Малахитовая гостиная эрмитаж кратко

Обновлено: 16.05.2024

Малахитовый зал Эрмитажа — является воплощением одного из самых торжественных и праздничных интерьеров Зимнего дворца. Это парадное помещение похоже на драгоценную шкатулку с малахитом, белым мрамором и обильной позолотой. Сказочный архитектурный образ зала был создан в 1838–1839 годах по проекту А. П. Брюллова на месте Яшмовой гостиной, которая была утрачена в результате пожара 1837 года.

О парадных гостиных в пространстве дворца

Большую Приемную Александры Федоровны, как и основную часть парадных помещений, после пожара 1837 года воссоздали в прежнем виде. Однако это касалось, прежде всего, композиционного решения залов, а в декоративное убранство парадной по решению Николая I был добавлен малахит.

Уральский малахит в Зимнем дворце

Полудрагоценный камень выбрали неслучайно. До этого камень считался редким, и его использовали исключительно для изготовления настольных украшений, письменных приборов, ваз и табакерок. А в начале 1830-х годов в одном из рудников империи были обнаружены огромные залежи малахита. Так у страны появился доступ к огромному запасу редкого полудрагоценного камня. Конечно же, императорская семья не смогла отказать себе в таком шике.

Для облицовки Малахитового зала у Демидовых (владельцев рудника) было заказано более двух тысяч килограммов полудрагоценного камня. Уральским минералом были облицованы колонны, пилястры и камины. Акцентные зеленые элементы, выделяющиеся на фоне стен из белого искусственного мрамора, А. П. Брюллов дополнил зеркальными сводами с позолоченными орнаментальными мотивами. Из-за обилия этой позолоты зал даже иногда называли Золотой гостиной императрицы.


Акварельный рисунок Малахитовой гостиной. К. А. Ухтомский, 1865 год

На одной из стен Малахитового зала в процессе реконструкции воссоздали роспись Антонио Виги, которую повредил все тот же пожар. В то время итальянский художник уже был в преклонном возрасте, но несмотря на это все же взялся за возрождение своего творения: трех живописных женских фигур, олицетворяющих День, Поэзию и Ночь. Во времена реконструкции в Малахитовый зал Эрмитажа вернулась и спасенная во время пожара мебель, выполненная для Яшмовой гостиной П. Гамбсом.

Сохранив композиционное решение Яшмовой гостиной и изменив отдельные декоративные элементы, А. П. Брюллову удалось наделить интерьер особой художественной ценностью, подарить ему новое звучание. И в наше время Малахитовая гостиная влечет посетителей Эрмитажа игрой магического камня Уральских гор, сложным орнаментальным рисунком позолоченной лепки свода, торжественным великолепием живописных фигур, а также особой атмосферой, в которой оживает императорская эпоха.

Малахитовая гостиная в Эрмитаже

Малахитовая гостиная создана архитектором Александром Брюлловым после пожара 1837 года на месте Яшмовой гостиной. В интерьер зала смело вводится малахит — магический камень Уральских гор.

Гостиную украшают выполненные в технике русской мозаики малахитовые колонны и пилястры, два больших малахитовых камина и многочисленные предметы из малахита. Орнаменты наборного паркета как бы повторяют узор потолка, а отделка мрамором стен прекрасно сочетается с позолотой потолка, дверей и капителей колонн. Зал выглядит нарядным благодаря малиновому цвету оконных драпировок и мебели.

Самые старые предметы в обстановке зала — это пережившие пожар дворца высокая малахитовая ваза яйцевидной формы и мебель, выполненная по рисункам Огюста де Монферрана.

Малахитовая гостиная входила в жилую половину императрицы Александры Федоровны. На портрете она задумчива и немного печальна, а белая роза в руке — её личная эмблема.

В Малахитовой гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства.

62.2

Малахитовая гостиная (№ 189)

Проектируя Зимний дворец, архитектор Ф.Б. Растрелли полагал, что в Тронный зал будут попадать с Главной (Иорданской) лестницы по Невской анфиладе. Но в связи со строительством Георгиевского зала, северо-западный ризалит 24 здания, где Тронный зал должен был размещаться, оказался не занятым, и Екатерина II приказала построить там покои для любимого внука Александра (ставшего впоследствии императором Александром I). Позднее в этих покоях жил Николай I с женой Александрой Федоровной, а затем Николай II. Жену последнего тоже звали Александрой Федоровной.

Николай I, ценивший архитектора О. Монферрана, поручил ему отделку своих покоев. После пожара 1837 года их восстанавливал архитектор А.П. Брюллов. Он отстроил половину аппартаментов императрицы Александры Федоровны, состоявших из 11 помещений. Среди них было 6 парадных комнат: 3 гостиные (Малахитовая, Розовая и Малиновая) и три столовые (Арапская, Помпейская и Большая), а также личные комнаты — кабинет, спальни и т.д.

Из этих покоев только Малахитовый зал сохранил отделку, сделанную под руководством А. П. Брюллова. Гостиная до пожара была отделана по проекту О. Монферрана серо-фиолетовой яшмой. Во время пожара яшма превратилась в груду извести. Восстанавливая гостиную, А.П. Брюллов решил создать ее интерьер заново, используя в качестве основного отделочного материала вошедший в моду малахит. Зодчий поставил у продольных стен парные малахитовые колонны, а у поперечных — пилястры. Их бронзовые базы и капители вызолочены и эффектно сочетаются с позолотой дверей и отделкой потолка. Вызолоченный орнамент потолка почти полностью поглотил его белый фон. Между пилястрами архитектор установил зеркала в золоченных деревянных рамах, под которыми поместил малахитовые камины.


М
32
алахитовый зал украшают малахитовые колонны, пилястры и камины. Число колонн составляет от общего числа названных деталей декора. Число каминов составляет от остального числа украшений (без колонн). Пилястр в зале 8. Сколько изделий каждого вида украшает зал?


Ответ: 8 колонн, 2 камина [321, 38]


Колонны, пилястры и камины были изготовлены на Петергофской гранитной фабрике из купленного у Демидовых малахита. Белизна стен из искусственного мрамора, блеск малахита и позолоты прекрасно сочетались с малиновым цветом оконных занавесей и тканью, которой была обита мебель. Такая атмосфера сказочной роскоши соответствовала моде 1839 г., когда восстановление зала было завершено.

Зал украшают вазы, чаши, столы и другие изделия из малахита. В нем стоят два парных торшера, изготовленные в 1836 г. На их создание у 11 мастеров Петергофской фабрики ушло 2 года. Торшеры, имеющие каждый по 70 рожков для свечей, отличаются строгими, четкими формами. Автор рисунков торшеров - А.И. Штакеншнейдер.

В зале экспонируются также два парных подсвечника на 9 свечей каждый. Металлическая конструкция, украшенная орнаментом, выполнена из позолоченной бронзы.


В
33
малахитовом зале стоят два парных торшера и два парных подсвечника. Два торшера на 372 см выше обоих подсвечников. Вычислите высоту названных предметов, если известно, что высота подсвечника составляет высоты торшера.

Ответ: 114 см и 300 см.


Малахитовый зал - один из самых богатых и нарядных залов Зимнего дворца. В июле 1917 г. в нем заседало Временное правительство. Во время Великой (?) Отечественной войны зал пострадал от сырости и холода. Отреставрирован он в 1948—1948 гг.(?) Сейчас в нем экспонируются малахитовые изделия – произведения русских мастеров.

Вторник, 10 Июля 2012 г. 02:29 + в цитатник

Одним из первых изделий Петергофской фабрики, выполенных в технике русской мозаики из малахита, была круглая столешница. Поверхность стола выложена малахитовыми пластинками, чеканные античные фигуры из золоченой бронзы, изображающие веселое шествие вакханок и сатиров, украшают его борт. Трехгранное основание столика украшено бронзовыми сфинксами и орнаментом.


Этот зал называется Малахитовой гостиной. Около двух тонн малахита переработали для того, чтобы украсить эту комнату для жены Николая I — Александры Фёдоровны. На стене – живописное изображение аллегорий Ночи, Дня и Поэзии (1).

Именно здесь начинались парадные выходы, торжественные шествия царской семьи в Большую церковь через парадные залы, где её приветствовали придворные, министры, генералитет, дипломатический корпус. Парадные выходы проводились по воскресеньям, с них же начинался почти любой праздник.

А для того, чтобы информация всегда была у Вас с собой, я предлагаю Вам:

©2017 Юрий Нежинский | Авторский путеводитель по Эрмитажу | Дизайн и поддержка: Студия Владимира Попкова

Читайте также: