Советско китайские отношения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Установление дипломатических отношений между КНР и СССР

Советско-китайские отношения – это взаимоотношения между Советским Союзом, а после его распада – Российской Федерацией, и Китайской Народной Республикой.

Советско-китайские отношения имеют богатую историю, своими корнями уходящую еще в 20-е гг. ХХ века, когда Советский Союз выразил поддержку Гоминьдан и молодой КПК (Коммунистической партии Китая), активно вовлекая их во взаимодействие с Коминтерном и содействуя народно-демократическому блоку. 1 октября 1949 года, после прихода к власти китайских коммунистов во главе с Мао Цзэдуном, была официально образована Китайская Народная Республика (КНР). Советский Союз стал первым иностранным государством, объявившим о признании КНР. Случилось это на следующий же день - 2 октября 1949 года.

Официально дипломатические отношения между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой впервые были установлены 2 октября 1949 года.

В феврале 1950 года между СССР и КНР был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, что стало важной вехой в истории установления дружеских отношений между Китаем и СССР (впоследствии – Россией). В последующем десятилетии между странами был заключен целый ряд важных соглашений, включая:

  • соглашение о передаче Китаю советской доли в совместных акционерных обществах;
  • соглашение о содействии в строительстве и реконструкции 156 китайских крупных промышленных предприятий;
  • соглашение об обучении в советских вузах китайских граждан;
  • соглашение о выводе из Порт-Артура советских войск и пр.

12 октября 1954 года Китай и Советский Союз подписали Совместную декларацию в которой выразили свою готовность к совместному консультированию ради согласования действий по поддержанию мира и обеспечению собственной безопасности.

Основные вехи в истории развития советско-китайских и российско-китайских отношений в общем виде представлены на рисунке 1.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Основные этапы развития взаимоотношений между СССР (впоследствии - РФ) и Китаем. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рассмотрим историю становления и развития отношений между двумя странами более подробно.

История развития отношений между СССР и КНР

СССР сыграл важную роль в построении индустриального фундамента КНР. При содействии Советского Союза в Поднебесной было построено 250 крупных промышленных предприятий, цехов и объектов, которые были оснащены современным оборудованием. При участии Советского Союза в Китае были созданы целые отрасли промышленности:

  • автомобильная;
  • авиационная;
  • радиотехническая;
  • тракторостроительная;
  • отрасли химической промышленности и др.

В эксплуатацию также были введены мощности в энергетической, металлургической и иных отраслях промышленности. Подобного рода успехи стали возможны, в том числе, благодаря работе на стройках КНР тысяч советских высококвалифицированных специалистов. Учебу в Советском Союзе проходило множество китайских студентов, аспирантов и стажеров. Для создания научно-технической базы молодой Китайской республики СССР передал Китаю множество научной и проектной документации.

Китай и Советский Союз проявляли друг к другу взаимный интерес в сфере культуры. Между странами было развернуто широкомасштабное культурное и гуманитарное сотрудничество. В 1957 году было сформировано общество советско-китайской дружбы, призванное оказывать содействие социальному и культурному сотрудничеству двух государств.

Советский Союз стал главным международным партнером Китая и на этапе становления молодой Китайской Народной Республики сыграл ведущую роль в ее становлении и модернизации, а также способствовал укреплению ее военно-промышленной мощи и международного статуса. Тем более прискорбным на этом фоне стал раскол советско-китайских отношений 1960-х гг.

В конце 50х – начале 60-х гг. ХХ века произошло обострение различий в подходах Москвы и Пекина к основным вопросам внутренней и международной политики. С 1960-х годов полемические баталии между Советским Союзом и Китаем переросли в пограничные конфликты. В ноябре 1964 года контакты между странами на высшем уровне были практически полностью приостановлены. Механизм пограничных переговоров удалось запустить лишь в 1969 году. Продлились они до 1970-х годов.

Новый этап развития советско-китайских отношений, опосредованный их нормализацией, начался с 1980-х годах. Его наследником стала современная Россия. Начиная с 1982 года, между странами был запущен механизм политических консультаций, проводимых на уровне зам министров иностранных дел. С 1983 года между Советским Союзом и Китаем было начато динамичное расширение спортивных, культурных и студенческих обменов. После 1985 года встречи министров иностранных дел двух стран стали носить регулярный характер.

Современный этап российско-китайских отношений

После распада в 1991 году Советского Союза Китая стал одним из первых государств, признавших Российскую Федерацию как правопреемницу международных прав и обязанностей бывшего СССР. Между странами было углублено сотрудничество в сфере региональной безопасности и обеспечению их общих стратегических интересов в Средней Азии. Страны вышли на путь партнёрства в военной сфере и области противодействия различного рода угрозам.

В 2001 году между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В 2005 году в силу вступило Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части. Окончательно точка в пограничном вопросе была поставлена в 2008 году.

Отношения между Российской Федерацией и Китаем на современном этапе их развития определяются сторонами в качестве всеобъемлющего равноправного доверительного партнёрства и стратегического взаимодействия. Контакты между главами двух стран носят регулярный характер. Практически во всех сферах российско-китайского сотрудничества имеются межведомственные и межправительственные соглашения. Одной из наиболее активно развивающихся сегодня сфер российско-китайского сотрудничества выступает экономическое взаимодействие двух стран.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Советско-китайские отношения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Советско-китайские отношения

После смерти Сталина произошли изменения в советской внешней политике, в том.

В 1954 г. советская делегация во главе с Н.С. Хрущевым посетила Китай. Хрущев.

В 1954 г. советская делегация во главе с Н.С. Хрущевым посетила Китай. Хрущев встречался и вел переговоры с Мао Цзэдуном. СССР передал Китаю военно-морскую базу Порт-Артур. Отношения с Китаем были еще тогда хорошими. Но уже во второй половине 50-х годов они начали ухудшаться.

Началась длительная и болезненная полоса разногласий между СССР и Китаем. Вел.

Началась длительная и болезненная полоса разногласий между СССР и Китаем. Велись острейшие споры, в которых обе стороны обвиняли друг друга во всех проблемах и неудачах. Фактически в начале 60-х годов отношения между Советским Союзом и Китаем были на грани разрыва

С 1957 г. в отношениях СССР и КНР стало заметно охлаждение. Обострились идейн.

С 1957 г. в отношениях СССР и КНР стало заметно охлаждение. Обострились идейные и теоретические разногласия между руководителями обеих стран, противоречия во взглядах на пути строительства социализма. Китайское руководство стремилось форсировать индустриализацию КНР, рассчитывая на продолжение массированной экономической помощи со стороны СССР.

Советская сторона не считала возможным помогать Китаю и расценивала линию на.

2 декабря 1954 г. США заключили с правительством Чан Кайши на Тайване Договор.

2 декабря 1954 г. США заключили с правительством Чан Кайши на Тайване Договор о взаимной обороне, согласно которому Вашингтон обязался оказывать помощь в защите Тайваня. Важно, что согласно договору обязательства США распространялись на собственно Тайвань

В середине 50-х годов достигло апогея советско-китайское экономическое сотру.

В середине 50-х годов достигло апогея советско-китайское экономическое сотрудничество, в рамках которого Китаю оказывалась помощь в модернизации хозяйства, политико-административной системы и подготовки кадров.

В октябре 1957 г. СССР пошел на очень серьезный шаг, заключив соглашение о со.

В октябре 1957 г. СССР пошел на очень серьезный шаг, заключив соглашение о содействии Китаю в мирном использовании ядерной энергии. Советская сторона обязалась передать Китаю технологию производства ядерного оружия. Это решение резко ускорило движение КНР к приобретению ядерного статуса, что отчасти также было спровоцировано планами Вашингтона содействовать созданию ядерного потенциала Европы, а также помощью, которую США стали оказывать в 50-х годах Японии, Южной Корее и самому о.Тайвань в мирном использовании атома.

Следует отметить, что руководство КНР после XX съезда настороженно относилос.

Следует отметить, что руководство КНР после XX съезда настороженно относилось к изменениям во внешней политике СССР и считало линию на компромиссы в вопросах контроля над вооружениями и разрядку напряженности не соответствующей интересам КНР и противоречащей идеалам мировой революции.

В ходе китайско-американских переговоров в Женеве задачей китайской стороны б.

В ходе китайско-американских переговоров в Женеве задачей китайской стороны было добиться дипломатического признания КНР Соединенными Штатами. Взамен Пекин был готов декларировать отказ от применения силы в Тайваньском проливе. Но США не были готовы признать КНР, их интересовали частные вопросы, главным образом, освобождение находившихся в китайском плену (со времен войны в Корее) американских летчиков.

Без успеха переговоры проходили до лета 1958 г. Возможно, пытаясь оказать дав.

Без успеха переговоры проходили до лета 1958 г. Возможно, пытаясь оказать давление на США, с 23 августа 1958 г. Китай начал обстрелы островов, находившихся в Тайваньском проливе, сопровождавшиеся бомбардировками позиций гоминдановских войск с воздуха 1. Советский Союз не был осведомлен о китайской акции заранее, хотя в начале августа 1958 г. Н.С. Хрущев посещал Пекин с кратким визитом. В ситуации кризиса СССР фактически отказался поддержать Китай. В разгар событий в Пекин с секретной миссией был направлен министр иностранных дел СССР А.А. Громыко, который сообщил Мао Цзэдуну о том, что Москва не будет оказывать помощь КНР в случае ее вооруженного конфликта с Соединенными Штатами.

Это был поворотный пункт в отношениях КНР с Советским Союзом. Москва вынесла.

Это был поворотный пункт в отношениях КНР с Советским Союзом. Москва вынесла из кризиса мнение о готовности Пекина рисковать ядерной войной и безопасностью СССР ради цели объединения с Тайванем, которая, с точки зрения СССР, не являлась жизненно важной. Китайское руководство считало, что Москва не намерена оказывать поддержку КНР в осуществлении того, что китайские коммунисты считали своей первоочередной национальной задачей.

Началась деградация стратегического сотрудничества двух стран. 8 октября 1958.

Началась деградация стратегического сотрудничества двух стран. 8 октября 1958 г. Пекин отклонил сделанные в начале августа 1958 г. Н.С. Хрущевым предложения о строительстве советской базы для подводных лодок и радиолокационной станции слежения. В ответ Москва стала продумывать вопрос о целесообразности сотрудничества с КНР в области ядерной энергии

Другой причиной разногласий в этот период стал китайско-индийский пограничный.

Другой причиной разногласий в этот период стал китайско-индийский пограничный конфликт. 29 августа 1959 г. китайские войска нарушили индийскую границу в районах Лонгджу и Ладакх. Разногласия по поводу границы переросли в военные столкновения. Причиной их стал вопрос о Тибете, где происходили антикитайские, проиндийские выступления.

В Москве дружба с Индией считалась не менее важной, чем с Китаем, потому что.

Ситуация обострилась 2 октября 1959 года, когда Хрущев прибыл в Пекин из Кемп.

Ситуация обострилась 2 октября 1959 года, когда Хрущев прибыл в Пекин из Кемп-Дэвида, где состоялась его встреча с президентом США Д. Эйзенхауэром

Советский лидер подозревал, что столкновение на китайско-индийской границе бы.

Хрущев, которому всегда не хватало такта, начал встречу с изложения требовани.

Летом 1960 г. Москва неожиданно отозвала советских экспертов и специалистов.

Летом 1960 г. Москва неожиданно отозвала советских экспертов и специалистов, помогавших Китаю в создании его промышленной базы, прервав осуществление многих проектов. Были также сокращены или задержаны поставки сырья, оборудования и запасных частей. Позже Советский Союз потребовал возвращения кредитов, предоставленных Китаю начиная с 1950 г. Началось противостояние двух стран.

Прошедшая с 10 ноября по 3 декабря 1957 г. в Москве международная конференция.

Прошедшая с 10 ноября по 3 декабря 1957 г. в Москве международная конференция, в которой приняли участие представители 81 компартии, показала падение авторитета Советского Союза в коммунистическом мире. Партии ряда стран (Албании, Северной Кореи, Индонезии) перешли на сторону Китая.

В феврале-марте 1963 г. китайская пресса выступила с четырьмя статьями, разоб.

. В 1968 г. противостояние еще более осложнилось в связи с резким осуждением.

Все официальные партийно-государственные мероприятия в Китае проходили под ло.

Однако главным объектом противостояния пекинским руководством была выбрана со.

С конца марта 1965 г. участились попытки захватить отдельные участки советско.

С конца марта 1965 г. участились попытки захватить отдельные участки советской территории. Китайские военнослужащие и гражданские лица стали демонстративно нарушать границу. Более того, нарушения границы приобретали все более вызывающий характер. Так, 11 апреля 1965 г. около двухсот китайцев под прикрытием военных вспахали участок советской территории. Встретив на своем пути заслон советских пограничников, китайские военнослужащие попытались его прорвать, допуская при этом насильственные и оскорбительные действия

Масштабность и частота пограничных столкновений наглядно свидетельствовали о.

Апогеем антисоветского курса Пекина явились крупномасштабные вооруженные пров.

Апогеем антисоветского курса Пекина явились крупномасштабные вооруженные провокации на советской границе в марте 1969 г., которые, по признанию Мао Цзэдуна, должны были на многие годы вызвать ненависть населения Китая к СССР

2 и 15 марта 1969 г. китайские военнослужащие нарушили советско-китайскую гра.

2 и 15 марта 1969 г. китайские военнослужащие нарушили советско-китайскую границу на реке Уссури – в районе острова Даманский. Здесь произошло вооруженное столкновение, в ходе которого китайским войскам пришлось уйти с территории границы. Советское правительство 2 марта направило правительству КНР ноту, в которой заявило решительный протест по поводу вооруженного вторжения в пределы советской территории и потребовало немедленного расследования и самого строгого наказания лиц, ответственных за организацию провокации. Советская сторона настаивала на принятии мер, которые исключали бы всякое нарушение советско-китайской границы, подчеркивая при этом, что в отношениях с китайским народом она руководствуется чувством дружбы и намерена дольше проводить эту линию

Однако китайская сторона оставила эти предложения без внимания, готовя новую.

Однако китайская сторона оставила эти предложения без внимания, готовя новую вооруженную провокацию на границе, которая была осуществлена 15 марта 1969 г. В районе Даманского было развернуто мотострелковое соединение со всеми полагающимися ему средствами огневой поддержки, а также ряд других воинских частей. Более того, были предприняты меры по дезинформации противника. Когда китайцев вытеснили с острова, все подходы к нему с китайской стороны были заминированы, а прилегающий участок границы с советской стороны заблокирован частями Советской Армии.

После этого конфликта Китай пожаловался на Советский Союз в ООН. Окончатель.

После этого конфликта Китай пожаловался на Советский Союз в ООН. Окончательно ситуацию вокруг Даманского разрешила встреча на высшем уровне председателей правительств СССР и КНР в сентябре 1969 г. в Пекине. Подписанное соглашение сохраняло статус-кво границы и исключало применение оружия при решении спорных вопросов.

Дальнейшее развитие событий сложилось таким образом, что в начале 90-х годов.

Дальнейшее развитие событий сложилось таким образом, что в начале 90-х годов, после проведения работ по демаркации советско-китайской границы, часть островов на реке Уссури, в том числе и Даманский, были переданы Китаю

В марте 1982 г. в речи в Ташкенте по поводу 60-летия Советской власти в Узбек.

В марте 1982 г. в речи в Ташкенте по поводу 60-летия Советской власти в Узбекистане Л.И. Брежнев выдвинул идею мер доверия на советско-китайской границе. Китайская сторона ответила согласием. С октября 1982 г. возобновились, прерванные с 1980 г., советско-китайские переговоры на уровне заместителей министров иностранных дел.

В 1984 г. началась подготовка к заключению долгосрочного советско-китайского.

В 1984 г. началась подготовка к заключению долгосрочного советско-китайского соглашения по внешней торговле на 1986-1990 гг. К моменту прихода к власти М.С. Горбачева отношения между СССР и КНР были наилучшими за все предшествовавшие десятилетия, начиная с 60-х гг. М.С. Горбачев повел дело к полномасштабной нормализации отношений с КНР, считая ее составной частью встраивания внешнеполитических интересов Советского Союза в новую структуру отношений ведущих мировых лидеров.

В декабре 1988 г. на переговорах министров иностранных дел КНР и СССР было за.

В декабре 1988 г. на переговорах министров иностранных дел КНР и СССР было зафиксировано согласие советской и китайской позиции в отношении необходимости устранения иностранного военного присутствия в Камбодже. В это же время СССР объявил о сокращении численности советской армии. Все советские войска были выведены из Монгольской Народной республики. Была проведена реорганизация структуры военных округов таким образом, чтобы они ориентировались на сдерживание американо-японской, а не китайской угрозы

Эти мероприятия подготовили почву для визита М.С. Горбачева в Пекин (май 1989.

Эти мероприятия подготовили почву для визита М.С. Горбачева в Пекин (май 1989 г.), в ходе которого были нормализованы советско-китайские межгосударственные отношения и связи между КПСС и КПК. Вслед за тем, в апреле 1990 г., в ходе визита в Москву Госсовета КНР, Ли Пэна, была подписана серия соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, науки, техники и культуры.

Китай испытал японскую агрессию одним из первых - в 1931-1932 гг. Япония захватила Маньчжурию и создала там свое марионеточное государство Маньчжоу-Го. В 1937 г. Япония откровенно напала на Китай и начала борьбу за его захват. Японо-китайская война, таким образом, продолжалась до 1945 г., до самой капитуляции Японии. Итак, Китай во время второй мировой войны стал на Дальнем Востоке главным союзником Соединенных Штатов в войне против Японии.

Особенность внутреннего положения Китая заключалась в том, что в стране существовала сильная компартия, которая имела свои вооруженные силы. Они так же, как правительственная гоминдановская армия, воевали против японских войск, В то же время в стране шла гражданская война между правительственными гоминдановскими силами и вооруженными силами коммунистов.

Соединенные Штаты действительно уделяли Китаю, стране с 600-миллионным населением, большое внимание. В Китае в конце войны высадились американские войска в количестве 113 тыс. человек. Американский посол в Китае в 1944 году Патрик Херли прикладывал большие усилия, чтобы сделать из Китая буржуазно-демократическое государство с конституционным строем и коалиционным правительством. Для этого нужно было примирить гоминдановцев с коммунистами, и Херли прикладывал к этому много усилий. Он добился того, что в конце августа 1944 г. в Чанцун, тогдашнюю столицу гоминдана, прибыли руководители КПК Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай.

Советский Союз оценил создание КНР как большую победу мировых коммунистических сил, как подтверждение марксистско-ленинской теории о неизбежности победы коммунизма во всем мире. СССР сразу же признал КНР и разорвал дипломатические отношения с правительством Гоминьдана. 23 ноября 1949 года советский министр иностранных дел А. Вышинский на сессии Генеральной Ассамблеи ООН заявил, что СССР не признает делегацию гоминдана, как официального представителя Китая в ООН. Представитель СССР в Совете безопасности Яков Малик, протестуя против представительства там гоминдановского Китая, оставил Совет Безопасности, пытаясь этим развалить ее работу.

Но главным моментом в установлении советско-китайских отношений был непосредственный контакт между Мао Цзэдуном и Сталиным. 6 декабря 1949г. Мао Цзэдун прибыл в Москву и пробыл в СССР два месяца, до 17 февраля 1950г. Содержание переговоров и отношения между Сталиным и Мао Цзэдуном были предметом государственной тайны.

Теперь нам известны некоторые их подробности, и мы можем сделать определенные выводы.

Мао Цзэдун пытался стать Сталиным в китайском варианте. В КНР установился культ Мао Цзэдуна.

После разгрома милитаристской Японии, в Китае возобновилась гражданская война между Гоминданом и китайскими коммунистами. В нарушение действующих соглашений о запрете оказывать поддержку враждующим сторонам, США и СССР передают Гоминдану и китайским коммунистам часть трофейного японского вооружения. Обе сверхдержавы направляют в Китай своих военных инструкторов и советников. В 1949 г. китайские коммунисты вытесняют своих противников на остров Тайвань, который под свою защиту берет американский флот. Чтобы предотвратить бомбардировку континентального Китая гоминдановской авиацией с тайванских баз, СССР направляет в Китай зенитные и авиационные части[25] (с 1946 по 1950 г. в Китае погибло и умерло от ран 936 советских военнослужащих).

В октябре 1949 г. коммунисты во главе с Мао Цзэдуном[26] провозглашают создание Китайской Народной Республики. Советский Союз автоматически устанавливает дипломатические отношения с КНР. В феврале 1950 г. между странами был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Настоящий договор имел для СССР, прежде всего антияпонскую направленность. За Советским Союз сохранялись право держать военно-морскую базу в Порт-Артуре и Дайрене (Дальний). КВЖД находилось в совместном управлении. СССР выделяет Китаю кредит, и обязуется помочь построить 50 крупных промышленных предприятий. При Сталине и коллективном руководстве советско-китайское политическое и экономическое сотрудничество достигло своего апогея. В 1955 г. СССР отказался от прав на аренду военно-морских баз в Порт-Артуре и Дайрене, эвакуировав оттуда свои вооруженные силы. В 1957 г. Н.С. Хрущев согласился оказать содействие Китаю в мирном использовании ядерной энергии, а также передать технологию производства ядерного оружия.

После ХХ съезда КПСС между советским и китайским руководством нарастают разногласия по принципиальным вопросам.




Чтобы предотвратить наихудший вариант, в сентябре 1969 г. состоялась встреча председателя Совмина СССР А.Н. Косыгина с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. В ходе её была достигнута договоренность о возобновлении советско-китайских переговоров по пограничным вопросам, причем китайская сторона отказалась от требования отвода советских войск со спорных территорий как предварительного условия переговоров. Кульминация противостояния была пройдена, однако советско-китайские отношения оставались враждебными. Позднее СССР неоднократно предлагал Пекину подписать соглашение о неприменении силы между двумя странами. Каждый раз эти предложения отклонялись Пекином на том основании, что продолжал формально действовать советско-китайский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (1950)[33].

С 1969 по 1985 годы существовала специальная Комиссия Политбюро ЦК КПСС по Китаю, которую в разное время возглавляли М.А. Суслов, Ю.В. Андропов и А.А. Громыко. Во-первых, Комиссия обозначила курс на изоляцию компартии Китая от международного коммунистического движения. Во-вторых, Комиссия отвечала за постановку антимаоистской пропаганды. В третьих, с учетом вероятности вооруженного конфликта с Китаем, Комиссия рассматривала предложения о масштабных оборонительных и экономических мероприятиях вдоль советско-китайской границы, реализация которых привела в 1970-1980 гг. к росту численности населения Дальнего Востока на 17%. В четвертых, от Комиссии исходили рекомендации по предотвращению взаимодействия Китая с западными странами на антисоветской основе[34] (после пограничных конфликтов 1969 г. Пекин проводил политику в направлении нормализации отношений с западными странами и Японией).

Советским руководством была выдвинута концепция коллективной безопасности в Азии[35]. В основе этой концепции лежала идея создания антикитайской коалиции, направленной на изоляцию Пекина и ограничение роста влияния Китая в регионе. Советский Союз гарантирует суверенитет Монгольской Народной Республики, и в 1966 г. вновь размещает на монгольской территории советские войска. СССР идет на сближение с Индией, всемерно содействуя строительству её тяжелой промышленности и укреплению вооруженных сил. Одно время Брежнев даже считал возможным передать Индии технологию по изготовлению атомной бомбы. Одним из партнеров по антикитайской коалиции становится Вьетнам, с которым СССР подписал Договор о дружбе и сотрудничестве (1978). Вскоре вьетнамские войска вступают в Кампучию (Камбоджу), где свергают прокитайский режим Пол Пота. В феврале 1979 г. Пекин начинает военные действия против Вьетнама, и попутно отказывается от пролонгации советско-китайского Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (1950). Тогда Советский Союз демонстративно проводит мобилизационные мероприятия в приграничных районах[36], что вынуждает Китай отказаться от продолжения операции против Вьетнама.

После разгрома милитаристской Японии, в Китае возобновилась гражданская война между Гоминданом и китайскими коммунистами. В нарушение действующих соглашений о запрете оказывать поддержку враждующим сторонам, США и СССР передают Гоминдану и китайским коммунистам часть трофейного японского вооружения. Обе сверхдержавы направляют в Китай своих военных инструкторов и советников. В 1949 г. китайские коммунисты вытесняют своих противников на остров Тайвань, который под свою защиту берет американский флот. Чтобы предотвратить бомбардировку континентального Китая гоминдановской авиацией с тайванских баз, СССР направляет в Китай зенитные и авиационные части[25] (с 1946 по 1950 г. в Китае погибло и умерло от ран 936 советских военнослужащих).

В октябре 1949 г. коммунисты во главе с Мао Цзэдуном[26] провозглашают создание Китайской Народной Республики. Советский Союз автоматически устанавливает дипломатические отношения с КНР. В феврале 1950 г. между странами был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Настоящий договор имел для СССР, прежде всего антияпонскую направленность. За Советским Союз сохранялись право держать военно-морскую базу в Порт-Артуре и Дайрене (Дальний). КВЖД находилось в совместном управлении. СССР выделяет Китаю кредит, и обязуется помочь построить 50 крупных промышленных предприятий. При Сталине и коллективном руководстве советско-китайское политическое и экономическое сотрудничество достигло своего апогея. В 1955 г. СССР отказался от прав на аренду военно-морских баз в Порт-Артуре и Дайрене, эвакуировав оттуда свои вооруженные силы. В 1957 г. Н.С. Хрущев согласился оказать содействие Китаю в мирном использовании ядерной энергии, а также передать технологию производства ядерного оружия.

После ХХ съезда КПСС между советским и китайским руководством нарастают разногласия по принципиальным вопросам.

Чтобы предотвратить наихудший вариант, в сентябре 1969 г. состоялась встреча председателя Совмина СССР А.Н. Косыгина с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. В ходе её была достигнута договоренность о возобновлении советско-китайских переговоров по пограничным вопросам, причем китайская сторона отказалась от требования отвода советских войск со спорных территорий как предварительного условия переговоров. Кульминация противостояния была пройдена, однако советско-китайские отношения оставались враждебными. Позднее СССР неоднократно предлагал Пекину подписать соглашение о неприменении силы между двумя странами. Каждый раз эти предложения отклонялись Пекином на том основании, что продолжал формально действовать советско-китайский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (1950)[33].

С 1969 по 1985 годы существовала специальная Комиссия Политбюро ЦК КПСС по Китаю, которую в разное время возглавляли М.А. Суслов, Ю.В. Андропов и А.А. Громыко. Во-первых, Комиссия обозначила курс на изоляцию компартии Китая от международного коммунистического движения. Во-вторых, Комиссия отвечала за постановку антимаоистской пропаганды. В третьих, с учетом вероятности вооруженного конфликта с Китаем, Комиссия рассматривала предложения о масштабных оборонительных и экономических мероприятиях вдоль советско-китайской границы, реализация которых привела в 1970-1980 гг. к росту численности населения Дальнего Востока на 17%. В четвертых, от Комиссии исходили рекомендации по предотвращению взаимодействия Китая с западными странами на антисоветской основе[34] (после пограничных конфликтов 1969 г. Пекин проводил политику в направлении нормализации отношений с западными странами и Японией).

Советским руководством была выдвинута концепция коллективной безопасности в Азии[35]. В основе этой концепции лежала идея создания антикитайской коалиции, направленной на изоляцию Пекина и ограничение роста влияния Китая в регионе. Советский Союз гарантирует суверенитет Монгольской Народной Республики, и в 1966 г. вновь размещает на монгольской территории советские войска. СССР идет на сближение с Индией, всемерно содействуя строительству её тяжелой промышленности и укреплению вооруженных сил. Одно время Брежнев даже считал возможным передать Индии технологию по изготовлению атомной бомбы. Одним из партнеров по антикитайской коалиции становится Вьетнам, с которым СССР подписал Договор о дружбе и сотрудничестве (1978). Вскоре вьетнамские войска вступают в Кампучию (Камбоджу), где свергают прокитайский режим Пол Пота. В феврале 1979 г. Пекин начинает военные действия против Вьетнама, и попутно отказывается от пролонгации советско-китайского Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (1950). Тогда Советский Союз демонстративно проводит мобилизационные мероприятия в приграничных районах[36], что вынуждает Китай отказаться от продолжения операции против Вьетнама.

Читайте также: