Я помню чудное мгновенье романс описать кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

К рождению этого шедевра оказывается причастны две женщины с одной фамилией: Керн – мать, Анна Петровна, и дочь, Екатерина Ермолаевна. Первая вдохновила Пушкина на создание стихотворного шедевра. Вторая - Глинку на создание шедевра музыкального.

Работа над музыкальным произведением включает в себя три этапа:

1. Первое знакомство с произведением.

2. Процесс воплощения исполнительской идеи в реальном звучании.

3. Исполнение произведения перед публикой.

2. Методы и приемы

В процессе работы над произведением, начиная с его разбора до полного завершения, я применяю весь комплекс приемов. Причем способы их использования тесно связаны с точным “прочтением” авторского текста, во всех деталях и служат конечной цели – раскрытию звукового образа. Такой принцип занятий способствует достижению технической свободы, мастерства.

Работа над музыкальным произведением начинается с предварительного прослушивания, которое облегчает разбор текста.

Работа над музыкальным произведением начинается с тщательного разучивания нотного текста в медленном темпе.

Работая над произведением, очень важно привлечь внимание ученика и посвятить определенное время к заучиванию и запоминанию движения рук, тесно связанных с точным исполнением указаний, касающихся фразировки, штрихов, артикуляции, динамики и пр. Естественно, что отрабатывать движения целесообразно сначала отдельными руками в медленном темпе. Затем, играя двумя руками, следует координировать движения, добиваясь полной свободы и непринужденности.

Сложные места требуют внимания и более тщательной работы. Для того чтобы трудности стали ясными, прежде всего, нужно определить их специфику и подобрать соответствующие приемы игры.

Сроки работы над музыкальным произведением весьма индивидуальны и зависят от многих факторов. Начнем с того, что в ДМШ и ДШИ концертмейстер работает не с профессиональными опытными исполнителями, а с детьми разного возраста, способностей, возможностей, темперамента, характера. С учащимися, которые только постигают азы музыкального исполнительства, со всеми ошибками, несовершенством, малым опытом концертных выступлений, небольшим багажом знаний, умений и навыков.

Сроки зависят от годового плана работы учебного заведения дополнительного образования, с положениями о конкурсах и фестивалях, школьных и городских мероприятий, от сложности выбранного произведения, от частоты, качества и количества уроков с педагогом.

Зачастую подготовка к тому или иному мероприятию занимает год – полтора, а иногда педагог вынужден заниматься с учащимся чаще и ускоренными темпами готовить его к концертному или конкурсному выступлению.

4. Средства выразительности.

Романс начинается с рассказа о былом – герой вспоминает явление ему

Дивного образа; музыка фортепианного вступления звучит в высоком регист-

ре, тихо, светло, словно мираж… В третьей строфе Глинка замечательно пе –

восторг перед женщиной и свою любовь к ней.

Характерное для многих романсов Глинки инструментальное обрамление (в виде фортепианного вступления и заключения) строится на основном мотиве вокальной мелодии. Сама же мелодия пленяет своей выразительной лирической кантиленой, красотой и гибкостью, а ее небольшие закругленные фразы объединяются гармоническими фигурациями фортепианной партии.

Средний раздел контрастен; он начинается с резкого тонального сдвига из фа мажора в ля-бемоль мажор.

Вокальная партия преобразуется во взволнованный речитатив, меняется фактура фортепианной партии – ее аккорды звучат решительно и тревожно. В репризе тема любви не просто возвращает нас к начальному образу, но достигает ликующей, восторженной кульминации, которую подчеркивает трепетное биение шестнадцатых в фортепианном сопровождении.

В романсе, как и в стихотворении, ясно показаны зарождение поэтического чувства любви, томительная скорбь разлуки, радость свидания. Поэтический смысл каждого нового душевного состояния лирического героя раскрывается в яркой и выразительной музыке.

В этом романсе ярко проявилась общность творческих натур и устремлений двух великих современников – Пушкина и Глинки: целостность, гармоничность восприятия мира, светлый взгляд на жизнь, вера в ее непревзойденную ценность.

Сочетание широкой мелодии и выразительной декламации отличает этот романс и является важной отличительной чертой вокального творчества Глинки.

После прослушивания произведения я сделала вывод о том, что в романсе музыка словно прислушивается к каждой поэтической фразе, чутко откликается на все, о чем в ней говорится. Мелодия романса больше похожа на напевную декламацию. Композитор старается передать в ней интонации человеческой речи.

Первая часть романса

hello_html_m25a5f896.jpg

Здесь сложность заключается в синхронном взятии вокалистом и пианистом третьей доли, которая звучит после форшлага. А в конце раздела необходимо обратить внимание на tenuto на аккордах в правой руке, которые должны звучать протяженно и плотно, с точно выдержанными четвертями.

hello_html_m3fbff451.jpg

Вторая часть(2-й раздел)

hello_html_m705e10e0.jpg

Третья часть – реприза.

hello_html_40c28bc.jpg

Бурные и радостные 16-е в правой руке.

hello_html_m197d1d5a.jpg

Сочетание широкой мелодии и выразительной декламации отличает этот романс и является важной отличительной чертой вокального творчества Глинки.

hello_html_5fc9b0ce.jpg

Для педагогов хорового отделения концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник, наперсник его творческих дел. Для учащихся – друг и наставник, помощник и тренер. И педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер. Оно завоёвывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с хормейстером, в собственном музыкальном совершенствовании.

Список литературы

Вопросы музыкальной педагогики. В. А. Рощина Л. В. вып. 5. Педагоги делятся опытом М.: Музыка, 1984г.

Комиссарская М. И. Русская музыка 19 века. М: Знание, 1974г.

Малышева Н. М. О песни М: Советский композитор, 1998г.

Методические записи по вопросам музыкального образования. вып. 3 Савельева З. М. Обучение учащихся – пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии.

История создания

Александр Сергеевич Пушкин

Девятнадцатилетняя молодая женщина, красотой которой восхищался весь Петербург, в то время как два года была женой пятидесятичетырёхлетнего генерала Ермолая Керна. Выйдя замуж по настоянию родителей, Анна была не очень счастлива в браке, и об этом знала вся северная столица. Пушкин же, будучи весьма неравнодушным к женскому полу, соответственно не мог пропустить прелестницу мимо своего внимания. Однако если прекрасный облик молодой генеральши оставил у Александра Сергеевича сильное впечатление, то это знакомство для Анны оказалось мало примечательным, тем более ей совсем не понравилось фривольное поведение поэта.

Александр Пушкин и Анна Керн

Прошло шесть лет. Пушкин с августа 1824 года, томившийся в ссылке по распоряжению высочайших властей в родовом поместье Михайловском, был весьма обрадован, узнав, что в соседнее имение Тригорское к Осиповым приехала погостить их родственница Анна Керн. На сей раз молодая женщина, в ту пору став страстной поклонницей творчества поэта, сама стремилась увидеться со своим кумиром. Итак, в один из июньских дней 1825 года Анна и Александр Сергеевич увиделись вновь. Изнывавший от скуки поэт, этой встрече был несказанно рад. Вновь поражённый красотой Анны и вдохновлённый её очарованием, Пушкин без промедления берёт в руку перо и создаёт шедевр, который во все последующие времена будет волновать души людей.

Анна Керн
возлюбленная Глинки Екатерина Керн

Интересные факты

Содержание

Михаила Ивановича Глинку, которого по праву величают основоположником русской классической композиторской школы, в творчестве привлекали разные жанры, однако особое внимание он уделял камерно-вокальной музыке. Написав за свою жизнь более восьмидесяти вокальных миниатюр на поэтические тексты разных авторов, в наследии композитора наиболее значимое место занимают романсы, созданные на стихи Александра Сергеевича Пушкина.

Михаил Иванович Глинка

Вокальную миниатюру в соответствии с литературным содержанием поэтического текста Пушкина, в котором отражались три важных эпизода из жизни главного героя, композитор заключил в трёхчастную форму. Основная тональность романса Фа мажор. Авторское темповое указание - Allegro moderato.

Вокальная миниатюра открывается небольшим, светло звучащим в верхнем регистре, четырёхтактовым вступлением, основанным на мотиве главной темы композиции. Затем начинается романс, льющаяся мелодия которого, наполненная мягкой грустью делает пушкинский образ ещё прекрасней. Звучащий на фоне арпеджированного аккомпанемента лирический напев пленяет своей красотой и изящностью.


После данного фрагмента начинается радостно – возбуждённая и яркая реприза. Возвращается романтичная тема любви, которая затем, подчёркиваемая активным аккомпанементом шестнадцатых длительностей, наполняется страстью и подводит к ликующей кульминации. Завершается композиция тем же четырёхтактовым тематическим материалом, который в исполнении фортепиано звучал во вступлении.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Романс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без глинкинской интонации. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений.

К рождению этого шедевра оказывается причастны две женщины с одной фамилией: Керн – мать, Анна Петровна, и дочь, Екатерина Ермолаевна. Первая вдохновила Пушкина на создание стихотворного шедевра. Вторая - Глинку на создание шедевра музыкального.

я вот сижу и думаю давно ли "я помню чудное мгновенье" стал романсом Глинки или раньше то же авторские права тырили. Я про Пушкина.

Замечательный романс, красивая, душевная песня. И как стихотворение это одно из моих самых любимых у Пушкина.

Романс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без глинкинской интонации. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений.

К рождению этого шедевра оказывается причастны две женщины с одной фамилией: Керн – мать, Анна Петровна, и дочь, Екатерина Ермолаевна. Первая вдохновила Пушкина на создание стихотворного шедевра. Вторая - Глинку на создание шедевра музыкального.

спасибо, терь смогу доделать домашку по музыке. Мне тоже кстати понравился этот романс. Очень красивая и душевная музыка и слова красивые. Если кому интересно, как я написала то :
Этот романс очень замечательный! Красивая и душевная музыка. Очень хорошие и красивые слова . Мне очень понравилось слушать этот романс М. Глинки!
Вот так. Я думаю что хорошо написала. Коротко и хорошо. Надеюсь поставят 5. )))


Жанр: Романс для голоса и фортепиано.

Год создания: 1840. Автограф не обнаружен. Впервые издан М. Бернардом в 1842 г.

Романс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без интонации композитора. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений.

Chercher la f e mme (фр. — ищите женщину) — этот совет как нельзя более кстати, если мы хотим яснее представить себе рождение шедевра. Причем оказывается, что женщин, причастных к его созданию, две, но… с одной фамилией: Керн — мать Анна Петровна и дочь Екатерина Ермолаевна. Первая вдохновила Пушкина на создание стихотворного шедевра. Вторая — Глинку на создание шедевра музыкального.

Муза Пушкина. Стихотворение

Стихотворение представляет собой классический катрен (четверостишие) — классический в том смысле, что каждая строфа заключает в себе законченную мысль.

К***

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Муза Глинки. Романс

Гёте и Бетховен

Новая любовь — новая жизнь

Сердце, сердце, что случилось,
Что смутило жизнь твою?
Жизнью новой ты забилось,
Я тебя не узнаю.
Все прошло, чем ты пылало,
Что любило и желало,
Весь покой, любовь к труду, –
Как попало ты в беду?

Беспредельной, мощной силой
Этой юной красоты,
Этой женственностью милой
Пленено до гроба ты.
И возможна ли измена?
Как бежать, уйти из плена,
Волю, крылья обрести?
К ней приводят все пути.

Ах, смотрите, ах, спасите, –
Вкруг плутовки, сам не свой,
На чудесной, тонкой нити
Я пляшу, едва живой.
Жить в плену, в волшебной клетке,
Быть под башмачком кокетки, –
Как такой позор снести?
Ах, пусти, любовь, пусти!
(Перевод В. Левика)

Пунктуация А. Пушкина. Цит. по: Пушкин А.С. Сочинения. Т. 1. – М.. 1954. С. 204.

Глинка М. Литературные произведения и переписка. – М., 1973. С. 297.

Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки, поэтому мастерство композитора в нём так совершенно. Никогда ещё и никем до Пушкина и Глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства.

- Позвольте, Анна Петровна, представить вам доброго Глинку, - обратился он к своей даме. - Мишель делил в Благородном пансионе один кров с моим Лёвушкой.

Дама дружелюбно кивнула. Её звали Анна Керн. Позже она прославится бесценными воспоминаниями о Пушкине и его окружении. Не будет ею забыт и Глинка:

«Молодой человек небольшого роста, прекрасной наружности, с выразительным взглядом весьма добрых, прекрасных темно-карих глаз.

Глинка поклонился своим выразительным почтительным манером и сел за рояль. Можно себе представить, но описать мудрено моё удивление и мой восторг! Я никогда ничего подобного не слыхала. Такой мягкости и плавности, такой души в звуках, совершенного отсутствия клавишей я ни у кого не встречала!

У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки, и издаваемые ими звуки непрерывно лились один за другим, как будто их связывала симпатия. Он так искусно владел инструментом, что до тонкости мог выразить всё, что хотел, и мудрено встретить человека, который бы не понял того, что пели клавиши под ловкими пальчиками Глинки.

Дом Глинки был похож на клуб, где всегда музицировали, декламировали стихи, произносили тосты. Сюда захаживали художники Карл Брюллов и Иван Айвазовский. Сюда вообще мог заглянуть кто угодно, один или с компанией, в любое время суток. И Михаил Иванович, устав от этой шумной жизни, переехал жить к сестре Маше. Она жила в казённой квартире при Смольном институте, хозяйством которого управлял её муж.

Как-то в квартиру зашла одна из институтских преподавательниц. Лицо её показалось Глинке знакомым. Это была Екатерина Керн, дочь Анны Петровны Керн, к которой был неравнодушен Пушкин.

В этой встрече Михаилу Ивановичу почудился знак судьбы. Екатерина Ермолаевна не была красавицей. Но её природная мягкость, застенчивость, добрая и печальная улыбка покорили композитора.

Они часто виделись и уже скучали друг без друга, если разлука длилась более дня.

И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Такой вдохновенной окрылённости, такого лучезарного гимна жизни и счастью русский романс ещё не знал.

Однажды к композитору подошла Анна Петровна Керн:

- Михаил Иванович, буду откровенна с вами. Меня глубоко трогает ваша нежная дружба с Катею. О лучшей партии для дочери я бы и не мечтала. Однако вы женаты.

- Анна Петровна, я намерен.

- Не продолжайте, - вздохнула Керн. - Бракоразводный процесс затянется на годы. А мне необходимо увезти дочь как можно скорее из Петербурга.

- Как увезти? Куда?!

- На Украину. Катя больна.

Впоследствии Е. Керн, выйдя замуж за юриста М. О. Шокальского, тщательно уничтожила всю переписку с Глинкой. Но многое о своих отношениях с ним поведала сыну - известному учёному, географу Ю. М. Шокальскому.

Связь Глинки с семьёй Керн в дальнейшем всё же не прерывалась. Сохранившиеся письма композитора к Анне Петровне, написанные по-французски, в тоне светской любезности, свидетельствуют о его заботливом отношении к прежним друзьям, о желании помочь им в трудных жизненных обстоятельствах. Но прежнее чувство ушло безвозвратно. И только прекрасные страницы глинкинской лирики передают нам историю этой любви.

Звуки музыки

Если бы меня спросили, что я люблю больше - музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка. Очень люблю читать стихи вслух, пусть даже самой себе.

Снимаю с полки томик стихов Пушкина и нахожу одно из самых прекрасных и едва ли не самое знаменитое пушкинское стихотворение:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты.

Начинаю читать и сразу же останавливаюсь. Прочесть его, оказывается, довольно трудно. В ушах сразу же начинает звучать чудесная музыка Глинки, и стихи эти хочется петь. Откладываю книжку и сажусь за рояль.

Мелодия сделала пушкинский образ ещё пленительнее и прекраснее:

Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты.

И музыка тоже становится мятежной, мятущейся, исчезают её ласковость, нежность. Но тут же, словно после глубокого вздоха, она успокаивается:

И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

Теперь в ней только усталая покорность и печаль.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои.

Преодолевая какое-то внутреннее препятствие, пытается подняться мелодия. Это уже почти отчаяние.

Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Поднялась и снова бессильно сникла. Но помните, как дальше у Пушкина?

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

И музыка тоже пробуждается. Ей возвращена прежняя вдохновенная сила. Снова она звучит светло, нежно, почти восторженно.

И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Смиряя страстный порыв, звучат последние успокаивающие такты аккомпанемента. Музыка кончилась.

Да, очень трудно, почти невозможно представить себе теперь эти пушкинские стихи без музыки Глинки. Кажется, что музыка и слова создавались одновременно и даже одним и тем же человеком, - настолько неразрывно связаны они друг с другом, настолько кажутся созданными друг для друга. А между тем слова и музыка написаны в разное время, разными людьми и даже посвящены двум разным женщинам.

Вопросы и задания:

  1. Послушайте романс М. Глинки. Какие чувства он пробуждает? Что вас привлекает в этом музыкальном сочинении?
  2. Как М. Глинка передал смену чувств и переживаний в романсе?
  3. Какими выразительными средствами композитор подчеркнул различные эмоциональные состояния поэтического высказывания?

Презентация

Читайте также: