Перечислите археологические культуры распространенные на северо западном кавказе в эту эпоху кратко

Обновлено: 04.07.2024

Две тысячи лет продолжалась на Северном Кавказе эпоха бронзы. В конце II – начале I тысячелетия до н. э. (XII— VII вв. до н. э.) в культурно-историческом развитии нашего края происходят важнейшие изменения. Это был переходный период от брон­зового века к раннежелезному, который отмечен небывалым до тех пор взлетом мастерства в обработке цветных металлов. В это время в горной и предгорной части Центрального Кавказа, на территории от Чечено-Ингушетии до верховьев Кубани, процветала Кобанская культура. С XII по VII века до н.э. на северных склонах Кавказа господствовала Кобанская археологическая культура, названная по наименованию аула Верхний Кобан в Северной Осетии, где в 1869 г.был открыт первый курган этой культуры.

Кобанская археологическая культура является преемницей северокавказской культуры. Блестящая и богатая культура, существовавшая на Северном Кавказе в XII-IV вв. до н.э., стала известна в результате раскопок. Она распространена на огромной территории высокогорий, предгорий, и равнин Центрального и Западного Кавказе. Свое название культура получила по месту находки ярких памятников культуры кобанской эпохи бронзового - начала железного века, в с. Верхний Кобан в Осетии. Ее носители занимали пространство от Северного Дагестана на востоке до верховий Урупа на западе.

Кобанцы относятся к коренному субстрату в этногенезе карачаево-балкарцев, ингушей, чеченцев и осетин. Исследователи выделяют три варианта Кобанской культуры: западный (КЧР), Центральный (восточная часть КБР, Северная и Южная Осетия, Ингушетия) и Восточный (Чечня и прилегающая к ней часть Дагестана). Кобанская культура является преемницей северокавказской, что подтверждается в традиционности форм отдельных предметов – кинжалов и булавок, в элементах гончарных изделий, в приемах сооружения погребальных камер. У населения западного варианта культуры отмечается разнообразие погребальных сооружений в т.ч.- типичные каменные ящики из больших плит с каменными выкладками над ним; - бескурганные каменные ящики с комбинированной кладкой стенок из больших и мелких плит, уложенных плашмя; - грунтовые могилы, перекрытые плитами; - гробницы из булыжника; - редко подкурганные каменные ящики. Отдельные находки, а также могильники и поселения характерны для начального этапа раннежелезного века (средний период кобанского времени – IX – первая половина VII в. до н.э.). Могильник с каменными ящиками у аула Инжиччукун датируется VIII – VII вв. до н.э. (а может быть, и несколько более ранним временем). К началу раннежелезного века относится поселение у Шханты (Карт-Джурт), два городища у Первомайского. VIII – VI вв. датируются поселения на холмах – Хумаринское и Тамгацикское.

В позднекобанское – скифское время (вторая половина VII – IV вв. до н.э.) формы погребальных сооружений были весьма разнообразны. Это бескурганные захоронения в каменных ящиках (Тамгацик, Исправная), в ямах – овальных, прямоугольных, края которых на поверхности были выложены камнями (Кызыл-Кала, Тамгацик), в сооружениях из камня, каменных плит (Тамгацик, Учкулан). Под курганами мы находим каменные ящики (Домбай), сооружения из досок и булыжников (Дружба). Обнаружены кремационные захоронения, относящиеся к кобанско-скифской эпохе (Карабашево, Кумыш, Терезе, Эшкакон, Тохтамышевский могильник на Бийчесыне). Кроме открытых поселений (селищ) на холмах (Хумара, Тамгацик) известны и городища (например, Дружбинские). Но, возможно, земляные укрепления на Дружбинских городищах были возведены не в скифскую, а в сарматскую эпоху.

К скифскому времени относится женская каменная статуя у Преградной. Таким образом, на территории Карачаево-Черкесии есть памятники всех трех периодов Кобанской культуры.




Погребальный обряд в сарматское время (III в. до н.э. – IV в. н.э) изменился умерших хоронили без курганов и под курганами. Бескурганными были захоронения в продолговатых ямах, стенки которых были обставлены камнями; в грунтовых ямах, покрытых каменными плитами; в каменных ящиках, в каменных гробницах. Известен бескурганный дольменообразный склеп с захоронением этого периода (Кобу-Баши). Под курганами были прямоугольные ямы, стены которых были обложены камнем (Терезе). Костяки лежали вытянуто, на спине. Встречаются перекрещенные голени и деформированные черепа (Адиюх). Ориентировка в основном западная, но есть и другая. Перечисленные захоронения принадлежат местным племенам, в какой-то степени воспринявшим черты сармато-аланского погребального обряда. Но в последние десятилетия на территории Карачаево-Черкесии открыты и захоронения сарматов – впускные подкурганные погребения в Бесленее и возле Хумаринского городища – подбои сарматского времени . На этом же могильнике открыты катакомбы, относящиеся к первым векам новой эры. Эти катакомбы бескурганные. Подкурганные катакомбы находились у селений Учкекен, Терезе, у г. Усть-Джегуты. Они датируются I – II, возможно, I – III вв. н.э. Скальные катакомбы IV – VII вв. н.э. известны у сел. Новая Джегута. Катакомбы сарматского времени на территории Карачаево-Черкесии, оставлены аланами. Поселения capматского периода – открытые (Учкулан, Алибердуковский, Псыж), но есть и укрепленные городища (Дружбинские 1 и 2).

Возникнув в XII в. до н. э. на базе предшествующих культур местных племен, ко­банская культура просуществовала в целом до IV в. до н. э., а в горных районах с различными видоизменениями даже до III в. н. э. Однако наиболее значительных успехов кобанцы достигли в металлургии и обработке металлов, о чем свидетельствуют не только тысячи бронзовых вещей, обнаруженных при раскопках кобанских могильников, но и следы древних шахт и мастерских, а также клады мастеров-литейщиков.

Известны они и в Кабар­дино-Балкарии - в Тырныаузе, в верховьях Малки, близ селе­ний Былым, Хабаз, Бедык, Кызбурун III и Жемтала.

Две тысячи лет продолжалась на Северном Кавказе эпоха бронзы. В конце II – начале I тысячелетия до н. э. (XII— VII вв. до н. э.) в культурно-историческом развитии нашего края происходят важнейшие изменения. Это был переходный период от брон­зового века к раннежелезному, который отмечен небывалым до тех пор взлетом мастерства в обработке цветных металлов. В это время в горной и предгорной части Центрального Кавказа, на территории от Чечено-Ингушетии до верховьев Кубани, процветала Кобанская культура. С XII по VII века до н.э. на северных склонах Кавказа господствовала Кобанская археологическая культура, названная по наименованию аула Верхний Кобан в Северной Осетии, где в 1869 г.был открыт первый курган этой культуры.

Кобанская археологическая культура является преемницей северокавказской культуры. Блестящая и богатая культура, существовавшая на Северном Кавказе в XII-IV вв. до н.э., стала известна в результате раскопок. Она распространена на огромной территории высокогорий, предгорий, и равнин Центрального и Западного Кавказе. Свое название культура получила по месту находки ярких памятников культуры кобанской эпохи бронзового - начала железного века, в с. Верхний Кобан в Осетии. Ее носители занимали пространство от Северного Дагестана на востоке до верховий Урупа на западе.

Кобанцы относятся к коренному субстрату в этногенезе карачаево-балкарцев, ингушей, чеченцев и осетин. Исследователи выделяют три варианта Кобанской культуры: западный (КЧР), Центральный (восточная часть КБР, Северная и Южная Осетия, Ингушетия) и Восточный (Чечня и прилегающая к ней часть Дагестана). Кобанская культура является преемницей северокавказской, что подтверждается в традиционности форм отдельных предметов – кинжалов и булавок, в элементах гончарных изделий, в приемах сооружения погребальных камер. У населения западного варианта культуры отмечается разнообразие погребальных сооружений в т.ч.- типичные каменные ящики из больших плит с каменными выкладками над ним; - бескурганные каменные ящики с комбинированной кладкой стенок из больших и мелких плит, уложенных плашмя; - грунтовые могилы, перекрытые плитами; - гробницы из булыжника; - редко подкурганные каменные ящики. Отдельные находки, а также могильники и поселения характерны для начального этапа раннежелезного века (средний период кобанского времени – IX – первая половина VII в. до н.э.). Могильник с каменными ящиками у аула Инжиччукун датируется VIII – VII вв. до н.э. (а может быть, и несколько более ранним временем). К началу раннежелезного века относится поселение у Шханты (Карт-Джурт), два городища у Первомайского. VIII – VI вв. датируются поселения на холмах – Хумаринское и Тамгацикское.

В позднекобанское – скифское время (вторая половина VII – IV вв. до н.э.) формы погребальных сооружений были весьма разнообразны. Это бескурганные захоронения в каменных ящиках (Тамгацик, Исправная), в ямах – овальных, прямоугольных, края которых на поверхности были выложены камнями (Кызыл-Кала, Тамгацик), в сооружениях из камня, каменных плит (Тамгацик, Учкулан). Под курганами мы находим каменные ящики (Домбай), сооружения из досок и булыжников (Дружба). Обнаружены кремационные захоронения, относящиеся к кобанско-скифской эпохе (Карабашево, Кумыш, Терезе, Эшкакон, Тохтамышевский могильник на Бийчесыне). Кроме открытых поселений (селищ) на холмах (Хумара, Тамгацик) известны и городища (например, Дружбинские). Но, возможно, земляные укрепления на Дружбинских городищах были возведены не в скифскую, а в сарматскую эпоху.

К скифскому времени относится женская каменная статуя у Преградной. Таким образом, на территории Карачаево-Черкесии есть памятники всех трех периодов Кобанской культуры.

Погребальный обряд в сарматское время (III в. до н.э. – IV в. н.э) изменился умерших хоронили без курганов и под курганами. Бескурганными были захоронения в продолговатых ямах, стенки которых были обставлены камнями; в грунтовых ямах, покрытых каменными плитами; в каменных ящиках, в каменных гробницах. Известен бескурганный дольменообразный склеп с захоронением этого периода (Кобу-Баши). Под курганами были прямоугольные ямы, стены которых были обложены камнем (Терезе). Костяки лежали вытянуто, на спине. Встречаются перекрещенные голени и деформированные черепа (Адиюх). Ориентировка в основном западная, но есть и другая. Перечисленные захоронения принадлежат местным племенам, в какой-то степени воспринявшим черты сармато-аланского погребального обряда. Но в последние десятилетия на территории Карачаево-Черкесии открыты и захоронения сарматов – впускные подкурганные погребения в Бесленее и возле Хумаринского городища – подбои сарматского времени . На этом же могильнике открыты катакомбы, относящиеся к первым векам новой эры. Эти катакомбы бескурганные. Подкурганные катакомбы находились у селений Учкекен, Терезе, у г. Усть-Джегуты. Они датируются I – II, возможно, I – III вв. н.э. Скальные катакомбы IV – VII вв. н.э. известны у сел. Новая Джегута. Катакомбы сарматского времени на территории Карачаево-Черкесии, оставлены аланами. Поселения capматского периода – открытые (Учкулан, Алибердуковский, Псыж), но есть и укрепленные городища (Дружбинские 1 и 2).

Возникнув в XII в. до н. э. на базе предшествующих культур местных племен, ко­банская культура просуществовала в целом до IV в. до н. э., а в горных районах с различными видоизменениями даже до III в. н. э. Однако наиболее значительных успехов кобанцы достигли в металлургии и обработке металлов, о чем свидетельствуют не только тысячи бронзовых вещей, обнаруженных при раскопках кобанских могильников, но и следы древних шахт и мастерских, а также клады мастеров-литейщиков.

Известны они и в Кабар­дино-Балкарии - в Тырныаузе, в верховьях Малки, близ селе­ний Былым, Хабаз, Бедык, Кызбурун III и Жемтала.

Бронзовый век на Дону и Северном Кавказе
В бронзовом веке совершенствования металлообработки и гончарного ремесла привело к серьезным изменениям в материальной культуре, хозяйственной и социальной жизни людей. Усовершенствовалось оружие: кроме лука и стрел, появились копья с бронзовыми наконечниками, мечи и кинжалы, праща. Изготовление утвари, оружия и орудий труда привело к началу специализации ремесла. Основными видами занятия населения Приазовья и Северного Кавказа были скотоводство и земледелие (с использованием быков в качестве тягловой силы) , хотя свое значение сохраняли охота и собирательство. Распространяется примитивное ткачество. В хозяйственной деятельности была четко выражена половая специализация: мужчины занимались скотоводством, земледелием и металлургией, а женщины - гончарным и ткацким делом.
Это, в свою очередь, привело к изменениям в социальном строе. Уже к концу бронзового века у большинства народов господствовал отцовский род, хотя на Кавказе оставались сильны некоторые элементы матриархата, включая ведение родства по женской линии. Погребения свидетельствую о наличии полового и социального неравенства. В этот же период возникли и первоначальные формы рабства, источником которого служил, вероятно, плен.
По археологическим данным, люди проживали в небольших поселениях, включавших несколько патриархальных семей, сообща занимавшихся хозяйством. Несколько отцовских родов составляли племя. Существовали и более крупные объединения - союзы племен. Сохранившиеся остатки неукрепленных поселений на плоскости говорят о том, что племена контролировали определенную территорию и защищали ее от набегов соседей.
В эпоху ранней бронзы территория региона была населена носителями различных археологических культур: северо-западную и центральную часть Северного Кавказа занимали племена майкопской культуры, северо-восточную - племена куро-аракской культуры. Обширные степи Приазовья занимали племена ямной культуры. Названия этой и позднейших культур южнороссийских степей бронзового века отражают наиболее распространенную в определенную эпоху конструкцию погребальных сооружений - яма, катакомба и сруб, что соответствует ямной, катакомбной и срубной культурам, последовательно сменявшим друг друга. Другие культуры (майкопская, куро-аракская) названы по территории, где были обнаружены памятники данной культуры (поселения, могильники) .
Эпоха средней бронзы связана со значительными миграциями населения. В начале II тыс. до н. э. Приазовье заселили пришедшие с запада племена катакомбной культуры, широко распространенной от Поволжья до Приднепровья. Местное население было частично уничтожено, оставшаяся его часть была ассимилирована. Так возникли синкретические археологические комплексы. Оседлое население Северного Кавказа представлено в этот период племенами северокавказской (закубанской) и дольменной культур.
В эпоху поздней бронзы на Северном Кавказе появились новые группы населения и произошли значительные сдвиги в его хозяйственной деятельности. Обширные территории степей были заняты племенами срубной культурно-исторической общности (генетически восходящей к ямной культуре) , пришедшими из района Поволжья и относительно быстро перешедшими к оседлому образу жизни. Прочная оседлость характеризует многочисленные племена кобанской и каякентско-хорочоевской культур. В начале I тыс. до н. э. на Нижнем Дону и Прикубанье возник ряд поселений кобяковской культуры, названной по первому открытому поселению - Кобякову городищ (Нижний Дон) .

Заселение Северного Кавказа шло с юга, и этот процесс начался 500-200 тыс. лет назад. Точкой отсчета истории человечества является первобытно-общинный строй.

История человеческого общества делится на три этапа или века:

1. Каменный век: 3 млн — III тыс. до н. э.

2. Бронзовый век: III тыс. до н. э.— нач. I тыс. до н. э.

3. Железный век: начало I тыс. до н. э

Самым древним, продолжительным и трудным периодом истории человечества является каменный век. По технике изготовления каменных орудий труда и другим признакам этот период, в свою очередь, подразделяется на три этапа: 1.Палеолит (древнекаменный век). Он начался 2,5-3 млн лет до н. э. и закончился в XII-X тыс. до н. э.

2. Мезолит (среднекаменный век). Он охватывает период с X до VI тыс. до н. э.

Бронзовый век на Центральном и Северо-Западном Кавказе (майкопская, дольменная и северокавказская культуры).

Племена Майкопской культуры занимались земледелием и животноводством. Лошадь широко использовалась в их хозяйстве. У майкопских племен высокого уровня развития достигли металлургия, в том числе цветная; гончарное производство, ткачество из шерсти и льна. Они широко использовали золото и серебро.У создателей Майкопской культуры широкое развитие получил культ небесных светил - Солнца и Луны.

Дольмены - монументальные погребальные сооружения в виде каменных домиков с плоской или двухскатной крышей, сложенные из тесаных массивных плит или высеченные в скальном массиве. Длина их достигала 4 м, высота - более 2,5 м; составляющие плиты весили более 20 т. Дольмены были настоящим произведением архитектуры. В передней стенке дольменов имелись входные отверстия в виде круглого или прямоугольного проема размером до 40 см; через эти отверстия покойника помещали в камеру, которую закрывали каменной пробкой. Дольменная культура занимала значительную территорию от Таманского полуострова до Абхазии и верховьев реки Кубани. Она сложилась на Западном Кавказе к 2400 г. до н. э. и просуществовала целое тысячелетие до 1400-1300 гг. до н. э.

В конце III тыс. до н. э. на Северном Кавказе происходят важные социально-политические и культурные события. Контакты предков адыгов с переднеазиатски-ми цивилизациями значительно ослабевают. С другой стороны, усиливаются связи со степными племенами (которые начинают проникать сюда), стоявшими на бо лее низком уровне развития, чем предки адыгских племен. Таким образом, постепенно меняется этническая карта Северного Кавказа, который становится объектом агрессии степных кочевых племен. И на этом фоне смешения культур и народов постепенно угасает в прошлом яркая и оригинальная Майкопская культура и вместо нее развиваются Дольменная и Северо-Кавказская культуры. Северо-Кавказская культура занимала огромную территорию. На западе она граничила с Дольменной культурой Прикубанья, а на востоке доходила до предгорий Дагестана.Памятники Северо-Кавказской культуры обнаружены во многих районах нынешней территории Кабардино-Балкарии: в селениях Заюково, Каменномостском, Малке, Этоко, Чегеме, Шалушке, Верхний Акбаш, Кашхатау, гор. Нальчике и т. д.Люди Северо-Кавказской культуры занимались скотоводством и земледелием. Они добывали и обрабатывали цветные металлы. Носители Северо-Кавказской культуры поддерживали тесные связи с соседними племенами - представителями других культур.

На последнем этапе развития Северо-Кавказской культуры внутри нее создаются предпосылки формирования двух других культур - Прикубанской и Кобанской.

На территории нынешнего Краснодарского края, археологами обнаружено около пятидесяти памятников раннего палеолита. Палеолитом принято называть период в истории человечества, когда главным материалом для человека являлся камень. Северо-Западный Кавказ, а это в основном современная территория Кубани, всегда привлекали людей своими природно-географическими условиями, богатством растительного и животного мира. По мнению большинства современных ученых, первобытный человек пришел на территорию Кубани с юга, пройдя по рекам и перевалам Кавказских гор. Это событие произошло более 500 тысяч лет назад. Стоянки времен палеолита обнаружены на территории Черноморского побережья и в предгорьях Кавказа. Основными видами деятельности человека древнекаменного века (палеолита) были собирательство и охота. В период среднекаменного века (мезолита 10 -6 тысяч лет до нашей эры) человек изобретает лук и стрелы, что способствует переходу от коллективной охоты к индивидуальной. Примерно к этому времени относится и появление нового человека (неандертальца). Произошедшее обледенение и общее похолодание способствовали дальнейшему совершенствованию видов охоты .Появление металла (вначале меди) означало существенный скачок в развитии человечества. Кавказ был одним из первых и древнейших очагов выплавки меди, а затем и железа. Изменение климата, усовершенствование орудий труда и деятельность человека, внесли определенные коррективы в ландшафт Кубани. Постепенно ее природно-географический вид стал таким, каким его застали первые русские переселенце

Читайте также: