Кити и левин история любви кратко

Обновлено: 04.07.2024

Автор

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — русский писатель, публицист и общественный деятель. Толстой — классик мировой литературы, чьи произведения еще при жизни переводились и печатались во многих странах мира.

История создания

Содержание

Набоков и Толстой

О произведении

Левин: вера и сомнения

Каренина: грех и покаяние

Интересные факты

Лев Толстой не любил железные дороги

1 роман — 30 фильмов!

Левин и Толстой: признание в любви

Романтичная сцена признания в любви Левина к Кити автобиографична: именно так сам Лев Толстой объяснился в чувствах 17-летней Софье Берс — своей будущей жене. Он взял мелок и написал ряд букв на ломберном столике, попросив Соню расшифровать запись

Какое же может быть чудо больше этого?

Люди разные, Константин Дмитрич; один человек только для нужды своей живет, хоть бы Митюха, только брюхо набивает, а Фоканыч — правдивый старик. Он для души живет. Бога помнит.

— Как Бога помнит? Как для души живет? — почти вскрикнул Левин.

— Известно как, по правде, по-Божью. Ведь люди разные. Вот, хоть вас взять, тоже не обидите человека…

— Да, да, прощай! — проговорил Левин, задыхаясь от волнения, и, повернувшись, взял свою палку и быстро пошел прочь к дому. Новое радостное чувство охватило Левина. При словах мужика о том, что Фоканыч живет для души, по правде, по-Божью, неясные, но значительные мысли толпою как будто вырвались откуда-то иззаперти и, все стремясь к одной цели, закружились в его голове, ослепляя его своим светом.

Левин шел большими шагами по большой дороге, прислушиваясь не столько к своим мыслям (он не мог еще разобрать их), сколько к душевному состоянию, прежде никогда им не испытанному. Слова, сказанные мужиком, произвели в его душе действие электрической искры, вдруг преобразившей и сплотившей в одно целый рой разрозненных, бессильных отдельных мыслей, никогда не перестававших занимать его. Он чувствовал в своей душе что-то новое, и с наслаждением ощупывал это новое, не зная еще, что это такое.

«Не для нужд своих жить, а для Бога. Для какого бога? Для Бога. И что можно сказать бессмысленнее того, что он сказал? Он сказал, что не надо жить для своих нужд, то есть что не надо жить для того, что мы понимаем, к чему нас влечет, чего нам хочется, а надо жить для чего-то непонятного, для Бога, которого никто ни понять, ни определить не может. И что же? Я не понял этих бессмысленных слов Федора? А поняв, усумнился в их справедливости? нашел их глупыми, неясными, неточными?

Нет, я понял его и совершенно так, как он понимает, понял вполне и яснее, чем я понимаю что-нибудь в жизни, и никогда в жизни не сомневался и не могу усумниться в этом. И не я один, а все, весь мир одно это вполне понимают и в одном этом не сомневаются и всегда согласны.

Федор говорит, что Кириллов, дворник, живет для брюха. Это понятно и разумно. Мы все, как разумные существа, не можем иначе жить, как для брюха. И вдруг тот же Федор говорит, что для брюха жить дурно, а надо жить для правды, для Бога, и я с намека понимаю его! И я и миллионы людей, живших века тому назад и живущих теперь, мужики, нищие духом и мудрецы, думавшие и писавшие об этом, своим неясным языком говорящие то же, — мы все согласны в этом одном: для чего надо жить и что́ хорошо. Я со всеми людьми имею только одно твердое, несомненное и ясное знание, и знание это не может быть объяснено разумом — оно вне его и не имеет никаких причин и не может иметь никаких последствий.

Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие — награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий.

И его-то я знаю, и все мы знаем.

А я искал чудес, жалел, что не видал чуда, которое бы убедило меня. А вот оно чудо, единственно возможное, постоянно существующее, со всех сторон окружающее меня, и я не замечал его!

Какое же может быть чудо больше этого?

Отрывок приводится с сокращениями. Заголовок отрывка дан редакцией.

Давайте разберем, так ли просты и безоблачны отношения Кити и Левина или они тоже по-своему несчастливы.

Автор: Кирилл Сивков

Мысль семейная

Но в качестве некого идеала существенна только одна — семья Левиных. Кажется, что при ее создании Толстой ориентировался на собственный жизненный опыт. В Левине им был представлен идеал мужчины-активиста, в Кити — идеал женщины-жены. Однако у читателя возникают большие сомнения в счастливом будущем этой пары.

С кого списан Левин?

Еще современники Толстого отмечали автобиографический характер Левина. Так, Софья Андреевна, жена писателя, упоминала, что многие эпизоды их личной жизни или переживаний самого писателя стали атрибутами персонажа Левина. Самый яркий пример здесь — признание в любви. Софья Андреевна вспоминает, что в 1862 г. Лев Николаевич остался у них в Ивицах дольше других гостей. Причем его пребывание было настолько неприлично, что мать Софьи намекнула на то, что всем пора уже идти спать.

Левин играет с Кити в ту же самую игру:

«Он схватил мел напряженными, дрожащими пальцами и, сломав его, написал начальные буквы следующего: ”мне нечего забывать и прощать, я не переставал любить вас”. Она взглянула на него с остановившеюся улыбкой.

Несчастливы по-своему

Это значимо в семейной концепции писателя: по его убеждению, счастливы в браке могут быть только зрелые люди, которые прошли через трудности и хорошо узнали друг друга.

Счастливая семья?

Левин переживает сильнейший душевный кризис. Для Кити же вопросы, которые мучают Левина, уже разрешены. Она живет естественной жизнью, которая наполнена заботой и любовью к близким. Именно так ей удается успокоить метания мужа. Она не нарушает его размышлений, но своей обретенной гармонией помогает ему обрести душевное равновесие, которого так ему не хватает.

Духовное перерождение - путь к спасению цивилизации. Проблемы социального прогресса, человеческого счастья в центре внимания Л.Толстого в романе, посвященном семейным ценностям, не случайно. Ведь рецепты общего блага одинаково связаны и с семьей, и с общественным устройством. И поэтому Толстой заключает некоторые свои мысли в уста Левина, который считает, что человеку надо спастись от современной цивилизации. И помочь в этом не смогут ни революции, ни социальные реформы, а только нравственное перерождение.

Константин Левин появляется в романе раньше Анны Карениной. Он приезжает в Москву для того, чтобы сделать предложение Кити Щербацкой, в которую влюблен. Это завязка в сюжетной линии Левина.

Итак, Толстой утверждает нас в том, что только духовное перерождение, нравственное самосовершенствование - это путь к спасению цивилизации.

В романе описывается несколько разновидностей одной и той же модели брака на примере трех пар: Долли и Облонского, Кити иЛевина, Анны и Каренина. Кажущееся различие между первой и второй парами не должно вводить в заблуждение: если семья Долли и Облонского – буквальное воплощение на практике союза договорного типа, то семья Кити и Левина – это лишь более желательный вариант такого союза, точно так же подчиненного патриархальным законам, всецело определяющим образ жизни и мышления Левина, к которому Кити пассивно приспосабливается. Отношения между Анной и Карениным, будучи заключительным и переломным этапом этой формы брака, подводят под историей его существования роковую черту. В каждом из этих случаев мы имеем дело с патриархальной семейной средой, в которой доминирует отец семейства (pater familias) и которая воспроизводит в меньшем масштабе схему государственной власти (царь – дворянство – крестьяне).

Итак, необходимость прочного института брака обусловлена глубокими политико-экономическими причинами: непрерывность мужской линии, сохранение унаследованного имущества в целости, приобретение посредством брачных связей дальнейшей собственности и заключение новых политических союзов. Очевидно, что речь идет о тесно взаимосвязанных и взаимозависимых областях, поскольку сохранение имущества, которое должно защищать крепостную структуру государства, обеспечивается институтом майората, в рамках которого все отцовское имущество передается первенцу мужского пола, младшие сыновья предназначаются к военной службе, а дочерей часто отдают в монастырь.

Вронский с Кити прошел несколько туров вальса. После вальса Кити подошла к матери и едва успела сказать несколько слов с Нордстон, как Вронский уже пришел за ней для первой кадрили. Во время кадрили ничего значительного не было сказано… Но Кити и не ожидала большего от кадрили. Она ждала с замиранием сердца мазурки. Ей казалось, что в мазурке все должно решиться [24].

Свадебный церемониал также имеет большое значение при составлении брачного договора; ему уделяется немалое внимание в великих романах XIX в., для которых свадебное торжество становится излюбленным предметом описания. Толстой, изображая свадьбу Кити и Левина, передает все тонкости этого церемониала с таким богатством подробностей, что занимает ими первые шесть глав пятой части романа38. Приведем здесь лишь самые примечательные детали этого описания:

В церкви была вся Москва, родные и знакомые. И во время обряда обручения, в блестящем освещении церкви, в кругу разряженных женщин, девушек и мужчин в белых галстуках, фраках и мундирах не переставал прилично-тихий говор, который преимущественно затевали мужчины, между тем как женщины были поглощены наблюдением всех подробностей столь всегда затрагивающего их священнодействия (AK XIX: 21).

Этот церемониал уходит корнями в глубокое прошлое; он соблюдался еще на свадьбе матери Кити:

Сама княгиня вышла замуж тридцать лет тому назад, по сватовству тетки. Жених, о котором было все уже вперед известно, приехал, увидал невесту, и его увидали; сваха тетка узнала и передала взаимно произведенное впечатление; впечатление было хорошее; потом в назначенный день было сделано родителям и принято ожидаемое предложение. Все произошло очень легко и просто. По крайней мере так казалось княгине [24].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируем результаты нашего исследования. При поверхностном прочтении может сложиться впечатление, что Анна и Левин - герои-антиподы. А значит – две сюжетные линии никак не связаны в романе между собой (если не считать единственной встречи Анны и Левина в 7-й части романа). И, следовательно, правы были первые критики романа Толстого?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев В. И. Воспоминания // Л. Н. Толстой : К 120-летию со дня рождения (1828—1948) : в 12 т. М. : Гос. лит. музей, 1948. Т. 2. С. 253 –

6. Гудзий Н. К. Лев Толстой: Критико-биографический очерк. М. : Худож. лит., 1960. 215 с.

7. Гусев Н. Н. Лев Николаевич Толстой : Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М. : Изд-во АН СССР, 1963. 695 с.

9. Жданов В. А., Зайденшнур Э. Е. Текстологические пояснения // Толстой Л. Н. Анна Каренина : роман в восьми частях. М. : Наука, 1970. С. 834 – 855.

14. Макашин С.А. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1978.

18. Плюханова М. Б. Творчество Толстого. Лекция в духе Ю. М. Лотмана // Л. Н. Толстой : pro et contra. СПб. : Изд-во Рус. Христ. гуманит. инст., 2000.С. 822 – 857.

21. Русанов Г. А., Русанов А. Г. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1972. 280 с.

23. Толстая С. А. Мои записи разные для справок // Толстая С.А. Дневники : в 2 т. М. : Худож. лит., 1978. Т.1. : 1862-1900. С. 495 – 512.

24. Толстой Л. Н. Анна Каренина. М. : Наука, 1970. 834 с.

25. Шатилов Н. И. Из недавнего прошлого // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников : в 2 т. М. : Худож. лит., 1978. Т. 1. С. 248 – 252.

Духовное перерождение - путь к спасению цивилизации. Проблемы социального прогресса, человеческого счастья в центре внимания Л.Толстого в романе, посвященном семейным ценностям, не случайно. Ведь рецепты общего блага одинаково связаны и с семьей, и с общественным устройством. И поэтому Толстой заключает некоторые свои мысли в уста Левина, который считает, что человеку надо спастись от современной цивилизации. И помочь в этом не смогут ни революции, ни социальные реформы, а только нравственное перерождение.

Константин Левин появляется в романе раньше Анны Карениной. Он приезжает в Москву для того, чтобы сделать предложение Кити Щербацкой, в которую влюблен. Это завязка в сюжетной линии Левина.

Итак, Толстой утверждает нас в том, что только духовное перерождение, нравственное самосовершенствование - это путь к спасению цивилизации.

В романе описывается несколько разновидностей одной и той же модели брака на примере трех пар: Долли и Облонского, Кити иЛевина, Анны и Каренина. Кажущееся различие между первой и второй парами не должно вводить в заблуждение: если семья Долли и Облонского – буквальное воплощение на практике союза договорного типа, то семья Кити и Левина – это лишь более желательный вариант такого союза, точно так же подчиненного патриархальным законам, всецело определяющим образ жизни и мышления Левина, к которому Кити пассивно приспосабливается. Отношения между Анной и Карениным, будучи заключительным и переломным этапом этой формы брака, подводят под историей его существования роковую черту. В каждом из этих случаев мы имеем дело с патриархальной семейной средой, в которой доминирует отец семейства (pater familias) и которая воспроизводит в меньшем масштабе схему государственной власти (царь – дворянство – крестьяне).

Итак, необходимость прочного института брака обусловлена глубокими политико-экономическими причинами: непрерывность мужской линии, сохранение унаследованного имущества в целости, приобретение посредством брачных связей дальнейшей собственности и заключение новых политических союзов. Очевидно, что речь идет о тесно взаимосвязанных и взаимозависимых областях, поскольку сохранение имущества, которое должно защищать крепостную структуру государства, обеспечивается институтом майората, в рамках которого все отцовское имущество передается первенцу мужского пола, младшие сыновья предназначаются к военной службе, а дочерей часто отдают в монастырь.

Вронский с Кити прошел несколько туров вальса. После вальса Кити подошла к матери и едва успела сказать несколько слов с Нордстон, как Вронский уже пришел за ней для первой кадрили. Во время кадрили ничего значительного не было сказано… Но Кити и не ожидала большего от кадрили. Она ждала с замиранием сердца мазурки. Ей казалось, что в мазурке все должно решиться [24].

Свадебный церемониал также имеет большое значение при составлении брачного договора; ему уделяется немалое внимание в великих романах XIX в., для которых свадебное торжество становится излюбленным предметом описания. Толстой, изображая свадьбу Кити и Левина, передает все тонкости этого церемониала с таким богатством подробностей, что занимает ими первые шесть глав пятой части романа38. Приведем здесь лишь самые примечательные детали этого описания:

В церкви была вся Москва, родные и знакомые. И во время обряда обручения, в блестящем освещении церкви, в кругу разряженных женщин, девушек и мужчин в белых галстуках, фраках и мундирах не переставал прилично-тихий говор, который преимущественно затевали мужчины, между тем как женщины были поглощены наблюдением всех подробностей столь всегда затрагивающего их священнодействия (AK XIX: 21).

Этот церемониал уходит корнями в глубокое прошлое; он соблюдался еще на свадьбе матери Кити:

Сама княгиня вышла замуж тридцать лет тому назад, по сватовству тетки. Жених, о котором было все уже вперед известно, приехал, увидал невесту, и его увидали; сваха тетка узнала и передала взаимно произведенное впечатление; впечатление было хорошее; потом в назначенный день было сделано родителям и принято ожидаемое предложение. Все произошло очень легко и просто. По крайней мере так казалось княгине [24].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируем результаты нашего исследования. При поверхностном прочтении может сложиться впечатление, что Анна и Левин - герои-антиподы. А значит – две сюжетные линии никак не связаны в романе между собой (если не считать единственной встречи Анны и Левина в 7-й части романа). И, следовательно, правы были первые критики романа Толстого?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев В. И. Воспоминания // Л. Н. Толстой : К 120-летию со дня рождения (1828—1948) : в 12 т. М. : Гос. лит. музей, 1948. Т. 2. С. 253 –

6. Гудзий Н. К. Лев Толстой: Критико-биографический очерк. М. : Худож. лит., 1960. 215 с.

7. Гусев Н. Н. Лев Николаевич Толстой : Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М. : Изд-во АН СССР, 1963. 695 с.

9. Жданов В. А., Зайденшнур Э. Е. Текстологические пояснения // Толстой Л. Н. Анна Каренина : роман в восьми частях. М. : Наука, 1970. С. 834 – 855.

14. Макашин С.А. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1978.

18. Плюханова М. Б. Творчество Толстого. Лекция в духе Ю. М. Лотмана // Л. Н. Толстой : pro et contra. СПб. : Изд-во Рус. Христ. гуманит. инст., 2000.С. 822 – 857.

21. Русанов Г. А., Русанов А. Г. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1972. 280 с.

23. Толстая С. А. Мои записи разные для справок // Толстая С.А. Дневники : в 2 т. М. : Худож. лит., 1978. Т.1. : 1862-1900. С. 495 – 512.

24. Толстой Л. Н. Анна Каренина. М. : Наука, 1970. 834 с.

25. Шатилов Н. И. Из недавнего прошлого // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников : в 2 т. М. : Худож. лит., 1978. Т. 1. С. 248 – 252.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

«И, счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться.

И зря. Всем мужчинам давно следовало бы застрелиться (а потом еще и повеситься — для надежности) — тогда только наконец смогут пожить и женщины. И подумать о чем-то стоящем.

ДЕЛО ВОСЬМОЕ Левин Пе и его двойник

ДЕЛО ВОСЬМОЕ Левин Пе и его двойник Городской ипподром, последний заезд. Ставки маленькие, явных фаворитов нет, жокеи притомились, трибуны полупусты. Максим Лаптев и Яков Штерн сидят в пятом ряду. Макс наблюдает за скачками, Яша уткнулся в маленький пёстрый томик и по

Ю.И. Левин Б. Пастернак. Разбор трех стихотворений[24]

Читайте также: