Порядок кассового обслуживания юридических лиц кратко

Обновлено: 05.07.2024

РКО – расчетно-кассовое обслуживание – это комплекс услуг, которые предлагаются при открытии расчетного счета для бизнесменов. Стоимость РКО зависит от того, насколько много полезных предложений включено в пакет услуг. Ни один представитель бизнеса – ни ИП, ни юридическое лицо – не имеет право принимать оплату от клиентов на личные счета. Расчетный счет и РКО нужны всем представителям бизнес-сферы. Поэтому важно разобраться, что это и в каком банке лучше оформить счет и сопутствующие бонусы.

Что такое расчетно-кассовое обслуживание?

Что чаще всего предлагают банки в рамках РКО:

  • безналичные операции (переводы со счета на счет, перечисление зарплаты, расчет за налоги и т.д.);
  • кассовое обслуживание (операции с наличными – например, пополнение счета в банкоматах или кассе финансового учреждения);
  • обслуживание счета (формирование выписок или счетов для налоговой.

Это базовый набор операций, который напрямую связан с расчетным счетом. Но есть и бонусы от банков для более комфортного ведения бизнес-процессов:

  • эквайринг и интернет-эквайринг – возможность оплаты услуги или продукта компании через терминал или на сайте организации. То, что мы делаем каждый день в магазинах – прикладываем карту и перечисляем продавцу деньги на счет – и есть эквайринг;
  • самоинкассация – пополнение открытого счета через банкомат;
  • кредитные предложения – ссуды на более выгодных индивидуальных условиях;
  • валютный контроль – возможность компании при помощи банка получать не только рублевые зачисления, но и валютные;
  • онлайн-бухгалтерия – помощь в формирование платежек для налоговой.

Функции расчетно-кассового обслуживания

Главная функция РКО – обслуживание расчетного счета, помощь банка в его ведении.

Еще одна распространенная функция, пользующаяся популярностью у клиентов – содействие в регистрации статуса индивидуального предпринимателя. Банки дают пошаговую инструкцию и помогают заполнить необходимые документы.

Еще одна функция – упрощение ведения бизнеса с помощью дополнительных услуг и мобильных приложений (таких, как, например, онлайн-бухгалтерия).


Кому нужно РКО?

РКО необходимо всем компаниям, которые сталкиваются не только с наличным, но и с безналичным расчетом. Это индивидуальные предприниматели, юридические лица, а иногда даже и самозанятые.

РКО необходим и в том случае, когда расчет часто происходит наличными деньгами. Счет нужно открыть в том случае, если оборот наличности больше, чем 100 000 рублей.

Формально в российском законодательстве нет обязанности кому-либо открывать расчетный счет. Но есть косвенные ограничения (пример с наличкой и лимитом в 100 тысяч), которые фактически вынуждают предпринимателей открывать счет. Но ничего плохого в этом нет – РКО значительно облегчает работу компании, хоть на это и приходится потратиться.

Как выбрать банк?

Выбор банка должен строиться в первую очередь не на высоких финансовых показателях или отзывах клиентов, но на том, какие тарифы и какие услуги он предлагает. Главное – выбрать, какие функции первоочередные и сравнить, где ими будет удобнее пользоваться.

Банк России устанавливает общие правила организации кассовой работы в коммерческих банках, которые устанавливают:

  1. общий порядок организации и ведения кассовой работы;
  2. правила перевозки и хранения банкнот, монеты и других ценностей;
  3. порядок определения банкнот, имеющих признаки подделки и неплатежеспособности;
  4. порядок замены и уничтожения банкнот ЦБ РФ.

Каждая кредитная организация (например, коммерческий банк и его филиалы) по месту своего нахождения создают кассовый узел и денежное хранилище, в соответствии с требованиями ЦБ РФ к их техническому состоянию. Кассовый узел используется для осуществления кассового обслуживания граждан, предприятий и организаций, а также для осуществления всех видов операций с наличными деньгами и иными ценностями. Размеры помещений и их количество устанавливаются банками самостоятельно, исходя из масштабов деятельности и объемов совершаемых операций.

Банки осуществляют следующие виды кассовых операций:

  • прием, выдачу и размен банкнот и монеты ЦБ РФ;
  • обмен рублевой наличности, в том случае если она имеет признаки неплатежеспособности;
  • обработку денежной наличности, а именно – пересчет, сортировку банкнот в пачки, в кассеты, формирование монеты в мешки, а также в другие средства упаковки;
  • обмен рублевой денежной наличности на иностранную валюту и наоборот;
  • кассовое обслуживание клиентов, к которому относятся следующие операции – по приему денежной наличности от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (граждан) для зачисления на их счета, а также операции по выдаче им денежных средств с одновременным списанием с их счетов.

По согласованию с РКЦ ЦБ РФ, где у коммерческого банка открыт корреспондентский счет, устанавливается лимит наличных денег в операционной кассе головного банка, его филиалов и дополнительных офисов. Фактический остаток наличных денег в кассе должен быть не менее суммы установленного лимита. Размер лимита зависит от масштабов и объемов деятельности каждого конкретного коммерческого банка. Наличные деньги необходимы банку для удовлетворения всех требований клиентов по получению денежной наличности со своих счетов.

Все операции с наличными деньгами и другими ценностями совершаются в помещениях банка, а также его внутренних структурных подразделениях, оборудованных в соответствии с требования ЦБ РФ, которые заключается в следующем:

  • такие помещения, располагаются таким образом, чтобы исключить в них нахождение любых посторонних лиц, кроме кассовых и инкассаторских работников;
  • такие помещения оборудуются отдельным входом, который охраняется сотрудником охраны и техническими средствами охраны и наблюдения;
  • эти помещения должны быть оснащены пожарной и охранной сигнализацией с выводом сигнала на подразделение охраны банка;
  • хранилищем денежных средств и ценностей является специально оборудованная сейфовая комната с металлическими шкафами и сейфами не ниже 1-го класса устойчивости.

Кредитная организация может застраховать всю денежную наличность и иные ценности, находящиеся в ее операционной кассе. Также многие кредитные организации страхуют здоровье и жизнь кассовых и инкассаторских работников.

Работа с наличными деньгами осуществляется кассовыми работниками, а непосредственно перевозку и инкассацию наличных денег осуществляют инкассаторские работники, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности. Кассовым и инкассаторским работникам в соответствии с Положением ЦБ РФ № 630-П запрещается:

Также банк (кредитная организация) осуществляет, как правило, самостоятельно инкассацию собственных денежных средств из РКЦ ЦБ РФ (со своего корреспондентского счета) и обратно. Также может оказывать услуги своим клиентам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем, по инкассации и доставке денежных средств и других различных ценностей.

Для эффективного обслуживания своих клиентов, а также обработки наличных денежных средств, каждая кредитная организация создает аппарат кассовых подразделений, который состоит из следующих видов касс – приходных, расходных, приходно-расходных, вечерних, касс пересчета. Количество таких касс, их штат работников, а также техническое обеспечение, зависят от характера и объемов деятельности каждой кредитной организации.

К основным задачам деятельности кассовых подразделений кредитных организаций (банков) относятся:

  • расчетно-кассовое обслуживание населения (граждан РФ) в рублях и иностранной валюте;
  • осуществление безналичных переводов без открытия счета по поручению физических лиц с использование различных систем денежных переводов;
  • осуществление различных видов кассовых операций по поручению физических лиц, а именно – обмен (покупка и продажа) иностранной валюты, прием иностранной валюты на вклады и выдача со счетов с использованием, в том числе, банковских карт;
  • прием и выдача денежной наличности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • организация работы с наличными деньгами при использовании банкоматов;
  • обработка и пересчет денежной наличности, в том числе, выявление поддельных и сомнительных банкнот, а также банкнот, которые имеют признаки неплатежеспособности;
  • обеспечение бесперебойного и эффективного кассового обслуживания всех клиентов банка;
  • обеспечение надлежащего хранения денежной наличности и других ценностей (драгоценных металлов, ценных бумаг, бланков строгой отчетности и т.д.);
  • обеспечение установленного законом порядка приема, обработки, хранения и выдачи наличных денег и иных ценностей из касс и кладовых (хранилища) кредитной организации (банка);
  • проводит профилактические мероприятия, направленные на устранение растрат, хищений, просчетов и иных злоупотреблений в кассовой работе;
  • организация устранения недочетов, выявленных в ходе ревизий и проверки организации кассовой работы, а также выявление случаев растрат, хищений и иных злоупотреблений;
  • проведение политики автоматизации кассовой работы, повышающей производительность труда кассовых работников банка;
  • организация и осуществления мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионализма кассовых и инкассаторских работников банка.

Кассовое подразделение любой кредитной организации (банка) возглавляется заведующим кассой, с которым заключается договор о полной материальной ответственности. Сохранность денежных средств и иных ценностей обеспечивают руководитель банка, главный бухгалтер и заведующий кассой, также они несут всю ответственность за своевременность и законность всех видов осуществляемых банком кассовых операций.

Структуру кассового подразделения банка упрощенно можно представить в виде следующей схемы.

Структура кассового подразделения банка

032_01.jpg

Все проводимые кассовые операции в банке также можно представить в виде таблицы 2.1.

обслуживание — пакет услуг, который банки предлагают для физических лиц, ведущих деятельность в качестве ИП, и организаций. Не все понимают, как выбрать обслуживающий банк, чтобы не переплачивать за РКО и получить необходимый пакет услуг.

Райффайзенбанк объясняет, что такое РКО, почему бизнесу необходимо и выгодно заключение договора обслуживания и в чем его основные особенности.

Состав услуги

обслуживание — это проведение банком операций по счетам клиентов в рублях и иностранной валюте. При заключении договора на РКО банк предоставляет:

открытие, сопровождение счетов — денежных расчетных, в драгметаллах

переводы денежных средств, операции с наличными

выпуск и обслуживание

зарплатное обслуживание юридических лиц и ИП

, поддержку мобильных приложений для расчетов

возможность размещения депозита, получения кредита

Для банков РКО — источник доходов. Право на предоставление услуг обслуживания имеют только те структуры, у которых есть лицензия, выданная ЦБ РФ. При этом в каждом банке свои тарифные планы и условия по ним отличаются. Выгодный для крупной корпорации вариант окажется убыточным для ИП, услуги для малого бизнеса не покроют нужд крупного. Поэтому перед заключением договора нужно изучить предложения, доступные для конкретного предпринимателя и юридического лица.

Чем полезно РКО

Заключая с банком договор, предприниматели и юридические лица соглашаются с предложенными им тарифами. Стоимость пакета на обслуживание зависит от числа включенных в него платежных поручений, комиссий за внесение наличных и других составляющих. Нельзя сказать, что один пакет дорогой, а другой дешевый, все зависит от оборотов и финансовой активности банка.

Какими услугами пользуются предприниматели и компании

Перечень операций по обслуживанию определяется действующим законодательством России. Среди регулирующих норм — Гражданский и Налоговый кодексы РФ, Законы № 395–1, № , Положения Центробанка № , № и другие документы. Из них чаще всего клиенты работают со сформированными пакетами, стандартными услугами. Их делят на группы:

Открытие и сопровождение счетов. В эту группу обслуживания входит составление ежедневных выписок, где указываются приходные и расходные обороты, исполнение платежных поручений. Банк дает возможность клиенту формировать справки, запросы, другие юридические и финансовые документы, касающиеся счета и выгружать их по необходимости.

обслуживание безналичных транзакций в рублях через . Они могут касаться зачисления денег от покупателей, выплат поставщикам, перевода зарплат и налогов, безакцептных списаний, аккредитивных операций.

Кассовое обслуживание. Банк выдает, принимает, пересчитывает наличные, разменивает, обменивает деньги, оформляет чековые книжки, занимается инкассацией. Некоторые операции бесплатны, за другие — взимается комиссия. При заключенном договоре на РКО комиссия всегда меньше, чем при обращении в банк без договора на услуги.

Выпуск, сопровождение банковских карт для организаций и физических , эквайринг. Банк выделяет клиентам арендное оборудование для приема оплаты по картам, поддерживает работу платежных интерфейсов для стационарных и мобильных терминалов.

Что входит в тарифный план по РКО

У финансовых организаций есть право самим формировать тарифную политику, составлять пакеты для предпринимателей, корпоративных клиентов. Они взимают плату за отдельные услуги, предлагают абонентский сервис. Ключевые условия в тарифах:

Как выбрать обслуживающий банк

Критериями оценки являются:

  • степень надежности — посмотрите место банка в рейтинге ЦБ;
  • доступность сервисов удаленного банковского обслуживания, возможности работы с банком без обращения в филиал;
  • развитость сети филиалов, наличие отделений в вашем городе;
  • разнообразие тарифов и стоимость РКО.

При изменении ориентиров компании, переходе на другие формы деятельности, увеличении оборота наличных или, напротив, повышении числа безналичных операций тариф можно сменить. Например, в Райффайзенбанке для перехода на другой тариф достаточно подать из личного кабинета.

Документы для заключения договора на РКО

Заявление на открытие счета и присоединение к договору на РКО можно подать онлайн. Также дистанционно вы отправляете сканы документов — это предусмотрено в форме на сайте. Если банку требуется заверение копий с оригиналов, вам позвонит менеджер и назначит встречу.

В погоне за конкурентным преимуществом предприниматели взаимодействуют с банками. Грамотная организация расчетно-кассового обслуживания помогает в успешном развитии бизнеса. В статье обратим внимание на нюансы этого направления банковских услуг.

Что входит в РКО

Банк предоставляет компаниям и физлицам услуги по расчетно-кассовому обслуживанию (РКО) наравне со вкладами и кредитами.

Все популярнее становятся и другие инновационные возможности для развития бизнеса: эквайринг (в том числе интернет-эквайринг), самоинкассация, интернет-банкинг.

Представим ситуацию: два друга Сергей и Борис хотят стать бизнесменами. Первый оформляет ИП, второй становится самозанятым.

Сергей идет в банк и подключает РКО. Борис же уверен, что его скромное дело не предполагает проведение финансовых операций на суммы свыше 100 тысяч рублей. Закон разрешает в таком случае обходиться без банковского счета, поэтому он отказывается от РКО.

Сергей не уверен в большой прибыли на начальном этапе, но в то же время не хочет повышенного внимания со стороны налоговых органов. Кооперация с банковской организацией делает бизнес прозрачным.

Благодаря дистанционному обслуживанию Сергей может проводить денежные операции, используя интернет-банкинг. А если возникнут вопросы, операторы колл-центра всегда придут на помощь. Многие рабочие моменты бизнесмен решит без посещения банка.

Если вам нужны деньги на крупную покупку под низкий процент, то рекомендуем оформить кредит под залог коммерческой недвижимости. По такому кредиту ставка намного ниже, чем по потребительскому, а одобрение дают на долгий срок. Это значит, ежемесячный платеж будет небольшим.

Выслушав рассказ Сергея о его бизнесе, специалист предлагает подключить дополнительные услуги в рамках пакета по расчетно-кассовому обслуживанию.

Инкассация и самоинкассация

Теперь Сергей не прячет наличные в потайной карман, опасаясь грабителей в темном переулке. Достаточно донести деньги до ближайшего банкомата.

Корпоративная карта

Карта дает круглосуточный доступ к средствам. Это очень удобно при взаиморасчетах с клиентами из других часовых поясов. Теперь бизнесмен держит под контролем все корпоративные расходы: хозяйственные, представительские, транспортные и командировочные.

Владельцам корпоративной карты Совкомбанка, помимо прочего, не нужно декларировать средства при выезде за рубеж. Им доступна также автоматическая конвертация валюты.

Зарплатный проект

Пока бизнес у Сергея небольшой, но планы наполеоновские. Со временем персонал будет расти. Стоит позаботиться о том, чтобы у них не было технических проблем с получением зарплаты.

Выпуск зарплатных карт не займет много времени, зато улучшит условия труда и повысит мотивацию работников. К примеру, Совкомбанк предоставляет возможность установить банкомат в офисе.

Приятным бонусом к корпоративным и зарплатным картам может быть кешбэк и процент на остаток средств.

Торговый эквайринг

Безналичная оплата давно стала привычной. Бизнесмен, который отказывается от торгового терминала в своем магазине, нарушает закон и снижает свою конкурентоспособность. Многие банки предлагают бесплатное подключение и настройку оборудования.

Интернет-эквайринг

Часть продукции Сергей реализует через интернет. Оформление сделок через интернет-эквайринг облегчает процедуру продажи и экономит время. Совкомбанк не берет абонентскую плату за эту услугу.

Чего не скажешь о Борисе, который вынужден самостоятельно вести учет движения средств и возиться с наличными деньгами. Он опасается повышенного внимания со стороны налоговой из-за частых пополнений личной банковской карты.

Получается, Борис сам ограничил свои возможности по взаимодействию с потенциальными клиентами. Не все партнеры готовы вести расчеты наличными или переводить деньги на личные банковские карты.

Расчетный счет для ИП и юридических лиц

Индивидуальный предприниматель не обязан открывать расчетный счет в случае, если у него нет наемных работников. Но банки знают множество способов, как заинтересовать бизнесменов в РКО.

Например, ИП может привязать к расчетному счету личную банковскую карту, а после уплаты налогов использовать его как собственный.

Банки предоставляют и другие дополнительные услуги:

  • льготные условия открытия и ведения счета;
  • страхование средств;

юридическое консультирование и ведение бухгалтерии для предпринимателей, работающих на УСН.

Без расчетного счета бизнесмен не сможет подключить электронный кошелек для проведения безналичной оплаты.

Совет от банка

Индивидуальному предпринимателю без расчетного счета следует учитывать, что потенциальные партнеры могут отнестись к нему с недоверием и отказаться от сотрудничества. Такие отношения грозят им блокировкой счета со стороны финансовых надзорных органов.

В отличие от ИП, юридическое лицо не может работать без расчетного счета. Это закреплено в ряде нормативно-правовых актов России: 173-ФЗ, 395–1-ФЗ, положениями Центробанка № 383-П, 630-П, а также гражданским и налоговым кодексами.

Чем отличается расчетно-кассовое обслуживание для ООО и ИП

Представим, что бизнес Сергея стал быстро развиваться. Он пошел в налоговую, чтобы перерегистрировать свое ИП в ООО. Что будет с РКО?

Для продолжения обслуживания счета банк может запросить у Сергея дополнительные документы – например, отчеты о финансовой деятельности и бухгалтерии за последний год.

Поскольку бизнес стал больше, изменится ряд параметров расчетно-кассового обслуживания. Банк скорректирует размеры льготного лимита оборота средств на расчетном счете и комиссий.

В целом, услуги останутся прежними, но теперь их значимость для Сергея возрастет, а вместе с этим и стоимость.

Часто на этом этапе умудренные горьким опытом предприниматели решают поменять банк, который предоставляет услуги по РКО. Такое решение не всегда дается легко, поскольку потребует от бизнесмена определённых усилий и знаний.

Совкомбанк дает возможность сменить расчетный счет прежнего банка по Trade-in. Популярный среди продавцов автомобилей термин внедрился и в банковскую сферу. Предприниматель может обменять свой счет на новый в Совкомбанке с целым рядом бонусов.

Как выбрать расчетно-кассовое обслуживание

Обратите внимание:

  • на надежность банка, его место в рейтинге ЦБ РФ;
  • на доступность офиса, режим работы и операционный день;
  • на качество интернет-банкинга, возможность удаленного управления счетом;
  • на предлагаемые тарифы по РКО, разнообразие услуг;
  • на стоимость обслуживания счета;
  • на отзывы о банке и его сотрудниках со стороны знакомых и в интернете.

Бизнесмен понимает, что поскольку он полностью перешел на безналичный расчет, инкассация и торговый эквайринг ему теперь не нужны. Зато, учитывая большое количество персонала компании, важны зарплатный проект и возможность в автоматическом режиме делать взносы в Пенсионный фонд, Соцстрах и Фонд ОМС.

Совет от банка

Перед подключением пакета РКО заранее определитесь с необходимыми услугами и рассчитайте ваши финансовые возможности.

При выборе тарифа посчитайте среднее количество транзакций, которые проходили на вашем счете в предыдущие периоды. Если вы открываете счет впервые, оцените приблизительно интенсивность финансовых операций, исходя из бизнес-плана.

В пакет услуг по РКО может входить определенное количество условно бесплатных платежных поручений. Их стоимость включена в оплату за подключение пакета.

Процедура открытия счета

Открытие расчетного счета – одна из основных операций при регистрации бизнеса. Повременить с этим можно лишь в случае, если вы не планируете сразу вести операционную деятельность.

В большинстве случаев эта процедура будет для вас бесплатной, если вы одновременно заключите договор о подключении расчетно-кассового обслуживания счета. В противном случае банк может взимать с вас плату за открытие счета.

В зависимости от лояльности банка к своим клиентам, при открытии счета вы можете получить:

  • индивидуальный подход;
  • услуги персонального менеджера и операциониста;
  • мгновенное резервирование счета онлайн;
  • приоритетный доступ ко всем услугам банка для бизнеса;
  • упрощенное оформление продуктов.

Документы для заключения договора на РКО

Банки скрупулезно относятся к проверке всех документов. Специалист может отказать при возникновении малейшего подозрения на недостоверность каких-либо сведений.

Документы для ИП

Последние два документа вас попросят предъявить в случае, если сотрудник банка не сможет найти их на специализированных сайтах.

Если у вас есть доверенные лица (распорядители счета), то дополнительно нужно будет предоставить:

  • доверенность на распоряжение счета, оформленную через нотариуса;
  • паспорт доверенного лица.

Документы для юрлиц

  • устав организации;
  • изменение (дополнение) в Устав, если таковые были;
  • решение (протокол) участников об избрании руководителя на должность;
  • паспорт РФ руководителя организации;
  • лицензия (зависит от вида деятельности);
  • паспортные данные бенефициарных владельцев (с долей более 25%).

Этот документ можно предоставить, как в виде оригинала паспорта или копии его страниц, так и форме письма с подписью руководителя или представителя организации с указанием следующих данных: ФИО, серия и номер паспорта, дата выдачи, кем выдан, код подразделения и адрес регистрации.

Если у вас есть доверенные лица (распорядители счета), то дополнительно нужно будет предоставить:

  • приказ о назначении на должность доверенного лица;
  • доверенность на распоряжение счета, оформленная через нотариуса;
  • паспорт доверенного лица.

Если вы представляете ООО, будьте готовы к тому, что банк проверит юридический адрес вашего предприятия на массовость. Признаки фирмы-однодневки снижают степень доверия к клиенту. Сотрудники службы безопасности банка могут выехать по адресу и проверить расположение вашей организации.

Если вы меняли юридический адрес, обязательно проверьте наличие подтверждающих документов и протоколов.

Читайте также: