Европейская культура 19 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme, от ср. - век. romant - роман) - идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства. В Германии романтизм сложился на рубеже XVIII - XIX вв. и получил наибольшее развитие в первой четверти XIX в. Во Франции, где были сильны традиции классицизма, формирование романтизма особенно в театральном искусстве длилось дольше. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей XVIII в. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому: нередко идеализировали его, стремились создать универсальную картину мира (прежде всего, в области истории и литературы). Своего расцвета романтизм достиг в 20 – 30-е годы XIX в. Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763-1885), Генрих фон Клейст (1777-1811). Вершиной романтизма стало творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822)

Гениальным испанским живописцем-романтиком был Франциско Гойя (1746-1828). Его искусство отличалось смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией и социально направленным гротеском.

Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями. Это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810-1856), французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803-1869), венгерский композитор, пианист, дирижер Ференц Лист (1811-1886), композитор и пианист Фридерик Шопен (1810-1849)

Реализм утверждается в 30 - 40-е гг. XIX в., наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм в литературе и искусстве - это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Писатели и художники обратились к действительности во всех ее проявлениях, обличая стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Во Франции в 30-40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью такие, как Оноре де Бальзак (1799-1830), написавший 95-томную "Человеческую комедию", Виктор Гюго (1802-1885), автор романов "Собор Парижской богоматери", "Девяносто третий год", "Отверженные" и др., а также Гюстав Флобер (1821 -1880), автор романов "Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо"; Проспер Мериме (1803-1870) - мастер новелл ("Матео Фальконе", "Коломба", "Кармен"), автор пьес, исторических хроник ("Хроника времен Карла IX"). В 30-40-е годы реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс (1812-1870). Вершиной реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. стало творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901). В знаменитых операх 1850-х гг. "Риголетто", Трубадур", "Травиата" простой выразительностью музыкального языка Верди удалось глубоко постичь внутренний мир героев. Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе (1838 - 1875) - автора опер "Искатели жемчуга", "Песидская красавица", "Джамиле". Опера "Кармен", признанная вершиной французской реалистической оперы, вошла в репертуар многих театров мира.

В конце XIX в. реалистическое направление в английской литературе было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867-1938), Джорджа Бернарда Шоу (1856-1950) и Герберта Джорджа Уэллса (1866-194б).

В архитектуре XIX в. романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30-40-х годах XIX в. вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. Начиная с конца 30-х годов XIX в., классицизм постепенно себя изживал. Начинался период эклектики в архитектуре, длившийся до конца XIX в. и прошедший несколько этапов: 30-60-е гг. - увлечение готикой, итальянским ренессансом, а затем барокко и рококо. В 70-90-х гг. главным становится техническая и функциональная целесообразность: строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки, доходные дома, театрально-зрелищные сооружения. В архитектуре в последней трети XIX в. новый тип инженерных конструкций, не пожелавших рядиться в маскарадные одеяния, нашел свое выражение в таких сооружениях, как знаменитая железная башня, построенная инженером А. Г. Эйфелем (1832 - 1923) в Париже для Всемирной выставки 1889 г.

С реализмом как стилем художественного творчества тесно связан НАТУРАЛИЗМ.

Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-х гг. 19 в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 - 1908).

В конце XIX - начале XX вв. в Европе сложилось новое направление в искусстве - СИМВОЛИЗМ. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844-1896), Стефан Малларме (1842 398), Артур Рембо (1854 - 1891).

Под влиянием представителей живописи критического реализм (Курбе, Домье) сложилось новое направление в искусстве - ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. Impression - впечатление). Его история сравнительно кратковременна - всeгo12 лет (от первой выставки картин, 1874, до восьмой, 1886 г.). Импрессионизм представлен в творчестве таких художников как Клод Моне (1840-1926), Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917), Камиль Писсаро (1830-1903).

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в ПОСТИМПРЕССИОНИЗМЕ. Яркими представителями этого направления были три художника: французы П. Сезанн, В. Ван-Гог и П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние.

XX век в Европе - время интенсивного поиска новых форм и возможностей. Но, часто кажущееся новым, оказывается основательно забытым старым. Пожалуй, лишь первые три десятилетия нашего столетия открыли абсолютно новые направления в художественной культуре. Одно из главных - авангардизм. Его значимость - в призыве к полному обновлению художественных форм и выразительных средств, в полном отказе от каких-либо художественных традиций. Причем нередко авангардисты начинали вполне традиционно, а лишь испытав все существующие приемы и формы, уходили от них. Это произошло и с П. Пикассо (1881-1973), который успел испробовать самые разные способы самовыражения в искусстве (реализм, кубизм, абстракционизм), и с С. Дали (1904-1988), который, пройдя через серьезный основательный реалистический период, нашел себя в направлении, которое теперь мы называем сюрреализмом - основа этого авангардистского направления в умении и стремлении реально и точно показать совершенно нереальное, невозможное.

Несомненный интерес представляет экспрессионизм, сформировавшийся в начале века в Германии и призывавший к отражению в произведениях искусства не явлений и предметов реальной действительности, а чувств и переживаний автора в максимально соответствующей им форме. Естественно, что единых правил здесь быть не могло, так как всякий раз ощущения и переживания имеют разную основу, а следовательно - и форму фиксации. Группой художников-экспрессионистов "Голубой всадник" руководил В. Кандинский.

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

Работа содержит 1 файл

Культура Европы 19.doc

Культура Европы 19-20 века.

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

Рубеж XIX-XX вв. характеризуется серьезными изменениями культуры. Именно в этот период происходят решающие исторические события, совершаются невероятные научные открытия, осуществляются на практике смелые технические замыслы, создаются бессмертные произведения искусства.

Образование. Вплоть до XX в. население в мире в целом оставалось неграмотным. Большинство людей не умело даже читать и писать. Только в высокоразвитых странах Западной Европы, охваченных индустриализацией, наблюдался заметный прогресс. В XIX в., особенно во второй половине, началось широкое распространение образования. Это стало возможным благодаря тому, что общество стало богаче и возросло материальное благополучие людей. Кроме того, индустриальная цивилизация нуждалась в квалифицированных рабочих. Поэтому государство стало уделять больше внимания вопросам образования и начало переход ко всеобщему обязательному обучению. В Великобритании закон об обязательном образовании всех детей до 12 лет был принят в 1870 г., во Франции — в 1882 г.

В некоторых европейских странах переход ко всеобщему начальному образованию начался еще раньше. В лютеранской Швеции, например, в 1686 г. был принят закон, обязывавший главу семейства обучать грамоте своих детей и даже слуг. И закон этот выполнялся неукоснительно. Ведь важнейшей обязанностью лютеранина было самостоятельное чтение Библии. Даже жениться нельзя было до тех пор, пока молодые люди не овладевали чтением. Неудивительно, что к концу XVIII в. шведское население было самым грамотным в Европе. Однако закон об обязательном начальном обучении был принят лишь в 1880-х гг.

К концу XIX в. число грамотных среди мужчин в Западной Европе достигло 90 %. Во многих городах открывались университеты. Однако высшее образование было доступным не для всех. Оно по-прежнему оставалось элитарным. Для детей из богатых семей создавались средние школы, из которых открывалась прямая дорога в высшие учебные заведения.

19 в. часто называют веком науки. Под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о строении материи, пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле.

Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках.

В 1869 году Менделеев сформулировал периодический закон химических элементов, который установил зависимость между их атомными весами. А теперь с помощью междисциплинарных исследований, было открыто внутреннее строение атома, выявившее связь между порядковым номером элемента и числом электронов в слоях оболочки атома.

Связь науки с практикой. Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни ученые разрабатывали идеи в какой-либо отрасли науки. Другие проверяли их в лабораториях при институтах и университетах. В ходе таких экспериментов выявлялись пути практического применения того или иного научного открытия. Так, например, произошло с изучением электричества.

1916 г.- теория относительности А. Эйнштейна

Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями.

В биологии появились теории клеточного строения Т. Шванна, генетической наследственности Г. Менделя. Опираясь на них Т. Морган и А. Вейсман, создали основы генетики. Основываясь на исследованиях в области физиологии, И.П. Павлов разработал теорию условных рефлексов.

Достижения в области химии и биологии дали толчок развитию медицины. В арсенале врачей появились новые лекарственные препарат и инструменты. Стали применяться аспирин, пирамидон, был изобретен статоскоп и рентгеновские лучи. 1899 г. – появление

Учение Дарвина. Важнейшим достижением науки XIX в. было создание теории эволюции видов путем естественного отбора. Свое завершенное воплощение она нашла в учении Чарльза Дарвина, оказавшего огромное влияние на формирование новой картины мира. То, что нам кажется вполне очевидным, не было столь очевидным в середине XIX в. Большинство людей в Европе и Северной Америке в то время верили в библейские рассказы о сотворении мира за четыре тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Верили в то, что Бог по отдельности создал каждое растение и животное, в том числе человека. Все это противоречило новейшим научным открытиям, было несовместимым с данными геологов, которые исчисляли возраст Земли миллионами лет. Рушилась привычная картина мира. Религия требовала, чтобы верили в одно, а разум подсказывал другое.

Развитие транспорта. Решающие изменения в жизни Европы внесло создание парового транспорта. Пароходы постепенно вытеснили парусные суда. С 1822 г. их начали строить из железа, а с 80-х гг.— из стали. Настоящую революцию в транспорте произвело изобретение паровоза (1814) и строительство железных дорог, начавшееся в 1825 г. В 1830 г. общая длина железнодорожных линий в мире составляла всего 300 км. К 1917 г. она достигла 1 млн 146 тыс. км.

На рубеже XIX — XX вв., после создания двигателя внутреннего сгорания, возникли новые виды транспорта — автомобильный и воздушный. Вначале самолеты имели чисто спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле. 1885 г. - первый рейс автомобиля

Средства связи. Во второй половине XIX в. произошла революция в средствах связи. На протяжении многих столетий люди связывались друг с другом с помощью писем. На флоте и в сухопутной армии — с помощью сигнальных флажков, световых или каких-либо других условных знаков. Развитие промышленности и торговли требовало более совершенных средств передачи информации. Научные открытия в области электричества и магнетизма сполна удовлетворили эту потребность.

Триумфальное шествие науки сильно изменило жизнь людей. Телеграф, телефон, железные дороги и пароходы, автомобили, а позднее и самолеты сократили расстояния, сделали мир внезапно тесным. Но человек дурно воспользовался дарами науки. Блестящие открытия ослепили его. С помощью науки разрабатывались самые совершенные методы уничтожения. Власть над природой вела к постепенному уничтожению окружающей среды. Правда, человек в то время еще не осознавал этого.

Культура Европы рубежа ХІХ-ХХ веков

Культура Европы рубежа ХІХ-ХХ веков основана на пред­принимательстве, бизнесе деловитости. В культуре этого пе­риода произошли серьезные изменения:

• происходят решающие исторические события (буржу­азная революция 1905 г. в России, Первая мировая война и др.);

• совершаются невероятные научные открытия (ген ста­новится главным понятием современной биологии, квант ста­новится ключевой категорией физики);

• осуществляются на практике смелые технические за­мыслы (полет человека в космос и др.);

• европейский тип культуры охватывает Америку, Авст­ралию, другие страны и континенты.

Вот наиболее значимые достижения культуры этого пе­риода:

1880 г. — начало применения железобетона в качестве строительного материала;

1885 г. — Даймлер и Бенц построили и запустили первый автомобиль;

1890 г. — К.Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;

1895 г. — изобретение кинематографа (братья Люмьер);

1896 г. — открытие естественной радиоактивности.

Отказ от классического мышления в науке и искусстве, поиски нового современного пути развития цивилизации по­родили в культуре XX века не только оптимизм. На протяже­нии всего XX века писатели, художники, философы, публи­цисты говорили о загнивании западной культуры, о прибли­жении катастрофы и даже гибели культуры. Чем были выз­наны такие пророчества?

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Конец XIX в. и начало нашего века ознаменовались многими важными открытиями в науке. Эти отвечали потребностям капиталистической промышленности. Дальнейший рост техники был возможен в основном лишь в результате прогресса научных знаний. Вместе с тем успехи в области естественных наук приводили к ломке старых представлений о мире.

Важные открытия были сделаны в области физики. В 1865 г. английский ученый Д. Максвелл проник в природу электромагнитных явлений и создал теорию электромагнитного поля. Позже она нашла подтверждение в экспериментах немецкого физика Г. Герца, а затем русского физика П. Н. Лебедева. Над вопросами практического применения электромагнитных волн долгое время работал русский исследователь А. С. Попов.

исследователи А. С. Попов и Мария Склодовская-Кюри

7 мая 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он демонстрировал созданный им прибор, явившийся первой в мире радиостанцией. Это был день рождения радио, которое в дальнейшем внедрилось в практику: стало средством связи, вошло в быт людей и в военное дело. А. С. Попов открыл новую страницу в научно-техническом развитии, стал основателем радиотехники.

Развивая теорию электромагнитного поля, созданную Максвеллом, голландский физик Г. Лоренц и английский физик Дж. Дж. Томсон заложили основы электронной теории.

В 1895 г. немецкий ученый В. Рентген открыл особого рода излучение - икс-лучи, получившие большое практическое применение, в особенности в медицине и металлургии, и вошедшие в науку под названием рентгеновских.

В момент открытия ни Рентген, ни кто другой не знали, что эти невидимые лучи подобны световым, но только обладают гораздо меньшей длиной волны. Тогда никто также не догадывался, что они возникают при торможении быстро летящих электронов.

В 1896 г. французский физик А. Беккерель обнаружил, что уран и его соединения испускают какие-то особые невидимые лучи. Однако урановые лучи по своим свойствам отличались от икс-лучей.

И на этот раз ученые сначала не отдавали себе полного отчета в происхождении обнаруженных излучений. Было лишь ясно, что микромир подает о себе весть. Начинался новый этап в развитии физики.

Исследованием урановых лучей занялась наряду с другими учеными Мария Склодовская-Кюри. Вместе со своим мужем Пьером Кюри - крупнейшим французским физиком - она открыла естественную радиоактивность, оказалось, что атомы наиболее тяжелых химических элементов, имеющих в периодической системе порядковые номера свыше 83, беспрерывно разрушаются. Последующие исследования английского физика Э. Резер-форда, датчанина Н. Бора и других дали возможность углубить наши представления о строении атома.

В области химии огромным событием было открытие русским ученым Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов. Последующее развитие современного учения о веществе блестяще его подтвердило.

Конец XIX в. был периодом раскрытия органического мира. Ряд русских ученых - В. О. Ковалевский, И. М. Сеченов, К. А, Тимирязев и другие творчески развивали и углубляли учения.

И. П. Павлов разработал материалистическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека. Он доказал, что в основе их поведения лежат материальные, физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Важные открытия произошли в астрономии. Достижения физики и химии привели к новым методам изучения космоса. Благодаря этому астрономия накопила множество новых сведений о движении небесных светил, о их физической природе и химическом составе, о галактиках и туманностях.

Дальнейшие исследования в области физики, астрономии, химии и биологии подтвердили представление марксизма о природе, доказали глубокую научность марксистского мировоззрения.

Состояние просвещения, его классовый характер

В связи с развитием техники капиталистическое производство требовало от рабочих определенных технических знаний. Поэтому вместе с техническим прогрессом буржуазия вынуждена была пойти на известное расширение народного образования. К этому же ее побуждали требования профессиональных и политических организаций рабочего класса. В начальной школе капиталистических стран занятия ведутся по очень ограниченному учебному плану и программам, которые не позволяют продолжать образование в средней, а затем и в высшей школе. В то же время создаются привилегированные учебные заведения для детей имущих классов, открывающие дорогу к высшему образованию. Поэтому в капиталистических государствах отсутствует единая система просвещения.

Школа в буржуазном государстве является орудием воспитания подрастающего поколения в духе вражды к идеям социализма и коммунизма. В качестве воспитателей на помощь буржуазии приходят служители церкви. Кроме того, наряду с государственными школами существуют частные, среди которых немалое место занимают церковные школы, в особенности в католических странах.

Для девочек, как правило, были отдельные школы с пониженными требованиями, с более ограниченной программой.

В США созданы особые школы для детей негров, которые по объему даваемых знаний стоят гораздо ниже школ для белых.

Между тем дальнейшее развитие промышленности, торговли, банковской системы требовало хорошо подготовленных служащих и специалистов. Поэтому в ряде стран появились школы, дающие необходимое профессиональное образование.

Империализм и усиление реакции в области идеологии

Империализм, по словам В. И. Ленина, это реакция по всей линии. После поражения Парижской коммуны реакция усилилась не только во идеологии, внутренней и внешней политике правящих классов, но и в области идеологии и культуры. Предчувствуя решающие схватки с пролетариатом, монополистическая буржуазия стремилась укрепить свое господство, полнее подчинив своему идеологическому влиянию широчайшие народные массы. Она всячески культивировала и распространяла реакционные идеи. Все делалось для отвлечения масс от революционной борьбы против капиталистического гнета.

Наиболее реакционную и агрессивную позицию занимал другой философ-идеалист немец Фридрих Ницше. Он рассматривал мир как бессмысленную игру особых мистических сил. Мир, по его мнению, непознаваем.

Кризис буржуазной культуры

Эти элементы выражены у различных представителей декадентства в весьма многообразных сочетаниях.

Декаденты-символисты уходили от реальной действительно, заявляя что объектом изображения является мир потусторонний, воплощенный в символах. Они нередко подменяли содержание художественного произведения любованием изящной формой, отказывались от грамматических норм общенародного языка, вводили необычные слова и литературные обороты.

Футуризм, кубизм и другие течения, продолжением которых ныне является новейший абстракционизм, заменяли в искусстве образы и идеи хаосом линий, красок, какофонией звуков и слов, лишенных всякого смысла. Их творчество отрывалось от жизненной правды и от реальной действительности . Абстракционизм, часто именуемый на Западе в наши дни новым течением в искусстве, на самом деле достаточно стар. Он зародился лет семьдесят тому назад, на заре империалистической эпохи, эпохи загнивания капиталистического общества.

Как художественное течение импрессионизм возник во Франции в борьбе с процветавшей в годы Второй империи салонной живописью. Новое течение отвергало парадные и развлекательные сюжеты. Вместо этого импрессионисты обращались к новым, непосредственно взятым из жизни темам, которые в то время не считались предметом искусства.

  1. Клод Моне,
  2. Эдуард Манэ,
  3. Огюст Ренуар и
  4. Винцент Ван-Гог.

Множество литературных и художественных течений, типичных для конца XIX - начала XX в., говорило не о расцвете искусства, а о тех колебаниях и исканиях, которые имели место в духовной жизни общества того времени.

Реализм в литературе

Подлинные художники-реалисты все чаще становились выразителями протеста широких народных масс против империализма, рупором усиливающихся демократических настроений среди интеллигенции. Писатели-реалисты направляют свой талант на правдивое и смелое изображение капиталистической действительности и изобличение присущих ей пороков. Вот почему реализм второй половины XIX - начала XX в. получил название критического .

  1. Ги де Мопассан,
  2. Эмиль Золя,
  3. Анатоль Франс,
  4. Ромен Роллан,
  5. Генрих Манн,
  6. Джон Голсуорси,
  7. Бернард Шоу,
  8. Марк Твен,
  9. Теодор Драйзер и другие.
  • подавление человеческой личности,
  • роскошь эксплуататоров и
  • нищету трудящихся масс.
  • милитаризма и войн и
  • были едины в суровом осуждении пороков и ограниченности буржуазного общества.

Анатоль Франс - Бернард Шоу - Ромен Роллан

Крупнейшие реалисты XX в., как бы дополняя друг друга, рисуют широкое полотно жизни обреченного буржуазного общества.

В странах Востока, вопреки политике колонизаторов, направленной на подавление национальной культуры, росло стремление к ее возрождению.

Лу Синь Рабиндранат Тагор

На рубеже XIX-XX вв. в Индии появляется поэт и писатель Рабиндранат Тагор (1861 -1941), получивший всемирное признание. Его творчество обширно и многообразно- романы, повести, пьесы, рассказы, стихи, поэмы. В образах своих героев писатель выражал настроения индий-( кой интеллигенции, протест против произвола колонизаторов, тирании феодалов и феодально-патриархальной морали. Творчество Тагора оставило глубокий след в индийской литературе.

Зачатки пролетарской литературы

Постепенное нарастание сил пролетариата и распространение социалистических идей способствовали созданию и развитию литературы нового типа.

Распространение социалистической идеологии.

Борьба Маркса, Энгельса, Ленина против всех видов оппортунизма за чистоту марксистской теории имела всемирно-историческое значение. В конце XIX - начале XX в. происходит широчайшее проникновение марксизма в массы рабочего класса. О распространении социалистических идей свидетельствуют созданные во многих странах в конце XIX в. массовые социалистические партии.

Несмотря на ожесточенное сопротивление носителей буржуазной идеологии, социалистические идеи завоевывали все новых и новых сторонников. Они привлекали к себе своей научной основой, дающей возможность не только ориентироваться в сложной, полной противоречий обстановке капиталистического общества, но и предвидеть, как будут развиваться события, увидеть контуры предстоящих поворотов истории, будущего коммунистического общества. Социалисты создали свою ежедневную прессу, культурно-просветительные организации.

В связи с усилившимся влиянием социалистического мировоззрения заметных успехов достиг научный атеизм. Все шире внедрялись научные взгляды на природу и общество.

Успехи науки во второй половине XIX и начале XX в. привели к завершению в основных чертах научной картины строения и развития мира - без бога, без вмешательства сверхъестественных сил. Развитие естествознания вело к торжеству материалистического мировоззрения.

Мировое значение русской науки, литературы и искусства.

  • Менделеев,
  • Тимирязев,
  • Сеченов,
  • Павлов.

К. А. Тимирязев в области эволюционного учения.

Убежденный материалист И. И. Мечников, вынужденный из-за преследований царского правительства покинуть Россию, возглавил одну из лабораторий всемирно известного Пастеровского института. Он прославился замечательными работами об иммунитете. Еще более значительной была в развитии науки роль И. П. Павлова.

Русская культура конца XIX - начала XX в. дала миру замечательные сокровища.

Россия в то время быстро шла к революции. Происходивший в стране общедемократический подъем создал поразительно благоприятную почву для расцвета литературы и искусства, отстаивающих народные интересы. Русская культура прониклась пафосом борьбы за свободу, разум и счастье для всех людей без различия расы, языка и веры. Все лучшее в русской литературе и искусстве, развивавшееся в связи с революционной борьбой, оказало могучее влияние далеко за пределами нашей Родины.

  • Тургенев,
  • Достоевский,
  • Чехов и другие русские писатели

также оказали огромное влияние на творчество ряда представителей западной литературы. Бернард Шоу черпал вдохновение в произведениях Чехова.

Рождение новой, пролетарской литературы связано с именем Горького - основоположника социалистического реализма. Наряду с изображением бурного политического развития России Горький показал революционное развитие личности, превращение рядового труженика в сознательного борца. Горьким впервые был создан высокохудожественный образ рабочего, борющегося под руководством марксистско-ленинской партии против царизма и капитализма. Появление в литературе революционного пролетария обогащало мировую литературу новыми художественными принципами.

Русский театр был украшением русской культуры. С его сцены раздавалось взволнованное, согретое огнем вдохновения, передовое слово, зовущее к преобразованию мира.

  • Репина,
  • Сурикова,
  • Перова,
  • Крамского,
  • Васнецова и других.

В отличие от импрессионистов русские художники нашли в обстановке предреволюционной России и большие общественные темы, и подлинно народное содержание.

  • Чайковский,
  • Римский-Корсаков,
  • Мусоргский и другие.

Ленинизм - высшее достижение мировой культуры

К началу XX в. в Россию переместился центр международного революционного движения. Россия становится источником передовых общественных идей.

Вполне закономерно, что после смерти Маркса и Энгельса именно в России марксизм получил дальнейшее творческое развитие в гениальных трудах В. И. Ленина.

  • научного коммунизма,
  • философии,
  • политической экономии.

Они являют пример творческого марксизма. Учение Маркса и Ленина составляет высшее достижение человеческой мысли.

Первая мировая война углубила кризис буржуазной культуры. У миллионов людей порожденная капитализмом кровавая бойня и хозяйственная разруха подрывали веру в разумность капиталистических порядков. Под влиянием измены руководителей II Интернационала и его краха сознательные рабочие стали отходить от реформизма.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции усилила проникновение идей марксизма-ленинизма в широчайшие народные массы и в передовую культуру.

Добавить комментарий


Today 07.03.2022 13:58:24
✔5-03-1795г - Договор Базель - Пруссии заканчивается войну с Францией ✔5-03-1824г - Британия официально объявить войну Бирме.

Читайте также: