Научно технический прогресс и общественно политическая мысль кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Научно – технический прогресс и общественно политическая жизнь. Культура ХХ в.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Научно – технический прогресс и общественно политическая жизнь. Культура ХХ в.

Научно – технический прогресс и общественно политическая жизнь. Культура ХХ века.

 Наука

Авиация Чарльз Линдберг - американский лётчик, ставший первым, кто перелетел.

Авиация Чарльз Линдберг - американский лётчик, ставший первым, кто перелетел Атлантический океан в одиночку (20-21 мая 1927 года по маршруту Нью-Йорк — Париж).

В 1929 году английский ученый бактериолог Александр Флеминг провел обычный о.

В 1929 году английский ученый бактериолог Александр Флеминг провел обычный опыт исследования защиты организма человека от инфекционных заболеваний. Случайно он вывел, что обычная плесень синтезирует вещество, уничтожающее возбудители инфекции, и обнаружил молекулу, которую назвал пенициллином.

Boeing 747-100 Iran air

Boeing 747-100 Iran air

Космос Первый в мире ИСЗ запущен в СССР 4 октября 1957 года (Спутник-1). Втор.

Космос Первый в мире ИСЗ запущен в СССР 4 октября 1957 года (Спутник-1). Второй страной, запустившей ИСЗ, стали США 1 февраля 1958 года (Эксплорер-1).

Овца До́лли - первое клонированное млекопитающее животное. Овца Долли являла.

Овца До́лли - первое клонированное млекопитающее животное. Овца Долли являлась генетической копией овцы-донора клетки. Сама Долли стала самой известной овцой в истории науки. Она прожила 6,5 лет и оставила после себя 6 ягнят. Долли была усыплена в 200 году.

Компьютер ЭНИАК

Искусство и культура

Искусство и культура

Кубизм Пабло Пикассо Девочка на шаре, 1905

Кубизм Пабло Пикассо Девочка на шаре, 1905

Сюрреализм Сальвадор Дали, 1939 год.

Сюрреализм Сальвадор Дали, 1939 год.

Сальвадор Дали Постоянство памяти, 1931

Сальвадор Дали Постоянство памяти, 1931

Литература Эрнест Миллер Хемингуэй — американский писатель, журналист, лауре.

Литература Эрнест Миллер Хемингуэй — американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года. Широкое признание Хемингуэй получил благодаря своим романам и многочисленным рассказам — с одной стороны, и своей жизни, полной приключений и неожиданностей, — с другой.

Литература Эрих Мария Ремарк «Только не принимать ничего близко к сердцу, — г.

Луи Армстронг


Домашнее задание Параграф 30 прочитать

Домашнее задание Параграф 30 прочитать

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 566 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.11.2016 5154
  • PPTX 3.1 мбайт
  • 168 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Давыдова Мария Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок по всеобщей истории

Охарактеризовать изменения и направления в мировой науке в XX веке.

Выделить связь научных достижений с проблемами мировой политики XX века, определить какой вклад внесли отечественные учёные в развитие научной мысли.

Обсудить основные научно-технические достижения в XX веке и их влияние на жизнь общества.

Учить работать в группах, высказывать свои мысли, делать выводы.

Воспитывать интерес, любознательность к достижениям мировой науки XX века.

Основные понятия: НТП, НТР, мегаполис.

I Организация урока.

II Вступительное слово учителя.

Учитель: - Современное общество характеризуется высоким уровнем использования технических средств, предназначенных для удовлетворения жизненных потребностей человека. Современные технические средства становятся все более энергонасыщенными и автоматизированными.

(слайд 1) Эпиграф: Целый мир, охватив от земли до небес,

Всполошив не одно поколение,

По планете шагает научный прогресс.

Что стоит за подобным явлением?

III Беседа.

Учитель: - Что такое прогресс?

Ученик: (прогресс – это развитие, движение вперёд)

Учитель: - Что такое научно-технический прогресс?

Ученик: (развитие науки и техники, применение научных открытий в технике, совершенствование производства на основе развития науки и техники)

Учитель: ( на слайде 2) Научно-технический прогресс (НТП) — взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой — в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. Современной формой НТП является научно-техническая революция. Учитель: - Что такое научно-техническая революция?

Ученик: (коренные изменения в науке и технике, скачкообразный процесс в развитии производства на основе научных знаний)

Учитель: (на слайде 3) НТР — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, в непосредственную производительную силу. Научно-технический прогресс имеет две формы — эволюционную и революционную. Эволюционная форма — это совершенствование действующих технологий, модернизация традиционной техники; научно-техническая революция — это вторая форма научно-технического прогресса — создание и освоение новых машин и оборудования, принципиально новых технологий, обеспечивающих многократное повышение производительности труда.

Учитель: - Кто движет прогрессом?

Учитель: - Что движет человеком?

Ученик: (мысль, человеческий разум, желание)

Учитель: - Для чего, с какой целью?

Ученик: (для облегчения труда, желание жить с комфортом)

Учитель: В каких сферах жизни общества проявился прогресс, на современном этапе?

Ученик: (в науке, технике)

Учитель: - Тема нашего урока: Научно-технический прогресс. (слайд 4)

- На уроке мы обсудим основные научно-технические достижения XX века, выясним какие изменения и направления произошли в мировой науке. Выделим связь научных достижений с проблемами мировой политики, определим какой вклад внесли отечественные учёные в развитие научной мысли.

- И основная задача нашего занятия решение главной проблемы влияния НТП на жизнь общества:

Учитель: Вспомните и назовите этапы развития научно-технической революции в науке и технике. (слайд 5 Схема развития НТР)

Первая научная революция XVII век

(Эпоха географических открытий)

Вторая научная революция конец XVIII века — первая половина XIX века.

(Эпоха модернизации и Просвещения)

Третья научная революция вторая половина XIX века — начала XX в.

(Эпоха физики, пара, электричества, радио)

Четвёртая научная революция XX век:

1. мануфактурное производство, развитие торговли, мореплавания

2. переход от ручного труда к машинному

3. развитие производительных сил на машинной основе, развитие науки на базе техники

4 графа - ф.и. учёных, конструкторов, космонавтов.

1.Основные научно-технические достижения XX века в развитии транспорта и ядерного оружия. Значение – мегаполис. (проверка заполнения таблицы)

2. Научно-технические достижения XX века в космонавтике и компьютерных технологий. (проверка заполнения таблицы)

А сегодня поговорим, что такое прогресс в нашей жизни, в общественном развитии, в эволюции биосферы нашей планеты (что это?).

Прогресс

Прогресс – это …

Начну с примеров. Человек, обучаясь в школе, в профессиональном учебном заведении, в ВУЗе, получает новые знания, новые навыки, т.е. прогрессирует в своем развитии, это личностный прогресс.

Совершаются открытия в науке, совершенствуются старые и появляются новые производственные технологии – это научно-технический прогресс.

Вывод: прогресс – это процесс развития какой-либо системы в направлении от низшего → к высшему, от простого → к сложному.

    (как социальная общность людей); , техника, технологии;
  1. взгляды, мировосприятие.

Критерии прогресса

Существуют определенные признаки (критерии), которые свидетельствуют о том, что в какой-либо системе наметился или уже начался прогресс:

  1. в данной системе появились подсистемы (т.е. усложнилась структура системы);
  2. увеличилось количество связей между подсистемами внутри системы;
  3. возрос функционал каждой из подсистем.

Перечисленные критерии актуальны для всех сфер: начиная от эволюционных изменений в природе, заканчивая социальными процессами в обществе.

Возьмем для примера производственную сферу. В конце 19 века для увеличения производительности труда вместо ручного труда активно стали использоваться станки и механизмы (т.е. в системе появились подсистемы).

Это дало толчок научным изысканиям для совершенствования используемой техники (увеличилась связь между подсистемами). Появляется техника не только для производства материальных благ, но и для научных экспериментов (возрос функционал каждой из подсистем).

Противоречивость прогресса

Сущность прогресса не однозначна. В чем заключается противоречивость:

  1. прогресс в одной сфере может инициировать регресс в другой;
  2. прогрессивные изменения могут иметь для человечества как положительные последствия, так и отрицательные;
  3. прогресс не есть прямолинейный процесс, он характеризуется подъемами и спадами.

Противоречивость

Примеры противоречивости прогресса:

  1. прогресс в научно-технической сфере позволяет человеку получать все больше материальных благ, уменьшая его зависимость от природы → постепенно увеличивается ущерб, наносимый природе, истребляются ее невозобновляемые ресурсы (прогресс науки и техники инициировал активное уничтожение природных ресурсов);
  2. прогресс науки позволил человеку получить контроль над ядерной энергией → человек создал ядерное оружие, способное уничтожить все живое на нашей планете (положительные и отрицательные последствия научного открытия);
  3. развитие человечества:

Научно-технический прогресс

Научно-технический прогресс (НТП) – это развитие науки и техники, обеспеченное интенсивным познанием человеком сил природы, ее законов и применением их на практике.

Проявляется в повышении производительности труда за счет применения новых технологий, в освоении новых сфер, ранее недоступных человеку. Благодаря НТП изменяется жизнь общества и, как следствие – жизнь каждого человека.

Научно-технический

НТП – это тесная связь между наукой, техникой и технологиями. Качественное улучшение одной из составляющих вызывает рост уровня двух других.

Если прогрессивные изменения в науке и технике происходят вследствие постепенного количественного накопления научной базы и развития техники и технологий, то говорят об эволюционном НТП.

Если же описанные изменения происходят в очень короткий период времени (взрывообразно) за счет качественного скачка науки, то такой НТП называют научно-технической революцией.

Наука

НТП на современном этапе имеет свои отличительные особенности:

    Наука становится производительной силой, так как оказывает огромное влияние на совершенствование производства. И, в свою очередь, наука в своем развитии опирается на производственные достижения.

Например, ученые изобрели уникальный способ обработки стекла, что позволило создать микроскоп с огромной степенью увеличения. Это дало ученым возможность совершить новые открытия, которые стали основой для очередного усовершенствования производства;

Присущ ли прогресс развитию природы

С тех пор как человек стал интенсивно пользоваться природными ресурсами, природе наносится очевидный ущерб: истощаются запасы полезных ископаемых, загрязняется атмосфера (это что?) и океаны, вымирают некоторые виды флоры и фауны.

Эволюция – это, прежде всего – развитие. А развитие может носить как поступательный (прогресс), так возвратный (регресс) характер. И эти два вектора развития взаимно дополняют друг друга.

Природа

Возможно, что люди, как биологический вид, перестанут существовать (например, после тотальной ядерной войны). При этом исчезнут большинство видов животных и растений. Очевидно, что это регресс природы.

Но эволюция будет продолжаться: останутся некоторые экземпляры флоры и фауны, они видоизменятся и породят новые виды. Возможно, что появится и замена человеку, но это будет уже новый вид, потому что кардинально изменится среда, в которой будут жить эти разумные существа.

Процесс видоизменения и возрождения природы прогрессивен по своей сути.

Вместо заключения

Прогресс (как и регресс) – это направление развития. Следовательно, весь материальный и нематериальный мир, который нас окружает, развивается по этим векторам.

И, коль человечество как вид до сих пор существует, значит, прогресс в его развитии преобладает.

Виды

Примеры противоречивости общественного прогресса показывают, что нельзя однозначно воспринимать происходящие в обществе изменения, даже если они прогрессивны.

Робот

Читайте наш блог, это один из источников прогресса в вашем самообразовании!

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Технологии, которые не вредят природе — это просто следующий этап прогресса. Главное, чтоб именно эти разработки стали приоритетными.

Научно-технический прогресс медленно, но верно уничтожает нашу планету. Безусловно, появление новых технологий улучшает качество жизни, но в некоторых сферах давно появились излишества.

Поскольку жизненный цикл всегда развивается по спирали вполне возможны какие-то катаклизмы, которые отбросят человечество на несколько веков назад, если передовые умы не примут меры для обеспечения баланса.


Развитие может быть разным: не только вперед, но и назад. Так и общество может прогрессировать, регрессировать, а иногда оба процесса происходят одновременно, только в разных сферах. Узнаем больше про общественный прогресс и его критерии.

О чем эта статья:

6 класс, 8 класс

Понятие общественного прогресса

Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.

Критерии прогресса:

Развитие человеческого разума.

Совершенствование нравственности людей.

Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

Прогресс науки и техники.

Развитие производительных сил общества.

Прогресс может развиваться в двух формах:

Реформа — это тип общественных изменений, который предполагает поступательные и планомерные изменения правил в сфере человеческой жизни.

Революция — это тип общественных изменений, при котором быстро и в корне меняются все сферы жизни государства и общества.

В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:

Инновация — это результат интеллектуальной деятельности человека и нововведение, которое он вводит в ту или иную сферу общества.

Модернизация — это глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества через нововведения и усовершенствования.

Противоположность общественного прогресса — это регресс.

Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.

Стагнация — задержка или полная остановка общественного развития.

Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:

  • Относительность — невозможность применить термин к некоторым сферам, например, искусству.
  • Противоречивость — последствия прогресса могут быть позитивными для одной сферы и негативными для другой, например, развитие промышленности приводит к загрязнению воздуха.

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса

Примеры

Прогресс в одних областях может привести к застою в других.

Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.

Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.

Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.

Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.

Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.

Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.

Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.

Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.

Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.

Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Критерии общественного прогресса

Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.

Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.

Социальный

Отражение уровня развития общества.

Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.

Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.

Экономический

Оказывает влияние на все другие сферы.

Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.

Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.

Научно-технический

Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.

Культурный (духовный)

Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.

Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.

Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.

Читайте также: