Новгородско киевская русь кратко

Обновлено: 04.07.2024

Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.

Бердяев Николай Александрович

Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полудикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Становление государственности

Этапы развития древнерусского государства

Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

междоусобные войны в древнерусском государстве

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Ключевые события

Основные этапы истории древнерусского государства

Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

Мы со школы приучены к восприятию Древней Руси как единого государства, в котором была единая русская нация. На самом же деле дела обстояли несколько сложнее.

Культурные и бытовые различия

В начале истории Руси можно выделить две столицы, которые представляли два совершенно разных традиции, два разных духа и образа жизни: Новгород и Киев.

Новгородская Русь была холодной лесной страной. Ее жителям приходилось много и тяжело работать. Люди здесь были суровые и волевые — слабые здесь просто не выживали. Отсюда и вече — сильные духом новгородцы не могли терпеть тирании сильного князя, предпочитали решать все сами. К тому же, новгородцы издревле торговали. Возможно, именно поэтому в домонгольском Новгороде было гораздо больше грамотных, чем в Киеве.

Совсем другой образ жизни вели жители Киевской Руси. Здесь другая природа и ландшафт: вместо суровых лесов и холодного моря — бескрайние поля хорошей земли. Поэтому здесь утвердился размеренно-сельский образ жизни. Пожалуй, для простого человека жизнь в киевской Руси была проще. Люди спокойно возделывали землю, предоставив сильному князю право руководить страной. Княжья власть здесь была куда сильнее, а сами князи были амбициознее.

Условия хозяйствования диктовали и культурные различия. Если сравнить две эпические традиции, можно хорошо рассмотреть эту огромную разницу в менталитете двух регионов. Есть новгородский и киевский циклы былин. Почти все герои первого — торговцы и купцы, и самый известный из них — Садко. Он богатый, швыряется деньгами, но это не делает его плохим человеком. Здесь мы можем увидеть свойственный для новгородцев меркантилизм. При этом Садко умен и хитер, он одолевает врагов не физической, а интеллектуальной силой.

Совсем другие герои у киевлян. Если для новгородцев главный сюжет — торговля, то на юге Руси все сказки о войне. Здесь в центре сюжета всегда воин княжеской дружины — богатырь, который служит родине и князю. Для них главное качество — огромная физическая сила, хотя они и не глупы.

Население Древней Руси состояло из множества племен, далеко не все из которых были славянскими. Но если даже и исключить финно-угорские, балтские, степные племена, и посмотреть только на славян, можно ли сказать, что они представляли собой целостность в языковом и культурном смысле? У ученых нет единого взгляда. Довольно сложно изучить ранний древнерусский язык, так как очень многие тексты написаны на церковнославянском языке, который вообще-то относится к южнославняским языкам и для жителей Руси был малопонятен.

Сложно судить о том, насколько взаимопонятными были эти два наречия, и можно ли их называть диалектами одного языка, или же двумя разными. Судя по всему, серьезного языкового барьера между русичами не было. Однако, безусловно, киевляне и новгородцы говорили очень по-разному.

До христианства и новгородцев, и киевлян можно условно назвать верующими одной религии — славянского язычества. Но, как известно, в любой системе многобожия будет прослеживаться сильное дробление. Свои боги будут у разных сословий и у разных регионов. Поэтому, например, в пантеоне русичей и западных славян-ободричей нету почти никаких совпадений. Славянское язычество — это весьма условная целостность. У восточных славян перечень богов почти не отличался. Но в разных регионах каких-то богов почитали больше, а каких-то меньше. В Киеве почитали воинственного бога Перуна. Это был покровитель киевских воинов, которые на заре Руси успешно воевали на юге. Но когда Владимир, для которого этот бог был главным, в 980 году попытался навязать его культ новгородцам, они сбросили его в реку Волхов. Религиовед Б.А. Рыбаков писал, что таким же образом новгородцы казнили преступников били их по голове и сбрасывали в реку, которая уносила их на север, в страну холода и тьмы.

Религия южан была наполнена человекобожием. Перун был богом-князем, богом-воином, а земной удалой князь уподоблялся ему. Язычество новгородцев было гораздо более хтоническим. Главным божеством был Велес — бог-колдун, покровитель моря и торговли. Иногда его изображали в виде ящера. Еще большую роль в религии северян играл бог Род — хранитель семьи, клана. Человек, который оставался верен своей родне, служил этому богу.

По мнению религиоведа А.А. Лушникова, который считает эти два культа по сути двумя разными религиями, язычество Киева было новым, политическим культом, который искусственно генерировался князьями для того, чтобы укрепить свою власть. А новгородские культы были гораздо древнее, в них отразилось то, во что верили славяне задолго до рюриковичей.

Новгородско-Киевская Русь была государством раннефеодального типа, так как процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса смердов была еще свободна. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу.

Форма правления в Новгородско - Киевской Руси — типичная раннефеодальная монархия. Во главе стоял монарх — киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князям. Первые великие князья династии Рюриковичей:

Игорь (912-945): Отразил нашествие печенегов. 941,944 гг.-война с Византией. Русские купцы вновь стали платить пошлину. 943-944 гг.- неудачные походы на Каспий. Восстание древлян против непомерной дани. Основание славянских поселений на азовском побережье.

Ольга(945-962): подавление восстания древлян. Введение уроков и погостов. Развитие дипломатической службы. Прекращение внешних походов. Принятие христианства в Византии.

Святослав (962-972): Подчинение вятичей. Ослабление Волжской Булгарии. Уничтожение Хазарского каганата. Назначение сыновей наместниками в восточнославянский земли вместо племенных князей. Война с Византией за государство над Дунайской Болгарией.

Владимир I Святой (980-1015): Присоединение области червенских городов в 981г.. Крещение Руси в 988 г.. Подчинение земли хорватов. Создание системы крепостей для обороны от печенегов. Открытие первых школ. Ликвидация автономии племенных князей.

Мстислав Великий (1125-1132): Продолжение политики централизации княжеской власти. Присоединение Полоцкого княжества в1127 г.. Успешные походы против Литвы.

4. Принятие христианства и его влияние на историческую судьбу России. Владимир I.

Таким образом, принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю. Еще принятие православия определило новую историческую судьбу российского государства, позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочения государства и развития международных связей Древней Руси.

Значения принятия христианства.

Улучшение международного положения, Сплочение народа, Развитие культуры, Проявление Русской православной церкви, Смягчение нравов, Укрепление княжеской власти.

Владимир I( Владимир Святославич Красное Солнышко).

Правление 980-1015 г.

Новгородская Русь — объединение восточно-славянских (ильменские словене, кривичи и др.), финно-угорских племеных союзов (чудь, весь) и выходцев из Скандинавии сложившееся к IX веку вокруг Новгорода (или его города-предшественника, на роль которого претендуют Старая Ладога и гипотетический Словенск) и историографическое название первого (докиевского) периода существования Русского государства во главе с династией Рюриковичей [1] . Для более позднего периода является синонимом Новгородской земли.

Содержание

Докиевский период

Летописным основателем считается варяжский князь Рюрик, княживший с 862 по 879 год. Археологические данные свидетельствуют, что новгородская княжеская резиденция середины IX века обладала яркими признаками скандинавского присутствия, причём возникла значительно ранее города Новгорода. [3]

Однако, согласно летописям, варяги и раньше (c 859 или возможно с 852) [4] брали дань с территории Новгородской Руси, куда входили земли проживания чуди, ильменских словен, мери, веси и части кривичей.

В эпоху Рюрика, помимо Новгорода из городов Новгородской Руси упоминаются также Ладога, Белоозеро, Изборск, Ростов, Муром, Полоцк. Рюрик сажает в основных городах своих наместников, а Никоновская летопись в этот период упоминает о походах киевского князя Аскольда на полочан и кривичей, о подавлении Рюриком выступления оппозиции и бегстве части её в Киев к Аскольду.

Преемник Рюрика князь Олег подчинил себе города Смоленск и Любеч в 882, а затем утвердился в Киеве, куда перенёс столицу государства.

Новгородская земля

Сохранению значения и частичной самостоятельности Новгородской земли способствовала борьба за власть в Киеве. Новгородцы составляли основу войск Владимира Святославича и Ярослава Владимировича в их борьбе против братьев соответственно в 977—980 годах и 1015—1019 годах.

Отказ новгородцев в 1102 году принять сына киевского князя Святополка Изяславича стал важным этапом в обособлении Новгородской земли от власти киевских князей. После смерти Мстислава Великого в 1132 году его сын Всеволод оставался новгородским наместником до 1136 года.

В период феодальной раздробленности участие новгородцев в междоусобной борьбе ограничивалось нуждами защиты самостоятельности Новгородской земли, прежде всего от соседнего Владимиро-Суздальского княжества, князья которого во время конфликтов прибегали обычно к захвату Торжка и экономической блокаде Новгорода. Новгородцы в таких случаях обычно вступали в союз с противниками владимирских князей и выходили из столкновений победителями. Но также нуждами обороны (теперь уже от внешних врагов) был продиктован союз Новгорода с владимирскими князьями в начале XIII века, когда Монголо-татарское нашествие на Русь не докатилось до Новгорода во многом благодаря тому, что первый удар приняли на себя рязанские и владимирские князья. Также совместными усилиями удавалось останавливать литовцев в 1225 году и 1239 году и Тевтонский орден в 1242 году (Ледовое побоище). В период монголо-татарского ига заинтересованность Золотой орды в переписи и получении дани с Новгородской земли использовалась владимирскими, а затем и московскими князьями в установлении контроля над Новгородом. В период 1231—1333 гг. новгородскими князьями были представители только владимирского княжеского дома, затем до 1478 года попеременно литовского и московского.

Читайте также: