Русский язык пунктограммы кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Пунктограмма – это не только знак препинания, но и отсутствие его в том или ином месте предложения, если оно регламентировано правилом.

Пунктограмма определяется по специальным опознавательным знакам. К ним относятся:

Разновидности интонации внутри предложения Где встречаются Примеры
а)перечислительная (ударение на каждом слове, части, длительная пауза между ними); б)предупредительная (резкий обрыв 1-й части, понижение голоса, пауза); в)интонация противопоставления (повышение голоса после 1-й части); г)интонация уточнения, выделения (пауза, особое понижение и повышение голоса); д)звательная; е)интонация вводности (разрыв цельной интонации предложения, низкий тон и быстрый темп произношения, слабое ударение). при однородных членах между частями БСП -после обобщающего слова; -после слов автора; -в БСП -между – и =; -перед обобщающим словом; -в БСП при обособлении при обращении при вводных и вставных конструкциях Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну (П.). Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,короче становился день (П.). Всё вокруг ожило:… Учитель сказал: … Печален я: … Челябинск – наш дом. Леса, пруды, реки – всё ожило. Молвит слово – соловей поёт. Далеко, в лесу, … А он, мятежный, … Что тебе надобно, старче? (П.). Он, конечно, прав … Однажды (это было в прошлом году) …

2.Лексические: при прямой речи: глаголы говорения: сказал, промолчал, заметил, спросил

3.Морфологические (части речи): сигналы союзы, относительные местоимения, причастия, деепричастия, частицы.

4.Синтаксические (строение предложения): основы предложения, слова в одной форме, обратный порядок слов; распространённые или одиночные члены предложения).

1)называние детьми известных им знаков препинания;

3) выполнение упражнений, закрепляющих повторенные и новые сведения по пунктуации;

а) в конце предложений они завершают их на письме (можно привести примеры незавершённых предложений без знаков препинания и завершённых со знаками препинания); знаки препинания в конце предложения называют знаками завершения (можно выполнить упражнение на расстановку знаков препинания: например, у Баранова: Каштанка подошла к двери дверь тихонько отворилась из неё вышел незнакомый человек);

Виды знаков препинания по функции

Знаки завершения Знаки разделения Знаки выделения
В конце предложения и между предложениями в тексте Между однородными членами Внутри предложения

Пунктограмма – это не только знак препинания, но и отсутствие его в том или ином месте предложения, если оно регламентировано правилом.

Пунктограмма определяется по специальным опознавательным знакам. К ним относятся:

Разновидности интонации внутри предложения Где встречаются Примеры
а)перечислительная (ударение на каждом слове, части, длительная пауза между ними); б)предупредительная (резкий обрыв 1-й части, понижение голоса, пауза); в)интонация противопоставления (повышение голоса после 1-й части); г)интонация уточнения, выделения (пауза, особое понижение и повышение голоса); д)звательная; е)интонация вводности (разрыв цельной интонации предложения, низкий тон и быстрый темп произношения, слабое ударение). при однородных членах между частями БСП -после обобщающего слова; -после слов автора; -в БСП -между – и =; -перед обобщающим словом; -в БСП при обособлении при обращении при вводных и вставных конструкциях Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну (П.). Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,короче становился день (П.). Всё вокруг ожило:… Учитель сказал: … Печален я: … Челябинск – наш дом. Леса, пруды, реки – всё ожило. Молвит слово – соловей поёт. Далеко, в лесу, … А он, мятежный, … Что тебе надобно, старче? (П.). Он, конечно, прав … Однажды (это было в прошлом году) …

2.Лексические: при прямой речи: глаголы говорения: сказал, промолчал, заметил, спросил




3.Морфологические (части речи): сигналы союзы, относительные местоимения, причастия, деепричастия, частицы.

4.Синтаксические (строение предложения): основы предложения, слова в одной форме, обратный порядок слов; распространённые или одиночные члены предложения).

1)называние детьми известных им знаков препинания;

3) выполнение упражнений, закрепляющих повторенные и новые сведения по пунктуации;

а) в конце предложений они завершают их на письме (можно привести примеры незавершённых предложений без знаков препинания и завершённых со знаками препинания); знаки препинания в конце предложения называют знаками завершения (можно выполнить упражнение на расстановку знаков препинания: например, у Баранова: Каштанка подошла к двери дверь тихонько отворилась из неё вышел незнакомый человек);

Для меня более привычно толкование, данное в учебнике русского языка под редакцией Бабайцевой:


ПОЯСНЮ НА ПРИМЕРАХ.

1. И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
(С. Есенин)

Применения пунктуационных правил в данном предложении требуют два места:
► конец предложения – оно повествовательное и при этом невосклицательное, а потому ставим ТОЧКУ;
► место перед вторым союзом И – он соединяет части сложносочинённого предложения, поэтому ставим ЗАПЯТУЮ.

2. А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(С. Есенин)

В этом предложении, помимо конца предложения, опознавательным признаком пунктограммы является наличие деепричастного оборота: согласно правилу, обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, обособляются, то есть ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ

3. Снег как сахар.

В этом маленьком предложении, помимо точки в конце, есть ещё одна пунктограмма! Это место перед союзом КАК. Чтобы НЕ ПОСТАВИТЬ перед ним запятую, надо применить пунктуационное правило: запятая не ставится перед сравнительным союзом КАК (СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО, КАК БУДТО), если он присоединяет сказуемое к подлежащему.

4. Он же молод и силён!

И здесь, помимо конца предложения (в данном случае повествовательного и при этом восклицательного, отсюда и ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК) применения пунктуационного правила требует место между однородными сказуемыми перед союзом И: согласно правилу, перед стоящим между однородными членами одиночным соединительным (наш случай), а также разделительным союзом запятая не ставится.

ПУНКТОГРА́ММА (от лат. punctum точка и греч. γράμμα — буква, письменный знак) — закономерно воспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации. В понятие П. включается и отсутствие знака в том или ином месте предложения, если это отсутствие значимо, т. е. регламентировано правилами. Термин "П. " возник в 70-х гг. 20 в. по аналогии с термином "орфограмма", однако употребляется менее активно.

Пунктограмма — это конкретный случай применения пунктуационного правила, например: употребление занятой для разделения однородных членов с повторяющимися союзами и т. д.
Перечень пунктограмм
1. Знаки препинания в конце предложения.
2. Тире между главными членами предложения.
3. Тире в неполном предложении.
4. Знаки препинания между однородными членами.
5. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
6. Знаки препинания при обособленных определениях.
7. Знаки препинания при обособленных приложениях.
8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
9. Знаки препинания при обособленных дополнениях.
10. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
11. Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкциях с союзом как.
12. Знаки препинания при обращениях.
13. Знаки препинания при вводных словах, вводных и вставных предложениях, словах-предложениях ДА, НЕТ, междометиях.
14. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
15. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
16. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
17. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.
18. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.
19. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат.
20. Использование кавычек.

Пунктограмма-( лат. 《пунктум》-точка) раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правила их постановки.

Пунктограмма — это конкретный случай применения пунктуационного правила, например: употребление занятой для разделения однородных членов с повторяющимися союзами и т. д.
Перечень пунктограмм
1. Знаки препинания в конце предложения.
2. Тире между главными членами предложения.
3. Тире в неполном предложении.
4. Знаки препинания между однородными членами.
5. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
6. Знаки препинания при обособленных определениях.
7. Знаки препинания при обособленных приложениях.
8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
9. Знаки препинания при обособленных дополнениях.
10. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
11. Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкциях с союзом как.
12. Знаки препинания при обращениях.
13. Знаки препинания при вводных словах, вводных и вставных предложениях, словах-предложениях ДА, НЕТ, междометиях.
14. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
15. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
16. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
17. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.
18. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.
19. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат.
20. Использование кавычек.

Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.

Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.

Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

Пунктуация содержит систему знаков препинания и правил их постановки. Знаки помогают членить текст на предложения, установить связи и отношения между словами в предложении.

Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

К. Паустовский рассказывает, как однажды знакомый писатель принес в редакцию рассказ, который был труден для восприятия, но интересен по теме. Корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив и не приписав ни одного слова… «На следующее утро, - вспоминает К. Паустовский, - я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

Мастера художественного слова справедливо сравнивают знаки препинания с нотами.

Основное назначение пунктуации - указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними.
Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания допускающие пунктуационные варианты, которые обусловлены правилами расстановки знаков препинания.

В русской пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзац (написание с новой строки).

Различаются знаки отделяющие (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и знаки выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки).

Синтаксис по праву занимает значительное место в школьном курсе русского языка. Он позволяет по-новому, с функциональной точки рения, оценить все средства языка и речи, изученные ранее в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и, особенно, морфологии. Изучение морфологии на синтаксической основе требует внимания к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц. Особенно важно изучение синтаксического строя русского языка в интересах развития речи. Знание законов сочетаемости слов и конструирования предложений позволяет правильно строить сочетания и предложения, обогащать синтаксический строй речи, более полно и точно выражать мысли, предупреждать речевые ошибки и т.д.

Изучение синтаксического строя русского языка содействует развитию мышления учащихся, вызывает интерес к изучению языка и речи. Синтаксис дает также необходимую базу для формирования многих орфографических навыков, из которых отметим прежде падежные окончания управляемых и согласуемых слов.

Пунктограмма — правильное, соответствующее правилам или тради¬ции употребление знака препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила; например, запятая при однородных членах, точка в конце предложения и пр. Словесное выражение пунктограммы обычно включает название синтаксической единицы и указание на знак, его функцию. Пунктограмма выражает пунктуационную задачу, знак препинания — результат ее решения, полученный путем применения правила, а также выбранный исходя из коммуникативной целесообразности (если правило допускает варианты).

Перечень пунктограмм, изучаемых в школе:

1. Знаки препинания в конце предложения.
2. Тире между главными членами предложения.
3. Тире в неполном предложении.
4. Знаки препинания между однородными членами.
5. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
6. Знаки препинания при обособленных определениях.
7. Знаки препинания при обособленных приложениях.
8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
9. Знаки препинания при обособленных дополнениях.
10. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
11. Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкциях с союзом как.
12. Знаки препинания при обращениях.
13. Знаки препинания при вводных словах, вводных и вставных предложениях, словах-предложениях ДА, НЕТ, междометиях.
14. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
15. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
16. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
17. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.
18. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.
19. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат.
20. Использование кавычек.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Москва-столица нашей Родины.

2.Жить - родине служить.

3.Пятью пять-двадцать пять.

4.Наш долг- хорошо учиться.

5.Бедность не порок.

6.Наш сад как проходной двор. (сравнит. союз)

7.Он мой друг. (подлежащее - личное местоимение)_

Тире в неполном предложении

Летом светает рано, а зимой – поздно. (светает)

Однородные члены предложения

1.Люди работали спокойно, молчаливо.

2.Карета подъехала и остановилась.

3.Туча птиц заслонила и небо, и лес.

4.Туча птиц заслонила небо, и лес, и реку.

5.Осень завладела садами и реками, лесами и полями.

6.В лесах водятся как зайцы, так и лисицы.

7.Он не только работал, но и учился.

8.В небе парил не то коршун, не то ястреб.

9.Ночью ветер злится да стучит в окно. (= и)

10.Мал золотник, да дорог. (= но)

Обобщающее слово при однородных членах.

1.Всё было серое: лес, озеро, небо.

2.Лес, озеро, небо – всё было серое.

3.Всё: лес, озеро, небо - было серое.

Обособленные определения и приложения.

1.Очень усталая, она присела отдохнуть.

2.На небе замерли облака, еще розовые от заката.

3.Геолог, он исколесил всю Сибирь.

4. Вася, мой друг, никогда не подведет.

5. Наступил ноябрь-месяц крепких заморозков.

6.Смышленые звери, бобры зимуют разумно.

7.Вьется улица-змея.

1.Он застонал, как человек. (сравн. оборот)

2.Пошумев, река успокоилась. (одиночное дееприч.)

3.Лежа на песке, мы слушали шум моря. ( деепр.оборот .)

4.Несмотря на ночь, было душно. (несмотря на)

Обособленные уточняющие члены предложения.

1.Мы вернулись домой поздно, в десятом часу.

2.Мы беседовали хорошо, по-дружески.

3.Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес.

4.На пристани никого не было, кроме сторожа.

5.Малиновое, без лучей, солнце село за горизонт.

6.Осьминоги, или спруты, могут быть опасны.

1.Здравствуй, красавица Волга!

2.Тимур, тебя ищет дядя.

3. Тимур! Тебя ищет дядя.

Вводные слова и предложения

1.Пурга, безусловно, скоро кончится. (ввод. слово)

2.Пурга, я думаю, скоро кончится. (ввод. предлож.)

1. Мой приход - я это мог заметить - сначала несколько смутил присутствующих.

2.Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами) и полюбовались видами.

Предложения с междометиями

1. Ох, не забыл старинных я проказ.

2. Ах! Как хорошо на улице!

1. Взошло солнце, и стало тепло.

2. Утром взошло солнце и стало тепло.

с одним придаточным

1.[Лес стоит тихий], (потому что птицы улетели).

2.(Если ветка качнется), [с нее упадет снег].

3.[Над долиной, (где мы ехали), спустились тучи].

с несколькими придаточными

1.Параллельное подчинение:

(Когда поднялись на холм), [стало видно], (где дорога поворачивает).

2. Однородное подчинение:

[Расскажите], (что слышно на свете) и (поют ли еще соловьи).

3. Последовательное подчинение

[Я знал], (что отвечу), (если меня спросят).

[Нам сказали], (что, (если не будет дождя), пойдем в поход).- нет то, так

[Нам сказали], (что (если не будет дождя), то пойдем в поход). - есть то

Бессоюзное сложное предложение

1.В глазах у меня потемнело, голова закружилась.(и)

2.В лесу стало тихо: птицы улетели.(потому что)

3.Павел видит: что-то чернеет на горизонте. (что, как)

4.Погода ужасная: дождь льет, ветер воет. ( а именно)

Сложное предложение с разными видами связи

1.Подчинительная и сочинительная

(Хотя было уже поздно), [в комнате горела лампа] и [никто не спал].

[На небе были тучи], и, (хотя шел только третий час дня), [стало темно].

[На небе были тучи], и (хотя шел только третий час дня), но [стало темно].

2.Сочинительная и бессоюзная

[Один и тот же поступок люди расценивают по-разному] : [одни восхищаются], а [другие осуждают].

3.Подчинительная и бессоюзная

(Когда рыбаки возвращались домой), [дул сильный ветер] : [начинался шторм].

4.Сочинительная, подчинительная, бессоюзная

[Отроду не бывал я в таких пустых местах]: [нигде не мерцал огонек] и [не слышалось никакого звука], (так что мне стало страшно).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 236 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.11.2019 2299
  • DOCX 48 кбайт
  • 38 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Олешко Ольга Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: