Проблема первоосновы мира в учении фалеса гераклита демокрита кратко

Обновлено: 02.07.2024

Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:
- от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V-IV вв. до нашей эры, как правило, определяется, как досократовский, а философы, работавшие в это время, – как досократики.
- приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры – определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФЫ И ШКОЛЫ ДОСОКРАТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
5
1.1. Милетская Школа
5
1.2. Гераклит Эфесский
8
1.3. Элеаты
10
1.4. Пифагор
14
1.5. Эмпедокл
16
1.6. Анаксагор
18
1.7. Древнегреческие атомисты
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23
ЛИТЕРАТУРА
24

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

1. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФЫ И ШКОЛЫ ДОСОКРАТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1.1. Милетская Школа

1.2. Гераклит Эфесский

1.7. Древнегреческие атомисты

ВВЕДЕНИЕ

Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:

  1. - от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V-IV вв. до нашей эры, как правило, определяется, как досократовский, а философы, работавшие в это время, – как досократики.
  2. - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры – определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.
  3. - конец IV-II вв. до нашей эры – в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ.
  4. - I в. до нашей эры – V-VI вв. нашей эры – т.н. римский период.

Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе с постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифологического мышление. Возникновение философии связано с определенным уровнем абстрактного (рационального мышления), которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Так вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его развитие.

Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих философов. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало – из чего все произошло. Для упрощения дальнейшего изложения здесь следует отметить, что для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: СТОЙХЕЙОН, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и АРХЭ, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова. Помимо вопроса о первооснове почти все досократовские философы обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые – и проблеме познания.

1. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФЫ И ШКОЛЫ

ДОСОКРАТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1.1. Милетская школа

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

Первый из ионических философов – Фалес из Милета – жил приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 гг. до нашей эры).

Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположности 1 . Т.е. у этого философа мы, видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по отношению к развитию.

У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, – проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи 2 . Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека.

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524 гг. до нашей эры).

В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни. При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов.

1.2. Гераклит Эфесский

В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко 3 . Разумеется, диалектика здесь не излагается в ясных и упорядоченных понятиях, это скорее отдельные гениальные наблюдения.

Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму, т.е. всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью (НИКЕ). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности – закона (ЛОГОС). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Как мир, так и праматерия и логос, существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания.

1.3. Элеаты

Ксенофана из Колофона (565-470 гг. до нашей эры) можно считать идейным предшественником элейской школы.

Подобно милетцам, Ксенофан признает материальность мира, который в отличие от них считает постоянно одним и тем же, неизменным. Ксенофан стремился также к натуралистическому объяснению природных явлений.

Богом Ксенофан считал мир по всей его целостности. Он понимает бога как сущее, отличное от людей. Бог у него, таким образом, становится понятием, символизирующим неограниченность и бесконечность (как в пространственном, так и во временном отношении) материального мира. При этом универсальное бытие понимается им как вечное и неименное, что сообщает его философии черты неподвижности. Наряду с абстрактным единством допускаются и проявления многообразия мира.

Первоначало – это философская категория обозначающая некоторое вещество которое лежит в основе мира, из которого все возникает и в которое все возвращается.

Общие представления о Милетской школе

Милетская По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее школа философии является одним из наиболее ранних образцов философской мысли древнегреческого периода, ее представителей также часто называют натурфилософами, поскольку сфера их интересов лежала в первую очередь в осмыслении проблем природы, устройства мира, его законов и тесно переплеталась с проблемами естествознания.

Милетская школа получила свое название по имени процветающей греческой колонии Милета, располагавшейся в Ионии, на западном побережье Малой Азии. По этой же причине данную школу часто называют Ионийской, с подачи Диогена Лаэртского. Одной из основных проблем философов Милетской школы была проблема поиска первоначала мира. Мифо-религиозное объяснение его происхождения более не удовлетворяло мыслителей, в связи с чем они искали иную, более стройную и основанную на знании о природе теорию, способную прояснить не только то как возникла вселенная, но также как она устроена и как функционирует, каково ее будущее. К сожалению труды философов не сохранились до наших дней и их учения известны лишь благодаря цитатам и комментариям в более поздних источниках. Помимо философских размышлений философы-ионийцы уделяли много времени научных открытиям, они заложили основы физики, химии, биологии, гидравлики, геологии, астрономии и иных наук.

К числу представителей Милесткой школы относят:

  • Фалеса,
  • Анаксимандра,
  • Анаксимена.

Готовые работы на аналогичную тему

Также к числу Ионийских философов часто причисляют и Гераклита Эфесского По данной теме мы уже выполнили презентацию Гераклит Эфесский подробнее , проживавшего в Ионии, близ города Эфеса и тесно знакомого с традициями натурфилософии милетцев. Расцвет и закат Милетской школы непосредственно связаны с исторической судьбой самого города и всей греческой Ионии. Будучи процветающих торговым центром город породил плеяду знаменитых философов, чье влияние сказалось на всем дальнейшем развитии античной мысли, однако уже в начале пятого века до н.э. город попадает под влияние персов, и философская традиция в нем обрывается.

Учения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена

Фалес был первым натурфилософом и заложил проблематику и традиции всей милетской философии. Кроме того, Фалес много путешествовал будучи торговцем, он обучался у египетских и вавилонских мудрецов, благодаря чему имел весьма обширные представления о природе и астрономии, что позволило ему предсказать солнечное затмение 585 года до н.э. Основной сферой естественнонаучных интересов Фалеса выступала гидравлика, поэтому не удивительно, что в своей философской концепции именно стихия воды, была помещена мыслителем на место первоначала.

Объекты, порождаемые водой, рассматривались Фалесом как одушевленные. Главным свойством души, живого в тот период почиталось движение, а потому движение предметов под воздействием магнита рассматривалось Фалесом как надежное доказательство их одушевленности.

Анаксимандр был учеником Фалеса. Анаксимандр в качестве первоначала мира полагал некое беспредельное вещество – апейрон, чьи свойства остаются непознаваемыми. Апейрон обладает способностью порождать противоположности, в частности теплое и холодное, взаимодействие между которыми и создало окружающий мир.

Согласно Анаксимандру земля находится в центре мироздания, подобная срезу дерева. Она окружена тремя огненными оболочками, содержащими звезды, Солнце и Луну. При этом мир постоянно разрушается и создается вновь, возвращаясь к апейрону и снова выделяясь из него.

Анаксимен в свою очередь ввел новое представление о первоначале как о воздухе, а если точнее, о дыхании. В мире происходят процессы сгущения и разрежения благодаря которым формируются все вещества и объекты. Плоский диск земли окружён воздушным пространством и поддерживается дыханием мира, Луна, Солнце и звезды, также представляют собой плоские проекции, которые парят над Землей.

Учение Гераклита

Концепция Гераклита, как и многих его современников, дошла до настоящего времени в отрывках, однако можно утверждать, что философ выдвигал революционные и опережающие его время идеи. Можно выделить три его главных тезиса:

  • мир находится в постоянном изменении;
  • огонь представляет собой первооснову мира;
  • мир полон противоположностей, которые взаимосвязаны и борются между собой.

Лучшей метафорой для отражения этой идеи стала стихий огня, выбранная Гераклитом в качестве первоосновы. Не следует понимать данную идею буквально, Гераклит включает огонь в круг взаимопревращений с другими стихиями, которые порождают друг друга и все вокруг, однако именно формы огня, его постоянная изменчивость и динамика, связанная то с затуханием, то разрастанием пламени, по мнению Гераклита лучше всего отражала процессы мирового движения. Мир цикличен, в начале каждого цикла он растет, а в конце затухает, чтобы вновь возродиться из пепла, словно пламя.

Гераклит видел начало всего сущего в огне, ибо он представлялся древним веществом и был наиболее подвижен. Гераклит считал, что огонь рождает воду, а вода уже рождает небо, землю и всё, что между ними. Физичное понимание субстанции.

У Элеатов субстанция – это бытие. Философичное понимание субстанции. Ксенофан видел основу всего сущего в земле. Якобы вся земля была покрыта морем, но потом поднялась и стала сушей, и тогда появилась жизнь.

Демокрит относится к атомистам. Первоначала атомистов – атомы (бытие) и пустота (небытие). Живое возникло из неживого по законам природы, без всякого творца и цели. Якобы когда земля была ещё мягкой, как глина, на ней образовались плёнки, похожие на гнойные нарывы. Днём солнце их нагревало, ночью их питала лунная влага. И из них в итоге появились люди и различные виды животных.

Период античной философии в истории философии представлен работами древнегреческих и древнеримских философов от V века до н.э. – V века н.э. В этом ряду Анаксимандр, Демокрит, Гераклит, Анаксимен, Ксенофан, Платон, Сократ, Аристотель, Эпикур, Пифагор. Все они обладали энциклопедическими знаниями и занимались самыми различными науками. Многие из них были основателями первых философских школ: Платон создал первую Академию, а Аристотель – Лицей. В центре внимания античных философов находится универсальные проблемы бытия:

- строение мироздания и составляющие его части;

- место человека в космосе;

- конечные основания бытия, первичные элементы, из которых состоит мир;

- соотношение хаоса и порядка – конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного в мире;

- проблема причин и источников движения и развития;

- проблемы идеального устройства государства и правильного поведения граждан;

- нормы добродетельной жизни и т.д.

С точки зрения современности наибольший интерес представляют такие разделы философского учения древних, как учение о материи, учение о диалектическом развитии мира, учение о познании, учение о философских категориях.

Этапы античной философии:

2. Средняя классика (Сократ и его школы, софисты), главная проблема – сущность человека, проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми: в чем сущность морали, отношение человека и государства, существует ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом (Сократ, Антифонт, Эпикур).

3. Высокая классика (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов и др., проблема чувственного и сверхчувственного – идея синтетических основных философских проблем, проблема поиска рационального метода познания.

4. Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема - мораль и свобода человека, познание и т.д., структура Космоса, судьба Космоса и человека, отношение Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский). Проблема воли и свободы человека: идея ничтожности человека перед силами природы и его силы духа в стремлении к свободе, к познанию. С этими понятиями отождествлялось счастье свободного человека (Сенека, Эпиктет). Проблема отношений человека и Бога, божественные воли, строение Космоса. Выдвигались идеи Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие друг в друга (Плотин, Филон Александрийский и др.).

Важным достижением Греции VIII – VI в.в. до н.э. было начало научного исследования природы. Новое мировоззрение выдвигает идею бесконечности материального мира во времени и пространстве. Впервые рождается мысль о том, что не человек есть создание божественных сил, а наоборот, боги созданы человеческой фантазией по образу и подобию самого человека.

Античная философия имеет следующую особенность: материальной основой расцвета философии был экономический расцвет и греческих полисов. Мыслители были независимы от производства, освободились от физического труда и претендовали на духовое руководство обществом. Главной идеей был космоцентризм, на поздних этапах смешавшийся с антропоцентризмом. Допускалось существование богов, которые были близки человеку. Человек признавался частью природы.

В античную философию были заложены два направления философии – идеалистическое (Платон) и материалистическое (линия Демокрита).




Эту школу также называют милетской, поскольку трое ее главных представителей (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) жили в Милете, крупнейшем городе средиземноморском побережье Малой Азии – Ионии. На примере этой первой в истории философии школы можно также понять, что собой представляет философская школа как таковая и в чем ее специфика. Философская школа в широком смысле представляет собой направление, которое создается учителем и его учениками и может существовать в течение нескольких поколений. Представители данной школы решают одну или несколько близких философских проблем (например, представители милетской школы занимались поисками первоначала). Спецификой философских школ является то, что их представители могут приходить к разным выводам.

Мировоззрение Гераклита – одно из проявлений древнегреческого осмысления мира, которое оказало огромное влияние на последующее развитие европейской и мировой культуры.

Демокрита интересовали силы, которые движут миром. Он говорил, что отдал бы персидский престол за знание причины только одного какого - нибудь явления природы.

Он сделал это открытие только при помощи силы мысли, без исследований и приборов. Спустя 2 тыс. лет ученые доказали его правоту.

Период античной философии в истории философии представлен работами древнегреческих и древнеримских философов от V века до н.э. – V века н.э. В этом ряду Анаксимандр, Демокрит, Гераклит, Анаксимен, Ксенофан, Платон, Сократ, Аристотель, Эпикур, Пифагор. Все они обладали энциклопедическими знаниями и занимались самыми различными науками. Многие из них были основателями первых философских школ: Платон создал первую Академию, а Аристотель – Лицей. В центре внимания античных философов находится универсальные проблемы бытия:

- строение мироздания и составляющие его части;

- место человека в космосе;

- конечные основания бытия, первичные элементы, из которых состоит мир;

- соотношение хаоса и порядка – конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного в мире;

- проблема причин и источников движения и развития;

- проблемы идеального устройства государства и правильного поведения граждан;

- нормы добродетельной жизни и т.д.

С точки зрения современности наибольший интерес представляют такие разделы философского учения древних, как учение о материи, учение о диалектическом развитии мира, учение о познании, учение о философских категориях.

Этапы античной философии:

2. Средняя классика (Сократ и его школы, софисты), главная проблема – сущность человека, проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми: в чем сущность морали, отношение человека и государства, существует ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом (Сократ, Антифонт, Эпикур).

3. Высокая классика (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов и др., проблема чувственного и сверхчувственного – идея синтетических основных философских проблем, проблема поиска рационального метода познания.

4. Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема - мораль и свобода человека, познание и т.д., структура Космоса, судьба Космоса и человека, отношение Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский). Проблема воли и свободы человека: идея ничтожности человека перед силами природы и его силы духа в стремлении к свободе, к познанию. С этими понятиями отождествлялось счастье свободного человека (Сенека, Эпиктет). Проблема отношений человека и Бога, божественные воли, строение Космоса. Выдвигались идеи Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие друг в друга (Плотин, Филон Александрийский и др.).

Важным достижением Греции VIII – VI в.в. до н.э. было начало научного исследования природы. Новое мировоззрение выдвигает идею бесконечности материального мира во времени и пространстве. Впервые рождается мысль о том, что не человек есть создание божественных сил, а наоборот, боги созданы человеческой фантазией по образу и подобию самого человека.

Античная философия имеет следующую особенность: материальной основой расцвета философии был экономический расцвет и греческих полисов. Мыслители были независимы от производства, освободились от физического труда и претендовали на духовое руководство обществом. Главной идеей был космоцентризм, на поздних этапах смешавшийся с антропоцентризмом. Допускалось существование богов, которые были близки человеку. Человек признавался частью природы.

В античную философию были заложены два направления философии – идеалистическое (Платон) и материалистическое (линия Демокрита).

Эту школу также называют милетской, поскольку трое ее главных представителей (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) жили в Милете, крупнейшем городе средиземноморском побережье Малой Азии – Ионии. На примере этой первой в истории философии школы можно также понять, что собой представляет философская школа как таковая и в чем ее специфика. Философская школа в широком смысле представляет собой направление, которое создается учителем и его учениками и может существовать в течение нескольких поколений. Представители данной школы решают одну или несколько близких философских проблем (например, представители милетской школы занимались поисками первоначала). Спецификой философских школ является то, что их представители могут приходить к разным выводам.

Мировоззрение Гераклита – одно из проявлений древнегреческого осмысления мира, которое оказало огромное влияние на последующее развитие европейской и мировой культуры.

Демокрита интересовали силы, которые движут миром. Он говорил, что отдал бы персидский престол за знание причины только одного какого - нибудь явления природы.

Он сделал это открытие только при помощи силы мысли, без исследований и приборов. Спустя 2 тыс. лет ученые доказали его правоту.

Читайте также: