Меморандум из фонтенбло ллойд джорджа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сэр Роберт Борден, первый делегат Канады, весьма дружески упрекнул великие державы за то, что они уже приняли решение. Да, в отношении комиссий мы приняли решение, как приняли его в отношении созыва настоящей конференции, как приняли его и в отношении созыва представителей заинтересованных стран.

Я не делаю из этого тайны: существует конференция великих держав, и она заседает в соседнем зале. Пять великих держав, о действиях которых желают сейчас получить отчет, в состоянии этот отчет представить.

Только что премьер-министр Великобритании напомнил мне, что в день прекращения военных действий главные союзники насчитывали в своих действующих армиях 12 миллионов солдат – вот наше право и основание.

Наши потери убитыми и ранеными исчисляются миллионами, если бы у нас перед глазами не стоял большой вопрос о Лиге Наций, возможно, что мы эгоистично решили обсудить все вопросы между собой. Кто мог бы сказать, что мы не были бы вправе так поступить?

Но мы этого не захотели. Мы созвали заинтересованные нации в полном составе. Мы созвали их не для того, чтобы диктовать им нашу волю, не для того, чтобы заставлять их делать то, что они делать не хотят, но для того, чтобы они оказали нам свое содействие.

Тардье А. Мир. С. 87.

ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ О ЛИГЕ НАЦИЙ

Января 1919 г.

1. Для поддержания всеобщего мира, ради установления которого ныне собрались объединенные государства, необходимо создать Лигу Наций, которая содействовала бы международному сотрудничеству, обеспечивала бы выполнение принятых международных обязательств и создала бы гарантии против войны.

2. Эта лига должна быть создана как нераздельная часть всеобщего мирного договора и должна быть открыта для всех цивилизованных государств, на которые можно положиться в содействии целям Лиги.

3. Члены Лиги должны периодически собираться на международные конференции и должны иметь постоянную организацию и секретариат для ведения дел Лиги в промежутке между конференциями.

В соответствии с этим (Парижская) конференция назначает комиссию, представляющую объединенные правительства, для выработки в деталях конституции и функций Лиги.

Архив полковника Хауза. Т. 4. С. 227.

ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ О МАНДАТАХ, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ГЕНЕРАЛОМ СМЭТСОМ

Январь 1919 г.

1. Принимая во внимание материалы о германском управлении колониями, ранее составлявшими часть Германской империи, а также угрозу свободе и безопасности всех государств, которую неизбежно создает обладание Германией базами подводных лодок во многих частях земного шара, союзные и присоединившиеся державы соглашаются, что ни при каких обстоятельствах ни одна германская колония не должна быть возвращена Германии.

2. По аналогичным причинам и в особенности вследствие исторического угнетения турками всех подвластных народов и ужасной резни армян и других народностей в недавние годы, союзные и присоединившиеся державы договариваются, что Армения, Сирия, Месопотамия, Палестина и Аравия должны быть полностью отделены от Турецкой империи.

3. Союзные и присоединившиеся державы договариваются, что следует воспользоваться возможностью, предоставляемой необходимостью распорядиться этими колониями и территориями, ранее принадлежавшими Германии и Турции и населенными народами, еще не способными существовать самостоятельно в напряженных условиях современности, для того чтобы применить к этим территориям принцип о том, что благосостояние и развитие таких народов составляет священную опеку цивилизации и что гарантии осуществления этой опеки должны быть выражены в конституции Лиги Наций.

4. После тщательного изучения союзные и присоединившиеся державы признают, что лучшим методом практического осуществления этого принципа должно быть возложение опеки над такими народами на передовые нации, которые в силу своих ресурсов, своего опыта или своего географического положения могут наилучшим образом взять на себя эту ответственность, и что эта опека должна проводиться ими как мандатариями Лиги Наций.

5. Союзные и присоединившиеся державы считают, что характер мандата должен варьироваться сообразно стадии развития народа, географическому расположению территории, экономическим условиям и тому подобным обстоятельствам.




Архив полковника Хауза. Т. 4. С. 248.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА США В.ВИЛЬСОНА
НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ КОНФЕРЕНЦИИ

Февраля 1919 г.

Я рад, что могу представить вам единодушный доклад представителей четырнадцати наций . Родилось нечто живое . Положение о Лиге Наций эластично и содержит общие лишь принципы, но оно решительно и категорично в одном, в чем и мы должны быть решительны и категоричны. Оно представляет из себя решительную, окончательную гарантию мира, решительную гарантию договора против агрессивности.

Вооруженное воздействие отодвинуто в этом проекте на задний план, но на заднем плане оно имеется и если моральный авторитет мира окажется недостаточным, выступит оттуда физическая сила. Но она наше последнее убежище, ибо этот союз – орудие мира, а не войны.

Этот союз мыслится не только как гарантия мира среди людей. Это скорее союз сотрудничества по всем делам международного характера.

Бекер С. Вудро Вильсон. Мировая война.
Версальский мир. М.-Пг.,1923. С.306-307

ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОЕКТА СОГЛАШЕНИЯ
ПО ЗАПАДНОЙ ГРАНИЦЕ ГЕРМАНИИИ

Марта 1919 г.

I. В интересах всеобщего мира и для того, чтобы обеспечить проведение в жизнь основных условий Лиги наций, западная граница Германии установлена по Рейну. В связи с этим Германия отказывается от всякого суверенитета над территориями бывшей Германской империи, находящимися на левом берегу Рейна, равно как от всякого таможенного союза с этими территориями.

II. Линия Рейна будет оккупирована в силу мандата Лиги наций межсоюзнической вооруженной силой. Пределы и условия оккупации на германской территории предмостных укреплений Киля, Маннгейма, Майнца, Кобленца, Кельна и Дюссельдорфа, необходимых для безопасности межсоюзнических сил, будут определены окончательным мирным договором. До подписания названного договора остаются в силе положения, зафиксированные на этот предмет перемирия от 11 ноября 1918 г.
В 50-километровой зоне к востоку от своей западной границы Германия не может ни сохранить, ни создавать укреплений.

III. На территории левого берега Рейна (за исключением Эльзас-Лотарингии) будут созданы одно или несколько независимых государств, находящихся под протекторатом Лиги наций. Их западные и южные границы устанавливаются мирным договором. Германия обязуется не предпринимать ничего такого, что могло бы помешать упомянутому государству или государствам выполнять обязательства или пользоваться правами, проистекающими из причин и условий возникновения этих государств.

Тардье А. Мир. С.149

ИЗ МЕМОРАНДУМА
ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ Д.ЛЛОЙД ДЖОРДЖА
("МЕМОРАНДУМ ИЗ ФОНТЕНБЛО")

Марта 1919 г.

. Вы можете отнять у Германии ее колонии, сократить ее армии до размеров обыкновенной полицейской силы, а ее флот – до уровня державы пятого разряда. В конечном итоге это все равно: если со временем она почувствует, что с ней обошлись несправедливо при заключении мира в 1919 году, она найдет средства отомстить своим победителям.

Чтобы союзники получили удовлетворение, их условия должны быть строгими; они могут быть суровыми и даже безжалостными, но в тоже время они могут быть настолько справедливыми, чтобы страна, которой мы предъявляем их, чувствовала, что она не имеет право жаловаться. Но никогда нам не простят и не забудут проявления несправедливости и высокомерия в час победы.

. По этим причинам я решительно возражаю против отделения от Германии еще большего, чем это необходимо, числа немцев и передачи их под управление какой-либо другой страны.

[Мирное] урегулирование должно преследовать три цели: во-первых, воздать должное союзникам, учитывая, что Германия – виновница этой войны и несет ответственность за те методы, которые применялись в этой войне. Во-вторых, это должно быть урегулирование, которое ответственное германское правительство могло бы подписать в твердой уверенности, что оно сможет выполнить все связанные с ним обязательства. В-третьих, это должно быть такое урегулирование, которое не будет заключать в себе никаких поводов к возникновению будущих войн и будет представлять альтернативу большевизму, поскольку оно предстанет перед всеми разумными людьми как справедливое урегулирование европейской проблемы.

. Весьма существенной составной частью мирного соглашения должно быть . создание Лиги Наций как эффективной защитницы международного права и международной свободы во всем мире. Лига Наций сможет выполнить свой долг перед всем миром только в том случае, если сами члены Лиги будут ей доверять и если не возникнет никаких подозрений, соперничества и зависти между ними самими по вопросу о вооружениях.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ФРАНЦИИ Ж.КЛЕМАНСО
НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ КОНФЕРЕНЦИИ

Января 1919 г.

Сэр Роберт Борден, первый делегат Канады, весьма дружески упрекнул великие державы за то, что они уже приняли решение. Да, в отношении комиссий мы приняли решение, как приняли его в отношении созыва настоящей конференции, как приняли его и в отношении созыва представителей заинтересованных стран.

Я не делаю из этого тайны: существует конференция великих держав, и она заседает в соседнем зале. Пять великих держав, о действиях которых желают сейчас получить отчет, в состоянии этот отчет представить.

Только что премьер-министр Великобритании напомнил мне, что в день прекращения военных действий главные союзники насчитывали в своих действующих армиях 12 миллионов солдат – вот наше право и основание.

Наши потери убитыми и ранеными исчисляются миллионами, если бы у нас перед глазами не стоял большой вопрос о Лиге Наций, возможно, что мы эгоистично решили обсудить все вопросы между собой. Кто мог бы сказать, что мы не были бы вправе так поступить?

Но мы этого не захотели. Мы созвали заинтересованные нации в полном составе. Мы созвали их не для того, чтобы диктовать им нашу волю, не для того, чтобы заставлять их делать то, что они делать не хотят, но для того, чтобы они оказали нам свое содействие.

Тардье А. Мир. С. 87.

ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ О ЛИГЕ НАЦИЙ

Января 1919 г.

1. Для поддержания всеобщего мира, ради установления которого ныне собрались объединенные государства, необходимо создать Лигу Наций, которая содействовала бы международному сотрудничеству, обеспечивала бы выполнение принятых международных обязательств и создала бы гарантии против войны.

2. Эта лига должна быть создана как нераздельная часть всеобщего мирного договора и должна быть открыта для всех цивилизованных государств, на которые можно положиться в содействии целям Лиги.

3. Члены Лиги должны периодически собираться на международные конференции и должны иметь постоянную организацию и секретариат для ведения дел Лиги в промежутке между конференциями.

В соответствии с этим (Парижская) конференция назначает комиссию, представляющую объединенные правительства, для выработки в деталях конституции и функций Лиги.

Архив полковника Хауза. Т. 4. С. 227.

ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ О МАНДАТАХ, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ГЕНЕРАЛОМ СМЭТСОМ

Январь 1919 г.

1. Принимая во внимание материалы о германском управлении колониями, ранее составлявшими часть Германской империи, а также угрозу свободе и безопасности всех государств, которую неизбежно создает обладание Германией базами подводных лодок во многих частях земного шара, союзные и присоединившиеся державы соглашаются, что ни при каких обстоятельствах ни одна германская колония не должна быть возвращена Германии.

2. По аналогичным причинам и в особенности вследствие исторического угнетения турками всех подвластных народов и ужасной резни армян и других народностей в недавние годы, союзные и присоединившиеся державы договариваются, что Армения, Сирия, Месопотамия, Палестина и Аравия должны быть полностью отделены от Турецкой империи.

3. Союзные и присоединившиеся державы договариваются, что следует воспользоваться возможностью, предоставляемой необходимостью распорядиться этими колониями и территориями, ранее принадлежавшими Германии и Турции и населенными народами, еще не способными существовать самостоятельно в напряженных условиях современности, для того чтобы применить к этим территориям принцип о том, что благосостояние и развитие таких народов составляет священную опеку цивилизации и что гарантии осуществления этой опеки должны быть выражены в конституции Лиги Наций.

4. После тщательного изучения союзные и присоединившиеся державы признают, что лучшим методом практического осуществления этого принципа должно быть возложение опеки над такими народами на передовые нации, которые в силу своих ресурсов, своего опыта или своего географического положения могут наилучшим образом взять на себя эту ответственность, и что эта опека должна проводиться ими как мандатариями Лиги Наций.

5. Союзные и присоединившиеся державы считают, что характер мандата должен варьироваться сообразно стадии развития народа, географическому расположению территории, экономическим условиям и тому подобным обстоятельствам.

Архив полковника Хауза. Т. 4. С. 248.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА США В.ВИЛЬСОНА
НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ КОНФЕРЕНЦИИ

Февраля 1919 г.

Я рад, что могу представить вам единодушный доклад представителей четырнадцати наций . Родилось нечто живое . Положение о Лиге Наций эластично и содержит общие лишь принципы, но оно решительно и категорично в одном, в чем и мы должны быть решительны и категоричны. Оно представляет из себя решительную, окончательную гарантию мира, решительную гарантию договора против агрессивности.

Вооруженное воздействие отодвинуто в этом проекте на задний план, но на заднем плане оно имеется и если моральный авторитет мира окажется недостаточным, выступит оттуда физическая сила. Но она наше последнее убежище, ибо этот союз – орудие мира, а не войны.

Этот союз мыслится не только как гарантия мира среди людей. Это скорее союз сотрудничества по всем делам международного характера.

Бекер С. Вудро Вильсон. Мировая война.
Версальский мир. М.-Пг.,1923. С.306-307

ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОЕКТА СОГЛАШЕНИЯ
ПО ЗАПАДНОЙ ГРАНИЦЕ ГЕРМАНИИИ

Марта 1919 г.

I. В интересах всеобщего мира и для того, чтобы обеспечить проведение в жизнь основных условий Лиги наций, западная граница Германии установлена по Рейну. В связи с этим Германия отказывается от всякого суверенитета над территориями бывшей Германской империи, находящимися на левом берегу Рейна, равно как от всякого таможенного союза с этими территориями.

II. Линия Рейна будет оккупирована в силу мандата Лиги наций межсоюзнической вооруженной силой. Пределы и условия оккупации на германской территории предмостных укреплений Киля, Маннгейма, Майнца, Кобленца, Кельна и Дюссельдорфа, необходимых для безопасности межсоюзнических сил, будут определены окончательным мирным договором. До подписания названного договора остаются в силе положения, зафиксированные на этот предмет перемирия от 11 ноября 1918 г.
В 50-километровой зоне к востоку от своей западной границы Германия не может ни сохранить, ни создавать укреплений.

III. На территории левого берега Рейна (за исключением Эльзас-Лотарингии) будут созданы одно или несколько независимых государств, находящихся под протекторатом Лиги наций. Их западные и южные границы устанавливаются мирным договором. Германия обязуется не предпринимать ничего такого, что могло бы помешать упомянутому государству или государствам выполнять обязательства или пользоваться правами, проистекающими из причин и условий возникновения этих государств.

Тардье А. Мир. С.149

ИЗ МЕМОРАНДУМА
ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ Д.ЛЛОЙД ДЖОРДЖА
("МЕМОРАНДУМ ИЗ ФОНТЕНБЛО")

Марта 1919 г.

. Вы можете отнять у Германии ее колонии, сократить ее армии до размеров обыкновенной полицейской силы, а ее флот – до уровня державы пятого разряда. В конечном итоге это все равно: если со временем она почувствует, что с ней обошлись несправедливо при заключении мира в 1919 году, она найдет средства отомстить своим победителям.

Чтобы союзники получили удовлетворение, их условия должны быть строгими; они могут быть суровыми и даже безжалостными, но в тоже время они могут быть настолько справедливыми, чтобы страна, которой мы предъявляем их, чувствовала, что она не имеет право жаловаться. Но никогда нам не простят и не забудут проявления несправедливости и высокомерия в час победы.

. По этим причинам я решительно возражаю против отделения от Германии еще большего, чем это необходимо, числа немцев и передачи их под управление какой-либо другой страны.

[Мирное] урегулирование должно преследовать три цели: во-первых, воздать должное союзникам, учитывая, что Германия – виновница этой войны и несет ответственность за те методы, которые применялись в этой войне. Во-вторых, это должно быть урегулирование, которое ответственное германское правительство могло бы подписать в твердой уверенности, что оно сможет выполнить все связанные с ним обязательства. В-третьих, это должно быть такое урегулирование, которое не будет заключать в себе никаких поводов к возникновению будущих войн и будет представлять альтернативу большевизму, поскольку оно предстанет перед всеми разумными людьми как справедливое урегулирование европейской проблемы.

. Весьма существенной составной частью мирного соглашения должно быть . создание Лиги Наций как эффективной защитницы международного права и международной свободы во всем мире. Лига Наций сможет выполнить свой долг перед всем миром только в том случае, если сами члены Лиги будут ей доверять и если не возникнет никаких подозрений, соперничества и зависти между ними самими по вопросу о вооружениях.

Французская делегация предлагала разделить авст­рийские и германские суда между странами-победитель­ницами. Английская и американская делегации, опаса­ясь усиления Франции, выступали за потопление судов побежденных стран.

21 июня 1919 г. подавляющая часть германских военных судов, приведенных после поражения Герма­нии на английскую военную базу в Скапа-Флоу, была потоплена их командами. Уцелевшие суда переданы Франции.

Германская делегация прибыла в Париж, когда про­ект мирного Договора был окончательно согласован ме­жду странами-победительницами.

Германская делегация попыталась улучшить для сво­ей страны условия мира и 29 мая передала конференции возражения, занимавшие более 400 страниц печат­ного текста. Германия протестовала против намеченного союзни­ками решения территориальных вопросов, требовала пре­доставления мандатов условия мира и 29 мая передала конференции возражения, занимавшие более четырехсот страниц печатного текста.

Германия протестовала против намеченного союзни­ками решения территориальных вопросов, требовала пре-

доставления мандатов на ее бывшие колонии, приня­тия ее в Лигу наций, установления общей суммы репа­рационных обязательств в 100 млрд. золотых марок с выплатой в течение 60 лет. Кроме того, Германия тре­бовала всеобщего разоружения. Проект договора остался практически без изменений. Уступки в пользу герман­ской дипломатии свелись к тому, что было принято соглашение о проведении плебисцитов в Верхней Силезии, Восточной Пруссии и Сааре.

28 июня 1919 г. в Версальском дворце представи­тели побежденной Германии поставили свои подписи под текстом мирного договора.

В июле этого же года Гинденбург и Тренер, возглав­лявшие прежнее Верховное командование Германии, уш­ли в отставку.

Из подписавших В. м. д. гос-в США, Хиджаз и Экуадор отказались его ратифицировать. Амер. Сенат под влиянием изоляционистов отка­зался от ратификации В. м. д. из-за нежелания США связывать себя участием в Лиге наций (где преоб­ладало влияние Англии и Фран­ции), устав к-рой был неразрыв­ной частью В. м. д. Взамен В. м. д. США заключили с Германией в августе 1921 особый договор, поч­ти идентичный В. м. д., но не со­державший статей о Лиге наций. В связи с тем, что В. м. д. со­держал постановления о передаче Японии китайской провинции Шаньдун, Китай отказался от под­писания В. м. д.

В. м. д. вступил в силу 10 янв. 1920, после ратификации его Гер­манией и четырьмя гл. союзными державами — Англией, Францией, Италией и Японией. Заключению В. м. д. предшествовали длитель­ные секретные переговоры, ставшие особенно интенсивными после за­ключения Компъенского перемирия 1918 между Германией и гл. союз­ными державами. Условия догово­ра были выработаны на Парижской мирной конференции 1919—20.

Части 9—10-я (ст. 248—312) касались финансово-эко-номич. вопросов и предусматривали обязательство

Германии передать союзникам золото и др. ценности, полученные ею в ходе войны от Турции, Австро-Вевг-рии (в качестве обеспечения займов), а равно от России (по Брестскому миру 1918) и Румынии (по Бухарестскому мирному договору 1918). Германия должна была анну­лировать все договоры и соглашения экономического характера, которые она заключила с Австро-Венг­рией, Болгарией, Турцией, а также с Румынией и Россией.

Части 11 —12-я (ст. 313—386) регулировали вопросы воздухоплавания над герм, территорией и порядок ис­пользования союзниками герм, портов, ж.-д. и водных путей.

Часть 13-я В. м. д. (ст. 387—427) была посвящена созданию Международного бюро труда.

В. м. д., продиктованный Германии державами-победи­тельницами, отражал глубокие, непреодолимые импе-риалистиу. противоречия, к-рые не только не ослабли, а, наоборот, еще более обострились после окончания 1-й мировой войны. Стремясь разрешить эти противоречия за счет Сов. гос-в а. державы-победительницы сохра­нили в Германии господство реакц. империалистич. групп, призванных стать ударной силой в борьбе про­тив молодой социаллстич. страны и революц. движения в Европе. В этой связи нарушение Германией воен. и репарац. статей В. м. д. фактически попустительствова-лось пр-вами стран-победительниц. Преследуя цель вос­становления воен.-пром. потенциала Германии (см. Дауэса план, Юнга план), США, Англия и Фран­ция неоднократно пересматривали размер и усло­вия репарац. платежей. Этот пересмотр завершился тем, что с 1931 Германия в соответствии с предоставлен­ным пр-вом США мораторием вообще прекратила пла­тежи репараций. СССР был противником В. м. д., неиз­менно разоблачал его империалистич., грабительский характер, но в то же время решительно выступал про­тив проводившейся гитлеровцами под видом борьбы с В. м. д. политики развязывания второй мировой вой­ны 1939-45. В марте 1935 гитлеровская Германия, введя всеобщую воинскую повинность, односторонним актом нарушила воен. статьи В. м. д., а англо-герм. морское соглашение от 18 июня 1935 явилось уже дву­сторонним нарушением В. м. д. Захват Германией Австрии (1938), Чехословакии (1938—39) и ее нападе­ние на Польшу (1 сент. 1939) означали окончат, ликви­дацию В. м. д.

1. Подготовка аннексионистского мира (стр. 134—140)

2. Парижская конференция (18 января — 28 июня 1919 г.) (стр. 140—166)

1. David Lloyd George. The Truth about the Peace Treaties, vol. I, London, 1938, p. 405.

Что касается восточных границ Германии, то Польша получает Данцигский коридор.

2. Цит. по кн.: К. Ф. Новак. Версаль, стр. 101.

Английский премьер не остался в долгу. Раз Франция считает, что английские предложения приемлемы только для морских держав, то он, Ллойд Джордж, возьмет их назад.

3. David Lloyd George. The Truth about the Peace Treaties, vol. I. p. 420-421.

Переписка премьеров была вручена президенту США. Снова начались заседания Совета четырех. Вильсон поддержал Ллойд Джорджа по вопросу о Сааре. Встретившись с единым фронтом обеих держав, Клемансо решил изменить свое требование: он предложил передать Саарскую область Лиге наций, которая в свою очередь предоставит Франции мандат на нее на 15 лет. По истечении этого срока в области проведен будет плебисцит, который и решит вопрос о дальнейшей судьбе Саара. Но предложение Клемансо не нашло поддержки. Вильсон соглашался только на посылку в Саар экспертов для выяснения возможности предоставить Франции эксплуатацию рудников без политического господства в Сааре.

Вильсон высказался также против отделения от Германии Рейнской области и даже против длительной ее оккупации французами. Взамен он обещал вместе с Англией гарантировать границы Франции и оказать ей помощь в случае нападения Германии, хотя реального значения, как показали события, это обещание не имело.

Вверх

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 146—147

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 140—142

Всего на конференцию съехалось более тысячи делегатов. Их сопровождало огромное количество сотрудников: ученые эксперты — историки, юристы, статистики, экономисты, геологи, географы и т. п., — переводчики, секретари, стенографистки, машинистки и даже солдаты. Вильсон привез с собой охрану из Америки, так же как и Ллойд Джордж из Лондона. Число сотрудников, обслуживавших делегацию, у американцев достигало 1300. Содержание американской миссии обошлось в 1,5 млн. долл. .

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 154—156

Обрадованный Вильсон получил наконец возможность доложить окончательный Устав Лиги наций на пленарном заседании конференции 28 апреля. Леон Буржуа предложил создать военный орган при Лиге наций; Гиманс, бельгийский делегат, начал было выражать сожаление по поводу того, что Брюссель не избран местом заседаний Лиги наций. Вдруг Клемансо оборвал прения: он заявил, что предложение президента США ввиду отсутствия возражений принимается единогласно. Клемансо говорил по-французски, говорил быстро, переводчики молчали.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 465-470

В сложной международной обстановке, чреватой военной опасностью, Советское правительство еще более усилило внимание к вопросам сохранения мира и обеспечения государственных интересов Советского Союза. XIV съезд РКП (б), состоявшийся в декабре 1925 г., выдвинул в качестве основной задачи партии проведение в жизнь ленинского плана социалистической индустриализации страны, который мог быть успешно выполнен только в условиях мира.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 413-414

В англо-французских переговорах Италия участия не принимала. В ответ на ноту Бриана Муссолини заявил, что, поскольку пакт касается исключительно рейнской границы, он не представляет для Италии непосредственного интереса и итальянское правительство предпочитает оставить за собой свободу действий.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 463-464

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 164—166

Историки дипломатии сравнивали иногда Версальскую конференцию с Венским конгрессом. Действительно, между обеими конференциями много внешнего сходства. Версальская конференция длилась так же долго, как и Венский конгресс. Так же, как в Вене, в Версале много танцевали и туго подвигались вперед. Заседания конференции часто прерывались сведениями о революционных вспышках в Европе. Самые задачи Лиги наций сближались с целями Священного союза: они сводились прежде всего к охране новой системы международных отношений от революции.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 153—154

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 142—145

Конференция, которой предстояло предъявить мирный договор Германии, открылась 18 января в Париже, в зале министерства иностранных дел Франции, на набережной Кэ д’Орсэ.

Открывая конференцию, президент Франции Пуанкаре в большой речи потребовал санкций против виновников войны и гарантий против новой агрессии. Он сразу же выдвинул программу расчленения Германии. Но другие делегаты больших стран не поддержали французской позиции.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 134—136

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 156—157

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 145

17 февраля заканчивался срок перемирия с Германией. Ведение переговоров находилось в руках маршала Фоша. Можно было внести в условия перемирия многое из того, что хотелось бы видеть в мирном договоре, — так, кстати, до сих пор и действовала Франция. Но когда французский премьер-министр в Совете десяти заявил о продлении перемирия и повел речь о том, что условия его следует еще раз пересмотреть, Вильсон высказался против. Клемансо с жаром настаивал на своем.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 136—140

Условия перемирия в известной мере предопределяли и условия мира. Эти условия в основном были подготовлены давно. Они подвергались только постоянным коррективам в связи с изменениями в соотношении сил.

Французские империалисты мечтали о расчленении Германии, стремясь ослабить опасного конкурента.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 164

Покончив с Германией, победители приступили к переговорам с ее союзниками. 10 сентября 1919 г. в Сен-Жерменском дворце был подписан договор с Австрией. Она обязывалась передать Италии часть провинций Крайны и Каринтии, Кюстенланд и Южный Тироль. Югославия получила большую часть Крайны, Далмацию, Южную Штирпю и Юго-Восточную Каринтию. В Клагенфурте было постановлено провести плебисцит: он закончился в свое время в пользу Австрии. Чтобы вбить клин между Венгрией и Австрией, от первой был отнят Бургенланд и передан второй. Буковину отдали Румынии.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 585—587

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 161—164

По Версальскому мирному договору Германия обязалась вернуть Франции Эльзас-Лотарингию в границах 1870 г. со всеми мостами через Рейн. Угольные копи Саарского бассейна переходили в собственность Франции, а управление областью было передано Лиге наций на 15 лет, по истечении которых плебисцит должен был окончательно решить вопрос о принадлежности Саара. Левый берег Рейна оккупировался Антантой на 15 лет. Территория на 50 км к востоку от Рейна полностью демилитаризировалась.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 157—161

Германские представители были приглашены в Версаль на 25 апреля. В телеграмме подчеркивалось, что германская делегация вызывается для получения текста прелиминарного мира. Оскорбившись этим, министр иностранных дел граф Брокдорф-Ранцау ответил, что высылает делегатов, которые будут снабжены полномочиями для принятия проекта договора и передачи его германскому правительству. В новой телеграмме Клемансо просил выслать делегацию, облеченную полномочиями обсуждать все вопросы, связанные с миром.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 147—150

С утверждением Устава Лиги нации отпадал мотив, тормозивший обсуждение условий мирного договора. Совет десяти приступил к работе. Состав его несколько изменился. Ллойд Джордж уехал в Лондон. Орландо направился с отчетом в Рим. Клемансо был прикован к постели выстрелом анархиста. Глав правительств заменили министры иностранных дел. Представитель Англии лорд Бальфур предложил обсудить основные вопросы мира — о границах Германии, о возмещении ею убытков и т. п. Закончить обсуждение надо было не позже середины марта.

Ллойд Джордж и Президент США, Вудро Вильсон, были против французского требования оккупации союзниками Рейнланд за исключением временной меры, которая будет использоваться в качестве гарантии выплаты Германии репарации. [2] Поэтому Ллойд Джордж решил письменно зафиксировать пределы, до которых была готова пойти британская делегация на конференции. Ллойд Джордж, Генерал Смэтс, Сэр Генри Уилсон, Сэр Морис Хэнки и Филип Керр на пенсии в Фонтенбло решить, какой мирный договор они хотели бы видеть. [3]

Меморандум призывал к миру, основанному на справедливости, который не провоцирует будущих войн. Он также предупреждал об опасности спровоцировать Германию на превращение Большевик и одобрил создание Лига Наций для обеспечения международного права и отмены конкурентоспособные вооружения. [1]

Читайте также: