Ролевая концепция социализации кратко

Обновлено: 04.07.2024

а) Социальная позиция – социальный статус. В современной социологии большое значение для типологизации личности приобретает ролевая теория личности. Основу этой теории составляет признание факта предписанности поведения человека в соответствии с местом, которое он занимает в обществе.

Место действующего лица в системе общественных отношений называется социальной позицией. Каждый человек занимает в обществе многие, самые различные позиции, которые предполагают определенные права и обязанности (рабочий, студент, учитель, брат и т. д.). Каждая из этих позиций и составляет социальный статус индивида. Положение в обществе определяется совокупностью статусов, которые занимает индивид. Но только один из них является главным.

Различаются статусы приобретенные (писатель, банкир, президент) и предписанные (связаны с национальностью, полом, местом рождения и т. п.). Некоторые социальные статусы сочетают элементы достигнутого и предписанного (сын алкоголика или сын академика). Будучи однажды полученным, новый статус становится частью личности. Если социальный статус обозначает позицию, занимаемую индивидом в системе социального действия, то ожидаемое поведение, которое ассоциируется со статусом, составляет содержание социальной роли. Иногда говорят о ситуативном статусе (пассажир, болельщик и т.п.).

б) Социальная роль. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в определенной системе. Понятие социальной роли было введено в социологию американскими социологами Р. Липтоном и Дж. Мидом.

Социальная роль проявляется как нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии с его социальной позицией (положением, статусом), т. е. местом в конкретной системе социальных отношений.

Каждый статус включает многие роли. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. В нем можно провести различия между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. К первым могут быть отнесены законы, подписываемые контракты, должностные инструкции, ко вторым – этические нормы, этикет, мода и т. п. Реакции, которые могут последовать по отношению к нарушителям ролевых ожиданий, также классифицируются как формальные и неформальные. Это может быть осуждение в соответствии с уголовным законодательством или моральное осуждение.

а) Проблема социализации индивида. Определяющим звеном между целями общества и личности выступает та или иная социальная система. И здесь мы сталкиваемся с проблемами социализации индивида.

Социализация – это процесс включения (интеграции) индивида в общество, в различные типы социальных общностей посредством усвоения им элементов культуры (субкультуры), социальных норм и ценностей, институциональных норм и принципов, на основе которых формируется социально значимые черты личности.

Процесс социализации продолжается в течение всей жизни. В этом смысле он бесконечен, хотя люди могут застрять на одной из фаз развития. Процесс социализации наиболее интенсивно происходит в детстве и юности, но и в среднем, и пожилом возрасте происходит развитие личности.

б) Что же такое личность? Личность есть саморазвивающаяся система и как любая система подчиняется системным законам развития. На входе такая социальная система как личность получает из окружающей среды информацию, а на выходе осуществляет деятельность и поведение, имеющие целью обеспечить, сохранить и развить систему, обеспечить ее самореализацию.

Социологические теории, представляющие личность как совокупность общественных отношений, не всегда учитывают внутреннюю активность человека, являющуюся источником ее саморазвития, и механизм ее взаимодействия с окружающим миром.

Однако личность имеет и свои внутренние законы развития, и человек часто отказывается принимать устоявшиеся нормы и правила, несмотря на предусмотренные обществом санкции поощрения и наказания. Собственно говоря, внутренняя активность личности и обеспечивает избирательность по отношению к сложившимся в обществе социальным нормам и ценностям. Это избирательность может способствовать возникновению отклоняющегося (девиантного) поведения, о котором мы говорили выше и которое может носить для общества как негативный, так и позитивный характер.

С этих позиций мы можем дать следующее определение личности. Личность есть человек как саморазвивающаяся система, регулирующая свои отношения с окружающей средой в процессе удовлетворения потребностей и интересов на основе усвоенных социальных ценностей, норм и правил с целью самосохранения и самоутверждения в общественной системе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СОЦИОЛОГИЯ Преподаватель: Желнина Евгения Валерьевна доктор социологиче.

Описание презентации по отдельным слайдам:

СОЦИОЛОГИЯ Преподаватель: Желнина Евгения Валерьевна доктор социологиче.

Человек в обществе Лекция 5 Модуль 4 Учебные вопросы: 6. Социализация личн.

Человек в обществе Лекция 5 Модуль 4 Учебные вопросы: 6. Социализация личности 7. Ролевые теории личности

Социализация личности Вопрос 6

Социализация личности Вопрос 6


Основные теории социализации личности Поступки человека обусловлены его бессо.

Основные теории социализации личности Поступки человека обусловлены его бессознательным. Бессознательная часть личности (ОНО) диктует человеку что, как и когда делать. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг) Австрийский психолог, психиатр и невропатолог Создатель психоанализа Показал, что неосознаваемые мотивы обусловливают поведение человека в норме и патологии, а различного рода ошибочные действия свидетельствуют о наличии бессознательных мотивов и внутрипсихическом конфликте.

Основные теории социализации личности 4 стадии процесса развития самосознания.

Основные теории социализации личности 4 стадии процесса развития самосознания ребёнка: Сенсорно-моторная (до 2 лет) Преддействие (до 7 лет) Конкретные действия (до 11 лет) Формальные действия (до 15 лет) Жан Пиаже (1896 - 1980 гг) Швейцарский психолог и философ Известен работами по изучению психологии детей Создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии

Основные теории социализации личности Выдвинули теорию личности, в которой че.

Основные теории социализации личности Выдвинули теорию личности, в которой человек — существо общественное. Индивиды духовно и физически творят друг друга, и развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в общении. Личность социальна, поскольку все её роли и её самосознание — продукт общественного развития. Карл Маркс (1818 – 1883 гг) Немецкий социолог, философ, экономист Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг) Немецкий философ, социолог

Любая социологическая теория всегда предлагает, свой вари­ант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения лич­ности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социо­логии либо создает свою объяснительную модель личности, либо, явно или неявно, пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность, - характерная черта современной социологии.

С древнейших времен человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее сле­пым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междис­циплинарных исследований.

В своем первоначальном значении личность - это маска, роль, исполнявшаяся актером в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. Ес­ли в христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, то в Новое время на пе­редний план выступает самосознание и личность практически отождествляется с понятием Я.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них - образ человека как совокупности социальных ролей.

Ролевая концепция личности

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широ­кое распространение в различных социоло­гических течениях, прежде всего в структурно-функциональ­ном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения - фактор вариативный. Например, роль директора фирмы пред­полагает реализацию функции руководства, управления, и ее нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ог­раничений.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, кото­рые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить часто описываемый в социологии кон­фликт между профессиональной и семейной ролью женщины.

Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Парсонсу, точкой отсчета должны быть не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли. Так, в индивидуальных установках современной женщи­ны роль жены (матери) может не иметь слишком большого значения и ценности, но в глазах общества эта роль несет ог­ромную функциональную нагрузку. С точки зрения социума, отклонение, уход от ролевых нормативов представляет собой аномалию. Поэтому глубокое усвоение правил ролевого пове­дения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия.

Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования всего общественного организ­ма. Это связано с местом той или иной группы и соответствен­но ее членов в социальной структуре, с их значимостью для поддержания ее стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и отдельной личности в систе­ме общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни - про­изводственной, правовой, потребительской и других - сущест­вует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая соци­альное неравенство.

Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

Концепция личности Фрейда

Поведенческая концепция

Деятельностный подход

Итак, изучение личности опосредуется изучением ее дея­тельности и, по сути, сводится к следующему.

· Определение системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т. д.).

· Выяснение принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная или неотчуж­денная.

· Изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), сте­пени их иерархизированности.

· Исследование уровня осуществления каждого из видов деятельности.

Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматри­вает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важ­ных, основополагающих. Очевидно, что создание социологической объяснительной модели личности - дело будущего.

Социализация личности

Человек – существо биосоциальное: являясь элементом живой природы, он существенно отличается от окружающего природного мира.

Социальная составляющая не заложена в человеке изначально. Человек в течение жизни обучается языку, грамотности, нормам поведения и пр. Для этого в обществе формируются, развиваются и поддерживаются специальные процессы, воздействующие на человека. Одним из таких процессов является социализация, в ходе которой человек из существа биологического преобразуется в существо социальное.

Изначально социализация проявлялась в стихийной деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе путём приобщения его к труду и передачи определённых умений и навыков. Со временем социализация стала включать в себя не только передачу образцов деятельности в трудовом коллективе, но и способов межпоколенческого взаимодействия, а также статусно-ролевых позиций.

Для общества роль и значение процесса социализации определяется тем, что оно, стремясь сохранить свою целостность, вырабатывает определённые социальные нормы и правила поведения, обязательные к усвоению всеми его представителями. Для индивида роль и значение социализации определяется тем, что он, желая стать полноправным представителем общества, должен усвоить указанные социальные нормы и правила поведения. Подготовка молодёжи к интеграции в систему общественных отношений, формирование и развитие социального потенциала молодого поколения вне процесса социализации невозможны.

Социализация – это двусторонний процесс, в ходе которого общество передаёт, а индивид в течение всей жизни усваивает социальные нормы, культурные ценности, образцы поведения, позволяющие индивиду функционировать в данном обществе .

Процесс социализации предполагает:

· познание индивидом самого себя и способов взаимоотношений с другими людьми;

· усвоение социальных и культурных ценностей;

· усвоение знаний о структуре общества и значении отдельных социальных институтов;

· овладение навыками практической деятельности в предметной и в социальной сферах;

· выработка на основе полученных знаний собственной системы ценностных ориентаций и установок;

· приобретение определённых социальных позиций, интернализация (термин применяется в социологии , педагогике и культурологии для обозначения процесса освоения индивидом или группой людей соц. ценностей, норм, установок, стереотипов, принадлежащих тем, с кем она , он или они взаимодействуют.)соответствующих социальных норм и ролей;

· включение человека в активную творческую деятельность как зрелой социализированной личности.

Как процесс, социализация может быть явной и скрытой. Явная социализация представляет собой непосредственные целенаправленные воздействия на формирующуюся личность, которые производятся различными социальными институтами, организациями и коллективами. Скрытая (латентная) социализация представляет собой действие условий и факторов, которые опосредованно направляют процесс социализации.

2.

Основные концепции социализации

3.

Социализация имеет определённую структуру, основными элементами которой являются этапы, агенты, механизмы и условия социализации.

Этапы социализации. Большинство исследователей выделяют два основных этапа – первичную и вторичную социализацию. При этом одни исследователи в качестве основания для разделения этапов социализации рассматривают доминирующий вид деятельности индивида. По их мнению, первичная (дотрудовая) социализация охватывает периоды детства, юношества и молодости индивида и осуществляется в процессе его обучения (в рамках семьи и образовательных учреждений); а вторичная (трудовая) социализация охватывает этапы юношества, молодости, зрелости и старости индивида и в процессе его трудовой деятельности (в рамках трудового коллектива).

Другие исследователи основанием для разграничения первичной и вторичной социализации считают доминирование влияния определённого социального института на социализирующегося индивида. По их мнению, первичная социализация завершается тогда, когда семья перестает быть основным институтом социализации, а основные функции социализации передаются системе образования трудовым коллективам. В некоторых случаях процесс социализации подразделяется на три этапа: социализация ребёнка в семье; социализация детей, подростков, юношей и молодёжи в условиях образовательных институтов; дальнейшая социализация в условиях трудового коллектива.

Социализация продолжается всю жизнь человека. Закономерностью социализации является возрастание роли самого индивида в этом процессе. Если на этапе первичной социализации индивид выступает как объект, то на этапе вторичной социализации он, в большей мере, становится субъектом. Личность социализирована тогда, когда она закончила свое продолжительное становление, закрепилась в социальной структуре на определенных позициях и уже не столько развивается, сколько функционирует.

В ряде случаев может возникнуть необходимость ресоциализации (повторной социализации), инициатором которой выступать как сам индивид, так и основные социальные институты. Такие ситуации возникают в случае а) социальных перемещений индивида, как по вертикали, так и по горизонтали, б) крупных социально-экономических, социально-политических или социокультурных изменений; в) нарушения индивидом правовых, моральных или иных нормы определённого общества (например, тюремное заключение).

Указанные случаи всех ситуаций, когда социализация (или ресоциализация) необходима. Неудачный брак, развод и подобные ситуации ставят индивидов перед необходимостью ресоциализации к новому браку, к статусу одинокого человека и т.п.

Агенты социализации. В качестве агентов социализации могут выступать: личность, социальная группа, организация, социальный институт или общество в целом, осуществляющие целенаправленное непосредственное воздействие на социализирующегося индивида.

Функции и значение агентов социализации на её первичном и вторичном этапах различаются. Агенты первичной социализации могут выполнять одновременно несколько функций – опеки, администрирования, контроля, управления и т.д. Поэтому, агенты первичной социализации взаимозаменяемы, например, семья – сверстники, или семья – система образования. Агенты вторичной социализации выполняют более специфичные функции, а потому взаимозаменяемыми быть не могут. В частности, работники суда никогда не заменят родителей и наоборот.

В ряде источников, понятие агента социализации заменяется понятием института социализации. Институты социализации, так же как и этапы, подразделяются на первичные – семья, образование, улица, производство и вторичные – государство, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Механизм социализации. Это те способы, которыми индивид осваивает социальный опыт. К основным механизмам социализации относятся:

Идентификация – отождествление себя с представителями социального окружения. Непосредственно взаимосвязана с процессом подражания. Именно в такой форме осуществляется усвоение индивидом определённых требований, правил и норм в раннем детском возрасте, а также на начальных этапах более поздних периодов социализации.

Адаптация – предполагает приспособление индивида к окружающим его социальным условиям, например, к условиям нового общества.

Интериоризация - осознание индивидом усвоенных им правил, требований, норм. В этом случае усвоенные ценности становятся составной частью внутреннего мира индивида, появляется возможность применять их на практике.

Игра, обучение, труд – это процессы, в ходе которых индивид усваивает те социальные позиции и соответствующие им роли, которые в дальнейшем применяются им в системе общественных отношений.

Условия (факторы) социализации – это вся совокупность природных и социальных объектов, предметов, явлений или событий, существующих в обществе и косвенно (опосредованно) влияющих на ход и результативность процесса социализации. В совокупности, условия социализации определяют направленность данного процесса. Направленность социализации – это свойство, определяющее результативность, зависящее от субъекта и объекта социализации, а также общесоциальных и локальных обстоятельств и условий.

Читайте также: