Революция в естествознании в первой половине 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

На рубеже XIX—XX вв. открытие элементарных частиц и проникновение в тайны материи назвали революцией в естествознании, поскольку они привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании.

За первую треть XX в. учёные проникли в тайну строения атома (были открыты электрон, протон, позитрон, нейтрон и пр.) и к концу 1930-х гг. подошли к практическому освоению атомной энергии. Теория относительности А. Эйнштейна изменила понимание пространства, времени и движения. В первой половине XX в. были заложены основы науки о передаче наследственных признаков (генетики). Больших успехов добились микробиология и фармацевтическая промышленность (появляются аспирин, антибиотики).

От картины мира, где царит окончательная истина, произошёл переход к пониманию мира с точки зрения субъекта, будь он наблюдатель в определённой системе отсчёта или человек со своим субъективным взглядом на мир. Такой подход к восприятию мира проявился во всех сферах человеческой деятельности — в культуре, науке и т. д. Так, поэт, художник эпохи модернизма (1880—1960-е гг.) стремится представить свой личный, неповторимый взгляд на мир. В науке проявляется интерес к изучению человека, человеческого сознания и т. д.

Популярны стали произведения сторонников философии жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые взывали к признанию иррациональных сторон поведения и психики человека. В начале XX в. по-иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания, особенно процессов художественного мышления и творчества, а также общественного поведения личности и масс.

Учение 3. Фрейда о психоанализе по своему значению вышло далеко за пределы психотерапевтического лечения. Учение о бессознательных мотивах, влечениях стало не только методом восстановления душевного равновесия пациентов, но и инструментом художественного творчества. Оно легло в основу многих трудов по философии, истории, искусству и литературе.

Не меньшее значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона о творческой интуиции.

В конце XIX — начале XX в. в странах Европы и США получила развитие социология — наука об обществе, его системах и общественном поведении людей. Широкую известность приобрели труды М. Вебера.

Особенности художественной культуры

В 1920—1930-е гг. на искусство и литературу оказывали огромное влияние совершенно новые явления и события: мировая война и её последствия, революции, социальные конфликты, подъём национализма.

Не только моральный и материальный ущерб от войны, но и установление тоталитарных режимов, распространение фашизма, гонения на творческую мысль оказали влияние на мировую культуру.

Умонастроения новой эпохи и идейные искания на рубеже XIX—XX вв. отразились в символизме — направлении, которое стремилось к синтезу и осмыслению прошлого европейской и мировой культуры. Провозвестниками его были в музыке Р. Вагнер, в литературном творчестве Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме. Главным средством художественного познания становится символ. Сочетание реального и таинственного, обращение к мифам, поиски мистического откровения, иносказательность определяли эстетику символизма. Центральным был культ Вечной женственности как символ и земной образ высшего совершенства. В изобразительном искусстве представители символизма: О. Бердслей (Англия), Пюви де Шаванн (Франция), Г. Климт (Австрия), А. Бёклин (Германия). Символизм и новые художественные течения опирались в основном на новый стиль — модерн.

Стиль модерн сочетал в себе различные формы пластических искусств, универсальный декоративный язык и идеи всеобщего синтеза, т. е. в нём выражалось стремление к созданию синтетической модели мира. Особенно ярко он проявился в архитектуре. Крупнейшие архитекторы А. Гауди (Испания), Ч. Р. Макентош (Англия), В. Орта (Бельгия), Й. М. Ольбрих (Австрия), Г. Гимар (Франция), Ф. О. Шехтель (Россия). Единство стиля обеспечивалось тем, что архитектор выступал как творец-универсал, создавая своё произведение от составления проекта до архитектурной и художественной отделки и компоновки предметов интерьера. Пример архитектуры этого стиля — особняк Рябушинского в Москве (архитектор Ф. О. Шехтель).

В начале XX в. большую популярность завоевал новый вид синтетического искусства — кинематограф. Звёзды кино — Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин, Мэри Пикфорд и др. — приобрели мировую известность. Кинематограф требовал особого искусства жеста (особенно в период немого кино), мимики, ритма, сочетания декораций и натуры. Кино стало массовым искусством.

Первым направлением живописи Новейшего времени стал импрессионизм (от французского impression — впечатление), появившийся в последней трети XIX в. Стремясь передать неуловимые изменения в природе, движение света в воздухе, импрессионисты писали дробными мазками. Они первыми открыли возможность писать чистыми красками, не смешивая их на палитре. Основные представители этого направления — Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, К. Моне.


Рис. П. Пикассо. Три акробата. 1925 г.
Дальнейшие поиски в изобразительном искусстве привели к появлению постимпрессионизма. Крупнейшими представителями этого направления были В. Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген. От импрессионистов они унаследовали чистоту цвета. Их работы отличаются эмоциональностью, одухотворённостью.

Кубизм — авангардное направление в живописи начала XX в. Основоположники — французские художники П. Пикассо и Ж. Брак. Представители кубизма изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реальных предметов.

Фовизм (от французского fauve — дикий) — течение во французской живописи начала XX в. С фовизма начинается революция цвета в искусстве XX в. Крупнейшим художником направления стал А. Матисс. Фовизм использует яркие контрастные цвета и считается одной из форм экспрессионизма.

Экспрессионизм ( от латинского expressio — выражение) — художественное направление XX в. Для него характерно субъективное восприятие действительности, деформированное изображение реального мира, гипертрофия переживаний и упоение отчаянием (Э. Нольде).


Рис. Э. Нольде. Пророк. 1912 г.
Для неопримитивизма характерен интерес к Востоку, детскому творчеству, искусству самоучек, древней наскальной живописи. Мастера этого направления — профессиональные художники, сознательно обратившиеся к примитивным формам искусства. Среди них особое место занимают А. Руссо (Франция), Н. Пиросманашвили (Грузия), М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова (Россия), Э. Карр (Канада).


Рис. Я. Чернихов. Архитектурная фантазия. 1930 г.
Абстрактный экспрессионизм — своеобразный вклад русского искусства в мировой авангардизм. Основоположник — В. В. Кандинский. Для этого направления характерен отказ (абстрагирование) от изображения реальных предметов и создание образа на основе самодостаточной выразительности цвета, линий, форм.

Дадаизм — крайнее авангардное направление европейского искусства, возникшее в середине 1910-х гг. Ему свойственно отрицание классической традиции и всех существующих форм искусства, использование техники коллажа, создание абсурдных произведений из случайных предметов (М. Дюшан). Сюрреализм (от французского surrealisme — сверхреализм) — авангардное направление в искусстве XX в. Развивая традиции символизма и дадаизма, сюрреалисты обращались к сновидениям, автоматическому сознанию, подсознательному. Они придавали абсурдным предметам иллюзию реальности, соединяли живое и неживое, реальное и нереальное. Крупнейшие представители в поэзии — П. Элюар, Г. Аполлинер, художники С. Дали, Ж. Миро, И. Танги и др.


Рис. М. Эшер. Звёзды (хаос и миропорядок)
В 1920—1930-е гг. искусство в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки сближается с европейским. Особенно это было заметно в Китае, Японии, Индонезии. В странах Латинской Америки уже в начале XX в. упрочилось так называемое испанское течение в изобразительном искусстве (Мексика, Куба, Чили), а также сказалось влияние французских художественных школ (Венесуэла, Уругвай).

Деятелей искусства и литературы начала века интересовали не только творческие проблемы и поиски.

Предчувствия кануна социальных потрясении у многих литераторов порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в творчестве.

Писатели обращались к темам несправедливости в обществе, судьбе творческой личности. Перу Р. Роллана принадлежит серия биографических произведений о выдающихся художниках и музыкантах. А. Франс издал ряд антибуржуазных романов. Американские писатели Ф. Норрис, Т. Драйзер, Э. Синклер создали крупные произведения критического реализма.

Реальная жизнь не давала оснований для оптимизма, расцветает жанр антиутопии (романы Е. И. Замятина, А. П. Платонова, О. Хаксли, Дж. Оруэлла).

В 1930-е гг. мировой экономический кризис, наступление фашизма, распространение тоталитарных режимов и надвигающаяся Вторая мировая война не могли не сказаться самым трагическим образом на судьбе и творчестве литераторов и художников. Эмиграция писателей и художников из Европы, из стран, где утвердились фашистские тоталитарные режимы, перенесла центр художественной культуры в США, в Нью-Йорк.

В творчестве литераторов и художников в 1920—1930-х гг. особую значимость приобрели социально-политические мотивы. Социальные движения в ряде стран вызвали к жизни революционные течения в искусстве. В то же время в тоталитарных государствах искусство стало обслуживать эти режимы. В таких странах наука оказалась на службе у войны, а искусство — на службе у пропаганды.

Вопросы и задания

- Чем был обусловлен поворот в общественной мысли, литературе и искусстве первой трети XX в. от рационализма и реализма XIX в. к модернизму и авангардизму?

Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.

Революции в естествознании – одна из самых актуальных философских проблем. Задача исследования этой проблемы состоит в реконструкции истории науки, выявление роли и механизмов революционных фаз в научном прогрессе. Понимание этих механизмов позволяет в какой-то мере прогнозировать возможные пути революционных научных преобразований и, тем самым, содействовать нахождению обоснованных стратегий научного поиска, выбору наиболее эффективных средств и методов исследования, более эффективному подходу к оценке принципиально новых результатов, получаемых при революционных переворотах в естествознании или отдельных его областях.

В середине 90-х гг. 19 века началась новейшая революция в естествознании, главным образом в физике:

- Открытие электромагнитных волн Г. Герцем.

- Светового давления П.Н. Лебедевым.

- Введение идеи квантования энергии М. Планком.

- Модель атома по Н. Бору.

А так же открытия в химии и биологии (основы генетике на базе законов Г. Менделя) определяют 1-й этап революции в физики и Естествознании. Он сопровождается, прежде всего, нарушением прежних метафизических представлений о материи и её строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Нарушение метафизических взглядов на мир, вызвало реакционные поползновения идеалистов и привело к кризису в физике и всем Естествознании.

2-й этап революции в Естествознании начался в связи с созданием квантовой механики и сочетанием её с теорией относительности в общую квантово-релятивистскую концепцию. Происходит дальнейшее бурное развитие Естествознания и в связи с этим продолжается коренная ломка старых понятий, главным образом тех, которые связаны со старой классической картиной мира.

Началом 3 – го этапа революции в Естествознании было первое овладение атомной энергией в результате деления ядра и последующих исследований, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики.

Современный этап научного Естествознания, характеризуется не только лидирующей ролью физической науки, но и целой группы отраслей Естествознания: биология (генетика, молекулярная биология), химия (макрохимия, химия полимеров), науки смежные с Естествознанием (космонавтика, кибернетика) и т.д.

Если в начале 20 века физические открытия развивались самостоятельно, то с середины 20 века революция в Естествознании органически слилась с революцией в технике, приведя к современной научно–технической революции. С точки зрения практики решающую роль приобретают фундаментальные науки, без которых не может развиваться современная техника.

Бурное развитие всех отраслей Естествознания в конце 20 века породило создание не только современной физической картины мира, но и биологической картины мира и др. В связи с чем, все больше на первый план выходит новое междисциплинарное направление исследований, именуемое синергетикой, порожденное переходом науки к познанию сложно организованных эволюционирующих систем.

В рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах.

В начале XX века сложились все условия для мощного прорыва, скачка, революции в естествознании, а особенно в физике. Однако в той или иной степени это отразилось и на других естественных науках, например на химии.

Особую роль среди естественных наук играет космология. Она связана практически со всеми естественными науками. Космология выросла непосредственно из натурфилософии, а ее древние корни лежат в религиозно-мифологическом миропонимании. На всех этапах своего развития она отражала эволюцию представлений человечества о мире в целом. Так революция, связанная с трудами Н. Коперника придала космологии огромное значение для осознания человека своего места в мире.




Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки.

Как дисциплинарно организованная структура наука прошла 5 этапов развития:

1. Подростковый этап - с момента появления университетов. сер 12 в.-до 15 в включительно.

2. Романтический этап 16-17 вв. Смысл названия - вера, что наука способна избавить человечество от всех проблем (т.к. знание-главная сила).

Особенности этапа:

1) появление академий как особых институциональных форм организации научного знания. Цель создания академий - развитие экспериментального знания.

2) легитимизация науки - признание и поддержка государства.

3) разрыв экспериментально математического знания со средневековой текстовой схоластической моделью познания.

4) наука все больше отдаляется от спекулятивной натур философии, авторитет уже не Аристотель, а опыт.

5) идеал ученого - энциклопедист.

3. Классический период (18 в-первая половина 19 вв):

1) превращение науки в идеологию, научное знание вытеснило церковное и стало считаться панацеей от всех бед. Были оформлены такие рациональные теории как: деизм (утверждение, что Бог и мир существуют отдельно друг от друга); теория гражданского общества, общественного договора, разумного эгоизма.

2) происходит оформление научных дисциплин и научная специализация.

4) Постклассический период 2-я половина 19 в–1-я половина 20 вв:

1) Сращение науки и производства, связано с развитием капитализма.

2) профессионализация научной деятельности: из науки устраняются любители.

3) формируется концепция ценностей нейтральности научного знания: ученый считает себя не имеющим этической ответственности за результат применения его изобретений/открытий и т.п.

1) огосударствление науки: государство планирует научную работу, финансирует, определяет ее цели и средства, участвует в формировании престижа научной деятельности (построили селиконовую долину, задействовали 150тыс. чел. для изобретения США ядерного оружия).

2) происходит научно-техническая революция т.е. наука превращается в решающую производит силу.

3) принятие наукой бремени этической ответственности перед обществом.

В XIX в. диалектические идеи проникают в геологию и биологию: на смену теории катастрофизма пришла идея геологического эволюционизма (Ч. Лайель - доказал, что для объяснения изменений достаточно допустить длительный срок существования Земли). Ч. Дарвин - виды животных, растений с их целесообразной организацией возникли в результате отбора и накопления качеств, полезных для организмов в борьбе за существование в данных условиях. Г. Менделем дал объяснение изменчивости и наследственности свойств организмов, что положило начало генетике, выделил свойство генов - дискретность, сформулировал принцип независимости комбинирования генов при скрещивании. В 30-х г. XIX в. ботаником Шлейденом и биологом Шванном была создана клеточная теория строения растений и живых организмов. Вплотную подходит к открытию закона сохранения и превращения энергии немецкий врач Майер, показавший, что химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются равноценными.

Д. Джоуль продемонстрировал, что при затрате механической силы получается эквивалентное количество теплоты. Датский инженер Кольдинг опытным путем установил отношение между работой и теплотой, физик Гельмгольц доказал невозможность вечного двигателя. В химии - открытие периодического закона химических элементов Менделеевым. Эволюционные идеи, нашедшие отражение в биологии, геологии подрывали механическую картину мира. Этому способствовали и исследования в физики: открытие Кулоном закона притяжения электрических зарядов с противоположными знаками, введение Фарадеем понятия электромагнитного поля, создание Максвеллом математической теории электромагнитного поля, что привело к созданию электромагнитной картины мира.

Одновременно развиваются социально-гуманитарные науки. Марксом создается экономическая теория, на ее основе Зиммель формулирует философию денег. Возникновение социально-гуманитарных наук завершило формирование науки как системы дисциплин, охватывающих все основные сферы мироздания: природу, общество, человеческий дух. Наука приобрела черты универсальности, специализации, междисциплинарных связей. Экспансия науки на все новые предметные области, расширяющееся технологическое и социально-регулятивное применение научных знаний, сопровождались изменением институционального статуса науки. Дальнейшее развитие науки вносит существенные отклонения от классических ее канонов.

Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.

Революции в естествознании – одна из самых актуальных философских проблем. Задача исследования этой проблемы состоит в реконструкции истории науки, выявление роли и механизмов революционных фаз в научном прогрессе. Понимание этих механизмов позволяет в какой-то мере прогнозировать возможные пути революционных научных преобразований и, тем самым, содействовать нахождению обоснованных стратегий научного поиска, выбору наиболее эффективных средств и методов исследования, более эффективному подходу к оценке принципиально новых результатов, получаемых при революционных переворотах в естествознании или отдельных его областях.

В середине 90-х гг. 19 века началась новейшая революция в естествознании, главным образом в физике:

- Открытие электромагнитных волн Г. Герцем.

- Светового давления П.Н. Лебедевым.

- Введение идеи квантования энергии М. Планком.

- Модель атома по Н. Бору.

А так же открытия в химии и биологии (основы генетике на базе законов Г. Менделя) определяют 1-й этап революции в физики и Естествознании. Он сопровождается, прежде всего, нарушением прежних метафизических представлений о материи и её строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Нарушение метафизических взглядов на мир, вызвало реакционные поползновения идеалистов и привело к кризису в физике и всем Естествознании.

2-й этап революции в Естествознании начался в связи с созданием квантовой механики и сочетанием её с теорией относительности в общую квантово-релятивистскую концепцию. Происходит дальнейшее бурное развитие Естествознания и в связи с этим продолжается коренная ломка старых понятий, главным образом тех, которые связаны со старой классической картиной мира.

Началом 3 – го этапа революции в Естествознании было первое овладение атомной энергией в результате деления ядра и последующих исследований, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики.

Современный этап научного Естествознания, характеризуется не только лидирующей ролью физической науки, но и целой группы отраслей Естествознания: биология (генетика, молекулярная биология), химия (макрохимия, химия полимеров), науки смежные с Естествознанием (космонавтика, кибернетика) и т.д.

Если в начале 20 века физические открытия развивались самостоятельно, то с середины 20 века революция в Естествознании органически слилась с революцией в технике, приведя к современной научно–технической революции. С точки зрения практики решающую роль приобретают фундаментальные науки, без которых не может развиваться современная техника.

Бурное развитие всех отраслей Естествознания в конце 20 века породило создание не только современной физической картины мира, но и биологической картины мира и др. В связи с чем, все больше на первый план выходит новое междисциплинарное направление исследований, именуемое синергетикой, порожденное переходом науки к познанию сложно организованных эволюционирующих систем.

В рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах.

В начале XX века сложились все условия для мощного прорыва, скачка, революции в естествознании, а особенно в физике. Однако в той или иной степени это отразилось и на других естественных науках, например на химии.

Особую роль среди естественных наук играет космология. Она связана практически со всеми естественными науками. Космология выросла непосредственно из натурфилософии, а ее древние корни лежат в религиозно-мифологическом миропонимании. На всех этапах своего развития она отражала эволюцию представлений человечества о мире в целом. Так революция, связанная с трудами Н. Коперника придала космологии огромное значение для осознания человека своего места в мире.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки.

Как дисциплинарно организованная структура наука прошла 5 этапов развития:

1. Подростковый этап - с момента появления университетов. сер 12 в.-до 15 в включительно.

2. Романтический этап 16-17 вв. Смысл названия - вера, что наука способна избавить человечество от всех проблем (т.к. знание-главная сила).

Особенности этапа:

1) появление академий как особых институциональных форм организации научного знания. Цель создания академий - развитие экспериментального знания.

2) легитимизация науки - признание и поддержка государства.

3) разрыв экспериментально математического знания со средневековой текстовой схоластической моделью познания.

4) наука все больше отдаляется от спекулятивной натур философии, авторитет уже не Аристотель, а опыт.

5) идеал ученого - энциклопедист.

3. Классический период (18 в-первая половина 19 вв):

1) превращение науки в идеологию, научное знание вытеснило церковное и стало считаться панацеей от всех бед. Были оформлены такие рациональные теории как: деизм (утверждение, что Бог и мир существуют отдельно друг от друга); теория гражданского общества, общественного договора, разумного эгоизма.

2) происходит оформление научных дисциплин и научная специализация.

4) Постклассический период 2-я половина 19 в–1-я половина 20 вв:

1) Сращение науки и производства, связано с развитием капитализма.

2) профессионализация научной деятельности: из науки устраняются любители.

3) формируется концепция ценностей нейтральности научного знания: ученый считает себя не имеющим этической ответственности за результат применения его изобретений/открытий и т.п.

1) огосударствление науки: государство планирует научную работу, финансирует, определяет ее цели и средства, участвует в формировании престижа научной деятельности (построили селиконовую долину, задействовали 150тыс. чел. для изобретения США ядерного оружия).

2) происходит научно-техническая революция т.е. наука превращается в решающую производит силу.

3) принятие наукой бремени этической ответственности перед обществом.

В XIX в. диалектические идеи проникают в геологию и биологию: на смену теории катастрофизма пришла идея геологического эволюционизма (Ч. Лайель - доказал, что для объяснения изменений достаточно допустить длительный срок существования Земли). Ч. Дарвин - виды животных, растений с их целесообразной организацией возникли в результате отбора и накопления качеств, полезных для организмов в борьбе за существование в данных условиях. Г. Менделем дал объяснение изменчивости и наследственности свойств организмов, что положило начало генетике, выделил свойство генов - дискретность, сформулировал принцип независимости комбинирования генов при скрещивании. В 30-х г. XIX в. ботаником Шлейденом и биологом Шванном была создана клеточная теория строения растений и живых организмов. Вплотную подходит к открытию закона сохранения и превращения энергии немецкий врач Майер, показавший, что химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются равноценными.

Д. Джоуль продемонстрировал, что при затрате механической силы получается эквивалентное количество теплоты. Датский инженер Кольдинг опытным путем установил отношение между работой и теплотой, физик Гельмгольц доказал невозможность вечного двигателя. В химии - открытие периодического закона химических элементов Менделеевым. Эволюционные идеи, нашедшие отражение в биологии, геологии подрывали механическую картину мира. Этому способствовали и исследования в физики: открытие Кулоном закона притяжения электрических зарядов с противоположными знаками, введение Фарадеем понятия электромагнитного поля, создание Максвеллом математической теории электромагнитного поля, что привело к созданию электромагнитной картины мира.

Одновременно развиваются социально-гуманитарные науки. Марксом создается экономическая теория, на ее основе Зиммель формулирует философию денег. Возникновение социально-гуманитарных наук завершило формирование науки как системы дисциплин, охватывающих все основные сферы мироздания: природу, общество, человеческий дух. Наука приобрела черты универсальности, специализации, междисциплинарных связей. Экспансия науки на все новые предметные области, расширяющееся технологическое и социально-регулятивное применение научных знаний, сопровождались изменением институционального статуса науки. Дальнейшее развитие науки вносит существенные отклонения от классических ее канонов.

В XIX в. наука служила главным основанием рационалистиче­ского взгляда на мир, но это положение в XX в. претерпело некото­рые изменения. Новые открытия в физике создавали огромные психологические трудности. Произошло размежевание между тео­ретическими научными открытиями и представлениями, основан­ными на чувственном опыте, прервалась связь между наукой и осо­бым видом логики — здравым смыслом.

М. Склодовская-Кюри и П. Кюри

Физика

В конце XIX в. Д. К. Максвелл разработал электромагнитную теорию света, согласно которой имеются невидимые электромаг­нитные волны, передающие электричество в пространстве. Позд­нее немецкий учёный Г. Герц подтвердил её опытным путём. На ос­новании этих открытий русский учёный А. Попов создал беспро­волочный телеграф. Голландский учёный К. Л. Лоренц разработал электронную теорию вещества, В. К. Рентген обнаружил существо­вание невидимых икс-лучей, проникающих через материальные предметы.

Атомная эра

Французский физик А. Беккерель открыл явление ра­диоактивности, которое в дальнейшем исследовали П. Кюри и М. Склодовская-Кюри. Это позволило английскому физику Э. Ре­зерфорду, а впоследствии и немецкому физику М. Планку, исследо­вать строение атома, опровергнув утверждение о его неделимости. В конце 1930-х гг. немецкие учёные Л. Мейтнер, О. Фриш и О. Ганн доказали возможность цепной реакции деления ядер ура­на с выделением громадного количества энергии. Это означало на­чало атомной эры в истории человечества.

Психоанализ

Появление теории относительности совпало по времени с соз­данием теории и практики психоанализа, разработанной австрий­ским психиатром З. Фрейдом. Он показал, что существуют особые психические силы, лежащие за пределами сознания (бессознатель­ное), но управляющие поведением человека. Австрийский учёный исследовал подсознательные комплексы человека, влияющие на психологические установки личности — наполеоновский комплекс (стремление к власти), комплекс вины, комплекс неполноценно­сти. В современном мире психоанализ активно применяется в странах Западной Европы и в США.

Одним из первых ученых, кто начал реально рассматривать закономерности окружающего мира как исходные понятия для установления всем нам известных сегодня понятий, был Иоганн Кеплер. Именно его принято считать первым естествоиспытателем.

Как правило, современная теоретическая наука выделяет три основные черты революции в естествознании:

  1. Веский и решительный отказ от существовавших ранее представлений о мире и природе вещей;
  2. 2) Практически полный пересмотр имеющихся в арсенале теоретической базы, научных принципов и знаний;
  3. Стремительное развитие знаний об окружающем мире, разработка совершенно новых отраслей знаний и науки.

Чаще всего революция в науке начинается с того, что изменяется способ познания того или иного явления или предмета.

Так первобытные странники умели прокладывать маршруты на суше и воде по расположению и движению звезд. Но правильность и верность прокладываемого курса улучшилась в разы с изобретением компаса и астролябии. Вот так произошла революция в способах ориентирования на местности. И логично, что революция – это процесс бесконечный и постоянный. Очень часто научное открытие, меняющее одну сферу жизни, подталкивает к открытию новых фактов в совершенно разных отраслях научных знаний.

Принципов классификации революции в естествознании может быть множество. В нашем случае за основу берется принцип масштабности.

  • Частные революции в науке происходят чаще всего. Они затрагивают какой-то один блок научных знаний и представлений внутри одной науки. К примеру, новые знания о такой элементарной частице как кварк в ближайшее время вряд ли внесет изменения в понимание таких отраслей физики, как динамика или оптика. Но именно эти исследования подтвердили многие гипотезы относительно физики атома.
  • Локальные научные революции случаются в фундаментальных науках реже и приводят к их коренным изменениям. Эти изменения хоть и меняют постулаты одной науки, но не влияют на существующий комплекс естественно-научных представлений и знаний о мире. Одним из ярчайших примеров локальной научной революции можно считать теорию Чарльза Дарвина о происхождении видов, которая и потрясла биологию, но никак не отразилась на скорости протекания химических реакций.
  • Глобальные революции в естествознании полностью меняют представление людей об окружающем мире и происходящих в нем явлениях. Такие революции затрагивают все сферы научной деятельности человека. Они меняют не только знания о мире, но и способы познания мира – инструменты, методы и саму организацию получения научных знаний. Конечно же, к такой революции можно отнести изучение атомной энергии.

Одним из самых динамичных веков в истории естествознания был ушедший XX век. Одним из самых главных открытий в нем стало появление квантово-механической картины мира. И возникшее в противовес и дополнение к этой картине мира релятивистское (то есть отрицающее вообще возможность истинного познания хоть чего-нибудь в нашем мире из-за того, что все накопленные знания очень и очень относительны) представление о всем существующем.

На смену этим противоборствующим представлениям о мироустройстве все чаще ученые начинают прибегать к глобальному эволюционному развитию мира, отдавая главенствующую роль системности и самоорганизации. Так из отдельных отраслей наук выстраивается колосс всенауки, объединяющей в себе все имеющие на настоящий момент знания, что само по себе уже является предпосылкой к очередной научной революции.

А век XXI со всеми уже доставшимися ему и проблемами в обществе в планетарном масштабе заставляет ученых добавлять все больше общечеловеческого этического компонента в сферу точных научных знаний. Ведь сейчас осмысление нравственных последствий - это очень и очень важно, когда планета стоит на пути научной революции в областях клеточной и генетической инженерии, фармакологии, биотехнологии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

История науки свидетельствует о том, что в своём познании Природы с древних в.

История науки свидетельствует о том, что в своём познании Природы с древних времен человечество прошло три стадии и вступает в четвёртую.
На первой стадии сформировались общие неразделённые, недетализированные представления об окружающем мире как о чём-то целом.
Именно тогда появилась натурфилософия (философия Природы). Она содержала идеи и догадки, которые в 13-15-м столетиях стали зачатками естественных наук.
В натурфилософии господствовали методы наблюдения, но не эксперимента, догадки, но не точные выводы.

Именно на этом этапе возникли представления о мире как развивающемся из хаоса.

Именно на этом этапе возникли представления о мире как развивающемся из хаоса, эволюционирующем.
Но отсутствие экспериментальных методов не позволило тогда получать точные знания.
Начало естествознания как точной науки исторически относят к 15-16-му векам, к тому времени, когда исследование Природы вступило во второй этап – аналитический.

Третья стадия – синтетическая. Постепенно, в течение 19-20-го веков стало про.

Третья стадия – синтетическая. Постепенно, в течение 19-20-го веков стало происходить воссоздание целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей, наступила третья, синтетическая стадия.
В настоящее время встала новая задача: обосновать принципиальную целостность всего естествознания. Ряд исследователей считает, что в наши дни начинает осуществляться четвертая интегрально – дифференциальная стадия, на которой рождается действительно единая наука о природе.

В конце 19 века ученые пришли к выводу о том, что в области физики уже все от.

В конце 19 века ученые пришли к выводу о том, что в области физики уже все открыто, и наука дошла до своего предела. Однако в это же время было обнаружено, что некоторые объекты излучают лучи, неизвестные до этого.
Пришло понимание, что имеющиеся знания о материальном мире являются недостоверными, появилось противоречие с классической физикой. Согласно представлениям классической физики, мир состоит из неделимых атомов, имеющих массу, а материя является неуничтожимой.
Открытие радиоактивности в рамках представлений классической физики означало, что атомы можно уничтожить, а значит, уничтожаема и материя. Эта проблема побудила ученых к изучению структуры атома.

В 30-х годах 20 века ученые открыли элементарные частицы, обнаружена структур.

В 30-х годах 20 века ученые открыли элементарные частицы, обнаружена структура атома. Ученые выяснили, что атом состоит из ядра и электронов, вращающихся вокруг него с большой скоростью. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. В результате этих открытий сформировалась совершенно новая теория – квантовая физика. В истории развития физики это стало революцией.

Крупнейшие открытия в естествознании – открытие кванта и дуализма волн и част.

Крупнейшие открытия в естествознании – открытие кванта и дуализма волн и частиц – существенно изменили представления о научной картине мира. В результате произошло создание квантовой механики, которая объясняла процессы, происходящие в микромире. Эти теории изменили представления о соотношении времени и пространства, а также движении относительно них.

Развитие науки и техники во второй половине 20 века Во второй половине 20 век.

Развитие науки и техники во второй половине 20 века

Во второй половине 20 века происходит стремительное развитие науки и техники. К середине 20 века лидирующее положение, наряду с физикой, занимают смежные науки, такие как космонавтика, кибернетика, а также химия.
Химики решают задачу получения легких сплавов и материалов, способных заменить металлы в авиации и космонавтике.

Революционные открытия в этот период происходят и в биологии. В 1950- х годах.

Революционные открытия в этот период происходят и в биологии.

В 1950- х годах было открыто строение ДНК,
выявлена генетическая роль нуклеиновых кислот.
Была открыта роль молекулы ДНК в передаче наследственной информации.
Эти открытия позволили создать новые лекарства для борьбы с серьезными заболеваниями, включая и наследственные.
Генная инженерия открывает новые возможности по созданию в условиях лаборатории новых видов растений и животных. Эта технология позволяет решить проблему с продовольствием
Еще одним важнейшим открытием в области биологии является расшифровка молекулярной структуры ДНК. Ученые выяснили, что кодирование синтеза белка является основной функцией генов.

В конце 20 века лидирующей наукой становится биология. В 1960-х годах были из.

В конце 20 века лидирующей наукой становится биология. В 1960-х годах были изобретены лазеры, которые активно применяются во многих сферах, в том числе и в медицине.

Развитие техники в 20 векеИзобретение электронно-вычислительных машин вызвало.

Развитие техники в 20 веке
Изобретение электронно-вычислительных машин вызвало стремительное развитие вычислительной и информационной техники.
Успех в изобретении электронно-вычислительных машин стал возможен благодаря революции в области физики. Именно изучение явлений на уровне меньше атома позволили использовать достижения физики для создания электроники.

Новая техника оказалась способной частично заменить способности человеческого.

Новая техника оказалась способной частично заменить способности человеческого мозга.
К тому же, такое оборудование намного повысило возможности человека в скорости подсчета операций.
Все это обусловило создание важного инструмента для изучения сложнейших вопросов, как теоретических, так и технических.
Вместе с тем, новые возможности повысили способность человечества к познанию мира и преобразованию его.

На развитие науки ХХ в. огромное влияние оказала революция в естествознании.

На развитие науки ХХ в. огромное влияние оказала революция в естествознании, начавшаяся на рубеже ХIХ – ХХ. Научно-технический прогресс стимулировал развитие производственных сил. Многие научные открытия получили широкое практическое применение (телефон, радио, кинематограф и др.).

Переворот в науке 20 века совершило и изобретение кремниевого чипа. Изобретен.

Переворот в науке 20 века совершило и изобретение кремниевого чипа. Изобретение кремниевого чипа позволило начать производство электронных машин, меньших по размеру, но превосходящих старые по мощности.

Микропроцессоры нашли широкое применение в производстве электрических приборов, в частности:
Компьютеров
Роботов
Телефонов
Космических кораблей.

Стремительное развитие электроники привело к кардинальным изменениям и в сред.

Стремительное развитие электроники привело к кардинальным изменениям и в средствах связи, которые завоевали мир. Информация благодаря этим достижениям науки стала более доступной. Любой человек, имеющий компьютер и телефонную линию, в конце 20 века получил возможность использования Интернета для связи с миллионами людей во всем мире.

Читайте также: