Обосновать необходимость модернизации оон кратко

Обновлено: 05.07.2024

С 1997 года приоритетным направлением деятельности Генерального Секретаря стало проведение реформирования системы ООН, с тем чтобы деятельность Организации осуществлялась на основе самой передовой международной практики. Были внесены соответствующие изменения в программы работы, структуры и системы как в штаб-квартирах, так и на местах. Большая часть программы реформ осуществлена, однако следует признать, что не все реформы были приняты государствами-членами.

На основе проводимой реформы претерпела реорганизацию система и структура управления. В частности, в структуре Секретариата создан Департамент по экономическим и социальным вопросам вместо трех существовавших департаментов и объединение двух программ в рамках Управления по наркотикам и преступности. Функции Центра по правам человека были переданы Управлению Верховного комиссара по правам человека.

В целях повышения эффективности управления деятельностью ООН были созданы три важные новые структуры. Во-первых, в 1997 году была создана должность первого заместителя Генерального секретаря в целях усиления управления деятельностью Организации на самом высоком уровне. Во-вторых, Генеральный секретарь учредил свой собственный кабинет в формате Группы старших руководителей, в состав которой вошли все руководители управлений и департаментов Секретариата, а также руководители фондов и программ ООН. И наконец, в целях упорядочения деятельности ООН по вопросам мира и безопасности, гуманитарным вопросам, вопросам развития и экономическим и социальным вопросам были сформированы четыре секторальных комитета.

Второй крупный пакет реформ 2002 года содержал дополнительные предложения в отношении кардинальной реорганизации Департамента общественной информации и Департамента по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению. С тех пор в организации обслуживания заседаний и подготовке документов были достигнуты ощутимые улучшения. Девять информационных центров Организации Объединенных Наций, расположенных в Западной Европе, было закрыто, а на их базе был создан современный центр в Брюсселе.

Не мало внимания в процессе реформирования было уделено повышению эффективности деятельности ООН. Так, например, окончательно упразднено приблизительно 1000 должностей. С конца 90-х годов весьма значительный объем средств был инвестирован в информационные технологии.

Действующая в Организации Объединенных Наций система составления бюджета также была изменена и переориентирована с подробного описания мероприятий и ресурсов на определение искомых результатов и измеримых показателей достижения ожидаемых результатов. Цикл долгосрочного планирования был сокращен с четырех до двух лет, отменено проведение дублирующего межправительственного обзора. Кроме того, финансовые правила и положения Организации Объединенных Наций были обновлены и консолидированы, руководителям было передано больше полномочий, но вместе с тем повысилась степень их подотчетности. В своем последнем докладе о реформе Генеральный секретарь признает необходимость проведения более радикального пересмотра существующих бюджетных правил и процессов.

В последние годы в Организации Объединенных Наций было внесено много усовершенствований в систему управления ее людскими ресурсами. Во-первых, в 2002 году была внедрена система набора персонала на основе сети Интернет для найма, перераспределения и продвижения по службе сотрудников в целях обеспечения большей транспарентности при объявлении вакантных должностей. Во-вторых, были приняты меры, поощряющие мобильность персонала между местами службы и функциональную мобильность. Расширен доступ всего персонала к программам профессиональной подготовки и обучения. В-третьих, была внедрена новая система аттестации персонала, в которой упор сделан на профильные функции и потребностях персонала в профессиональном росте.

Во исполнение недавней просьбы Генеральной Ассамблеи Генеральный секретарь в настоящее время занимается формированием многодисциплинарной группы для проведения анализа и обзора всех аспектов существующей внутренней системы отправления правосудия.

Специализированные учреждения ООН.

Все специализированные учреждения по сфере деятельность их можно разделить на три основные группы:

1) специализированные учреждения экономического характера – 12 учреждений (МБРР, МВФ, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития и другие);

2) специализированные учреждения социального характер – МОТ и ВОЗ;

3) учреждения культурно-гуманитарного характера – ЮНЕСКО и ВОИС.

Взаимоотношения между ООН и указанными организациями, характеризуются тем, что ООН координирует деятельность этих организаций. Здесь также присутствуют и элементы субординации. По крайней мере, ООН может поручать определенную работу этим организациям, утверждать финансовые соглашения, заключаемые с другими международными структурами, рассматривать административные бюджеты, получать от них отчеты и т.д. Тем самым ООН может влиять на деятельность этих организаций и, следовательно, усиливать свою роль в деле управления общими делами международного сообщества.

Специализированным учреждениям присущи четыре основных признака: межправительственный характер учредительных актов; широкая международная ответственность, определенная уставом (универсальный характер); осуществление деятельности в социально-экономической и гуманитарной областях; связь с ООН. Специализированные учреждения – организации постоянно действующие.

Прекращение членства возможно путем выхода и исключения. Порядок выхода: направление письменного заявления о выходе; установление определенного периода в начале деятельности организации, когда нельзя обращаться с заявлением о выходе; выполнение финансовых обязательств и т. п. Исключают, как правило, за систематическое нарушение устава и невыполнение своих обязательств.

Возможно также приостановление членства в качестве санкции в отношении конкретного государства.

Специализированные учреждения состоят из нескольких звеньев. Во-первых, высшие органы, имеющие различное наименование. Они определяют направление деятельности, выносят решения по наиболее важным вопросам, заключают соглашения с ООН и другими международными организациями, назначают другие органы и должностных лиц. Решения принимают простым или квалифицированными (2/3) большинством голосов.

Во-вторых, исполнительные комитеты, имеющие различные названия (Совет, Исполнительный Совет, Административный Совет и т. д.). Они являются руководящими органами, обеспечивающими непрерывность деятельности учреждений в промежутках между сессиями высшего органа, несут ответственность перед ними за свою деятельность.

В-третьих, административные органы – это секретариат, возглавляемый генеральным секретарем или директором, который является главным должностным лицом организации. Сотрудники секретариата подразделяются на высших административных должностных лиц (генеральный секретарь и его заместители), специалистов, обслуживающий персонал.

В-четвертых, специальные комиссии и комитеты.

В некоторых специализированных учреждениях предусмотрены также региональные ассоциации, в которые входят государства определенного географического региона.

Отношения специализированных учреждений и ООН можно определить как координация деятельности и сотрудничество. Практически деятельность специализированных учреждений координирует ЭКОСОС. Он вступает в соглашения со специализированными учреждениями от имени ООН. Эти соглашения имеют природу международных договоров. Единого типового соглашения нет. В этих соглашениях предусматриваются следующие положения:

1) взаимное представительство;

2) дача ООН рекомендаций специализированным учреждениям;

3) обмен информацией и документами, отчетами, докладами и т. п.;

4) соглашения о персонале;

5) взаимоотношения по бюджетным и финансовым вопросам;

6) сроки соглашений.

Координацию ЭКОСОС осуществляет путем консультаций со специализированными учреждениями, а также выработки рекомендаций для них. Совет приглашает для участия в своей работе и работе созданных им комиссий представителей специализированных учреждений без права решающего голоса. Также и представители Совета участвуют в работе специализированных учреждений.

Другие главные органы ООН также могут давать рекомендации специализированным учреждениям.

Специализированные учреждения осуществляют следующие виды деятельности:

1) координация деятельности государств-членов в социально-экономических областях международного сотрудничества;

2) разработка международных конвенций и регламентов в целях создания унифицированных правил и норм для регулирования международного сотрудничества в области транспорта и связи, здравоохранения, труда, культуры, образования и т. д.;

ООН (Организация Объединённых Наций) – это крупнейшая международная организация, функционирующая ради поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между странами.

ООН функционирует уже более 60 лет. За это время у нее появились как свои отрицательные, так и положительные стороны. Сегодня, являясь фундаментом и ключевым элементом международной системы, Организация испытывает острую потребность в радикальной осмысленной и разумной реформе. Одно лишь должно остаться неизменным – те цели, которым ООН служит, а именно:

  • поддержание мира и всеобщей безопасности;
  • предотвращение новых мировых войн;
  • решение прочих мировых проблемы в экономической, социальной, политической, правовой, культурной, научно-технической и других сферах (как на международном, так и на региональном уровнях).

Несмотря на то, что некоторые политики ставят под сомнение необходимость существования Организации Объединенных Наций, большинство все же сходится во мнении о необходимости современного реформирования Организации. В современных реалиях ООН столкнулась с глубоким кризисом, причины его заключаются в следующих явлениях.

Кроме того, после исчезновения биполярной системы мира, расстановка сил на международной арене кардинально изменилась. Решение новых проблем старыми методами стало невозможно.

Готовые работы на аналогичную тему

Одной из причин необходимости реформирования ООН на современном этапе выступает структурно-организационная проблемы. В частности, речь идет о потере первоначального посыла создания ООН, который был непосредственно связан с предотвращением международных войн и конфликтов. Сегодня на первый план выходят другие угрозы, а сама ООН включает в себя множество организационных структур, многие из которых дублируют друг друга. В результате бюджет Организации распыляется, становясь нерациональным и неэффективным. В таких условиях Военные структуры ООН неразвиты. Организация не способна эффективно управлять сложными процессами, происходящими в мире.

Все это приводит к объективной необходимости реформирования ООН на современном этапе. Осознание необходимости проведения подобного рода реформы связано, прежде всего, со стремлением укрепить способность ООН своевременно и точно реагировать на новые вызовы и угрозы, повысить ее авторитет, а также увеличить общую эффективность ее функционирования.

Попытки и дальнейшие перспективы реформирования ООН на современном этапе

Впервые идея о необходимости проведения комплексной реформы ООН была выдвинута в 1992 году. Тогда речь шла о сокращении административного аппарата Секретариата и об объединении ряда подразделений Организации, выполняющих схожие функции или дублирующих друг друга. Однако, задуманные реформы так и не были проведены.

В современном мире вопрос реформирования ООН вновь стоит на повестке дня. Основные предложения по этому вопросу в общем виде отражены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные предложения по реформе ООН . Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Реформа Секретариата ООН, начавшись в 1997 году, так или иначе, продолжается и по сей день. В его структуре появляются все новые департаменты и группы. Реформа Международного Суда ООН также касается изменения его состава и структуры.

Определенные проблемы имеются и ревизии Устава Организации. За его пересмотр в той или иной мере выступает подавляющее большинство членов ООН. Эксперты, однако, опасаются, что в ходе реформирования ООН будут затронуты основополагающие принципы, отраженные в ее Уставе, в частности – принцип единогласия постоянных членов Совбеза, т.е. право вето. Определенные планы касаются реформирования ЭКОСОС, сокращения бюрократического аппарата Организации и изменения полномочий Генерального Секретаря ООН.

Сегодня главной целью реформирования Организации Объединенных Наций выступает обеспечение ее лучшего приспособления к новым вызовам современности ради тот, чтобы она могла и дальше успешно выполнять свою главную уставную функцию, непосредственно связанную с поддержанием международного мира и безопасности.

В настоящее время дальнейший путь реформирования ООН не ясен. Однозначно, что изменения, происходящие в мире, требуют приспособления принципов Устава ООН к новым реалиям, однако основа их должна оставаться неизменной. Сама реформа требует более тщательного подхода. Определяющую роль в реформировании ООН будет играть пятерка постоянных членов Совета Безопасности, а именно таких стран, как:

Прикрепленные файлы: 1 файл

модернизация.docx

1) Реформа Совета Безопасности

Подразумевает под собой различные предложения См.: Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М., 2005. С. 693-694., но в основном сводящиеся к :увеличению количества постоянных членов, ограничение права вето. Существуют различные подходы и разные принципы формирования нового Совбеза. Наиболее часто фигурирующим принципом организации является географический - одинаковое представительство стран от различных регионов. К примеру: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Океания. С таким подходом количество членов СБ ООН должно вырасти до 20-26 (в зависимости от количества представителей от региона). Данную концепцию предлагал Кофи Аннан в своём докладе от 2005 года. Это не единственный подход, существуют и иные принципы формирования, например, в зависимости от показателей развития, уровня ВВП, роли и вкладе в деятельность ООН. Более радикален был Муаммар Каддафи, указывающий в своей критике работы СБ на необходимость передачи функции Совета Безопасности Генассамблее, чтобы важные решения были подконтрольны всем странам, без выделения и привелигерования отдельных стран. Сам же Совбез предполагалось расформировать. Касательно количества постоянных членов, то тут взгляды также не однозначны. Есть предложения увеличить число постоянных членов, путём предоставления места государствам которые достигшим высокого уровня развития, или имеющим большое влияние на международной арене. Традиционно на роль новых членов СБ рассматривают: Германию, Японию, Индию и Бразилию. Есть точка зрения по полному расформированию института постоянных членов. С юридической точки зрения этот шаг уравняет права всех стран-членов ООН.

Однако у каждого решения проблемы есть и свои недостатки, скажем увеличение количества членов Совбеза может привести ещё большим сложностям при принятии решений. Что в свою очередь отразится на способностях Совета эффективно и оперативно реагировать на события в кризисных ситуациях.

2) Реформы направленные на повышение эффективности миротворческой деятельности ООН.

· необходимость развертывания всё более крупных, затратных и постоянно увеличивающихся операций. Кроме того существует проблема нехватки миротворцев.

· выработка и реализация стратегий перехода от стабилизации ситуации в регионе, к ситуации когда становится возможным окончательное разрешение конфликта. См.:Заемский В.Ф. ООН и миротворчество.- М.: Международные отношения, 2008. - С212.

· пересмотреть существующие и принять новые обязательства государств-членов.

· Провести реформу управления существующими подразделениями миротворцев.

· Увеличить объёмы финансирования миротворческой деятельности ООН.

В последующем были представлены ещё несколько документов призванных конкретизировать опыт предыдущих операций и обосновывающих необходимость изменений в структурах ООН ответственных за миротворческую деятельность. Это доклады и программы: Общая доктрина(2008 год) , Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам(2010 год) и др. То есть реально ООН мало продвинулось в деле реального реформирования своей деятельности. Вся работа свелась к написанию многочисленных деклараций и реорганизации различных организаций второго плана. По мнению В.Н. Фёдорова необходимы более кардинальные изменения в деятельности ООН в области миротворчества, прежде всего необходимо создание войск ООН действующих на постоянной основе, и следовательно проработки юридической базы по использованию, комплектованию и содержанию подобного рода формирований. Наличие сил быстрого реагирования ООН позволит значительно сократить время на подготовку к вмешательству в тот или иной конфликт. Естественно это не единственная мера направленная на увеличение эффективности-надо действовать комплексно. В список предложений входит: создание единого центра по управлению миротворческими операциями, ответственного за весь комплекс мер-от разработки до проведения собственно операции и поддержания сил быстрого реагирования в состоянии готовности. Необходимо изменить существующую схему финансирования, ввести чёткие квоты и размер оплаты для различных стран. На данном этапе ООН далека от столь радикальных изменений.

Сюда относятся предложения по изменению в структуре или деятельности других главных институтов Организации, это:

Тема реферата выбрана мною с целью изучения взаимодействия различных государств на международном уровне, т.е. в каких именно вопросах, направлениях происходит это взаимодействие, на каком уровне решаются вопросы, касающиеся взаимопомощи, решение споров между государствами.
В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

история оон.docx

2. ООН: история возникновения. Устав ООН – фундамент современного международного права. Структура ООН. Генеральная ассамблея, Совет Безопасности, Международный Суд………………….…………………4-7 стр

4. Новая роль ООН после распада СССР. Необходимость модернизации ООН……………………………………………………………………… …..11 стр

6. Список использованной литературы………………………………….13 стр

Тема реферата выбрана мною с целью изучения взаимодействия различных государств на международном уровне, т.е. в каких именно вопросах, направлениях происходит это взаимодействие, на каком уровне решаются вопросы, касающиеся взаимопомощи, решение споров между государствами.

В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности.

В реферате показана структура современной международной организации, её классификация. На сегодняшний день существует много острых вопросов: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией.

В реферате отражена история возникновения ООН, для создания которой было необходимо, чтобы в мире произошли определённые исторические события, которые привели бы человечество к мысли о взаимодействие. Историческое познание о создании международной организации позволяет проследить весь сложный путь возникновения взаимодействия между государствами. Рассматривая вопрос с исторической стороны, можно понять на каких принципах основывались, и как совершенствовались международные отношения, и к чему стремится человечества.

2. ООН: история возникновения. Устав ООН – фундамент современного международного права. Структура ООН. Генеральная ассамблея, Совет Безопасности, Международный Суд

Организация Объединённых Наций — это крупнейшая международная межгосударственная организация, созданная в 1945 году представителями 51 страны для поддержания и укрепления международного мира и обеспечения коллективной безопасности, развития международного сотрудничества и содействия глобальному социально-экономическому прогрессу. ООН представляет собой глобальный форум, который позволяет государствам высказывать свою точку зрения по широкому ряду вопросов, а также обеспечивает коллективный механизм урегулирования международных конфликтов, споров или проблем, и коллективные средства для решения наиболее важных вопросов, стоящих перед человечеством.

ООН является организацией независимых государств, которые добровольно вступают в Организацию, принимая на себя обязательства, содержащиеся в Уставе ООН, представляющем собой международный договор, отражающий основные принципы международных отношений. При этом Устав ООН ни в коей мере не даёт Организации права вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Согласно Уставу, ООН преследует четыре основных цели:

  1. Поддержание международного мира и безопасности.
  2. Развитие дружественных отношений между странами.
  3. Сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека.
  4. Согласование действий разных стран.

Основная структура ООН имеет шесть главных органов:

  1. Генеральная Ассамблея ООН.
  2. Совет Безопасности ООН.
  3. Экономический и Социальный Совет ООН.
  4. Совет по Опеке ООН.
  5. Международный Суд ООН.
  6. Секретариат ООН.

Генеральная Ассамблея ООН, учреждённая в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, — главный совещательный, директивный и представительный орган Организации, в который входят все её члены. Ассамблея является форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных проблем, о которых говорится в Уставе ООН. Она может рассматривать любые вопросы, предусмотренные в Уставе ООН, и выносить членам ООН свои рекомендации.

Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи:

  • обсуждение разных вопросов (за исключением вопросов, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности) и вынесение рекомендаций;
  • обсуждение вопросов, касающихся военных конфликтов и вооружений;
  • обсуждение путей и средств улучшения положения детей, молодёжи, женщин и других категорий людей;
  • обсуждение вопросов устойчивого развития и прав человека;

установление размера взноса каждого государства-члена в бюджет ООН и порядка расходования этих средств.

Генеральная Ассамблея разработала и утвердила собственные правила процедуры, в соответствии с которыми она избирает своего Председателя на каждую новую сессию.

Основные функции и полномочия Совета Безопасности:

В состав Международного Суда входят 15 независимых судей из разных стран, которых избирают Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности сроком на 9 лет из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах к назначенным на высшие судейские должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Межправительственная организация, регулирующая валютно-кредитные отношения между государствами-членами.

МВФ оказывает своим членам финансовую помощь при валютных затруднениях, вызванных дефицитом платежного баланса, предоставляя им краткосрочные и среднесроч- ные кредиты в иностранной валюте. Фонд проводит операции лишь с официальными финансовыми органами государств.

Конференция ООН по валютам и финансам в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г. приняла устав ("Статьи Соглашения") МВФ, который вступил в действие в декабре 1945 г.

Реальная деятельность фонда началась в 1946-47 г. Позже устав организации несколько раз пересматривался по мере эволюции мировой финансовой системы.

- поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

- содействие сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех членов в качестве главной цели экономической политики;

-поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами- членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;

-участие в создании многосторонней системы платежей, устранение ограничений на трансферт валюты;

-предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.

МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. В настоящее время фонд объединяет 183 государства. Его капитал образуется из взносов государств-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой. Квота определяет количество голосов, имеющихся у государства-члена МВФ - каждая страна имеет 250 голосов, плюс по одному голосу за каждые 100 тыс. Высший орган фонда - совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена назначаемыми на пять лет управляющим и его заместителем (обычно это министр финансов или глава центрального банка и его заместитель).

Мировой банк или Всемирный Банк, а именно так обычно называют МБРР, он является самым крупным кредитором проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Банк выделяет займы развивающимся странам под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев (составляет около 6%) .

Основные направления деятельности МБРР:

- среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

- подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

- финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост-социалистических странах.

Как правило, займы предоставляются на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от 3 до 5 лет. Сам МБРР получает средства главным образом путем заимствований на международных рынках капитала. Высший орган управления - совет управляющих.

Особое место в системе органов ООН занимает Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957 г. под эгидой ООН. МАГАТЭ формально не является специализированной организацией ООН, но по соглашению с ООН выполняет функции организации такого рода. В рамках МАГАТЭ разрабатывается большинство международных документов в области мирного использования атомной энергии, осуществляется межгосударственное сотрудничество по обеспечению невоенного применения ядерных материалов. Членами МАГАТЭ являются все государства, в которых осуществляется мирная атомная деятельность. В настоящее время в МАГАТЭ участвуют около 150 стран. Согласно Уставу, задачами МАГАТЭ являются:

-обеспечение использования атомной энергии в мирных целях;

-содействие научно-исследовательским работам в области мирного использования атомной энергии и обмену научными сведениями;

-помощь государствам в снабжении материалами, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для осуществления мирной атомной деятельности;

-определение норм безопасности ядерной деятельности и контроль за их соблюдением;

-приобретение, создание установок и оборудования, необходимых для ведения мирной атомной деятельности;

24 октября День Организации Объединенных Наций, установленный в 1947 году

Как реформировать ООН?

Штаб-квартира Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке / Фото Depositphotos/ PhotoXPress

Сегодня ООН критикуют многие, мол, она недостаточно эффективна и не справляется в полном объеме с решением стоящих перед ней задач

ЧИСЛО ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ООН

ИСТОРИЯ ВОПРОСА


Для достижения указанных выше целей в ООН были учреждены шесть главных органов, в том числе Генеральная Ассамблея (ГА), Секретариат, Международный суд. Главная ответственность за поддержание международного мира была возложена на Совет Безопасности, сформированный из 11 (с 1963 года — 15) стран. Из них пять государств, победители во Второй мировой войне — Китайская Республика, Франция, СССР, Великобритания и США — получили статус постоянных членов и право вето при голосовании.

Кстати, каким образом среди постоянных членов Совета Безопасности (СБ) оказался Китай? Для китайцев полномасштабная война развернулась не 1 сентября 1939 года, а раньше — в июле 1937 года с инцидента на мосту Лугоу. Противостояние с японцами продолжилось до сентября 1945 года. Поэтому Китай — одна из стран-победительниц во Второй мировой, наравне с другими получившая статус постоянного члена и право вето. В 1971 году по разным причинам место Китайской Республики в Совете Безопасности было передано КНР.


НА СТРАЖЕ МИРА

За 72 года деятельности ООН внесла существенный вклад в обеспечение мировой безопасности. Так, благодаря усилиям организации был заключен ряд важных международных документов, в том числе Договор о нераспространении ядерного оружия и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Помимо миротворческой деятельности, ООН занимается защитой окружающей среды, борется с болезнями (можно, например, вспомнить успешную ликвидацию оспы), нищетой, наркоманией и терроризмом, содействует соблюдению прав человека, оказывает помощь беженцам. Это лишь некоторые пункты из большого списка направлений деятельности общемировой структуры.

За различные заслуги ООН в целом и ее различные специализированные учреждения неоднократно получали Нобелевскую премию мира. Так, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев было удостоено этой награды в 1954 и 1981 годах, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) — в 1965 году, международные силы по поддержанию мира — в 1988 году. В 2001 году премия была вручена самой Организации Объединенных Наций. Среди лауреатов Нобелевской премии мира — и Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд (Швеция; награжден посмертно в 1961 году).

Сергей Марков

Сергей Марков политолог, директор Института политических исследований - В целом ООН вполне может существовать и в нынешнем виде. Но есть некоторые моменты. США хотят лишить Россию права вето в Совете Безопасности. Один из способов — добиться того, чтобы по вопросам, имеющим отношение непосредственно к самому государству-члену, у него не было возможности блокировать решение. Например, в этом плане речь могла бы идти о какой-то резолюции по Крыму без возможности у России ее ветировать. Другой вариант у американцев — размыть право вето, когда только два члена СБ сообща смогут подать один голос против. Но при таком сценарии Москва имеет возможность координировать свои позиции с Пекином.
Уже наступило время для того, чтобы постоянными членами Совета Безопасности стали такие крупные страны, как Индия, Япония, Германия, Бразилия. Но в этом процессе встает вопрос взаимного блокирования. Так, Пекин не пустит Японию и Индию, Вашингтон, видимо, закроет дорогу Бразилии, а Париж — Германии.
Объективно назрели преобразования в специализированных учреждениях ООН, как, например, Агентство по делам беженцев или Всемирная организация здравоохранения. У них огромный фронт работы, но выделяемые средства тратятся неэффективно.

ДЕМОКРАТИЯ ПО-АМЕРИКАНСКИ

Так, без мандата Совета Безопасности прошла натовская интервенция в Союзную Республику Югославия в 1999 году, поводом для которой стала война в Косове. Под предлогом гуманитарных целей — не в первый и не в последний раз — авиация НАТО в течение нескольких месяцев бомбила военные и гражданские объекты, промышленные предприятия, инфраструктуру. Обстрелу подвергся Белград, другие крупные города страны. Причиненный ущерб измерялся десятками миллиардов долларов США.

Для интервенции в Ирак в 2003 году, опять же без санкции СБ, американцам хватило сфабрикованного обвинения в наличии у Саддама Хусейна оружия массового поражения. В этом плане можно вспомнить выступление бывшего госсекретаря США Колина Пауэлла в ООН, который в качестве доказательства позиции Вашингтона продемонстрировал всему миру пробирку с якобы биологическим оружием. Его в конечном итоге в Ираке так и не нашли. Зато пал режим Саддама Хусейна, сам он был казнен, а иракская кампания американцев положила начало дестабилизации всего Ближнего Востока.

Владимир Джабаров

Владимир Джабаров первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам - Очевидно, с 1945 года мир изменился. То, что было хорошо тогда, когда формировалась ООН, сейчас уже не во всем соответствует современным реалиям. Однако полагаю, кардинально менять устройство организации не следует. Если будет развалена действующая структура, а новой на замену ей нет, тогда наступит хаос. Реформировать ООН нужно, но делать это необходимо очень взвешенно, выверено и осторожно, иначе, как говорится, вместе с водой можно выплеснуть и ребенка. К сожалению, система сдержек и противовесов сейчас нарушена нашими американскими партнерами, начиная, например, с Косова. Если бы все страны соблюдали принципы ООН, может, тогда и не было бы этих проблем. Дело именно в нарушении базовых основ организации. Сначала необходимо научиться соблюдать все принципы ООН, а уже потом говорить о реформе.
Нынешняя попытка модернизировать организацию преследует цель ограничить влияние РФ, в частности лишить нас права вето. Речь идет о сдерживании России. В таком виде реформа ООН нам не нужна. И без нас ее провести будет невозможно.

СНОВА О РЕФОРМЕ

Разговоры о необходимости трансформировать ООН ведутся далеко не одно десятилетие. В последние годы соответствующие призывы звучат все чаще. Понятно, что с момента основания организации мировые реалии сильно изменились. Увеличилось также число стран-членов — с 51 в 1945 году до 193 в нынешний период. Выявлены недостатки в функционировании некоторых структур ООН. Реформы назрели, но главный вопрос в том, как и на каких условиях модернизировать общемировую структуру. Ряд улучшений в работе организации уже реализован. Но по многим проблемным вопросам дискуссии продолжаются.

Альтернативный вариант представила группа африканских стран. Он предусматривает создание в Совете Безопасности дополнительных 11 мест, включая шесть постоянных, на два из которых претендуют сами государства Африки. Важный момент предлагаемого проекта — предоставление новым постоянным членам СБ. таких же прерогатив и привилегий, как и у нынешних, включая право вето.

В целом же при наличии множества имеющихся предложений по реформе Совета Безопасности большая проблема заключается в том, что нет согласия внутри самих региональных групп относительно стран, которые хотят стать членами СБ. А еще необходимо задумываться о соблюдения баланса между регионами мира.


Одной модернизацией Совета Безопасности дискуссии о реформах не ограничиваются. Они ведутся также относительно функционирования различных специализированных агентств ООН и Генеральной Ассамблеи. Новое дыхание разговорам о порядке финансирования организации и ее миротворческих миссий придал президент Дональд Трамп.

Дело в том, что регулярный бюджет ООН формируется за счет взносов стран-членов. А еще есть другие отчисления, в том числе на операции по поддержанию мира. Размер доли каждой страны рассчитывается по утвержденной ГА формуле и привязан в основном к показателю ВВП. Взнос США самый большой — 22 процента общего и 28 процентов миротворческого бюджета ООН. А это несколько миллиардов долларов. Вот Трамп в свойственной ему рачительной манере предпринимателя возмутился положением вещей. Он считает, что негоже США раскошеливаться на ООН, не получая при этом соответствующей отдачи от организации.

Несмотря на всю критику, порой оправданную, а также желание многих перестроить ООН, по существу альтернативы данной общемировой организации нет. Ее компетенция, широкий состав стран-участниц, право вето постоянных членов Совета Безопасности и другие факторы позволяют искать и находить разумный компромисс в решении самых сложных международных проблем. Реформа ради реформы -самое опасное отношение. В этом деле без вдумчивого, учитывающего все нюансы подхода не обойтись.

Организация призвана среди прочего гарантировать международный мир и безопасность. Именно об этом, пожалуй, необходимо помнить в первую очередь, когда речь заходит об очередном намерении перекроить эту структуру. Страшно представить, что станет с нашим миром, если будет утрачена ООН. Ее светло-голубой флаг по-прежнему остается знаменем жизни и надежды на будущее всего человечества.

Читайте также: