Административная реформа диоклетиана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Правление Диоклетиана ознаменовалось крупнейшими реформами, коренным образом изменившими всю систему органов государственного управления Римской империи. Им было создано новое административное деление римской державы, в результате чего возник огромный бюрократический аппарат, предназначенный действовать с четкостью хорошо отлаженного механизма для выполнения воли и указаний монарха. Практически же была создана совершенно новая система управления колоссальной империей. Ее основной задачей являлось предотвращение кризисных потрясений, столь характерных для политического развития империи в III столетии н. э.

Вновь созданный государственный аппарат эпохи Домината должен был обеспечить императору четкий контроль над столицей и всеми территориями империи, предупреждать возможные сепаратистские выступления, упорядочить, унифицировать управление империей, дабы по возможности предотвратить народные волнения.

Реформы Диоклетиана окончательно ликвидировали многообразие форм государственного управления эпохи Принципата и создали строгую систему органов власти.

"Бюрократический аппарат получил строгую организацию. Разница между сенаторскими и всадническими должностями исчезла. Все чиновничество было распределено строго по рангам и владело титулами и званиями"[167].

Во главе всего государственного аппарата, на вершине своеобразной бюрократической пирамиды и даже над ней стояла фигура самого императора, неограниченного повелителя Рима, чьей волей направляются все действия государственного механизма. Император является воплощением высшей власти, которая безапелляционно контролирует всю общественную жизнь империи, будучи недоступна какому-либо контролю. Это "альфа и омега" новой политической организации Римской империи. Еще в середине XIX века это совершенно справедливо отмечал выдающийся русский прогрессивный историк:

"По системе Диоклетиана верховная власть должна быть вполне независима и неограничена"[168].

Могущество верховной власти подчеркивается обожествлением ее воплощения — императора. Божеские почести воздавались в данном случае не столько человеку, облаченному в императорский пурпур, сколько могуществу Рима, воплощенному в личности носителя верховной власти.

Император осуществляет управление империей при помощи колоссального штата чиновников различных рангов. Исключительно важным государственным органом в эпоху Домината становится императорский совет — "Consistorium princippis" — который является непосредственно подчиненным монарху и зачастую заседания которого происходили в его присутствии и при непосредственном его руководстве.

"Consistorium princippis" по предложению императора обсуждал все вопросы законодательства, управления важнейшими гражданскими и военными делами. В нем же разбирались и судебные дела, восходившие в инстанционном порядке на рассмотрение к императору. В этой последней функции судебного учреждения императорский совет носит обыкновенное название[169].

Совет не имел никакой законодательной инициативы, являясь чисто совещательным органом при императоре. Членам Совета даже запрещалось сидеть в присутствии императора, что резко отличало его от более ранних учреждений подобного типа, именовавшихся "consilium". Термин "adsidere" заменяется на "adstare", поскольку члены Совета — "assessores" — отныне не сидят в присутствии императора, но стоят. Совещаться стоя, разумеется, малоудобно, но для почтительного внимания к обращению императора и восторженного согласия с ним такое положение можно счесть весьма подходящим.

Со времени правления Диоклетиана установилось три типа должностей в государственном аппарате. Была создана новая "лестница" иерархических чинов и званий, каждой ступени которой соответствовал титул, жалованье чиновников соответственно определялось титулом и рангом.

Всего можно отметить три типа должностей: "Dignitates palatinae" — придворные должности, "dignitates civilis" — гражданские должности и "dignitates militare" — военные должности.

Чрезвычайно важным в этом делении должностных лиц империи являлось полное отделение гражданской власти от военной. Этим Диоклетиан старался не допустить так часто проявлявшихся в политической жизни империи в III в. н, э. рецидивов сепаратизма, не допуская сосредоточения слишком большой власти в руках одного лица. С другой стороны, разделение властей позволило улучшить систему правления как гражданскими, так и военными делами.

В соответствии с должностями была создана и новая титулатура.

Сам император и все члены императорской фамилии носили титул "nobilissimi", который и был самым высшим титулом[170]. Исходя из этого, присяга на верноподданство давалась чиновниками не только императору, но и императрице[171].

Все же государственные чиновники делились на сановников с предикатом "clarissimi" и на сановников с предикатом "perfectissimi" или "egregii", смотря по важности их должностей[172].

В состав должностей "dignitates palatinae" входили следующие высшие чиновники в ранге vir illustris:

"Praepositus sacri cubiculi" — управляющий императорским двором, буквально — препозит священной спальни.

"Magister officiorum" — начальник личной канцелярии императора и заведующий личным составом чиновнического двора.

"Quaestor sacri palati" — один из высших чиновников, председатель императорского Совета, возглавлявший "Consistorium principis", своего рода государственный канцлер империи.

"Comes lagrationum" — управляющий от имени императора казной и финансами. Верховным же распорядителем финансов со времени Диоклетиана являлся сам император[173].

"Comes domesticorum" — церемонимейстер императорского двора.

"Comes rei privatae" — управляющий средствами, которые отпускались на содержание императорского двора.

К этому следует добавить огромное количество чисто придворных должностей, однако не играющих прямой роли в государственном управлении.

В ранге vir illustris состояли также и два комита личной гвардии императора, конной и пешей (comites domesticorum).

В ранге vir spectabilis, шедшем вслед за рангом vir illistris, состояли примицерий императорской спальни (primicerius sacri cubicubi), примицерий нотариев (primicerius notariorum), отвечавший за делопроизводство, castrensis sacre palatii, заведовавший дворцовыми работами и различными хозяйственными службами, а также четыре начальника канцелярий (magister scrinorum).

Особо следует сказать об императорских агентах (agentes in rebus), которые выполняли контрольные и полицейские функции и внимательно следили за поведением чиновников на местах[174].

Другой группой высших государственных чиновников являлись должностные лица "dignitates civilis". В их состав входили:

"Praefectus urbi" — сосредоточивал в своих руках всю административную и судебную власть.

При Диоклетиане было еще два префекта, именовавшихся префектами претория, чья роль резко возросла во время его правления, "Отныне префекты претория, которых было no-прежнему двое, становятся "великими визирями"[175].

Роль префектов в управлении государством усиливалась еще и тем, что при Диоклетиане они продолжали сосредоточивать в своих руках и военную власть[176].

В целом компетенция их была весьма обширна.

"Тогда было двое префектов претория, которые отправляли эту должность совместно, в их ведении и власти находились не только чиновники дворца, но и те, которым была поручена охрана столицы и те, кто были помещены на всех границах"[177].

Префекты претория были подчинены прямо императору и обладали властью и над теми, кто занимал военные должности. Это подтверждает римский историк:

"Эти же префекты претория, которых считали непосредственно следующими за императором, имели и право взыскивать налоги и возлагать наказания против нарушающих воинскую дисциплину"[178].

Одной из важнейших обязанностей префекта претория являлся сбор налогов, а также и распределение бюджета, прежде всего военных расходов. Они же от имени императора регулировали военные дела и в их строгости римляне видели залог укрепления воинской дисциплины. Префекты претория повсюду через своих чиновников взимали поземельные налоги и за их счет осуществляли расходы на военные нужды, и они же имели право судить солдат и карать их за провинность по своему осуждению, солдаты не решались нарушать свой долг.

Сосредоточение военной и гражданской власти в руках префектов претория по сути своей отнюдь не противоречат отделению гражданской власти от военной, одному из основных принципов политики Диоклетиана, так как префекты были непосредственно подчинены императору и находились при нем под его постоянным контролем и поэтому он мог не опасаться попыток переворота с их стороны. На местах же разделение властей было обязательным.

У каждого префекта имелся "vicarius" — общий помощник.

Также существовали помощники, носившие наименование "praefectus vgilium" и "praefectus annonae".

На местах дела вели "curatores" — мелкие чиновники, составлявшие поистине невиданный по размерам штат чиновников. Им был подчинен многочисленный штат низших служащих и канцелярии "apparitores et officiales".

Провинциальными общинами — "civitates" — управляли "decuriones".

В обязанность декурионов входило следить за выполнением общиной общегосударственных повинностей.

Диоклетиан уделял большое внимание декурионам и начал принудительную организацию их сословия, стремясь этим укрепить управление на местах, сделав это сословие частью общегосударственного управленческого механизма.

Диоклетиан освобождал декурионов даже от военных обязанностей, ибо он полагал, что их основная задача несение гражданских повинностей. Один из его рескриптов прямо свидетельствует об этом:

"Валерию-воину: совершает обман тот, кто не только декуриона или его сына берет на военную службу, но и всякого, кто таким образом хочет избавиться от гражданских повинностей"[179].

Также на местах существовали "consilia provinciales" — провинциальные советы — организованные прежде всего с религиозными целями. Их основной задачей было отправление императорского культа. Собственно, они и появились в связи с ним. "Consilia provinciales" обладали правом петиций к императору.

В последнюю категорию "dignitates militare" входили должностные лица, возглавлявшие войска на местах, особенно на границах империи.

В их число входили прежде всего "duces limitis", командующие пограничниками (limitani), а также командующие воинами, расквартированными во внутренних провинциях.

Вновь обратимся к Зосиму: "Во главе воинов повсюду па местах стояли центурионы и трибуны, а также "duces" — так назывались те, которые где-либо имели должность заместителей преторов"[180].

Новая государственная система, созданная Диоклетианом, отразилась и на судьбах высших сословий империи. Аристократия империи сформировалась в правление Диоклетиана за счет сословия всадников, представители которого заняли все административные и военные посты. Это сословие заметно численно возросло в связи с необходимостью заполнения, многочисленных новых должностных вакансий, предоставленных Диоклетианом[181].

Лица, выдвинувшиеся на гражданской, не говоря уже о военной службе, при Диоклетиане часто были военнослужащими, которые выдвинулись в большинстве своем в офицеры из солдат[182]. В то же время там на гражданской службе, где требовались лица, получившие литературное или риторическое образование, недостаток государственных служащих пополнялся из среды образованных граждан-куриалов[183].

Диоклетиан продолжил политику Галлиена в отношении сословия сенаторов. В свое время (260–268 гг.) император Галлиен, столкнувшись с враждою сенаторов, сместил всех представителей Сената с военных постов. Диоклетиан лишил сенаторов также возможности управлять почти всеми провинциями. Они отныне могли служить только проконсулами провинций Африка и Азия, correctors Сицилии и Ахайи (Греции) и, собственно, Италии. Единственной важной должностью, оставленной представителям сената, был пост префекта города Рима[184].

Все административные и военные служащие имели свой штат сотрудников, носивший наименование officia. Правители провинций имели до 100 служащих, именовавшихся apparitores и officiales, наместники до 300. Officia высших должностных лиц были еще многочисленнее[185].

Служащие преторианских префектов, наместников, правителей, военных руководителей формировались из числа солдат, временно выведенных из состава своих частей. Финансовые служащие формировались либо из числа государственных рабов, либо из свободных граждан, для которых эта служба была наследственной[186].


Максимиан встретил серьёзное сопротивление со стороны противников. Прибегая то к необычайно жестоким мерам, то привлекая к себе восставших показной снисходительностью, он оттеснил врагов к северу и только после значительной подготовки дал решительное сражение, в котором багауды были разбиты, но остатки инсургентов засели в крепости и упорно сопротивлялись. Лишь после длительной осады крепость была взята, защитники её почти все истреблены, а укрепление сравнено с землёй. На некоторое время движение в Галлии было подавлено (286 г.).

После подавления движения багаудов Максимиап успешно боролся против германцев, которые в результате нескольких походов были отброшены за Рейн.

Диоклетиан провёл целый ряд реформ, которые должны были укрепить хозяйственную, политическую и военную мощь Римской империи. Сведения о правлении Диоклетиана отрывочны и не всегда надёжны. Известия, исходящие от христианских церковных писателей, явно тенденциозны, что же касается юридических документов, то их не всегда возможно приурочить к определённому году и установить связь между реформами.

Новое административное деление Империи

Нивелирующая тенденция характерна для всех периодов Римской империи, но во времена принципата провинции совпадали, как правило, с бывшими до римского завоевания самостоятельными и полусамостоятельными областями.

Диоклетианом было проведено новое административное деление. Вся Империя была разделена на 12 диоцезов, границы которых не всегда совпадали с границами прежних провинций. Диоцезы в свою очередь делились на провинции. Италия потеряла теперь и официально своё привилегированное положение: она разделена была на два диоцеза, которые включали не только италийские, но и другие области (в диоцез Италию входили приальпийские районы, а в Римский — Сицилия и другие острова).

Система домината являлась заключительным шагом по пути окончательного утверждения военной диктатуры. Подавление сопротивления эксплуатируемых классов и отражение наступающих варваров требовали не только политической реорганизации римского государства, но также хозяйственного и военного его укрепления.

Военная реформа

Внимание Диоклетиана было направлено прежде всего на поднятие политической и военной мощи Империи. Кроме разделения власти между августами и цезарями необходимо было создать сильную армию, которая была бы способна защищать границы Империи от варваров и вместе с тем была бы действительной опорой императорской власти. Реформа армии была в центре внимания Диоклетиана; она проводилась в течение ряда лет, а завершена была Константином и его преемниками.

До Диоклетиана легионы были расквартированы по отдельным провинциям и настолько связаны с местом своего расположения, что крайне трудно было в случае надобности перевести их на другую границу. Со времени Диоклетиана устанавливалось деление войск на две основные категории: пограничные войска (limitanei), постоянно находившиеся в определённой пограничной полосе, и мобильные части, которые по мере надобности можно было перебрасывать с одной границы на другую (со-mitatenses).


Наряду с новыми принципами деления войск при Диоклетиане был значительно увеличен состав армии. Последнее неизбежно должно было поставить вопрос о комплектовании войск. До Диоклетиана воинские части, как правило, пополнялись добровольцами. Этот принцип остался и во времена поздней Империи, но вместе с тем были введены правила обязательного пополнения армии. Диоклетиан обязал крутых землевладельцев поставлять государству определённое количество рекрутов в соответствии с количеством находившихся в их имениях рабов и колонов.

Обязаны были служить в армии и леты — пленные варвары, поселённые на римской территории. Наконец, на военную службу за особое вознаграждение принимались отряды варваров, переходившие под власть Римской империи.

Родился в 245 в Далмации в семье вольноотпущенника; службу в армии начал простым солдатом. Выдвинулся при императоре Пробе, став наместником провинции Мезия; при императоре Нумериане командовал его вооружённой охраной, а после смерти Нумериана в 284 году был провозглашён императором.

Политические реформы

Для укрепления центральной власти Диоклетиан в 286 назначил своим соправителем Максимиана, назвав его вторым августом.

В 293 разделил империю на 4 части (тетрархии), придав в помощь августам двух младших соправителей - цезарей Гая Галерия и Констанция Хлора (отца Константина Великого). Максимиан Геркулий управлял Африкой, Испанией и Италией, Констанций Хлор - Галлией и Британией, Галерий - Иллирией, Фракией, Македонией и Грецией, а сам Диоклетиан стал управлять восточной частью империи. Вся империя была поделена на 12 диоцезов, объединявших 101 или 120 провинций, территории которых не совпадали с прежними. Столицей оставался Рим, но резиденции правителей находились (одновременно) в Никомедии (Диоклетиана), Сирмии (Галерия), Медиолане (Максимиана) и Трире (Констанция Хлора).

Воцарение Диоклетиана завершило т.н. кризис третьего века в Риме. Он установил твердое правление и устранил фикцию, согласно которой император был лишь первым из сенаторов (принцепсом), и объявил себя полновластным правителем. С его правления начинается период Римской истории, называемый доминат. Императорская власть становится не только de facto, но и de jure абсолютной, неограниченной и окружается восточным раболепным церемониалом; вводится бюрократическая централизация в управлении.

Армия

Император Диоклетиан, изображение на монете
Император Диоклетиан, изображение на монете
Диоклетиан усилил армию, увеличив её численность за счёт рекрутских наборов до 450 тыс. чел. Одна часть легионов постоянно стояла в определённых пограничных районах, другая перебрасывалась по мере надобности.

Диоклетиан жестоко подавил восстания народных масс и сепаратистские движения в провинциях: в 285-286 - багаудов в Галлии, в 290 - мавританских племён в Африке, в 294-295 - узурпатора Ахилла в Египте, в 297 - узурпатора Каравсия в Британии. Диоклетиан и его соправители отразили нашествия племён карпов и языгов на Дунае, франков и алеманнов на Рейне, вели удачные походы против персов (в 286-287 и 296-298), в результате которых римляне укрепили своё влияние в Армении и Иверии и захватили часть Месопотамии.

Экономические реформы

Диоклетиан упорядочил налогообложение, учредив прямой поземельно-подушный налог в натуральной форме, что отражало натурализацию экономики; пытался наладить финансы, введя полноценную монету; боролся со спекуляцией, издав в 301 эдикт о ценах.

Диоклетиан расширил власть земельных магнатов над зависимым населением и в то же время возложил на них ответственность за сбор налогов и за поставку рекрутов; издал ряд эдиктов в пользу мелких и средних землевладельцев (предусматривавших, в частности, расторжение сделки купли-продажи земель, ранее проданных за бесценок).

Диоклетиан и Христианство

Император Диоклетиан
Император Диоклетиан
Первые девятнадцать лет его правления отмечены только мученичеством среди воинов, потому что воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни. Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в Никомидии, возвышалась большая христианская церковь.

Но под конец своего царствования, под влиянием Галерия, Диоклетиан возобновил жестокое гонение на христиан. В течение одного года 303-304 он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений.

Сначала происходит конфискация церковного имущества [1]. Прежде всего, конфисковывались церковные здания. Кроме того, от духовенства требовалось выдавать священные сосуды и священные книги. Один из епископов был рад, что он обманул гонителей, и вместо священных книг выдал им еретические книги, которые для сведений хранились у него. Но несравненно чаще ситуация была более острой, потому что тех, кто не выдавал священных книг и сосудов, подвергали репрессиям, а тех кто выдавал — считали падшими — об этом Церковь судила довольно строго. Между прочим, во время Диоклетиановых гонений было уничтожено несравненно больше христианских книг, чем впоследствии, в христианскую эпоху, книг языческих — по приговору церковных судов, потому что языческие книги, уничтоженные христианами, можно пересчитать по пальцам одной руки, в то время как язычники истребляли вообще все христианские книги.

Гонения развивались дальше, и от конфискации святынь и церковной собственности скоро перешли к арестам и казням духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах, или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богодельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Не все части империи в одинаковой мере были затронуты гонениями. В той части империи, которой управлял Констанций Хлор, (Галлия и Британия) христиан было сравнительно немного, и гонения здесь, из-за того, что сам Констанций сочувствовал христианству, носили самый поверхностный характер. Они ограничивались конфискацией зданий, причем эта конфискация была вовсе не повсеместной. На востоке, где было значительно больше христиан, гонения имели куда более кровавый характер. Таких страшных преследований история христианства еще не знала.

Среди пострадавших мучеников были супруга и младшая дочь Диоклетиана - Александра и Артемия, бывшие тайными христианками.

Отречение

В разгар гонений на христиан Диоклетиан вместе с Максимианом 1 мая 305 добровольно отрекся от власти.

Евтропий так рассказывает об этом:

Но когда Диоклетиан под тяжестью лет почувствовал невозможность управлять Империей, он уговорил Геркулия уйти в частную жизнь, а дела государственные передать более молодым [2].

Виктор называет другую причину:

Несмотря на такое управление, правители все же не остались незапятнанными пороками. Геркулия обуревало такое сластолюбие, что он не мог сдерживаться от посягательства даже на тела заложников. Галерий недостаточно был верен даже по отношении к друзьям, несомненно, из-за боязни ссор, поскольку его соучастники в управлении полагали, что разоблачения могут нарушить их общее согласие. Итак, силы города Рима были как бы подрублены: сокращено было число когорт преторианцев и число солдат под оружием, и большинство полагает, что именно по этой причине, он (Диоклетиан) сложил с себя власть. Он хорошо понимал окружающие опасности и когда увидел, что сама судьба готовит внутренние бедствия и как бы крушение римского государства, он отпраздновал двадцатилетие своей власти и, будучи в добром здоровье, сложил с себя заботу об управлении государством [3].

Лактанций же рассказывает, что Галерий вынудил тяжело заболевшего Диоклетиана и Максимиана Геркулия отказаться от верховной власти, причем последнему пригрозил войной в случае отказа [4].

После удаления Диоклетиана на покой, государственная система, которую он с большим тщанием создавал, рухнула. Начались гражданские распри, занявшие ройным счетом два десятилетия. Доходило до того, что в разных частях империи действовали семь разных императоров, которые по большей части не признавали друг друга. В этот смутный момент на историческое поприще выходит св. Константин, которому предстояло совершить глубочайший переворот в церковной истории.

Диоклетиан жил последние годы в поместье в Салоне (современный Солин в Хорватии). Умер в 313 году.

Литература

  • Новицкая К. И., Некоторые вопросы аграрной политики начала Домината, "Вестник древней истории", 1961, №4;
  • Архангельский С. И., Указ Диоклетиана о таксах, Нижний Новгород, 1928;
  • Seston W., Dioclétien et la tétrarchie, P., 1946.

Использованные материалы

[1] эта конфискация напоминает события в нашей стране в 20-х годах и впоследствии

[2] Краткая история от основания Города IX.27.1.

[3] Секст Аврелий Виктор. О цезарях. XXXIX. 46-48

[4] О смерти гонителей, XVII, XVIII

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

1 Ковалев С. И. История Рима. Л., 1948. С. 696.
1 Драгоманов М. Государственные реформы. С. 7.
2 Покровский И. А. Римское государственное право. С. 165.
1 Зосим. II, 29.
2 Novellae Justiniani. 8.
3 Виллемс П. Римское государственное право. С. 655-656.
4 Нетушил Н. В. Очерк римских государственных древностей. С. 89.
1 Римские историки IV века. С. 303.
2 Grant М. Op. cit.P. 77.
3 Зосим. II, 32.
4 Там же. II, 43.

образование, — недостаток государственных служащих пополнялся из среды образованных граждан-куриалов.
Диоклетиан продолжил политику Галлиена в отношении сословия сенаторов. В свое время (260-268 гг.) император Галлиен, столкнувшись с враждою сенаторов, сместил всех представителей сената с военных постов. Диоклетиан лишил сенаторов также возможности управлять почти всеми провинциями. Они отныне могли служить только проконсулами провинций Африка и Азия, correctores Сицилии и Ахайи (Греции) и собственно Италии. Единственной важной должностью, оставленной представителям сената, был пост префекта города Рима.
Все административные и военные служащие имели свой штат сотрудников, носивший наименование officia. Правители провинций имели до 100 служащих, именовавшихся apparitores и officiales, наместники до 300. Officia высших должностных лиц были еще многочисленнее.
Служащие преторианских префектов, наместников, правителей, военных руководителей формировались из числа солдат, временно выведенных из состава своих частей. Финансовые служащие формировались либо из числа государственных рабов, либо из свободных граждан, для которых эта служба была наследственной1.

2. Законодательство и право

При Диоклетиане была создана новая организация законодательства в империи. Высшим источником законодательной власти является только сам император. Законы или императорские constitutiones, leges generates готовил предварительно quaestor sacri palati по согласованию с другими высшими чиновниками империи2. В дальнейшем законы прочитывались в императорском совете (consistorium principis)3 и редактировались. Затем император подписывал их красными чернилами с пометкою дня и места, a quaestor sacri palati скреплял их печатью.
Законы издавались в форме oratio ad senatum4, или адресовывались в форме эдиктов5 преторианским префектам с кратким приказанием об обнародовании их во всей империи.
Помимо законов существовали императорские рескрипты, которые посылались в ответ на просьбы чиновников или частных лиц, их

1 Покровский И. А. История римского права. С. 157.
2 Виллемс П. Римское государственное право. С. 655, 667-668.
3 Cod. Just. I, 14, 6.
4 Ibid. I, 14, 3.
5 Ibid. I, 14, 3; II, 3,2.

составлял quaestor sacri palati1. Рескрипты также подписывались императором красными чернилами. Если рескрипты были очень пространны и адресовывались корпорациям, общинам, провинциям или касались вопросов общественной службы, то они назывались sanctiones pragmaticae2. К законодательным актам также относятся formae преторианских префектов3 и эдикты городских преторов в столице.
Правовую деятельность Диоклетиана следует признать замечательно активной. В период его правления было издано около 1200 указов, которые в целом свидетельствуют о том, что император придерживался норм классического римского права.
Ко времени Диоклетиана относится также начало кодификационной работы, которая должна была привести в систему многочисленные императорские constitutiones. Составление их сборника началось в 295 г. по частной инициативе двух юристов — Григориана и Гермогена.
Григориан составил сборник конституций со времени императора Адриана (117-138 гг.) и по 291 г., расположив их тематически по книгам и главам. Внутри каждой главы действовал хронологический принцип расположения материала.
Гермогеном был составлен дополнительный свод законов, выпущенных уже в годы правления Диоклетиана в период между 291 и 295 годами. Законы в его книге располагались только по главам. Объем его был весьма внушительным: упоминается 120-й закон 69-й главы.
Кодексы Григориана и Гермогена были частными, формально не являлись официальными, несомненно, оставались неполными. Тем не менее, ценность их оказалась столь велика, что вскоре они были признаны судами как авторитетные сборники императорского законодательства до 295 г.
Законотворчество самого Диоклетиана, что особенно надобно подчеркнуть, имело определенную идеологическую направленность. Таковая выразилась, помимо попытки создать для римского права более широкую сферу влияния, также в стремлении ограничить проникновение неримских, особенно греческих, правовых концепций в право империи. Эта особенность правовой политики Диоклетиана была проанализирована кембриджским профессором Уильямом Энсслином4.

1 Виллемс П. Римское государственное право. С. 668.
2 Cod. Just. I, 2, 3, 7; XII, 19, 15; Novellae Justiniani. 114.
3 Ibid. I; VI.
4 The Cambridge Ancient History. Vol. XII. Ch. XI. P. 406.
1 Cod. Just. 11,13, 1.
2 Культура Древнего Рима. I. С. 245.
1 Cod. Just. 111,3,4.
2 Ibid. IV, 10, 3.
3 Ibid. IV, 65, 22.
4 Excerpta Vaticana. Цит. по: Крист Карл. История времен римских императоров. С. 400.

Наконец, при Диоклетиане Григорианом и Гермогеном было положено начало кодификации императорских constitutiones. Это был первый немаловажный шаг к общей кодификации римского законодательства, знаменовавший начало того исторического процесса, который нашел в итоге свое завершение в царствование Юстиниана (527-565 гг.), когда римское право было окончательно кодификацировано.

3. Административное управление

1 SHA. ХХП-ХХШ.
1 Ковалев С. И. История Рима. С. 693.
2 Жак ле Гоф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 10.
1 Джонс А. X. М. Гибель античного мира. С. 528.
2 Машкин И. А. История Древнего Рима. С. 518.
3 Аврелий Виктор. XXXIX, 47.
1 Гиббон Э. История упадка. С. 476.
2 The Cambridge Ancient History. Vol. XII. Ch. XI. P. 382.
3 Бибиков M. В. Очерки средневековой истории экономики и права. М., 1998. С. 156.
4 Jones А. Н. М. The Later Roman Empire. P. 284-602; A Social, Economic and Administrative Survey. Oxford, 1964. Vol. I. P. 535 ff.
5 Аврелий Виктор. XXXIX, 45.
1 Аврелий Виктор. XXXIX, 46.
2 Там же. XXXIX, 31.
3 Жак ле Гоф. Цивилизация средневекового Запада. С. 9.

и Мавритании, — они были наиболее беспокойными, в них часто случались мятежи, и сохранение всей полноты власти в руках одного человека диктовалось, прежде всего, военными соображениями.
Правитель провинции располагал высшей гражданской и уголовной юрисдикцией, заведовал сбором налогов, заботился о безопасности и благосостоянии своей провинции. Общим наименованием правителя провинции становился rector; почти все состояли в ранге clarissimi. В некоторых провинциях правители назывались consulares и имели шесть fasces. В ряде других провинций правители именовались correctores и имели пять fasces. В прочих провинциях правители носили имя praesides. Однако три провинции: Азия, Ахайя и Африка остались проконсульскими. Проконсулы, которые ими управляли, занимали первое место в ранге spectabiles. Они имели в качестве помощников легатов. Проконсулы Азии и Африки зависели непосредственно от императора.
Раздроблением провинций и разделением военной и государственной властей Диоклетиан добивался гарантии от сепаратистских выступлений. Действительно, правитель столь малой по размерам и населению провинции, не имеющий военной власти, при всем своем желании не мог решиться на мятеж1.
Все провинции входили в состав других, более крупных административных единиц — диоцезов. Всего диоцезов было тринадцать. Образованы они были следующим образом: два диоцеза в Малой Азии — Азия и Понтика, четыре на Востоке — Сирия, Месопотамия, Палестина и Египет, три на Балканах — Мезия, Фракия и Паннония, два диоцеза в Италии — южная часть и северная, аналогично делилась Галлия, а также отдельными диоцезами являлись Африка, Испания и Британия.
Во главе каждого диоцеза находился правитель в ранге spectabilis, подчиненный префекту претория и замещающий того в его отсутствие. Именно поэтому он именовался vicarius praefectorum или же curator propraefectus. Однако, будучи назначеным непосредственно императором, vicarius имел собственную власть и в своем диоцезе пользовался полномочиями префекта в деле надзора за правителями провинций, в отношении сбора податей и судопроизводства. Общим титулом правителей диоцезов было vicarius. Двое правителей диоцезов считались выше прочих по рангу: правитель Сирии, называвшийся comes Orientis и правитель Египта, носивший титул praefectus Augustalis.
Если попытаться представить в целом систему подчинения в административном аппарате Римской империи начала Домината, то мы получим следующую картину.

1 Grant М. The Climax of Rome. P. 75.
1 Машкин Н.А. История Древнего Рима. С. 520.
1 Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты. К истории общественно-политической мысли. Л., 1991. С. 42.
2 Там же. С. 5.
3 Шифман И. III. Цезарь Август. Л., 1990. С. 104.

Подготовлено по изданию:

Читайте также: