Натурфилософия ренессанса и новое естествознание кратко

Обновлено: 07.07.2024

Особенности натурфилософии и естествознания эпохи Возрождения. Мистический пантеизм Николая Кузанского их диалектические идеи о тайнах мироздания и бессмертии человеческой души. Философская концепция титанизма (человек соавтор Бога в создании мира).

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 29.04.2014
Размер файла 36,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Натурфилософия эпохи Возрождения и новое естествознание

1. Общая характеристика натурфилософии Возрождения (основные особенности)

2. Мистический пантеизм Николая Кузанского и его диалектические идеи

3. Натурфилософия Б. Телезио

4. Натуралистический пантеизм Д. Бруно

5. Предшественники современного экспериментального естествознания (Л. Да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей)

натурфилософия пантеизм титанизм естествознание

1. Общая характеристика натурфилософии Возрождения

В эпоху Возрождения изучение природы стало занимать всё большее место в круге интересов учёных и философов. В природе теперь стали видеть самостоятельную сущность, субстанцию, из которой произошло всё существующее. В определённой степени этому процессу способствовал распространённый в эпоху Ренессанса пантеизм, утверждавший тождественность Бога и природы. Это содействовало повышению статуса природы в системе мировоззрения. Природа наделялась теми чертами, которые прежде приписывались только Богу (вечностью, беспредельной творящей силой и пр.).

На первый план постепенно выдвигается отношение человека к природе, а отношения же человека к Богу и к самому себе выступают как производные.

Особенности натурфилософии проявились, во-первых, в отделении предмета науки от предмета религии (способствовало развитию естественнонаучного мировоззрения), во вторых, в формировании учения пантеизма, сближавшего Бога с природой, в-третьих, в развитии теории познания, соединявшей познание чувственное и рассудочное.

Наибольшую роль в философии эпохи Возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминистское истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.

2. Мистический пантеизм Николая Кузанского и его диалектические идеи

Концепцию Бога у Кузанского следует трактовать как пантеистическую, несмотря на то, что в историко-философской литературе нередки утверждения относительно теистического характера этой концепции. Теизм лежит в основе любой монотеистической религии и настаивает не только на личностно-трансцендентном понимании Бога и его свободноволевом творчестве, но и на вездесущии этого всемогущего начала. Пантеизм подрывает личностно-трансцендентную трактовку Бога и настаивает на его безличности и всеприсутствии. Между теизмом и пантеизмом какой-то жесткой, непереходимой границы нет. Следует также иметь в виду, что общей для теизма и пантеизма (как и деизма) является идея особого, совершенно духовного бытия-Бога, первичного по отношению к человеку, который без такого бытия существовать не может.

Определяющую черту божественного абсолюта составляет и его принципиальная непознаваемость - прямое следствие доктрины отрицательной теологии, как и самого понятия актуальной бесконечности, не допускающей никакой соразмерности с миром конечных вещей. Полная непознаваемость актуально бесконечного Бога и выражает его мистифицирующую функцию.

3. Натурфилософия Б. Телезио

Когда Телезио перешел к осмыслению картины природы в целом - а в этом и состоит главная задача всякой натурфилософии, - то вынужден был обратиться к античным натурфилософским идеям, в которых качественная интерпретация природы резко преобладала над количественной. Многовековая традиция может оказаться сильнее всякой методологии, в особенности односторонней, которую очень трудно проводить последовательно. Но Телезио попал под влияние не платоновско-неоплатонической традиции (преобладавшей у ренессансных философов XV-XVI вв., отвергавших схоластизированный аристотелизм), а традиции стоицизма.

4. Натуралистический пантеизм Д. Бруно

5. Предшественники современного экспериментального естествознания (Л. Да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей)

Ренессанс, то есть возрождение античной культуры, имел огромное значение для становления экспериментальных наук. После падения Восточной римской империи (1453) многие интеллектуалы отправились на Запад. Точно так же, как арабы за несколько веков до этого принесли с собой знание философии Аристотеля, эти интеллектуалы принесли с собой новое знание об античной греческой философии, в особенности философии Платона. Перенесение греческих теорий в XV век помогло создать сочетание условий, которое сделало возможным возникновение экспериментальной науки, а именно: с одной стороны, имелись адекватные понятия и теории, заимствованные из греческой философии, и теоретическая ученость, приобретенная в процессе занятий средневековой схоластической философией. С другой стороны, вновь пробудился, будучи проявлением типичной для Ренессанса секуляризации знания, интерес к использованию, преобразованию природы и контролю над ней.

Научным переворотом, оказавшим в то время наибольшее влияние на самопонимание человека, был переход астрономии от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира. Астрономия, строго говоря, основывается не на эксперименте, а на систематических наблюдениях и математических моделях.

Среди наиболее значительных ученых эпохи Возрождения следует выделить Л. да Винчи, Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея.

Гелиоцентрическая система оказалось революционной не только для церкви и аристотелево-птолемеевой традиции. Она революционизировала наш непосредственный жизненный опыт. Коперник дал нам возможность дистанцироваться от опыта, в центре которого мы находимся, и взглянуть на мир с совершенной другой позиции. Учение Коперника потребовало способности видеть мир и нас самих в совершенно новом ракурсе. Человек как субъект должен был посмотреть на окружающий мир и самого себя с совершенно иной, чем раньше, точки зрения.

Как и многие выдающиеся деятели начала Нового времени, Иоганн Кеплер (Johannes Kepler, 1571-1630) находился под влиянием и нового и старого. Он опровергает представление о том, что небесные сферы являются качественно отличными от земного мира, и ищет механическое объяснение движениям планет. Однако для Кеплера математические законы движения имели и метафизическое измерение. Эта смесь математики и метафизики указывает на его связь со старой традицией, восходящей к пифагорейцам. Но в целом, его интерес к механическому объяснению всего во вселенной, от высокого до низкого, помог заложить основания новых естественных наук.

С помощью наблюдений, сделанных Тихо Браге (Tycho Brahe, 1546-1601), Кеплер уточнил модель Коперника. Орбиты являются не окружностями, по которым с постоянной скоростью движутся планеты, а эллипсами, в центральном фокусе которых находится Солнце. Планета движется по эллипсу с переменной скоростью, зависящей от расстояния до Солнца. На этой основе Кеплер существенно упростил модель Коперника и сформулировал законы перемещения планет по их орбитам.

В формировании классической механики и утверждении нового мировоззрения велика заслуга Г. Галилея (1564-1642). Галилей - выдающаяся личность переходной эпохи от Возрождения к Новому времени.

С прошлым его сближает неопределенная трактовка проблемы бесконечности мира; он не принимает кеплеровых эллиптических орбит и ускорений планет; у него нет еще представления о том, что тела движутся по кривым в плоском однородном пространстве, благодаря их взаимодействиям; он еще не освободился от чувственных образов и качественных противопоставлений и др. Но, в то же время, он весь устремлен в будущее. Галилей уже открывает дорогу математическому естествознанию; он был уверен, что законы природы написаны на языке математики; его стихия - мысленные кинематические и динамические эксперименты, логические конструкции; главный пафос его творчества - возможность математического постижения мира; смысл своего творчества он видит в физическом обосновании гелиоцентризма, учения Коперника. Галилей закладывает основы экспериментального естествознания: показывает, что естествознание - это умение делать научные обобщения из опыта, а эксперимент - важнейший метод научного познания.

Историческая заслуга Галилея перед естествознанием состоит в следующем:

- Галилей разграничивает понятия равномерного и неравномерного, ускоренного движения;

- формулирует понятие ускорения (скорость изменения скорости);

- показывает, что результатом действия силы на движущееся тело является не скорость, а ускорение;

- выводит формулу, связывающую ускорение, путь и время S = 1/2 (a t І);

- формулирует принцип инерции (если на тело не действует сила, то тело находится либо в состоянии покоя, либо в состоянии прямолинейного равномерного движения);

- вырабатывает понятие инерциальной системы;

- формулирует принцип относительности движения (все системы, которые движутся прямолинейно и равномерно друг относительно друга (т.е. инерциальные системы) равноправны между собой в отношении описания механических процессов);

- открывает закон независимости действия сил (принцип суперпозиции).

На основании этих законов появилась возможность решения простейших динамических задач. Так, например, Х. Гюйгенс дал решение задач об ударе упругих шаров, о колебаниях физического маятника, нашел выражение центробежной силы.

Исследованиями Галилея был заложен прочный и надежный фундамент динамики и методологии классического естествознания. Дальнейшие исследования лишь углубляли и укрепляли этот фундамент. С полным основанием Галилея называют отцом современного естествознания.

Да Винчи по праву заслужил имя пионера современного естествознания. Трудно обозреть круг его изобретений и проектов - в области военного дела (идея танка), ткацкого производства (проект автоматической самопрялки), воздухоплавания (включая идею Парашюта), гидротехники (идея шлюзов). Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и по достоинству были оценены только в прошлом и настоящем столетиях.

Таблица 1. Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды

Гуманистические идеалы и жизненные принципы

Данте Алигьери (1265-1321)

Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам -- земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа.

Франческо Петрарка (1304-1374)

Он делает вывод: о Божественных делах пусть рассуждают небожители, а человек как существо земное должен рассуждать о земных, человеческих делах. Петрарка иронически замечает: мы живем в счастливое время, потому что раньше был один, два, самое большее семь мудрецов, теперь же их буквально толпы, стада, которые наполнили все университеты.

Лоренцо Валла (1406-1457)

Марсилио Фичино (1433-1499)

Иерархия мира насчитывает, по мнению Фичино, пять ступеней: Бог, ангелы, душа, качества и материя. Душа находится посередине этой иерархии и связывает все ее звенья. Таким образом, центром иерархии оказывается не Бог, а человек.

Пико делла Мирандола (1463-1494)

В мыслях Мирандолы мы видим стремление сохранить христианство, понять его с точки зрения современного интереса к человеку на новых, гуманистических позициях, поставить в центр мира человека, а не Бога, и внести в христианство все истины из разных философских систем. Впрочем, Пико не отрицал наличия истинности и в других религиях, хотя и считал христианство высшей, наиболее совершенной формой религии.

Никколо Макиавелли (1469-1527)

По Макиавелли, политика абсолютно автономна; она есть порождение не морали и не религии -наоборот, мораль и религия есть порождение политики. Поэтому политическая цель есть высшая цель, для достижения которой годятся все методы.

По мысли Помпонацци, нравственность не только не исчезает с принятием смертности души, а наоборот, становится собственно нравственностью. Ибо нравственность, которая строится в надежде на посмертное воздаяние, является не нравственностью, а некоторой формой эгоизма, надеждой получить за свой поступок воздаяние.

Эразм Роттердамский (1469-1536)

Человек, по мнению Эразма (а точнее, по мнению Оригена и апостола Павла), состоит из души, духа и тела. Тело - низшая часть человека, оно хуже даже, чем у животных. Дух - это тот свет, который осеняет человека: свет истины, свет добра, свет спасения. Душа связывает дух и тело, она может направлять свои усилия или к телу, или в сторону духа. Таким образом человек становится или безнравственным, или нравственным. В этом и состоит добродетель человека - в правильном направлении усилий собственной души. Душа может стать или хуже животных, или лучше ангелов - в зависимости от того, каким станет человек.

Мартин Лютер (1483-1546

Мишель Монтень (1533-1592)

Для Монтеня основная проблема - проблема человека, но не того, что занимает центральное место во вселенной, как у Пико делла Мирандолы, а человека обычного, конкретного. Это новый предмет для философии, в соответствии с ним Монтеннь придумывает и новую форму изложения своей философии.

Джордано Бруно возражает против аристотелевского разделения материи и формы и указывает, что не существует никакой первоматерии. Материя и форма существуют всегда вместе, поэтому материя вечна. Мир не сотворен во времени, он так же бесконечен и вечен, как и Бог.

В представлениях Аристотеля душа оказывается особым органом, посредством которого тело чувствует, мыслит (не душа мыслит, но тело мыслит посредством души).

Помпонацци согласен с Аристотелем в том, что душа есть форма тела. Поскольку познание, т.е. мышление, зависит от тела и душа ничего не испытывает без тела. Поэтому разум неотделим от тела, и душа материальна и смертна. Бессмертие души нельзя рационально, философски обосновать, в него можно лишь верить.

2) По данным его биографии определите имя мыслителя.

Благодаря ему Женева превратилась в духовный центр и оплот европейской Реформации.

Ответ: Жан Кальвин (1509-1564).

1. Родоначальником итальянского гуманизма является

в) Ф. Петрарка,

г) Д. Пико делла Мирандола.

2. Соотнесите философский труд и его автора

3. В основе большинства натурфилософских концепций Ренессанса лежит

б) пантеизм,

4. Причиной социального зла считал частную собственность

5. Мировоззрением эпохи Возрождения является

г) антропоцентризм.

в) М. Фичино,

7. Философская концепция ренессансных гуманистов, согласно которой человек рассматривается как соавтор Бога в творении мира, есть

а) титанизм,

8. Диалектическую идею о совпадении противоположностей в абсолютном максимуме обосновал

а) Николай Кузанский,

б) Николай Коперник,

в) Эразм Роттердамский,

г) Томмазо Кампанелла.

9. Какое из философских учений античности оказало наиболее существенное влияние на натурфилософию Ренессанса?

в) неоплатонизм,

а) Николаю Копернику,

б) Леонардо да Винчи,

в) Николаю Кузанскому,

г) Галилео Галилею.

Список литературы

1. Селиверстова Н.А. Основы философии: Учебное пособие / Н.А. Селиверстова; под ред. проф. В.Н. Дуденкова. - СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2011.

2. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков/ В.В. Соколов. - М.: Высш. шк., 1996.

3. Концепции современного естествознания/ Найдыш В.М.- Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.

4. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981.

Подобные документы

Человек эпохи Возрождения: специфика мироощущения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Мистический пантеизм Николая Кузанского. Социальная доктрина Возрождения, утопии эпохи (Т. Мор, Т. Кампанелла). Натуралистический пантеизм Дж. Бруно. Феномен гуманизма.

контрольная работа [53,7 K], добавлен 07.07.2014

Антропоцентризм, гуманизм и развитие человеческой индивидуальности как периоды в развитии философии эпохи Возрождения. Натурфилософия и становление научной картины мира в работах Н. Кузанского, М. Монтеля и Дж. Бруно. Социальные утопии эпохи Возрождения.

контрольная работа [33,1 K], добавлен 30.10.2009

Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.

контрольная работа [30,1 K], добавлен 14.02.2011

Выделение антропоцентрических и гуманистических идей философской мысли эпохи Возрождения. Основные идеи натурфилософии Николая Кузанского и Джордано Бруно. Содержание социальных теорий мыслителей Ренессанса Макиавелли, Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

реферат [39,0 K], добавлен 10.11.2010

Общая характеристика периода эпохи Возрождения и ее представителей, развитие средневековой культуры в "Божественной комедии" Данте. Основная идея гуманизма о самоценности земной жизни. Основные идеи натурфилософии учения Н. Кузанского и Дж. Бруно.

реферат [26,6 K], добавлен 01.02.2011

Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне развитая личность. Философия природы в эпоху Ренессанс. Возникновение натурфилософии.

реферат [15,5 K], добавлен 02.05.2007

Особенности философии эпохи Возрождения. Геоцентрическая концепция мира и гелиоцентрическая система Н. Коперника. Натурфилософия и идеи космологии Дж. Бруно. Научные открытия Г. Галилея - основоположника экспериментального метода исследования природы.

Подходил к концу 16 век, а вместе с ним и эпоха гуманизма. На смену ей пришла философия природы или натурфилософия. Предвестником нового направления стала сама эпоха, в Европе начался Ренессанс или Возрождение. После нескольких столетий Тёмных веков и тотального господства Римской Католической Церкви, настала пора освобождения мысли и творческого начала, человек начинает познавать самого себя и окружающий мир. Природа приобретает иное значение, в ней видится источник всего сущего. Во многом этому процессу способствовали идеи пантеизма, то есть Бог во всём, процветавшие в эпоху Возрождения.

Характерные черты натурфилософии:

  • предмет науки отделялся от предмета религии;
  • распространение учения пантеизма;
  • объединение понятий чувственного и рассудочного познания.

Самыми заметными фигурами в естественно научных и философских дисциплинах стали Кордано, Парацельс, Дж. Бруно и Н. Кузанский. Именно появление отдельных личностей, а не приверженцев школ ознаменовало переход к новым философским воззрениям, старые схоластические методы уходили в прошлое. Философия стала антропоцентрична, то есть, направлена на изучение человека.

Такой порядок вещей привёл к поразительным научным результатам в натурфилософии:

  • природа исследуется, основываясь на опыт, подтвержденный экспериментом;
  • в противовес теологическому учению, действительность стала толковаться с детерминистской точки зрения, всё в мире имеет причинно-следственные связи и находится в непрерывной закономерности;
  • научные концепции стали объектно-ориентированы, субъект исключался, ему была отведена роль наблюдателя, который лишь фиксирует природные явления, но не оказывают на них никакого влияния.

Готовые работы на аналогичную тему

Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей

Одним из самых выдающихся пантеистов того времени был Николай Кузанский. В своих трудах он придерживался концепции, что познание окружающего мира проистекает из чувств и разума, а познание конечных вещей почти всегда выходит за пределы. Таким образом, в основе познания лежит противопоставление конечного знания и абсолютному незнанию. Он признавал главенство математики, поскольку именно она даёт наиболее частые примеры совпадения противоположностей. Также абсолютное знание можно выразить только символически, то есть через математические символы и знаки.

Исходя из предположения о совпадении противоположностей, Кузанский рассматривал Вселенную как однородную без какого-либо центра или окружности. В бескрайней Вселенной происходит совпадение центра и окружности, Вселенная сферична, значит, центр её есть повсюду, а окружность отсутствует.

Новое естествознание

Совместно с натурфилософией активно развивалось новое естествознание, выступавшее за радикальный пересмотр научных концепций и теорий. Отбрасывает средневековую философию и методологию, на смену теоретическим размышлениям приходит экспериментальный метод.

Одним из самых заметных представителей нового направления стал итальянский учёный Джордано Бруно. Вдохновителем научных теорий Бруно стал Галилей и его гелиоцентрическая доктрина. Именно её он придерживался в первую очередь во всех научных диспутах со сторонниками аристотелевской картины мира. Тезис о бесконечной Вселенной является основополагающей для Бруно. Космос выступает как пустая и в тоже время наполненная бесконечность. Космос является вечным бытием, вне его ничего нет. Человеческое сознание не в состоянии постичь идею о бесконечности Вселенной, поскольку здесь не действуют меры сравнения больше – меньше. В данном случае необходимо мыслить философскими категориями. Бесконечная Вселенная подчиняется принципу физического единства, никто не главный, нет превосходства. Эта гипотеза лежит в основе предположения об обитаемости других планет.

В понимании Бруно природа приобретает самостоятельность, Бог выступает символом единства. С этой позиции Бруно говорит о материи как об активном и творческом начале. Материя, по Бруно, не может существовать отдельно от формы, форма, в свою очередь является внутренним отражением материи, она не может быть создана без материи.

Движение служит объединяющим началом для всех теорий Бруно. Движение не является случайным оно заложено в самой природе. Неподвижность рассматривается как абсолютное движение, следовательно, нет смысла искать внешний источник для движения.

Ещё одним выдающимся представителем нового естествознания является Дж. Кардано, медик, философ, математик. Большая часть философских трудов Кардано посвящено натурфилософским идеям с пантеистической окраской.

У Кардано космос наполнен материей, принимающей различные формы. Вся вселенная рассматривается как целое, где всё связано между собой. Единство мира достигается благодаря жизненному началу или мировой души. Познание окружающего мира требует находить связь вещей и явлений. В центре мироздания стоит человек. Разум человека несёт в себе частицу божественного, благодаря этому возможно постичь тайны, сокрытые в природе.

Многие учёные начала периода нового естествознания, подобно И. Кеплеру, находились на перепутье, с одной стороны строгая доказательная база старой школы, с другой новые концепции, кардинальным образом меняющие представления о мире. Кеплер в этот переломный момент выступает за смесь математики и физики, тем самым устанавливая взаимосвязь между старой пифагорейской традицией и новым натурфилософским учением. Его тяга к механическому объяснению явлений вселенной заложило основы новых естественнонаучных дисциплин.

Благодаря новым теориям, концепциям закладывался взгляд на мир и человека, который в дальнейшем приведёт к научноестественной революции.

В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Италии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая философская область — философия природы. Философия природы — типичное выражение философии Ренессанса. Ее родиной была Италия, наиболее знаменитым представителем — Джордано Бруно.

Приход философии природы был подготовлен всем предшествующим развитием гуманистической философии и культуры Ренессанса. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, приходит к убеждению в возможности своего прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире, верит, что он способен познать естественный характер мира и самого себя в нем. Идея незаменимой ценности и достоинства человека, идеалы свободы являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы, завершающаяся пантеистическим материализмом Бруно.

Философия природы Ренессанса исходила из античного философского наследия — платонизма, стоического пантеизма, ионической философии. Она обращается к неортодоксальным традициям средневекового философского мышления, аверроистским и неоплатонистским пантеистическим направлениям. Характерным для философии природы в период Ренессанса является прежде всего отвращение к схоластике и схоластическому аристотелизму.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3. ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА

3. ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА К середине XVI в. философия гуманизма и философия неоплатонизма выполнили свое назначение. На их место приходит натурфилософия. Она становится определяющим фактором развития философской мысли на пути становления ее

2. Естествознание

2. Естествознание В науках о природе мы имеем дело с законами. Когда мы формулируем закон, мы утверждаем, что между некоторыми событиями существует связь особого рода. Во-первых, это связь необходимая, во-вторых, связь причинная, в-третьих, связь всеобщая. Попробуем

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В МИРЕ ДУХОВ[278]

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В МИРЕ ДУХОВ[278] Существует старое положение диалектики, перешедшей в народное сознание: крайности сходятся. Мы поэтому вряд ли ошибемся, если станем искать самые крайние степени фантазерства, легковерия и суеверия не у того естественнонаучного

[ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ]

[ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ] * * *

Естествознание в мире духов

Естествознание в мире духов Существует старое положение диалектики, перешедшей в народное сознание: крайности сходятся. Мы поэтому вряд ли ошибемся, если станем искать самые крайние степени фантазерства, легковерия и суеверия не у того естественнонаучного

[Естествознание и философия]

[Естествознание и философия] * * *БюхнерВозникновение направления. Разрешение немецкой философии в материализм. Контроль над наукой устранен. Внезапно хлынувший поток плоско-материалистического популяризаторства, материализм которого должен был возместить

ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА

ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ Эпоха, культура, философия. Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную ценность. Его элементы начинают проявляться на

АРИСТОТЕЛИЗМ РЕНЕССАНСА

АРИСТОТЕЛИЗМ РЕНЕССАНСА Философия Аристотеля только на последней, высшей стадии средневековья была признана наиважнейшим и величайшим заветом антики, и в то же время она была деформирована в целях приспособления к потребностям церковной ортодоксии. Поэтому понятно,

НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. Оно приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших источников новой философии. Отбрасываются

Экспериментальное математическое естествознание

Экспериментальное математическое естествознание Ренессанс, то есть возрождение античной культуры, имел огромное значение для становления экспериментальных наук. После падения Восточной римской империи (1453) многие интеллектуалы отправились на Запад. Точно так же, как

17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ

17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ Ренессанс — эпоха возрождения классической древности, возникновения нового ощущения, чувства жизни, рассматривающегося как родственное жизненному чувству Античности и как

VI. ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТИКА В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА И ПОСЛЕ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

VI. ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТИКА В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА И ПОСЛЕ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА Сущность нового времени состоит в том, что оно мыслит и действует в духе миро- и жизнеутверждения, которое до сих пор не выступало еще с такой силой. Это миро- и жизнеутверждение

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА И РЕФОРМАЦИИ

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА И РЕФОРМАЦИИ К началу XIV века интерес философов к схоластике начал постепенно ослабевать. Стала осознаваться тщетность усилий раз и навсегда понять, что такое Бог, и через это раз и навсегда определить, что есть добро, а что зло.С особой силой

§1. Основные особенности эпохи Возрождения. §2. Гуманизм Возрождения. §3. Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание. §4. Социальные теории. §5. Реформация.

Основные особенности эпохи Возрождения.

XIV-XV века в странах Западной Европы происходят изменения, знаменующих начало новой эпохи Возрождения (фр. Ренессанс) - прежде всего процесс секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов) во всех областях культурной и общественной жизни. Возрождается античная культура, античный образ жизни, способ мышления и чувствования. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек - антропоцентризми гуманизм.

Гуманизм Возрождения.

Гуманизм (от лат. humanus-человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни.. В узком смысле слова гуманизм - идейное движение периода Ренессанса, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.

Мировоззрение гуманистов отличается земным характером, подчеркивает естественность человека, а добродетелью является все, что ведет к наслаж­дению, как физическому, так и духовному. Аскетизм же, отказ от земной жизни и ее даров, является бессмысленным и даже аморальным. Смысл жизни состоит в использовании жизненных благ.

Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание.

Н. Кузанский использует понятие бесконечности для пояснения Бога и реальности. Если в мире вещей круг и прямая различаются, то в бесконечности окружность имеет тенденцию стать прямой. Окружность бесконечного круга - это бесконечная прямая линия, замкнутая с обеих сторон. Он (бесконечный круг) и есть Бог и реальность. Отсюда бесконечное бытие не имеет центра и внешней границы. Мир имеет центр повсюду, следовательно, Земля — не центр мира. Поэтому реальность более подвижна, а отсюда человек обладает свободой. Если Бог есть творчество, то и человек, подобно Богу обладает творческим началом и тем самым человек обожествляется.

Вслед за Н. Кузанским польский астроном Николай Коперник (1473 – 1543) основал новую астрономическую систему – гелиоцентрическую систему мира(от греч. Гелиос- солнце),сводящуюся к тому, что центр Земли — не центр Вселенной, и бросил вызов церковным авторитетам в делах науки, разоблачая их невежество в вопросах устройства Вселенной. Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира. Учение Коперника подрывало самые основы религиозного мировоззрения и откры­вало широкий путь к материалистическому, подлинно научному познанию явлений природы.

Отправным пунктом научного познания итальянского исследователя Галилео Галилея (1564–1642) признавался экспериментальный опыт с использованием приборов и инструментов, поддающийся точным измерениям, расширяющий возможности наших органов чувств. С помощью изобретенного им телескопа Галилей увидел, что Луна имеет сложный рельеф и солнечные пятна, существование и изменчивость которых опровергали тезис Аристотеля о совершенстве небес. Галилей сделал вывод, что Солнце вращается вокруг своей оси, установил, что Венера меняет фазы. Это доказывало, что она светит отражённым светом Солнца. Галилей подтвердил вращение планет вокруг Солнца, а не вокруг Земли, открыл спутники Юпитера и кольца Сатурна. Млечный путь, который невооружённым глазом выглядит как сплошное сияние, на самом деле представляет собой громадное скопление звёзд.

Таким образом, если для Н. Кузанского природа - это часть Бога, то для Дж. Бруно Бог - это часть природы. Тем самым, Бруно вступил в непримиримый конфликт с тогдашним христианским миром, со схоластической философией и университетской наукой. Преследуемый инквизицией, он 17 февраля 1600 г. был сожжен.

Социальные теории.

Вместо одностороннего религиозного объяснения, характерного для средневековья, новые социальные концепции основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях.

Утопический социализм. Утопические теории XVI в. выдвигают идеалы социального равенства. Утопия - место, которое не существует, а утопизм -направления мысли.

Произведения утопистов, с одной стороны, выдвигают идеал социального равенства, с другой – провозглашают диктат государства над личностью, что рассматривается некоторыми исследователями как предвосхищение тоталитарных идей.

Реформация.

По Лютеру, этот мир является юдолью греха и страданий, спасения от которых следует искать в Боге. Государство - орудие земного мира, и поэтому оно отмечено грехом. Мирскую несправедливость нельзя искоренить, ее можно лишь терпеть и признавать и подчиняться ей.

Итак, и Реформация, и Возрождение объективно преследовали одну цель – обоснование индивидуализма, автономности личности, означая поиск новых религиозно-философских оснований развития европейской культуры, которые были необходимы для перехода к новой индустриальной капиталистической цивилизации.

Читайте также: