Этическое измерение в традиции фалсафа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Восточный аристотелизм, восточный перипатетизм (араб. فلسفة ‎ — фальсафа, то есть философия) — средневековая мусульманская философия IX—XII веков, опирающаяся на авторитет Аристотеля.

Одной из особенностей восточного аристотелизма был теоцентризм, что проявлялось в его совмещении с неоплатонизмом. Однако Бог скорее понимался как вечный двигатель, существующий при вечной материи. Критику идей этого направления дал Абу Хамид аль-Газали.

Содержание

Основные черты

Основные представители

Ал-Кинди

  • деятельного — всегда находящегося в актуальном состоянии;
  • потенциального — находящегося в состоянии лишённости;
  • перешедшего в актуальное состояние — находящегося в состоянии обладания, ввиду чего он именуется разумом по обладанию — ал-акл би-л-малака; примером тому может служить врач, сведущий в медицине, но не практикующий;
  • проявляющегося — функционирующего, наподобие практикующего врача.

Эта концепция, которой предшествовала классификация разумов, разработанная Александром Афродисийским: 1) материальный разум; 2) приобретённый разум; 3) деятельный разум, стала первой в ряду аналогичных концепций последующих поколений — фалясифа. Ал-Кинди же принадлежит заслуга введения в фальсафу метода символико-аллегорического толкования Корана.

Аль-Фараби

Описывая эту религию, аль-Фараби впервые вводит в арабо-мусульманскую философию концепцию эманации и деление вещей на бытийно-возможные и бытийно-необходимые.

Рисуемая в идеальной религии картина эманационного происхождения сущего из единого первоначала призвана была служить парадигмой социального устроения общества, руководимого философом-правителем, выполняющим одновременно функцию имама — предводителя религиозной общины.

Ибн Сина

Термином фальсафа (араб. - философия) в средневековой мусульманской литературе обозначали античную философию и учения мыслителей, ориентировавшихся на античные модели философствования.

Специфика фальсафа состояла в том, что она никогда не стремилась стать служанкой религии. От европейской средневековой философии фальсафа отличалась тем, что в области распространения мусульманской религии не сформировалась и не развивалась схоластика, т.е. философия и религия не были соединены друг с другом так, чтобы стоял вопрос о подчиненности одна другой. Фальсафа развивала светскую культуру, без которой невозможно было бы говорить о культуре многочисленных городов, развитии ремесел и искусств, науки и торговли.

О нерасчлененности светской и религиозной власти в Арабском халифате можно говорить лишь до 945 г., когда багдадские халифы уступили реальную власть светским правителям, султанам, оставив за собой лишь высшие религиозные посты. Можно также сказать, что одним из главных последствий такого разделения власти стало то, что авторитеты религиозного знания факихи (мусульманские юристы) и улемы (мусульманские "теологи") - были почти отстранены от прямого участия в государственных делах. Но вместе с тем, они оставались главными идеологами мусульманского общества, строго следившими за чистотой мусульманского мировоззрения. Развитие исполнительной власти потребовало от светских правителей поиска новых помощников и советников, и если главными "чиновниками" стали катибы (секретари), то советниками в основном были философы или научные авторитеты. Поэтому философы в своей деятельности старались изыскивать такие формы и способы изложения, которые бы открыто не противоречили принятым в окружении правителей и общества ценностям и нормам. Более того, для легализации философии и естественных наук они часто предпринимали попытки доказать необходимость их культивирования с помощью самой религии. Поэтому одним из главных в классической арабо-мусульманской философии был вопрос о соотношении философии и религии.

Родоначальником фальсафа считается ал-Кинди, прозванный "Философом арабов". В условиях господства мусульманского мировоззрения он сформулировал главные для всей арабо-мусульманской философии вопросы: рационально-аллегорическое толкование "священных текстов"; отождествление Бога с первопричиной; толкование творения как наделение вещей существованием и как разновидности причинно-следственных отношений и, наконец, как процесса эманации; философская интерпретация проблемы бессмертия индивидуальной души.

О жизни и деятельности ал-Кинди (796/801 - 860/879) имеются весьма скудные сведения. Он знатного происхождения (из Басры), образование получил в Багдаде. Философ был в почёте при халифах ал-Мамуне, ал-Мутасиме и его сыне Ахмеде. Ал-Кинди усердно занимался науками и особенно философией в обстановке противоборства различных религиозных школ и течений, в обстановке широкого распространения мутазилизма. Однако в правление ал-Мутаваккиля (847 - 861) он впал в немилость. Умер в Багдаде.

Основоположником восточного перипатетизма по праву считается Абу Наср ал-Фараби.

Труды ал-Фараби оказали существенное влияние на философские взгляды крупнейшего арабо-мусульманского мыслителя Ибн-Сины (Авиценна).

Пионером перипатетической философии в мусульманской Испании (ал-Андалуз) был Ибн-Баджжа.

Последователь Ибн-Баджжи Ибн-Туфайл (Абубацер), создал учение о социальной робинзонаде.

Ибн-Рушд развивал мысль о единстве философии и религии, при элитарности философского знания и нецелесообразности разглашения его положений перед широкой публикой. Абу ал-Валид Ибн-Рушд - Аверроэс, пожалуй, более чем кто-либо другой из арабо-мусульманских философов привлекает внимание представителей не только философии, но религии и культуры.

Ибн-Халдун критически относился к учениям восточных перипатетиков и весьма отрицательно относился к деятельности мутакаллимов. Вряд ли его можно причислить и к суфиям. Его почти не интересовали классические проблемы космологии и первой философии. Сферой его научных и философских интересов была история.

Фалсафа ( فَلْسَفَةٌ ‎‎ араб. — философия) — философия мусульманского средневековья, ориентированная на античные модели. Отдавая должное Платону и другим древнегреческим мыслителям, представители фалсафа главным достижением философской мысли считали учение Аристотеля.
На раннем этапе развития фалсафа встретила сопротивление многих мусульманских мыслителей, считавших, что античная философия противоречит исламу. Но первые мусульманские философы (фаласифа) активно пропо-ведовали эти воззрения, используя для защиты своего мнения философский инструментарий — доказательные рассуждения, логику. Это противопоставляло философию теологии (каламу) и ее поборникам — мутакаллимам, также толкующим догмы ислама, основываясь на разуме, но подтверждение этому подходу изыскивающим в Коране, подвергая стихи Священной Книги символико-аллегорическому толкованию и, следовательно, не обращаясь к чужому знанию. Однако со временем и калам подвергся значительному влиянию философии.

Наступление суннитского мира привело к упадку мусульманской эллинистической философии, признанной несовместимой с ортодоксальным исламом, а последователи исламских философов, во избежание гонений и нападок, старались не подрывать сомнениями основ мусульманского вероучения, что привело к отходу от античной мысли и оформлению новой мусульманской философии.

ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

С 12–13 вв. происходит сближение фалсафы с другими философскими течениями мусульманского средневековья. Синтез фалсафы с каламом воплотился в творчестве Фах̱р ад-Дӣна ар-Ра̄зӣ, aт̣-Т̣ӯcӣ, ал-Иджӣ и ат-Тафтаза̄нӣ; а с суфизмом – в ишракизме-иллюминативизме ас-Сухравардӣ, впоследствии сочетавшемся с вуджудизмом-онтомонизмом (учением о единстве бытия) Ибн Арабӣ.

Под воздействием фалсафы развивалась средневековая иудейская философия. Именно благодаря латинским переводам арабских комментаторов аристотелевская философия, ранее пребывавшая в забвении, обрела известность на латинском Западе. Заметное влияние на философию европейского средневековья и эпохи Возрождения оказывали и оригинальные труды представителей фалсафы, особенно Ибн Сӣны и Ибн Рушда, с именами которых связаны такие течения, как авиценнизирующий августинизм и латинский аверроизм.

1. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966;

2. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия Средневековья и классическая традиция. М, 1979;

3. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979;

4. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995;

5. Ibrahim Т., Sagadeev A. Classical Islamic Philosophy. M., 1990;

Читайте также: