Бессознательное по адлеру кратко

Обновлено: 08.07.2024

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Альфред Адлер: новый взгляд на бессознательное

Индивидуальная психология

Особенность индивидуальной психологии в том, что она рассматривает человека как конгломерат или суперпозицию — в основном, если это касается проблем, бессознательных и сознательных, связанных с идентификацией и паттернами. Сегодня мы понимаем, что это позиция очень близка к пониманию личности в нейрофизиологии. Сумма паттернов или идентификаций — это сумма сознательных и бессознательных движущих сил, лежащих в основе каждого из нас, которая определяет, о чем будет думать и чем будет увлечен человек. Как и при сложении разнонаправленных векторов, суммой является только одно направление в каждый момент времени, а если вносится дополнительная переменная, стимул, то сумма векторов смещается.

Альфред Адлер стоял у истоков развития темы бессознательного в психологии, но не был так популяризирован, как Зигмунд Фрейд. Идеи Альфреда часто шли в противоречии с идеями Фрейда. На этом поприще у них возникла довольно обширная дискуссия, которая послужила толчком для развития сразу двух течений. В основе психоанализа и индивидуальной психологии лежали научные методы, и целью обоих течений было добиться истины любой ценой, но пути подхода к задаче у Фрейда и Адлера сильно отличались. Индивидуальная психология была чрезвычайно популярна с двадцатых по сороковые годы прошлого столетия, и оказала огромное влияние на формирование неофрейдизма.

  • Интеллект - развивая эрудицию, разум;
  • Планирование - создавая собственные ценности и идеалы;
  • Самоанализ - работая над своими комплексами неполноценности и стремлением к власти
  • Саморазвитие - работая над тщеславием и честолюбием (вытекающими из неполноценности и стремления к власти);
  • Саморазвитие - развивая в себе твердость и стремление к сотрудничеству.

Расхождения во взглядах с Зигмундом Фрейдом и генезис индивидуальной психологии

Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться.

Страх Фрейда заключался в том, что молодой эрудированный Альфред Адлер не просто опередил его, но и вышел на новый уровень понимания проблем бессознательного. Хотя сам Фрейд и признавал, что боится, природу своего страха он объяснял тем, что не хочет распространения ошибочных теорий. Но наиболее вероятной кажется другая версия — что он боялся разрешения своей репутации, так как более молодой психоаналитик смог найти более глубокое и убедительное доказательство, чем лежащие в основе теории Фрейда постулаты о фиксированности на сексуальности.

Понимание человека в индивидуальной психологии радикально отличается от того, что принято в теории психоанализа. Основное отличие состоит в отношении к человеку не как к жертве, пассивно и бережно хранящей свой жизненный опыт, а как к социальному лицу, способному на активные действия, которое может при должной сноровке творить свое настоящее и в некоторой степени даже будущее. Как справедливо заметили Элленберг, Фрейнберг и Фэйдимен [1,2], ни Юнг, ни Адлер фактически никогда не являлись учениками Фрейда, так как были уже сформировавшимся профессионалами со своими устоявшимися взглядами. Когда эти люди встретились с Фрейдом и начали работать с ним, они уже имели частично или полностью сформированное понимание своих теорий. Альфреду Адлеру на тот момент было 32 года, и скорее всего его взгляды были уже сформированы. С оговорками о взаимном влиянии друг на друга, спустя значительное время, заблуждения Юнга о том, что Юнг и Адлер были учениками Фрейда, были преодолены [3], и сегодня мы можем вполне оправданно дистанцировать этих трех замечательных деятелей психологии друг от друга.

Формирование опыта и результат

Адлера часто называют одним из самых выдающихся мыслителей своего времени. Это доказывают и наши современники, снова и снова обращаясь к его работам чтобы учиться и развивать открытые Адлером глубины. Как часто бывало в психологической науке, у истоков теорий ученого стоял его собственный отрефлексированный опыт. В юности Адлер подвергался давлению со стороны родственников и признанию со стороны друзей, что позже отразилось в его работах. Он писал о соперничестве, признании и уважении в коллективе как о значительной силе, формирующей или разрушающей в человеке внутренний стержень, способной подчинить чувство неполноценности и стремление к власти, либо, наоборот, усиливающей их влияние и пороки тщеславия и честолюбия.

Возможно, в его выдающихся достижениях сыграло свою роль переживание близости к смерти в раннем возрасте и то отношение к жизни, которое в связи с этим выработалось. В детстве он несколько раз чуть не погиб в уличных происшествиях, а когда ему было три года, его младший брат умер в кроватке, где они вместе спали. В 1885 г., когда Адлеру было пять лет, он чуть не умер от пневмонии. Семейный врач считал его состояние безнадежным, однако другой доктор спас его. Вероятно, под воздействием этих событий маленький Альфред был зачарован медициной и решил стать врачом. До поступления в университет в восемнадцатилетнем возрасте он очень много читал, после поступления продолжал интересоваться литературой и впоследствии прослыл эрудитом, знатоком философии и неординарным человеком. Увлекался социализмом и на одном из собраний социал-демократов встретил свою будущую жену — русскую студентку Раису Эпштейн (в замужестве — Раиса Тимофеевна Адлер).

В 1895 г., в возрасте двадцати пяти лет, Альфред получил медицинскую степень и начал заниматься медицинской деятельностью, сначала как офтальмолог, затем в качестве врача общей практики. Позже, по причине растущей заинтересованности в изучении функций нервной системы и адаптации организмов, его профессиональные устремления в течение семи лет переместились в сторону неврологии и психиатрии. В результате Альфред Адлер остался в истории как исследователь человеческой психики, приверженец строго научного метода, чьи идеи нередко будоражили (и будоражат сейчас) умы начинающих психологов, изучающих механизмы функционирования психики. Альфред Адлер давал сложные ответы на непростые вопросы. Применяя системный подход индивидуальной психологии, можно глубже понять многие спорные моменты в психологии как таковой. Альфред Адлер писал в своей работе "Социальные интересы: вызов человечеству":

Я не вижу никаких оснований бояться метафизики; метафизика имела большое влияние на жизнь человека и его развития. Нам не даровано знание абсолютной истины; на этот счет мы вынуждены формировать теории о будущем, о результатах наших действий, и т.д. Наша идея чувства общности, как крайней формы человечности - воображаемого состояния, в котором все проблемы жизни решаются и все наши отношения с внешним миром по праву скорректированные - это регулятивный идеал, цель, которая задает направление для нашего движения. Эта цель совершенствования должна нести в себе атрибуты идеального общества, потому что все, что мы ценим в жизни, все, что стойко переносим и переживаем, это всегда продукт совместного коллективного чувства.

Совершенствование по Адлеру — это не продукт эгоизма, и оно происходит не ради тщеславия или честолюбия. Прежде всего, это старания ради окружающих и, возможно, ради принципов и светлых идеалов. Уникальность Адлера и подходов, открытых им, заключается не в том, что его работы действительно сложны и написаны непростым языком. Не в том, что нужно вникать буквально в каждое предложение, чтобы извлечь максимум смысла. Особенность работ Альфреда Адлера в том, что он практически первым выявил и доказал важнейшее деструктивное влияние чувства собственной важности на жизнедеятельность человека вообще и на конкретные отклонения в его поведении в частности.

Адлер показал, как представление о чрезмерной важности собственной персоны формируется, продуцирует жалость к себе, вызывает чувство надуманной неполноценности, показал и печальные итоги этого процесса. Мы часто не замечаем, как, акцентируя собственные проблемы, перестаем видеть мир вокруг нас. Ослепленные чувством важности себя мы видим везде свое собственное отражение и только свои потребности. Именно это становится одной из самых существенных, труднопреодолимых и, главное, неосознаваемых проблем, мешающих чувствовать настоящий вкус и радость жизни.

Литература:

Эти мысли Адлера будут развиты в психологии духовности В. Франклом, хотя прямых ссылок он на него не делает.




Несмотря на то, что Адлер напрямую не говорит о Силах духовных, их существование есть прямое следствие отказа от биологического критерия Пробуждение эволюционно новых Рис. 7 Сил переживается как состояние творчества. Именно поэтому преодоление



Ø Что побудило Адлера отказаться от биологического критерия?

Первой причиной отказа Адлера от биологического подхода, который базировался на каузальном принципе причинности, было его знакомство с работами философа Г. Вейингера, отстаивающего телеологический принцип причинности и утверждавшего, что на людей больше влияют ожидания будущего, чем их прошлый опыт.


По нашему мнению, это чувство, скорее всего, обыкновенная и великая людская Доброта

Ø Психоанализ по Адлеру: искусство и сны

Поэтому символику творчества и сновидений Адлер трактовал как скрытое проявление эволюционно новых Сил. Именно эти Силы вызывают у человека состояния возвышенного творчества.

Рассмотрим примеры трактовки произведений искусства, следуя подходу Адлера.

Телеологический подход к трактовке искусства настолько необычен, что требует пояснения.



Таким образом, принцип саморазвития утверждает, что истинный символизм—это духовный символизм. Именно он выражает истинную духовную природу человека, а животный символизм лишь вскармливает эволюционно старые животные Силы, которые должны уступить место Силам духовным, эволюционно молодым.

По мнению автора этих строк, примером духовного символизма является русская и мировая иконопись.

Рассмотрим примеры трактовки символики снов, следуя подходу Адлера.

Трактовка снов у Адлера принципиально иная, чем у Фрейда. Согласно Адлеру: «Сон извлекает чувства, аффекты и настроения, которые должны защищать жизненный стиль от common sensey> [2, с. 67]. Вот некоторые примеры трактовки символики снов по Адлеру: Полет ввысь — мысль о победе. Детский страх перед смертью — профессия врача. Школьный экзамен — чреватое риском решение. Старший брат — сильный противник. Пропасть или падение — угроза.

Сравните, у Фрейда полет во сне — это стремление к половому акту, а у Адлера — это стремление к победе, к Совершенству.

Эти мысли Адлера будут развиты в психологии духовности В. Франклом, хотя прямых ссылок он на него не делает.

Несмотря на то, что Адлер напрямую не говорит о Силах духовных, их существование есть прямое следствие отказа от биологического критерия Пробуждение эволюционно новых Рис. 7 Сил переживается как состояние творчества. Именно поэтому преодоление



Ø Что побудило Адлера отказаться от биологического критерия?

Первой причиной отказа Адлера от биологического подхода, который базировался на каузальном принципе причинности, было его знакомство с работами философа Г. Вейингера, отстаивающего телеологический принцип причинности и утверждавшего, что на людей больше влияют ожидания будущего, чем их прошлый опыт.


По нашему мнению, это чувство, скорее всего, обыкновенная и великая людская Доброта

Ø Психоанализ по Адлеру: искусство и сны

Поэтому символику творчества и сновидений Адлер трактовал как скрытое проявление эволюционно новых Сил. Именно эти Силы вызывают у человека состояния возвышенного творчества.

Рассмотрим примеры трактовки произведений искусства, следуя подходу Адлера.

Телеологический подход к трактовке искусства настолько необычен, что требует пояснения.



Таким образом, принцип саморазвития утверждает, что истинный символизм—это духовный символизм. Именно он выражает истинную духовную природу человека, а животный символизм лишь вскармливает эволюционно старые животные Силы, которые должны уступить место Силам духовным, эволюционно молодым.

По мнению автора этих строк, примером духовного символизма является русская и мировая иконопись.

Рассмотрим примеры трактовки символики снов, следуя подходу Адлера.

Трактовка снов у Адлера принципиально иная, чем у Фрейда. Согласно Адлеру: «Сон извлекает чувства, аффекты и настроения, которые должны защищать жизненный стиль от common sensey> [2, с. 67]. Вот некоторые примеры трактовки символики снов по Адлеру: Полет ввысь — мысль о победе. Детский страх перед смертью — профессия врача. Школьный экзамен — чреватое риском решение. Старший брат — сильный противник. Пропасть или падение — угроза.

Сравните, у Фрейда полет во сне — это стремление к половому акту, а у Адлера — это стремление к победе, к Совершенству.

В этой связи важное значение имел переворот в философии жизни, произведенный Шопенгауэром. Сфера доступного пониманию душевного познания получила название мира представлений и была отделена от своего первоисточника, мира воли. Таким образом, проявление и сущность, поверхность и глубина предстали в виде двух измерений психики. Бессознательная сфера жизни трактуется как воля, внешним проявлением которой является стремление к объектам. В ранних работах Фрейда прослеживается прямая связь с трактовкой бессознательного, представленной Шопенгауэром. Так, при описании невротического конфликта Фрейд именует защиту волей, а либидозное желание — антагонистичной волей.

Бессознательное по Фрейду, Юнгу и Адлеру

Важное значение для Фрейда имело представление о том, что незнание, обусловленное забвением, может быть связано с функцией структурирования на основе видоизмененного состояния знания. Он постулировал тенденцию к вытеснению, впоследствии сформулировал концепцию зашиты, позволяющей отсекать это знание от сознания. Используя этот Критерий, Фрейд смог установить различие между состояниями, являющимися бессознательными лишь в феноменальном или дескриптивном смысле (например, обычный процесс забывания), и состояниями, которые надлежит отнести к категории бессознательных.

Фрейд столкнулся с проблемой теоретического обоснования подобного знания. Он попытался ответить на этот вопрос в своих статьях по метапсихологии, определив два основных подхода к осмыслению психики, с помощью которых можно выявить бессознательное знание. Топологическая модель подразумевает разделение психической сферы на различные области. Динамическая модель позволяет судить об энергии и мотивах, которые вступают в конфликт в виде защиты и желания в контексте бессознательного. Наиболее проблематичной представляется экономическая модель, поскольку с ее помощью Фрейд попытался совместить свои представления о психике с естественнонаучными теориями в духе Гербарта и Фехнера. Исходя из предположения о существовании психической энергии, Фрейд попытался объяснить бессознательные конфликты, ссылаясь на доступное количественному измерению изменение степени концентрации энергии на желании, которое сопровождается антагонистичным катексисом защиты.

В целом первая топологическая модель Фрейда представляет собой наглядную иллюстрацию его представлений о бессознательном, за которым следуют области предсознания и сознания. В дальнейшем представления Фрейда изменились, поскольку он принял во внимание опасность чересчур буквального восприятия, которую таили в себе субстантивное определение бессознательного и изображение его в виде некой психической области. В рамках структурной модели функций Оно, Я и Сверх-я (ид, эго, супер-эго), которая уподоблялась строению человеческого тела, прежние представления уступили место гипотезе психических функций, обладающих сознательным, предсознательным и подсознательным характером.

Основная теоретическая нагрузка была возложена на концепцию эго, поскольку Фрейд отметил, что для характеристики эго в зависимости от функции подходят все эпитеты: сознательная, предсознательная и бессознательная, фрейдовская теория бессознательных психических процессов предстает более наглядно при сравнении с другими концепциями глубинной психологии того времени, в частности, теориями Юнга и Адлера. Юнг подверг критике первоначальную попытку Фрейда поставить знак равенства между бессознательным и вытесненным содержанием, поскольку предполагал, что наряду с вытесненным существует бессознательное содержание, которое никогда не переступает порог сознания.

Принимая это во внимание, Фрейд внес необходимые коррективы и соответствующие дополнения в свою вторую модель. Однако решающее значение имеет, несомненно, то обстоятельство, что Юнг, формулируя свои воззрения, апеллировал к романтической традиции и ссылался непосредственно на концепцию бессознательного, выдвинутую Карусом. По его мнению, речь следует вести не о слепом порыве (трактуемом с точки зрения философии жизни), который, согласно Фрейду, получает психическое выражение в соответствии с законами динамического распределения представлений и энергии, а скорее о душевном фундаменте, который эволюционирует в виде врожденной склонности к осмысленной и целенаправленной деятельности (телос Аристотеля) и именуется самостью.

Если Фрейд допускал возможность осмысления бессознательного ид силами сознательного эго, то Юнг полагал, что бессознательная самость находится в глубинах, не соразмерных с уровнем сознательного эго. Углублению значения бессознательного, предпринятому Юнгом, обратно пропорциональна попытка Адлера ограничить прерогативы бессознательного. По его мнению, ид преследует лишь те цели, к которым эго не может стремиться в виду реальных обстоятельств (то есть общественного мнения), но цепляется за эту фикцию, притязая на власть. Поэтому данные цели преследуются бессознательно, и значит, бессознательное можно приравнять к невротичному.

Критика гипотезы бессознательного

Применительно к объективному физическому миру бессознательными в рамках гештальт-психологии могут считаться, пожалуй, лишь те частоты психического раздражения, которые не поднимаются выше порога восприятия. Впрочем, и эти доступные для измерения частоты (в соответствии с традицией внешней психофизики Фехнера) не могут сформировать бессознательное, поскольку не воспринимаются. И все же в рамках гештальтерапии Перлза сохранилось понятие блокирования чувств, унаследованное от глубинной психологии и позволяюшее судить о недоступных сознанию измерениях психики.

Научно-теоретические аспекты

В ходе научно-теоретической дискуссии мнения участников по поводу понятия бессознательного четко разделились в зависимости от их приверженности к естественнонаучному подходу, рассчитанному на объяснение, в частности к логическому позитивизму и критическому рационализму, или к герменевтическому структуралистскому подходу, рассчитанному на понимание. Поначалу предположение о существовании бессознательных процессов заподозрили в не научности, указывая на то, что оно не подкреплено практическими ссылками на образ действий, доступных для наблюдения, и не подлежит экспериментальной перепроверке.

Наиболее резкой критике подверглась субстантивная формулировка бессознательного, ибо, по мнению критиков, она тяготела к представлению о своеобразном духовном потустороннем мире, в котором вымышленный гомункул управляет душой. И напротив, предположение о существовании процессов, бессознательный характер которых обусловлен тем, что они не были замечены, не вызвало нареканий. Решающее значение имело то обстоятельство, что между наблюдаемым событием и бессознательной характеристикой можно было установить причинно-следственную связь, предусмотренную принципом каузальности. При этом понятие бессознательной характеристики вмешает себя не только физические, но и ментальные состояния, в частности тревожные фантазии. Впрочем, следует отметить, что подобные бессознательные феномены считаются доступными для наблюдения лишь при наличии объективного наблюдателя, который не принимает участия в лечении.

При этом одним из показателей правомерности толкования считается реакция анализанда. С точки зрения метапсихологии, бессознательное, истолкованное в этом ключе, реконструируется с учетом смысла поступка и считается латентным намерением. В этом контексте можно использовать оригинальные телеологические объяснения, согласно которым в основе поступка лежат убеждения и намерения индивида, совершающего поступок. Кроме того, бессознательное можно рассматривать как иное измерение языка, претерпевшее сдвиг и сгущение, делая вывод о том, что оно структурировано подобно языку. Этот текст можно расшифровать с помощью лингвистических методов с учетом законов выбора сигнификантов (на парадигматическом Уровне) и их связного построения (на синтагматическом уровне), сформулированных Якобсоном.

В контексте бессознательного Деррида указывает на различие между двумя системами письма, которые относятся к восприятию и запечатлеванию воспоминаний. Вне зависимости от научно-теоретической дискуссии по поводу возможности подтверждения гипотезы бессознательного в последнее время предпринимаются попытки эмпирического обоснования бессознательных процессов путем сопроводительных исследований процесса. Так Ульмская группа попыталась определить корреляцию терапевтических вмешательств, ориентированных на бессознательные конфликты, которые считаются причиной заболевания, и симптоматических изменений. В рамках исследования зашиты от результатов перцепции изучаются процессы, при которых важную роль играет зашита от эмоций с помощью иных эмоций. Таким образом, речь идет о динамическом процессе формирования восприятия, который моделируется под влиянием защитных операций. С целью экспериментального обоснования этих аспектов динамического бессознательного созданы такие методы, как мета-контрастная техника (МСТ) и тест защитных механизмов (ЭМТ).

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Когда идет речь о теориях личности, и, в частности, о психоанализе, то вслед за Зигмундом Фрейдом специалисты неизменно вспоминают австрийского ученого Альфреда Адлера. Он хоть и примыкал в начале своей карьеры к ученикам Фрейда, но впоследствии создал свою психологическую теорию, названную индивидуальной психологией, по которой основу поведения человека определяют не биологические предпосылки, а социальные.

Теория Адлера

Основные понятия и принципы теории индивидуальной психологии Адлера

Прежде чем говорить про зарождение теории индивидуальной психологии, стоит упомянуть часть биографии самого Альфреда Адлера. Он родился в многодетной семье и не отличался крепким физическим здоровьем. В детстве он пережил рахит, но несмотря на свой недуг старался не отличаться от сверстников и превозмогая боль и слабость выходил с ними играть. Возможно, именно эта жизненная ситуация и повлияла на его дальнейшие взгляды. Он из неуспевающих учеников перешел в разряд лучших в классе, поступил в медицинский университет, а позже, уже будучи врачом, описал теорию неполноценности и “комплекс неполноты” (сегодня более известный, как комплекс неполноценности), согласно которому недостатки и увечья тела люди склонны скрывать самоутверждением через другие сферы жизни и попыткой добиться превосходства над окружающими.

Кстати! Именно Альфред Адлер указал в качестве примера своей теории известных на весь мир тиранов и полководцев: Демосфен, Сталин, Гитлер, Суворов, Наполеон. У всех этих людей имелись врожденные физические дефекты, заболевания или низкий рост.

Индивидуальная теория личности

Согласно теории Альфреда Адлера, главную роль в развитии личности играет сознание. То есть, поведение человека зависит не от биологических, а от социальных мотивов. В каждом человеке с рождения заложена привязанность к социуму. Которую, однако, необходимо воспитывать и развивать в течение всей жизни. А с учётом того, что маленький ребенок изначально неполноценен по сравнению со взрослыми, то зачатки всех комплексов появляются ещё в детстве.

Каждый человек

Теорию Адлера можно условно разделить на семь частей:

  1. Чувство неполноценности и компенсация. Основой этой концепции стали наблюдения Альфреда Адлера за людьми с физической слабостью или каким-либо физическим дефектом. По его мнению, такие люди стараются компенсировать свои “дефекты” развитием определенного уровня профессионализма — они занимаются спортом, стремятся стать во всем лучшими. Иными словами, стараются избавиться от своих психологических комплексов путём постоянной борьбы и преодоления трудностей.
  2. Стремление к превосходству. По мнению Адлера это желание является фундаментальным в жизни человека. Это врожденная потребность стать лучше, выше и сильнее окружающих. Адлер рассматривал это стремление, как одну из главных составляющих своей теории. Психолог считал, что каждый человек может воспитать в себе стремление к саморазвитию и преодоление трудностей ради высшей цели. Именно такая цель становится главной движущей силой и источником мотивации в жизни человека, и, конечно, придает существованию смысл. Адлер полагал, что даже если человек живёт в мире и согласии с окружающей средой, он всё равно постоянно будет стремиться её улучшить.
  3. Стиль жизни. Согласно теории Адлера, стиль жизни — это совокупность привычек и черт характера, которые создают картину мира каждой индивидуальной личности. Формирование стиля жизни происходит ещё в возрасте четырех-пяти лет, и, по мнению Адлера, мало меняется в течение всей жизни индивида. Этот стиль становится главным стержнем и лейтмотивом существования. На стиль жизни преимущественно влияют отношения с ребенка с родителями. А в частности — те страдания, которые переносит в детстве ребёнок. Адлер выделил три основных типа страданий, из-за которых может развиться комплекс неполноценности и сформироваться определенный стиль жизни:
  • дефекты физических органов
  • гиперопека родителей
  • отсутствие интереса родителей к ребёнку.

Таким образом, каждый человек, чем бы он ни занимался, в течение жизни стремится преодолеть комплекс неполноценности, зародившийся в детстве. Становясь старше, человек сталкивается с несколькими наиболее важными жизненными задачами — это дружеские отношения с другими людьми, построение карьеры и любовные отношения. Все три составляющие жизни взаимосвязаны. Решение какой-то одной из этих проблем, неизменно влечет решение всех остальных. Человек понимает это неосознанно, и стремится активно проявлять себя в социуме. Согласно теории Адлера такое поведение можно разделить на два типа, один из которых называется “социальным интересом”, а второй — “степенью активности”.

Социальный интерес — это положительное отношение к людям, как таковым. Адлер считал, что если таковой интерес присутствует в жизни человека, то его можно считать зрелой личностью.

Инфографик Альфред Адлер

Степень активности характеризуется тем, каким способом человек решает свои проблемы. Людей по Адлеру можно разделять в зависимости от типа их личности. Каждый тип по-своему решает жизненные задачи, в соответствии с собственными установками. Адлер в своей классификации выделил несколько типов установок, которые сопровождают различные стили жизни:

Установка Характеристика
Управление Люди, которые придерживаются этой установки проявляют себя как личности, уверенные в себе и целеустремленные. Они не жаждут заботиться об окружающих и стараются не зависеть от социума. Задачи они предпочитают решать грубым и агрессивным способом. К такому типу личности относятся наркоманы или те, кто неоднократно нарушает закон.
Получение Этот тип личности характеризуется паразитическими свойствами. Такие люди хорошо приспосабливаются в обществе и предпочитают решать и удовлетворять свои потребности за счёт других. Главный их интерес — получить от окружающих как можно больше. Несмотря на подобные характеристики, личности такого типа не опасны для окружающих из-за своей крайне низкой активности.
Избегание К такому типу относятся люди, которые предпочитают вообще не решать проблемы. Они не активны и не имеют особого интереса в социуме. Их поведение и стиль жизни ничем не могут быть полезными. А всю энергию такие люди тратят на бегство от решения каких-либо задач. Сюда же относится избегание ответственности и каких-либо обязательств.
Польза Люди такого типа стараются во всем быть социально-полезными. В теории Адлера это идеальные личности. Активность в них прекрасно сочетается с интересом к социуму. Они заботятся о других, общаются с окружающими и при этом не забывают о собственном развитии и стремлении к целям.

  1. Социальный интерес. Адлер отдельно подчеркивал интерес к людям, как таковым в качестве главного показателя развития человека. Он считал, что если таковой интерес присутствует в жизни человека, то его можно считать зрелой, здоровой личностью. То есть, такой, которая способна и умеет действовать с другими сообща для достижения не только личных, но и общих результатов. Психически здоровые люди по Адлеру, могут беспокоиться не только о себе. А цели преследуют удобные и благополучные для окружающих. Кроме того, такие люди ставят себе в цели и общее благополучие в мире.
  2. Творческое Я. Это еще одна из основ, на которую опирается теория Адлера. Он считал, что стиль жизни человека формируется благодаря его творческим особенностям. Возможность с творческой стороны подходить к каждому делу, дает человеку дополнительную мотивацию в достижении целей и пользу в личном развитии. Правильное и умеренное творческое воплощение идей влияет на то, как развивается память человека, его образное мышление и даже на то, какие сны ему снятся.
  3. Порядок рождения. Это еще одна важная деталь, которую Адлер привнес в свою теорию. Он считал, что порядок рождения ребенка в семье имеет важнейшую роль в его дальнейшем развитии, и конечно, влияет на формирование его стиля жизни.
  • первенец (старший ребенок). Он наслаждается опекой и полноценным вниманием родителей. Нередко становится эгоцентричным. Но это лишь до появления второго ребенка. Привилегированное положение первенца сразу меняется и в его жизни наступает настоящая драма. Впоследствии первенец учится выживать в одиночку. Нередко такие люди становятся лидерами, консерваторами, и хранителями семейных ценностей.
  • единственный ребенок в семье. Такой ребенок привыкает к тому, что все внимание матери приковано к нему. Во взрослой жизни он требует такой же заботы и внимания от окружающих. Нередко последствиями такого воспитания становятся зависимость от окружающих и эгоцентризм.
  • средний ребенок. Как правило, его картина мира формируется в атмосфере постоянного соперничества со старшим ребенком. Он стремится побить рекорды брата или сестры. А затем и всю жизнь неосознанно стремится вырваться в лидеры в любом коллективе. Адлер говорил о таком ребенке, как о личности, лучше других способной добиться выдающихся результатов.
  1. Фикционный финализм. Адлер считал, что основные жизненные цели, ни что иное, как фикция. Их невозможно проверить и нельзя подтвердить. Для кого-то из людей цель — это не конечная точка, а бесконечный жизненный процесс. Его нельзя пощупать руками и как-то измерить. Главная фиктивная цель по мнению Адлера — это стремление человека к превосходству. Но эта жажда идеала и определяет всю жизнь индивидуума, и становится основным ее смыслом.

В середине 20 века индивидуальная психология Адлера завоевала огромную популярность. Она радикально отличалась от теории психоанализа Фрейда и во многом отвечала интересам общества. Сам Альфред Адлер впоследствии начал искать практическое подтверждение своей теории и увлекся педагогикой. Впоследствии теория Адлера легла в основу гуманистической психологии, главной целью которой является всестороннее развитие личности.

Читайте также: