История русской скульптуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Искусство в РоссииСправочник по живописи искульптуре (ок. 30 000 г. до н.э. – 1920 г.) См.: Русское искусство.

Построенная голова № 2 (1916) Центр скульптуры Нашера, Даллас.Наум Габо.

Введение В отличие от живописи, скульптура – это, по сути, форма публичного искусства , в которой монументальность, размер и долговечность являются общими, если не существенными атрибутами. В конце концов, немногие скульпторы добились большого признания за работы небольшого масштаба. Таким образом, мы можем сказать, что пластическое искусство требует гораздо больше времени, денег и (возможно) иконографической стабильности, чем большинство других видов искусства.. В какой степени русская скульптура пострадала из-за нехватки ресурсов или иконографической неопределенности, неясно, хотя появление множества высококлассных русских скульпторов в начале 20 века – одновременно с крахом старого порядка – предполагает, что недостаток таланта не проблема. В этой статье мы рассказываем о шести величайших русских скульпторах до 1900 года, а также о ювелире Карле Фаберже. Также мы делаем обзор ведущих русских художников начала 20 века.

ЭВОЛЮЦИЯ СКАЛЬПТУРЫО происхождении и хронологиисм.: История скульптуры.

Федот Шубин (1740-1805) Царь Петр Великий (1686-1725), движущая сила петровского искусства начала 18 века , решил использовать иностранных скульпторов, таких как Карло Бартоломео Растрелли Старший (1675-1744), отец архитектора Бартоломео Растрелли. (1700-71). Так что только примерно с середины правления Екатерины Великой (1762-96) Россия произвела непрерывный поток отечественных скульпторов. Некоторым из их работ недостает достоинств, многие – компетентны, хотя и не интересны; но кое-где производились работы высочайшего качества. Среди великих скульпторов выделялся Федот Шубин. Сын беломорского рыбака, он сам был рыбаком до девятнадцати лет. Именно тогда он освоил основы своего ремесла, так как беломорские рыбаки были известны на всю Россию своей резьбой из китового уса и перламутра, а также резьбой по дереву.. В восемнадцатом веке свои изделия они продавали на Архангельском рыбном рынке в Санкт-Петербурге и весьма вероятно, что некоторые из резных фигурок детства Шубина попали на тамошние прилавки.

В 1759 году Шубин каким-то образом устроился кочегаром в Зимний дворец в Петербурге. Этим назначением он мог быть обязан своему земляку, выдающемуся поэту Ломоносову, потому что он тоже был скромного происхождения, сын крестьян, соседей Шубиных. Отец Федота научил будущего поэта его письмам. Одно это уже предрасполагало Ломоносова к сыну, но Ломоносов был искусным мастером мозаичного искусства и помощь, которую он оказал своему юному соседу, была, вероятно, в той же степени обусловлена ​​его признанием таланта Шубина, как и благодарностью.

Какими бы средствами он ни зарабатывал себе на жизнь, Шубин начал свое обучение очень скоро после приезда в Санкт-Петербург, когда его имя появилось в списке студентов изучающих скульптуру у Николая Жилле в Императорской Академии художеств. Жилле поклонялся элегантности и изяществу, горячо поддерживал греческую скульптуру и эллинистическую идеализацию человеческого тела. Шубин же был реалистом. Жилле не любил его взгляды и считал свой стиль неизящным, но он был достаточно широким и восприимчивым учителем, чтобы признать гений Шубина и получить для него командировочную стипендию.

Шубин отправился в Париж в 1767 году, вооружившись рекомендательными письмами к Дидро и Делариву де Жюлю. По их совету он стал учеником Жана-Батиста Пигаль (1714-1785) и, поскольку и учитель и ученик в душе были реалистами, Пигаль смог убедить Шубина, что в пользу элегантности можно многое сказать. что Жилле считал необходимым в произведении искусства. Под влиянием своего нового мастера Шубин согласился принять элегантность, но в основном он стремился обрести классику, развить внимание к деталям и овладеть трехмерным подходом.

Русская скульптура

Медный всадник. Памятник Петру I в Санкт-Петербурге

На протяжении всей истории русская скульптура и ее развитие напрямую зависели от уровня развития государства и жизни населения. Это искусство всегда было дорогостоящим и времязатратным. Нередко главным спонсором и заказчиком скульптуры выступало само государство. Скульптуры и памятники призваны были вдохновлять людей, вселять в них веру в силу и мощь народа, который всегда сможет дать отпор врагу.

Скульптура в Российской Империи

Существенный толчок в развитии русской скульптуры произошел после реформ Петра Первого. В страну в это время активно приглашались иностранные мастера, среди которых самым известным и внесшим наибольший вклад стал Бартоломео Карло Растрелли. Он работал в разных жанрах, однако более всего ему удавались скульптурные портреты – бюсты. Одна из известнейших его работ – бюст Петра Первого. Среди российских скульпторов петровской эпохи хорошо известен Иван Зарудный, который выполнил иконостас Петропавловского собора. Во время правления Екатерины II, в эпоху классицизма, искусство скульптуры достигает необычайно высокого уровня. Скульптура тесно взаимодействовала с архитектурой и вплеталась в самые различные стили, которые были популярны и в тот или иной момент.

Существенный подъем русская скульптура пережила во второй половине XVIII века, когда была открыта Императорская Академия художеств, основанная в 1757 году генералом Иваном Шуваловым. Это была крупнейшая профессиональная школа, воспитавшая широко известных скульпторов: Федота Шубина, Фёдора Гордеева, Михаила Козловского, Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина и многих других.

Дореволюционная скульптура

Дореволюционная русская скульптура получила максимальное развитие во второй половине XIX века. Исполнялась она зачастую в стилях историзма и эклектики, которые не отличаются лаконичностью и простотой стиля: напротив, такое искусство выделяется своей избыточностью, обилием форм и украшений. Начало XX века знаменуется приходом в русскую скульптуру двух веяний: западного модерна и так называемого неорусского стиля. Творческий поиск многих скульпторов в этих направлениях позволил создавать настоящие шедевры русской скульптуры больших и малых форм.

Скульптура в СССР

После революции и прихода власти Советов был разработан план ленинской монументальной пропаганды. Скульптуры этого периода были в большой степени политически ангажированы. Скульпторы часто применяли в создании своих работ новаторские приемы; нередко приходилось экспериментировать с техникой, ведь работы зачастую выполнялись из дешевых недолговечных материалов. Пожалуй, именно по этому до наших дней сохранились лишь единичные образцы скульптуры той эпохи.

Во времена правления Сталина и Брежнева творческие поиски в скульптуре сменились канонами социалистического реализма, что в итоге привело как к созданию признанных шедевров, так и к производству посредственных и типовых работ.

Современная скульптура

После распада СССР скульптура в России начала выделяться многообразием форм, стилей и жанров. Среди современных скульпторов широко известны такие мастера, как Зураб Церетели, Игорь Бурганов, Вячеслав Клыков, Салават Щербаков, Михаил Шемякин, Александр Рукавишников и другие.


Здесь вы найдете статьи об искусстве, истории, книгах, биографии художников, посещенных мною выставках, музеях да и просто о том, что интересует меня в мире культуры и творчества.

Что может дать вам изучение искусства?

Познание и исследование искусства может дать вам не только знания, но и помочь обрести чувство прекрасного, привить художественный вкус, внутренне обогатить, научить наблюдательности, принести духовный рост и развитие своей личности.

Если это интересно вам, подписывайтесь на мой блог об искусстве 🙂

Контакты

Русская скульптура

  • Posted by Монахова Карина
  • 18.04.2021
  • 8 мин на чтение
  • 0 Comments

Что рассказывает история русских скульптур? Когда они возникли? Чему они посвящены? Из чего они делались? Какова была их идея и предназначение? Это ключевые вопросы статьи, на которые я подробно отвечаю.

Русская скульптура в XVIII – XX веках прошла важнейшие ступени своей эволюции: от декоративных форм барокко к постепенному переходу к строгой и сдержанной стилистике классицизма, преодоление классических канонов и движение к новому, реалистическому этапу развития, связанному с прогрессивными идеями русского демократического общества, влияние импрессионизма и отход от него. Каждый из названных периодов был обусловлен историческими закономерностями общественно-политического, экономического и культурного развития того или иного времени. Предлагаю подробнее рассмотреть каждый из них.

Зарождение русской скульптуры XVIII век – эпоха барокко

Русская скульптура зародилась в эпоху Петра I (1689-1725). Это время культурного расцвета в России. В 1703 году был основан Санкт-Петербург, прорубивший “окно в Европу”.

Для застройки города приглашались иностранные мастера, немецкие, французские и итальянские архитекторы – Франческо Растрелли, Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди – и скульпторы – Бартоломео Карло Растрелли, Андреас Шлютер, Конрад Оснер, Николя Пино. Именно они положили начало колоссальному развитию скульптуры и архитектуры в России. Различные тенденции и идеи, привнесенные ими из-за рубежа, постепенно перерабатывались на русской почве, приобретали новые формы и характер. К тому же, иностранные мастера нередко становились учителями первых русских великих скульпторов. К примеру, учителями Федота Шубина были Этьен Морис Фальконе и Никола Франсуа Жилле.

Искусство барокко было направлено на создание пафосно – торжественных произведений, представляющих триумф нации и монархии, победившей в Северной войне (1700 – 1721) и утвердившейся на Балтийском море.

Именно в XVIII веке зародился скульптурный портрет. Непревзойденным мастером становится итальянец Карло Растрелли, приглашенный в Россию для увековечивания “славных деяний Петра” и для работы над его памятником. Скульптор является создателем типичных образов эпохи – конная статуя Петра I и его бюста. Если говорить о выборе материала скульптором Карла Растрелли, то он работал с бронзой. Во второй половине XVIII века в качестве материала выбирается мрамор, дающий тончайшую проработку поверхности. Почему же мрамор становится основным материалом скульпторов?

Во второй половине XVIII века в искусство скульптурного портрета проникает идея ценности духовного мира человека. И для воплощения новых высоких представлений понадобились и новые изобразительные средства. Им становится мрамор. Таким образом, мраморные скульптуры сменяют бронзовые. В эпоху расцвета скульптурного портрета творил Федот Шубин (1740 – 1805), создавший знаменитые портреты Григория Потемкина, Павла I, Екатерины II и многих других.

Классицизм в русской скульптуре первой половины XIX века

В конце XVIII века барочные скульптурные работы уже не соответствовали эстетике и художественной идее нового утверждающегося в России стиля – классицизма.

Критикуя барокко за приверженность к пышности и чрезмерному великолепию, представители классицизма стремились приблизиться к естественной простоте античных образцов, заимствуя художественные приемы и сюжеты в искусстве Древней Греции и Рима.

Эти идеи нашли отражение в творчестве русских скульпторов-классицистов: Михаила Козловского, Ивана Мартоса, Федора Гордеева, Бориса Орловского, Ивана Прокофьева, Павла Соколова, Ивана Витали и других.

Черты классических скульптур – уверенная непринужденная постановка фигур, ясность и цельность силуэта, красота пропорций, выразительность и завершенность форм.

В эпоху Отечественной войны 1812 года под влиянием патриотического подъема и широкого воодушевления народных масс скульпторы – Феодосий Щедрин, Иван Мартос, Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов разрабатывали в своем творчестве темы мужества, патриотизма и народного героизма. К данной теме относится, например, памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве.

В эпоху классицизма большой вклад принесли скульпторы, работавшие в содружестве с ведущими архитекторами – Андреяном Захаровым, Андреем Воронихиным, Карлом Росси и Антонио Ринальди. Примером синтеза архитектуры и скульптуры являются работы Теребнева и Щедрина на здании Адмиралтейства в Санкт – Петербурге. В эпоху классицизма также получают распространение медальерная пластика, в которой также работали самые известные мастера.

Уже к 1820 годам в классицизме стали проявляться внутренние противоречия, которые особенно усилились в 1830-м годам. Так, начинается снижение роли монументально-декоративной и монументальной скульптуры и формирование реализма в русской скульптуре.

Реализм в русской скульптуре второй половины XIX века

Значительную роль в формировании реализма в русской скульптуре 1830-1850-х годов сыграло творчество Петра Клодта , автора знаменитых “Укротителей коней” на Аничковом мосту в Петербурге. В памятнике Крылову скульптор создал реалистически – правдивое изображение народного поэта, показанного в естественной и непринужденной позе. Это был новаторский замысел в изображении баснописца.

В конце 1830-1840-х годов наступили перелом и поиск новых путей в русской скульптуре. Монументальные формы классицизма постепенно уступают место станковым. Наиболее активно начинают создаваться скульптуры, ориентированные на социальные запросы времени и отражение жизни народа. Важное значение для становления жанрово-бытовой тематики в скульптуре имели работы Степана Пименова и Александра Логановского. Новые работы времени стали следствием дальнейшего утверждения народных тем и сюжетов.

В реалистических скульптурных произведениях заметен отход от идеализации форм и пропорций человеческого тела, отчетливее проявляется национальный характер образа, внимание к внутреннему состоянию человека, интерес к народной жизни и быту людей.

Мастера, достигшие больших достижений в области бытового, анималистического и портретного жанров в скульптуре второй половины XIX века: Сергей Иванов, Матвей Чижов, Евгений Лансере, Марк Антокольский, Александр Опекушин, Илья Гинцбург. Осваивая различные материалы и разнообразные творческие приемы, скульпторы стремились к более острому выявлению характеров и усилению психологической трактовки образов.

Импрессионизм и экспрессионизм в русской скульптуре 1890 – 1900-х годов

В конце 1890-х годов начинается новых этап в развитии скульптуры, связанный с поиском современных образных решений. Их мы можем увидеть в произведениях Анны Голубкиной, Паоло Трубецкого, Сергея Коненкова и Александра Матвеева. Импрессионистические мотивы заметны в скульптурах “Паганини” Коненкова, “Изергиль”, “Портрет Карла Маркса” Голубкиной.

Живописец Михаил Врубель стал одним из первых применять цвет в своих майоликовых и гипсовых работах, прибегая к необычным сюжетам и композициям. Это проявляется в работах: “Голова львицы”, “Демон”, “Египтянка с цветами на голове”.

Русская классическая скульптура в XX веке

Одним из первых скульпторов, отошедших от импрессионизма, был Матвеев, который обращался к поискам предельно ясной и простой скульптурной формы. Скульптор считал, что замысел художника может быть передан через раскрытие и постижение обнаженного человеческого тела.

В скульптуру XX века проникают символические трактовки образов. Их можно увидеть в скульптурах Голубкиной “Спящие” и Матвеева “Сон”, “Утро”, “Спящие мальчики”. Скульптура в целом ощущает на себе множество экспериментов, проявляющихся в выборе материала, использовании цвета.

В XX веке русская скульптура сдает свои позиции и проявляется наиболее активно в связи с декретом В.И. Ленина в 1918 году “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции”. Скульптура, таким образом, получила поддержку со стороны советской власти.

В результате ленинского плана монументальной пропаганды появляется большое количество памятников и мемориальных досок, исполненных в самых различных стилях и направлениях. Футуристы внесли динамику в реальную форму, кубисты придали новый характер ее конструкции, конструктивисты дали скульптуре видимость сооружения.

Другую линию в советской станковой скульптуре представляли мастера – реалисты, продолжавшие традиции дореволюционной пластики. Особенно успешно развивалось творчество И.Д. Шадра, В.И. Мухиной, С.Д. Лебедевой. Именно реалистическое искусство увековечило образы государственных и военных деятелей страны, отразило героическое прошлое и подвиги советского народа в Великой Отечественной войне, трудовые достижения советских людей. Ярким примером этому служат работы Андреева “В.И. Ленин – вождь”, Мухиной “Рабочий и колхозница”.

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР в 1958 году “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве” приводит к изменению форм в русской скульптуре, в которой обозначаются новые веяния и поиски современных форм выразительности.

Для 1960-1970-х годов характерно появление огромного числа памятников, посвященных Великой Отечественной войне.

Устанавливаются памятники, стелы, мемориальные доски революционерам, военным деятелям, людям науки, искусства и литературы.

К примеру, памятник А.С.Пушкину скульптора М.К. Аникушина, о мастерской которого я даже писала статью в блоге. Вы можете перейти к ее прочтению, кликнув здесь.

В 1970-е годы важное значение приобретает камерная скульптура. Внимание к человеку, его неповторимой индивидуальности и богатому духовному миру нашло свое выражение в тонком психологизме образов в работах Л.М. Баранова “Федор Достоевский”, В.М. Клыкова “Василий Шукшин”, Э.Л. Юдина “Скульптор Я.Н. Куприянов”.

Прослеживая творческие биографии мастеров скульптуры от XVIII века до наших дней, можно наглядно представить себе основные линии ее развития, понять, как важно было для скульпторов всех эпох, значение художественного наследия. Русская скульптура, как вы могли ощутить, – это огромный пласт в отечественном искусстве, богатая сокровищница художественных и исторических ценностей.

Статья написана по материалам книги “Мастера русской скульптуры” Л.Н. Дорониной.

Статьи по истории русской скульптуры. Хроника событий, основные даты, произведения. Биографии скульпторов.

История русской скульптуры 19 век

Предыдущая запись: История русской скульптуры 18 век Автор-составитель Андрей Ганган 1800 Открытие памятника Петру I Б. К. Растрелли перед Михайловским …

Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782

История русской скульптуры 18 век

Предыдущая запись: История русской скульптуры до 18 века Автор-составитель Андрей Ганган 1700 Петр I начинает чеканить медные монеты. 24 августа …

Эскиз памятника П. И. Чайковскому Екатерины Пильниковой, 2020

История русской скульптуры 21 век

Предыдущая запись: История русской скульптуры 20 век Автор-составитель Андрей Ганган 2001 30 января – постановлением Правительства Москвы создан Московский государственный …

Демонтаж памятника Александру III в Москве, 1918

История русской скульптуры 20 век

Предыдущая запись: История русской скульптуры 19 век Автор-составитель Андрей Ганган 1900 На всемирной выставке в Париже представлен Каслинский чугунный павильон, …

Костёнковская палеолитическая венера

История русской скульптуры с древнейших времен

Автор-составитель Андрей Ганган ок. 22000-19000 до н.э. Представители костёнковско-авдеевской культуры создают небольшие женские (Костёнковские венеры) и зооморфные фигурки из известняка …

Читайте также: