Сцепление с периферийным расположением пружин кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сцепление автомобиля ГАЗ-5312— однодисковое с периферийными нажимными пружинами, механическим приводом вы­ключения и гасителем крутильных коле­баний. Ведущую часть сцепления состав­ляют кожух 10 (рис. 12.3, a) и нажимной диск 4. Крутящий момент от маховика 1 двигателя передается через болты крепле­ния кожуху 10 сцепления. В три прямо­угольные прорези кожуха плотно входят обработанные приливы чугунного нажим­ного диска 4, передающие вращение от маховика через кожух нажимному диску сцепления.

Ведомой частью сцепления является ведомый диск 3. Ступица 25 ведомого диска надета на шлицы ведущего вала короб­ки передач, через вторые крутящий момент от двигателя передается трансмиссии автомобиля. С ведомым диском ступица соединена пружинами 26 и упор­ными пальцами 24. Опорой для переднего конца ведущего вала служит шарикопод­шипник, расположенный в выточке фланца коленчатого вала. Тонкий стальной

ведомый диск 3 сцепления сделан разрешим, С обеих сторон к нему приклепаны коль­цевые фрикционные накладки из прессо­ванной асбестовой крошки для увеличения трения между дисками при включенном сцеплении.

Ведомый диск зажат между ведущим диском и шлифованной поверхностью маховика при помощи двенадцати пружин 15, под которые со стороны ведущего диска подложены теплоизоляционные шай­бы. Назначение этих шайб — предотвра­тить уменьшение упругости пружин при их нагревании в случае пробуксовывания дис­ков.

Три оттяжных рычага 11 выключения сцепления установлены в вилках 9 на осях, вращающихся в игольчатых под­шипниках. Вилки 9 шарнирно закреплены в кожухе 10 на пружинах регулировоч­ными гайками 8 с конусной поверхностью. Шарнирное крепление вилок оттяжных рычагов к кожуху сцепления объясняет­ся тем, что при включении сцепления вилка вместе с оттяжным рычагом сме­щается, так как верхний конец рычага перемещается по прямой линии вместе с приливом нажимного диска. В картере сцепления закреплен шаровой палец 14, на котором размещена вилка 22

выключения сцепления. К раме прикреплен кронштейн 18, в котором на втулках уста­новлен валик 20 педали 21 сцепления. При выключении сцепления водитель нажимает ногой на педаль 21, которая через рычаг 17 привода и регулировочную тягу 16 вилкой 22 выключения сцепления перемещает вперед муфту 12 выключения сцепления. Последняя пажи мает через подшипник 13 на внутренние концы оттяжных рычагов //, отводящих нажимной диск 4 от ведомого диска Л, вследствие чего прекращается передача крутящего момента от двигателя к коробке передач, а нога водителя воспринимает силу сжатых пружин 15.

Шарикоподшипник 13 муфты 12 выклю­чения сцепления обеспечивает снижение трения и износа рычагов 11. При выклю­чении сцепления переднее кольцо под­шипника вращается вместе с оттяжны­ми рычагами. Момент трения в гасителе создается стальными регулировочными шайбами и фрикционными паронитовыми кольцами. Масленка 7 колпачкового типа, установленная в картере 2 сцепления, служит для смазывания муфты выключе­ния сцепления и ее подшипника 13. При повороте колпачка масло из масленки поступает к муфте по гибкому шлангу. Для полного выключения сцепления между торцом подшипника 13 муфты 12 и головками оттяжных рычагов 11 во вклю­ченном сцеплении имеется зазор, который по мере износа накладок ведомого диска постепенно уменьшается и чтобы избежать частых регулировок этот зазор делают за­ведомо большим (3. 4 мм).

Зазор регулируют, изменяя регулировоч­ной гайкой длину тяги 16. Все детали сцепления расположены внутри алюминие­вого литого картера 2, нижняя съемная половина которого изготовлена из стали.

Сцепление автомобиля ГАЗ-6611отли­чается от сцепления автомобиля ГАЗ-5312 наличием гидравлического привода (рис. 12.3, б). Педаль 49 сцепления, главный цилиндр 48 с рычагами и тягами со­ставляют отдельный блок, прикрепляемый болтами к кабине водителя. Тягой 28 педаль сцепления, удерживаемая в крайнем заднем положении пружиной 29, соединена с рычагом 34. К рычагу при­креплен толкатель 44 главного цилиндра 48.




Трубопровод 50, а также гибкий шланг 51 соединяют главный цилиндр с рабочим цилиндром 40. В корпусе рабочего цилинд­ра 40, закрепленного на картере сцеп­ления, находится поршень 41 с уплотнительной манжетой. Пружина 39 постоян­но отжимает вилку выключения сцепле­ния 35, толкатель 38 и поршень 41 в крайние передние положения.

При нажатии на педаль сцепления уси­лие передается поршню главного цилинд­ра через тягу 28, рычаг 34 и толкатель 44. Поршень, перемещаясь вперед и пере­крывая компенсационное отверстие А, вытесняет жидкость в рабочий цилиндр 40. Поршень 41 рабочего цилиндра через толкатель воздействует на внешний конец вилки выключения, поворачивая ее вокруг шаровой опоры. Внутренний конец вилки через муфту 12 выключения сцепления и оттяжные рычаги 11 отводит нажимной диск 4, выключая сцепление. При отпускании педали сцепления под действием пружи­ны поршень 46 главного цилиндра возвра­щается в исходное положение, причем в его рабочей полости создается разреже­ние. Жидкость, заполнившая полость за поршнем, из резервуара через перепускное отверстие 5 и через отверстие в головке поршня перетекает в рабочую полость ци­линдра, отжимая стальную шайбу и кром­ку внутренней манжеты. Когда под дейст­вием пружин сцепления все детали вернутся в исходное положение и произой­дет включение сцепления, жидкость из ра­бочего цилиндра 40 вытеснится в главный цилиндр 48, а избыточное ее количество через компенсационное отверстие А посту­пит в бачок 27 через шланг 30,

В правильно отрегулированном приводе сцепления зазор между подшипником муф­ты выключения сцепления и концами оттяжных рычагов составляет 2 мм, сво­бодный ход конца выключающей вилки в этом случае равен 4. 5 мм, а свобод­ный ход педали 32. 44 мм.



Рис. 12.3. Сцепление и его привод:

а - сцепление автомобиля ГАЗ-5312; б - привод сцепления автомобиля ГАЗ-6611; 1—маховик; 2—картер сцепления; 3—ведомый диск; 4—нажим­ной диск; 5, 6 и 13—подшипники; 7—масленка; 8—регулировочная гайка; 9—опорная вилка; 10— кожух сцепления; 11—оттяжной рычаг; 12—муфта выключения сцепления; 14—шаровой палец; 15 — нажимная пружина; 16—регулировочная тяга; 17--рычаг привода; 18—кронштейн педали сцепления; 19—пружина педали сцепления; 20—валик педали сцепления; 21 — педаль сцепления; 22—вилка выклю­чения сцепления; 23—пружина вилки выключения сцепления; 24—упорный палец; 25—ступица ведо­мого диска; 26—пружина гасителя крутильных колебаний; 27—бачок; 28—тяга; 29—оттяжная пру­жина педалей; 30—соединительный шланг; 31 — кронштейн крепления педали сцепления; 32— крон­штейн промежуточных рычагов; 33—подшипник; 34—промежуточный рычаг; 35—вилка выключения; 36—регулировочная гайка; 37—контргайка; 38 — толкатель; 39—оттяжная пружина вилки; 40— корпус цилиндра; 41 — поршень; 42—колпачок пере­пускного клапана; 43—выключатель сигнализатора включения стояночной тормозной системы; 44—тол­катель главного цилиндра; 45—защитный колпак; 46—поршень; 47 — манжета; 48—главный цилиндр; 49—педаль; 50 и 52—трубопроводы; 51 — гибкий шланг; А - компенсационное отверстие; Б—пере­пускное отверстие

Сцепление автомобиля ГАЗ-5312— однодисковое с периферийными нажимными пружинами, механическим приводом вы­ключения и гасителем крутильных коле­баний. Ведущую часть сцепления состав­ляют кожух 10 (рис. 12.3, a) и нажимной диск 4. Крутящий момент от маховика 1 двигателя передается через болты крепле­ния кожуху 10 сцепления. В три прямо­угольные прорези кожуха плотно входят обработанные приливы чугунного нажим­ного диска 4, передающие вращение от маховика через кожух нажимному диску сцепления.

Ведомой частью сцепления является ведомый диск 3. Ступица 25 ведомого диска надета на шлицы ведущего вала короб­ки передач, через вторые крутящий момент от двигателя передается трансмиссии автомобиля. С ведомым диском ступица соединена пружинами 26 и упор­ными пальцами 24. Опорой для переднего конца ведущего вала служит шарикопод­шипник, расположенный в выточке фланца коленчатого вала. Тонкий стальной

ведомый диск 3 сцепления сделан разрешим, С обеих сторон к нему приклепаны коль­цевые фрикционные накладки из прессо­ванной асбестовой крошки для увеличения трения между дисками при включенном сцеплении.

Ведомый диск зажат между ведущим диском и шлифованной поверхностью маховика при помощи двенадцати пружин 15, под которые со стороны ведущего диска подложены теплоизоляционные шай­бы. Назначение этих шайб — предотвра­тить уменьшение упругости пружин при их нагревании в случае пробуксовывания дис­ков.

Три оттяжных рычага 11 выключения сцепления установлены в вилках 9 на осях, вращающихся в игольчатых под­шипниках. Вилки 9 шарнирно закреплены в кожухе 10 на пружинах регулировоч­ными гайками 8 с конусной поверхностью. Шарнирное крепление вилок оттяжных рычагов к кожуху сцепления объясняет­ся тем, что при включении сцепления вилка вместе с оттяжным рычагом сме­щается, так как верхний конец рычага перемещается по прямой линии вместе с приливом нажимного диска. В картере сцепления закреплен шаровой палец 14, на котором размещена вилка 22

выключения сцепления. К раме прикреплен кронштейн 18, в котором на втулках уста­новлен валик 20 педали 21 сцепления. При выключении сцепления водитель нажимает ногой на педаль 21, которая через рычаг 17 привода и регулировочную тягу 16 вилкой 22 выключения сцепления перемещает вперед муфту 12 выключения сцепления. Последняя пажи мает через подшипник 13 на внутренние концы оттяжных рычагов //, отводящих нажимной диск 4 от ведомого диска Л, вследствие чего прекращается передача крутящего момента от двигателя к коробке передач, а нога водителя воспринимает силу сжатых пружин 15.

Шарикоподшипник 13 муфты 12 выклю­чения сцепления обеспечивает снижение трения и износа рычагов 11. При выклю­чении сцепления переднее кольцо под­шипника вращается вместе с оттяжны­ми рычагами. Момент трения в гасителе создается стальными регулировочными шайбами и фрикционными паронитовыми кольцами. Масленка 7 колпачкового типа, установленная в картере 2 сцепления, служит для смазывания муфты выключе­ния сцепления и ее подшипника 13. При повороте колпачка масло из масленки поступает к муфте по гибкому шлангу. Для полного выключения сцепления между торцом подшипника 13 муфты 12 и головками оттяжных рычагов 11 во вклю­ченном сцеплении имеется зазор, который по мере износа накладок ведомого диска постепенно уменьшается и чтобы избежать частых регулировок этот зазор делают за­ведомо большим (3. 4 мм).

Зазор регулируют, изменяя регулировоч­ной гайкой длину тяги 16. Все детали сцепления расположены внутри алюминие­вого литого картера 2, нижняя съемная половина которого изготовлена из стали.

Сцепление автомобиля ГАЗ-6611отли­чается от сцепления автомобиля ГАЗ-5312 наличием гидравлического привода (рис. 12.3, б). Педаль 49 сцепления, главный цилиндр 48 с рычагами и тягами со­ставляют отдельный блок, прикрепляемый болтами к кабине водителя. Тягой 28 педаль сцепления, удерживаемая в крайнем заднем положении пружиной 29, соединена с рычагом 34. К рычагу при­креплен толкатель 44 главного цилиндра 48.

Трубопровод 50, а также гибкий шланг 51 соединяют главный цилиндр с рабочим цилиндром 40. В корпусе рабочего цилинд­ра 40, закрепленного на картере сцеп­ления, находится поршень 41 с уплотнительной манжетой. Пружина 39 постоян­но отжимает вилку выключения сцепле­ния 35, толкатель 38 и поршень 41 в крайние передние положения.

При нажатии на педаль сцепления уси­лие передается поршню главного цилинд­ра через тягу 28, рычаг 34 и толкатель 44. Поршень, перемещаясь вперед и пере­крывая компенсационное отверстие А, вытесняет жидкость в рабочий цилиндр 40. Поршень 41 рабочего цилиндра через толкатель воздействует на внешний конец вилки выключения, поворачивая ее вокруг шаровой опоры. Внутренний конец вилки через муфту 12 выключения сцепления и оттяжные рычаги 11 отводит нажимной диск 4, выключая сцепление. При отпускании педали сцепления под действием пружи­ны поршень 46 главного цилиндра возвра­щается в исходное положение, причем в его рабочей полости создается разреже­ние. Жидкость, заполнившая полость за поршнем, из резервуара через перепускное отверстие 5 и через отверстие в головке поршня перетекает в рабочую полость ци­линдра, отжимая стальную шайбу и кром­ку внутренней манжеты. Когда под дейст­вием пружин сцепления все детали вернутся в исходное положение и произой­дет включение сцепления, жидкость из ра­бочего цилиндра 40 вытеснится в главный цилиндр 48, а избыточное ее количество через компенсационное отверстие А посту­пит в бачок 27 через шланг 30,

В правильно отрегулированном приводе сцепления зазор между подшипником муф­ты выключения сцепления и концами оттяжных рычагов составляет 2 мм, сво­бодный ход конца выключающей вилки в этом случае равен 4. 5 мм, а свобод­ный ход педали 32. 44 мм.



Рис. 12.3. Сцепление и его привод:

а - сцепление автомобиля ГАЗ-5312; б - привод сцепления автомобиля ГАЗ-6611; 1—маховик; 2—картер сцепления; 3—ведомый диск; 4—нажим­ной диск; 5, 6 и 13—подшипники; 7—масленка; 8—регулировочная гайка; 9—опорная вилка; 10— кожух сцепления; 11—оттяжной рычаг; 12—муфта выключения сцепления; 14—шаровой палец; 15 — нажимная пружина; 16—регулировочная тяга; 17--рычаг привода; 18—кронштейн педали сцепления; 19—пружина педали сцепления; 20—валик педали сцепления; 21 — педаль сцепления; 22—вилка выклю­чения сцепления; 23—пружина вилки выключения сцепления; 24—упорный палец; 25—ступица ведо­мого диска; 26—пружина гасителя крутильных колебаний; 27—бачок; 28—тяга; 29—оттяжная пру­жина педалей; 30—соединительный шланг; 31 — кронштейн крепления педали сцепления; 32— крон­штейн промежуточных рычагов; 33—подшипник; 34—промежуточный рычаг; 35—вилка выключения; 36—регулировочная гайка; 37—контргайка; 38 — толкатель; 39—оттяжная пружина вилки; 40— корпус цилиндра; 41 — поршень; 42—колпачок пере­пускного клапана; 43—выключатель сигнализатора включения стояночной тормозной системы; 44—тол­катель главного цилиндра; 45—защитный колпак; 46—поршень; 47 — манжета; 48—главный цилиндр; 49—педаль; 50 и 52—трубопроводы; 51 — гибкий шланг; А - компенсационное отверстие; Б—пере­пускное отверстие

Конструкция сцепления

Устройство сцепления:

а — в сборе; б — детали; 1 — картер сцепления; 2— опорная втулка вала вилки выключения сцепления; 3 — вилка выключения сцепления; 4 — подшипник выключения сцепления; 5 — ведомый диск; 6 — первичный вал коробки передач; 7— маховик; 8 — нажимной диск; 9— болт крепления сцепления к маховику; 10 — кожух сцепления; 11 — нажимная пружина; 12 — подшипник первичного вала; 13 — втулка вала вилки выключения сцепления; 14 — оттяжная пружина рычага вилки выключения сцепления; 15 — рычаг вилки выключения сцепления; 16 — ступица ведомого диска; 17 — фрикционные накладки; 18 — пружина демпфера; 19— пластина, соединяющая кожух сцепления с нажимным диском; 20 — опорные кольца нажимной пружины; 21 — муфта подшипника выключения сцепления; 22 — соединительная пружина вилки и муфты подшипника выключения сцепления.

Применение диафрагменной пружины (нелинейная характеристика) дает возможность затрачивать меньше усилия для выключения, чем спиральные цилиндрические (линейная характеристика) пружины. При износе деталей сцепления нажимное усилие цилиндрических пружин заметно падает, в то время как у конструкции с диафрагменной пружиной оно может даже несколько возрасти, обеспечивая надежную передачу крутящего момента. Кроме этого, сцепление с диафрагменной пружиной проще, имеет в семь раз меньше деталей и меньшие габаритные размеры.
Для обеспечения плавности включения сцепления ведомые диски делают разрезными или пластинчатыми. К пластинам, изогнутым в разные стороны, с обеих сторон прикрепляют фрикционные накладки. Это обеспечивает в свободном состоянии зазор между накладками (1—2 мм). Уменьшение зазора между накладками в процессе включения сцепления обуславливает плавность соприкосновения трущихся поверхностей и возрастание силы трения.
Для предотвращения передачи угловых колебаний от двигателя на в&ты трансмиссии в конструкции сцепления предусмотрен гаситель крутильных колебаний (демпфер). Пружины демпфера обеспечивают упругую связь ведомого диска сцепления с его ступицей.

Сцепление с периферийным расположением пружин ГАЗ 3110

Сцепление с периферийным расположением пружин

Сцепление с периферийным расположением пружин ГАЗ 3110


1 – верхняя часть картера сцепления;
2 – вилка выключения сцепления;
3 – шаровой палец;
4 – нижняя часть картера сцепления;
5 – грязезащитный чехол;

Девять комплектов нажимных пружин 6 и 7 установлены между кожухом 24 сцепления и нажимным диском 15. Каждый комплект состоит из двух пружин 6 и 7, вставленных одна в другую с противоположным направлением витков.

Картер сцепления состоит из двух частей и отлит из алюминиевого сплава. Верхняя часть картера сцепления крепится к блоку цилиндров шестью болтами разной длины, а нижняя часть 4 – четырьмя болтами к верхней.

Нажимной диск 15 соединен с кожухом 24 шарнирно через узлы отжимных рычагов 19.

Ведомый диск 18 состоит из ступицы с гасителем крутильных колебаний и диска с фрикционными накладками 20, которые приклепаны к пластинчатым пружинам диска алюминиевыми заклепками с обеих сторон.

Привод выключения сцепления аналогичен приводу выключения сцепления с диафрагменной пружиной.

Подшипник 22 выключения сцепления закрытого типа и не требует смазки в процессе эксплуатации. Он напрессован на муфту 23 выключения сцепления.

Предельно допустимые величины и регулировочные размеры см. на стр. 78.


Устройство и работа однодисковых сцеплений с периферийными пружинами

Сцепление автомобиля ГАЗ -53А. На автомобиле ГАЗ -53А установлено одно-дисковое сцепление с периферийными нажимными пружинами, механическим приводом его выключения и гасителем крутильных колебаний. Ведущую часть сцепления составляют маховик, кожух и нажимной диск. Крутящий момент от маховика двигателя передается через болты крепления кожуху сцепления. В три прямоугольные прорези плотно входят обработанные приливы чугунного нажимного диска, передающие вращение от маховика через кожух нажимному диску сцепления.

Ведомой частью сцепления является ведомый диск. Ступица ведомого диска надета на шлицы первичного вала коробки передач, через которые крутящий момент от двигателя передается трансмиссии автомобиля. С ведомым диском ступица соединена пружинами и пальцами-ограничителями. Опорой для переднего конца первичного вала служит шарикоподшипник, расположенный в выточке фланца коленчатого вала. Тонкий стальной ведомый диск сцепления сделан разрезным. С обеих сторон к нему приклепаны кольцевые фрикционные накладки из прессованной асбестовой крошки для увеличения трения между дисками при включенном сцеплении.

Сцепление должно плавно включаться при постепенном отпускании педали, поэтому его ведомый диск состоит из стального диска и шести приклепанных к нему волнистых пружинных пластин. Одна из фрикционных накладок (передняя) приклепана непосредственно к диску, а другая (задняя) — к пластинам. При включении сцепления пружинные пластины постепенно выпрямляются и сила трения между ведомым диском и рабочими поверхностями ведущего диска и маховика плавно увеличивается.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:


Рис. 1. Сцепления: а — сцепление автомобиля ГАЗ -53А; б — привод сцепления автомобиля ГАЗ -66; А — компенсационное отверстие; Б — перепускное отверстие; 1 — маховик; 2 — картер сцепления; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 и 6 — подшипники; 7 — масленка; 8 — опорная вилка; 9 — регулировочная гайка; 10 — кожух сцепления; 11 — рычаг выключения сцепления; 12 — муфта выключения сцепления; 13 — подшипник; 14 — шаровой палец; 15 — нажимная пружина; 16 — регулировочная тяга; 17 — рычаг привода; 18 — кронштейн педалей сцепления и тормоза; 19 — пружина педали сцепления; 20 — валик педалей сцепления и тормоза; 21 — педаль сцепления; 22 — вилка выключения сцепления; 23 — пружина вилки выключения сцепления; 24 — палец-ограничитель; 25 — ступица ведомого диска; 26 — пружина гасителя крутильных колебаний; 27 — передний кронштейн; 28 — пробка; 29 — главный цилиндр; 30 — защитный колпак; 31 — задний кронштейн; 32 — эксцентриковый болт; 33 — промежуточный рычаг; 34 — тяга; 35 — толкатель; 36 — поршень; 37 — манжета; 38 — оттяжная пружина; 39 и 41 — металлические трубки; 40 и 42 — гибкие шланги; 43 резиновый колпачок; 44 — поршень; 45 — рабочий цилиндр; 46 — толкатель

Ведомый диск зажат между ведущим диском и шлифованной поверхностью маховика при помощи двенадцати пружин, под которые со стороны ведущего диска подложены теплоизоляционные шайбы. Назначение этих шайб — предотвратить уменьшение упругости пружин при их нагреве в случае пробуксовки дисков. Отбортовки отверстий кожуха и цилиндрические бобышки ведущего диска центрированы пружинами.

Три рычага выключения сцепления установлены в опорных вилках на осях, вращающихся в игольчатых подшипниках. Опорные вилки шарнирно закреплены в кожухе на пружинах регулировочными гайками с конусной поверхностью. Шарнирное крепление вилок рычагов к кожуху сцепления объясняется тем, что при включении сцепления опорной вилке вместе с рычагом приходится смещаться, так как верхний конец рычага перемещается по прямой линии вместе с приливом нажимного диска, В картере сцепления закреплен шаровой палец, на котором установлена вилка выключения сцепления. К раме прикреплен кронштейн, в котором на втулках установлен валик педали сцепления. При выключении сцепления водитель нажимает ногой на педаль, которая через рычаг привода и регулировочную тягу вилкой выключения сцепления перемещает вперед муфту. Последняя нажимает через подшипник на внутренние концы рычагов, отводящих нажимной диск от ведомого диска. Вследствие этого прекращается передача крутящего момента от двигателя к коробке передач, а нога водителя воспринимает силу сжатых пружин.

Шарикоподшипник муфты выключения сцепления служит для уменьшения трения и износа рычагов. При включении сцепления переднее кольцо подшипника вращается вместе с рычагами. Момент трения в гасителе создается стальными регулировочными шайбами и фрикционными паронитовыми кольцами. Масленка колпачкового типа, установленная в картере сцепления, служит для смазки муфты выключения сцепления и ее шарикоподшипника. При повороте колпачка масло из масленки поступает к муфте по гибкому шлангу.

Для полного включения сцепления необходимо, чтобы зазор между торцом шарикоподшипника муфты и головками рычагов во включенном сцеплении был равен 3—4 мм. Зазор регулируют, изменяя длину тяги регулировочной гайкой. Все детали сцепления расположены внутри алюминиевого литого картера, нижняя съемная половина которого изготовлена из стали.

Сцепление автомобиля ГАЗ -66. От сцепления автомобиля ГАЗ -53А данное сцепление отличается наличием гидропривода механизма его выключения. Педаль сцепления, главный цилиндр с рычагами и тягами составляют отдельный блок, прикрепляемый болтами к кабине водителя. Тягой педаль сцепления, удерживаемая в крайнем заднем положении пружиной, соединена с рычагом. К рычагу регулировочным эксцентриковым болтом прикреплен толкатель главного цилиндра, выполненного в одной отливке с главным цилиндром тормозной системы. Оба цилиндра имеют общий резервуар для рабочей жидкости, однако нижняя часть резервуара разделена ребром на две части, чтобы неисправность одной системы не влияла на работу другой.

При нажатии на педаль сцепления усилие передается поршню главного цилиндра через тягу, рычаг и толкатель. Поршень, перемещаясь вперед и перекрывая компенсационное отверстие А, вытесняет жидкость в рабочий цилиндр. Поршень рабочего цилиндра через толкатель воздействует на внешний конец вилки выключения, повертывая ее вокруг шаровой опоры. Внутренний конец вилки через муфту выключения сцепления и отжимные рычаги отводит нажимный диск, выключая сцепление. При отпускании педали сцепления под действием пружины поршень главного цилиндра возвращается в исходное положение, причем в его рабочей полости создается разрежение. Жидкость из резервуара через перепускное отверстие Б и отверстия в головке поршня перетекает в рабочую полость цилиндра, отжимая стальную шайбу и кромку внутренней манжеты. Когда под действием пружин сцепления все детали вернутся в исходное положение и произойдет включение сцепления, жидкость из рабочего цилиндра вытеснится в главный цилиндр, а ее излишки через компенсационное отверстие А поступят в резервуар.


Рис. 2. Однодисковое сцепление автомобиля ЗИЛ -130: а — общий вид; б — втулка с пластиной; 1— нажимной диск; 2 и 19 — пластины; 3 — картер; 4 — пружина; 5 — кожух; 6 — упорный шарикоподшипник; 7 и 10 — вилки; 8 — рычаг выключения сцепления; 9 — гайка; 11 и 12 — оси; 13 — игольчатый подшипник; 14 — ведомый диск; 15 — ступица; 16 — пружина гасителя крутильных колебаний; 17 соединительный болт; 18 — втулка

В правильно отрегулированном приводе сцепления зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра равен 0,5— 1,5 мм, а между подшипником муфты выключения сцепления и концами выключающих рычагов 2 мм. Свободный ход конца выключающей вилки в этом случае составляет 2,5—3 мм, а свободный ход педали 30—37 мм.

Сцепление автомобиля ЗИЛ -130. Устанавливаемое на автомобиле ЗИЛ -130 сцепление аналогично сцеплению автомобиля ГАЭ -53А, но отличается числом рычагов выключения (четыре) и нажимных пружин (шестнадцать). Кроме того, передача крутящего момента от кожуха к нажимному диску осуществлена через четыре пары пружинных пластин. Каждая пара пластин одним концом приклепана к кожуху, а другим соединена с нажимным диском болтом (рис. 117, б) и специальной втулкой, имеющей прямоугольную форму в месте посадки ее в пластину. Такая конструкция при включении и выключении сцепления позволяет нажимному диску перемещаться вдоль первичного вала, в то время как кожух и нажимной диск жестко соединены.

Сцепление имеет гаситель крутильных колебаний с восемью пружинами, установленными в прямоугольных вырезах ведомого диска.

Читайте также: