Властелин колец кратко фильм

Обновлено: 04.07.2024

Первая часть трилогии, в прологе которой злой маг и властелин темных сил Саурон создает волшебное Кольцо Всевластья, способное покорить Средиземье. Владыки гномов, эльфов и людей тоже получают по Кольцу Власти. Вскоре происходит грандиозная битва близ Роковой горы между армиями эльфов, дунэдайн Гондора и Арнора, в результате которой королю Гондора Исилдуру удается отрубить палец Саурона вместе с Кольцом. Однако Исилдур попадает в руки орков на Ирисных низинах, и Кольцо падает на дно реки Андуин.

Спустя столетия оно попадает к хоббиту Смеалогу и превращает его в чудовище по имени Голлум. Он скрывается в пещерах Мглистых гор, пока его сокровище случайно не находит хоббит Бильбо Бэггинс.

Гэндальф Серый, который догадывается о природе Кольца, уговаривает Бильбо отдать его Фродо. Тем временем Голлум в цитадели Саурона на допросе сознается, что Кольцо в Шире у Бильбо. На поиски Кольца отправляются Черные всадники — назгулы.

Саруман Мудрый предлагает Гэндальфу перейти вместе с ним на сторону Мордора, но Гэндальф отказывается, в ответ Саруман берет его в плен.

Благодаря помощи Арагорна и эльфийки Арвен Фродо удается оторваться от преследования назгулов и попасть к Элронду. Владыка эльфов говорит, что Кольцо нужно уничтожить, бросив в пламя Роковой горы в сердце Мордора.

Братство Кольца, состоящее из Фродо, эльфа Леголаса, Гэндальфа, гнома Гимли, Боромира, Арагорна и друзей-хоббитов, отправляется к Роковой горе выполнять наказание Элронда. Героям предстоит противостоять волшебству Сарумана и его бесчисленным воинам, которых он отправил вслед Братству.

На очередной стоянке Боромир просит Фродо отдать ему Кольцо, чтобы спасти его народ. Фродо отказывается, а когда Боромир пытается отнять Кольцо силой, одевает его себе на палец и становится невидимым. Внезапно их окружает отряд орков. Боромира смертельно ранят, но от верной смерти его спасает Арагорн. В ответ Боромир рассказывает, что он пытался завладеть Кольцом и раскаивается в сделанном, после чего умирает.

Арагорн решает преследовать орков и спасти попавших к ним в плен Пиппина и Мерри. Тем временем Фродо и Сэм переплывают Андуин и направляются в Мордор.

Ругать "Властелина колец" -- то же самое, что жаловаться на погоду. Дождь все равно идет, и люди пойдут на это произведение, просто чтобы не отставать от всего прогрессивного человечества, уже принесшего в кассу фильма 600 миллионов долларов. И правильно сделают -- детям их точно понравится, а самим даже где-то приятно досадливо морщиться от того, что так всех восхищает.

Властелин Колец: Братство Кольца

Властелин Колец: Братство Кольца (2001)
The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring
боевик, драма, приключения
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Элайджа Вуд, Иэн МакКеллен, Шон Эстин, Вигго Мортенсен, Билли Бойд
Премьера: 15 апреля 2021 года
Смотри на

Друзья-хоббиты

Друзья-хоббиты

У критики же – один шанс выкручиваться с критикой, данный тем, что "Братство кольца" – только первая серия эпопеи. Поморщимся словно бы позитивно, с надеждой на то, что дальше у режиссера Питера Джексона и компании все будет хорошо.

Средиземье

Средиземье

Итак, пересказ сюжета толкиеновской классики сделан подробно и красочно. Возможности для того были не только финансовые (бюджет свыше 100 миллионов), но идеологические. "Властелин колец" в оригинале – популяризация собственно философских воззрений покойного англичанина. Его довольно сложная философия была религиозной, но против всевластия бога – наоборот, за бога как свободу делать что-то хорошее, как естественную потребность. Чтобы эти воззрения популяризировать, он олицетворил их живыми существами, странами и эпохами. Чем дальше он философствовал, тем больше разрастался этот олицетворенный мир. В нем, помимо людей, появились гномы и эльфы, хоббиты, маги и орки. Они стали жить в естественном Средиземье и противоестественном, темном Мордоре, в деревьях и замках, в могилах и пивных бочках. Одни жаждали власти, другие хотели ее попробовать, третьи от нее бежали, как от огня. От этого начались отношения с приключениями, а поскольку никаких пределов фантазии, кроме личных воззрений, у Толкиена не было, приключения с отношениями сделали его мир совершенно волшебным.

Гэндальф и Фродо

Гэндальф и Фродо

Вот за это фильм и зацепился. Волшебство воплотили трюками и компьютерной графикой. Дело это доныне хлопотное, на него ушло много сил. На съемках в Новой Зеландии было, к примеру, использовано 1600 пар индивидуально подогнанных ног и ушей и 900 комплектов доспехов ручной работы. Зато многое получилось: призраки в черных плащах на черных лошадях и башня Сарумана, мерзейшие орки и пасторальные села хоббитов. Все это – точные живые иллюстрации к классическим представлениям о тридевятых царствах-тридесятых государствах. Особенно здорово выглядит тот факт, что хоббиты – карлики от природы, где-то по пояс людям. Как это сделано, непонятно, но знаменитый артист Йен Холм (Бильбо) все время по пояс не менее знаменитому артисту Йену Маккеллену (Гэндальф), хотя в жизни они на равных. Отдельного упоминания заслуживает все, что касается воды. Видно, она идеально поддается компьютерной обработке, но, так или иначе, когда при бегстве от призраков эльфийская принцесса устраивает наводнение, то потоки воды в реке принимают форму табуна скачущих лошадей совершенно безукоризненно. И начальная сцена войны с Сауроном, и сцена перехода через рушащийся подземный мост тоже сказочно-органичны, хотя сильно напоминают то "Шрек", то "Возвращение мумии".

Средиземье

Средиземье

Наконец, с большим юмором были подобраны исполнители. Дракула с полувековым стажем Кристофер Ли в роли Сарумана – это смешной контекст. Сильно располневшая Татьяна Ларина Лив Тайлер как эльфийская принцесса сразу вызывает смех в зале, но красота ее не утрачена. Роковые красавцы Вигго Мортенсен (Арагорн) и Шон Бин (Боромир) тоже похожи на правду.

Средиземье

Средиземье

К сожалению, недостатки – всегда следствие достоинств. Увлекшись воплощением чудесных материй, режиссер Питер Джексон недоучел чудес нематериальной словесности и вместе с игрой слов выплеснул всю толкиеновскую философию. Нет больше ничего сложного, никаких ассоциаций и вторых-третьих смыслов, все видно, и Джексону этого оказалось достаточно. Отсутствие игры слов он не возместил ничем, хотя вроде сам бог велел возмещать юмором изображения. Чем меньше серьеза, тем больше должно быть смеха, того самого кинематографического контекста, как с Кристофером Ли, пусть это и отклонение от оригинала. Это превращение оригинала в кино, которому ничуть не меньше лет, чем толкиеновской классике.

Средиземье: Фродо в Лотриене

Средиземье: Фродо в Лотриене

В результате похождения хоббита Фродо и Братства Кольца по доставке и ликвидации кольца Саурона в недрах Роковой горы, экранизированные без серьеза настолько же, насколько и без юмора, потеряли все напряжение единого сюжета, стали словно бы самоцелью. Это просто приключение за приключением, довольно разнородные, старательно нанизанные на три часа хронометража, что уже через час начинает надоедать. Старание в мелочах затмевает цель происходящего, и сказка, переставая быть захватывающе интересной, перестает быть сказкой. Получился большой, дорогой, но не более чем список иллюстраций. Начала, середины и конца в списках не бывает. Кульминация как бы везде и нигде. Почитание имени Толкиена вне следования его букве сыграло с Джексоном злую шутку. Недавняя экранизация Рона Хаббарда Джоном Траволтой считается самой плохой голливудской фантастикой всех времен, но, если честно, по сравнению с "Властелином колец" это "Поле битвы – Земля" – просто "Три мушкетера".

Галадриэль и Фродо

Галадриэль и Фродо

А когда вдруг со скуки начинаешь пристально разглядывать представленные иллюстрации, постепенно обнаруживается, что тебе подсовывают липу. Гораздо больше, чем чудес, оказывается долгих и нудных разговоров с выяснением, "кто есть кто". Радиопьеса какая-то, только в костюмчиках. Когда радиопьесу все же разбавляют драки, погони и чудеса, сняты они тоже не очень честно. В драках с битвами камера Эндрю Лесни всегда очень близко к дерущимся, и все планы очень короткие, так что вместо эффекта присутствия создается отсутствие общего впечатления. Короче, роскошный компьютерный замок в стране черных гор и сгоревших лесов под грозовым небом – он как бы отдельно, а битва за кольцо – отдельно и нечленораздельно. Саундтрек сам по себе неплох, но ведь известно, что музыка в кино хороша, когда ее неслышно. А тут не просто все слышно: тут пустые кадры откровенно заливаются могучими оркестрами или, к примеру, таинственный спуск Гэндальфа в книгохранилище сопровождается каким-то веселеньким чарльстоном. Даже до "Гладиатора" по режиссуре очень-очень далеко.

Назгулы

Назгулы

И так далее. Видно, что "главная зацепка" тоже, в общем, недотянута. Страшные урук-хаи – не страшные, а ненастоящие. На лбу какие-то дурацкие нашлепки. А когда гигантский тролль дерется с Братством в одной из подземных пещер, вообще техника не сработала. Выглядит ничуть не подлинней, чем чудища из какого-нибудь "Седьмого путешествия Синдбада" полувековой давности, где без всякой компьютерной графики был обычный кукольный театр. И еще: уж больно противный главный герой хоббит Фродо. Двадцатилетний Элайя Вуд больше похож на девочку, смазливенький, с кукольным личиком, а ведь его уже во всех трех сериях не заменишь.

Средиземье

Средиземье

Если "Братство Кольца" – лишь начало, то кульминация может быть впереди, просто ей нужно быть небывало плотной во всем: в режиссуре, в эффектах, саунде, монтаже. По плечу ли вот только Джексону небывалость чего-либо, кроме освоения бюджета?

Моя прелесть

10 000 фунтов Толкиена

Одна вполне вменяемая барышня, узнав, что в фильме нет Тома Бомбадила, тотчас же заявила, что это ее любимый герой (черт возьми, ну почему именно он) и без него наверняка весь дух книги утратился (уж конечно), смотреть его она будет через силу и вообще все это ей не нравится. Она не бегает по Нескучному саду и не называет себя хоббитессой Гортензией. Но и ее, видите ли, это волнует! Что уж говорить о толканутых на всю голову, которых по всему миру — орды. Все они следили за Джексоном пристальнее, чем Сауроново Око за Фродо. На одном сайте вопили, что у Толкиена Боромир — брюнет, а играющий его актер Шон Бин — светлый, поэтому фильм следует предать анафеме. Книга Толкиена сама как Кольцо: его очень тяжело нести, им нельзя завладеть, а можно только временно хранить. Джексон, сняв этот фильм, совершил большой смелости поступок. Он сам стал Фродо, который пронес Кольцо, чтобы сбросить его в недра голливудского Ородруина. Надо сказать, сценаристы обошлись с книгой весьма аккуратно. Единственной линии, которой нет вовсе, — томбомбадиловской; все остальные худо-бедно присутствуют. Дважды просмотрев кино, могу сказать: в смысле верности первоисточнику фильм получился вполне сносным. Особенно — как съязвил сам Толкиен про драматическую постановку одной чужой сказки — для человека, который не читал книги.

Волхв — это судьба

Толкиеновский гламур опускается и окутывает читателя не как бутафорский дым на концертах Владимира Кузьмина, а как радиация, как подземный гул.

Текст изнутри светится. Чары скрыты прежде всего в его несколько идиотской, на взрослый взгляд, эпической стилистике — в песнях, в архаизмах, в синтаксических инверсиях. Вообще все, что ни есть у Толкиена, имеет лингвистические корни. В этом его главное отличие от авторов фэнтези, которые расплодились после Толкиена как тараканы. В высшем смысле Толкиен ничего не придумал. Он выкопал это в языке, в языках. Все Средиземье выстроено на лингвистическом фундаменте, и даже слова здесь как будто имеют другой химический состав; каждое слово имеет функцию заклятья, у него другая — не наша — прагматика.

Главный недостаток джексоновского фильма: там есть волосатые ноги (цифровые или натуральные, неважно), но нет чар. Сначала мне показалось, что это потому, что Джексону не хватает времени на саспенс, не на трюки, а на собственно кино — на то, что сделали бы из Толкиена Линч, Бертон или Гиллиам. Но потом я понял, что фильм — притом что он удачен как экранизация — неправильный по настроению: он слишком бодрый.

Великое Лихо Дарина

Англия, Англия

Толкиеновская книга — за неимением никакой другой — стала библией англосаксонско-центричного мира, успешно и бескровно заменившей собой прежнюю, иудео-христианскую. Толкиен не противоречит Двум Заветам; он предлагает этически тождественную, но генетически иную мифологию — основанную на мифах северных народов. Англосаксонская мифология, разработанная Толкиеном, более подходит для сегодняшней геополитической ситуации. Из нее очень легко конденсировать этический кодекс белого человека, завоевателя-джентльмена.

Сейчас, когда Толкиен выброшен на самые массовые рынки в виде киноблокбастера, его заунывный плач по доброй старой Англии будет восприниматься совсем по-другому. Успех фильма знаменует перевод стрелок массового сознания с иудео-христианской морали на древнеанглосаксонскую. В этом суть Реформации Толкиена.

Великий Отказ

Толкиен и Галкин

Эпилог

В Ривенделл съезжаются представители разных народов и королевств (такие как люди, эльфы, гномы и пр.), чтобы обсудить, что делать с Кольцом. Гэндальф рассказывает о предательстве главы Ордена Истари, порабощённого Сауроном белого мага Сарумана, возжелавшего Кольцо для себя и вступившего в тайный союз с Мордором. Арагорн оказывается потомком королей Арнора и Гондора, чья династия, по пророчеству, должна вернуться на трон. Боромир, старший и самый любимый сын нынешнего правителя Гондора — Денетора II, предлагает использовать силу Кольца против врага. Гэндальф убеждает его, что Кольцо способно лишь творить зло и порабощать разум носителя. Совет принимает решение попытаться уничтожить Кольцо в Ородруине, Фродо вызывается выполнить эту миссию. Гэндальф, Арагорн, Боромир, гном Гимли и эльф Леголас, а также трое остальных хоббитов берутся сопровождать Фродо. Так образуется Братство Кольца.

После неудачной попытки пересечь перевал через Карадрас герои решают пройти через подземелья Мории, древнего царства гномов. Подземелья захвачены злобными гоблинами, а также древним демоном Моргота, разбуженным столетия назад гномами, — Балрогом. После долгих блужданий по Мории отряд вступил в Летописный чертог, где их атаковали орки. Отряд смог выбраться, но на мосту Казад-Дума их настигает Балрог. Вступив в схватку с Балрогом, Гэндальф вместе с противником падает в пропасть, оставив отряд без предводителя, но его место занимает Арагорн.

Отряд орков, похитивших хоббитов, смешанный: часть гоблинов явились с севера (видимо, из Мории) с целью отомстить Братству, часть орков служат Саурону, а часть — Саруману. Они ссорятся, решая, к которому из повелителей нести пленников, в конце концов побеждают орки Сарумана, отряд идёт на запад к Изенгарду. Через несколько дней их настигают всадники Рохана — рохирримы. В стычке с всадниками орочий отряд истреблён, а Мерри и Пиппину удаётся сбежать в лес Фангорн, где они встречают энтов и их предводителя Древоборода, хранителя леса. Хоббитам удаётся склонить его и других энтов к выступлению против Сарумана, который уничтожает лес вокруг своей крепости Изенгард и готовит наступление на Рохан.

Арагорн, Гимли и Леголас идут по следам орков. Получив нежданную помощь от второго сенешаля Марки Эомера (возглавлявшего атаку на орков), они достигают опушки Фангорна и в лесу неожиданно встречают Гэндальфа. Тот рассказывает, что победил Балрога и на грани смерти получил свыше новые силы и миссию — заменить Сарумана в деле спасения Средиземья. Теперь его зовут Гэндальф Белый. Герои отправляются к королю Рохана Теодену в Эдорас. Король впал в апатию под влиянием советника Гримы, шпиона Сарумана. Гэндальфу удаётся убедить Теодена изгнать предателя, собрать войска и дать Саруману бой. Армии Рохана и Изенгарда сходятся в великой битве при Хельмовой Пади, где сторонники Сарумана поначалу оказываются близки к победе, но подкрепление, приведённое Гэндальфом, решает исход боя в пользу рохирримов. Тем временем энты, направленные Мерри и Пиппином, затопляют Изенгард, уничтожив весь его гарнизон. Гэндальф лишает поверженного Сарумана колдовских сил, изгоняет из Ордена Истари и ломает его посох. Саруман в отчаянии, а его слуга Грима выбрасывает палантир (с помощью которого Саурон и поработил Сарумана) из Ортханка в воду. Пиппин поднимает выброшенный палантир, но Гэндальф его забирает. Ночью во время привала Пиппин смотрит в палантир и видит Саурона. Над отрядом пролетает назгул. Гэндальф понимает, что наступление Мордора скоро начнётся и уезжает, забрав Пиппина с собой и передав палантир Арагорну.

Арагорна провозглашает королём Гондора сам Гэндальф в Минас-Тирите, Фарамир передаёт ему власть и женится на Эовин. Сам Арагорн берёт в жёны дочь Элронда Арвен. Четвёрку хоббитов чествуют как героев. По возвращении домой они обнаруживают, что их страна захвачена разбойниками под предводительством Сарумана. Герои поднимают народ хоббитов на восстание и изгоняют захватчиков, Саруман гибнет от руки собственного приспешника Гримы при попытке бегства.

Фродо возвращается к мирной жизни и описывает свои похождения в Алой Книге. С годами старые раны и тоска овладевают им всё чаще. Фродо вместе с Бильбо и хранителями трёх Эльфийских колец — Гэндальфом, Элрондом и Галадриэлью — отплывают на корабле в заморскую страну эльфов — Заокраинный Запад. С ними уходят чудеса и волшебство. Начинается Четвёртая эпоха, эпоха смертных людей.

флюиды сказки исчезают
реальный мир в себя впускает
свои проблемы у него
не бойся в жизни ничего
флюиды сказки исчезают.

Читайте также: