Дик хэбдидж субкультура значение стиля кратко

Обновлено: 04.07.2024

Можно классифицировать субкультуры на музыкальные, спортивные, арт-субкультуры. Но если с футбольными фанатами и ролевиками все понятно, то поговорим о музыке. Начать стоит со старых добрых хиппи. Творческие кочевники-пацифисты. Дискуссии, наркотики, алкоголь, цветы. И хоть хиппи – одна из старейших молодежных субкультур, их идеи до сих пор находят отражение в жизни. Растаманы близки к хиппи, тоже пацифисты. Отрицают табак и алкоголь. Двумя руками за марихуану и регги. Растаманы и хиппи, в целом, могут ладить. Но так не скажешь о панках и рэперах: между этими молодежными субкультурами вечная война.

Готы. На раннем этапе своего развития это те же панки. Но потом готы – это уже те ребята, кого вы сейчас представили. Если, конечно, не перепутали с кибер готами. Эта молодежная субкультура появилась позже, и связана с началом массового распространения Интернета.

Эмо. На первый (и даже не на первый) взгляд кажется, что эти ребята депрессивные, унылые, вздыхающие. На самом деле суть их движения – показать свои эмоции. Говоря избитыми фразами, ходить без маски. Вот они и показывают. Только странно: разве чтобы снять одну маску, нужно надеть другую, с челкой перекощенной? С одной стороны все это – способ самовыражения. С другой, люди просто продают себя за возможность быть понятым: втискивают себя в рамку - получается однобоко. Я раздобуду пленочный фотоаппарат и бабулин свитер, чтобы все знали: я – хипстер. Это как наклейка – и с тобой уже все понятно. Твои мысли, ценности, идеалы. Применимо ко всему. Неужели для того, чтобы побыть одному, нужно покрасить губы в черный цвет?

Главная задача молодежных субкультур – самовыражение. В отстаивании своих убеждений это помогает скорее только морально. В конце концов, пара кожаных браслетов уж точно ничего не решает.


Современный мир многолик. Каждый день в нем появляется нечто очень важное, интересное и своеобразное. Одно из таких неповторимых явлений в мировой культуре – это субкультуры, возникающие вне зависимости от политики, экономики и воспринимающиеся как специфический образ жизни, реализация потребности человека в самовыражении, в развитии личности, в удовлетворении чувства прекрасного, в осмыслении своего назначения в мире.

В культурологии под субкультурой понимается совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от доминирующей культуры общества в целом, возникших в результате социальной дисгармонии, часто как способ защиты от неё. При этом они вырабатывают специфические типы общения, языка, более того, требуют их жесткого соблюдения. Большинство групп субкультур быстро распадаются с изменением породивших их социальных, возрастных, имущественных и прочих условий. Субкультуры могут формироваться на национальной, демографической, профессиональной, географической базах и отличаться собственной системой ценностей, манерой поведения, языком, одеждой и рядом других аспектов. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Значение субкультурных движений в развитии культуры и искусства поистине неоценимо. Стремление к самовыражению и самореализации, являющееся одной из фундаментальных основ любого неформального движения уже в самой своей сути указывает на наличие неразрывной связи с творчеством, при этом нередко много более плодотворным по сравнению с узаконенным творчеством официальных деятелей. Причем понять причины подобного явления сравнительно просто. Будучи нежелательной для какого-то отдельного слоя общества или общества в целом, уже этим самым субкультура дает великолепный стимул к творческой деятельности. И тогда художник берет кисть, музыкант - гитару, а драматург - перо.

Немаловажным является тот факт, что окружающая действительность предстает пред творцом в совершенно ином качестве. Все, что раньше было знакомо, обыкновенно, привычно в условиях запрета и нездоровой атмосферы запутавшегося в проблемах общества, в этом случае оказывается пародией на всеобщие крики о том, что "у нас все хорошо!". Искаженная действительность порой создает в глазах тонко чувствующей натуры художника эффект кривого зеркала, что отражается в реалистично-фантастических полотнах, революционной по сути своей музыке, гиперболизированных на сцене персонажей, характерных современной действительности. Каждое произведение было, как бы зашифровано, завуалировано, насмешливая и ироничная его подоплека была ясна далеко не каждому. Уместно привести здесь знаменитое в неформальных кругах высказывание писателя Д. Савицкого: "Мы не будем молчать в угоду вам. Как и не будем кричать в ущерб себе. Но если вы думаете, что мы не прошепчем, вы глубоко ошибаетесь. А имеющий уши да услышит" [2].

Таким образом, субкультура выступает частью культуры общества, отличающейся от преобладающей (доминирующей), а также представляет собой социальные группы носителей этой культуры. У каждой группы есть свои определенные ценности и правила, без которых невозможно существование такого рода коалиций. Кроме того, сторонники каждой субкультуры имеют свои собственные представления о том, какую одежду нужно носить, какую музыку слушать и т.д. Поэтому в основном субкультуры строятся вокруг каких-либо направлений в искусстве, будь то музыка, кино или, например, живопись. Также группы могут строиться вокруг политических представлений, сексуальных предпочтений или религиозных убеждений.

В мире существует большое количество субкультур, все они отражают внутренний мир молодежи и являются способом удовлетворения потребности в самовыражении

1. Хебдидж Д. Субкультура: значение стиля. Главы из книги / Д. Хебдидж // Теория моды. – 2009 – №10.

Для начала разберёмся с "рабочим понятием": субкультура - термин, обозначающий часть общественной культуры, отличающуюся от преобладающей. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. В более узком смысле термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры. Особенно часто слово "субкультура" употребляется по отношению к объединениям молодежи. Тем не менее, стоит разграничивать субкультуры и молодежные сообщества.

Молодежные субкультуры в их современном виде возникли в середине ХХ века, вскоре после окончания Второй Мировой войны. Их появление было обусловлено развитием западной цивилизации, в частности увеличением длительности социализации перед вступлением во взрослую жизнь (что привело к появлению у молодых свободного времени) и ростом благосостояния (что привело к появлению у них же денег, которые можно тратить на себя).


Формы молодежных субкультур обычно заимствуются из других стран (чаще всего, из Европы и США), но при переносе на местную почву они могут заметно изменяться. Так, рэп-культура, возникшая в негритянских кварталах США, в России испытала влияние традиций уличной среды.

Молодежные субкультуры не статичны, и в ходе своего исторического развития они могут значительно трансформироваться. Так, панк-движение в России на протяжении 1980-2000-х годов претерпело серьезные изменения.

Для успешного существования того или иного сообщества необходимо наличие как можно большего количества объединяющих факторов (для одной субкультуры их может быть несколько, причем этот список далеко не полон):

Наиболее важная составляющая бытования субкультуры: возможность производить совместную деятельность делает объединение людей осмысленным. Для спортсменов такой субкультурной деятельностью являются занятия спортом; для туристов — походы; для участников литературных объединений — творчество, обсуждение произведений друг друга и других авторов жанра; для агрессивных сообществ — совместное участие в силовых конфликтах.

Наличие собственного музыкального стиля является для субкультуры мощным сплачивающим фактором, поскольку, во-первых, обеспечивает совместную деятельность — посещение концертов, прослушивание и исполнение музыки, обмен записями. Во-вторых, привлекает в субкультуру новых участников — поклонников музыкального стиля, что позволяет обновлять состав участников. В-третьих, дает повод для эмоционального переживания и самовыражения. Для хиппи таким субкультурным стилем является традиционный гитарный рок, для панков — панк-рок, для скинхедов — oi, для растаманов — регги, для эмо и готов — соответственно эмо- и готический рок.

Данный сплачивающий фактор актуален для политизированных групп, в современной России они объединяются в пять направлений: проправительственные, левые (коммунисты и анархисты), ультраправые, либерально-демократические и державные.

Так, книги Дж.Р. Толкиена стимулировали создание субкультуры толкинистов; вторая волна этого интереса возникла после выхода на экраны в начале 2000-х годов экранизации этой книги. Круг поклонников и подражателей возник также вокруг романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере.

Ещё один яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Не следует путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и другими политическими убеждениями.




Первая волна

Вторая волна

Отличительной чертой хиппи были длинные волосы у девушек и у парней, что вызывало резкое осуждение консервативной части советского общества. Помимо волос, хиппи отличало миролюбивое отношение к жизни, желание заниматься искусством и саморазвитием.

Панки тоже всегда выделялись из толпы своим внешним видом: прежде всего - ирокезом, а затем и пирсингом, и одеждой. Панки считали себя анархистами и не признавали любую власть, вели себя вызывающе, тем самым показывая свое презрительное отношение к современному обществу и его строю.

Металлисты всегда были преимущественно мужской субкультурой. Их часто путают с панками, однако существует множество различий, большинство из которых кроется в самой металл-музыке. Большинство групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, многие группы затрагивают проблему добра и зла.

Третья волна

Необходимо упомянуть о таких субкультурах, как готы и эмо. Они появились в начале 80-х годов прошлого века.

Готы традиционно отдают предпочтение черному цвету в одежде. Многие из них прибегали к белому гриму лица, придавая ему неестественно бледный цвет, им была свойственна различная оккультная символика. Причиной их возникновения считается готический рок.

Направление эмо тоже связывают с музыкой. Музыка, как можно понять из названия субкультуры, была эмоциональной, эти эмоции обеспечивались голосом вокалиста. Характерной отличительной чертой являлась одежда с яркими розовыми тонами.

Существует множество различных субкультур, отличающихся друг от друга идеологией, музыкальными пристрастиями, внешним видом, языком, поведением и многими другими аспектами. Внешний вид и символика субкультуры является наиболее поверхностным и видимым для других людей способом самовыражения её участников.

Изучение роли и функций символики молодёжных субкультур является актуальным в современном обществе, так как каждая субкультура индивидуальна, и символика каждой это не просто имидж, а определённые атрибуты, которые несут в себе смысл, идеологию.

Данная тема рассматривается многими авторами в контексте изучения какой-либо субкультуры в целом. Это даёт возможность составить более полную картину представлений о субкультуре, понять отношение представителей субкультуры к себе и окружающим, выявить характерный стиль и манеры поведения.

Две основные функции символики – это объединение членов субкультуры, и выделение их среди других субкультур. Именно эти функции имеют особое значение для самих участников любой субкультуры, потому что внешний вид это возможность донести до общества определённую информацию, послание, показать своё отношение к чему-либо.

Цель исследования: изучение роли и функций символики молодёжных субкультур
Задачи исследования:

-ознакомиться с особенностями молодёжной субкультуры;

Предмет исследования: символика молодёжных субкультур

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств. [10] В России возрастные рамки молодёжи определяются возрастом от 14 до 30 лет.

Специфика молодёжи в том, что в социальном и возрастном положении она находится в переходном состоянии. Молодёжь в большей или меньшей степени принадлежит к каждой страте, социальной группе, поэтому критериями социальной дифференциации выступает социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей. Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современной молодёжи является расслоение по социально-экономическим показателям. Однако, внутренняя дифференциация молодёжи обуславливается не только социальными параметрами, но и возрастными особенностями, а так же по субкультурному типу. Мы будем рассматривать именно этот тип дифференциации молодёжи.

Субкультура-это подсистема целостной системы культуры, другими словами это культура в культуре.

В книге Т. Щепанской под субкультурой понимается – знаковая и нормативная система, способная к самовоспроизводству и относительно автономная в рамках более широкой системы культуры. Автор говорит о том, что необходимо отличать субкультуру, как систему знаков и норм, от сообщества, как локального уплотнения межличностных связей. На основе той или иной субкультурной традиции – ее знаков и норм – может возникать множество разных сообществ, а трансляция традиции чаще всего происходит вообще на меж- или надгрупповом уровне (нередко имеются структуры обучения, общие для нескольких групп). Субкультура порождает группировки, которые возникают и перестают существовать, внося свой вклад в копилку ее традиции [4].

Субкультура в социологии и культурологи — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В

частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы [5].

Существует точка зрения, что субкультура – это хобби, переросшее в образ, а зачастую и в смысл жизни. [8]

Таким образом, субкультура – это подсистема целостной системы культуры, отличающаяся от неё собственной системой ценностей, внешним видом, языком, манерой поведения и другими признаками. Молодёжная субкультура – одна из разновидностей субкультуры в целом, особенностями которой являются возрастные рамки.

1.2 Особенности молодёжной субкультуры

Изучение молодёжных субкультур составляет важное направление в изучении молодёжи. С 60-х годов 20 века к этой проблеме обратились ведущие социологи различных стран мира. В отечественной же социологии анализ субкультурных феноменов до конца 80-х годов вёлся в весьма узких рамках. Отчасти это можно объяснить тем, что эти образования воспринимались как социальная патология, отрицательное явление в обществе.

Рассмотрим основные причины вступления молодёжи в неформальные группы:
-непонимание в семье, вызов семье;

-неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива;

-нежелание быть как все;

-желание утвердиться, привлечь к себе внимание;

-влияние криминальных структур;

-копирование образцов западной культуры, структур и течений;

-неразвитая сфера организации досуга в стране;

-возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональных впечатлениях;

-вызов обществу, возможность проявить протест. [4]

Остановимся на некоторых из них поподробнее. Молодёжные субкультуры появляются из-за определённых потребностей молодых людей в самореализации, активном проявлении себя, как личности, желании заявить о себе. Существует точка зрения, что для молодых людей свойственен дух противоречия. Другими словами, им тесно в рамках существующих в обществе норм и правил. Они негативно относятся к навязыванию им ценностей и идеалов поведения. Так же им свойственна категоричность суждений, максимализм, повышенная эмоциональная реакция и идеализация новизны. Именно поэтому молодёжь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их жизненной позиции, и начинает объединяться в группы, удовлетворяющие их потребностям. В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Молодежная субкультура - это и особый образ жизни, который разделяют, в основном, живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодежная субкультура - это ни что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых людей. [17]

Таким образом, можно сделать вывод, что важными факторами появления молодёжных субкультур послужили идейные убеждения, желание молодых людей выделиться, привлечь к себе внимание, возможность выразить протест и вызов обществу, возможность самореализоваться.

1.3 Язык и символы молодёжных субкультур

Символика – неотъемлемый атрибут почти любой субкультуры, универсальная отличительная черта, наделенная особым смыслом для ее представителей, и позволяющая им видеть друг друга в толпе, объединяться и нести информацию другим людям о своей принадлежности. [19]

Внешний вид является одним из основных средств самовыражения молодёжных субкультур. К нему относятся одежда, причёска, атрибуты, аксессуары и весь имидж в целом.

Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы, от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано, как происхождением субкультур, так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре.

Для представителей субкультуры имидж это не только одежда, а демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Например, вызывающий имидж панков демонстрирует протест и борьбу, унисекс скинхедов близость к рабочему классу, а мрачный стиль готов презрение к смерти. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру.

У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга это слова неологизмы.[19]

В современном мире существует огромное множество различных субкультур. Некоторые из них зародились и существуют как самостоятельные, некоторые являются лишь ответвлениями от уже имеющихся субкультур. Символика и внешний вид этих субкультур кардинально отличается друг от друга, и несёт в себе разный смысл.

На наш взгляд, самыми яркими и отличными друг от друга являются символики таких субкультур, как хиппи, панки и стиляги. На их примере рассмотрим роль и функции символики молодёжных субкультур.


Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви [13].

Одежда хиппи имеет много трикотажных моделей (полностью или с использованием элементов трикотажа). В стиле хиппи с его призывом к натуральности и естественности во всем именно трикотаж, имитирующий ручную вязку, становится одним из ведущих элементов [13].

Главные мотивы орнаментов — индийские огурцы (пейсли), цветы, разные этнические мотивы, фракталы и психоделические мотивы.
Волосы хиппи часто выглядели неопрятно, были длинными и распущенными, что символизировало пренебрежительное отношение к общепринятому. Мужчины отращивали бакенбарды, усы и бороды [2]. Все прически хиппи обязательно должны быть естественными, удобными и не сковывающими. [14] Так же частыми атрибутами причёски хиппи были цветы, дреды и цветные повязки.

Типичной машиной хиппи был микроавтобус или автобус Фольксваген. Небольшие туристические машины и даже школьные автобусы превращались в жилище от одного до дюжины хиппи. Обычно машины раскрашивали (зачастую они просто нуждались в покраске) в яркие цвета и психоделические узоры, чаще всего включающие цветы, символы мира, мистические символы или просто ландшафт.[13]

Внешний вид хиппи был довольно узнаваем, так как всё, начиная с цвета волос, заканчивая цветом транспорта, носило характерно яркую кричащую окраску, часто сочетание несочетаемого. Рассмотрим некоторые цвета и их значение у представителей хиппи.

Красный цвет, в большинстве случаев, обозначал любовь. Белый – свободу и очищение. Зелёный и хаки – цвета травы, растений, природы. Коричневый – цвет земли, серый – цвет дороги, символ передвижения автостопом. [1] Так же сочетания определённых цветов, например в фенечках, несло определённую смысловую нагрузку.

Таким образом, можно сказать, что символика хиппи тесно связана с их идеологическими воззрениями. Натуральные ткани в одежде, фенечки, обозначающие какие-либо послания, цветочные и этнические орнаменты, распущенные волосы, изображение пацифика – всё это косвенный призыв к единению с природой, борьбу за мир во всём мире.

Причёска панка - это ирокез. Заимствована из культуры индейцев и названа в честь одной из племенных групп. Впервые ирокез стал носить шотландский певец, лидер группы The Exploited Уотти Бьюкэн, после чего это переняли многие панк-рок музыканты и фанаты этого направления. [6] Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. [6]

Одежда. Изначально, панки переделывали уже существующую одежду под себя. Купив новую куртку, они тут же рвали её, иногда перешивали, красили маркерами и краской из баллончиков. Зачастую, одежда панков держалась только на булавках. Вообще, булавки они вставляли не только на куртки, но и на другую одежду, а иногда даже в уши. [23]

Панкам нравится эта обувь, и они носят ее так же часто, как и высокие ботинки. Кеды сшиты из двух частей, так что если они промокают, их легко высушить. По ним тоже можно пройтись баллончиком. [11]


Этот жест напоминает голову рогатого животного. Изначально этот жест использовался своего рода защитой от зла. Он был распространен повсеместно как в Европе, так и в Азии. В дальнейшем стали изготавливать амулеты от дурного глаза в виде этого жеста.

Однако помимо основного значения в качестве защиты от злых сил у этого жеста появилось со временем несколько дополнительных значений, например:

Таким образом, панки используют всевозможные средства для выражения протеста обществу, отчуждённости от него. Они считают, что изменить мир уже невозможно, поэтому делают всё, что хотят – и это, несомненно, отражается в их стиле одежды. Рваная одежда, раскрашенные во все цвета радуги джинсы и кеды, клёпаные ремни и ошейники с шипами – всё это делалось для того, чтобы показать пренебрежение к обществу, вольность в своих действиях и отрешенность от существующей реальности.

Стиля́ги (самоназвание — штатники) — молодёжная субкультура в СССР, получившая широкое распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов, имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни. [9]

Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). [15] Остановимся поподробнее на некоторых характерных для стиляг символик и атрибутов.

Чаще всего, одежду для себя стиляги шили сами, из-за невозможности ввоза её на территорию страны. Многие из этих вещей делались ценой невероятных усилий дома – это был так называемый "самострок": брюки шились из того же палаточного брезента, подошвы из микропорки заказывались у армян в мастерских по ремонту обуви, кое-что поступало из братских социалистических стран: драконьи галстуки – из Китая, гавайские рубашки – с Кубы. [20]

В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный образ. [24]

Таким образом, можно увидеть, что субкультура стиляг являлась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни. Всё это они очень ярко демонстрировали в своей одежде, символике, внешнем виде. Яркие, дикие расцветки одежды, широкие штаны, шляпы с большими полями, начёсы на голове – всё это делалось для того, чтобы ошарашить общество, проявить своё недовольство существующим политическим режимом. Многие составляющие их образа были скопированы, скорее в карикатурной форме, из-за рубежа.

Субкультура – это подсистема целостной системы культуры, отличающаяся от неё собственной системой ценностей, внешним видом, языком, манерой поведения и другими признаками. Молодёжная субкультура – одна из разновидностей субкультуры в целом, особенностями которой являются возрастные рамки. Важными факторами появления молодёжных субкультур послужили идейные убеждения, желание молодых людей выделиться, привлечь к себе внимание, возможность выразить протест и вызов обществу, возможность самореализоваться.

Молодёжные субкультуры отличаются друг от друга идеологией, музыкальными предпочтениями, внешним видом и другими факторами.

Символика является неотъемлемой частью любой субкультуры и несёт в себе идеологическую нагрузку для её участников. Под символикой подразумевается универсальная отличительная черта, наделенная особым смыслом для ее представителей, и позволяющая им видеть друг друга в толпе, объединяться и нести информацию другим людям о своей принадлежности.

В современном мире насчитывается большое множество субкультур. Некоторые из них внешне кардинально отличаются друг от друга, некоторые же почти не имеют характерной символики. Мы рассмотрели самые, на наш взгляд, яркие и отличные друг от друга молодёжные субкультуры и их символику – а именно хиппи, панки и стиляги.

Символика хиппи тесно связана с их идеологическими воззрениями. Натуральные ткани в одежде, фенечки, обозначающие какие-либо послания, цветочные и этнические орнаменты, распущенные волосы, изображение пацифика – всё это косвенный призыв к единению с природой, борьбу за мир во всём мире. Хиппи боролись против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь – всё это они отражали в своём внешнем виде.

Субкультура стиляг так же являлась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни. Всё это они очень активно демонстрировали в своей одежде, символике, внешнем виде. Яркие, дикие расцветки одежды, широкие штаны, шляпы с большими полями, начёсы на голове – всё это делалось для того, чтобы ошарашить общество своим внешним видом, проявить своё недовольство существующим политическим режимом. Многие составляющие их образа были скопированы, скорее в карикатурной форме, из-за рубежа.

Читайте также: