Японская модель смешанной экономики кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрим каждую из них отдельно.

Обратимся сначала к смешанности.

Смешанная экономика – это экономика, функционирующая на базе рыночного механизма и государственного регулирования хозяйства. Такие изменения в роли государства вызваны прежде всего необходимостью развития производственной и социальной инфраструктуры, научно-техническим прогрессом.

В процессе планирования на микроуровне большая роль отводится маркетинговым исследованиям, позволяющим полно и точно выявить потребности и определить спрос на продукцию фирмы.

Государственное регулирование экономики дает возможность скорректировать спрос и предложение на макроуровне.

В отличие от классического капитализма для смешанной экономики характерным является господство коллективной частной собственности в форме акционерных и других обществ.

Эффективное функционирование любой модели экономической системы достигается на основе создания благоприятной институциональной среды, которая представлена набором правил, учреждений, организаций.

Так, социальная рыночная экономика невозможна без соблюдения экономического и социального порядков.

Экономический порядок включает:

– порядок, регулирующий право собственности;

– денежный и валютный порядок;

– порядок, регулирующий внешнеэкономическую деятельность.

Таким образом, экономический порядок – это правила, регулирующие организационное строение экономики, а также совокупность институтов, ответственных за придание экономике определенной организационной формы.

Социальный порядок – это совокупность институтов и норм, определяющих социальное положение граждан и отдельных групп населения.

Социальный порядок охватывает:

– порядок в сфере труда;

– порядок в системе социального страхования и социальной помощи;

– экологический порядок и т. д.

Социально ориентированной смешанной экономике присущи различные модели, обусловленные национальной спецификой. Различают немецкую, шведскую, голландскую, японскую и другие модели социальной рыночной экономики.

В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация тоже объявлена социальным государством. Но для реализации ее содержания необходимы серьезные институциональные преобразования.

Размеры государственной собственности невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно велико. Оно осуществляется следующими методами:

– система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес (крупный, средний и мелкий) и этим формирует обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств.

– обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;

– главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги – госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.

Система социального обеспечения в США включает в себя: социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и вспомоществование, т. е. помощь бедным. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования.

Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате был создан обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось в:

– обеспечении частного сектора правительственными заказами,

– в финансировании НИОКР,

– в финансировании социальной сферы и т. д.

Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в т. ч. естественных монополий – телефонной связи, газо– и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Характерной чертой немецкой модели смешанной экономики является ее социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых в западной Европе. Франция – единственная страна в Европе, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе государственных планов-программ, во многом определивших успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.

Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

– обширным государственным сектором,

– высокоразвитым крупным частным бизнесом,

– укладами, оставшимися от раннего капитализма,

– большим удельным весом малого бизнеса,

– развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений положения государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.

Для скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику.

Японская модель – корпоративная модель смешанной экономики.

Корпоративизм – экономическая система организации развития общества, в которой ведущая роль и регламентирующее начало в гармонизации интересов различных социальных слоев и групп общества принадлежат объединенным профессиональным организациям предпринимателей (работодателей) и наемных работников, общественным ассоциациям и государству[8]. Через эти профессиональные объединения реализуются, разрешаются и (или) сглаживаются противоречия основных социальных партнеров: профсоюзов, выражающих интересы наемных работников, организаций предпринимателей и общественных ассоциаций (организаций), что позволяет рассматривать корпоративизм как институциональную форму. Посредником и арбитром в корпоративной модели развития общества выступает государство, которое должно исходить из необходимости гармонизации интересов всех партнеров-участников, чтобы гарантировать поступательное развитие общества, а не отдельной социальной группы, обеспечивая благоприятные условия развития национального хозяйства и устойчивый экономический рост. Корпоративизм базируется на различных формах ассоциированной собственности, и прежде всего на акционерной (корпоративной) собственности и ее разновидностях: страховых, пенсионных, инвестиционных фондах и различных ассоциациях. Корпоративная модель экономического развития, кроме Японии, представлена в таких развитых странах, как Австрия, Швеция, Германия, где она получила название корпоративной модели смешанной экономики. Классической страной такой модели считается Австрия, в которой действует разветвленная система консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий и других организаций как на общегосударственном, так и на отраслевом уровнях. Их задача – достижение согласия в определении экономической стратегии, а также решение текущих вопросов в социально-экономической сфере. Отличительная черта корпоративной модели заключается в возможности достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, который, как показывает практика, является важным фактором, определяющим преимущества данной модели в области роста общественного благосостояния, экономической эффективности, социальной справедливости.

Основные характеристики данной модели:

1. Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с индустриально развитыми странами.

2. Общегосударственное регулирование осуществляется на основе системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики (создано Управление экономического планирования). Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей. Планы-прогнозы,

­ дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики,

­ показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами,

­ обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.

Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны. Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов. Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.

3. Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.




4. Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке. В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП – больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.

8. Основой стратегии общего экономического развития является установка на развитие наукоемкой продукции, которая требует минимума ресурсов и максимума квалификации. В силу этого в Японии высок престиж образования (высшего), которое для японца является стартовой площадкой, объективной потребностью, ибо оно обеспечивает как карьеру, так и материальное положение, то есть открывает реальную перспективу.

Японская модель – корпоративная модель смешанной экономики.

Корпоративизм – экономическая система организации развития общества, в которой ведущая роль и регламентирующее начало в гармонизации интересов различных социальных слоев и групп общества принадлежат объединенным профессиональным организациям предпринимателей (работодателей) и наемных работников, общественным ассоциациям и государству[8]. Через эти профессиональные объединения реализуются, разрешаются и (или) сглаживаются противоречия основных социальных партнеров: профсоюзов, выражающих интересы наемных работников, организаций предпринимателей и общественных ассоциаций (организаций), что позволяет рассматривать корпоративизм как институциональную форму. Посредником и арбитром в корпоративной модели развития общества выступает государство, которое должно исходить из необходимости гармонизации интересов всех партнеров-участников, чтобы гарантировать поступательное развитие общества, а не отдельной социальной группы, обеспечивая благоприятные условия развития национального хозяйства и устойчивый экономический рост. Корпоративизм базируется на различных формах ассоциированной собственности, и прежде всего на акционерной (корпоративной) собственности и ее разновидностях: страховых, пенсионных, инвестиционных фондах и различных ассоциациях. Корпоративная модель экономического развития, кроме Японии, представлена в таких развитых странах, как Австрия, Швеция, Германия, где она получила название корпоративной модели смешанной экономики. Классической страной такой модели считается Австрия, в которой действует разветвленная система консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий и других организаций как на общегосударственном, так и на отраслевом уровнях. Их задача – достижение согласия в определении экономической стратегии, а также решение текущих вопросов в социально-экономической сфере. Отличительная черта корпоративной модели заключается в возможности достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, который, как показывает практика, является важным фактором, определяющим преимущества данной модели в области роста общественного благосостояния, экономической эффективности, социальной справедливости.

Основные характеристики данной модели:

1. Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с индустриально развитыми странами.

2. Общегосударственное регулирование осуществляется на основе системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики (создано Управление экономического планирования). Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей. Планы-прогнозы,

­ дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики,

­ показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами,

­ обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.

Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны. Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов. Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.

3. Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

4. Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке. В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП – больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.

8. Основой стратегии общего экономического развития является установка на развитие наукоемкой продукции, которая требует минимума ресурсов и максимума квалификации. В силу этого в Японии высок престиж образования (высшего), которое для японца является стартовой площадкой, объективной потребностью, ибо оно обеспечивает как карьеру, так и материальное положение, то есть открывает реальную перспективу.

Рассматривать японскую экономическую модель по частям совершенно бессмысленно, так как значение какого-либо конкретного элемента экономики определяется его отношениями с остальными частями. Но для анализа необходимо выделить её составляющие.

Модель смешанной экономики Японии и её особенности

В сравнении с аналогом из Нью-Йорка, Токийский фондовый рынок не является экономически значительной стороной реального действия относительно перемещения капитала, так как большая его часть выделяется банковскими организациями, даже в тех случаях, когда биржа применяется биржу как форум для осуществления процесса.

Капитализм нуждается в плутократах, поскольку кому-то нужно держать производственные активы для увеличения своей прибыли до возможного максимума и некоторые из тех, кому это удастся сделать, будут невероятно успешными, то есть обязательно кто-то должен быть богат. Но с точки зрения японцев это расточительно, а поэтому они спроектировали свою модель таким образом, чтобы корпорации, по сути, по большей части владели сами собой. Даже в случае присутствия номинальных внешних владельцев, управление корпорациями осуществляется таким образом, что основная часть генерируемого богатства перетекает в доходы нынешних работников или в инвестиции в будущую конкурентную силу предприятия.

Многие японские корпоративные капиталы принадлежат банковским организациям, а они преимущественно принадлежат другим компаниям в той же кейрецу или промышленной группе. Это все называется круговым и частным владением производственными средствами.

Япония характеризуется очень высоким показателем сбережений, что является итогом преднамеренной политикой страны и лингапии системы. При этом правительство государства специально направляет средства в небольшое число финансовых учреждений, которые находятся под его контролем, поскольку средства девать больше некуда.

Государство стремится поставлять дешевый капитал в больших объемах в промышленность с целью наращивания производственной мощности в долгосрочной перспективе.

Воспроизводство общества с сильными промышленными отраслями (большая зарплата, устойчивый платежный баланс, безопасная занятость) имеет куда большее значение в японской модели, нежели возврат капитала с прибылью индивидуальным инвесторам, хотя и это должно соблюдаться.

Японские банки располагаются в группах промышленных центров, известных как кейрецу. Они связаны со сложными сетями промышленного опыта и просматривают много уровней их управления. Преимущественная часть системы даже и не догадывается о том, что она централизована, и необходимость в таком знании отпадает.

Успешная экономика нуждается в мотивирующих эффектах разницы в возможностях накопления частного состояния и оплате труда. Но в случае рассматриваемой модели экономические награды действуют в контексте социума и социальные награды за достижения в экономике могут оказаться по эффективности на одном уровне с наличными деньгами.

Если деньги являются единственной оплатой для людей, становится трудно поддерживать свою мотивацию при подъеме средств по шкале доходов. Сколько общественных средств должно быть перед носом миллиардера, чтобы он выделил еще несколько часов в неделю на работу, нужную для управления находящейся под его владением экономики?

Японцы поняли, что помимо денег, люди пытаются добиться уважения окружающих на рабочем месте. Разница в зарплате между японским работником конвейера и генеральным директором в той или иной компании страны будет на порядки меньше, чем в США, но при этом социальный статус будет существенно варьироваться.

Обучение учащихся Токийского университета, которым в дальнейшем предстоит управлять Японией, включает в себя:

  • элитарное образование, которое сопровождается продолжительным обучением под руководством мастера в сочетании с материальным аскетизмом той или иной степени;
  • бескомпромиссный контроль опекунов;
  • жесткие поведенческие правила внутри групп;
  • изучение руководящей идеологии национализма.

Одним из ключевых достоїнств японской системы является то, что она обеспечивает долгосрочный горизонт принятия решений экономического характера. Так как капитал характеризуется не акционерами и паевыми фондами, а бюрократами, давление на краткосрочную прибыль не наблюдается.

Поскольку каждая система связывает компании с их потребителями и поставщиками, которые располагаются выше по технологической цепочке, это является причиной смещения отношений между поставщиками и потребителями в пользу долгосрочной перспективы.

Все кейрецу включают в себя компании из различных отраслей, банковская организация на своей вершине может опираться на целый ряд собственных надежных познаний по поводу правильного распределения свободного некоторое время капитала. Так как системой, по сути, создается монопсония для приобретения элитного исполнительного труда, можно избежать проблем, с которыми приходиться разбираться американским компаниям в виде дорогостоящих торговых войн для исполнительных талантов.

Правительство Японии осознает, что если компании смогут обеспечить полную занятость, оно должно обеспечить их средствами для достижения устойчивого в конкуренции преимущества. Это оказывается возможным за счет поставки дешевого капитала путем их защиты от конкуренции с иностранцами и прочими способами.

Пожизненная занятость также служит стимулом для компаний, мотивируя их вкладывать средства в обеспечение своих работников дорогой технической подготовкой, поскольку они понимают, что рабочим не удастся просто так перепрыгнуть к сопернику. Так как высококвалифицированная рабочая сила - это один из ключевых факторов в любом развитом экономическом секторе, это очень важно.

Японцы четко понимали, что идут в сторону марксистского вызова капитализму, но изучив эту проблему, они подорвали отчуждение производителя от производственных средств.

По сути, японская модель является системой, каждый из компонентов которой не сможет работать вне изначального контекста.

Вполне вероятно, что японская система является разновидностью капитализма с не доминирующим в экономике частным капиталом.

Каждая страна выстраивает собственную систему национального хозяйства. Власти стараются делать экономику конкурентоспособной, выполнять социальные обязательства перед гражданами. Есть модели рыночной, смешанной экономики, есть и чисто командно-административные форматы вмешательства государства в хозяйственные процессы. Каковы особенности каждой из них? Насколько сильно различаются принципы экономического строительства в западных странах?

Какие есть модели экономики

Экономики стран мира работают в рамках различных моделей. Критериев, определяющих свойства каждой из них, достаточно много. В современной научной среде популярны два - преимущественная форма собственности на ресурсы, лежащие в основе экономического развития, и механизмы координации субъектов хозяйственной деятельности. Исходя из этих двух критериев, выделяют несколько групп моделей экономики. Перечислим их.

1. Модели командной экономики

Характеризуются преобладанием государственных форм собственности на хозяйственные ресурсы. Деятельность субъектов экономики основана на административно-командных директивах, издаваемых органами власти. Ключевые механизмы, определяющие то, что производить, как распределять и посредством каких каналов вести обмен, формирует государство. Командной считалась экономика СССР. Из числа существующих стран такой моделью обладает, по оценке ряда экспертов, Северная Корея.

2. Модели рыночной экономики

Характеризуются тем, что ресурсы в большей части представлены частной собственностью, есть свобода формирования цен. Государство не влияет на ключевые экономические процессы и не участвует активно в распределении каких-либо ресурсов.

3. Модели смешанной экономики

Исследователи отмечают, что рыночная или командная модели в чистом виде сегодня встречаются достаточно редко. Так или иначе, государство вмешивается в дела бизнеса практически в любой стране, которая активно пропагандирует ценности свободного рынка. В свою очередь, даже в Северной Корее находится место хоть и нелегальному, но все же имеющему признаки частного бизнесу.

Модели смешанной экономики

Модели смешанной экономики сегодня, как считают эксперты - самые распространенная в мире. Вопрос лишь в том, насколько велика и чем характеризуется роль государства в хозяйственной системе отдельно взятой страны. Кроме того, в ряде случаев большое значение имеет не столько степень вмешательства властей в дела бизнеса, сколько политический режим.

Что такое смешанная экономика

Прежде чем изучать модели смешанной экономики в разных странах, изучим общие характеристики подобного рода хозяйственных систем. Основной критерий здесь - то, что роли государства и частного сектора в одинаковой степени важны. Кроме того, присутствуют в сопоставимой пропорции обе формы собственности. Однако основные хозяйственные механизмы все же определяются рынком. Государство же дополняет их посредством внесения изменений в регулирующее законодательство.

Какова целесообразность вмешательства государства в дела рынка? Почему бы не отпустить бизнес в свободное плавание? Некоторые экономисты объясняют это тем, что при чистом рынке есть риск того, что значительная часть граждан останется социально незащищенной, они не смогут найти работу. Причем это не на пользу частным бизнесам, многим из которых нужны платежеспособные клиенты. Лучше будет, если кто-то обеспечивает им доход (пусть это будут госпредприятия), да и рынок сбыта при этом расширяется. Есть версия, что подобным образом работает российская модель смешанной экономики. В ней государство, обеспечивая работу миллионам граждан в бюджетной сфере, которая имеет мало общего с предпринимательством и свободным рынком, стимулирует их покупательную способность, за счет чего функционируют, в свою очередь, "чистые" бизнесы, такие как, например, розничная торговля, фастфуд, автомобильный ритейл.

Модели смешанной экономики таблица

Другая точка зрения относительно роли государства в смешанной экономике базируется на проблематике свободного ценообразования. Дело в том, что рынок в чистом виде очень спекулятивен. Многие его игроки не способны договариваться об умеренной политике в аспекте увеличения отпускных цен, а если и проявляют подобные инициативы, то, как правило, с целью сговора против конкурентов, в результате чего разгоняется инфляция (как это было, например, в России в начале 90-х, да и во многих других странах бывшего социалистического блока). Вследствие этого экономика погружается в кризис. Государство же посредством разумного вмешательства в дела рынка может регулировать ход ценообразования, что может способствовать замедлению инфляции.

Основные концепции смешанной экономики

Рассмотрим, какие есть основные модели смешанной экономики, исходя из их фундаментальной природы. Эксперты выделяют следующие.

1. Неоэтатистская модель

Основной ее признак - национализация ключевых отраслей, а также влияние на рынок с тем, чтобы возможности отдельных игроков были примерно одинаковыми. В ряде случаев в экономическую политику включаются антимонопольные механизмы.

2. Неолиберальная модель

Характеризуется меньшим вмешательством государства в дела рынка, чем при неоэтатистском сценарии. Власти стараются влиять на качество функционирования хозяйственных институтов, но не на сам конкурентный процесс. Вместе с тем антимонопольный компонент также может быть задействован - с целью защиты свободной конкуренции.

3. Модель согласованного действия

В ее основе - принцип нахождения компромисса между различными субъектами хозяйственного процесса - бизнесами, правительством, обществом (часто в лице профсоюзов). Характеризуется достаточно высокими налогами (обычно выше, чем в тех странах, где практикуется неолиберальная модель), часто исчисляемыми по прогрессивной шкале. Конечная цель властей - обретение ресурсов для поддержания равенства социального положения граждан.

Германская модель смешанной экономики

Таковы самые распространенные модели смешанной экономики. Безусловно, по мере естественного хода хозяйственных процессов приоритеты в тех или иных государствах могут меняться. Национальные модели смешанной экономики, как считают эксперты, склонны эволюционировать, адаптируясь к социально-политической действительности, внешней конъюнктуре, развитию технологий, появлению новых рынков.

Особенности функционирования смешанной экономики

Как работают механизмы смешанной экономики на практике? Как организована работа хозяйственных систем тех стран, где они задействуются? Эксперты, принимая во внимание тот факт, что национальные модели смешанной экономики в разных странах могут иметь особенности, предполагают, что все же может присутствовать некая общность признаков для хозяйственных систем такого типа. Наиболее универсальными для смешанных экономик разных стран механизмами называют следующие.

1. Основная часть промышленной продукции производится крупными корпорациями, которые, однако, конкурируют между собой. Таким образом, экономические процессы, с одной стороны, не рассредоточены, с другой - нет монополии, нет игрока рынка, который бы формировал правила для всех. Форма собственности на такие предприятия принципиального значения не имеет - если даже она не государственная, то бизнесы так или иначе ответственны перед властями в силу обязательств по выплате налогов или взносов на пенсионные счета.

2. Законодательство во многом социально ориентировано. Например, работника фабрики, как правило, нельзя просто так уволить или снизить ему зарплату в сравнении с той, что прописана в контракте. Тем самым закон стимулирует поддержание покупательной способности граждан.

3. Высокая стандартизация и защищенность платежных процедур, а также тех, что обеспечивают защиту контрактов (как правило, это развитая судебная система). Государство в данном случае берет на себя часть обязательств по обеспечению стабильной работы бизнеса, требуя, в частности, от банков строжайшей корректности в выполнении расчетных процедур. Судебная ветвь власти, в свою очередь, гарантирует помощь предпринимателям в урегулировании сложностей в правовом поле. Государство и бизнес подписывают свого рода социальный контракт: первая сторона дает защищенность в ряде ключевых для предпринимателей механизмов, вторая же "платит" за это посредством налогов и найма граждан.

Национальные модели смешанной экономики

Именно этими тремя признаками характеризуются, как считают эксперты, все основные модели смешанной экономики при всей возможной разнице между ними в плане суверенных механизмов реализации национальной хозяйственной политики.

Как появилась смешанная экономика?

Интересен тот факт, что "прогрессивная", по мнению многих экспертов, рыночная модель появилась раньше, чем смешанная. Так получилось, что к началу ХХ века "чистый рынок" в виде капитализма без значимого государственного вмешательства оказался не таким эффективным, как того ожидали субъекты хозяйственных отношений. Рынок стал регулироваться властями. При этом попытки отклониться от этой модели и вернуться к "чистому рынку" стали, как считают многие эксперты, причиной кризиса в США в начале 30-х. Экономисты осознали, что оптимальное функционирование экономики все-таки должно подразумевать значимую роль государства. Таким образом, смешанная модель национального хозяйственного строительства появилась в 30-40-е годы. В годы войны приоритеты государств были несколько иными в силу необходимости оказания ресурсной поддержки армиям, однако по окончании Второй мировой страны Запада стали внедрять принципы смешанной экономики особенно активно. Сегодняшние хозяйственные модели в этих государствах - результат поступательного внедрения принципов, обеспечивающих компромисс между частным и государственным капиталом.

Смешанная экономика в США

Как функционируют в разных странах модели смешанной экономики? Кратко рассмотрим соответствующие особенности на примере наиболее мощных экономических держав. Начнем с США. Американская модель смешанной экономики, как считают многие эксперты, характеризуется минимальным вмешательством государства в хозяйственные процессы. Соответствующего вида собственность занимает сравнительно небольшую ролью в сравнении с частной. Ведущую роль в экономике США играет негосударственный капитал, однако его направленность регулируется властными структурами - посредством издания законов, связанных с отчетностью, социальными обязательствами, уплатой налогов и иных сборов. Роль властей в экономике США может быть заметной в сегменте государственных заказов, в основном оборонного и научного характера. Как известно, военный бюджет США - это более 500 млрд долларов.

Основные модели смешанной экономики

Многие экономисты считают, что американская модель смешанной экономики направлена на стимулирование гражданской предпринимательской активности. На практике это может выражаться в минимальном количестве формальностей при открытии бизнеса. Также меры социальной поддержки малообеспеченных групп американцев не столь масштабны, как во многих других западных странах. Пособия по безработице и льготы способны обеспечить разве что минимальные потребности при тех ценах, что присутствуют в США. Поэтому граждане и стремятся найти работу или организовать собственный бизнес.

Модель смешанной экономики в ФРГ

Чем характеризуется германская модель смешанной экономики? Эксперты называют главной ее характеристикой как раз-таки выраженную социальную ориентированность. И это отличает немцев от американцев. Те же самые пособия в Германии обеспечивают нормальный уровень жизни. Власти ФРГ стараются выстраивать регулирование экономики так, чтобы был компромисс между приоритетами бизнеса и общества. С одной стороны, предприятия должны быть эффективными, способствовать росту ВВП и развитости экономики в целом. С другой - социальная справедливость должна быть обеспечена.

Германская модель смешанной экономики обладает следующими характерными особенностями.

Шведская модель смешанной экономики

Во-первых, это справедливая конкурентная среда. Каждый субъект хозяйственного процесса, исходя из политики властей ФРГ, должен иметь равные возможности для реализации своего предпринимательского потенциала.

Во-вторых, немецкая модель смешанной экономики подразумевает справедливое распределение доходов. Это может выражаться как в стимулировании бизнесов к выстраиванию сбалансированных тарифных сеток в аспекте начисления зарплаты по должностям, так и, например, в прямом участии государства в выравнивании социального положения граждан, труд которых оплачивается неодинаково. В частности, посредством предоставления жилищных льгот, поддержки в страховании, образовании.

Японская модель

Японская модель смешанной экономики очень специфична. Прежде всего стоит отметить, что в ней сильны национальные традиции, влияние которых прослеживается на многих участках хозяйственного процесса. Это и специфика взаимоотношений руководства и подчиненного, это и сохраняющийся институт наследственности в аспекте профессии и выбора предприятия, на котором работать. Другая особенность, которой характеризуется японская модель смешанной экономики - значительно более выраженное, чем, скажем, в США, вмешательство государства в хозяйственные процессы. Наиболее сильно это выражается в определении ключевых векторов развития национальной экономики, принципов взаимодействия с зарубежными игроками. Немаловажную роль в японской экономике играет та же социальная справедливость.

Шведская концепция

Рассмотрим то, чем характеризуется шведская модель смешанной экономики. Как считают эксперты, в Швеции построено общество, близкое по характеристикам к типично социалистическим идеалам. Меры финансовой и материальной поддержки гарантированы практически всем категориям граждан, независимо от наличия или отсутствия работы, стажа, профессии. Есть даже термин "скандинавский социализм". Разумеется, в рамках функционирования такой модели экономики на бизнес возлагается большая налоговая нагрузка.

Японская модель смешанной экономики

Взамен, вместе с тем, он получает клиентов с гарантированно высокой покупательной способностью, а также защищенность - в аспекте банковских платежей и справедливых судов, то, о чем мы говорили выше, перечисляя аспекты "социального партнерства" между государством и бизнесом. Вместе с тем в среде экономистов бытует мнение, что шведская модель смешанной экономики имеет слишком большой "социалистический" уклон. Многим предприятиям становится сложно вести дела при условии жесткого налогового бремени.

Китайская модель

Рассмотрим то, как функционирует рыночная хозяйственная система коммунистической страны. Как такое возможно при том, что в СССР все было под контролем государства? Как устроена китайская модель смешанной экономики?

Все дело в том, что, начиная с 70-х годов, Компартия КНР решила открыть национальную экономику для внешних инвесторов с тем, чтобы использовать огромный производственный потенциал страны. Были либерализированы законы, касающиеся открытия филиалов зарубежных корпораций. Но политическая система при этом осталась неизменной. Иностранцев завлекала дешевизна кадровых ресурсов в КНР, и они охотно инвестировали в экономику коммунистического государства, решившего открыть себя рынку. В результате этого сегодня Китай - одна из ведущих промышленных держав. При этом, в силу того, что политический режим не менялся, власти КНР имеют возможность командно-административными методами задействовать этот ресурс так, как считают нужным. Например, использовать его в целях повышения уровня жизни граждан, их социальной защищенности. Которая сейчас, как признают многие эксперты, не на очень высоком уровне.

Стоит также отметить, то в Китае хорошо развит институт мелкого предпринимательства. Многие китайцы открывают пусть и небольшие, но приносящие доход торговые точки, рестораны, транспортные компании. Получается, что при коммунизме в КНР присутствует весьма развитый капитализм.

Сравнение моделей

Попробуем "визуализировать" вышеописанные модели смешанной экономики. Таблица сравнения национальных концепций может выглядеть примерно так. Оценки, конечно, очень относительные, но общее представление об особенностях экономических систем по странам у нас будет.

Читайте также: