Классицизм в балете кратко

Обновлено: 04.07.2024

Хореографическая культура эпохи Классицизма

Хореографическая культура эпохи Классицизма

Классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве,

важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения.

Общая характеристика культуры эпохи классицизма

Общие эстетические принципы классицизма

Использование форм и образцов античного искусства для выражения современных общественно эстетических взглядов, тяготение к возвышенным темам и жанрам, к логичности и ясности образов, провозглашение гармоничного идеала человеческой личности.

Классицизм – стиль во всём блеске и законченности сформировавшийся в

эпоху правления Людовика XIV (1643–1715). Это не был придворный стиль в узком смысле слова, но стиль, в свете которого власть хотела предстать остальному миру, демонстрируя величие Франции. Это было искусство, должное являть образец человека и гражданина подданным великого короля.

2. Танцевальные сюиты XVII – начала XVIII века

. Танцевальные сюиты XVII – начала XVIII века.

Сюита (франц. suite, буквально — ряд, последовательность), одна из основных циклических форм танцевального искусства. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом.

Классический тип старинной танцевальной сюиты сложился в творчестве И

Фробергера в середине 17 в. Она состоит из 4 танцев: умеренно быстрой аллеманды быстрой куранты медленной сарабанды стремительной жиги

3. Значительное развитие форм бальных танцев

Куранта – придворный танец, итальянского происхождения. Во Франции в эпоху классицизма куранта исполнялась в трехдольном тактовом размере, характер оживленный. Композиционный рисунок обычно шел по овалу или квадрату. Танец состоял из скользящих шагов, па ассамбле без прыжка, подъемов на полупальцы или па гальярды. Также характерными были и движения рук – к левой ноге выносилась правая рука, с отдельным движением кисти и наоборот.

Жига – салонный танец конца 17 века, явившийся своего рода этапом в

развитии салонных танцевальных форм. Ее танцевали одна или две пары, причем в течение всего танца исполнители не соединяли рук. В жиге кавалер и дама исполняли одни и те же движения, только начинали с разных ног. Дама в течение всего танца поддерживала руками края платья. У кавалера руки были отведены от корпуса, плавно и невысоко поднимаясь и опускаясь, они сопровождали движение ног.

Гавот – популярный придворный танец, жеманный и манерный

Исполнялся, как правило, одной парой. Основными движениями гавота стали: па шассе, па балянсе, па глиссад, па ассамбле, па жете, па амбуатэ. Гавот был введен Ж.Б. Люлли в оперу и балет. Полонез – в 17 веке это танец привилегированных классов. Шаг полонеза изящный и легкий, сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. Танец требовал стройности осанки и горделивости. Им открывались придворные балы и танцевальные вечера.

Менуэт – общепризнанный образец салонного танцевального искусства

Танец королей и король танцев. Менуэт был создан при короле Людовике и пришел на смену паване и куранте. Для него характерны были вычерчивание на полу рисунка и своеобразное положение рук и танцующих, что является свидетельством основных черт этого первого салонного танца французской школы. Основные черты исполнения менуэта: чрезвычайная чопорность церемонность торжественность плавность шага непрерывность движений

Полонез

4. Жанр оперы-балета, соединивший достижения итальянской оперы и

французской хореографической культуры.

Опера-балет – это музыкально-сценический жанр, в котором действие раскрывается средствами вокального и хореографического искусств. Танцы в операх-балетах либо служат фоном действия, сопровождая вокальные эпизоды, либо образуют самостоятельные сцены, дополняющие и развивающие действие вокальных эпизодов. Пение и танцы в опере-балете равноправны, хотя в отдельных конкретных произведениях может быть перевес в ту или иную сторону.

Оперы-балеты появляются во французском музыкальном театре в конце 17

Комедия - балет

Ж.-Б Мольер как создатель данного жанра

5. Основание Королевской Академии танца (1661 г.) и Королевской

Академии музыки (1671 г.).

Совет учителей танца возглавлял директор, первым из которых был П


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (60):

Тема 15-хореографическое искусство ХVII в..doc

Тема 15. Хореографическое искусство в эпоху классицизма ХVII века

Классицизм – ведущее направление во французском искусстве. Влияние театра классицизма на тематику, стиль и манеру исполнения, на композиции балетных представлений. Роль слова в балетах ХVII в. Появление артистов-профессионалов и их участие в придворных спектаклях.

Разнообразие жанров балетного театра. Постепенное изменение классового состава зрителей балетных представлений.

Основание Королевской Академии танца (1669). Канонизация существующих бытовых танцев. Подготовка преподавателей танца. Создание новых танцев и фигур на основании использования народной танцевальной культуры. Деятельность Бошана в Академии.

В основе сюиты - медленные и величавые, быстрые и веселые, изящные и стремительные танцы. Позднее в сюиту вошли более новые танцы – гавот, бурре и самый модный в ХVIII в. менуэт, которые заняли место между сарабандой и жигой.

Значение постоянного театра для развития и популяризации профессионального балетного искусства.

Особенности балетного театра Франции ХVII в.: отсутствие чистого жанра балета, черты условности, придворной галантности в исполнительском искусстве. Появление придворных представлений и празднеств, напоминающих французские придворные спектакли в Бельгии, Дании, Швеции, Нидерландах.

Экономический, политический и культурный подъем России в конце ХVII – первой половине ХVIII вв., превращение ее в могущественную державу.

Роль реформаторской деятельности Петра 1 в изменении бытового уклада русского дворянства. Значение ассамблей в распространении бальных (менуэт, англез) и национальных (польских и др.) танцев, проникновение в эти танцы элементов придворного этикета (реверансы, церемониальный выход и пр.). Участие первых женщин-танцовщиц.

Роль танца в системе образования в петербургском Шляхетном корпусе и последующая организация на его базе первой профессиональной балетной школы (1738). Деятельность Ж.-Б.Ланде и А.Фоссано, содействовавших знакомству с традициями французской и итальянской балетных школ . Первые русские танцовщики – А.Сергеев и А.Нестеров.

Гастроли итальянской оперной труппы Ф.Арайя, участие в них русских исполнителей. Балетные интермедии и дивертисменты в оперных и драматических спектаклях как единственно распространенные в этот период формы хореографического представления.

 (279x437, 19Kb)

Мэдии_Лав все записи автора
БАЛЕТ (от франц. balleto и лат. ballo – танцую), имеет два значения:
1. Вид театрально-музыкального искусства, в котором художественный образ создается
с помощью хореографии, танцевально-пластического языка. 2. Балетный спектакль.

Профессиональный Балет, высшая ступень хореографии (от греч. choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в 15–16 вв. Балет – синтетическое искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой – либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д.

Балет многообразен:
сюжетный – классический повествовательный многоактный балет, драмбалет;
бессюжетный – балет-симфония,балет-настроение, миниатюра.
По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным.
20 в. принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет.

История балета в эпоху Возрождения, барокко и классицизма.
Особенно интенсивно процесс театрализации танца происходил в Италии, где уже в 14–15 вв. появились первые танцмейстеры и на основе народного танца сформировался танец бальный, придворный. В Испании сюжетную танцевальную сценку называли мореской (мавританская пляска), в Англии – маской. В середине 16 – начале 17 вв. возник фигурный, изобразительный танец, организованный по типу составления геометрических фигур (балло-фигурато). Известен Балет турчанок, исполненный в 1615 при дворе герцогов Медичи во Флоренции. В изобразительном танце принимают участие мифологические и аллегорические персонажи.
С начала 16 в. известны конные балеты, в которых всадники гарцевали на лошадях под музыку, пение и декламацию (Турнир ветров, 1608, Битва красоты, 1616, Флоренция). Истоки конного балета ведут к рыцарским турнирам средневековья. Первый балетный спектакль, объединивший музыку, слово, танец и пантомиму, Цирцея, или комедийный балет королевы, был поставлен при дворе Екатерины Медичи (Париж) итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо в 1581.

Балет, как вид придворных развлечений, зародившийся при дворах итальянских монархов в эпоху Возрождения, уже в следующем столетии достиг своего высшего развития во Франции.

На протяжении первой половины XVII века во Франции и ряде других стран ставились спектакли, называемые балетами. Это были пьесы с пением и диалогами, где танцы не всегда имели преобладающее значение.

До конца XVI века участниками придворных балетов были исключительно придворные дамы и кавалеры. Затем картина меняется. Если во главе балета танцует принцесса и балет несёт её имя, танцуют придворные дамы, а мужские роли исполняются только профессионалами – баладенами.

Участвовали в этих балетах поэты, музыканты, адвокаты.

бальными. Эти танцы совершенно особые, специально для него сочинённые прославленными профессиональными хореографами.

исполнялся на сцене, приподнятой над

залом и отдалённой от него рампой. Это новшество открыло перед исполнителями более широкие возможности для движения, танцоры стали лучше видны зрителям. Кардинал Ришелье, умер в 1642 году, и ему не довелось увидеть, как балет переместился из дворцовых залов в театры, куда был открыт доступ для богатых людей, принадлежавших не только к классу дворянства. Этот переворот произошёл между 1660 и 1670 гг., и в это время же уже начал создаваться профессиональный театр.

Во Франции в XVII веке произошёл подлинный переворот: балет поднялся на уровень профессионального искусства и надолго

соединил свою судьбу с оперой. Объединение театральных жанров оперы и балета утвердилось в творчестве итальянского композитора Жана Батиста Люлли. Свою блестящую карьеру он начал в Париже как танцовщик. Его партнёром бывал сам король – 15-летний Людовик XIV.

В школе танца сложились строгие правила классического балета. Балетные танцы разделились на сольные и массовые. Уже в операх Люлли танцы были самостоятельными эпизодами.

В XVII веке появился новый жанр – комедия-балет). Его основателем был Жан Батист Мольер, великий французский драматург, актёр, режиссёр. Он оригинально соединил музыку, танец и действие, внёс в жанр комедиибалета глубокую содержательность.

Балет-комедия: актёры играли комедию, но в конце каждого акта вставлялась танцевальная сцена, являвшаяся составной частью всего драматического действия. Это единство прослеживается в лирической и музыкальной трагедии, где танцевальные сцены превращаются в дивертисменты.

Классицизм. В XVII-XVIII веках во Франции балет испытывал воздействие классицизма, требующего подчинения искусства строжайшим эстетическим нормам, продиктованными рационалистической философией этой эпохи.

В ту пору балет только начал формироваться, поэтому развитие происходило замедленно, по сравнению с литературой и драматическим

театром. Балетные спектакли долго сохраняли черты, присущие стилю барокко: тяжеловесность, громоздкость, изобилие декоративных деталей; в них отсутствовали композиционная целостность и стилистическое единство. Костюмы отличались крайней условностью. Современные модные туалеты сочетались с фантастическими одеяниями аллегорических персонажей. Балетный спектакль представлял собой помпезное зрелище с быстрой сменой декораций, полётами, превращениями, фонтанами и фейерверками.

Мужчины закрывали лицо маской, костюм был

сходным с костюмом актёров классической трагедии: огромный парик с локонами, кираса из золотой материи, башмаки на высоких красных

каблуках; женщины – обычный придворный костюм с традиционным

По мере развития балета, черты барочного театра постепенно исчезают, устанавливаются правила, регламентирующие тематику и форму балетного спектакля. Балет становится на путь выработки чётких и стойких канонов. К концу XVII века, согласно эстетике классицизма, балет разделяется на жанры: серьёзный (или трагический), где использовались преимущественно сюжеты классических трагедий; характерный (комический) – на сюжеты из крестьянской жизни, и полухарактерный – на пасторальные сюжеты.

Во второй половине XVII века балетмейстер П. Бошан разрабатывает пять позиций, которые легли в основу системы классического танца.

Хореографическая культура Франции эпохи Просвещения и Романтизма

Эпоха Просвещения ознаменовалась примечательным

Мари-Ани Камарго и Мари Сале. Этот перечень продолжается

В отличие от неё исполнение Салле было более поэтичным и она нередко шла против традиций: отказалась от обычного для балерин в то время стесняющего движения одеяния с фижмами, укоротила юбки.

Потом она вообще стала танцевать в греческом пеплуме, с волосами, распущенными как в лирическом балете-пантомиме и отказалась от виртуозности исполнения ради самой виртуозности.


Реформу балета осуществили Жан Жорж Новерр, Гаспаро Анджьолини и частично Франц Гильфердинг.

Однако среди хореографов нашлось два человека, которые в эпоху глубоких социальных преобразований конца XVIII века, потрясавших

общество, сумели внести новшества в действенный балет, как в смысле средств выразительных, так и языка.

Одним из них был француз Жан Доберваль. Внимание хореографов всегда было обращено в область мифологии или к миру фантастики и легенд. Доберваль обращается к

современной ему жизни, привнося даже некоторую долю иронии.

В 30-е годы XIX века достигло своего расцвета новое художественное направление в искусстве – романтизм.

Почти все романтические балеты строились одинаково. В них противопоставлялись два мира – мир реальный и мир фантастический, мир мечты. Наиболее последовательно и полно романтическое направление проявилось во французском балете.

Ж. Шнейцхоффер. Этот балет Тальони сочинил для своей дочери, знаменитой балерины Марии Тальони.

Сильфида – дух воздуха – была гостьей на земле, её воздушность балетмейстер подчёркивал в танце: в нём преобладали прыжки, парения на сцене. Стремясь создать впечатление невесомости, героиня едва касалась сцены кончиками пальцев. Так утверждался танец на пальцах, каким мы его знаем сейчас. Однако тогда не было специальной обуви и танцовщице приходилось приподниматься на кончики собственных пальцев в мягких балетных туфлях.

Читайте также: