Художественное мастерство солженицына кратко

Обновлено: 05.07.2024

Выбор героев в произведениях А. Солженицына обусловлен сферой постоянного внимания автора - русский национальный характер и трагическая история России XX века.

В центре произведений писателя всегда стоит рядовой русский человек, в некоторой степени близкий автору даже биографически. Это может быть мужик, крестьянин ("Один день Ивана Денисовича"), бывший зек, интеллигент в первом поколении Олег Костоглотов ("Раковый корпус"), математик и философ Нержин ("В круге первом") или молодой человек Саня Лаженицын, делающий первые жизненные шаги ("Красное Колесо"). Вокруг такого персонажа вращается целый мир, народ всей России. Подобно Гоголю в "Ревизоре" или Салтыкову-Щедрину в "Истории одного города" Солженицын художественно моделирует всю Россию. Подобный масштаб авторского взгляда не мешает художнику сохранить верность жизненным реалиям, приверженность документальной точности. По книгам А. Солженицына можно точно установить, в каком лагере происходили события "Одного дня Ивана Денисовича", в какой "шарашке" - действие "Круга первого", в какой области расположен "Матренин двор" и в какой ташкентской больнице находился "Раковый корпус".

Писатель распространяет на художественное время принцип соединения единичного и общего. Перед созданием каждого своего произведения Солженицын с дотошностью историка посещает архивы и библиотеки, составляет обширные картотеки, досье, хронологические таблицы. Однако окончательный текст вбирает в себя не долгое и непрерывное течение времени, а главное событие, изображенное концентрированно. Сам Солженицын называет это принципом узлов.

Наиболее полно данный принцип был реализован автором в цикле "Красное Колесо", где он сделал хронологическими узлами романов катастрофу 1914 года в Восточной Пруссии и судьбу П. А. Столыпина, социальные волнения 1916 года в России и действия Ленина в это время, Февральскую революцию с ее парадоксами и, наконец, приезд Ленина в апреле и последовавшую за этим подготовку Октябрьского переворота. Сам Солженицын определил жанр "Красного Колеса" как "повествование в отмеренных сроках".

Сюжет приобретает философское звучание, наводя читателя на размышления о законах истории. Нередко этому способствуют и символичные названия произведений. Словосочетание "один день" как бы говорит о длительности жизни героя в тяжких, нечеловеческих условиях, тогда как "круг первый" свидетельствует о наличии других, гораздо более страшных кругов глобального ада. В заголовке "Раковый корпус" таится тайный смысл, поскольку речь в книге идет о болезни всей страны.

Чрезвычайная роль в художественном мире писателя принадлежит языковым средствам. Писатель считает, что с течением времени "произошло иссушительное обеднение русского языка", а сегодняшнюю письменную речь называет "затертой". Так, утрачены многие народные слова, идиомы, старославянизмы, способы образования экспрессивно окрашенных слов.

Солженицын составил "Русский словарь языкового расширения", чтобы "восстановить накопленные, а потом утерянные богатства", но и использовал материал этого словаря в своих книгах.

В каждом произведении Солженицыны присутствует множество перефразированных пословиц и поговорок. Нередко художник употребляет окказионализмы и словосочетания, состоящие из распространенных языковых единиц, в новом сочетании дающих необычайно яркую окраску - другоданная жизнь (о выздоровевшем человеке), женонобесие (о развратничестве), древнеученый вид (о человеке). Как считает писатель, энергию обретают существительные от глаголов: потяг, потяжок (ремень); полом (изгиб, заворот дороги); похруст; облетки; перетаск; для охрану. Не менее выразительны и образованные писателем наречия: впробежъ, поизнову, напроброс, наразбив, покрай, растомчиво (состояние человека, которого растомило солнце). Употребляет А. Солженицын и глагольные формы с приставками: приудобился, задрог, сдыхаться, погавкал, изнахалился. Просторечный характер приобретают слова с измененным чередующимся звуком: застыживался, непокорчивая.

Поиски языковых форм А. Солженицына повлияли на многих писателей, в числе которых В. Астафьев, В. Распутин и Ф. Абрамов.

Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека.

Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы – в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы и надежда на лучшую жизнь, на силу народного

Народные характеры показаны писателем в рассказах “Матренин двор” и “Один день Ивана Денисовича” в образах старухи Матрены и заключенного Щ-854 Шухова.

Нравственность. У Ивана Денисовича нет ненависти ни к кому. Он даже в охране видит жертв лагеря.

Охранники, русские люди, заняты бессмысленной работой. Завершается повесть спором Ивана Денисовича с Алешкой-баптистом. Алешка находит утешение в Боге. У Шухова же нет этого утешения: он человек от мира сего и не хочет довольствоваться сознанием своей праведности.

Земной человек, крестьянин Шухов, не может с этим согласиться.

народного характера Солженицын заглядывает в “самую нутряную Россию” и находит характер, превосходно сохраняющий себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности – Матрену Васильевну Григорьеву (“Матренин двор”).

На долю старухи Матрены выпало “много обид, много несправедливостей”. Но она, подобно Шухову, не обижается на мир, который относится к ней несправедливо. Говорит она с “лучезарной улыбкой”, доброжелательно, с “теплым мурчанием”.

Солженицын выносил и выстрадал этот образ-символ. В бескорыстии и кротости Матрены он усматривает долю праведности. Эта праведность идет из глубины души Матрены – она была “в ладах с совестью своей”. Об этом образе Солженицын пишет:

“Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами их поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники…”

Объект исследования – язык двучастных рассказов А.И. Солженицына, созданных в 90-е годы ХХ века.

Предмет исследования – лексическая система указанных произведений.

Цель исследования – выявить и описать лексическое своеобразие двучастных рассказов А.И. Солженицына 'На краях', 'Желябугские высекли', 'На изломах', 'Настенька'.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

1. Охарактеризовать творческий метод А.И. Солженицына, особенности его малой прозы.

2. Описать лексико-стилистические особенности малой прозы А.И. Солженицына.

3. Изучить своеобразие авторских окказионализмов в рассказах 'На краях', 'Желябугские высекли', 'На изломах', 'Настенька', выявить их функции.

4. Исследовать и описать особенности функционирования просторечной лексики в языке рассказов А. Солженицына.

Материалом исследования послужили тексты рассказов 'На краях', 'Желябугские высекли', 'На изломах', 'Настенька'.

Основным методом исследования стал метод лингвистического описания, включающий приемы наблюдения, анализа, обобщения. Были использованы также методы словообразовательного и лексического анализов.

Научная новизназаключается в том, что впервые проанализировано лексическое своеобразие произведений, до сих пор подвергающихся лишь идейно-содержательному анализу.

Теоретические основы исследования

Специфика творческого метода А.И. Солженицына





Содержание

1. Теоретические основы исследования. 6

1.1 Специфика творческого метода А.И. Солженицына. 6

1.2 Лексико-стилистические особенности прозы

А.И. Солженицына. 12

2.1 Авторские окказионализмы в художественном тексте двучастных рассказов А. Солженицына. 17

2.2 Просторечная лексика в двучастных рассказах. 19

Список использованной литературы. 23

Введение

Объект исследования – язык двучастных рассказов А.И. Солженицына, созданных в 90-е годы ХХ века.

Предмет исследования – лексическая система указанных произведений.

Цель исследования – выявить и описать лексическое своеобразие двучастных рассказов А.И. Солженицына 'На краях', 'Желябугские высекли', 'На изломах', 'Настенька'.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

1. Охарактеризовать творческий метод А.И. Солженицына, особенности его малой прозы.

2. Описать лексико-стилистические особенности малой прозы А.И. Солженицына.

3. Изучить своеобразие авторских окказионализмов в рассказах 'На краях', 'Желябугские высекли', 'На изломах', 'Настенька', выявить их функции.

4. Исследовать и описать особенности функционирования просторечной лексики в языке рассказов А. Солженицына.

Материалом исследования послужили тексты рассказов 'На краях', 'Желябугские высекли', 'На изломах', 'Настенька'.

Основным методом исследования стал метод лингвистического описания, включающий приемы наблюдения, анализа, обобщения. Были использованы также методы словообразовательного и лексического анализов.

Научная новизназаключается в том, что впервые проанализировано лексическое своеобразие произведений, до сих пор подвергающихся лишь идейно-содержательному анализу.

Теоретические основы исследования

Специфика творческого метода А.И. Солженицына

Очень понравился Ваш анализ и оценка творчества А. Солженицына. Вы выделили главное. Определили благородную позицию А. Солженицына в вопросе освящения репрессий. Действительно, писатель "выступил от лица тысяч людей, которые рассказали ему о своей доле" и если бы А. Солженицын не написал этого исследования, то "он бы предал этих людей". Очень правильно расставлены художественные и нравственные акценты. Спасибо.

С теплом и уважением,

Здравствуйте, Владислав! Очень приятно, что Вы с пониманием восприняли мою заметку о Солженицыне. К сожалению, в наше время у А.И. как-то чересчур много недоброжелателей. Все эти люди не могут простить ему распада СССР, словно писатель лично виновен в этом. Я так не считаю, а лучшие вещи Солженицына нахожу чрезвычайно увлекательными для чтения. "Раковый корпус" я перечитывал множество раз и не могу понять, почему никого больше не приводит в восторг эта вещь. Возможно, дело в том, что люди не хотят читать и думать о смерти и отмахиваются от этих мыслей. Ещё раз спасибо за рецензию. С уважением и почтением. Евгений.

Многих даже отпугивает название этого романа. Его боятся взять в руки. "Смерть Ивана Ильича" звучит благодушнее. Но и здесь порою руки не доходят.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: