Моральное право это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Но вернемся к морали и праву. Нормы морали возникали не менее стихийно, чем обычаи. Различие в том, что эти нормы были обусловлены соображениями понимания другого человека, сочувствия, сострадания, чувства долга, короче говоря, - соображениями гуманности.

Право – это политически, экономически и социально защищенный регулятор поведения в обществе. Право возникло на основе морали. Точнее говоря, правовые нормы возникли из моральных норм.

Когда впервые вождь племени в какой-нибудь Месопотамии сказал, что отбирать добычу у твоего соседа охотника не хорошо, появились нормы морали. Потом этот же вождь подумал и решил, что его авторитет не всегда играет роль, и соплеменники продолжают воровать. Тогда он вышел на собрании племени и заявил, что тот, кто будет уличен в воровстве, будет изгнан из племени без имущества и оружия на съедение диким зверям. Так появилась норма права, и право вообще.

Выходит, что мораль несовершенна. Причина несовершенства в том, что моральные санкции за нарушение моральных норм слишком теоретические, непрактичные (гнев богов, порицание общественностью и т.д.). Возникла необходимость в более принудительных моральных нормах – так и появилось право.

Право, в отличие от морали, выступает более мощным стимулом к определенному поведению.

Единство права и морали.

Как моральные нормы, так и правовые отражают приверженность человека к определенным идеалам, например, идеалам справедливости и свободы. В понятии единства морали и права можно выделить пять основных пунктов.

  1. Мораль и право, как система социальных норм универсальны, то есть они распространяются либо на все общество, либо (изредка) на какую-то значительную социальную группу (например, группа – охранники правопорядка, у которых есть свои предписания, законы, права, обязанности, как моральные, так и правовые).
  2. У норм права и морали общественные отношения являются единым объектом регулирования. То есть у них – один и тот же объект, на который направлено воздействие – поведение людей в обществе.
  3. И те, и другие нормы являются источником общественного волеизъявления. Общество само придумало для себя же моральные и правовые нормы.
  4. И те, и другие нормы произошли в процессе разложения обычаев первобытного общества. То есть они возникли тогда, когда обычаи стали несовместимы с развившимися убеждениями и мировоззрениями человеческой личности.
  5. И те, и другие нормы имеют похожую структуру. Следовательно, и правовые и моральные нормы состоят из гипотезы, диспозиции и санкций.

Различия права и морали.

Правоведы и социологи кроме пяти пунктов сходств морали и права выделяют столько же пунктов различий.

  1. Происхождение. Основа моральных норм – это понятие о добре и зле, о хорошем и плохом, праведном и неправедном. Эти понятия постепенно формируются в сознании людей с их развитием. Правовые нормы же сразу вступают в силу после принятия соответствующего решения.
  2. Форма выражения. В отличие от правовых норм, моральные содержатся не в нормативно-правовых актах или договорах, а в сознании человека, то есть они не имеют такой официальной формы (с печатью и подписью), как правовые.
  3. Способ санкций и охраны от нарушений. Моральные нормы соблюдаются добровольно, а правовые – принудительно. В физическом понимании правовые санкции более весомы, чем моральные, имеют большую материальную, чем нравственную направленность.
  4. Степень детализации. Моральные нормы имеют более обобщенный характер, чем правовые (не убий, будь справедлив и честен и т.д.). Правовые же – детализированы, имеют кучу нюансов, поправок, отступлений, исключений и т.д.
  5. Сфера действия. Моральные нормы действуют во всех сферах общественных взаимоотношений, правовые же охватывают только наиболее важные, с точки зрения государства, области жизни общества. Например, не существует нормативно-правовых актов, описывающих правила и законы дружбы. Это – область морали, но не права.

В заключение можно сделать следующий вывод: моральные законы – это еще не написанные правовые законы. Правоведы иногда эту область называют естественным правом, или обычным правом.

При этом мораль продолжает воздействовать на право. Приведу простой пример. Представьте себе суд присяжных. Вариант первый: бывший преступник, отсидевший немалый срок, снова убивает и грабит случайную пожилую женщину (это, кстати, рецидив). Вариант второй: Раскольников, историю которого мы прекрасно помним, который также раскаивается в своем преступлении (моральные санкции он уже испытал). Ответьте на вопрос: будет ли разница в вердикте присяжных? И если разница будет, то сколько присяжных вынесут суровое, а сколько мягкое наказание в первом и во втором варианте? То есть будут ли разными санкции, учитывая, что гипотеза и диспозиция идентичны?

Относительно неотъемлемых прав, не зависящих от законов, обычаев или убеждений определенного общества или государства, см. естественные права.

Моральные права находятся права авторов работ, защищенных авторским правом, общепризнанных в гражданский закон юрисдикции и, в меньшей степени, в некоторых общее право юрисдикции.

Моральные права были впервые признаны в Франция и Германия, [4] до того, как они были включены в Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений в 1928 г. [5] : 37 Канада признает неимущественные права (droits Moraux) в своем Закон об авторском праве (Loi sur le droit d'auteur). [6] В Соединенные Штаты подписал конвенцию в 1989 г., [7] и включила версию моральных прав в соответствии с законом об авторском праве в соответствии с разделом 17 Кодекса США.

В Соединенных Штатах неимущественные права не подлежат передаче и прекращаются только с жизнью автора. Однако авторы могут отказаться от своих неимущественных прав, если это будет сделано в письменной форме. [9]

В некоторых юрисдикциях, таких как Австрия, различают узкие и широкие моральные права. В то время как первое касается целостности произведения, второе ограничивает использование, которое может нанести ущерб целостности автора. Некоторые службы отметок времени авторского права позволяют автору публиковать разрешенные и запрещенные намерения использования, чтобы предотвратить нарушение таких более широких моральных прав. [10]

Содержание

Бернская конвенция

Посредством Римской редакции Бернской конвенции в 1928 году Бернская конвенция признала две формы неимущественных прав; отцовство и целостность. Эти права включены в статью 6bis Бернская конвенция следующее:

Независимо от имущественных прав автора, и даже после передачи указанных прав, автор имеет право требовать авторства на произведение и возражать против любого искажения, изменения или других унизительных действий в отношении указанного произведения, что может нанести ущерб чести или репутации автора. [2]

Мировая ситуация

  • ∞: бесконечность (для обозначения бессрочных неимущественных прав, хотя страны и регионы могут иметь разные формулировки в своих законах и постановлениях)
  • = экономические права: равны или равны экономическим правам
Страны и регионыУсловия неимущественных правРекомендации
Албания∞ навсегда

Жизнь + 20 календарных лет (права против ложной атрибуции)

В Европе

В Канаде

Раздел 14.1 Закон Канады об авторском праве защищает неимущественные права авторов. [14] Неимущественные права не могут быть переданы, но могут быть отменены по контракту. Многие издательские контракты в Канаде теперь содержат стандартный отказ от моральных прав.

Как известно, моральные права в Канаде осуществлялись в случае Сноу против Eaton Center Ltd. [15] В этом случае Торонто Итон Центр, большой торговый центр, заказал художнику Майклу Сноу скульптуру канадских гусей. Снег успешно помешал Eaton's украсить гусей бантами на Рождество.

В Китае

Статья 20 Закон об авторском праве Китайской Народной Республики (1990 г.) обеспечивает неограниченный срок защиты авторских прав, прав на изменение и целостность автора. Поскольку статья 55 того же Закона предусматривает обратную защиту на неистекший срок на дату вступления в силу этого Закона, бессрочные неимущественные права Китая также имеют обратную силу. В 2001 версия сохраняет это положение, и исходная статья 55 становится статьей 59.

В Гане

Изобразительное искусство. 18, Закон об авторском праве 2005 г. обеспечивает бессрочные неимущественные права. Неимущественные права в ст. 6 предназначены для надлежащей атрибуции и против любого искажения, искажения или другого изменения произведения, если это действие может нанести ущерб репутации автора или если оно дискредитировано этим действием.

В Гонконге

Моральные права указаны в разделе IV Закона об авторском праве (глава 528), начиная с раздела 89. [16] Автор программы для ЭВМ не имеет моральных прав (раздел 91). Моральные права не могут быть переданы, кроме как в случае смерти обладателя личных неимущественных прав (статьи 105 и 106).

В Индии

Моральные права признаются в разделе 57 Закона об авторском праве Индии. Раздел 57 Закона об авторском праве Индии относится к особым правам автора. Говорится:

(1) Независимо от авторских прав автора и даже после передачи, полностью или частично, указанного авторского права, автор произведения имеет право требовать авторства произведения, а также право ограничивать или требовать возмещения убытков в отношении из (а) любое искажение, искажение или иное изменение указанной работы; или же (b) любые другие действия в отношении указанной работы, которые могут нанести ущерб его чести или репутации. (2) Право, предоставленное автору произведения согласно подпункту (1), кроме права требовать авторства произведения, может осуществляться законными представителями автора.

Вопрос о моральных правах обсуждался в Союзе Индии и Орс Амар Нат Сегал V (Союз Индии и Орс Амар Нат Сегал V, решение CS / OS / № 2074/1992 21 февраля 2005 г. ). Случай относился к фреске, которая была заказана в 1957 году правительством Индии во время строительства Вигьян Бхаван в Нью-Дели. Рассматриваемая фреска была сделана из бронзы с размахом 140 футов и 40 футов. Фреска оставалась на обозрении и пользовалась большим успехом до тех пор, пока в 1979 году ее не сняли, а затем отправили в кладовые Союза Индии. При вынесении решения Высокий суд Дели конкретно сослался на Бернскую конвенцию. Суд также присудил компенсацию рупий. 500000 (полмиллиона), а также постановил в пользу Амар Натха Сегала, что он будет иметь абсолютное право воссоздать фреску в любом месте и право продать ее.

Суд признал существование неимущественных прав, несмотря на то, что работа была заказана, а авторское право перешло к союзу Индии, и иск был подан через 13 лет после указанного акта (защита ограничений, заявленных правительством, была отклонена судом).

В Макао

Статья 41 Декрет-Закон_н.о_43 / 99 / М обеспечивает неотъемлемые, неотъемлемые и неотчуждаемые личные права автора.

В Тайване

В Тайвань, Закон об авторском праве предоставил авторам бессрочные неимущественные права в отношении указания авторства и защиты от недобросовестных изменений, даже если произведения находятся в всеобщее достояние, следующим образом:

  • Статья 25 Закона об авторском праве 1928 г. [7]
  • Статья 21 Закона об авторском праве 1944 г. [8]
  • Статья 21 Закона об авторском праве 1948 г., без изменений по сравнению с Законом 1944 г. [9] (Действующая юрисдикция Китайской Республики была ограничена Тайваньская область в 1949 г.)
  • Статья 21 Закона об авторском праве 1964 г., без изменений по сравнению с Законом 1948 г. [10]
  • Статья 26 Закона об авторском праве 1985 г. [11]
  • Статья 26 Закона об авторском праве 1990 г., без изменений по сравнению с Законом 1985 г. [12]
  • Раздел 3, статьи 15-21 Закона об авторском праве 1992 г., с неизменной статьей в последующих редакциях Закона об авторском праве. [13][14] [постоянная мертвая ссылка]

В Соединенных Штатах

В некоторых штатах есть законы о моральных правах, особенно в отношении изобразительного искусства и художников (Видеть, например Закон о сохранении произведений искусства в Калифорнии, Закон об авторских правах художников (Нью-Йорк)). Однако неясно, отменяются ли эти законы или их части федеральными законами, такими как Закон о правах художников-художников.

Закон о правах визуальных художников

Эти права отличаются от любых авторских прав и прав собственности на копию произведения. [21]

Право адаптации

Правообладатели имеют право контролировать адаптацию или подготовку "производные работы". Это право предоставляется в соответствии с авторское право. Видеть 17 U.S.C. Статья 106.

Закон Лэнхэма

Раздел 43 Закона Закон Лэнхэма регулирует ложную и вводящую в заблуждение рекламу и может применяться в некоторых случаях для атрибуции охраняемых произведений. Однако его нельзя использовать для создания личных неимущественных прав на произведения, не подпадающие под действие Закона. Видеть Дастар против Twentieth Century Fox.

Предоставлено без указания авторства

Авторы иногда хотят дистанцироваться от работы, которой они были заняты, некоторые до такой степени, что не хотят, чтобы их признавали автором работы. Один из способов сделать это - подписать произведение под псевдонимом. Алан Смитхи был традиционным коллективным псевдонимом, использовавшимся в период с 1968 по 1999 год недовольными Голливуд режиссеры которые больше не хотели быть зачисленными. Однако эта любезность проявлялась не всегда. Директор Горец II, Рассел Малкахи, требовал, чтобы его имя было удалено после того, как компания по обеспечению завершения работ возьмет на себя производство фильма, но по контракту он был обязан не оспаривать фильм, и ему сказали, что использование псевдонима может оспорить его. [ нужна цитата ]

Если бы работа была незаконченный, иногда первоначальный автор выбирает псевдоним в качестве разрешения правообладателю делать все, что он хочет, для завершения и продажи нежелательной работы, сокращая связи с продуктом.

Мораль, право, культура

Нормы морали — это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях.

Назначение норм морали — предоставление людям возможности определять степень соответствия своих действий признанным обществом представлениям о добре и зле, справедливости и несправедливости. Эти нормы возникают стихийно, существуют, как правило, в устной форме, отражаясь в сознании людей. Мораль формируется и поддерживается самим обществом, отвечает уровню его развития, тем общественным представлениям, которые сложились исторически и преобладают в обществе. Выполняются моральные нормы только теми людьми, для которых содержащиеся в них правила авторитетны. Итак, процесс реализации этих норм зависит от уровня информированности, развития и воспитания конкретной личности.

Моральная культура личности воплощается в отношениях человека с другими людьми, а моральная культура общества определяется количеством окультуренных индивидов.

Основными нравственными понятиями являются:

Мораль является основой любви, брака и семьи. Взаимоотношения людей в обществе регулируются не только нормами морали, но и правом.

Единство и различия права и морали

Между моралью и правом существует единство и взаимосвязь:

  • мораль и право выполняют регулирующую функцию в обществе, то есть, направлены на социальные связи человека;
  • мораль и право имеют сходные структуры, нормативы и принципы;
  • мораль и право должны соответствовать друг другу и утверждать в обществе принципы добра и справедливости;
  • мораль и право не должны противостоять друг другу.

В то же время между моралью и правом существуют отличия:

Значительные отличия права и морали позволяют обществу и государству гибко использовать наиболее приемлемые для конкретной ситуации средства в процессе регулирования общественных отношений. Так, например, обязанность уступать место старшим в общественном транспорте носит моральный характер, а обязанность платить за проезд — правовой.

Итак, мораль и право имеют общее предназначение в процессе регулирования общественных отношений и разное воздействие и значение в обеспечении системности общества.

Право в системе социальных норм

Право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых силой государства, которые регулируют важнейшие общественные отношения.

Правом называют социально-правовые притязания людей: право на жизнь, право на свободу, право на труд и образование и т.д. Это так называемые естественные права человека. Право, отражая моральные установки общества, способствует узаконению некоторых моральных принципов и постепенному сужению сферы применения тех из них, которые утратили свою актуальность.

Признаками права являются:

Функции права в обществе состоят в следующем:

  • связывать членов общества юридическими узами в форме правоотношений;
  • согласовывать различные интересы людей общностей, организаций;
  • закреплять экономические основы деятельности человека (право собственности);
  • регулировать с помощью законов позитивные правила поведения с целью закрепления и развития общественных отношений;
  • охранять общезначимые общественные и личные отношения граждан (с помощью запретов, санкций и юридической ответственности).

Право как воплощение социальной справедливости

Цель права — реализация одной из высших моральных ценностей, имеющих общечеловеческое значение, — справедливости.

Справедливость — это категория, содержащая требование соответствия между значимостью отдельных индивидов, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением за него, преступлением и наказанием.

Назначение права как воплощения социальной справедливости проявляется в том, что:

  • право основывается на принципах гуманизма и справедливости;
  • права и обязанности субъектов находятся в отношениях справедливой взаимности;
  • сам процесс разработки права характеризуется обеспечением справедливых институтов демократии;
  • право обеспечивает равенство субъектов в процессе реализации и защиты их прав, а также установления их обязанностей;
  • право уравновешивает социальные интересы разных групп, существующих на уровне общества;
  • право устанавливает наиболее целесообразные и справедливые средства, формы и виды ответственности, имеющие целью восстановление нарушенных прав, а также интересов общества;
  • выполняя гуманистическую функцию, право предоставляет возможность реализовать в конкретном поведении людей те принципы справедливости, которые наиболее полно отвечают уровню развития общества и государства.

Итак, предоставляя субъектам права равные возможности, налагая равные обязанности и устанавливая равную ответственность, право выступает в качестве средства обеспечения справедливости в реальной общественной практике.

Понятие политической и правовой культуры

Политическая культура определяется как исторический опыт, память социальных групп и отдельных людей в сфере политики, которые влияют на их политическое поведение.

Этот опыт в обобщенном виде содержит достижения как в сфере международных отношений, так и в сфере внутренней политики. С одной стороны, политическая культура является частью всей культуры общества, с другой же — она связана с конкретной политической системой.

Политическая культура может быть охарактеризована как качественное состояние политической жизни общества и степень зрелости политической системы общества.

В то же время в политической культуре находят отражение не только объективные политические институты, но и политические взгляды, идеи, представления, чувства, которые характеризуют отношение носителей политической культуры к политической жизни.

Правовая культура по аналогии с предыдущим понятием также может быть определена как исторический опыт, влияющий на поведение социальных групп и отдельных людей, но уже в сфере права.

Иногда правовую культуру понимают несколько упрощенно — как категорию, указывающую на уровень понимания, признания и сознательного исполнения правовых предписаний. Исходя из этого правовую культуру разделяют на:

  • общественную, присущую обществу;
  • групповую, характерную для какой-то социальной группы;
  • индивидуальную, характерную для отдельной личности.

Определенный уровень правовой культуры достигается с помощью объективных и субъективных факторов. Объективные — это условия развития общества, а субъективные — правовое воспитание.

Основные задачи правового воспитания

Правовое воспитание — это деятельность юридических и физических лиц, целенаправленно воздействующая на правовое сознание и правовое поведение граждан.

Задача правового воспитания состоит в том, чтобы на основе общих правовоспитательных целей у каждого человека были сформированы:

  • правильная правовая ориентация и уважительное отношение к законам;
  • сознательный выбор правомерных вариантов поведения;
  • уважительное отношение к правоохранительным органам;
  • чувство личной ответственности и сознание неотвратимости наказания за правонарушение;
  • критическое отношение к нарушениям и нарушителям закона;
  • потребность в личном участии в борьбе с правонарушениями;
  • уверенность в необходимости правовых норм для нормальной жизнедеятельности общества и его членов;
  • осознанная привычка соблюдать закон.

Таким образом, правовое воспитание должно воздействовать на разум и чувства человека, подсказывать ему пути правильного поведения в той или иной жизненной ситуации. Правовое воспитание направляет поведение и поступки людей в рамки требований законности. Именно поэтому наряду с формированием правового сознания, повышением уровня правовой культуры молодежи правовое воспитание работает на такую важную социальную функцию, как предупреждение нарушений.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

3. Основы правоведения. 50 конспектов уроков по программе Министерства образования и науки Украины. 9 класс. — Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 2003. — 328 с.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вам также может понравиться

Социальные функции культуры

Социальные функции культуры

Физическая культура как феномен культуры

Социальные и культурные нормы

22 апреля 2016

Домашняя школа InternetUrok

Далее в произведении отец начинает читать сыну мораль…

Мораль и право дополняют друг друга. То, что в поведении людей не регламентируется правом, регулируется моралью и наоборот.

Мораль для индивида – это правила и нормы поведения, которые могут как ограничивать его, так и помогать принимать решения в сложной и неоднозначной обстановке. Например, согласно морали, нужно помочь пожилой женщине, тогда как закон к этому не обязывает.

Мораль для общества – это способ сохранения себя. В любой успешной организации есть неписаный кодекс – свод правил поведения, которые называют корпоративной этикой.

Регулятором и исполнителем права является государство, а моральных норм – общество. Они взаимно дополняют друг друга, но часто их границы достойны отдельного рассмотрения.

Если обратиться к литературе, то можно отметить, что Анна Каренина не нарушает закон. Ее действия неподсудны, однако она преступила мораль общества, к которому принадлежала. И это стало её проблемой.

И есть обратный пример: Ленский и Онегин нарушили закон. Дуэль как способ выяснения отношений была запрещена. Монополия на насилие есть только у государства. Они нарушают закон, сами разбираются между собой, но их поступок не выходит за рамки морали их окружения.

Таким образом, мораль – это распространённое в обществе или каком-то его слое понятие, определяющее, что такое добро и зло, что такое правильное и неправильное поведение. Вас не будут судить за то, что вы не помогли беременной женщине, когда она выходила из автобуса и оступилась, но обществом это поведение порицается.

Нам известно, что чем больше общество, тем комфортнее жить. В нём присутствуют разделение труда, длинные технологические цепочки и, соответственно, все блага цивилизации. То есть жить нужно вместе, но у нас могут быть разные точки зрения по бытовым вопросам. Мораль и право обеспечивают спокойствие в обществе, создавая возможность проявиться каждому в тех границах, которые не будут мешать другим.


Каково же происхождение этих древних законов? До тех пор пока история, биология и зоопсихология не дали ответы на основные вопросы о возникновении и развитии всего живого на Земле, оно наделялось божественным происхождением. Огонь был доставлен Прометеем, да и полезные растения даны высшей силой.

Проведённые научные исследования показали, что законы морали и сама мораль имеют естественную основу в животном мире. У обезьян бонобо есть нормы поведения, которые можно описать терминами, приписываемыми исключительно человеку: жалость, сочувствие и дружеская поддержка. У млекопитающих наличие этих чувств – довольно частое явление, которое развивается вместе с эволюцией. Сочувствие, или, говоря иначе, эмпатия, нужно, чтобы помочь своему ребёнку, который растёт, меняется, но долго не способен быть самостоятельным во взрослом мире.

Как только возникает эмпатия, на её основе может возникнуть и мораль. Потому что если ты способен представить себя на месте того, кому доставили страдания, то сможешь пожалеть его и помочь. В сообществе обезьян зафиксированы случаи, когда совсем старым обезьянам, которые не могут ходить к водопою, молодые приносят воду во рту.

В современном мире можно провести параллель: база Гуантанамо, где пытают людей, несмотря на то что в цивилизованных странах, в том числе в США, это запрещено законом (см. рис. 2). Но это происходит в далекой стране, с другими гражданами. Очень полезно замечать, как действуют законы внутри страны и вне её. Мерки допустимого сильно различаются.


Другая сложная граница зависит от состояния общества: если где-то идет война, то там разрешено многое, но и законы более жёсткие. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска на нашей территории поступали недопустимо, если опираться на немецкие законы мирного времени. Но их командование сняло с них ответственность и разрешило бесчинства по отношению к славянским народам.

Из-за зыбкости границ морали человеку тяжело даётся переход на мораль военного времени. Мы судим военачальников по канонам мирного времени, хотя они были вынуждены действовать в совершенно других условиях. Прежде чем судить кого-либо, нужно помнить, что в другое время и при других обстоятельствах нормы морали могли быть иными.

Пример тому: один из выдающихся математиков Англии Алан Тьюринг сделал много для своей страны во время войны (см. рис. 3).


Но он был гомосексуалистом и практически был затравлен обществом – тогда в Англии действовали довольно жесткие законы и осуждающая мораль. Теперь мы видим, что гомосексуализм в европейских странах не запрещён и законы изменены, а в некоторых странах можно даже заключать однополые браки.

Важно понимать, что иногда следование нормам морали ведёт к нарушению закона. Нужно чётко различать их границы. Даже если вы совершаете что-то, с вашей точки зрения, абсолютно верное, например, вы единственный свидетель преступления и решаете наказать преступника. Но в этом случае закон накажет вас. Потому что его преступление нужно доказать в соответствии с этим законом. Известный пример: у гражданина России погибла семья, потому что швейцарский авиадиспетчер допустил халатность. Отец семейства поехал и убил диспетчера. Его осудили, но после экстрадиции он не был осуждён даже моралью.

Закон отличается тем, что он один для всех – в нём заложена презумпция равенства людей. А мораль многообразна. Она разнится в возрастных группах, в прослойках общества и производственных коллективах.

Современные законы гораздо сложнее законов Хаммурапи и библейских заповедей. Их разработке уделялось много внимания. Одних кодексов – масса. Иногда они предусматривают такие случаи, которые сложно даже представить.

Пример: я вижу курящую беременную женщину. Должен ли я что-то сделать? Противодействие нарушает закон, ведь беременным курить не запрещено.

Почему законы сложны? Есть принуждение к исполнению законов и есть судьи. Чем больше вопросов мы оставим на произвол судей, тем меньше мы будем удовлетворены законом. Поэтому законы разрабатываются и дополняются. Их сложность ограничивает судебные вольности.

Или вот мы постоянно сталкиваемся с ювенальной юстицией. Где заканчивается моё право воспитывать детей и вести себя в семье как я считаю нужным? А где может вмешаться государство? Когда-то в семье взрослые по отношению к детям могли вести себя как им заблагорассудится. Дети были собственностью. Это постепенно менялось. Понятно, что рано или поздно установится равновесие.

Итак, мораль устанавливается постепенно. Философ Витгенштейн приводит такой пример: представьте, что вы появились в обществе, где принято снимать шляпы и кланяться, видя знакомых. Но вы не знаете, как применять это правило. Когда именно снимать шляпу, как глубоко поклониться, как долго стоять в наклонённой позе? Всё это постепенно впитывается с опытом, тысячами примеров, рассказами, указаниями родителей. Постепенно этот процесс станет естественным, но для другой группы людей он останется противоестественным. На этом фоне могут возникать коллизии.

Есть некие правила, которые могут быть естественными для всех, потому что они природные, логичные и исходят из простых постулатов. Например, есть мужчина и женщина. Женщина – более ценный член общества. Представьте племя, где 5 мужчин и 95 женщин. Следующее поколение может быть достаточно большим. Если соотношение обратное, то следующего поколения может не быть вовсе. Раз женщины важнее, значит, им нужно уступать дорогу и помогать, что в нашем обществе считается правилами хорошего тона.

Другой момент – это проявление себя. Все физиологические проявления на людях считаются дурным тоном: мы не должны залезать в чужое пространство.

Мораль и право – два механизма, дополняющие друг друга. Они направлены на сохранение общества. Для индивида это нормы поведения, которые облегчают жизнь. И это правила общежития, внутри которых каждый человек может проявить себя.

Читайте также: