Белинский о гамлете шекспира кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ни одна из трагедий Шекспира не нашла у читателей такого живого отклика, как "Гамлет" (1601). Каждое время по-своему переживало ситуации и проблемы этой яркой трагедии. Уже в течение четырех веков она служит человечеству зеркалом, в котором новые и новые поколения рассматривают свое лицо. И всякий раз это лицо оказывается иным. Сохраняя свой черный строгий костюм, датский принц представал то пылким, то вялым, то гуманным, то холодно-ироничным [Маранцман 1992: 63].

2.1.1. Образ Гамлета в статье в,г. Белинского "Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета".

Наиболее глубокий и тонкий анализ образа Гамлета дал в XIX веке В.Г.Белинский в своей статье "Гамлет" Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838). Белинский был захвачен трагедией, смотря ее в течение семи раз [Маранцман 1992: 63].

Подробно анализируя содержание трагедии, Белинский следит за малейшими изменениями в настроениях и мыслях Гамлета. Критик прослеживает характер Гамлета в его изменении и развитии. Белинский не считает Гамлета слабым или душевно хрупким по натуре, а вследствие утраты его наивной веры в гармонию мира [Гражданская 1982: 26].

"Итак, вот идея Гамлета: слабость воли, но только вследствие распадения, а не по его природе. От природы Гамлет – человек сильный, его желчная ирония, его мгновенные вспышки, его страстные выходки в разговоре с матерью, гордое презрение и нескрываемая ненависть к дяде – все это свидетельствует об энергии и великости души" [Маранцман 1992: 64].

Глубочайший душевный кризис, пережитый Гамлетом, когда он узнал о гибели отца и замужестве матери, когда он понял, что совершилось преступление, вызывает у него растерянность, приступы отчаяния, но сменяется затем уже на высшем этапе – решимостью, волей к действию. Опираясь на текст Шекспира, Белинский отвергает тот застывший неизменный образ Гамлета, с которым, в сущности, имели дело другие исследователи. Он показывает, что Гамлет на разных этапах проявляет и силу, и слабость, и нерешительность, и молниеносную решимость. Только так, в эволюции, в движении, и следует рассматривать многогранный образ Гамлета [Гражданская 1982: 27].

В статье В.Г.Белинского мы видим возвышение Гамлета, страстное оправдание его страданий. Страстью одушевляет и как бы личный и "лирический нерв": "Гамлет. понимаете ли вы значение этого слова? Оно велико и глубоко: это жизнь человеческая, это человек, это вы, это я, это каждый из нас…" Но в этих словах не просто автобиографическое признание – это голос целого поколения [Маранцман 1991: 64].

2.1.2. Точка зрения Тургенева на образ Гамлета

Но время властно диктует свое отношение к литературному произведению. Свидетельством этого оказывается другой голос.

1860 год. И.С.Тургенев произносит публичную речь "Гамлет и Дон Кихот". Друг и ученик Белинского, посвятивший ему свой лучший роман "Отцы и дети" спорит со своим учителем [Маранцман 1992: 65].

"Что же представляет собой Гамлет?

Анализ прежде всего, и эгоизм, а потому обезверие. Он весь живет для самого себя, он эгоист, но верить в себя даже эгоист не может, верить можно только в то, что вне нас и над нами…

Он скептик – вечно возиться с самим собой, он вечно занят не своей обязанностью, а своим положением. Сомневаясь во всем, Гамлет не щадит и самого себя; ум его слишком развит, чтобы удовлетвориться тем, что он в себе находит… Он знает до тонкости свои недостатки, презирает самого себя – и в то же время, можно сказать, живет питаясь этим презрением. Он не верит в себя – и тщеславен. Он не знает, зачем живет, – и привязан к жизни…" [Русская литературная критика 1860-х гг. 1984: 52].

Гамлет, по Тургеневу, весь соткан из противоречий и слаб потому, что анализ впечатлений от жизни заменяет ему саму жизнь. К тому же Гамлет, по мнению Тургенева, не способен на самопожертвование. Его проницательность мешает ему действовать. Он так тщательно все взвешивает, так предугадывает результаты, последствия своих поступков, что любой из них в его собственных глазах оказывается тщетным усилием.

Неспособность Гамлета к действию заставляет Тургенева признать его социальную бесполезность: "Гамлеты точно бесполезны массе, они ей ничего не дают, они ее никуда вести не могут, потому что сами никуда не идут. Да и как вести, когда не знаешь, есть ли земля под ногами? При том же Гамлеты презирают толпу. Кто самого себя не уважает, кого же может тот уважать? Да и стоит ли заниматься массой? Она так груба и грязна! А Гамлет – аристократ не по одному рождению".

Презрение к миру, по Тургеневу, отнимает у Гамлета и способность к любви: "Офелию Гамлет… не любит, но только тонко притворяется, и то небрежно, что любит". Это отсутствие внутреннего тепла в Гамлете оборачивается для него одиночеством. "Любить его, говорит Тургенев, – нельзя, потому что он сам никого не любит".

Если статья Белинского о Гамлете была пронизана сочувствием, то Тургенев даже сюжет трагедии передает ироническим-пародийным: "Гамлет – сын короля, убитого родным братом, похитителем престола; отец его выходец из могилы, из "челюстей Ада", чтобы поручить ему отомстить за себя, а он колеблется, хитрит с самим собой, тешится тем, что ругает себя; и, наконец, убивает своего отчима случайно". Одно только, пожалуй, примиряет Тургенева с Гамлетом: "…он страдает". [Маранцман 1992: 65].

2.1.3. Современные критики о трагедии "Гамлет".

Спор вокруг "Гамлета" не затухал и дальше.

Из всех героев Шекспира Гамлет, конечно, в наибольшей степени мыслитель. Но он мыслитель странный. Никакие идеи не живут в нем в чистом виде. Все они связаны с его самочувствием, настроением, мироощущением. Каждая проблема, возникающая перед ним, рождает в его душе муку. Гамлету необходимо определить свое отношение ко всем окружающим, выбрать тот или иной способ действия. "Проблемы, мысли Гамлета неотделимы от его отношения к Клавдию, к матери, к Офелии, ко всем остальным…" [Аникст 1974: 528].

Шекспир верен жизненной правде, когда так изображает душевную реакцию Гамлета на происходящее: натуры, наделенные большой чувствительностью, глубоко воспринимают ужасные явления, непосредственно затрагивающие их. Гамлет именно такой человек – человек горячей крови, большого, способного к сильным чувствам сердца. Он отнюдь не тот холодный рационалист и аналитик, каким его себе иногда представляют. Его мысль возбуждается не отвлеченным наблюдением фактов, а глубоким переживанием их. Если мы с самого начала ощущаем, что Гамлет возвышается над окружающими, то это не есть возвышение человека над обстоятельствами жизни.

Наоборот, одно из высших достоинств Гамлета заключается в полноте ощущения жизни, своей связи с ней, в сознании того, что все происходящее вокруг значительно и требует от человека определения своего отношения к вещам, событиям, людям. Вот почему не прав был И.С. Тургенев, считая Гамлета "эгоистом, человеком, сосредоточенным на своих мыслях и чувствах и пренебрегающим внешним миром". Наоборот, Гамлета отличает обостренная, напряженная и даже болезненная реакция на окружающее

Те, кто считает Гамлета слабым, видят в этом неспособность, а может быть, и нежелание героя вступать в борьбу. Не будем, однако, поддаваться предвзятому мнению на характер Гамлета. Вспомним, как он со всей своей силой страсти выразил возмущение злом, направлен на убийцу его отца. Не забудем и того, что Гамлет по натуре человек, не способный примириться со злом.

Он проклинает век, в который родился, проклинает, что ему суждено жить в мире, где царит зло и где он, вместо того, чтобы отдаться истинно человеческим интересам и стремлениям, должен все свои силы, ум и душу посвятить борьбе против мира зла. Будь время иным человеку не пришлось бы ни видеть зла, ни марать себя соприкосновением с ним [Аникст 1986: 83, 85].

Гамлет сознает неполноценность своей личности, понимает опасность своего внутреннего разлада. Он понимает, что не только порок, но даже малый недостаток, слабость пятнают человека [Аникст 1974: 567].

Советский литературовед Л.Е. Пинский называет "Гамлета" трагедией знания жизни: "… Деятельный по натуре герой потому не совершает ожидаемого поступка, что великолепно знает свой мир. Это трагедия сознания, сознавания…" [Михальская 1998: 70].

Среди многих черт Гамлета, ставящих его выше всех окружающих, по мнению А.А.Смирнова, особенно интересна одна черта. В то время, как другие, увлеченные личными целями, отстаивают свои эгоцентрические позиции, он живет в мире зла, мучится мыслью, что он может тоже заразиться всеобщей отравой: ведь он такой же человек, как и все.

Подобная мысль переходит в уверенность, что так и должно случиться, что это уже произошло с ним. Отсюда – его самобичевание (в сценах объяснения с Офелией, встречи с Фортинбрасом, в одиноких размышлениях и так далее), полнейшее отсутствие самооправдания. Гамлет не желает выделять себя из всего человечества и противопоставлять себя ему. Он ищет абсолютной и безоговорочной правды, не допуская исключения для себя самого. Это особенно возвышает Гамлета над всеми окружающими, подчеркивает его интеллектуальную и моральную чистоту [Смирнов 1963: 116].

Концепция "Гамлета", которой придерживается А. Кеттл, уже известна в основных чертах читателю. Здесь мы хотели бы лишь подчеркнуть два важных предостережения А. Кеттля против крайности в литературоведческой и сценической интерпретации образа принца Датского.

Первое предостережение состоит в том, что Гамлета неправильно изображать "неврастеником, а не героем". Для советских шекспироведов и деятелей театра это замечание не является чем-то злободневным, ибо советские исследователи и режиссеры, переболев подобными заблуждениями, давно от них отказались.

Второе предостережение имеет непосредственное значение для искусства. А.Кеттл убедительно аргументирует тезис о том, что победа, которую одерживает Гамлет, имеет лишь частичный характер, что Гамлет-гуманист вынужден в последнее акте капитулировать перед Гамлетом-принцем. Эту капитуляцию А.Кеттл объясняет строго исторически, усматривая в ней типическую судьбу гуманиста XVI века, раскрывающую "несоответствие между гуманистической теорией и практикой" [Шведов 1977: 359].

Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета

В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Т. I Статьи и рецензии. 1834-1841 ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948 Под общей редакцией Ф. М. Головешченко Редакция С. П. Бычкова

Подготовка текста М. Я. Полякова при участии А. В. Вансловой. Комментарии М. Я. Полякова. Все цитаты в комментариях к I-III тт. из статей Белинского, не вошедших в настоящее издание, приводятся по изданию: Полное собрание сочинений В. Г. Белинского под ред. и с примеч. С. А. Венгерова, Спб. 1900-1917, тт. I-XI. Цитаты из переписки Белинского приводятся по изданию: Белинский, Письма. Ред. и примеч. Е. А. Ляцкого. Спб. 1914, тт. I-III.

ГАМЛЕТ. ДРАМА ШЕКСПИРА. МОЧАЛОВ В РОЛИ ГАМЛЕТА

Шекспир – гений, который выше всех российских авторов. Гамлет, несмотря на то что слаб духовно, характеризуется критиком как персонаж положительный. В нем борется белое и черное. Этим он уникален.

За минуту

Статья была написана в 1837 году после премьеры спектакля в Московском императорском театре. Первая часть – размышления автора о героях, вторая – комментарии в адрес игры Молчалова. Гений Шекспира Белинский ставит выше всех русских и многих иноязычных писателей. Образ Гамлета – это проформа человека. Он сочетает в себе все черты современников автора. Это образ жалкий и ничтожный. Такая позиция в корне не соответствует понятиям русской православной церкви. Гамлет слаб волей, а не по своей природе. Однако, видя все недостатки героя автор характеризует его исключительно положительно.

Недостаток силы духа Гамлета вызывает только жалость у автора. Основная идея героя – поиск смысла жизни. Внутри него идет борьба Бога и дьявола. Однако это не мешает ему презирать собственную мать. Белинский делит любовь на идеальную (ту, на которую способны сильные личности) и неидеальную, посредственную.

Это эмоциональная статья, в которой полно восклицаний, риторических вопросов и восторженных реплик.



Краткий анализ

Год написания – 1600-1601
История создания – Исследователи считают, что У. Шекспир заимствовал сюжет Гамлета из пьесы Томаса Кида, которая до сегодняшних дней не сохранилась. Некоторые ученые предполагают, что источником стала легенда о датском принце, записанная Саксоном Грамматиком.

Тема – Главная тема произведения – преступление ради власти. В ее контексте развиваются темы измены и несчастной любви.

Композиция – Пьеса организована так, чтобы полно раскрыть судьбу принца Гамлета. Она состоит из пяти актов, каждый из которых представляет определенные составляющие сюжета. Такая композиция позволяет последовательно раскрыть главную тему, акцентировать внимание на наиболее важных проблемах.

Жанр – Пьеса. Трагедия.

Направление – Барокко.

История создания

Посмотрите, что еще у нас есть:

Основные события произведения развиваются в замке, принадлежащем семье Гамлета. В начале пьесы читатель узнает о том, что по замку бродит призрак. Гамлет решает встретиться с мрачным гостем. Он оказывается призраком его отца. Привидение рассказывает сыну, кто его убил и просит отомстить. Гамлету кажется, что он сошел с ума. На том, что увиденное – правда, настаивает друг принца Гораций. После долгих размышлений и наблюдений за новым правителем, а им стал дядя Гамлета Клавдий, убивший своего брата, молодой человек решается на месть. В голове его постепенно созревает план.

Король догадывается, что племянник знает о причине смерти отца. Он подсылает к принцу его друзей, чтобы те все разузнали, но Гамлет догадывается об этой измене. Герой притворяется сумасшедшим. Самое светлое во всех этих событиях – любовь Гамлета к Офелии, но и ей не суждено сбыться.

Клавдий хочет сослать племянника в Англию. Но Гамлет узнает об этом, хитростью возвращается в замок и убивает короля. Отомстив, Гамлет умирает от яда.

Наблюдая за событиями трагедии нетрудно заметить, что в ней представлен внутренний и внешний конфликт. Внешний – отношение Гамлета с обитателями родительского двора, внутренний – переживания принца, его сомнения.

В произведении развивается идея о том, что всякая ложь рано или поздно раскрывается. Основная мысль – человеческая жизнь слишком коротка, поэтому не стоит тратить время на то, чтобы опутывать ее ложью и интригами. Это то, чему учит пьеса читателя и зрителя.

В чём величие пьес Уильяма Шекспира? Гамлет, принц датский

Перейти ко второй части статьи

Каждый режиссёр, поставивший спектакль или фильм о нём, каждый учёный, написавший статью или монографию, да, наверное, и каждый мыслящий человек, прочитавший бессмертное творение Шекспира, создаёт собственный образ Гамлета и по-своему объясняет причины его поступков.

Гамлет — герой с тысячью лиц. И. Гарин пишет:

В соответствии с замыслом статьи, хочу предложить читателям следующую трактовку: судьбу Гамлета, как и других шекспировских героев, диктует рок, имя которого — страсть. Страстью датского принца является благороднейший из человеческих инстинктов — стремление понять и объяснить окружающий мир.

Гамлета терзает призрак его отца, отравленного Клавдием, сам же Клавдий не доверяет принцу и окружает его своими шпионами, которыми руководит Полоний, его советник и начальник секретной службы. Но принц размышляет и колеблется не просто из-за сложности возложенной на него задачи, а потому, что его настоящее царство, истинная стихия — область мысли, а не практические действия.

Он чувствует, если даже не говорит этого ясно, как мало будет пользы от того, что он уничтожит одного хищного зверя, — пишет Г. Брандес. — Он сделался великим страдальцем, который насмехается и издевается, который обличает других и терзается сам.

Конечно, как справедливо отмечает, Брандес, нерешительность Гамлета в определённой степени определяется самой структурой пьесы:

Брандес, как и большинство критиков, превозносит Гамлета за то, что тот ценит мысль выше действия:

Его неспособность (к действию) имеет свой источник в том, что парализующее впечатление от действительной сущности жизни и все думы, порождаемые этим впечатлением, до такой степени завладели его силами, что сама миссия мстителя отступает в его сознании на задний план. По природе он мыслитель.

Для Гамлета жизнь — сон, для Брута сон обращается в бдение. Он взялся за книги, чтобы при их помощи лучше понять жизнь, а не ушёл в книги, чтобы ими жить. И поэтому — он и в жизни, и в науке на своём месте. Гамлет же и как философ, и как практический деятель — одинаково несостоятелен.

— делает выводы Шестов.

Нельзя сказать, чтобы он не совершал никаких реальных поступков, но всё дело в том, что практически все они неадекватны. Он не смог, да в сущности и не испытывал ни малейшего желания привлечь сторонников, организовать заговор или военный мятеж, подготовить общественное мнение страны или заручиться помощью иностранных государей, которые, вне всякого сомнения, были бы рады возвести на датский престол своего союзника.

Он случайно убивает подслушивающего Полония, что приводит к безумству его дочери Офелии, в которую принц был влюблен; обрекает на смерть бывших друзей Розенкранца и Гильденстерна и вступает в смертельную схватку с Лаертом, сыном убитого им Полония. Королевство, в одночасье лишившееся короля, королевы и наследника престола, достаётся давнему врагу датчан, принцу Фортинбрасу.

Шестов прав, что Гамлета нельзя счесть выдающимся философом; но ведь великим философом не был и его создатель, У. Шекспир, который не мог сделать своего персонажа тем, кем не являлся сам. Но как мыслитель-экзистенциалист, он не имеет себе равных, в противном случае невозможно понять, почему лучшие умы человечества поколение за поколением пытаются истолковать и переосмыслить буквально каждое слово шекспировского персонажа.

Странные игры разума Гамлета не подчинены какой-то конкретной цели, например, свержению с престола короля, они имеют всеобщий смысл. Мысль, как страсть, наваждение, вожделение и обсессия, владеет всем существом героя пьесы, и он не в силах противостоять её соблазну.

Гамлет обречён: оставаясь в рамках созданного им иллюзорного и призрачного мирка и самостоятельно, без советчиков и учителей, пытаясь понять тайны бытия, превратности человеческих судеб, жизни и смерти, неподвластные человеческому разуму, он неотвратимо погружается в безумие; пытаясь же вырваться из заколдованного круга, в котором он движется, и выступая в роли человека и действия, он вторгается в сферу практической жизни и политики, для которой не создан, совершает ошибку за ошибкой и становится виновником множества смертей.

Впрочем, это, что называется, совсем другая история. Может быть, и прав Иннокентий Анненский, говоривший:

В сущности, истинный Гамлет может быть только музыкален, а всё остальное — лишь стук, дребезг и холод нашего пробуждения с музыкой в сердце.

Теги: Уильям Шекспир, образ в искусстве, Гамлет, литературный персонаж, мировая литература

Композиция

Особенности композиции продиктованы законами организации драмы. Произведение состоит из пяти актов. Сюжет раскрывается последовательно, его можно разделить на шесть частей: экспозиция – знакомство с героями, завязка – встреча Гамлета с призраком, развитие событий – путь принца к мести, кульминация – наблюдения за королем во время пьесы, Гамлета пытаются сослать в Англию, развязка – смерть героев.

Событийная канва прерывается философскими размышлениями Гамлета о смысле жизни, о смерти.

Описание трагедии (сюжет трагедии и основные её черты)


Ильсинор, замок датских королей, ночная стража с Горацио, другом Гамлета, встречает призрак умершего короля. Горацио рассказывает об этой встречи Гамлету и тот решает лично встретиться с тенью отца. Призрак рассказывает принцу ужасную историю своей смерти. Смерть короля оказывается подлым убийством, совершенным его братом Клавдием. После этой встречи в сознании Гамлета происходит перелом. Узнанное накладывается на факт излишне скорой свадьбы вдовы короля, матери Гамлета, и брата-убийцы. Гамлет одержим идеей мести, но находится в сомнениях. Он должен во всём убедиться сам. Изображая сумасшествие, Гамлет наблюдает за всем. Полоний, советник короля и отец возлюбленной Гамлета, пытается объяснить королю и королеве такие перемены в принце отвергнутой любовью. Прежде, он запретил своей дочери Офелии принимать ухаживания Гамлета. Эти запреты разрушают идиллию любви, в дальнейшем приводят к депрессии и умопомрачению девушки. Король предпринимает свои попытки узнать мысли и планы пасынка, он терзаем сомнениям и своим грехом. Нанятые им бывшие студенческие друзья Гамлета находятся с ним неотлучно, но безрезультатно. Потрясение от узнанного заставляет Гамлета ещё более задуматься о смысле жизни, о таких категориях как свобода и нравственность, о вечном вопросе бессмертия души, бренности бытия.


Тем временем в Ильсиноре появляется труппа бродячих актёров, и Гамлет уговаривает их вставить в театральное действие несколько строк, обличающих короля в братоубийстве. В ходе спектакля Клавдий выдаёт себя смятением, сомнения Гамлета в его виновности развеяны. Он пытается поговорить с матерью, бросить ей в лицо обвинения, но явившейся призрак запрещает ему мстить матери. Трагическая случайность усугубляет напряжённость в королевских покоях – Гамлет убивает Полония, спрятавшегося из любопытства за шторами при этом разговоре, приняв его за Клавдия. Гамлет отправлен в Англию для сокрытия этих досадных случайностей. С ним направляются друзья-соглядатаи. Клавдий вручает им письмо для короля Англии с просьбой казнить принца. Гамлет, сумевший случайно прочитать письмо, делает в нём исправления. В результате под казнь попадают предатели, а он возвращается в Данию.

В Данию возвращается и Лаэрт сын Полония, трагическая весть о смерти сестры Офелии в результате её умопомрачения из-за любви, а также убийство отца толкает его на союз с Клавдией в деле отмщения. Клавдий провоцирует поединок на шпагах двух молодых людей, клинок Лаэрта намеренно отравлен. Не останавливаясь на этом, Клавдий отравляет и вино, чтоб опоить Гамлета в случае победы. Во время поединка Гамлет ранен отравленным клинком, но находит взаимопонимание с Лаэртом. Поединок продолжается, в ходе которого противники меняются шпагами, теперь отравленной шпагой ранен и Лаэрт. Напряжения поединка не выдерживает мать Гамлета королева Гертруда и выпивает отравленное вино за победу сына. Убит и Клавдий, в живых остаётся лишь единственный верный друг Гамлета Гораций. В столицу Дании вступают войска норвежского принца, который и занимает датский престол.

Читайте также: