Юсуповский дворец история кратко

Обновлено: 25.06.2024

Фасад Юсуповского дворца на Мойке, по мнению современников, один из самых элегантных в Петербурге, словно театральный занавес, скрывает за собой старинную городскую усадьбу, простирающуюся до улицы Офицерской. Построенный в 70-е гг. XVIII в. архитектором Ж.-Б. Валлен Деламотом для графа А.П. Шувалова, дворец был гораздо меньше своих сегодняшних размеров. Центральную часть фасада прорезала арка, через которую кареты попадали на территорию усадьбы. Слева и справа были выстроены два служебных корпуса с хозяйственными дворами. Почти без изменений дошли до нашего времени парадный двор с колоннадой и тремя воротами, да еще, пожалуй, расположенный в глубине участка Садовый павильон, который по праву считается одной из самых старых построек на территории усадьбы.

После смерти графа А.П. Шувалова дворец был куплен у его наследников императрицей Екатериной II для своей статс-дамы А.В. Браницкой и подарен ей в 1795 г. в вечное и потомственное владение. В 1830 г. Александра Васильевна Браницкая продала этот дом князьям Юсуповым со всей обстановкой за двести пятьдесят тысяч рублей. Татьяна Васильевна Юсупова была родной сестрой Браницкой, и купчую подписали на имя Бориса Николаевича, единственного сына Татьяны Васильевны от брака Н.Б. Юсуповым – знаменитым вельможей екатерининской эпохи, меценатом и коллекционером. После смерти отца в 1831 г. князь Борис Николаевич с матерью и женой обосновался в новом дворце на Мойке.

С 1832 г. над восточным корпусом, который в это время уже простирался до Офицерской улицы был надстроен второй этаж. В его богато украшенных выставочных залах была помещена перевезенная из Архангельского коллекция. На первом этаже находись кухни, сарай для парадных экипажей и несколько сараев для экипажей обыкновенных, конюшни с сеновалом. Напротив экипажныхсараев был построен одноэтажный флигель, в котором также располагались конюшни с помещением для конюхов. Однако вскоре конюхов перевели в восточный флигель, где для прислуги дворца устроили квартиры, а в части флигеля была оборудована прачечная с гладильней.

Весь гужевой транспорт попадал на хозяйственный двор через ворота из Глухого переулка. При въезде находиласьдворницкая, а по соседству княжеская гладильня.

Направо заезжали телеги, привозившие продукты. В этой части восточного корпуса располагались кухонные помещения. Кухонь во дворце было несколько: кухни для прислуги, небольшая кухня в главном здании дворца и, наконец, Большая кухня. Так называли главное помещение, в котором готовилась еда во время пребывания семьи во дворце, а также для парадных обедов. По соседству находились помещения кондитерской, моечная и кладовая с небольшим ледником для хранения продуктов.

Основной же ледник располагался сразу слева от главных ворот и представлял собой деревянное строение. Около него был построен еще один, подземный, ледник и деревянный сарай для дров.

Все эти служебные корпуса, или хозяйственный двор, были отделены от сада чугунной решеткой на каменном цоколе. Такая же решетка окружала по периметру весь участок. И только позднее, в середине XIX в., между соседним зданием Общества военных кантонистов и Юсуповской усадьбой был построен каменный забор.

Пеший проход на территорию усадьбы находилсясо стороны Офицерской улицы, где рядом с квартирами для кучеров существовала вторая дворницкая. Калитку отпирали в 7 часов утра и обязательно запирали в 7 часов вечера.

Но самым райским уголком этой огромной усадьбы был старинный сад, который начинался сразу за дворцом и простирался до Офицерской улицы.

Юсуповский дворец в Петербурге

Юсуповский дворец на Мойке – архитектурный шедевр Петербурга, красивейшее здание Северной столицы. Роскошь, великолепие и изящество дворца соперничают с его скандальной славой. В подвале здания произошло убийство Григория Распутина, фаворита царя Николая II, которое обросло мистическими и загадочными подробностями.

Князья Юсуповы – старинные владельцы дворца

В старой части Петербурга на набережной реки Мойки стоит величественный дом, история которого начинается в XVIII веке. Это Юсуповский дворец – частный особняк, в котором жило 5 поколений аристократического рода князей Юсуповых с 1830 по 1917 годы.

Владельцы 57 дворцов, они превратили здание на Мойке в место, которое по великолепию можно сравнить только с императорской резиденцией.

Потомки правителей Орды, перешедшие на службу русскому престолу при царе Иоанне Грозном, обладали несметным богатством и принадлежали к элите России. Хозяева дома-дворца были образованными людьми, любящими Россию.

Юсуповский дврец на Мойке

Они собирали живопись и скульптуру, музыкальные инструменты, драгоценные камни и книги, художественные редкости. Князья Юсуповы всегда находились в центре столичной жизни. Их особняк показывает вкусы, пристрастия, фантазию владельцев, рассказывает о дворянской бытовой культуре.

Экскурс в прошлое дворца

Первоначально на месте Юсуповского дворца была построена деревянная усадьба Царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. В 1830 году ее купил князь Борис Николаевич Юсупов. После убийства в декабре 1916 года Г. Распутина дворец превратили в немецкое консульство. В 1925 году его передали ленинградскому отделу просветительской работы. Это уберегло дворец от разорения в годы Гражданской войны.

В годы Великой Отечественной войны в залах размещался госпиталь. Здание пострадало от бомбежек и обстрелов. Глобальная реконструкция началась в 1943. После войны строение признали объектом государственного значения.

Старое фото дворца

В 1960 году дворец получил статус памятника культуры Федерального значения. В 2000-е здание отреставрировали и превратили в культурный центр. Он соединяет просветительскую, экскурсионную, выставочную и концертную работу.

Создание архитектурного ансамбля

Создание дворцового ансамбля тянулось 200 лет. Князь Борис Юсупов в короткий срок превратил аварийное здание, приобретенное им в 1830 году, в роскошное место в Петербурге.

Царский размах реставрации

Реставрация проходила с царским размахом. Строители с помощью архитектора Михайлова заново переделали протяженный фасад. Парадный вход выделен колоннами с лепным гербом князей Юсуповых. Дому прибавили этажности и пристроили дополнительный трехэтажный корпус в восточную часть усадьбы.

Фасадом дворец Юсуповых выходит на набережную реки Мойки, во дворе – площадь, за которой лежит собственный сад, оформленный подстриженными деревьями, газонами, цветником.

Вид со двора

Уюта добавляют фигурные пруды и каналы. Овальный двор обнесен стеной с воротами и колоннами. На месте сквозного проезда архитектор создал вестибюль с мраморной лестницей, которая выходила к реке на собственную набережную.

Зодчий превратил дом в роскошный дворец с парадными апартаментами, домашним театром на 180 мест и собственным музеем. В выставочных залах – художественная коллекция. На сцене домашнего театра Юсуповых выступали П. Виардо, М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Лист, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен.

Интерьер

Новые преобразования

После смерти князя Бориса Николаевича Юсупова новые владельцы дворца неоднократно его перестраивали. Архитектор Александр Степанов в 1890 году переоборудовал здание технически: электрифицировал, провел водяное отопление, водопровод и канализацию.

В 1881 году во дворце построена Покровская церковь. Новые хозяева украсили театр золоченой лепниной, расписанными плафонами. Вдоль главного фасада дворца протянулась анфилада из шести парадных залов и гостиных.

Роскошный театр

Отделывали помещения художники-декораторы, трудившиеся в Европе. По их замыслу, при оформлении дворца воплощены разные архитектурные стили. Изысканная простота залов контрастирует с пышностью убранства гостиных.

Мрамор везли из Италии, мебель, люстры, фарфор и ткани – из Франции. Жилые покои реконструированы в стиле рококо – утонченность и изысканность убранства восхищает. Отдельные комнаты оформлены в стиле русского классицизма, строгость и четкость во всем.

Интерьеры дворца

Во дворце 28 залов, оформленных в стилях русского ампира, неоклассицизма, неорококо. Лаконизм и монументальность, даже помпезность стиля ампир соседствует с игривостью и легкостью неорококо, придавая каждому залу неповторимость и изящество. Мода менялась быстро, и все веяния отразились в интерьерах.

Великолепная роспись, тонкая резьба, изящная лепнина – элементы разных стилей. Анфилада парадных гостиных – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений. Ощущение простора и бесконечности создает то, что двери расположены на одной оси.

Мавританский зал

Убранство залов дополняет мебель, дорогие шелка, венецианские зеркала с деревянной резьбой и позолоченные люстры. Скульптуры, живописные полотна, предметы прикладного искусства, фарфор непринужденно вписываются в интерьер дворцовых залов.

Залы Юсуповского дворца

Внутренне убранство дворца поражает красотой и богатством, рассчитано на прием великосветских гостей, виртуозно оформлено с учетом модных тенденций архитектуры.

Колонный зал

Григорий Распутин – тайна

Юсуповский дворец хранит мрачную тайну – здесь зверски убит фаворит царя Григорий Распутин.

Выходец из крестьян, Григорий Ефимович Распутин приехал в Петербург в 1903 году и сразу же был представлен императорской чете, он стал другом и наставником императора. Человек, владеющий даром целительства, Распутин лечил больного гемофилией цесаревича Алексея. Старец влиял на царя и его супругу, пользовался безграничной властью при дворе.

Николая II не смущало то, что его любимец участвовал в пьяных дебошах, скандалах и оргиях с дамами из высшего общества. Вызывающее поведение царского фаворита возмущало аристократов. Они считали влияние Распутина на царя гибельным для России и решили убить фаворита ради спасения трона и чести страны.

Музей в подвале

Группа заговорщиков – князь Дмитрий Павлович, монархист Пуришкевич, офицер Сухотин, врач Лазоверт – во главе с хозяином дома Феликсом Юсуповым пригласили ничего не подозревающего Распутина в гости. Прием устроили в подвальном помещении. Угощали вином и пирожными с цианистым калием.

Время шло, а яд не действовал, хотя доктор заправил дозу, способную умертвить пятерых человек. Юсупов стрелял в Распутина 11 раз из пистолета, оставив умирать в подвале. Раненый очнулся, выбрался из подвала на улицу и пытался взобраться на забор сада.

Здесь его подстрелили и еще живого бросили с Петровского моста под лед Невы. Распутина лишили жизни в ночь на 17 декабря 1916 года, за 2 месяца до отречения Николая II от власти.

Дворец-музей и современность

В здании размещены экспозиции быта аристократической семьи. Здесь проводятся:

  • Театрализованные представления.
  • Развивающие программы.
  • Концерты классической музыки в исполнении симфонического оркестра.
  • Выставки живописи, графики, скульптуры.
  • Фотовыставки.
  • Лекции, семинары по различным аспектам культуры России.
  • Вечера вокала.
  • Заседания ученого совета.
  • Спектакли домашнего театра.

Спальня

Во дворце традиционно проводятся массовые мероприятия:

  • Новогодний бал.
  • Праздник Рождества Христова.
  • Масленица.
  • Пасха.
  • Балы.
  • Маскарады.

Парадная лестница

Туристы спускаются в подвал, где был убит фаворит императора. В тесном помещении с низкими сводами они видят восковые фигуры. Сидящий за столом с отравленным угощением Григорий Распутин и его убийца Феликс Юсупов создают эффект присутствия. Кажется, вот-вот Юсупов выстрелит в Распутина.

Юсуповский дворец в Петербурге на Мойке – уникальный архитектурный памятник XVIII – XX веков.

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

Анна Кудрявцева" >

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге — это историко-культурный памятник федерального значения. Уникальный архитектурный ансамбль XVIII–XX веков и бывшая резиденция князей Юсуповых, вошедшая в историю, как место, где был убит Григорий Распутин. В настоящее время представляет собой культурный центр, где проходят экскурсии, выставки, концерты и другие просветительские мероприятия.

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

История Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге

Изначально, на месте, где находится резиденция, располагались небольшой дворец и деревянная усадьба царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. С 1726 года имение сменило несколько хозяев и в 1830 году было приобретено князем Борисом Николаевичем Юсуповым.

Строительство резиденции велось на протяжении почти двух веков. До 1916 года несколько поколений дворянского рода Юсуповых неоднократно перестраивали и реконструировали дворец. Над интерьерами залов работали несколько отечественных и иностранных архитекторов, в том числе знаменитые итальянские мастера Антонио Виги и Бернабо Медичи.

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

После передачи здания в 1925 году педагогической интеллигенции города, в нем разместили Дворец культуры работников просвещения, который после сформировался в историко-культурный центр, существующий до сих пор.

В годы Великой Отечественной войны в залах Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге был размещен эвакуационный госпиталь. Фундамент, стены и интерьеры здания сильно пострадали от бомбежек и обстрелов. Глобальная реконструкция дворца началась в 1943 году под руководством Ирины Николаевны Бенуа.

Юсуповский дворец на Мойке: панорама Google

Режим работы Юсуповского дворца

Дворец открыт для посещения ежедневно с 10:00 до 19:30.

Кассы работают в дни работы дворца с 09:30 до 18:00 ( кассы и вход для индивидуальных туристов осуществляется с ул.Декабристов, 21 ).

Если вы планируете попасть на экскурсию, то необходимо приходить заранее, так как продажа билетов заканчивается за 10 минут до начала мероприятия.

Также обратите внимание на технические перерывы в работе касс:

  • Касса с набережной реки Мойки, 94: с 13:00 до 13:20 и с 15:00 до 15:20.
  • Касса с улицы Декабристов, 21: с 13:30 до 14:00 и с 15:30 до 16:00.

Для индивидуальных посетителей и малых групп вход в Юсуповский дворец осуществляется с улицы Декабристов, 21. Для посетителей организованных групп и гостей Домашнего театра вход с набережной реки Мойки, 94 .

При посещении дворца вы можете бесплатно посетить Юсуповский парк (вход с ул. Декабристов, 21). Часы работы с 9.00 до 21.00, ежедневно.

Конюшенный флигель р аботает в период проведения выставок, кроме четверга, с 11:00 до 19:00. Богослужения в Домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы в настоящее время не проводятся.

Интерьер Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге: панорама Google

Цены на билеты в Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге в 2022 году

Династия Юсуповых располагала превосходной картинной галереей, часть которой можно увидеть в экспозициях дворца. Также интерес представляют сохранившиеся роскошные интерьеры залов и Домашнего театра.

Купить билет можно в кассе дворца в день посещения, либо заранее на официальном сайте Юсуповского дворца.

При посещении можно заказать экскурсию, либо воспользоваться услугой аудиогида, который доступен на 8 языках. За аудиогид необходимо внести залог в размере 1000 рублей за одно устройство. Экскурсия длится 1 час 15 минут.

Самостоятельный осмотр

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

Экскурсии

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

Льготное посещение

  • ветеранов;
  • участников и инвалидов ВОВ;
  • жителей блокадного Ленинграда;
  • ветеранов труда;
  • узников концлагерей;
  • воинов — интернационалистов;
  • героев СССР и России;
  • инвалидов 1 и 2 группы;
  • многодетных семей.

Дети дошкольного возраста (до 7 лет) проходят на экскурсии (тематические/обзорные/с аудиогидом) бесплатно, обязательно в сопровождении взрослых.

Льготные билеты можно приобрести только в кассе дворца при предъявлении документов, подтверждающих право на льготу.

Билеты и аудиоэкскурсии

Домашний театр Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге

Театральный зал дворца, созданный в XIX веке, дошел до нас в первозданном виде. Среди посетителей театра были высокопоставленные гости и жители Петербурга, а также члены русской императорской семьи. На сцене театра выступали Полина Виардо, Ференц Лист, Федор Шаляпин, солисты Мариинского и Михайловского театров.

Камерный театр в стиле рококо располагает обширный репертуаром, в который включены классическая опера и современные оперетты, фрагменты русских балетов и театральные представления для детей.

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

Услуги

В стенах Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге проводят не только экскурсии и концерты. Залы можно арендовать для различных официальных, корпоративных и семейных мероприятий. Здесь празднуют свадьбы, проводят фотосессии и венчания, организовывают балы-маскарады, детские праздники, благотворительные вечера, презентации, модные дефиле, конференции, семинары и приемы на государственном уровне.

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

Правила посещения

В интерьерах дворца запрещено:

  • передвигаться без сопровождения гида или сотрудника, за исключением посетителей с аудиогидом;
  • посетители с аудиогидом не могут присоединяться к организованным группам;
  • трогать предметы интерьера и убранства, картины, скульптуру и прочие экспонаты;
  • опираться или облокачиваться на стены, двери, подоконники и другие архитектурные элементы;
  • заходить в интерьеры в верхней одежде и уличной обуви (необходимо иметь с собой сменную обувь (без каблуков-шпилек и металлических набоек), либо воспользоваться музейными тапочками;
  • проносить в залы дворца чемоданы, рюкзаки, портфели и сумки, превышающие размеры 20×30 см., а также зонты;
  • производить профессиональную фотосъемку и видеосъемку без специального разрешения, (также запрещено использовать штативы и селфи-палки);
  • курить в интерьерах и служебных помещениях;
  • использовать мобильные телефоны, (рекомендуется поставить их на беззвучный сигнал);
  • посещать дворец с животными;
  • приносить еду и напитки.

Все вещи можно оставить в камере хранения и в гардеробе. В случае порчи имущества Юсуповского дворца администрация Учреждения культуры имеет право наложить на виновника штраф в размере 25 000 (Двадцать пять тысяч) рублей + стоимость реставрационных работ.

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

Как добраться

Юсуповский дворец находится в Санкт-Петербурге, по адресу: набережная реки Мойки, 94.

Доехать до него можно на общественном транспорте:

Для вызова такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндекс.Такси, Maxim, Uber или Gett.

Также можно арендовать автомобиль, дорога от аэропорта Пулково займет около 30 минут.

Маршрут от аэропорта до Юсуповского дворца на карте — Google Maps


Здесь вы найдете статьи об искусстве, истории, книгах, биографии художников, посещенных мною выставках, музеях да и просто о том, что интересует меня в мире культуры и творчества.

Что может дать вам изучение искусства?

Познание и исследование искусства может дать вам не только знания, но и помочь обрести чувство прекрасного, привить художественный вкус, внутренне обогатить, научить наблюдательности, принести духовный рост и развитие своей личности.

Если это интересно вам, подписывайтесь на мой блог об искусстве 🙂

Контакты

Дворец юсуповых

  • Posted by Монахова Карина
  • 23.06.2021
  • 14 мин на чтение
  • 0 Comments

Дворец Юсуповых на набережной р. Мойки в Санкт-Петербурге выстроен в 1770-х годах в стиле классицизм французским архитектором Жаном-Батистом Мишель Валлен-Деламотом, является памятником истории и культуры, местом убийства Григория Распутина.

В статье я подробнее расскажу об истории дворца, о богатейшем аристократическом роде князей Юсуповых и о парадных залах и жилых покоях великолепного по своей красоте дворца.

История дворца на Мойке

Дворец Юсуповых начинает свою историю с эпохи Петра I. Первоначально на этом месте стоял деревянный дворец племянницы Петра Великого – Прасковьи Иоанновны. В 1726 году она подарила свою усадьбу лейб-гвардии Семёновского полка.

В 1740-х годах часть территории вошла в обширные владения графа П. И. Шувалова – влиятельного сановника времен Елизаветы Петровны, который возвел пышное барочное сооружение в два этажа. Позже его сын А. П. Шувалов строит новый дворец по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота, оформленный в раннеклассицистическом стиле. Внешний облик здания меняется. Проходят годы, и в 1795 году дом приобретает в казну императрица Екатерина II. Вскоре она жалует его племяннице князя, своего фаворита Григория Потемкина – А. В. Браницкой.

И наконец, в 1830 году влиятельный и богатый вельможа князь Николай Борисович Юсупов покупает дворец за 250 тысяч ассигнациями для своего единственного сына Бориса. Именно при нем происходит перестройка дворца на Мойке, занявшая более 7 лет. Работу возглавил один из лучших зодчих того времени А.А. Михайлов-второй. Дворец был преобразован в традициях позднего классицизма, приобрел еще больших размах и монументальность.

дворец юсуповых

Дворец Юсуповых на Мойке.

За свою долгую жизнь резиденция князей Юсуповых неоднократно перестраивалась, как большинство старинных домов Петербурга. Стиль и направления менялись в соответствии со вкусами и художественными предпочтениями новых владельцев.

В разное время над дворцом работали, помимо выше упомянутых: архитекторы Бернар Симон, Ипполит Монигетти, Андрей Вайтенс, Андрей Белобородов и Александр Степанов, привнесший во дворец много технических новшеств (система отопления, вентиляция, электроосвещение).

С князьями Юсуповыми связан самый интересный период существования дворца. Культурная и светская жизнь во дворце была насыщенной. Здесь устраивались аристократические рауты, балы, приемы. Дворец Юсуповых посещали представители художественной элиты: Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, В.А.Жуковский и другие. Род Юсуповых владел дворцом до Октябрьской революции 1917 года.

История рода Юсуповых

Юсуповы – княжеский род, принадлежавший к числу наиболее знатных, древних и состоятельных в Российской империи.

Тысячелетняя история рода Юсуповых восходит к легендарному Едигею, военачальнику армии Тамерлана. Его праправнук Юсуф-мурза был последним могущественным правителем Ногайской Орды. Начиная со времен Ивана Грозного (1530-1584) потомки Юсуфа-мурзы верой и правдой служили русскому престолу. В конце XVII века они приняли православие и стали называться князьями Юсуповыми. Поколение за поколением они достигали высоких чинов и званий на военной, гражданской и придворной службах.

Николай Борисович Юсупов (1751 -1831)

Николай Борисович – самый выдающийся из Юсуповых. С его именем историки связывают расцвет знаменитого княжеского рода. Он – представитель просвещенного дворянства в период от Екатерины Великой до Николая I. Николай Борисович Юсупов был высоко образованным, всесторонне одаренным человеком. Имел успехи в сфере дипломатии, занимал много видных государственных постов: он был директором Императорских театров, президентом Мануфактур-коллегии, министром уделов. Он был лично знаком с европейскими монархами Фридрихом II Прусским, Иосифом II австрийским, Людовиком XVI и Марией Антуанеттой, Наполеоном I.

Н.Б. Юсупов трижды руководил церемониями коронования трех российских императоров – Павла I, Александра I, Николая I.

Николай Борисович любил прекрасное во всех его проявлениях , дружил с европейскими художниками и литераторами, с которыми познакомился в путешествиях по Европе. Живописцы Жан-Батист Грез, Кауфман, скульптор Антонио Канова творили по его заказам. Князь Юсупов был знаком с величайшими мыслителями Дидро и Вольтером.

Утонченный вкус Николая Борисовича, его широкий круг знакомств среди европейских знаменитостей , коллекционеров и антикваров побудили российскую императрицу Екатерину II и императора Павла I доверить князю закупку произведений искусства для своих коллекций. Поэтому в некоторой степени личные пристрастия князя Юсупова отразились на формировании собраний Эрмитажа, Павловска, Царского Села, Гатчины.

Помимо этого, Н.Б. Юсупов делал собственные приобретения, положив начало фамильной традиции коллекционирования и частному собранию.

Последние два десятилетия своей жизни князь Юсупов провел в подмосковном имении Архангельское, где его навещал молодой друг, величайший писатель и поэт А.С. Пушкин. Он посвятил блестящему представителю “золотого века Екатерины” стихотворение “К вельможе”.

Борис Николаевич Юсупов (1794-1849)

Сын Н.Б. Юсупова – Борис Николаевич пополнил художественную галерею семьи новыми произведениями и издал в 1839 году первый ее каталог – “Музей князя Юсупова, содержащий полотна, мраморы, кость, фарфор, которые находятся во дворце Его Сиятельства в Петербурге”. На тот момент в коллекции Юсуповых находилось 483 живописных полотна и 31 мраморная скульптура.

Супруга Бориса Николаевича Юсупова – Зинаида Ивановна, урожденная Нарышкина. Совсем юной, семнадцатилетней девушкой она стала женой князю Юсупову. Во дворце она царила в 1830-40-е годы. Зинаида Ивановна Юсупова была прекрасно образована, наделена умом и независимым характером, обладала утонченной, романтической красотой. Имела многочисленных поклонников, среди которых были императоры Николай I и Наполеон III.

Зинаида Ивановна овдовела в 40 лет, после случившегося она переехала в новый дворец, построенный в Литейной части Петербурга. Спустя 12 лет она вступила во второй брак с французским подданным графом Шово и поселилась с ним во Франции, где прожила до глубокой старости.

Николай Борисович Юсупов-младший (1827-1891)

В 1860-х новым владельцем дворца стал Николай Борисович Юсупов-младший. Он сделал блестящую дипломатическую карьеру, обладал незаурядным музыкальным даром, занимался религиозной философией, унаследовал страсть своего знаменитого деда к коллекционированию. Предметом его собирательства были драгоценные камни и старинные музыкальные инструменты.

Н.Б.Юсупов-младший не имел наследников по мужской линии, поэтому княжеское звание и фамилия Юсуповых передалась мужу единственной дочери князя Зинаиды Николаевны (1861-1939) – графу Феликсу Феликсовичу Сумарокову-Эльстону (1856-1928). Их сын Феликс Юсупов граф Сумароков-Эльстон – последний владелец Юсуповского дворца.

Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856-1928)

Граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, согласно семейным преданиям, был потомком фельдмаршала Кутузова и прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Именно он стал избранником одной из самых выдающихся женщин Юсуповых – Зинаиды Николаевны. Она выделялась “из плеяды знаменитых красавиц знатного сословия”.

По воспоминаниям сына Феликса, Зинаида Николаевна “была не только умна, образованна, артистична, но исполнена самой обаятельной, сердечной доброты… Всюду, где появлялась она, ее взгляд сиял добротой и кротостью..”. Красота княгини Юсуповой отражена на многих полотнах художников: Франсуа Фламенга, Константина Маковского и Валентина Серова.

“Женщина редкой красоты и глубокой духовной культуры , она мужественно переносила тяготы своего громадного состояния, жертвуя миллионы на дела благотворительности и стараясь облегчить человеческую нужду”, – писал великий князь Александр Михайлович в мемуарах о княгине Юсуповой.

Состояние Юсуповых действительно было огромным. Среди богатств семьи выделялась ценнейшая художественная коллекция и потрясающие дворцы: московский в Харитоньевском переулке, подмосковный в Архангельском, петербургский на Мойке и кореизский в Крыму.

Феликс Юсупов граф Сумароков-Эльстон (1887-1967)

Благодаря Феликсу Юсупову графу Сумарокову-Эльстону древний род Юсуповых породнился с императорской фамилией. Жена Феликса – Ирина Александровна (Романова) – была внучкой императора Александра III и племянницей Николая II. В 1915 году у них появилась дочь – Ирина, последняя из Юсуповых, родившаяся в России.

Ирина Феликсовна выросла за рубежом, в 1938 году она вышла замуж за графа Николая Дмитриевича Шереметьева. В 1942 году у них родилась дочь Ксения, в замужестве Сфери. В 2000 году в ответ на ее просьбу указом Президента РФ ей было предоставлено российское гражданство. В настоящее время у ее единственной дочери Татьяны, которая живет со своим супругом в Западной Европе, преимущественно в Париже, растут две дочки – Марилья и Ясмин-Ксения.

О причинах эмиграции семьи Юсуповых вы сможете узнать ниже, прочитав историю, случившуюся во дворце в 1916 году.

История рода Юсуповых и их дворца в XX веке

Незадолго до Февральской революции 1917 года в одну декабрьскую ночь 1916 года в подвалах дворца произошло роковое событие – убийство Григория Распутина. Инициатором события объявили Феликса Юсупова. Насколько правдива эта информация, неизвестно. Но слухи об этом разнеслись по всей России, поэтому Феликс Юсупов с семьей вынуждены были покинуть столицу. Дом на Мойке опустел. Верные слуги и доверенные люди спрятали Юсуповские сокровища в потайные комнаты.

В 1919 году княжеский особняк был объявлен национальной собственностью и перешел в ведение Комиссариата Просвещения.

Дворец Юсуповых

Дворец Юсуповых. Экспозиция “Убийство Григория Распутина”

При осмотре дворца в его тайниках обнаружили невиданные богатства:

более тысячи живописных полотен кисти Веласкеса, Ван Дейка, Рембрандта, Коро и других; 128 музыкальных инструментов,

в том числе драгоценные скрипки великого Страдивари;

редчайшие предметы прикладного искусства, нумизматики, коллекционного оружия, шпалеры, гобелены, а также бесценные рукописи – письма и автографы А.С. Пушкина, Г.Р. Державина, Н.В. Гоголя и даже Гюго.

Более того, в 1919 году во дворце стал работать Музей дворянского быта , просуществовавший до 1925 года. Художественная коллекция князей Юсуповых разошлась по разным музеям : Эрмитажу, Русскому музее в Петербурге, Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

С 1925 года и до настоящего времени в Юсуповском особняке располагается Дворец работников просвещения.

В годы Великой Отечественной войны дворец существенно пострадал: были разрушены многие залы; пострадал фасад здания. Однако реставрационные работы начались незамедлительно. В 1946 году правительство выделило 1 млн рублей на послевоенную реставрацию. Ее возглавили архитекторы И.Н. Бенуа, В.М. Совков. Труд реставраторов вернул дому Юсуповых былую красоту. Предлагаю рассмотреть залы внимательнее и узнать подробнее о некоторых из них.

Парадные залы и жилые покои дворца Юсуповых

Большая ротонда

Большая Ротонда – первый зал парадной анфилады. Отделка зала эстетически очень красива. Восемь колонн ионического ордера поддерживают свод, центр которого увенчан сферическим куполом. Он символизирует звездное небо. Свод расписан русским художником Алексеем Травиным.

Ротонду украшают большие вазы-канделябры из золоченной бронзы и голубого фарфора, приобретенные Юсуповыми во Франции в середине XIX века.

В центре зала находится образец мебельного убранства – круглый диван, имеющий необычное название “пате” , что в переводе с французского означает “тесто” или “пирог”. В концу XVIII – начале XIX века такие предметы мебели вошли в моду в России. Диван-пате украшает прекрасная мраморная скульптура “Купающаяся Афродита”, выполненная в начале XIX века по античному образцу.

Спальня княгини

Интересно, что первоначально интерьер спальни княгини создавался как парадный : во время балов и светских раутов гости могли любоваться его отделкой, а также картинами, художественной бронзой и другими произведениями искусства, которые составляли гордость хозяев дома.

Великолепие этого зала достигнуто, прежде всего, цветовыми сочетаниями, которые использовал архитектор Михайлов, соединением позолоты и белого мрамора со стенами синеватого оттенка.

В интерьере представлены скульптуры: “Девочка на подушке” и “Смеющийся Амур” (мрамор в.п. XIX века Италия)

Красная гостиная

дворец юсуповых

Дворец Юсуповых. Красная гостиная

Красная, Золотая, Императорская – все это названия для одной гостиной.

Традиция классицизма – называть залы по колористическому принципу. Великолепна отделка этого зала и обстановка.

Свод потолка расписан художниками Скотти и Медичи. Они изобразили сюжеты по мотивам “Илиады” Гомера.

Обратите внимание также на люстру, выполненную в мастерской Пьера Гёде в Петербурге. Ее украшает фигура бога Аполлона в центре и женские фигуры в окружении с венками в руках – атрибутами крылатой богини Победы.

В интерьере находится портрет хозяйки дворца – Зинаиды Ивановны Юсуповой – это копия полотна художника Луи-Эдуарда Дюбюфома, написанная в 1858 году.

Малая Ротонда (Ротонда Кановы)

В этом круглом небольшом зале находятся эстетически очень красивые скульптуры. С одной стороны зала – работа скульптора Луиджи Пампалони – “Молящийся мальчик”, небольшая скульптурная группа мастера Франческо Бертоса на сюжет из греческой мифологии о наказании царицы Дирки и живописный триптих “Благовещение”, созданный в 1895 году французским художником Гийомом Дюбюфом.

С другой стороны зала располагается скульптура “Ангел печали”, выполненная русским скульптором Марком Антокольским.

дворец юсуповых

Дворец Юсуповых. Зал – Малая Ротонда.

Античный зал

В зале представлены скульптура, живописные полотна, написанные русскими и западноевропейскими художниками, предметы декоративно-прикладного творчества.

Сводчатый потолок расписан Алексеем Травиным в технике “гризайль”. Настоящими раритетами являются люстры-светильники начала XIX века, выполненные в Петербурге Себастьяном Китнером в подражанием масляным античным светильникам.

В античном зале находятся скульптуры богини любви и красоты – “Венера Каллипига” и “Венера Италийская”, а также скульптурная группа мраморные борцы, копии которых созданы в мастерской итальянского скульптора Паоло Трискорни.

Домашний театр

Миниатюрный домашний театр – подлинное произведение искусства, которое восхищает зрителя своей красотой, изысканностью, великолепием.

Театр создан для княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в 1830-е годы архитектором Андреем Михайловым в духе “галантного XVIII века”. На это указывают обилие позолоты, лепнина, малиновый бархат обивки, изображения музицирующих ангелов во вставках. Плафон малого театра, выполненный Эрнстом Липгартом, – “День, сменяющий ночь” поистине прекрасен. Его красота завораживает и притягивает внимание.

Зрительный зал театра рассчитан всего на 150 мест. Сцена здесь хорошо оборудована, в ней присутствуют удобные гримерки для артистов. После событий 1917 года театр оставался действующим. На сцене театра выступали поэты Серебряного века Сергей Есенин и Александр Блок.

Гобеленовая гостиная

Гобеленовая гостиная создана по проекту архитектора Бернара Симона в 1840-е годы. Это один из первых интерьеров дворца, при отделке которого в качестве художественного приема была применена модная тогда эклектика – направление в искусстве и архитектуре, соединявшее в одном произведении элементы различных стилей прошедших эпох.

В XIX веке в Гобеленовой гостиной находились три шпалеры (тканые безворсовые ковры) фламандской работы из серии “Охота Мелеагра” и французский гобелен “Дети-сановники”, ныне хранящиеся в Эрмитаже. В 1990-е годы были выполнены их живописные имитации на холсте, визуально воспроизводящие ковровую технику. Они вставлены в пышные резные оформления, что даёт полное представление об интерьере.

Украшением зала является мебельный гарнитур чёрного дерева , исполненный в технике “буль” . Название происходит от фамилии мебельного мастера Андре-Шарля Буля, работавшего при дворе французского короля Людовика XIV.

дворец юсуповых

Дворец Юсуповых. Гобеленовая гостиная

Помимо выше перечисленных во дворце Юсуповых есть и другие роскошные, великолепные, художественно оформленные залы, кабинеты, гостиные. Например, это Танцевальный и Банкетный залы, Николаевский зал и зал Прециоза, Коронационный коридор, Кабинет князя, Бильярдная, Мавританская гостиная и многие другие. Каждый из этих залов уникален и ценен с культурной и исторической точек зрения. Посмотреть на интерьеры дворца вы сможете в видеоролике на моем канале YouTube по ссылке.

В заключение, мне хотелось бы отметить, что Юсуповский дворец, как и сам род Юсуповых, имеет богатую и интересную историю. Дворец Юсуповых – важное художественное, культурное и историческое наследие. Дворец – это память об одном из самых образованных, умных, культурно богатых и, конечно же, знатных и аристократических родов в отечественной истории.

Статья написана по материалам, хранящихся в фондах Юсуповского дворца, методическим разработкам экскурсионного отдела и аудиогиду музея.


В начале XVIII века здесь, на берегу Мойки, располагалась усадьба племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны. В 1726 году Прасковья Иоанновна подарила свою усадьбу Семёновскому полку, который был здесь расквартирован до 1742 года. В середине 1740-х годов эта территория вошла во владения графа Петра Шувалова. Для графа на берегу Мойки был выстроен дворец в стиле барокко, он занял участок современного дома №96. Здесь же располагались двухэтажный дом для прислуги и павильон с шатровой крышей.

Сын Петра Шувалова (граф Андрей Петрович) продал особняк своего отца. По своему вкусу он решил построить новое здание, немного выше по течению реки. Архитектором новой постройки на участке дома №94 стал Ж. Б. Валлен-Деламот, строительство шло в 1774 году. Здание в виде вытянутой буквы "П" располагалось в глубине участка, центральный объём имел три этажа, боковые ризалиты - по два. Со стороны реки Мойки находилась въездная арка, ведущая в парадный двор. Со стороны Офицерской улицы (ныне Декабристов) был организован въезд через триумфальные ворота-арку. Они сохранились до настоящего времени. Переехал Андрей Петрович Шувалов в этот дворец только в 1781 году, до того он проживал за границей. После смерти графа 24 апреля 1789 года наследники продали дворец в казну. В 1795 году этот Екатерина II подарила его своей фрейлине графине Александре Браницкой.

5 марта 1830 года за 250 000 рублей дворец купил Борис Николаевич Юсупов - племянник Браницкой. Для Юсуповых дворец перестраивался в 1830-1838 годах по проекту Андрея Алексеевича Михайлова (Михайлов 2-й). Центральную часть парадного фасада зодчий оставил без изменений, а боковые ризалиты достроил до трёх этажей. С восточной стороны был пристроен новый трёхэтажный корпус, здесь архитектор разместил самый большой зал - Банкетный. Дворцовые флигели были объединены, в них стали размещаться картинные галереи и домашний театр. На территории усадьбы был разбит сад, устроены оранжереи и садовый павильон.


Вместо въездной арки со стороны Мойки Михайловым была создана Парадная лестница, ведущая в парадные залы дворца. Самый большой из них - Банкетный, также названный Белоколонным, так как оформлен 24 колоннами. Кроме того, во дворце были устроены Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные, Большая ротонда. В восточной пристройке был создан театр. В анфиладе залов, ведущих к театру, размещалась художественная галерея Юсуповых. Интерьеры Юсуповского дворца создавались итальянскими мастерами А. Виги, Б. Медичи, П. Скотти, Ф. Торичелли, а также русским мастером А. И. Травиным.

В 1840-х годах архитектор Б. Симон во дворце обустроил Зимний сад и Гобеленовскую гостиную. В этой гостиной находились три гобелена, подаренные Николаю Борисовичу (сыну Бориса Николаевича) Наполеоном Бонапартом. После смерти Бориса Николаевича его вдова Зинаида Ивановна переехала на Литейный проспект, где начала строить для себя новый особняк. А сын, Николай Борисович Юсупов, решил перестроить дворец на Мойке. Для этого им был приглашён архитектор И. А. Монигетти. В результате его работы здесь была переоформлена Парадная лестница, созданы Белая и Музыкальная гостиные, Буфетная первого этажа и ряд других помещений.

В 1863 году архитектор Степанов установил мраморную лестницу ведущую в партер домашнего театра. Эту лестницу приобрёл во время путешествия по Европе Николай Борисович Юсупов. Сохранилась история о том, что Николай Борисович увидел её в одной из старинных итальянских вилл. На вопрос о продаже лестницы был получен ответ, что она продаётся только вместе с самой виллой. Так и было сделано, лестница в 1859 году оказалась в Санкт-Петербурге. Вилла же осталась в Италии.

В начале 1890-х здание дворца было модернизировано. По проекту Александра Степанова здесь появляется электричество, канализация, водопровод и водяное отопление. Степановым были перестроены и некоторые внутренние помещения, среди которых - домашний театр, ставший одной из самых ярких достопримечательностей Юсуповского дворца. Кроме театра, Степановым была создана Мавританская гостиная.


Очередные переделки интерьеров произошли после свадьбы князя Феликса Феликсовича Юсупова и племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны в 1914 году. Архитекторами А. П. Вайтенсом, А. Я. Белобородовым, С. В. Чехониным и В. М. Конашевичем здесь были созданы Большая гостиная, Большой зал, Столовая и другие помещения.

16 декабря 1916 года в стенах дворца Юсуповых был убит Григорий Распутин.

Декретом от 22 февраля 1919 года дворец был национализирован. 20 сентября 1919 года была открыта для посетителей картинная галерея. В 1924 году открылась выставка рассказывающая о убийстве Григория Распутина. В 1925 году музей "дворянского быта" был закрыт, так же как и другие подобные музеи в городе. Многие ценности из дворца были вывезены. В здании начал работать Дворец культуры работников просвещения.

Во время Великой Отечественной воины в залах Юсуповского дворца располагался эвакогоспиталь. Здание сильно пострадало от бомбёжек, в первый послевоенный год началась его реставрация. В 1960 году дворец получил статус памятника федерального значения.

В настоящее время в залах дворца располагается музей, посвящённый дворянскому быту семьи Юсуповых. Здесь снова работает экспозиция "Убийство Григория Распутина".

Читайте также: