Римские юристы о естественном праве кратко

Обновлено: 08.07.2024

Наряду с прецедентным правом, существует система континентального права, основы которого были заложены таким явлением как римское право. Римские юристы на много веков вперед, вплоть до современности, определили каким должно быть право многих стран. При этом, римское право не было изначально таким, каким мы его видим в лучшие годы своего развития.

Первые римские юристы и римское право в начале своего развития

Изначально, право толковалось понтификами (специальной коллегией жрецов), которые ежегодно провозглашали свою позицию.

Светский характер юриспруденция приобретает в 300 г. до н. э. благодаря Гнею Флавию. По легенде, будучи писцом Аппия Клавдия Цека он украл и обнародовал кодифицированный сборник формул, которые применялись в процессе. Позже документ и его содержание стало известно, как цивильное право Флавия.

Обучение праву в древнем Риме берет свое начало в 253 г. до н. э. верховным понтификом Тиберием Корунканием, который первым стал обучать юриспруденции учеников.

Во втором веке до н. э. сборник Флавия был дополнен новыми исковыми формулами Секстом Элием Петом. Им же опубликован труд, содержащий смешение Законов 12 таблиц, комментариев и формул. Толкование и комментирование законов стало для римских юристов большой частью их деятельности. Во втором веке до н. э. особенно сильно развивали право, в том числе и гражданское Маний Манилий, Публий Муций Сцевола и Юний Брут. А первым комментатором преторских эдиктов стал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 до н. э.). Теорией разделения права на частное и публичное занимался Квинт Элий Туберон.

Римские юристы – толкователи права

При этом, юристы могли интерпретировать те или иные действующие нормы в ключе соответствия их духу справедливости. В случае такого несоответствия или коллизий, своими комментариями они буквально могли изменять действие нормы, давая ей иногда полностью противоположное значение. Комментируя право, римские юристы пытались понять, что имел в виду законодатель или какой бы смысл вложил в норму при изменившихся условиях. Новая норма из комментария становилась действующей нормой цивильного права (ius civile), которое состояло из обычного права, преторского права, законодательства народных собраний. Именно комментарии римских юристов были тем цементом, что скреплял все источники римского права, обеспечивал его развитие и изменение.

Самыми авторитетными юристы становятся в период поздней республики и ранней империи. Императоры, понимая, как важно пользоваться одним из самых эффективных инструментов – правом, пытаются заручится поддержкой юридической братии. Так, Август дарует прослойке правоведов право комментирования от имени императора (ius respondendi). Уже к 3 века н. э. на ответы юристов ссылаются как на закон, они же становятся обязательными к применению судьями.

Упадок римского права и римских юристов приходится на время, когда принцепсы становятся законодателями (вторая половина 3 века н. э.). С этого времени юристы теряют свое право ius respondendi. Однако, комментарии юристов классического периода рассвета римской юриспруденции пользуются уважением и далее.

Как всегда, некоторые коллеги становятся более успешнее, чем остальные. Так, Валентиниан III придал силу закона пяти известным юристам — Гай (II в.), Папиниан (II—III вв.), Павел (II—III вв.), Ульпиан (II—III вв.) и Модестин (II—III вв.). При коллизиях в их мнении, спор решался большинством, а если такое было невозможно, то предпочитался комментарий Папиниана. Законную силу придали и комментарием тех юристов, которых цитировали указанные правоведы — Сабина, Сцеволу, Юлиана и Марцелла.

Таким образом, труды юристов были направлены на решение конкретных ситуаций, и только второстепенное значение носила разработка теоретических положений, хотя в последующем именно они сформировали наследие, которое до сих пор оказывает влияние на правовые системы многих стран. Такие теоретические обобщения делались на проработке конкретных правовых вопросов. Есть некая осторожность в такой теоретической работе, ведь именно она станет далее обязательной к применению (всякое определение опасно, говорил еще Луций Яволен Приск).

Публичное и частное право

Классическим является разделение права на публичное право (о пользе государства) и частное право (о пользе отдельных лиц). Частное право в свою очередь (по словам Ульпиана), делилось на три взаимодополняемые, взаимодействующие и не действующие друг без друга части — естественные предписания, (предписания) народов и (предписания) цивильные.

Так, естественное право (ius naturale) оказывает влияние на цивильное право (ius civile) и право народов (ius gentium), соотносятся как целое и части. Так, по Ульпиану к естественному праву относился брак, рождение детей, другие семейные вопросы, как проблемы присущие всем живым существам. Соглашаясь с указанным, Гай утверждал, что хоть эти вопросы и являются сферой естественного права, это не значит, что такие положения не могут подкрепляться цивильным правом.

Ульпиан указывал, что право получило свое название от iustitia (правда, справедливость). Ссылаясь на Цельса, он говорит, что право это искусство (ars) добра (boni) и справедливости (aequi).

Понятие справедливости (Aequitas) является для римских юристов во многом основополагающим. Это своеобразный ориентир для правотворчества и противопоставления равного и справедливого права праву несправедливому.

Таким образом, юриспруденция является знанием справедливого и несправедливого. Древнеримские юристы всячески подчеркивают ценность права, права как мерило того, что должно быть. Павел об этом писал — претор высказывает право, даже если он решает несправедливо: это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать.

При этом, сам закон понимается римскими юристами не только как форма правового акта, но и как ценность, основанная на указанных чертах. Таким образом, если закон несправедлив, не несет пользу большинству, то этот закон неправовой.

Римское публичное право

Публичное право, как отрасль, устанавливала положение религии, полномочия должностных лиц, государственных институтов, гражданства и прочее. Именно юристы, как привилегированная прослойка сделала все, для того, чтобы обосновать необходимость дарования монарху законодательной власти в период становления империи.

Так, во многом обосновывалась власть принцепса как законная, а сам закон не распространяется на него.

При этом, действуя на стороне сильной власти монарха, находясь на высоких постах, сами юристы терпели произвол. Ульпиан, являясь префектом претория был убит в 228 г. прямо на глазах у императора. В 212 г. казнен на этой же должности Папиниан, отказавшийся обосновывать и с точки зрения права оправдывать убийство.

Римское частное право

Гай утверждал, что цивильное право является установленным для того или иного государства правом. Папиниан создал классификацию источников цивильного права — законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, положений ученых юристов, преторское право (в качестве исправлений остальных источников).

Частное право было тщательно проработано, разрешены многие спорные вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности, имущественных отношений в особенности (как инструмент защиты прав собственника). В том числе, частное право особо прорабатывает вопросы рабов как собственности и объектов вещного права. Ульпиан отмечает, что рабство возникло по праву народов, ведь по естественному праву все рождаются свободными.

Право народов включает в себя международные отношения, отношения римских граждан с перегринами. Это право формировалось из эдиктов магистратов, императорских конституций и трудов юристов. Указанное обеспечивало взаимодействие права народов и цивильного права.

Как уже было сказано, римское право определило развитие права на многие века и определяют до сих пор. Мы не можем не отметить высокую культуру юриспруденции, ее научность, аргументированность проработку.

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам. Около 300 г. до н. э. юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции согласно преданию связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе. В начале II в. до н. э. Секст Элий Пет, видный государственный деятель, дополнил сборник Флавия новыми исковыми формулами. Он опубликовал и другую книгу, в которой соединил Законы XII таблиц с комментариями юристов и вековыми формулами. В середине II в. до н. э. значительный вклад в развитие юриспруденции, особенно гражданского права, внесли М. Манилий, П. Муций Сцевола и М. Юний Врут. Первый комментарий к преторскому эдикту написал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 г. до н. э.). Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II–III вв.), Павел вв.), Ульпиан вв.) и Модестин вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

Творчество римских юристов оказало большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции, так и той ролью, которая выпала на долю римского права (процесс его рецепции и т. д.) в дальнейшей истории права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА II Происхождение рабства по мнению римских юристов

ГЛАВА II Происхождение рабства по мнению римских юристов Трудно поверить, что рабство обязано своим происхождением чувству сострадания и что оно было установлено по следующим трем причинам.Международное право сделало пленников рабами для того, чтобы их перестали

2. Семья при отцовском праве и материнском праве

10. УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

10. УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены

15. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

15. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание

42. УЧЕНИЕ ЛОККА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

58. УЧЕНИЕ И. КАНТА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

58. УЧЕНИЕ И. КАНТА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724–1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма – идейной платформы класса буржуа, выделившихся из конгломерата третьего

60. УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

60. УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Проблемы государства и права находились в центре внимания Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831)на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе

74. НЕОКАНТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ. Р. ШТАММЛЕР

74. НЕОКАНТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ. Р. ШТАММЛЕР Традиционные для немецкой политико-юридической мысли усилия построить научное знание о праве, опираясь на философию, предпринял Рудольф Штаммлер (1856–1938). Перу Штаммлера принадлежит ряд произведений теоретико-правового

§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве

§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).Нидерланды[24] XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной

§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве

§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента, против ряда феодальных пережитков и своеволия короля.Среди защитников королевской власти был английский философ, теоретик естественного права Томас Гоббс (1588—1679). В

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689—1755). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе "Персидские письма", а также в историческом очерке

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский

§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве

§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве Юридический позитивизм соответствовал повседневным правовым интересам развивающегося гражданского общества, но не отвечал на ряд острых социальных проблем. Вне поля юридического позитивизма оставались противоречия и

§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича

§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича Теоретик права и государства Габриэль Феликсович Шершеневич (1863—1912) был профессором Казанского университета, а с 1906 по 1911 г. преподавал гражданское право в Московском университете. Ему принадлежит ряд крупных

В результате влияния греческой философии и правопонимания римское правоведение превратилось в науку. Но в отличие от гре­ческих знаний о праве, римское правоведение было сконцентриро­вано на конкретных практических вопросах в силу назревшей необ­ходимости обслуживания высокоразвитой экономической системы хозяйства с оживленной торговлей и судоходством, развитием дого­ворных институтов. За несколько столетий до н.э. оно прошло путь от jus sacrum (божественное, сакральное право) до jus civile (граж­данское право).

Кчислу самых известных юристов периода ранней империи принадлежали Гай, Папиан, Павел, Ульпиани Модестин(II—III вв.). Позже, в V в. специальным законом о цитировании юристов поло­жениям этих пяти юристов была придана законная сила.

Правов Древнем Риме делилось на частное и публичное.По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к поло­жению государства, частное — к пользе отдельных лиц. Частное

право, считал он, включает в себя предписания права естественного, права цивильного и права народов.

Основное внимание юристы уделяли частному праву.В их тру­дах были заложены основы теории гражданского права — цивили­стики. Разрешая споры по гражданским делам, юристы разграни­чили виды сделок, выработали формы исков, договоров, завещаний, определили полномочия собственника и других субъектов права, правовой статус личности и т.д. Именно частное римское право ста­ло основой для развития европейского права. А система права, сло­жившаяся в Древнем Риме, сыграла исключительную роль в ста­новлении гражданского общества в странах Европы.

К изучению публичного праваримская юриспруденция обра­тилась в I—II вв., когда правоведы, получившие привилегию офи­циального толкования закона, выступили в поддержку импера­торского режима. В публичном праве они проводили идеи неогра­ниченных полномочий принцепса, передачи ему законодательных функций, разрабатывали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятия власти (imperium), гражданства и ряд других институтов государ­ственного и административного права.

Право народовюристы толковали как правила межгосудар­ственных отношений, так и нормы имущественных и иных договор­ных отношений римских граждан с неримлянами. Это обеспечива­ло взаимодействие и взаимовлияние норм цивильного права и пра­ва народов, защищавшего частные и государственные интересы римлян. По нормам права народов запрещались какие бы то ни были сделки с врагами. Захваченный римлянами враг терял свою правоспособность и становился рабом. Строго соблюдался иммуни­тет послов и посольств, в т.ч. послов врага.

4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОКРАТИЧЕСКИХ ДОКТРИН

Появление христианства как мировой религии в пределах Рим­кой империи стало важным фактором обновления мира, поиска овоимодели жизнеустройства. Возникнув в I в. н.э. из учения




небольшой иудейской секты Иерусалима, оно за пять столетий рас­пространилось на все народы Средиземноморья, а затем и всей Ев­ропы, оказало огромное влияние на общественно-политическую мысль.

Главные политические и правовые идеи раннего христиан­
ства.В книгах Нового Завета осуждался рабовладельческий Рим

учило духовенство. Присвоив монопольное право проповедовать и толковать христианское учение, духовенство разработало слож­ную систему обрядов, служб, догм, используя ряд положений других Религий (например митраизма) и философских школ (стоиков, гно­стиков). Общие трапезы были заменены причащением, апостолы —

С развитием научно-правового мышления в Древнем Риме на правоведение с IV в. все большее влияние оказывали христианская идеология, теологические учения. Важнейшее выражение взглядов христианской церкви этого периода на политику, право и сами пра­вовые нормы представлено в трудах знаменитых теологов Иоанна Златоуста (ок.345—407 гг.)и Аврелия Августина (Блаженного)(354—430гг.).

Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии хрис­тианской церкви было учение епископа из Гиппона (Сев. Африка)

Человек,согласно Августину, существо немощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо совершенное общество. Но в конечном счете добро и справедливость должны возобладать благодаря предустановленно­му вечному порядку. Божественными установлениями в земном

Установленный Богом порядок охраняется и управляется, со­гласно Августину, законом.И нечестен тот, кто не живет в мире с законом. Мир с Богом же есть повиновение в вере вечному закону. Этот мир строится на любви к Богу и любви к ближнему.

Итак, христианство своим новым подходом к проблемам чело­века, государства и права обогатила политико-правовую мысль древних веков, оказало заметное влияние на ее последующее разви­тие, что обусловило его господство в Европе.

Обширность разработанных юристами общетеоретических проб­лем права, его институтов и понятий положила начало юриспру­денции как самостоятельной науки. Благодаря им римское право


стало фундаментальным вкладом в цивилизацию, не утратившим своего значения и в XXI веке. В Средние века римское право будут называть ratio scripta (писаный разум). Вероятно, именно так сле­дует рассматривать его и сегодня.

Исключительное и непреходящее значение в истории цивилиза­ции принадлежит христианству. Сформулированные в Новом Заве­те моральные нормы и принципы поведения людей, общественных отношений выразили общечеловеческие ценности — свобода, равен­ство, справедливость, труд — продолжают оказывать влияние на нравственное очищение человека, на политическую и правовую мысль.

ЛЕКЦИЯ VI. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (V—XIII вв.)

1. Теократические доктрины. 2. Учение ФЛквинского о государ­стве и праве. 3. Теория всемирной монархии А.Данте. 4. Полити­ко-правовое учение М.Падуанского. 5. Мусульманская политико-правовая мысль в Средние века.

1. ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ

Проблемы государства и права, хотя и не имели ведущего значе­ния, тем не менее стали предметом острых споров в результате борьбы за власть и сословные привилегии между католическим духовенством и светскими феодалами. Католическая церковь, орга­низованная по принципу строгой иерархии и возглавляемая рим­ским папой, притязала на решающее участие в политической влас­ти. Эти притязания обосновывались теократическими теориями-Их основное содержание сводилось к следующему.

Во-первых, роль государства, его правителей, трактовалась как подчиненная церкви. Обосновывая политические притязания церк-

В-третьих, церковь оспаривала право инвеституры (назначе­ния императором епископов), обосновывая свое право на нее. При этом, и та и другая сторона апеллировала к текстам Святого Писа­ния о богоустановленности власти.

В XI—XIII вв. по всей Европе прокатилась волна еретических движений. Плебейские и бюргерские ереси стали широкой оппози­цией церковным учениям и церковной иерархии. Ее участники взывали к истинной христианской церкви как общине верующих, выступали за право как всеобщее равенство, справедливость и взаи­мопомощь. В XIV в. такие ереси набрали силу во многих городах «западной Европы, Англии. Участники движений требовали восста­новления раннехристианской церкви, упразднения римской курии, монархов. Профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф выступал против зависимости английской церкви от римской ку­рии, вмешательства церкви в дела государства, осуждал церковную ерархию и церковное богатство как противоречащие Святому Пи-анию. Против папской власти выступал и последователь Дж. Уик-фа Ян Гус, руководитель чешского национально-освободительно-

5 г -Г. Демиденко 65

Борьба римских' пап и императоров порой принимала форму вооруженной борьбы: церковь взывала к подданным и вассалам неугодных ей правителей, освобождая их от присяги; короли и им­ператоры в борьбе с церковью прибегали к вооруженной силе. Одна­ко всегда, когда движение народных масс угрожало и тем, и другим, они совместно подавляли его.

2. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

пили интерес к античной мысли и, в частности, к Аристотелю. Чело­веком, чье влияние на возрождение этого интереса было решающим, сталкрупный идеолог католицизма доминиканский монах Фома Аквинский(1225—1274 гг.).

Согласно Аквинскому, реализация данной цели совпадает с суще­ствующей феодально-сословной иерархией. Так устроено в мире, где царитиерархия форм, из которых высшие формы дают жизнь низ­шим. Во главе иерархии стоит Бог, установивший принцип подчине­ния низших форм высшим. Духовный же мир возглавляется на зем­ле папой как наместником Бога. По тому же принципу организовано иобщество: подданные подчиняются царям, рабы — господам.

Богословское учение о происхождении властиот Бога, Аквин­ский дополняет своими рассуждениями: Бог — причина добра, а не зла,следовательно, все, что есть доброго во власти, — это от Бога, что естьдурного, — не от него. Во всякой власти он различает три эле­мента: 1) начало или происхождение власти; 2) ее употребление; 3) форму или существо власти. Происхождение или употребление властимогут быть хороши или дурны, но существо ее всегда добро

оно заведено Богом. Существовласти составляет порядок отно­шений господства и подчинения, при котором воля лиц, находя­щихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Тот, кто приобретает или злоупотребляет властью, заслу­живает, чтобы она у него была отнята. Таковы заветы Бога и веле­ния римско-католической церкви, представляющей его волю. По­этому все цари должны подчиняться папе, как самому Христу.

Насколько действия правителя отклоняются от воли Божьей,

настолькоони противоречат интересам церкви, по мнению Аквин-

ского,настолько подданные вправе оказыватьэтим действиям со-

ротивление.Он признает правомерным неповиновение в случаях:

) когда повелевается то, что противно повелению Божьему; 2) ког-

повелевается то, на что не простирается власть правителя (напри-


мер, на духовную жизнь людей или когда устанавливаются чрезмер­но тяжелые налоги). Тогда правитель превращается в тирана, не хо­чет знать общей пользы, а печется только о своей выгоде, попирает законы и справедливость. Поэтому народ может восстать и свергнуть его, что уже не является смертельным грехом. Главное, считает Ак-винский, чтобы восстание не приносило больше вреда, чем пользы.

Тиранию Аквинский, противопоставляет монархиикак лучшей формеправления. Его доводы: 1) на преимущества монархии ука­зывает сама природа, которая везде установила одно правящее нача­ло: в теле — сердце, в душе — разум; у пчел — одна царица; миром правит единый Бог; 2) это доказывает и история: страны, где нет единого правителя, бедствуют от раздоров; управляемые монархами наслаждаются миром.

Из монархий Аквинский отдавал предпочтение политической,а не абсолютной монархии. Такое правление, смешанное из элемен­тов монархии, аристократии и демократии, по его мнению, было установлено у евреев законом Божьим, где правил один царь на основе добродетели и законов, ему помогали светские и духовные князья, избранные от всего народа.

Добродетель — качество человека, направляющее его к цели за­коном. Она состоит в подчинении закону. Добродетель как и закон — основа порядка. ЗаконАквинский определяет как известное ус­тановление разума для общего блага, обнародованное тем, кто имеет попечение об обществе. Закон есть разум управления, правило и мерило человеческих поступков. Он необходим во имя мира среди людей и добродетели, ведет их к общему благу. Признаком закона является его обнародование.

Законы он делит на четыре вида: вечный, естественный, челове­ческий и божественный.

Естественный закон(lex naturale) — отражение этого вечного закона в человеческом разуме есть действие вечного закона в чело­веческом обществе. Все предписания естественного закона исходят из цели делать добро и избегать зла. Естественный закон является той основой, на которой покоятся все создаваемые людьми законы.

Человеческий,или положительный, закон(lex humana) — это частные приложения естественного закона. Аквинский пишет, что одних естественных наклонностей мало. Нужна дисциплина. Есть люди, которых надо принуждать силой и страхом. Целью положи­тельного закона есть развитие добродетелей в человеке. Этот закон должен быть подчинен естественному закону. Только то постанов­ление имеет силу закона, считает Аквинский, которое само по себе справедливо. Таким образом, он отрицает значение человеческого закона за теми актами светской власти, которые противоречили

Божественный, или откровенный, закон (lex divina) проистекает из Библии. Он, согласно Аквинскому, необходим по двум причи­нам. Во-первых, человеческий закон не способен полностью истре­бить зло. Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде, по­тому необходимо такое высшее руководство как Библия, в т.ч. в законодательстве. Сфера божественного закона намного шире, она охватывает и духовную жизнь, недоступную для человеческого за­кона. Грехи, греховные помыслы, не запрещенные этим законом, запрещаются божественным законом. Все низшие законы должны проистекать из закона вечного.

Таково учение Аквинского о законе. Как видим, у него речь идет не только о феодальном законодательстве, но излагается и теория закона.

Источники римского права – формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.

Виды источников римского права:

– плебисциты – акты собрания плебеев без сенаторов. Отличие плебисцитов от обычных законов – плебесциты принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов.Закон Гортензия 287 г. до н. э. придал плебисцитам силу законов;

Источники римского права.

2. Законы XII Таблиц – свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме. Законы XII Таблиц состояли из разделов: о вызове в суд (таблица I), о вершении исков (таблица II), о долговом рабстве (таблица III), о порядке манципации при сделках (таблица IV), о завещании и семейных делах (таблица V), о пользовании земельным участком (таблица VI), о воровстве (таблица VII), о личном оскорблении – обиде (таблица VIII), об уголовных наказаниях (таблица IX), о порядке похорон и церемоний (таблица X), о публичных делах в городе(таблица XI),о неиспрашивании привилегий (таблица XII). Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, известны попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи.

3. Corpus juris oivilis – кодификация императора Юстиниана.

5. Папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки – папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы – Constitutio Antonina 212 г. н. э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.

Одним из самых ранних дошедших до нас юридических трактатов было сочинение Муция Сцеволы. Он разделил все гражданское право на четыре основные части: право наследования, право лиц, вещное и обязательственное право.

Римские юристы чрезвычайно осмотрительно относились к формулировке общеправовы принципов и определений, это было обусловлено тем, что такого рода обобщения приобретал значение общих правоположений. Римские юристы занимались разработкой конкретных правовы вопросов и лишь на этой основе делали те или иные обобщения. Связь юридической практики юридической теории была самой непосредственной. Поэтому римская юридическая наука была п преимуществу прикладной наукой.

Читайте также: