Связь географии с историей кратко

Обновлено: 28.06.2024

Home История географии История географии. Исходные основы Историко-географические науки: содержание, соотношение и взаимосвязи

Глубокое познание истории любой науки имеет неоценимое значение для формирования прочных и разносторонних знаний о ее современном состоянии, месте и роли в жизни человечества, возможных путях дальнейшего развития.
Вместе с тем "история науки есть одна из полезнейших ее частей, потому что показывает верность и неверность исследований и предохраняет потомков от ошибок предшественников," - так оценивал значение истории науки в середине XIX в. известный русский астроном и математик, академик Петербургской АН Д. М. Перевощиков.
На протяжении веков претерпевали большие изменения содержание географической науки, методы исследований, теоретические взгляды ученых - шло непрерывное развитие географической мысли, географического знания. Изучая этот процесс, необходимо не только понять, чем географические идеи одной эпохи отличаются от идей другой, но и почему они отличаются, каковы причины, вызвавшие изменение задач и методов науки, в чем проявилось воздействие внешних и внутренних факторов развития географии.
Как и другие науки, география развивалась в общем потоке многогранного процесса развития человеческого общества, не изолированно от других наук, а в тесном взаимодействии с ними, как весьма важная часть истории и культуры, человеческой цивилизации.
И в то же время важно понять те специфические закономерности, которые присущи только географии, которые определили ее особенности, отличающие географию от других наук.
В связи со все большим осознанием роли и значения историко-географических исследований происходит их дальнейшее углубление и расширение. "Основу современной историко-научной парадигмы составляет принцип сочетания ретроспективного и перспективного (т. е. прогностического) подходов к исследованию науки на базе глубокого анализа современного ее состояния. Согласно этой парадигме, в настоящее время изучение прошлого, т. е. ретроспективный анализ, несколько теряет самодовлеющее значение: прошлое науки стало изучаться главным образом с целью понимания ее настоящего и прогнозирования будущего. Поэтому центр внимания историков географии все больше переносится на изучение процесса исторического развития науки география, и её целостного изучения. Поскольку такая категория как "время" многокомпонентна и состоит из единства прошлого, настоящего и будущего, то и рассмотрение науки как исторически и динамически развивающейся системы требует многогранного подхода". Иначе говоря, история географии - научная дисциплина о диалектике развития географической науки как общественно обусловленного явления".
История географической науки является, с одной стороны, одной из историко-географических наук, а с другой, занимает своеобразное положение на стыке географии, истории (прежде всего истории науки) и науковедения. Отсюда следует необходимость использования сравнительного историко-географического метода, что "предполагает выявление исторических корней, основных этапов и стадий преемственного развития географических представлений, идей и концепций, оценку их современного состояния и определение тенденций дальнейшего развития. Как же соотносится эта наука с другими историко-географическими науками?
Прежде всего отметим, что ее не следует смешивать с историей географических открытий и исследований, хотя последняя представляет собой непременную и очень важную основу формирования географических представлений, идей и концепций, составляющих суть науки.
История географических открытий показывает исторический процесс исследования земной поверхности, непрерывного уточнения географической карты нашей планеты. Она рассказывает не только о том, когда, кем и какие совершались географические открытия, но также и о том, какие исторические условия и причины их вызвали, какие последствия имели эти открытия, как постепенно расширялся географический кругозор культурного человечества. Эту науку интересуют прежде всего территориальные и океанографические (в целом - географические) открытия. Уровень, глубина и разносторонность географических знаний о поверхности Земли служат необходимой основой для формирования научных представлений и идей. В центре же истории географической науки - не территориальные (и океанографические), а теоретические географические открытия, которые "принадлежат к числу фундаментальных исследований науки. Они жизненно необходимы для процесса освоения земной поверхности - и суши, и Мирового океана. В первую очередь в процессе освоения надо знать сложные механизмы взаимодействия разных типов природы, исторически различных общностей людей, разных сочетаний хозяйства, разных сторон жизни общества. Без теоретических открытий и их применения на практике география не сможет установить эти "механизмы" и обосновать методы управления ими"6.
Основой формирования географической науки, ее главным содержанием является географическое знание. Как уже отмечалось выше, знание - это объективное отражение действительности, а наука, кроме знания, включает еще организацию добычи этого знания и его практическое использование. "Превращение" знания в науку происходит тогда, когда достигается определенный уровень его развития и выполняются четыре основных требования: а) самостоятельность предмета изучения; б) относительное своеобразие основного метода исследования; в) наличие специфического понятийного аппарата, свойственного этой науке, т. е, наличие теоретической основы; г) выполнение конкретных социально-политических, хозяйственных, культурно-просветительских функций.
Элементы научности любое знание имело изначально. Однако до Нового времени наука, преимущественно имея несистематический, фрагментарный характер, развивалась не как опережающая явления, а описывала и объясняла уже использующиеся и открытые явления.
География не составляла исключения, так как географические открытия и даже сравнительно недавние научные исследования натуралистов были сделаны в основном не географами. Они давали материал для размышлений всем наукам - этнографии, геологии, этике, психологии, биологии и т. д. Поэтому смешивать историю географических открытий с историей географической науки нельзя. Они, географические открытия, принадлежат географии в такой же мере, как и общей истории, истории науки и мышления, истории культуры вообще.
Географическое знание стало приобретать организационные формы с XVI 1в., когда стали появляться картографические учреждения и универ-ситетские курсы. Ещё больше это относится к XIX в., когда появились географические общества, кафедры географии в университетах и , следовательно, профессиональные географы.
Не будем забывать и еще об одной историко-географической науке - исторической географии, изучающей географические особенности природы, населения и хозяйства прошлых эпох, антропогенные изменения, происходившие в географической оболочке Земли, экономическую и политическую географию какой-либо страны или территории на определенном этапе исторического развития.
Таким образом, эта научная дисциплина как бы воссоздает временные "срезы" прошлого, и именно географические исследования отдельных стран и территорий в различные эпохи, уровень ее географического познания служат главным связующим звеном между исторической географией и историей географической науки как истории географической мысли, географических идей. И для полнокровного развития последней крайне необходимы тесные взаимосвязи с двумя другими историко-географическими науками.
Однако, не следует путать эти близкие, но имеющие совершенно различные предметы исследования дисциплины. Историческая география входит в природно-общественный блок системы географических наук и определяется как наука о пространственно-временных аспектах взаимоотношения общества и окружающей среды в историческом прошлом8, Таким образом, будучи частью единой географии историческая география имеет общий с ней объект. Предметом же исторической географии является изучение пространственных закономерностей развития общества и освоения им природной среды на различных исторических этапах (вплоть до древнейших).

1.Предмет, содержание, методы и источники исторической географии.

2.Физико-географическое и культурно-историческое районирование мира.

Жекулкин, В. С. Историческая география: предмет и методы/ В. С. Жекулкин. - М., 1982.

Ковалев, Ю. Ю. География мировой науки/ Ю. Ю. Ковалев. - М., 2002.

Максаковский, В. П. Историческая география мира/ В. П. Максаковский. - М., 1997.

Шелестов, Д. К. Историческая демография / Д. К. Шелестов. - М., 1989.

Предмет, содержание методы и источники исторической географии.

Историческая география - это специальная историческая дисциплина, изучающая влияние географической среды на развитие общества. Она хронологически конкретизирует исторические представления и связывает их с определенными территориями. Историческая география дает характеристику физической, экономической, политической географии и географии населения на определенной территории на соответствующих этапах его исторического развития.

Историческая география состоит из ряда элементов, которые в совокупности образуют единый комплекс.

1.историческая физическая география, изучающая физико-географическую среду прошлых времен и изменений, которые проходили в этой среде.

2.Историческая география населения, рассматривающая этнические процессы на той или иной территории, миграции населения и другие пространственно-демографические особенности.

4.историко-политическая география, изучающая границы государств и их изменения, административно-территориальное разделение государств, локализует те или иные исторические события, определяет пути военных походов, расположение крепостей и т.д.

5.география культуры, изучающая ареалы распространения религий, размещение культурно-исторических объектов и т.д.

6.историческая картография, которая занимается составлением исторических карт и атласов, а также разрабатывает методику их создания.

Выделяют тасама более мелкие составляющие исторической географии, такие как историко-географическое краеведение, историческая топография, историческая география населенных пунктов и т.д.

Методологическая база исторической географии включает в себя традиционные методы, используемые при исторических исследованиях.

Историко-генетический метод представляет возможность выявить родственные связи, которые проявляются через общность развития разных народов, оказавшихся на едином историко-географическом пространстве.

Историко-типологический выявляет сходство явлений, которые генетически не связаны между собой, но одновременно сформировались в разных регионах.

Историко-сравнительный метод дает возможность использовать историко-типологические, историко-генетические сравнения и осуществить реконструкцию общественно-географических явлений былого.

Важную роль в исследованиях по исторической географии играет метод ретроспективного анализа. Этот метод позволяет реконструировать отдельные общественно-исторические явления на основании выявления их обратной связи. В частности этот метод используется для определения расселения тех или иных этносов, административно-территориальных единиц.

При изучении исторической географии хозяйства довольно плодотворным является статистический метод наблюдения. Он предусматривает фиксацию фактов в виде отчетов, постов, составление сводок для выявления качественно типичных явлений.

Специфическим является метод картографирования. Этот метод предполагает составление картограмм, которые призваны изобразить исторические явления на определенной территории в определенное время; составление исторических карт и атласов, позволяющих исследовать общественно-политические и экономические процессы. Историческая география опирается на широкий круг источников, среди которых важнейшее место занимают традиционные исторические источники. При изучении политической и экономической географии древности важную роль занимают данные археологии, антропологии, топонимики. При изучении исторической географии” письменного " периода истории важнейшее место принадлежит письменным источникам. Важную роль играют картогофические материалы.




Курс лекций по исторической географии

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

1.Предмет, содержание, методы и источники исторической географии.

2.Физико-географическое и культурно-историческое районирование мира.

Жекулкин, В. С. Историческая география: предмет и методы/ В. С. Жекулкин. - М., 1982.

Ковалев, Ю. Ю. География мировой науки/ Ю. Ю. Ковалев. - М., 2002.

Максаковский, В. П. Историческая география мира/ В. П. Максаковский. - М., 1997.

Шелестов, Д. К. Историческая демография / Д. К. Шелестов. - М., 1989.

Предмет, содержание методы и источники исторической географии.

Историческая география - это специальная историческая дисциплина, изучающая влияние географической среды на развитие общества. Она хронологически конкретизирует исторические представления и связывает их с определенными территориями. Историческая география дает характеристику физической, экономической, политической географии и географии населения на определенной территории на соответствующих этапах его исторического развития.

Историческая география состоит из ряда элементов, которые в совокупности образуют единый комплекс.

1.историческая физическая география, изучающая физико-географическую среду прошлых времен и изменений, которые проходили в этой среде.

2.Историческая география населения, рассматривающая этнические процессы на той или иной территории, миграции населения и другие пространственно-демографические особенности.

4.историко-политическая география, изучающая границы государств и их изменения, административно-территориальное разделение государств, локализует те или иные исторические события, определяет пути военных походов, расположение крепостей и т.д.

5.география культуры, изучающая ареалы распространения религий, размещение культурно-исторических объектов и т.д.

6.историческая картография, которая занимается составлением исторических карт и атласов, а также разрабатывает методику их создания.

Выделяют тасама более мелкие составляющие исторической географии, такие как историко-географическое краеведение, историческая топография, историческая география населенных пунктов и т.д.

Методологическая база исторической географии включает в себя традиционные методы, используемые при исторических исследованиях.

Историко-генетический метод представляет возможность выявить родственные связи, которые проявляются через общность развития разных народов, оказавшихся на едином историко-географическом пространстве.

Историко-типологический выявляет сходство явлений, которые генетически не связаны между собой, но одновременно сформировались в разных регионах.

Историко-сравнительный метод дает возможность использовать историко-типологические, историко-генетические сравнения и осуществить реконструкцию общественно-географических явлений былого.

Важную роль в исследованиях по исторической географии играет метод ретроспективного анализа. Этот метод позволяет реконструировать отдельные общественно-исторические явления на основании выявления их обратной связи. В частности этот метод используется для определения расселения тех или иных этносов, административно-территориальных единиц.

При изучении исторической географии хозяйства довольно плодотворным является статистический метод наблюдения. Он предусматривает фиксацию фактов в виде отчетов, постов, составление сводок для выявления качественно типичных явлений.

Специфическим является метод картографирования. Этот метод предполагает составление картограмм, которые призваны изобразить исторические явления на определенной территории в определенное время; составление исторических карт и атласов, позволяющих исследовать общественно-политические и экономические процессы. Историческая география опирается на широкий круг источников, среди которых важнейшее место занимают традиционные исторические источники. При изучении политической и экономической географии древности важную роль занимают данные археологии, антропологии, топонимики. При изучении исторической географии” письменного " периода истории важнейшее место принадлежит письменным источникам. Важную роль играют картогофические материалы.

Сфор­ми­ро­ва­лась на сты­ке ис­то­рии и гео­гра­фии. Су­ще­ст­ву­ют раз­ли­чия в оп­ре­де­ле­нии пред­ме­та исторической географии с­то­ри­ка­ми и гео­гра­фа­ми, а так­же различными национальными на­уч­ны­ми шко­ла­ми. В ис­то­рической нау­ке историческая география оп­ре­де­ля­ет­ся как вспо­мо­га­тель­ная ис­то­ри­че­ская дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая про­стран­ст­вен­ную сто­ро­ну ис­то­рического про­цес­са ли­бо кон­крет­ную гео­гра­фию про­шло­го той или иной стра­ны или тер­ри­то­рии. В за­да­чи исторической географии вхо­дит гл. обр. ло­ка­ли­за­ция ис­то­рических со­бы­тий и гео­гра­фических объ­ек­тов в про­шлые эпо­хи. В ча­ст­но­сти, историческая география изу­ча­ет ди­на­ми­ку внутренних и внеш­них гра­ниц го­су­дарств и их административно-территориальных еди­ниц, раз­ме­ще­ние и то­по­гра­фию го­ро­дов, де­ре­вень и др. на­се­лён­ных пунк­тов, кре­по­стей, мо­на­сты­рей и т. д., ло­ка­ли­за­цию транс­порт­ных ком­му­ни­ка­ций и тор­го­вых пу­тей в ис­то­рическом про­шлом, на­прав­ле­ния ис­то­ри­че­ски зна­чи­мых гео­гра­фических пу­те­ше­ст­вий, экс­пе­ди­ций, мо­ре­пла­ва­ний и др., оп­ре­де­ля­ет мар­шру­ты во­енных по­хо­дов, мес­та сра­же­ний, вос­ста­ний и др. ис­то­рических со­бы­тий.

Ис­то­ри­чес­кий очерк

Историческая география как осо­бая об­ласть зна­ний на­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния и Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий. Наи­боль­шее зна­че­ние для её ста­нов­ле­ния в XVI веке име­ли ра­бо­ты фламандских гео­гра­фов и кар­то­гра­фов А. Ор­те­лия и Г. Мер­ка­то­ра, итальянского гео­гра­фа Л. Гвич­чар­ди­ни, в XVII-XVIII веках - голландского гео­гра­фа Ф. Клю­вера и французского учё­но­го Ж. Б. Д’Ан­ви­ля. В XVI-XVIII веках раз­ви­тие исторической географии бы­ло не­раз­рыв­но свя­за­но с ис­то­рической кар­то­гра­фи­ей; осо­бое вни­ма­ние в ис­то­ри­ко-гео­гра­фических ра­бо­тах уде­ля­лось во­про­сам ис­то­рической ди­на­ми­ки раз­ме­ще­ния на­се­ле­ния, рас­се­ле­ния различных на­ро­дов, из­ме­нени­ям государственных гра­ниц на по­ли­тической кар­те мира. В XIX-XX веках пред­мет исторической географии рас­ши­рил­ся, в круг изу­чав­ших­ся во­про­сов во­шли про­бле­мы исторической географии хо­зяй­ст­ва, взаи­мо­дей­ст­вия об­ще­ст­ва и при­ро­ды в ис­то­рич. про­шлом, изу­че­ние ис­то­рич. ти­пов при­ро­до­поль­зо­ва­ния и др.

В Гер­ма­нии важ­ный импульс ста­нов­лению и раз­ви­тию исторической географии да­ли ра­бо­ты Ф. Рат­це­ля - ос­но­во­по­лож­ни­ка и ли­де­ра немецкой ан­тро­по­гео­гра­фии. В фо­ку­се вни­ма­ния немецкой ан­тро­по­гео­гра­фической шко­лы на­хо­ди­лись во­про­сы влия­ния при­род­ных фак­то­ров на ис­то­рию раз­ных на­ро­дов. Так­же в ра­бо­тах Рат­це­ля и его уче­ни­ков под­роб­но опи­сы­ва­лись рас­про­стра­не­ние ло­каль­ных и ре­гио­наль­ных куль­тур­ных ком­плек­сов по зем­но­му ша­ру, роль ис­то­рических кон­так­тов в фор­ми­ро­ва­нии куль­ту­ры на­ро­дов в не­раз­рыв­ной свя­зи с ланд­шафт­ны­ми осо­бен­но­стя­ми со­от­вет­ст­вую­щих тер­ри­то­рий. В конце XIX - начале XX веков в Гер­ма­нии бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны ка­пи­таль­ные тру­ды по исторической географии аг­ри­куль­ту­ры (Э. Хан), рас­се­ле­нию на­ро­дов и рас­про­стра­не­нию ци­ви­ли­за­ции в Ев­ро­пе (А. Мей­цен), за­ло­же­ны ос­но­вы ис­то­ри­ко-гео­гра­фического изу­че­ния куль­тур­ных ланд­шаф­тов (О. Шлю­тер).

Во 2-й половине XIX века про­дол­жа­лось ис­то­ри­ко-гео­гра­фическое изу­че­ние упо­ми­нае­мых в ис­то­рических ис­точ­ни­ках гео­гра­фических объ­ек­тов, пле­мён и на­ро­дов Восточной Ев­ро­пы. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ны­ми бы­ли ра­бо­ты К. А. Не­во­ли­на, Н. П. Бар­со­ва, Н. И. Кос­то­ма­ро­ва, Л. Н. Май­ко­ва, П. О. Бу­рач­ко­ва, Ф. К. Бру­на, М. Ф. Вла­ди­мир­ско­го-Бу­да­но­ва, то­по­ни­мические и эт­но­ни­мические ис­сле­до­ва­ния М. Вес­ке, Я. К. Гро­та, Д. П. Ев­ро­пе­уса, И. А. Из­нос­ко­ва, А. А. Ко­чу­бин­ско­го, А. И. Со­бо­лев­ско­го, И. П. Фи­ле­ви­ча и др. В тру­дах В. Б. Ан­то­но­ви­ча, Д. И. Ба­га­лея, Н. П. Бар­со­ва, А. М. Ла­за­рев­ско­го, И. Н. Мик­ла­шев­ско­го, Н. Н. Ог­лоб­ли­на, Е. К. Ого­род­ни­ко­ва, П. И. Пе­ре­тят­ке­ви­ча, С. Ф. Пла­то­но­ва, Л. И. По­хи­ле­ви­ча, П. А. Со­ко­ло­ва, М. К. Лю­бав­ско­го изу­ча­лась ис­то­рия ко­ло­ни­за­ции и со­от­вет­ст­вен­но из­ме­не­ния гра­ниц отдельных ре­гио­нов и ме­ст­но­стей на про­тя­же­нии XIII-XVII веков. Тео­ре­тические ас­пек­ты про­бле­мы ко­ло­ни­за­ции рас­смат­ри­ва­лись в со­чи­не­ни­ях С. М. Со­ловь­ё­ва и В. О. Клю­чев­ско­го, а так­же в ря­де ра­бот А. П. Ща­по­ва. Ма­те­риа­лы по исторической географии вклю­ча­лись в об­щие, стра­но­ведческие и ме­ст­ные гео­гра­фические, ста­ти­стические и то­по­ни­мические сло­ва­ри (И. И. Ва­силь­е­ва, Е. Г. Вей­ден­бау­ма, Н. А. Ве­ри­ги­на, А. К. За­вад­ско­го-Крас­но­поль­ско­го, Н. И. Зо­лот­ниц­ко­го, Л. Л. Иг­на­то­ви­ча, К. А. Не­воли­на, П. П. Се­мё­но­ва-Тян-Шан­ско­го, А. Н. Сер­гее­ва, И. Я. Спро­ги­са, Н. Ф. Сум­цо­ва, Ю. Ю. Трус­ма­на, В. И. Яс­т­ре­бо­ва и др.).

Срав­ни­тель­но обо­соб­лен­ное по­ло­же­ние сре­ди на­прав­ле­ний отечественной исторической географии за­ни­ма­ют тру­ды Л. Н. Гу­ми­лё­ва (и его по­сле­до­ва­те­лей), раз­ра­бо­тав­ше­го собственную кон­цеп­цию взаи­мо­свя­зи эт­но­са и ланд­шаф­та и трак­то­вав­ше­го историческую географию как ис­то­рию эт­но­сов. Об­щие про­бле­мы взаи­мо­от­но­ше­ния при­ро­ды и об­ще­ст­ва в их исто­рической ди­на­ми­ке рас­смат­ри­ва­ют­ся в ра­бо­тах Э. С. Куль­пи­на. В конце XX - начале XXI веков ук­ре­п­ля­ют­ся меж­дис­ци­п­ли­нар­ные свя­зи исторической географии с эко­но­ми­че­ской гео­гра­фи­ей, со­ци­аль­ной гео­гра­фи­ей, по­ли­ти­че­ской гео­гра­фи­ей, куль­тур­ной гео­гра­фи­ей, а так­же с ис­сле­до­ва­ния­ми в об­лас­ти гео­по­ли­ти­ки (Д. Н. За­мя­тин, В. Л. Ка­ган­ский, А. В. По­ст­ни­ков, Г. С. Ле­бе­дев, М. В. Иль­ин, С. Я. Су­щий, В. Л. Цым­бур­ский и др.).

Важ­ным цен­тром раз­ви­тия исторической географии яв­ля­ет­ся Рус­ское гео­гра­фи­че­ское об­ще­ст­во (РГО); от­де­ле­ния исторической географии име­ют­ся в его го­лов­ной ор­га­ни­за­ции в Санкт-Пе­тер­бур­ге, Московском цен­тре РГО и в не­ко­то­рых ре­гио­наль­ных ор­га­ни­за­ци­ях.

История – это скучно? Учебники, сборники карт выглядят нудными и неинтересными? Много дат, куча текстов – и все это надо выучить? Оказывается, мифы о скуке на уроках истории можно развенчать, а пласты исторической информации представить так, чтобы запоминать их было несложно. В этой статье мы не будем смотреть на историю со стороны, а заглянем туда, куда чаще всего не заглядывает никто.

Без обществознания никуда

В учебнике по истории встречаются термины из курса обществознания. Посмотрим на пример ниже.

В этом небольшом фрагменте встретилось как минимум 8 обществоведческих понятий (здесь и либерализация, и партийно-государственный аппарат, и внутренняя и внешняя политика)! Без них крайне трудно полностью разобраться в истории, обнаружить причинно-следственные связи, грамотно аргументировать свою точку зрения на тот или иной вопрос. Особенно богат на обществоведческие термины XX век: в голову сразу приходят девальвация, дефолт, облигации. Иногда значение этих понятий ребята узнают на уроках истории. Да-да, именно так: сложные на первый взгляд вещи гораздо быстрее запоминаются на реальных примерах. Вот почему на экзамене по обществознанию выпускники приводят в том числе и исторические факты.

Историческая география

Эта карта взята из открытого банка заданий ЕГЭ по истории. Человеку, который знает страны Европы и их столицы, легче ответить на тестовые вопросы формата 13–16. Например, какое государство отмечено под цифрой 6? Правильный ответ – Румыния (со столицей Бухарест). Казалось бы, легко. Но не всем под силу с лету ответить верно – просто потому, что на уроках географии недоучили столицы стран.

Но на странах и столицах историческая география не заканчивается – не менее важны и климатические факторы. К примеру, в терминах на экзамене встречается классификация систем земледелия восточных славян. Под­сеч­но-ог­не­вая система существовала в северных и восточных районах Руси, а за­леж­ная и пе­ре­лож­ная – в Чер­но­зе­мье, По­вол­жье, на Северном Кав­ка­зе, так как земли в этих местах были плодороднее.

Мир литературы сквозь историю

Литература — неотъемлемая часть истории. Нередко деятели культуры оказывали значительное влияние на государственных деятелей. Например, Симеон Полоцкий был воспитателем детей Алексея Михайловича. Он ставил своей задачей научить Федора, Ивана и Софью латыни, базовым знаниям о политике, правильной манере ведения разговора и привить им тягу к чтению.

Не только гуманитарное

Маленькая хитрость: при изучении физики, химии и биологии обращайте внимание на фамилии ученых и их заслуги. Это поможет в заданиях, связанных с культурой (17–19).

Конечно, это далеко не все, что можно сказать о многогранности истории. Она вобрала в себя и социальные, и гуманитарные, и естественные дисциплины. Быть может, ты станешь тем, кто продвинется дальше и начнет распутывать этот сложный клубок? Если что, в команде Эли Смит тебе всегда рады помочь!

Читайте также: