Нравственная культура личности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Нравственная культура – это определенный уровень усвоения и соблюдения членами общества свойственных ему моральных норм и правил. Нравственная культура выражается обычаями, нормами поведения, нравами, ценностными ориентациями, оценками добра и зла, пониманием счастья, героизма, любви и дружбы.

Цель нравственного воспитания реализуется во всем содержании воспитательной деятельности, представляющей собой двусторонний процесс отношений между субъектом и объектом воспитания.

Нравственность – это характеристика личности, которая объединяет такие качества и свойства, как доброта, дисциплинированность, порядочность и коллективизм.

Результат целостного процесса нравственного воспитания – формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, воли, навыков, привычек и общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание состоит из:

  • формирования сознания связи с обществом, зависимости от него и необходимости согласования своего поведения с интересами общества;
  • ознакомления с идеалами нравственности, требованиями общества, а также доказательства их разумности и правомерности;
  • превращения нравственных знаний в нравственные убеждения, создания системы этих убеждений;
  • формирования устойчивых нравственных чувств, высокой поведенческой культуры в качестве одной из главных проявлений уважения человека к окружающим людям;
  • формирования нравственных привычек.

Готовые работы на аналогичную тему

Нравственное воспитание личности является сложным и многогранным процессом, включающим педагогические и социальные аспекты. При этом нравственное воспитание - процесс автономный.

Содержание нравственного воспитания

Единый подход к содержанию нравственного воспитания отсутствует. Однако можно выделить несколько подходов к пониманию содержания процесса нравственного воспитания:

  • когнитивный;
  • оценочно-эмоциональный;
  • интегративно-мировоззренческий;
  • аксиологический;
  • поведенческий, или деятельностный;
  • целостный.

Когнитивный подход рассматривает нравственное воспитание в качестве:

  • процесса формирования самостоятельных и устойчивых суждений, касающихся нравственных норм, которые регулируют взаимоотношения между людьми;
  • процесса формирования умения характеризовать нравственные ценности, и анализировать каким именно образом они могут проявляться в поведении.

Оценочно-эмоциональный подход утверждает, что восприятие информации о нравственности и выработке собственных ценностных ориентаций невозможно только на когнитивном уровне. В этом процессе важная роль принадлежит эмоциям. Нравственное воспитание при таком подходе рассматривается в качестве:

  • процесса формирования оценочных суждений;
  • характеристики отношения к нравственным ценностям;
  • взаимоотношений между людьми;
  • устойчивости, глубины и силы нравственных чувств.

Интегративная позиция признает решающую роль сознания в нравственном воспитании, но утверждает, что нравственные нормы человек воспринимает не только через сознание, но и через чувства.

Мировоззренческий подход понимает нравственное воспитание в качестве процесса формирования целостного нравственного представления о природе, человеке и обществе, который выражается системой ценностей и нравственными идеалами индивида.

В аксиологическом подходе нравственное воспитание рассматривается в качестве специально организованного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей.

В поведенческом подходе нравственное воспитание рассматривается в виде:

  • процесса формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения;
  • процесса свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизни;
  • стремления человека к нравственным идеалам.

Целостный подход рассматривает нравственное воспитание в качестве целостного процесса формирования и развития нравственных компонентов личности. К структурным компонентам данного подхода относят:

  • нравственное просвещение;
  • формирование нравственных убеждений;
  • развитие нравственных чувств;
  • формирование привычек нравственного поведения;
  • выработка правильных нравственных оценок и отношений;
  • формирование характера, личностных черт и интериоризации общечеловеческих ценностей;
  • формирование человеческого мировоззрения.

Иными словами, нравственное воспитание может быть эффективно осуществлено только в качестве целостного, соответствующего нормам общечеловеческой морали, процесса организации всей жизни воспитанников.

Методы нравственного воспитания

Марьенко И.С. выделил следующие группы воспитательных методов:

  • методы приучения;
  • упражнения;
  • стимулирование;
  • торможение;
  • самовоспитание;
  • руководство;
  • объяснительно-репродуктивные методы;
  • проблемно-ситуативные методы.

Упражнения помогают вырабатывать и закреплять необходимые навыки и привычки, реализовывать их в практической деятельности.

Проблемно-ситуативные методы побуждают индивида к систематизации ранее усвоенных нравственных знаний и соотнесению их с избранными поведенческими формами в качестве конечного результата решения поставленных проблем.

Одним из ярких методов нравственного воспитания является личный пример, оказывающий огромное воздействие на сознание и поведение, на процесс формирования морального облика.

Иными словами, нравственное воспитание представлено непрерывным процессом, который начинается в момент рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни, и направляется на овладение людьми поведенческими правилами и нормами.

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores – нравственный, относящийся к нраву, характеру) – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.


По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;

теологический подход – мораль дарована человеку Богом;

социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;

культурологический подход – мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.




Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos – обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.




Важнейшие функции морали в обществе

Регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

Ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.

Мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

Конститутивная (от лат. constitus– утвердившийся, установленный) – принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.

Координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личностистепень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства – личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:


Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.




Образец задания

C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.

Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования – общественные отношения. Как нормы морали, так и нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.

Словарь по этике. — М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Полезное

Смотреть что такое "НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ" в других словарях:

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают … Словарь по этике

КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННАЯ — уровень нравственного развития об ва и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последоват. осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов,… … Энциклопедия культурологии

Культура Древней Греции — Культура Древней Греции это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Содержание 1 Мифология 2 Философия 3 Искусство … Википедия

Бабосов — Бабосов, Евгений Михайлович Бабосов, Евгений Михайлович Дата рождения: 23 февраля 1931(1931 02 23) (79 лет) Место рождения: Рязань, Россия Гражданство … Википедия

Бабосов, Евгений Михайлович — Дата рождения: 23 февраля 1931(1931 02 23) (81 год) Место рождения: Рязань, Россия Страна … Википедия

БАБОСОВ Евгений Михайлович — (р. 1931) белорусский социолог и философ. Доктор философских наук (1972), профессор (1973), академик НАН РБ (1994). Заслуженный деятель науки РБ (1997). Лауреат Государственной премии БССР (1984) за цикл работ по истории философии и общественной… … Социология: Энциклопедия

ВЕЖЛИВОСТЬ — моральное качество, характеризующее поведение человека, для к рого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. В. элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность,… … Словарь по этике

Прикладная культурология — Прикладная культурология Прикладная культурология включает в себя культурологию личности, культурологию семьи и быта, культурологию социальной жизни, культурологию общения, культурологию досуга и иные направления вовлечения человека в мир… … Википедия

Нравственная культура личности — совокупность знаний, чувств, отно­шений и поведения, воплощающихся в нравственный идеал, этические цен­ности и нормы, моральную мотивацию и этические оценки.

Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Уровни нравственного развития личности (по Л. Кольбергу)
Синкретический уровень (доморальный уровень) Смыкание образа и слова, этап предприятия, возникает сеть образно-словесных ассоциаций (от 0 до 6-7 лет). Проявляется в требованиях взрослых, чувстве страха, наказаниях
Конвенциональный уровень Заключается негласный свод соглашений (конвенций) о правилах должного реагирования и поведения между взрослым и ребенком (7-12 лет). Проявляется во внешних нормах поведения, чувстве стыда
Уровень автономной морали Сознательный уровень усвоения нравственных норм и их развития, принятие или непринятие отдельных норм, выбор нравственного поведения (с 13 лет). Проявляется в чувстве долга и совести
Уровень формирования устойчивых моральных принципов Соблюдение нравственных требований в согласии с собственной совестью (с 18 лет)
Мировоззренческий уровень Моральные ценности выводятся из общих философских законов

Нравственное воспитание осуществляется, как и все направления воспитательной работы, как в процессе обучения, так и во внеклассной и внешкольной работе и в деятельности образовательных учреждений дополнительного образования. Включает в себя нравственное просвещение, вовлечение воспитанников в разнообразную деятельность, предполагающую общение и нравственный выбор.

Содержание нравственного воспитания

Формирование отношений к Содержание отношений
Родине Патриотизм, национальная гордость, любовь к родному краю, потребность его охранять, сохранять и приумножать
Обществу Уважение к общественному строю, знание и уважение пра­вовых основ общества и его законов, межнациональная толерантность, взаимопонимание и сотрудничество
Труду Дисциплинированность, инициативность, самостоятель­ность, ответственность, трудоспособность, компетентность, умение сотрудничать
Людям Чувство долга, ответственность, такт, честность, правдивость, справедливость, милосердие, терпимость, умение принимать человека таким, какой он есть: уважение к людям разно­го возраста и противоположного пола
Себе Гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самокритичность и т. п.

Нравственная культура личности — совокупность знаний, чувств, отно­шений и поведения, воплощающихся в нравственный идеал, этические цен­ности и нормы, моральную мотивацию и этические оценки.

Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Уровни нравственного развития личности (по Л. Кольбергу)
Синкретический уровень (доморальный уровень) Смыкание образа и слова, этап предприятия, возникает сеть образно-словесных ассоциаций (от 0 до 6-7 лет). Проявляется в требованиях взрослых, чувстве страха, наказаниях
Конвенциональный уровень Заключается негласный свод соглашений (конвенций) о правилах должного реагирования и поведения между взрослым и ребенком (7-12 лет). Проявляется во внешних нормах поведения, чувстве стыда
Уровень автономной морали Сознательный уровень усвоения нравственных норм и их развития, принятие или непринятие отдельных норм, выбор нравственного поведения (с 13 лет). Проявляется в чувстве долга и совести
Уровень формирования устойчивых моральных принципов Соблюдение нравственных требований в согласии с собственной совестью (с 18 лет)
Мировоззренческий уровень Моральные ценности выводятся из общих философских законов

Нравственное воспитание осуществляется, как и все направления воспитательной работы, как в процессе обучения, так и во внеклассной и внешкольной работе и в деятельности образовательных учреждений дополнительного образования. Включает в себя нравственное просвещение, вовлечение воспитанников в разнообразную деятельность, предполагающую общение и нравственный выбор.

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.doc

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Личность аккумулирует в своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности - это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.

Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой - к неофициальным межличностным отношениям, третий - к профессионально-служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.

Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

Слово " нравственность " означает в современном языке примерно то же самое, что и мораль. Ведь этимологически термин "мораль" восходит к латинскому слову "mos" (множественное число "moris"), обозначающему "нрав", "moralis" – "нравственный". Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали, но чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.

Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших основаниях.

Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: "так принято" или "так не принято", "так все делают", "как люди, так и я", "так исстари велось", "наши отцы и деды так поступали и мы будем так же". Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо" и "что такое плохо".

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов.

Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой нравственной поведения личности становится совесть. О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об очень плохом, аморальном, безнравственном человеке: "Ни стыда, ни совести". Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. ("Кого честь не берет, того палка проймет", - говорит одна из пословиц).

Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности.

Трудности изучения морали обусловлены тем, что они связаны с очень "тонкими" психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там, где даны психические отношения между людьми. Но эти отношения сформированы на социальном уровне, там, где психические переживания связаны с представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье и т.п. Естественно, что у животных таких представлений в ясно выраженной форме нет и быть не может, ибо моральные отношения - это психические отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку.

Сложности возникают и тогда, когда мы стремимся локализовать мораль, выделить ее из других связей и отношений. Сделать это не удается. Дело в том, что мораль обладает все проникающей способностью, а не локализована в какой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и т.д. Одно и то же действие может оказаться моральным, аморальным, внеморальным - все зависит от того, выражает ли оно отношение человека к действующей в обществе системе ценностей. Вообще надо сказать, что нравственность, моральность или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от поступков и действий человека. Любой человек может на словах наделять себя любыми качествами . Больше того, он может искренне верить в то, о чем он говорит. Однако лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может подтвердить или опровергнуть его утверждение.

Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый человек, но и каждый класс, социальный слой и социальная группа общества всегда пытаются использовать мораль в идеологических целях, приспособить ее к своим интересам, оправдать с ее помощью свой образ жизни.

2.2 Философия добра и зла

Что есть нравственность? Примем, что это примерно то же, что "нравственная жизнь", а нравственная жизнь- это просто человеческая жизнь, личная и общественная, если смотреть на нее в свете нравственных правил. Нравственная жизнь становится предметом науки, научного исследования. Если мы исследуем факты нравственной жизни индуктивным методом, исходя из опыта, получится так называемая наука о морали. Она берет существующие нравственные нормы и устанавливает, что в данном обществе или в данной исторической эпохе считают или считали добром или злом. Наука о морали не определяет, что добро, а что - зло. Этим занимается этика, которая подходит к нравственной жизни не с описательной, а с нормативной точки зрения 1 .

В этическом отношении добро и зло отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.

Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.

Добро в этом втором абсолютном значении — моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности — к идеалу. Зло есть противоположность добра.

Исторический процесс формирования этих понятий был процессом становления и развития самой морали. Во-первых, добро и зло осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений. То, что совершается само по себе, т.е. стихийно, может иметь благие или злые последствия для человека. Но такие стихийно совершающиеся события и явления сами по себе не имеют отношения к тому, о чем мыслят в категориях добра и зла, они лежат по ту сторону добра и зла. Добро и зло характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е. поступки. Во-вторых, добро и зло обозначают не просто свободные поступки, но действия, сознательно соотнесенные с определенным стандартом — в конечном счете с идеалом.

Итак, содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро — это то, что приближает к идеалу, зло — то, что отдаляет от него. Зная, что в истории существовали различные мнения относительно того, к чему должен стремиться человек, чтобы достичь совершенства, легко представить концептуальное разнообразие в трактовках добра и зла. В зависимости от нормативного содержания, вкладываемого в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствующее обстоятельствам и противоречащее им и т.д.

Читайте также: