Орфографические и пунктуационные нормы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Русский язык – национальный язык великого народа. Каждому, кто считает себя культурным и образованным человеком, необходимо правильно произносить и писать слова, соблюдать пунктуационные нормы, не допускать ошибок при образовании форм слова, построении словосочетаний и предложений.

Норма – наиболее распространенные из числа существующих, закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты.

Орфоэпическая культура - это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения, правильной постановки ударения и интонации.

Нормы орфографии - это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений. Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания.

Русский язык объединяет нацию и одновременно является неотъемлемой и важнейшей частью нашей национальной культуры, отражающей историю народа и его духовные искания. Современные русисты, и в частности, специалисты по культуре речи, справедливо говорят о том, что русский язык, отражая наши национальные достоинства, не менее ярко показывает и все наши беды. Проблема правильности русской речи, соблюдения норм литературного языка широко обсуждаются в газетах и журналах, в радиопередачах. Осуждению подвергаются отклонения от норм в публичной речи политиков, дикторов радио и телевидения, снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи. Вместе с тем, нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, безграмотная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом. Выпускник любого вуза - технического или гуманитарного, должен быть грамотным, владеть культурой речи.

Культура речи – это, во-первых, владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Позволяет в любой ситуации общения использовать языковые средства с максимальным эффектом при соблюдении этики общения. Во-вторых, это область языкознания, которая призвана решать проблемы норм речи, разрабатывать рекомендации по умелому пользованию языком. Нормативность речи – это соблюдение в речи действующих норм ударения, произношения, словоупотребления, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса. Вопросами культуры речи занимались М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, А.А. Потебня, Г.О. Винокур, А.М. Пешковский, Л.В. Щебра, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, Р.И. Аванесов, С.И. Ожегов.

Исходя из вышесказанного, целью данного реферата является исследование проблемы норм русского языка, и в частности, орфоэпических и орфографических. Для изучения этого вопроса в первую очередь необходимо определить понятие языковой нормы, выявить ее основные признаки, указать источники норм современного русского языка. Во-вторых, необходимо определить, что является предметом изучения орфоэпии и орфографии, каковы исторические корни данного вопроса. Для раскрытия темы в реферате использовалась труды С.И. Ожегова, И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталя, Н.С. Валгиной, Р.И. Аванесова и др., а также материалы периодической печати.

Орфография (от греч. orthos прямой, правильный и grapho пишу) - прикладной раздел языкознания, определяющий способы передачи слов на письме с помощью буквенных и небуквенных (дефисов, пробелов, черточек) графических символов, а также устанавливающий орфографические правила. Орфография состоит из нескольких разделов:

· написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

· слитное, раздельное и дефисное написания;

· употребление прописных и строчных букв;

· правила графических сокращений слов.

Фонематический принцип русской орфографии

Орфография опирается на определённые принципы: фонематический, фонетический, традиционный и дифференцировочный. Фонематический принцип заключается в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным. При фонетическом принципе орфографии на письме обозначается не фонема, а звук. Фонетическому принципу в русском языке подчиняется например, написание приставок, оканчивающихся на [з]. Они пишутся то с буквой с, то с буквой з в зависимости от качества следующего согласного: разбить – расколоть. Суть дифференцировочного принципа состоит в том, чтобы орфографически различать то, что не различается фонетически. При этом буквы ассоциируются непосредственно со смыслом: поджёг (гл.) – поджог (сущ.). Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека).

В русской орфографической системе основным, ведущим принципом является фонематический. Именно на нём строятся основные орфографические правила, другие же принципы используются частично.

Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным принципом с учетом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределенных местоимений с предлогами (не с кем) и некоторых наречий (в обнимку), части слов – слитно или через дефис (ср.: по моему мнению и по-моему).

Употребление прописных и строчных букв регулируется лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.

Правила переноса слов с одной строки на другую: при переносе учитывается, прежде всего, слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збить. Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са.

Из истории русской орфографии

Чем объясняется наличие и возникновение колебаний? Возможно ли избегнуть их в дальнейшем? Как показывает история орфографии, большее или меньшее количество разнонаписаний всегда оставалось и после каждого очередного урегулирования. Все дело в том, что орфография не поспевает за развитием языка. Источником же появления массовых колебаний является развитие словарного состава языка, особенно в XIX и XX вв.

Развитие лексики за счет внутренних средств литературного языка вносило особенно много противоречий в литературную практику. Так, например, одно из самых бедственных явлений в современной орфографии - слитное или раздельное написание наречий, образовавшихся из сочетаний предлога с существительным. Этот тип образования наречий живет в современном языке. Отражая потребности общения, наречия возникают постоянно. До революции сочетание в ничью писалось раздельно, но после революции, с развитием спорта, шахматного искусства, оно терминологизировалось, и теперь всем понятно его слитное написание вничью. Во время Великой Отечественной войны появилось на страницах нашей печати военное выражение с ходу (атаковать, штурмовать ит.п.). Не зная, как отнестись к нему, одни и те же газеты писали его и раздельно (с ходу), и слитно (сходу). Однако в последнее время стали писать раздельно - с ходу, учитывая наличие параллельных образований с существительным ход (например, перестроение на ходу и т.п.).

Или, например, категория сложных прилагательных в современном языке - живая и продуктивная категория. Они возникают постоянно, и с таким же постоянством обнаруживаются колебания в слитном написании или через черточку. Не подводятся под существующие правила написания военно-учебный, военно-полевой, хлебо-булочный, с одной стороны, и военнообязанный, хлебопекарный - с другой.

Колебания написаний наречий, сложных прилагательных и других целых категорий слов особенно заметны в нашей орфографической практике. Здесь требуется создание таких четких, объективно доступных правил, которые могли бы до известной степени указывать пути для написания вновь образуемых слов.

История орфографии показывает, что правописание никогда не развивается путем ломки существующей системы. Исторически целесообразным и общественно оправданным является внутреннее усовершенствование орфографии с учетом закономерностей развития языка с ликвидацией пережиточных элементов, как это было, например, в 1917 г.

Пережиточные элементы, противоречащие фонетической и морфологической системе современного русского языка, изжиты. Основная задача повышения культуры письменной речи не реформа, а упорядочение орфографии.

Дальнейшая история русского письма в XX в. – это история попыток дальнейшего его усовершенствования. В 1956 был принят окончательный вариант – Правила русской орфографии и пунктуации, действующие до настоящего времени.

Сегодня необходимость внесения изменений в орфографические и пунктуационные нормы, по мнению ученых-лингвистов, обусловлена тем, что ныне действующий “Свод правил”, утвержденный в 1956 году, изрядно устарел. За это время язык приобрел множество неологизмов, для написания которых не существует правил; правописание ряда слов на практике существенно изменилось. В издании орфографических словарей и учебников по русскому языку началась путаница: переиздаются под вывеской “новых” словари заведомо устаревшие и наряду с этим – современные. На сегодня имеются два орфографических словаря (Н.В.Соловьева и В.В.Лопатина), на каждом из которых написано: "Российская академия наук". Оба словаря находятся в противоречии с действующими и не отмененными до сих пор правилами 56-го года. Между тем, ". в большинстве крупнейших европейских стран наличествует стандартное представление национального языка в виде набора словарей (DUDEN, Standartwerk zur deutchen Sprache - в Германии, Standart Reference Books - в Великобритании ит.д.). Указанная серия справочных пособий рассчитана на массового читателя и издается дешевыми массовыми тиражами. Так выглядит обязательное, контролируемое государством предъявление идеологического и культурного минимума, который рекомендуется каждому гражданину. В Российской Федерации нет эквивалентных языковых стандартов государственного языка. К тому же не консолидирована позиция российских ученых-языковедов"

Председатель Орфографической комиссии В.В.Лопатин подчеркнул, что обсуждаемая реформа правописания не может быть названа реформой русского языка, поскольку никаких кардинальных изменений правил, она не предусматривает: речь идет только о тех 23 нормах, которые уже изменила сама жизнь. В качестве примера ученый привел написание сложных слов. Так, слово “государственно-монополистический” по действующим правилам должно писаться слитно. Предлагается также унифицировать необоснованно введенные различные нормы (например, написание приставки пол- в словах пол-одиннадцатого, полдвенадцатого). Таким образом, работа над усовершенствованием орфографии продолжается и а наше время.

Пунктуация древних памятников XI - XIV веков

Русская пунктуация XV- XVII веков

Список литературы

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Норма литературного языка – совокупность языковых средств, разрешенных системой языка, отраженных и закрепленных в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех владеющих литературным языком в определенный период времени. Норма обнаруживается на всех уровнях языка (орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические нормы). Языковая норма узаконивается (кодифицируется) в словарях и грамматиках.

Особенности нормы литературного языка – относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Классификация норм. Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально уже существуют в языке и используются его носителями.

Выделяют три степени нормативности: императивная норма, не допускающая вариантов, строгая; нейтральная, допускающая равнозначные варианты; диспозитивная, нестрогая, допускающая варианты, в том числе разговорные и устаревшие формы.

В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств различают следующие типы норм: орфоэпические, акцентологические, лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические.

Орфоэпические нормы – нормы произношения звуков.

Акцентологические нормы – нормы постановки ударения.

Лексические нормы – нормы, регулирующие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или форме; употребление слова в тех значениях, которое оно имеет в языке; уместность его использования в той или иной ситуации.

Фразеологические нормы – нормы употребления фразеологизмов и других связанных сочетаний слов.

Грамматические нормы подразделяются на морфологические (образование форм различных частей речи) и синтаксические (образование синтаксических единиц - словосочетаний и предложений).

Стилистические нормы – нормы употребления языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и с целью и условиями общения.

Орфографические нормы – нормы написания слов в соответствии с правилами русской орфографии.

Пунктуационные нормы – правильное, соответствующее правилам или традиции употребление знака препинания.

2 Орфографические нормы

Нормы правописания охватывают правила орфографии и пунктуации. В отличие от норм произношения они практически не имеют вариантов. Орфография – совокупность правил написания слов, система правил: 1) о написании слов и их значимых частей; 2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов, 3) об употреблении прописных и строчных букв, 4) о переносе слов с одной строки на другую. Графика – раздел науки о языке, ведающий средствами письменности, знаками, которые используются на письме, их соотношением со звуковой стороной языка. В русском языке традиционно выделяются следующие принципы русской орфографии: 1) морфологический (соблюдение единообразия в написании морфем); 2) фонетический (пишется та буква, которая обозначает слышимый звук); 3) традиционный (написание закреплено традицией, не определяется другими принципами); 4) дифференцирующий (предполагает различное написание с целью разграничения слов-омофонов).

Орфографическое правило – предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки. Чтобы применить орфографическое правило, необходимо выполнить следующие действия: 1) найти в слове место, где возможны варианты написания; 2) определить возможные варианты написания; 3) выбрать необходимое правило; 4) выбрать правильный вариант написания. При выборе буквы или способа графического оформления слова учитывается лексическое значение, способ образования и морфологические характеристики слова.

3 Чередование гласных в корне слова

В корнях БЕР–БИР, ДЕР–ДИР, МЕР–МИР, ПЕР–ПИР, ТЕР–ТИР, СТЕЛ–СТИЛ и др. буква И пишется при наличии в слове суффикса А; если суффикса А в слове нет, пишется буква Е.

Корни КОС–КАС, ЛОЖ–ЛАГ пишутся с буквой А, если в слове есть суффикс А; если суффикса А нет, пишется О.

В корнях ГОР–ГАР, КЛОН–КЛАН, ТВОР–ТВАР в безударном положении пишется О. Исключение: утварь. Под ударением пишется та гласная, которая слышится.

В безударном положении в корнях ЗОР–ЗАР, ПЛОВ–ПЛАВ пишется А. Исключение: зоревать, пловец, пловчиха, пловцы. Под ударением пишется та буква, которая соответствует произношению слова.

В корнях РАСТ–РАЩ–РОС перед СТ, Щ пишется А, в остальных случаях О. Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.

В корнях СКАК–СКОЧ перед К пишется А, перед Ч пишется О. Исключение: скачок, скачи, скачите.

4 Гласные после шипящих и ц

В корне слова после шипящей произносится О, а пишется Ё, если можно подобрать родственное слово со звуком е в корне. Исключение: крыжовник, шов, шорох, обжора, шоры, чокаться, чопорный, трущоба, трещотка (и производные от них). В существительных ПОДЖОГ, ОЖОГ пишется О, в глаголах прошедшего времени ПОДЖЁГ, ОЖЁГ пишется Ё.

В окончаниях существительных и прилагательных после шипящей под ударением пишется О, в безударной позиции –Е.

В окончаниях глаголов после шипящей всегда пишется Ё.

В суффиксах существительных, прилагательных и наречий после шипящих под ударением пишется О, в безударной позиции – Е. Исключение: наречие ещё.

У существительных с суффиксом –ЁР под ударением всегда пишется буква Ё.

В суффиксах отглагольных существительных после шипящей под ударением всегда пишется Ё (ночевать – ночёвка).

В суффиксах страдательных причастий после шипящей всегда пишется Ё.

После Ц в корне пишется И. Исключение: цыц, цыган, на цыпочках, цыпленок (и производные от них).

5 Непроизносимые согласные

Чтобы определить, есть ли непроизносимая согласная в корне, надо слово сопоставить с родственным, в корне которого ясно звучит согласный. Нельзя проверить по указанному способу слова праздник, лестница, блеснуть, сверстник, ровесник, ресницы, чувство и др. 6. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

В современном русском языке нет приставки З-, есть приставка С-. Исключение: здесь, здание, здоровье, ни зги (и производные от них).

В приставках, оканчивающихся на З-С, перед глухими согласными пишется С, перед звонкими – З.

В приставках РАЗ–РАС, РОЗ–РОС под ударением пишется О, в безударном положении – А. Приставка ПРЕ- обозначает:

б) приставка ПРЕ- имеет значение, сходное с приставкой ПЕРЕ-.

Приставка ПРИ- обозначает:

а) приближение или нахождение поблизости от чего-нибудь;

б) прибавление к чему-нибудь;

в) неполноту действия;

г) действие, одновременное с другим действием;

д) совершенный вид от глаголов несовершенного вида (без изменения значения глагола), например: думать—ПРИдумать (сов. в.), мерить—ПРИмерить (сов. в.), бить—ПРИбить (сов. в.).

Необходимо различать значение и правописание следующих слов: ПРЕзирать (считать недостойным, ничтожным) — ПРИзирать (приютить), ПРЕдать (изменить, выдать врагу) —ПРИдать (прибавить), ПРЕбывать (находиться где-нибудь) — ПРИбывать (приезжать), ПРЕступить (нарушить) — ПРИступить (начать), ПРЕемник (наследник, продолжатель) — ПРИемник (аппарат, который принимает электрический ток, и др.), ПРЕтворить в жизнь (осуществить) — ПРИтворить (прикрыть).

Разделительный Ъ пишется после приставок на согласную перед буквами Я, Е, Ё, Ю корня.

Разделительный Ь пишется перед Е, Ё, Ю, Я, И во всех остальные случаях (в корне, окончании).

После корней ДВУХ- ТРЕХ-, СВЕРХ- тоже пишется Ъ перед Е, Ё, Ю, Я.

Только после приставок на согласную буква И переходит в букву Ы: игра — сЫграть, история — предЫстория, но: сверхИзбыточный, дезИнфекция, педИнститут.

7 Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Таблица 1 - Суффиксы существительных

Суффикс

Способ проверки

Примеры


-ник




Русская пунктуация основывается на трех принципах: грамматическом (знаки препинания отражают синтаксический строй речи), смысловом (знаки препинания демонстрируют также смысловые отношения между элементами предложения), интонационном (знаки препинания являются показателями ритмики и мелодики речи).


Пунктуационные нормы определяют правила расстановки знаков препинания – точек, запятых, двоеточий, тире, кавычек. Каждый знак препинания имеет логико-смысловую нагрузку, облегчающую восприятие написанного.


Знаки препинания указывают на смысловое членение текста, поэтому пунктуационные нормы, в отличие от орфографических, допускают в некоторых случаях варианты, связанные со стилистическими и смысловыми особенностями того или иного текста. Смысловое членение текста осуществляется не только с помощью знаков препинания, но и с помощью абзацев (отступов в начале строки). В тексте абзац выполняет функцию отделяющего знака. Полноценному восприятию печатного текста способствует шрифтовое, графическое выделение букв, слов, словосочетаний, предложений, частей текста.

Деловые, а также научные, специальные тексты часто включают в себя различные перечни, составные части, которые требуют условных обозначений. Такие перечни нуждаются в соблюдении последовательности в использовании обозначений рубрик (разделов, подразделов, глав, пунктов, подпунктов и т. д.), а сам текст – в логической четкости членения. Последнее достигается применением ряда технико-пунктуационных правил.

Употребление знаков препинания может быть обязательным (точка в конце предложения, запятая при однородных членах предложения, в сложных предложениях и т. д.) и факультативным (некоторые случаи обособления второстепенных членов предложения).

Обязательные пунктуационные правила основаны на объективных языковых законах и не зависят от субъективных оценок значимости того или иного оборота. Факультативные правила не так строги, допускают варианты. Большое количество знаков препинания затрудняет восприятие текста, поэтому следует избегать их факультативной постановки.

Преднамеренные отступления от нормы ограничены сферой и имеют определенные задачи. Это так называемые авторские знаки препинания , встречающиеся в текстах художественных произведений. Они глубже и тоньше связаны со смыслом, с замыслом писателя, со стилистикой, иногда с ритмикой текста. Однако авторская пунктуация, стилевые и жанровые особенности пунктуационного оформления текста (в том числе оформление деловых бумаг, юридических актов, правительственных постановлений и т.д.) не должны вступать в противоречие с единством русской пунктуационной системы.

Пунктуационные нормы, как и орфографические, обеспечивают единство письменной речи, в целом регулируют и контролируют речевое поведение носителя языка. Игнорирование знаков препинания приводит к пунктуационным ошибкам, которые вызывают непонимание смысла целого предложения.

Чтобы не допускать пунктуационных ошибок, нужно научиться точно определять грамматическую и логическую структуру фразы, помнить принципы обязательной и факультативной постановки знаков препинания. В трудных случаях можно обращаться к справочникам ( трудные случаи русской пунктуации ) и учебным пособиям.




ПРАКТИКУМ

Литература для самостоятельной работы:

1. Русский язык. Орфография и пунктуация: учебное пособие / Под ред. Г.Н. Сивриди, Т.И. Магомедовой. – 9-е изд., испр. и доп. – Махачкала, 2018.

2. Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2006, стр. 327-355.

3. Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2006, стр. 216-233.

Задание 1. Употребить, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Объяснить наличие или отсутствие тире.
Задание 2. Списать, вставляя знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах. Составить графические схемы предложений.

1. Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут быть референдумы опросы отчеты депутатов перед избирателями и т.д. 2. Функции права по характеру воздействия на общественные отношения можно разделить на две категории регулятивные и охранительные. 3. Нормы естественного права выводятся крупнейшими римскими юристами из природы человека из природы вещей из отношений человека с людьми и вещами. 4. Власть авторитет руководство выражение и представительство социальных интересов все соединяет в себе политическое лидерство. 5. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории численности населения политического режима.

Задание 3. Записать под диктовку, обособляя, где необходимо, определительные обороты.

1. Законность – система требований общества и государства состоящая в точной и неуклонной реализации нормы права всеми и повсеместно. 2. Вина – психологическое состояние характеризующееся отношением правонарушителя к совершенному им деянию. 3. Изменения налоговой системы предусмотренные Налоговым кодексом направлены на решение сложных задач. 4. Государство располагает предназначенным для управления обществом аппаратом. 5. О степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения необходимого для проведения той или иной политики в обществе. 6. Государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства. 7. Любая издающая законы власть должна обеспечивать их выполнение.

Задание 4. Обособить обстоятельственные обороты.

1. Именно идеи превращаясь в систему убеждений человека предрасполагают его к действию. 2. Устанавливать налоги должны законодательные (представительные) органы принимая в обязательном порядке соответствующие федеральные законы. 3. Выступая от собственного имени государственный орган действует как орган государственного властвования. 4. Вся деятельность государственных органов включая органы налоговой службы урегулирована нормами права. 5. Право воздействует на государство упорядочивая деятельность государственного аппарата устанавливая компетенцию его органов. 6. Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление воздействовать на политическую власть и непосредственно используя ее реализовать свои интересы.

Задание 5. Расставить знаки препинания, определить смысловые группы вводных слов.
Задание 6. Расставить необходимые знаки препинания. Объяснить постановку знаков препинания при слове как .

1. Политическая власть действует как принудительная форма снятия противоречий и конфликтов структурирования и укрепления человеческих обществ. 2. Общественно-политические движения имеют одну цель, а не комплекс целей как партии. 3. В политике как и во всякой другой сфере люди ведут себя по-разному. 4. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие так и стабильность социальной системы. 5. Это был как утверждают несчастный случай. 6. Подозреваемый как сквозь землю провалился. 7. Впервые в римском праве человек появляется как самостоятельный деятель.

Задание 7. Обособить приложения и обстоятельства.

А. 1. Она первым делом отправилась в ломбард и заложила там кольцо с бирюзой единственную свою драгоценность. 2. Одна из обвиняемых Саломатина является несовершеннолетней. 3. Оба брата Александр и Алексей находились во всероссийском розыске. 4. Подозреваемый зашел к своему знакомому, но застал дома лишь его брата десятилетнего школьника. 5. Оставался самый томительный участок пути последний час перед Москвой. 6. Педантичный в выполнении своего долга он носил постоянно записную книжку.

Б. 1. Вопреки мнению экспертов следователь считает, что записка написана позднее письма. 2. Свидетель подтвердил показания и здесь на суде. 3. Подозрительные личности были арестованы благодаря своевременному сигналу жильцов. 4. Несмотря на все перенесенные страдания держался он бодро. 5. Внизу у подножья горы были обнаружены следы крушения. 6. При отсутствии ряда финансовых документов проводится ревизионная проверка и назначается бухгалтерская экспертиза.

Задание 8. Расставить знаки препинания в сложных предложениях.
Задание 9. Переписать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

А. Г..сударство возн..кает существует и разв..вается как результат усл..жнения прежде всего соц..ально-эк..номической жизн.. Первые г..сударства возникшие на Древнем Востоке были доклас..овыми они одновремен..о и эксплу..тировали сельские общины и управляли ими. По другому историческому пути шел процес.. в Афинах и Риме где рабовл..дельческое г..сударство возникло в результате по..вления час..ной собствен..ости и раскола общества на клас..ы. Ряд ученых пр..держивается мнения что Германия Россия и некоторые другие г..сударства возникли не как фе..дальные а как прафе..дальные. Знать еще не имела крупной час..ной собствен..ости на землю а кр..стьяне сохраняли как свободу так и собствен..сть на землю.

Б. Уг..ловное з..конодательство Рос..ийской Ф..дерации с..действует охран.. мира и б..зопасност.. человеч..ства. Каждый человек должен чу..ствовать заботу г..сударства о н..прик..сновенност.. его личност.. уважение к чест.. и д..стоинству. Уг..ловное нак..зание должно пр..м..няться в точном соответстви.. с з..коном на основе принц..пов д..мократизма. Лицо сов..ршившее пр..ступление п..длежит уг..ловной ответствен..ости по уг..ловным з..конам действующим в мест.. совершения пр..ступления. Арест с..стоит в содержани.. лица в полной из..ляц..и. Воен..ослужащ..ми арест отбывается на гаупвахт.. . Осужден..ый не может быть повыш..н в должност.. в воинском звани.. . При пр..изводстве обыска об..зательно пр..сутствие п..нятых. Все из..маемые пр..дметы и д..кументы в случа.. необх..димости уп..ковываются и оп..чатываются.

В. Осн..ванием уг..ловной ответствен..ости является сов..ршение д..яния сод..ржащего все признаки с..става пр..ступления пр..дусмотрен..ые уг..ловным з..коном. Лица с..вершившие пр..ступления на тер..итории РФ п..длежат уг..ловной ответствен..ости по уг..ловным з..конам действующ..м в месте с..вершения пр..ступления. З..щитник обязан испол..зовать все указан..ые в з..коне спос..бы и сре..ства з..щиты в целях вы..снения обст..ятельств опр..вдывающих обв..няемого или см..гчающих его ответствен..ость и оказывать обв..няемому н..обходимую юр..дическую пом..щь. Все вн..сен..ые в пр..токол изм..нения д..полнения и испр..вления д..лжны быть ог..ворены и уд..стоверен..ы подписями.

Языковая норма (норма литературного языка) – это совокупность традиционных правил, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации, общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи.

Языковая норма (норма литературного языка) – это совокупность традиционных правил, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации, общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи.

Виды языковых норм

  1. Директивные (императивные) – обязательные к употреблению для всех членов предложения (например, орфографические нормы);
  2. Вариативные – допускающие варианты написания и произнесения: твóрог – творóг.

Орфоэпические нормы

Орфоэпические – нормы ударения и произношения. Орфоэпические нормы связаны с правильной постановкой ударения в словах, их произношением. Эти нормы фиксируются в акцентологических и орфоэпических словарях.

Например: правильно произносится вероисповéдание, а не вероисповедáние, яи[шн] ица, а не яичница;

Лексические нормы

Лексические нормы – употребление слова в том или ином значении, лексическая сочетаемость слов. Точность словоупотребления, правила сочетаемости слов, использование паронимов – всё это входит в лексические нормы. К традиционным ошибкам в это группе относятся:

  1. нарушение лексической сочетаемости (можно сказать карие глаза, но нельзя карие волосы);
  2. смешение паронимов (болотные сапоги – болотистая местность; нельзя болотистые сапоги – болотная местность);
  3. неточность словоупотребления (Он добротный артист вместо Он хороший артист);
  4. плеоназм – избыточное значение (первая премьера, памятные сувениры);
  5. тавтология – повтор однокоренных или одинаковых слов (изобразить образ);

Морфологические нормы

Морфологические нормы – употребление тех или иных форм слова или частей речи. Это правила, согласно которым происходит образование грамматических форм различных частей речи.

Например: при образовании сравнительной и превосходной степени прилагательного мы либо добавляем соответствующий суффикс, либо слова более, менее, самый. Смешение этих форм (более мудрее, самый сладчайший) недопустимо;

Синтаксические нормы

Синтаксические нормы – употребление словосочетаний и предложений. Это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Например: подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе.

Нельзя написать: Знание языка и опыт работы за границей помогло мне. Правильно: Знание языка и опыт работы за границей помогли мне;

Орфографические нормы

Орфографические нормы – нормы правописания. Правописание слов закреплено в словарях. Нужная орфограмма всегда выбирается с учётом лексической и грамматической характеристики слова (часть речи, лексическое значение, морфема, грамматическая категория слова).

Пунктуационные нормы

Пунктуационные нормы – нормы постановки знаков препинания. Пунктуационные нормы регулируют постановку пунктуационных знаков в предложении. Мы знаем, к примеру, что перед сочинительными противительными союзами всегда ставится запятая (Я любил её, но так и не решил в этом признаться). Иногда от постановки знака будет зависеть смысл предложения.

Стилистические нормы

Стилистические – использование лексики, способ построения предложений в соответствии со стилем. За каждым стилем языка закреплён определённый набор слов, форм слов, предложений. Таким образом, в официально-деловом стиле будут неуместны просторечия и разговорные обороты (разгильдяй, ему мозгов не хватит сдать этот экзамен), в то время как в разговорной речи странно прозвучат слова инакомыслие, феномен, благодеяние. Выбор в пользу того или иного стиля регулируется речевой ситуацией, фигурой самого говорящего (или пишущего) и его целевой аудиторией.

Нормы построения текста

Нормы построения текста – фактическая точность, композиционная цельность и логичность изложения. Текст как единица речи представляет собой цельное единство, в котором каждый элемент подчиняется единой теме повествования, выраженной, как правило, в заглавии. Текст имеет чёткую структуру: вступление, основную часть и концовку. Единство текста достигается за счёт различных средств межфразовой связи (одни описываемые предметы, пространство, время, использование синонимов).

Рассмотрим пример неудачного построения текста:

В моей семье всего четыре человека: я, мама с папой и мой старший брат. Мы живём в огромной квартире на первом этаже. Ещё у нас есть собака Рекс. Я очень люблю Рекса и выгуливаю его каждый день. Моя мама работает врачом, а папа инженером. Старший брат учится в университете. У брата много друзей. Он часто гуляет с ними, ходит в кино и посещает музеи. Я люблю свою семью!

Заглавие сочинения лишь частично отражает его суть. Автор текста отвлекается на детали и при внешнем соблюдении композиции текста отступает от темы. Отсутствует красная строка.

Как в письменной, так и устной речи необходимо следить за соблюдением языковых норм. Именно это позволяет судить об уровне грамотности и освоении языка.

Задание ER0721R В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • В 1-ом словосочетании ИСПЕКЁТ пирожокЕСТЬ ошибка в образовании формы слова.
  • Во 2-ом словосочетании ОБОИМИ столамиНЕТ ошибки в образовании числительного.

Выбор гласной определяется родом существительного, идущего следом. Слово стол мужского рода. Значит, числительное написано верно.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0621R Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.

В задании предлагается исключить лишнее слово. Значит, ищем плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов):

По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0521R В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Цель программы – расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.

Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.

Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.

Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.

Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.

Варианты употребления паронимов в предложениях 2, 3, 4 и 5 не вызывают сомнения.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0421R В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0619T Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0601 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0602 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0603 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Работодатель оценил мои профессиональные умения и навыки, однако на тот момент свободных вакансий не нашлось.

Работодатель оценил мои профессиональные умения и навыки, однако на тот момент свободных вакансий не нашлось.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

  1. нажИвший
  2. Отрочество
  3. жилОсь
  4. вернА
  5. взЯлась
  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • НажИвший – ударение поставлено верно, в действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -вш- ударение падает на гласную перед этим суффиксом; Отрочество – верно, нужно запомнить ; жилОсь – верно, в глаголах прошедшего времени ударение ставится на окончание; вернА – ударение поставлено верно, так как в кратких прилагательных ударение ставится на окончание.
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Сомнения вызывает последнее слово: взЯлась или взялАсь? Вспоминаем правило: в глаголах 3 лица женского рода ударение падает на окончание. Значит, ударение стоит неправильно.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

  1. тортЫ
  2. положИл
  3. докумЕнт
  4. приручЁнный
  5. освЕдомишься
  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • ПоложИл – ударение стоит верно, в глаголах на -ить ударение падает на И, докумЕнт – слово нужно запомнить, прирученнЁнный – в причастиях прошедшего времени с суффиксом -ённ- ударение падает на этот суффикс, освЕдомишься – слово нужно запомнить.
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Сомнения вызывает тортЫ. На самом деле, правильное ударение в нем – тОрты. Это нужно запомнить.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0722T В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нет ПОЛТОРАСТА рублей

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0622T Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6–8 ° С для кедра и 8–10 ° С для ели и пихты.

В задании предлагается исключить лишнее слово. Значит, ищем плеоназм (речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого):

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6–8 ° С для кедра и 8–10 ° С для ели и пихты.

Читайте также: