Эпоха возрождения для детей кратко

Обновлено: 04.07.2024

Те искания в литературе и искусстве Европы, которые принято относить к эпохе Возрождения, или Ренессанса, в разных странах приходятся на разное время. В каждой стране они имеют свои особенности. Однако можно сказать, что эпоха Возрождения — это время подъема культуры многих европейских стран, которое примерно охватывает два века — XV и XVI, а в Италии еще и XIV в.

В ту пору стремительно росли города, народные массы выступали против феодалов. Развивалась торговля. Купцы отправляли свои корабли в далекие плавания.

Растущей буржуазии очень мешали всякие средневековые запреты. Появились люди, не желавшие соглашаться с церковным учением о том, что жизнь на земле не должна интересовать человека, что его удел — отказываться от земных радостей во имя блаженства в загробном мире.

Люди, не согласные с учением церкви, напротив, считали, что человек должен стремиться здесь, на земле, к настоящей жизни, полной радости и яркого содержания. Гуманисты думали не о божественном, а о человеческом. Они верили в силу человека, призывали уважать его красоту и разум, воспевали отвагу его дел и смелость его мысли, черпали вдохновение в народной поэзии, обращались к своему родному национальному языку.

Первые гуманисты появились в Италии. И это понятно. В Италии раньше, чем в других странах, отжило свой век крепостное право, начали развиваться торговля и промышленность, выросли сильные города, появились первые наемные рабочие. Именно здесь, в Италии, под натиском нового отступали старые порядки, а вместе с ними и старые средневековые идеи.

На земле Италии сохранилось много памятников культуры древнего Рима, а также древней Греции, которые были вывезены сюда еще во времена античности.

Но вскоре это слово приобрело более широкий смысл. Оно стало означать не только возрождение старых, но и рождение новых культурных ценностей.

Гуманисты были людьми необыкновенной, подчас всеобъемлющей широты интересов. Один из самых замечательных во всей истории человечества примеров этого — Леонардо да Винчи. Гениальный скульптор, художник и теоретик искусства, он был наряду с этим выдающимся механиком и математиком. Леонардо да Винчи проектировал плотины и крепости, размышлял над секретом летания птиц и над устройством летательного аппарата тяжелее воздуха, писал басни и рассказы, высказывал догадки о происхождении гор, изобретал станки и машины. И он был неодинок в своей многосторонности. Эпоха Возрождения знала и других людей, которые совмещали в себе поэта и зодчего, или скульптора и философа, или дипломата и врача.

В этом очерке мы кратко охарактеризуем лишь одну сторону эпохи Возрождения — ее литературу и начнем с Италии — колыбели Возрождения.

Италия была родиной группы прозаиков во главе с Джованни Боккаччо (1313—1375). Они писали рассказы, в которых зло высмеивали поповские выдумки о святых и чудесах, изобличали лицемерие монахов, отвергали средневековую проповедь отречения от жизни. Героями их рассказов были сильные, здоровые, веселые, умные люди, верные дружбе, умеющие постоять за себя и свою любовь. В этих преимущественно сатирических произведениях правдиво и без прикрас изображались быт и нравы Италии тех лет.

Для народа в эти годы писал свои простые и веселые стихи и пьесы сапожных дел мастер и поэт Ганс Сакс.

Деятельность гуманистов во Франции, да и не только во Франции, требовала большого мужества. Многие из них подвергались преследованиям со стороны реакционных сил, стоявших на страже прошлого. Особенно преследовала гуманистов церковь. Некоторым из них жажда знаний и стремление распространить эти знания стоили жизни. Французский ученый и книгоиздатель Этьен Доле был сожжен на костре, писатель-сатирик Деперье, затравленный врагами, покончил жизнь самоубийством.

В каждой стране литература эпохи Возрождения принимала свой, особенный, национальный характер, но у самых значительных ее созданий были и сильно выраженные общие черты.

Лучшие писатели эпохи Возрождения стремились глубоко изучить человека и правдиво его изобразить, прославляли красоту его тела и силу души, воспевали его борьбу за земное счастье. Они боролись со всем отжившим, темным, косным, что стояло на пути этого счастья. Писатели эпохи Возрождения стремились изучить и изобразить действительную жизнь человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance) представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями.

Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.

В данной статье мы хотим кратко осветить ключевые моменты эпохи Возрождения, и рассказать интересные факты из этого исторического периода.

Эпоха Возрождения кратко

Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.

Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.

Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.

В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.

Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.

По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.

Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

Литература Возрождения

Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.

В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).

Философия эпохи Возрождения

Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

Николай Кузанский – один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

Леонардо Бруни – итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса — Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.

Kopernik-Bruno-Galiley

Кратко лишь можно сказать, что Коперник (см. интересные факты о Копернике) произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

Мартин Лютер – выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения – протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

Художники эпохи Возрождения

Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

Леонардо да Винчи – один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен (см. интересные факты о Леонардо да Винчи).

Теперь вы знаете о том, что собой представляла эпоха Ренессанса. Мы постарались кратко осветить ключевые направления культуры, искусства и науки Ренессанса, а также рассказали о наиболее значимых представителях этих направлений.

Кстати говоря, рекомендуем посмотреть замечательные фотографии о том, как бы выглядели современные звезды в эпоху Возрождения. Очень интересно и увлекательно.


История Возрождения начинается в четырнадцатом веке. Этот период еще называют эпохой Возрождения. Ренессанс заменил средневековую культуру в Европе и стал предшественником культуры Нью Эйдж. А Ренессанс закончился в 16-17 веках, так как в каждом государстве у него своя дата начала и окончания.

возрождение кратко

Немного общих сведений

Эпоха Возрождения (кратко основные ее черты описаны в нашей статье) наложила свой идейный и культурный отпечаток на все государства Европы. Но для каждой отдельно взятой страны есть свои исторические границы того времени. И все — из-за неравномерного экономического и социального развития.

В Италии был период Возрождения. Здесь первые его симптомы проявились еще в XIII-XIV веках. Но прочно укоренилась эпоха только в 20-х годах 15 века. В Германии, Франции и других державах эпоха Возрождения возникла намного позже. На конец 15 века пришелся максимальный расцвет Возрождения. И уже в следующем столетии был замечен кризис идей этой эпохи. В результате случившегося возникли барокко и маньеризм.

искусство эпохи Возрождения

Что собой представляла данная эпоха

Возрождение — это период, когда начинается переход от средневекового феодального общества к буржуазному. Это как раз тот исторический этап, когда буржуазно-капиталистические отношения еще не сформировались и социально-феодальные основы уже пошатнулись.

В эпоху Возрождения начинает формироваться нация. В это время власть королей при поддержке простых граждан сумела преодолеть власть феодальной знати. До этого времени существовали так называемые объединения, которые назывались государствами исключительно по географическим причинам. Сейчас возникают великие монархии, основанные на национальностях и исторических судьбах.

Эпоха Возрождения характеризуется невероятным развитием торговых отношений между разными странами. В этот период были сделаны великие географические открытия. Ренессанс был периодом, когда были заложены основы современных научных теорий. Отсюда возникло естествознание со своими изобретениями и открытиями. Поворотным моментом в описанном процессе является открытие книгопечатания. И именно это увековечило Возрождение как эпоху.

литература эпохи Возрождения

Другие достижения Ренессанса

Ренессанс вкратце характеризуется высокими достижениями в области литературы. Благодаря появлению книгопечатания у него появляются возможности распространения, которые раньше были недоступны. Древние рукописи, воскрешенные, как феникс, из пепла, начинают переводиться на несколько языков и переиздаваться. Они путешествуют по миру быстрее, чем когда-либо. Процесс обучения стал намного проще благодаря возможности воспроизводить самые разные научные результаты и знания на бумаге.

Возобновление интереса к древности и изучению этого периода отразилось на морали и религиозных взглядах. Из уст Коллуччо Салютати, канцлера Флорентийской республики, было заявлено, что Священное Писание — не что иное, как поэзия. В эпоху Возрождения Святая инквизиция достигает своего расцвета. Это было связано с тем, что такое тщательное изучение древних трудов могло подорвать веру в Иисуса Христа.

характеристики эпохи Возрождения

Раннее и Высокое Возрождение

На характеристики Возрождения указывают два периода существования Возрождения. Таким образом, ученые делят всю эпоху на Раннее Возрождение и Высокое Возрождение. Первый период длился 80 лет — с 1420 по 1500 год. За этот период искусство еще не полностью избавилось от пережитков прошлого, но уже пыталось соединить их с элементами, заимствованными из классической античности. Лишь намного позже и очень медленно, благодаря влиянию радикально изменившихся условий культуры и жизни, они отказываются от основ средневековья и без угрызений совести начинают пользоваться античным искусством.

Но все это произошло в Италии. В других государствах искусство давно подчинено готике. Лишь в конце 15 века в Испании и в государствах, расположенных к северу от Альп, началось Возрождение, здесь первая фаза эпохи продолжается до середины 16 века. Но ничего полезного за это время произведено не было.

Высокий Ренессанс

Вторая эпоха Возрождения считается величайшим периодом его существования. Высокое Возрождение тоже длилось 80 лет (1500-1580). В этот период столицей искусства стал Рим, а не Флоренция. Все это стало возможным благодаря восшествию на престол Папы Юлия II. Он был амбициозным человеком. Он также был известен своей честностью и находчивостью. Именно он привлек к своему двору лучших итальянских художников. При Юлии II и ее преемниках было построено огромное количество монументальных скульптур, моделировались непревзойденные скульптуры, расписывались фрески и картины, которые до сих пор считаются шедеврами мировой культуры.

особенности эпохи Возрождения

Периоды искусства Возрождения

Идеи Возрождения воплотились в искусстве того периода. Но прежде чем говорить о самом искусстве, я хотел бы выделить его основные этапы. Таким образом отмечаются прото-ренессанс или вступительный период (около 1260-1320 гг.), Дюшенто (13 век), 14 век (14 век), а также 15 век (15 век) и 16 век (16 век.).

Конечно, последовательность светских границ не совсем совпадает с конкретными фазами культурного развития. Проторенессанс знаменует собой конец 13 века, раннее Возрождение заканчивается в 1490 году, а Высокое Возрождение иссякает еще до начала 1530 года. Только в Венеции он продолжает существовать до конца 16 века.

Литература Ренессанса

В литературе эпохи Возрождения есть бессмертные имена, такие как Шекспир, Ронсар, Лоренцо Вала, Петрарка, Дю Белль и другие. Именно в эпоху Возрождения поэты доказали победу человечества над собственными недостатками и ошибками прошлого. Наиболее развита литература Германии, Франции, Англии, Испании и Италии.

Английская литература находилась под сильным влиянием итальянской поэзии и классических произведений. Томас Вятт вводит форму сонета, которая довольно быстро набирает популярность. Также заслуживает внимания сонет, созданный графом Сурреем. История английской литературы во многом похожа на французскую, хотя внешнее сходство минимально.

идеи Возрождения

Немецкая литература эпохи Возрождения известна появлением Шванков примерно в это время. Это интересные и забавные рассказы, которые создавались сначала в форме стихов, а затем в прозе. Они говорили о повседневной жизни, повседневной жизни обычных людей. Все это было представлено в легком, игривом и непринужденном стиле.

Литература Франции, Испании и Италии

Литература французского Возрождения отмечена новыми веяниями. Маргарита Наваррская стала покровительницей идей Реформации и гуманизма. Во Франции начали зарождаться народное и городское искусство.

Эпоха Возрождения (кратко ее можно увидеть в нашей статье) в Испании делится на несколько периодов: раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Барокко. На протяжении всей эпохи в стране уделялось больше внимания культуре и науке. В Испании развивается журналистика, появляется пресса. У некоторых писателей переплетаются религиозные мотивы и светские идеи гуманизма.

Представителями итальянской литературы эпохи Возрождения являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые стали откровенно и обыденно выражать высокие образы и мысли. Это нововведение было встречено с большим успехом и распространилось по другим странам.

история Возрождения

Ренессанс и искусство

Особенность эпохи Возрождения в том, что человеческое тело стало главным источником вдохновения и объектом исследования художников этого времени. Поэтому упор был сделан на схожесть скульптуры и живописи с действительностью. Основными чертами искусства эпохи Возрождения являются великолепие, изощренность использования кисти, игра света и тени, завершенность рабочего процесса и сложные композиции. Для художников эпохи Возрождения главными были изображения Библии и мифов.

В живописи эпохи Возрождения сходство реального человека с его изображением на конкретном полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Этого нельзя сказать об искусстве ХХ века.

Эпоха Возрождения (ее основные направления кратко описаны выше) воспринимала человеческое тело как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшают свои навыки и знания, изучая тела людей. Тогда преобладало мнение, что человек был создан по подобию и образу Бога, и это утверждение отражало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства эпохи Возрождения были боги.

Природа и красота человеческого тела

В искусстве эпохи Возрождения природе уделялось большое внимание. Пейзажи характеризовались разнообразной и пышной растительностью. Сине-голубое небо, пронизанное солнечными лучами, пронизывающими белые облака, было великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения восхищалось красотой человеческого тела. Эта особенность проявилась в изысканности элементов мускулов и тела. Сложные позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра характерны для творчества скульпторов и скульпторов эпохи Возрождения. К ним относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Урок 4. Эпоха Возрождения: Ренессанс в искусстве

Этот урок, посвященный эпохе Возрождения или Ренессансу, будет для вас легким, понятным и изящным, если вы хорошо изучили урок №2, где мы разбирали искусство Древней Греции и Древнего Рима. Эпоха потому и получила такое название, что в этот период истории началось возрождение античных традиций в искусстве.

Разумеется, культура и искусство обогатились новыми стилями и веяниями, появились новые, характерные данному историческому периоду черты. И если античное искусство нашло отклик в вашей душе, с высокой степенью вероятности искусство Ренессанса точно так же затронет ваше сердце и разум.

Изучив материал урока, вы узнаете, как развивались архитектура, скульптура, живопись и литература данного периода, познакомитесь с наиболее знаковыми памятниками культуры, именами творцов и произведениями искусства.

Содержание:

Итак, какой же отрезок времени мы имеем в виду, когда говорим о Ренессансе?

Периодизация эпохи Возрождения

Из материала прошлого урока вы уже знаете, что эпоха раннего Возрождения примерно совпадает по времени с периодом позднего Средневековья, а хронологические границы Ренессанса условны и весьма усреднены, т.к. в разных странах культурно-исторические процессы имели свои черты и особенности и свой темп развития. В целом же периодизация Ренессанса выглядит следующим образом:

  • Раннее Возрождение – 15 век.
  • Высокое Возрождение – начало 16 века.
  • Позднее Возрождение – 20-е годы – конец 16 века.

Кроме того, историки часто в качестве самостоятельного периода выделяют Проторенессанс, включая туда вторую половину 13 века и 14 век полностью. Ввиду того, что этот период имел самостоятельное значение только в Италии, где и зародился Ренессанс, мы его не включаем в общую таблицу периодов, однако, безусловно, упомянем деятелей искусства того времени, когда будем изучать тренды в разных его сферах.

И еще одна ремарка: искусство Ренессанса имеет общие черты, свойственные каждому из периодов, а процесс развития отличается гармонией и высокой степенью преемственности на протяжении всей эпохи.

По этой причине будет удобнее рассматривать каждое направление в искусстве – архитектуру, скульптуру, живопись и т.д. – единым блоком, чтобы можно было нагляднее оценить как преемственность традиций, их большую или меньшую выраженность, так и некоторые отличия периодов. Чтобы было понятнее, о чем речь, мы начнем с общей характеристики эпохи Ренессанса.

Общая характеристика Ренессанса

Ренессанс – это, прежде всего, возрождение интереса к человеку как к центральному субъекту искусства, его личности как высшей ценности. Такой подход получил название гуманизма. Идеями гуманизма пропитано все искусство Ренессанса, все стили и направления, зародившиеся в данный период. Тому было несколько предпосылок.

Во-первых, это рост и развитие городов-республик, где формировались принципиально новые, отличные от феодальных, социально-экономические отношения. Там не было землевладельцев и крестьян, зато были торговцы, ремесленники, банкиры и прочие группы населения, без которых городская жизнь и городская инфраструктура невозможны как таковые. Вполне логично, что у них были свои взгляды на жизнь, изрядно отличавшиеся от взглядов консервативного и набожного сельского населения.

Вторым важным фактором, повлиявшим на идеологию Ренессанса, стало падение Византийской империи. Оно сопровождалось массовым исходом населения из охваченных военными конфликтами земель. Бывшие подданные Византии оседали в Европе, знакомили местное население с достижениями своей культуры, усваивали нормы и правила городской жизни, в результате чего рождался уникальный симбиоз культур, ставший основой новой эпохи в искусстве.

Возможно, что и переселенцы, пережившие стресс, связанный с военными действиями у себя на родине и кардинальной сменой привычного образа жизни, тоже стали носителями запроса на новые веяния в культуре и искусстве. Так или иначе, Ренессанс – это принципиально новое явление в искусстве, с которым мы и познакомимся в данном уроке. Начнем, как обычно, с архитектуры.

Архитектура

В архитектуре Ренессанса с самого начала эпохи четко прослеживаются черты античного зодчества: симметричность, рациональность, практичность, более светский характер строений и их оформления, внимание к инженерным деталям. В этом заключается принципиальное отличие как от тяжеловесных строений романского периода, так и от мрачноватой готики.

Проторенессанс

Считается, что предтечей новой эпохи в архитектуре стали творения художника и архитектора Джотто ди Бондоне (1266-1337). В частности, спроектированная им церковь Санта-Кроче во Флоренции:

Базилика Санта-Кроче

Конечно, там еще просматриваются элементы готики, однако в целом здание визуально легче, чем традиционные готические образцы архитектуры.

Архитектура раннего Ренессанса

Сразу скажем, что в качестве типичных образцов ренессансной архитектуры мы рассмотрим творения итальянских зодчих. Во всех остальных государствах Европы еще нестойкие традиции Ренессанса смешивались с местными особенностями национального зодчества. Поэтому неискушенному читателю будет сложно вычленить элементы ренессансной архитектуры и отделить их от национальных особенностей.

Одним из первых образцов архитектуры раннего Средневековья считается

Оспедале дельи Инноченти или Воспитательный дом во Флоренции, спроектированный архитектором Филиппо Брунеллески (1377-1446):

Оспедале дельи Инноченти

Поясним, что Воспитательный дом – это некое подобие приюта для бездомных детей, где им оказывают медицинскую помощь и пытаются адаптировать к нормальной жизни. Данный проект Филиппо Брунеллески воплотил в жизнь в самом начале своей карьеры.

В числе прочих заслуг Филиппо Брунеллески стоит назвать открытие перспективы в архитектуре, что позволяло представить объект в трехмерном пространстве со всеми возможными искажениями зрительного восприятия еще до начала его строительства.

Он же первым возвратил к жизни элементы античной архитектуры, тщательно изучая и замеряя развалины строительных конструкций античного периода, коих в Риме предостаточно, и вписывая их в свои проекты.

Архитектура высокого Ренессанса

В эпоху высокого Ренессанса центром итальянской архитектуры становится Рим, и наличие наглядного материала в виде останков конструкций сыграло в этом немалую роль, став источником вдохновения многих мастеров эпохи. Заимствование идей идет полным ходом, светские и культовые здания становятся все больше похожи на образцы античной архитектуры, впрочем, изрядно осовремененные по меркам того времени.

В качестве примера приведем темпьетто (ротонду) во дворе римского монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио, которую построил в 1502 году итальянский архитектор Донато Браманте (1444-1514):

Темпьетто во дворе Сан-Пьетро-ин-Монторио

Архитектура позднего Ренессанса

По мере развития архитектура строений эпохи Возрождения все больше усложнялась. Появлялось множество разнородных деталей, фасады начали всячески украшать и расписывать, чего не наблюдалось в массовых масштабах в предыдущие отрезки времени, а сами строительные конструкции становились все более изощренными. В качестве образца вычурности и избыточности часто приводят Палаццо дель Те в Ломбардии, спроектированный Джулио Романо (1492-1546):

Палаццо дель Те

Дворец (палаццо) принадлежал одному из представителей местной знати, а страсть богатых людей к украшательству зашкаливала всегда. К слову, данный тренд полностью сохранился и в наше время. Как бы там ни было, но поздний Ренессанс дал жизнь сразу двум направлениям в архитектуре. Это, во-первых, маньеризм (от итальянского maniera – манера, манерность), который как раз и символизировал избыточность форм и украшений.

Скульптура

Как вы помните из предыдущего урока, скульптура в период Средневековья в силу разных причин претерпела упадок. Там, где скульптурные традиции сохранились, они были в большей степени дополнением к архитектурной практике, нежели самостоятельным направлением в искусстве. Пионером в деле возрождения скульптурных традиций античности стала Италия.

Тут наблюдаются два тренда. С одной стороны, мастера стремятся воссоздать античные скульптурные традиции в плане соблюдения пропорций и придания статуям общего гармоничного вида. С другой, творцы эпохи Возрождения стремятся избавиться от избыточного монументализма скульптуры, который нередко наблюдался в более ранние периоды.

Скульптура раннего Ренессанса

Жертвоприношение Авраама от Лоренцо Гиберти

В дальнейшем деление рельефа на пространства станет классикой жанра. В изготовлении статуй наблюдаются два тренда: подражание классике и стремление к реализму. В качестве материала используется как мрамор, так и бронза. Интересна статуя Георгия Победоносца в исполнении скульптора Никколо Донателло (1386-1466):

Статуя Георгия Победоносца

Как видим, здесь наблюдается явное сходство со скульптурами периода античности. Однако и Донателло, и другие скульпторы практикуют изображение людей в одежде, а не только обнаженной натуры, как в античные времена.

Скульптура высокого Ренессанса

В период расцвета Ренессанса мы наблюдаем все те же тенденции, что зародились в ранний период Возрождения. Однако техника исполнения достигла величайших высот. Из образцов скульптуры высокого Ренессанса достаточно вспомнить статую Давида работы Микеланджело (1475-1564):

Статуя Давида

Здесь мы видим лучшее воплощение античных традиций в скульптуре. Кроме того, здесь ясно прослеживается контрапост. Это прием, усиливающий визуальное впечатление от композиции путем умышленного контрастного противопоставления правой и левой части композиции.

Скульптура позднего Ренессанса

Персей

Живопись

Как и в прочих жанрах искусства, в живописи наблюдается заимствование художественных приемов Античности. Даже в библейские сюжеты постепенно проникает тема красоты человеческого тела и совершенства его форм. Впрочем, это произошло не одномоментно.

Проторенессанс

Что касается темы живописи, здесь самое время вновь вспомнить о Проторенессансе и величайшем художнике этого периода Джотто ди Бондоне. Дело в том, что его наработки послужили источником вдохновения и были позаимствованы главными фигурами эпохи Возрождения в живописи: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэлем (1483-1520). Эти наработки вряд ли сможет обнаружить глаз человека, не имеющего художественного образования, поэтому в этот раз мы сначала расскажем, а потом покажем.

Особенности творчества Джотто ди Бондоне:

Полиптих Барончелли

Живопись раннего Ренессанса

Мадонна Евхаристии

Живопись высокого Ренессанса

Расцвет Ренессанса предопределен творчеством таких великих художников, как Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэль Санти (1483-1520).

Амур, умерь слепящее сиянье

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой…

Афинская школа

Витрувианский человек

Мадонна Дони

Живопись позднего Ренессанса

Мадонна с длинной шеей

Литература

Литература эпохи Возрождения насквозь пронизана идеями гуманизма, воспевает красоту и достоинство человека, утверждая человеческую личность как высшую ценность. В противовес церковным догматам, щедро популяризируемым литературными средствами в Средневековье, литература Ренессанса воспевает идею раскрепощения человека.

Именно человек в литературе Ренессанса выступает творцом своего счастья, а вовсе не какое-то предопределение свыше, и это принципиальное отличие светской литературы от религиозной. Это был весьма радикальный по тем временам подход к жизни и искусству. Считается, что предвестником появления новой литературы стали творения Данте Алигьери, написанные еще в начале 14 века.

Проторенессанс

Литература раннего Ренессанса

Литература высокого и позднего Ренессанса

В связи с вышесказанным у многих может возникнуть вопрос: а был ли упадок, свойственный эпохе позднего Ренессанса, в литературе? Ответим кратко: маньеризм не пощадил никого.

Маньеризм в литературе

Обратите внимание, что применительно к литературе отнесение к тому или иному периоду происходит не столько на основе формальной периодизации истории искусств, сколько на основе литературоведческого анализа произведений и выделения признаков, свойственных тому или иному стилю и направлению.

Музыка и зрелищные искусства

Эпоха Возрождения в музыке характеризуется расширением технических возможностей передачи музыкальных идей, появлением новых музыкальных инструментов. Помимо известных с древнейших времен ударных, духовых и струнных инструментов, традиционно изготавливаемых из доступных в регионе материалов, появляются струнные смычковые инструменты. Например, виола:

Виола

В эпоху возрождения появились клавишные инструменты, такие как клавесин, чембало, клавикорд, верджинел. Таким образом, возможностей для передачи богатства мелодических звуков стало заметно больше.

Содержание музыкальных произведений стало более светским, что, впрочем, не означает отказа от дальнейшего развития церковной музыки. Так, именно в эпоху Возрождения появилась Римская школа в музыке. Под Римской школой принято понимать творчество композиторов второй половины 16 – первой половины 17 веков, работавших в Сикстинской капелле и писавших церковную многоголосую музыку, ориентируясь на каноны, принятые на Тридентском католическом соборе (собрании).

В светской музыке появляются новые жанры. Например, в Италии появился мадригал – произведение любовного лирического характера. Наиболее известными авторами мадригалов считаются Лука Маренцио (1553-1599) и один из основателей жанра Якоб Аркадельт (1507-1568).

Эпохе Возрождения мы обязаны и возникновением баллады, прочно занявшей свое место в музыкальной культуре, и удерживающей свою нишу в искусстве по сей день. Кроме того, возникло бесчисленное множество жанров, имевших локальное или региональное значение, однако сохранявших свое влияние на протяжении многих десятилетий той эпохи. Например, вильянсико в Испании, фроттола в Италии и многие другие.

В наследие от Ренессанса нам достались сборники музыкальных произведений для различных музыкальных инструментов. Так, лютнист и композитор Эммануэль Адрианссен (1554-1604) составил сборник произведений для лютни Pratum Musicum:

Pratum Musicum

В эпоху Ренессанса продолжает развиваться танцевальное искусство. В этот период явно заметно разделение танцев на народные и придворные. Технические танцевальные приемы эпохи Ренессансы систематизированы в трудах Доменико из Пьяченцы (1390-1470), Антонио Корнацано (1430-1484), кстати, тоже родившегося в Пьяченце, и Гульельмо Эбрео (1420-1484). Их работы имели большое значение как для историков, пытавшихся воссоздать культурный облик эпохи, так и собственно для развития хореографии.

Проверьте свои знания

Как и следует полагать, за периодом Возрождения наступает эпоха Нового времени.

Читайте также: