
  • Стимулы – сюда относятся определенные волевые воздействия, побуждающие к активности.
  • Эмоции – коммуникант ищет эмоциональной разрядки, сочувствия, а реципиент ищет новых положительных эмоций, душевный комфорт, интересные впечатления.

В наиболее общем процессе коммуникации на уровне всего общества происходит движение, т.е. передача, информации в общественном пространстве и с течением времени различных знаний, умений, стимулов и эмоций. Поэтому в современном обществе очень велика роль коммуникации.

Содержание процесса коммуникации

Коммуникационный процесс имеет строго определенное содержание:

По своей внутренней сути коммуникационный процесс отвечает целям принуждения конкретного человека к выполнению того или иного действия. Если упрощенно: "сходи туда", "сделай это", "скажи то" и т.п. Соответственно, имеет место осуществление переход от слов одного субъекта коммуникации к определенным действиям другого субъекта коммуникации. В этом заключается смысл всех коммуникационных актов между отдельными людьми или группами людей.

Сегодня также наблюдается тенденция к сокращению продолжительности процесса коммуникации.

Такая тенденция в отношении содержания процесса коммуникации обусловлена быстрым развитием общества. С другой стороны, очевидно и стремление человека как можно быстрее познавать все новое. В связи с этим, создание технических приспособлений, которые облегчают и упрощают процесс коммуникации, ведет к ускорению передачи информации.

При этом произошла и трансформация пространства, в котором осуществляется процесс коммуникации:

Раньше процесс коммуникации происходил при общении, с помощью текстов, определенных сигналов на небольшом расстоянии, затем появились телеграф, телефон, радио, телевидение, сегодня по скорости передачи информации лидирует Интернет и различные формы беспроводной связи.

Виды коммуникационного процесса

Существует два основных вида процесса коммуникации:

  1. Иерархический – приоритет примой связи.
  2. Демократический – приоритет обратной связи.

В первом случае в содержании коммуникационного процесса преобладает приказ, а во втором – убеждение.

При демократическом процессе получатель информации имеет выбор поступать так, как требуется, или не поступать таким образом.

Наиболее яркий пример:

  • Иерархический процесс коммуникации – приказ от вышестоящего офицера в армии.
  • Демократический процесс коммуникации – совет тещи/свекра покрасить стены спальни желтым/бурым/малиновым.

В первом случае иного выбора, кроме исполнения приказа нет, во втором – есть.

Рассылка закрыта

Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.

Статистика

Диалог: понятия, критерии, структура. Иерархическая и демократическая коммуникация.

Можно считать, что эти два типа коммуникации принадлежат к разным социальным структурам: государству и обществу. Как считал Б. Чичерин, государство заинтересовано в единстве, общество — в разнообразии. Отсюда и возникает вышеотмеченная ориентация на монолог, который должен по сути блокировать действия другого, или диалог, разрешающий подобные речевые или неречевые действия.

Коммуникация у человека протекает в основном в рамках двух основных каналах: вербального и визуального. Именно в этой области чувств у человека оказались бо­лее совершенные порождающие и анализирующие аппа­раты.

Метакоммуникативные процессы должны соотносить­ся с теми или иными жанрами, с теми или иными типа­ми дискурсов. Человек, владеющий речью, должен од­новременно владеть набором принятых в данной структу­ре типов дискурсов, поскольку в каждом из них существует свой вариант коммуникативного поведения. Речь не идет только о различиях между свадьбой и похоронами, есть также Метакоммуникативные правила, тре­бующие в одном случае порождать информацию, в дру­гом — только получать ее. Определенные речевые ритуа­лы серьезным образом предопределяют наше поведение в этом смысле.

Коммуникация может быть иерархической (с приори­тетностью прямой связи) и демократической (с приори­тетностью обратной связи). Для иерархической схемы ва­жен приказ, для демократической – убеждение.

Наиболее распространенной и исследованной являет­ся дихотомия устной/письменной коммуникации. Они различимы по своему словарю (абстрактные — конкрет­ные, длинные — короткие слова), по своему синтаксису (длинные - короткие предложения). Письменная комму­никация не включает в фиксацию такие явления, как хезитация (выражение сомнения), что иногда фиксируется как: "э-э-э" и т.д. Отсюда следует, что письменная ком­муникация отнюдь не является простой фиксацией уст­ной, поскольку она выбирает из нее исключительно ха­рактеристики, способствующие усилению авторитетности своего слова.

Можно выделить еще и дихотомию сильного/слабого участника коммуни­кации. Обмен информацией он в принципе трактует как сферу борьбы. Например:

"Сопротивляясь, партнер всегда дает информацию в возражениях, в бессловесной реакции или даже в отсутс­твии какой бы то ни было реакции. Всякое сопротивле­ние партнера говорит о том, что полученная им информация оказалась недостаточно эффективна. Тогда, чтобы продолжать борьбу, нужно опять выдать информацию — более значительную, чем выданная ранее, чтобы добыть в обмен информацию о том, что выданная достигла цели".

Слабый партнер также многословен, тогда как силь­ный — скуп на слова.

"Слабый, чтобы противодействовать сильному, вы­нужден информировать партнера о сложной и трудной ситуации, которая вынуждает его бороться — настаивать на своем. Хотя в наступлении слабому нужно добыть ин­формацию, практически его слабость обнаруживается в том, что он обильно выдает ее". Слабый может выдавать информацию, надеясь заинте­ресовать сильного.

Сильный/слабый говорящий может быть дополнен ак­тивным/пассивным слушающим.

Предложенные дихотомии в сумме выглядят следую­щим образом:

  • вербальная/визуальная,
  • коммуникативная/метакоммуникативная,
  • иерархическая/демократическая,
  • агрессивная/благоприятная,
  • устная/письменная,
  • сильный/слабый,
  • активный/пассивный.

Различные рассматриваемые модели коммуникации возникают исходя из разных задач, которые стоят перед исследователем. В области прикладных коммуникаций, таких, как, например, паблик рилейшнз, реклама и про­паганда, коммуникатор пытается внести изменение в коммуникацию, чтобы перевести своего адресата на но­вый/иной тип поведения. Пропаганду даже часто опреде­ляют как такой тип коммуникации, где могут расходить­ся цели коммуникатора и адресата, т.е. коммуникатор может переводить адресата на цели, выгодные не ему, а коммуникатору.

В социальной психологии принято выделять четыре психологических механизма воздействия на сознание и поведение людей. Это убеждение, внушение, эмоциональное заражение и подражание. Три из них уже фигурировали в предыдущих лекциях в связи с анализом поведения толпы.

Особенностью убеждения является то, что оно обращается к рациональной сфере сознания личности и предусматривает активное ее участи в процессе познания. Убеждение оказывается действенным, если приводимые примеры и аналогии, цифры, высказывания авторитетов значимы для аудитории, а также, если они совпадают с ранее усвоенными мнениями и оценками.

Таким образом, можно сделать вывод, что механизм убеждения может успешно применяться при обращении к сторонникам личности или политической организации, выступающей в качестве источника воздействия. При обращении к сторонникам задачей источника является не формирование новых взглядов и, тем более, не изменение уже существующих, а дополнительное их подтверждение. При обращении к сторонникам использование механизма убеждения способствует формированию или укреплению убежденности, то есть непоколебимой уверенности в правильности усвоенный идей, оценок и представлений.

Учитывая значительные ограничения воздействия механизма убеждения, центральным механизмом воздействия на массовое сознание и поведение становится механизм внушения, опирающийся на систему слов или зрительных образов, стимулирующих некритическое восприятие и усвоение информации.

Механизм внушения может опираться на использование своеобразных псевдоаргументов, не являющихся на самом деле логическими доказательствами предлагаемого суждения. Наиболее распространенным из них является внушение с использования образа большинства, якобы уже разделяющего и поддерживающего мнение источника. Примерами внушения через большинство является публикация результатов якобы проведенных опросов общественного мнения, рейтингов, интервью, берущихся на наших глазах у "случайных" людей, большинство из которых высказывают необходимую нам точку зрения (для придания реалистичности действию один, как правило, несимпатичный участник опроса может высказать противоположное мнение). Внушение через большинство может опираться на манипулирование большими цифрами или предъявление образа множества людей.

Механизм эмоционального заражения ведет к стиранию индивидуальных различий, при этом эмоциональное состояние и поведение каждого участника массы определяется не столько его сознательным анализом обстановки, сколько эмоциональным состоянием и поведением окружающих. Войдя в комнату, где только что был рассказан смешной анекдот, и все присутствующие громко смеются, человек, как правило, поддается всеобщему веселому настроению, хотя причина смеха ему неизвестна. Его поведение при этом внешне похоже на поведение человека, который услышал и понял шутку, но принципиально отличается от него по своим истокам.

Описанные механизмы управления массовым сознанием и поведением в современных условиях последовательно применяются в сфере массовой коммуникации. С появлением новых, все более совершенных каналов передачи и распространения информации возможности массовой коммуникации по формированию массовых настроений и мнений, по манипулированию действиями больших масс людей постоянно возрастают.

Читайте также: