Новые источники права петровской эпохи кратко

Обновлено: 30.06.2024

Название работы: Формирование новой системы права в 18 веке

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Залог имущества совершался в крепостном порядке В развитии обязательственного права можно отметить нормы развивающие действующие и регламентирующие ранее неизвестные формы договорных отношений; договор поставки договор личного найма договор имущественного найма договор поклажи договор займа.

Размер файла: 24.67 KB

Работу скачали: 48 чел.

Формирование новой системы права в 18 в.

Основным источником права в период абсолютной монархии оставалось Соборное уложение 1649 г . В начале XVIII в. круг источников права пополнился манифестами, указами, уставами, регламентами, учреждениями и др.

Регламенты - это законодательные акты, определявшие общую структуру, штаты, функции и направления деятельности государственных органов управления. В первой четверти XVIII в. было утверждено семь регламентов – Кригс-комиссариату (1711), Штатс-конторе (1719), Коммерц-коллегии (1719), Камер-коллегии (1719), Генеральный регламент (1720), Главному магистрату (1721), Духовный регламент (1721).

Манифесты издавались в особо торжественных или важных случаях: вступление монарха на престол, начало войны, подписание мира и т. д. Манифесты могли издаваться только монархом и были обращены ко всему населению и всем учреждениям.

Уставы - это сборники законов, объединяющие нормы права, относившиеся к определенной сфере государственной деятельности: Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г., Устав благочиния 1782 г.

Указы представляли собой акты, содержащие правовые нормы и административные предписания, которые были направлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности государственных органов. Указы издавались монархом или от его имени сенатом. Можно выделить следующие указы: Указ о единонаследии 1714 г., Табель о рангах 1722 г., Указ о форме суда 1723 г. и т. д. Основным источником права продолжало являться Соборное уложение 1649 г.

В XVIII в. предпринимались неоднократные попытки создания нового Уложения, ни одна из них не увенчалась успехом. Для создания нового проекта Уложения учреждались различные комиссии. В некоторые из них входили представители разных сословий. Однако в ходе работы обнаруживались противоположные интересы сословий, и проект Уложения так и не был создан.

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:

  1. Артикул воинский 1715 г., представляющий собой уголовный кодекс. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию;
  2. Краткое изображение процессов или судебных тяжб 1715г. - процессуальный кодекс;
  3. Генеральный регламент 1720 г. - сборник административного законодательства;
  4. Пункты о вотчинных делах 1725 г. - обобщение судебной практики и толкования законов о наследовании.

Гражданское, семейное, наследственное право XVIII в.

Гражданское право в значительной мере восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты. Начала прослеживаться индивидуализация частных имущественных и обязательственных прав. Доминирующим источником прав и обязанностей стал закон, а традиционные и обычные нормы отошли на второй план.

В области вещных прав Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714 г, были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью. С целью укрепления положения дворянства затруднялся порядок отчуждения недвижимости, запрещался ее заклад. Продажу можно было осуществлять лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств и с уплатой высокой пошлины.

Чтобы избежать дробления земельных владений, был сокращен круг лиц, участвовавших в наследовании и выкупе недвижимого имущества. По Наследству владения передавались только одному сыну. Право выкупа принадлежало главному наследнику, в 1737 и 1744 гг. право родового выкупа также было предоставлено ближайшим нисходящим наследникам продавца.

С развитием промышленности устанавливались новые ограничения на земельную собственность. В соответствии с Указом 1719 г. добыча полезных ископаемых, обнаруженных на частных землях, составляла привилегию государства.

В рассматриваемый период получает развитие и залоговое право . Разрешалось закладывать движимое и недвижимое имущество, находившееся в собственности. Указ о единонаследии 1714 г. запретил залог недвижимости. После отмены Указа в1731 г. этот правовой институт был восстановлен в прежнем виде. Залог имущества совершался в крепостном порядке,

В развитии обязательственного права можно отметить нормы, развивающие действующие и регламентирующие ранее неизвестные формы договорных отношений ; договор поставки, договор личного найма, договор имущественного найма, договор поклажи, договор займа.

Различалось наследование по завещанию и по закону.

При наследовании по закону действовал майоратный принцип, при котором недвижимое имущество наследовал старший сын, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками.

Бездетная вдова получала пожизненное право на имущество мужа, а после ее смерти к наследованию призывались наследники по закону. В 1716 г. этот порядок изменился: вдова стала получать в собственность 1/4 часть имущества мужа.

В1731 г. Указ о единонаследии был отменен. Наследование по закону регламентировалось следующим образом: имущество переходило ко всем сыновьям в равных долях, причем дочери получали 1/14 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества, а вдова — 1/8 часть недвижимого и 1/4 часть движимого имущества.

При наследовании по завещанию наследователь обладал большей свободой распоряжения: он мог завещать наследственную массу, за исключением майоратных и заповедных имуществ, по своему усмотрению.

В области семейного права при Петре I были внесены большие изменения.

В соответствии с Указом о единонаследии 1.7.14 г. был повышен брачный возраст для мужчин до 20 лет, а для женщин — до 17 лет. Законную силу имел только церковный брак.

Для заключения брака необходимо было соблюдение некоторых требований. В брак могли вступать лица, не лишенные здравого рассудка. Запрещалось вступать в брак близким родственникам. Законодательство требовало согласия брачующихся на вступление в брак, а также обязательного согласия их родителей. Для вступления в брак военнослужащим требовалось разрешение начальства, для дворян— также знание арифметики и геометрии.

Поводами для расторжения брака являлись следующие: политическая смерть (т.е. лишение всех гражданских прав) и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов в течение 3 лет, произошедшее не по вине отсутствующего супруга, поступление в монашество, прелюбодеяние одного из супругов, неизлечимая болезнь, покушение одного из супругов на жизнь другого.

Брак не был равноправным — жена находилась в подчинении мужа. Правовое положение жены определялось социальным статусом мужа. Имущественные права жены ничем не ограничивались. Она могла свободно распоряжаться своим движимым и недвижимым имуществом без согласия мужа.

С 1721 г. было разрешено заключать смешанные браки с христианами других конфессий, брак же с иноверцами запрещался.

Родители в отношении своих детей имели почти такую же власть, как и раньше. Они могли их наказывать, отдавать внаймы, отправлять в монастырь. В 1775 г. родители получили право заключать своих непослушных детей в смирительные дома. За убийство детей родители подвергались колесованию.

Развитие получили положения об опеке. Опека устанавливалась над несовершеннолетними детьми и продолжалась до их совершеннолетия. Совершеннолетие наступало: для наследников недвижимого имущества - в 20 лет, для наследников движимого имущества - в 18 и 17 лет для мужчин и женщин соответственно. Опекуном для своих малолетних братьев и сестер становился наследник недвижимого имущества, он должен был заботиться о содержании, воспитании и имуществе опекаемых. Опека также могла быть установлена над сумасшедшими и жестокими помещиками.

Уголовное право . Преобразования и войны начала XVIII в. требовали мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны. А это неизбежно вело к обострению социальных противоречий, восстаниям и волнениям. Царизм ужесточал карательную политику, которая проводилась как путем прямого военного подавления и внесудебной расправы, так и через суды, ужесточая уголовно-правовое законодательство. Уголовное право носило сугубо сословный характер . Чем выше по своему положению, чем знатнее был преступник, тем менее жестокому наказанию он подвергался.

Преступления государственные понимались теперь более широко, не только как направленные против государя, хотя его особа по-прежнему персонифицировала государство. Новеллой являлось включение 8 Артикул раздела о преступлениях воинских. Среди них неисполнение приказа, дезертирство, пропитие мундира и оружия и особенно - бегство с поля боя.

Преступлением являлось общественно опасное деяние, причинявшее вред государству. Государство же защищало интересы дворян. Преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные. Уголовная ответственность наступала только при совершении умышленных или неосторожных преступлений.

Артикулы включали следующие виды преступлений:

  1. религиозные преступления : чародейство, идолопоклонство, богохульство, несоблюдение церковных обрядов, церковный мятеж;
  2. государственные преступления : умысел убить или взять в плен царя, оскорбление словом монарха, бунт, возмущение, измена и др.;
  3. должностные преступления : взяточничество, казнокрадство, неплатежи налогов и др.;
  4. воинские преступления : измена, уклонение от службы или вербовки, дезертирство, неподчинение воинской дисциплине и т. д.;
  5. преступления против порядка управления и суда : срывание и истребление указов, подделка печатей, фальшивомонетничество, подлог, лжеприсяга, лжесвидетельство;
  6. преступления против благочиния : укрывательство преступников, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей;
  7. преступления против личности : убийство, дуэль, нанесение увечий, побои, клевета, оскорбление словом и др.;
  8. имущественные преступления : кража, грабеж, поджог, истребление или повреждение чужого имущества, мошенничество;
  9. преступления против нравственности : изнасилование, мужеложство, скотоложство, блуд, кровосмешение, двоеженство, прелюбодеяние, занятие проституцией.

Главными целями наказания по артикулам являлись устрашение, возмездие, изоляция преступников и эксплуатация труда преступников.

Основные виды наказаний : смертная казнь; телесные наказания, подразделявшиеся на членовредительные, клеймение и болезненные; каторжные работы; тюремное заключение; лишение чести и достоинства; имущественные наказания (конфискация имущества, штраф, вычет из жалованья). Артикулы также предусматривали церковное покаяние — наказание, заимствованное из церковного права.

Наказания назначались в соответствии с классовой принадлежностью преступника. Казни совершались публично, о них предварительно объявлялось.

Безусловным является тот факт, что в период правления Петра I в России произошли фундаментальные общественно-политические преобразования, сказавшиеся на развитии государства и права. Правовые реформы Петра I полностью изменили вектор развития российского права, по сути создав платформу для функционирования эффективной и гибкой правовой системы.

Практически каждый год в период Правления Петра I принималось более 160 крупных нормативных-правовых актов (касающихся значимых вопросов функционирования государственного аппарата и развития права) и огромное количество менее значимых нормативных актов. В виду этого, рассматривая вопрос правовых памятников при Петре I, следует отметить, что в рамках любого единичного исследования практически невозможно полностью исследовать всю массу нормативных актов, создаваемых в ту эпоху.

Что касается значимости теоретического исследования вопросов правовых памятников при Петре I, то следует отметить, что изучение данного вопроса позволит выявить определенные закономерности в развитии права в России и его дальнейшей эволюции. Именно это, а также ряд иных теоретических вопросов правовых памятников при Петере I обуславливает актуальность темы исследования.

Основной целью данной работы является комплексное исследование правовых памятников, созданных в эпоху Петра I.

При постановке цели курсовой работы, было определено решение следующих задач:

- рассмотреть общие аспекты развития права в эпоху правления Петра I;

- дать общую характеристику правовых реформ Петра I;

-рассмотреть особенности и источники законодательства о государственном устройстве в эпоху правления Петра I;

- рассмотреть особенности и источники уголовного законодательства в эпоху правления Петра I;

- рассмотреть особенности и источники гражданского законодательства в эпоху правления Петра I.

Объектом исследования являются нормативные правовые акты изданные в эпоху правления Петра I.

Предметом исследованияявляются нормативные правовые акты, обуславливающие развитие той или иной отрасли права в эпоху правления Петра I.

При исследовании теоретических аспектов правовых памятников при Петре I, использовались труды ученых: Верховский П.В., Голикова Н.Б., Земцов Б.Н., Сусликова А.В. и других.

Методологические основы исследования составляют общие и специальные методы научного исследования: сравнительно-правовой метод и метод нормативно-логического анализа.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I

1.1. Общие аспекты развития права в эпоху правления Петра I

Значение норм обычного права в это время ослабло, оно сохранялось лишь в сельских общинах государственных крестьян. Помещики также использовали в своих целях отдельные институты (например, круговую поруку).

Господствующим источником права при абсолютизме становится нормативный правовой акт в его разнообразных формах: уставах, регламентах, указах, имевших одинаковую юридическую силу. На первый план выдвигается законодательная деятельность императора.

Императорские указы Петр разделил на временные (издаваемые по какому-либо конкретному случаю) и вечные (дополнявшие или уточнявшие Уложение 1649 г.). Петр I, принимая активное участие в подготовке законодательных актов, не всегда критически изучал иностранный опыт и законодательство, заимствуя их положения, особенно в военной области. В период его правления была сужена юрисдикция церковных судов, из которой были изъята часть дел о половых преступлениях, а также в области брачно-семейных и нравственных отношениях[3].

При Петре I рост числа законов приводит к необходимости к их отраслевой систематизации. Первоначально Петр хотел издать новое Уложение, но затем пошел по пути создания отдельных кодексов. В первую очередь систематизации подверглись нормативные акты, связанные с военным делом.

Важнейшим элементом организации государственной службы в России была созданная Петром I иерархическая система чинов, титулов и званий, положившая начала формированию порядка кадрового обеспечения органов государственной власти и управления. По замыслу императора такая система была призвана, во-первых, способствовать укреплению порядка и субординации при взаимодействии государственных служащих различного уровня как внутри каждого ведомства, так и между ними, а во-вторых, стимулировать последовательное продвижение по ступеням служебной лестницы каждого чиновника согласно его способностям и заслугам. Создание Правительствующего Сената и коллегий определяло новую систему органов государственной власти и управления. Реформы центрального и местного управленческого аппарата потребовали новой организации государственной службы и ее кадрового обеспечения.

В эпоху Петра I все государственные учреждения были обеспечены регламентами, инструкциями, штампами. Создавалась упорядоченная и внешне стройная структура органов управления, которую современники сравнивали с часовым механизмом. Как в нем все элементы системы находятся во взаимодействии, выполняя конкретную функцию, так и в государственном аппарате устанавливался порядок деятельности, предполагающий соподчиненность государственных ведомств и учреждений, разделение их полномочий.

1.2. Характеристика правовых реформ Петра I

Преобразования, проводимые Петром I в XVII - XVIII вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период.

Исследование правовых реформ Петра I начнем с традиционной реформы – учреждение Сената. Данную реформу прямо трудно отнести к праву, однако, как подчеркивают ученые, опосредованно повлияла на развитие каждой из отраслей права.

Общая тенденция развития процессуального законодательства и судебной практики предшествующих веков в России - постепенное увеличение удельного веса розыска в ущерб так называемому суду, т. е. замена состязательного принципа следственным, инквизиционным - привела к полной победе розыска в начале правления Петра I.

Тенденция к замене суда розыском определяется обострением классовой борьбы, неизбежно вытекающим из общего развития феодализма. Переход к высшей и последней стадии феодализма - абсолютизму, обусловленный в России в первую очередь громадным размахом крестьянских восстаний, сопровождается стремлением господствующего класса к наиболее беспощадным, террористическим формам подавления сопротивления трудящихся масс. В этом деле не последнюю роль играет и судебная репрессия.

Суд призван стать быстрым и решительным орудием в руках государства для пресечения всякого рода попыток нарушить установленный порядок. От судебных органов требовалось, чтобы они стремились не столько к установлению истины, сколько к устрашению трудящихся. В этом плане для государства более важно покарать иногда и невиновного, чем вообще никого не покарать, ибо главная цепь - общее предупреждение. Этим задачам и отвечает процессуальное законодательство эпохи Петра I.

Экономическое развитие страны нашло свое отражение в развитии обязательственного права, прежде всего, в правовом регулировании договоров.

В наследственном праве в этот период произошли интересные изменения.

Важное место занимает уже упоминавшийся указ о единонаследии 1714 г. Этот указ вводил большие ограничения в наследование, как по закону, так и по завещанию. По указу о единонаследии можно было завещать недвижимое имущество только какому-нибудь одному родственнику. При этом сыновья имели преимущество перед дочерями, дочери - перед более отдаленными родственниками. Но во всех случаях недвижимость должна была передаваться какому-либо одному лицу. Что касается движимого имущества, то его наследователь мог распределить между другими детьми по своему усмотрению.

Аналогичный порядок действовал и в отношении наследования по закону. В соответствии с указом о единонаследии в этом случае всю недвижимость получал старший сын, остальные делили поровну движимое имущество.

Для чего был введен такой порядок? Петр I в своем указе объяснил смысл его. На первое место царь ставил податные цели. Во вводной части закона он весьма образно, с арифметическими выкладками, показывал вредность разделения земельного имущества. Если, считал Петр, у помещика была тысяча крестьянских дворов, с которых он кормился, а он разделил эти дворы между пятью сыновьями, то каждому достанется, лишь по двести дворов. А поскольку сыновья захотят жить так же, как жил отец, то повинности крестьянского двора возрастут в пять раз. Но если помещик будет так обирать своих крестьян то, что же останется государству? С таких крестьян не соберешь податей.

Второй целью Петр ставил необходимость сохранения у дворян крупных имений, чтобы они не нищали и не превращались в однодворцев. Но тут вставал вопрос: куда же деваться другим дворянским детям, не получившим земли?

И Петр I выдвинул третью цель - заставить дворян служить государству.

Такой экономической целью Петр хотел подкрепить свой закон об обязательной службе дворян. Дворянские дети, оставшиеся без поместий, должны будут искать себе доход от государственной службы. Таким образом, указ был направлен и на укрепление феодального строя, феодального государства.

При Петре I светский закон вносит некоторые изменения в семейно-правовые институты. И на протяжении всего XVIII в. издается довольно много царских указов и постановлений Синода, вносящих порой заметные изменения в семейное право.

На протяжении XVIII в. менялись нормы, относящиеся к заключению брака, в первую очередь о брачном возрасте. Указ о единонаследии поднял брачный возраст до 20 лет для жениха и 17 для невесты. Правда, как и другие петровские реформы, это новшество продержалось недолго. После смерти Петра I вновь вернулись к прежней норме: 15 и 13 лет, но в 1830 г. опять подняли ее до 18 и 16 лет.

Менялись нормы и о соотношении обручения и венчания. Сначала, при Петре 1, временной разрыв между тем и другим был уменьшен до шести недель, а в 1775 г. венчание было вообще соединено с обручением.

Были введены некоторые новые ограничения, или, по крайней мере, условия для вступления в брак. Запрещалось жениться слабоумным (дуракам), неграмотным дворянам, офицерам без согласия начальства, осуждались браки между лицами с большим разрывом в возрасте, распространенные как среди дворянства, так и особенно среди крестьян, где погоня за дополнительной рабочей силой заставляла нередко женить мальчиков на девушках, годящихся им порой в матери[11].

Несколько расширились имущественные права жены. Она сохраняла право собственности на приданое и на благоприобретенное имущество, включая право распоряжения недвижимостью.

Сохранялся старинный принцип полного подчинения детей родителям с некоторой детализацией прав родителей на наказание детей. Так, предусматривалось право наказывать детей розгами, а при Екатерине II была предусмотрена возможность помещения детей в смирительный дом.

Развод, как и прежде, был весьма затруднен. Но в XVIII в. были приняты законы, устанавливающие основания для прекращения брака (политическая смерть или ссылка в вечную каторгу) и для развода (пострижение супругов в монашество, безвестное отсутствие одного из супругов и пр.).

[1] Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: учебное пособие. – М.: Юрлитинформ, 2009. – С. 94.

[2] Ромашкин П.С. Основные начала уголовного и военно-уголовного законодательства Петра. – М.: Военно-юридическая академия, 1947. – С. 38.

[3] Морхат П.М. Реформа Петра I в сфере правового регулирования государственной службы: Нравственный аспект // Муниципальная служба. -2008. - № 1. - С. 36.

[4] Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре I: По материалам Преображенского приказа. – М.: Из-во МГУ, 1957. – С. 84.

[5] Кароленко С.В. Особенности развития законодательства в эпоху Петра I // Власть. – 2012. - № 12. – С. 163.

[6] Ибрагимов К.Х. Петр Великий и Правительствующий Сенат: монография. – М.: Юнити-Дана, 2010. – С. 119.

[7] Кулыгин В.В. Влияние реформ Петра I на развитие отечественного уголовного права // Правовая политика и правовая жизнь. -2007. - № 4. - С. 180.

[8] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С. 278.

[9] Юшков С.В. История государства и права России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – С. 174.

[10] Серов Д.О. Следствие при Петре I: изменения в процессуальном законодательстве, сопутствующие созданию специальных следственных органов // Российский следователь. -2015. - № 3. - С. 48.

[11] Тараборин Р.С. У истоков отраслевого оформления гражданского права России: законодательная и систематизационная деятельность при Петре I в рамках модернизационного развития российского общества // История государства и права. -2015. - № 10. - С. 35.

Главная История отечественного государства и права Статьи - ИОГП Источники права XVIII в.

Источники права XVIII в.

Основным действующим памятником права было Соборное Уложение. Петр I создаёт Комиссии по кодификации зак-ва. Первая К. действовала с 1700 г. по 1709 г. Следующая - с 1714 г. по 1718 г. Третья - в 1720 г. причина неудач К. заключ. в том, что они состояли не из юристов.

Воинский артикул с кратким толкованием - основной памятник военно-уголовного права. О его происхождении нет единого мнения. Считалось, что это перевод на русский язык иностр. закона. Однако Епифанов провёл доскональное исследование и заключил, что:

1. П I постепенно вводил в армии отдельные уставные положения, которые регламентировали те или иные стороны жизни в армии.

2. П I сам редактировал этот док-т (70 поправок сделаны лично им).

3. П I использовал опыт военно-уставного творчества Запада (законы Карла IX).

ВА является одним из важнейших кодексов уголовного права. Петровское законодательство отличается малой казуистичностью, высоким уровнем обобщений, более высоким уровнем юр. техники. Но очень широко используются иностранные слова - это минус. Текст кодекса состоит из Глав и статей + разъяснения (толкование).

б) Структура и сфера применения Воинского артикла 1716 года.

ВА имеет 24 главы и 209 статей (артикулов). В ВА на первом месте стоят преступления против веры - гл. 1,2. Гл. 3, 16, 17 - полит. преступления. Гл. 4 - 15 - воинские преступления. Гл. 22, 23 - преступления против порядка управления и суда. Гл. 20 - преступление против общественного порядка и спокойствия (новые).

ВА содержит в основном нормы уголовного права, а также военные правила и нормы гос. права (напр., статус монарха). Нормы ВА применялись и в военных, и в общих судах, т.к. норм в существующем зак-ве было недостаточно. ВА не заменяет СУ, действует параллельно с ним до Свода Законов 1835 г.

в) Система преступлений и наказаний по Воинскому артклу 1716 года.

Часто действия, не предусмотренные законом, считаются преступлением. Это свидетельствует о расширении уголовной репрессии.

За совершение государственных преступлений наказывался даже голый умысел.

3. Случайные (не наказываются).

Виновность - необходимое основание для несения ответственности. Однако на практике это не всегда соблюдалось.

Артикул 154 устанавливает связь между действием и преступным результатом.

Впервые упоминается институт судебно-мед. экспертизы.

3. Непривычку к службе и служебное рвение, в результате которого было совершено преступление;

4. Состояние аффекта;

1. Алкогольное опьянение.

2. Убийство, совершённое мучительным способом;

3. Убийство отца, матери, ребёнка, офицера;

Вводились понятия крайней необходимости (например, кража от голода) и необходимой обороны (необходимы: степень соответствия применённой защиты угрожающему нападению, наличие такого нападения и угроза жизни защищающегося).

Преступление делилось на стадии:

2. Покушение на преступление;

3. Законченное преступление.

Различаются такие соучастники:

4. Укрыватели вещи или вора.

Однако роли соучастников не дифференцируются законом.

Система преступлений:

I. Преступления против веры (гл.1,2):

4. Непосещение церкви (телесные наказания)

Применяются сожжение, телесные наказания, тюремное заключение и т.п.

II. Политические преступления (гл. 3, 16, 17):

1. Преступления против жизни, здоровья (четвертование) и чести государя (отсечение головы);

2. Вооружённое восстание против власти (четвертование);

3. Бунт или возмущение - стихийное выступление без чётко сформулированной политической цели (повешение);

III. Воинские преступления (гл. 4 - 15) - это действия против установленного порядка службы:

1. Уклонение от службы (торг. казнь, ссылка на галёры или каторгу);

2. Дезертирство (см. казнь - к 1 из 10-ти);

3. Сдача крепости или отказ вступать в бой (для командования - см. казнь, для рядовых см. казнь для каждого 10-го);

4. Сопротивление офицеру;

IV. Должностные преступления - злоупотребление властью в корыстных целях:

1. Взяточничество (см. казнь, конфискация имущества, тел. наказ.);

3. Неплатежи налогов;

4. Неповиновение начальству.

V. Преступления против порядка управления и суда (гл. 22, 23):

1. Принятие фальшивого имени;

2. Фальшивомонетчество (сожжение);

3. Срывание царских указов (см. казнь);

4. Лжеприсяга (отсечение 2-х пальцев + церковное покаяние).

VI. Преступления против общественного порядка и спокойствия (гл. 20 - новые):

1. Укрывание преступников;

2. Содержание притонов;

4. Азартные игры.

VII. Преступления против личности (против жизни, телесной неприкосновенности, чести).

VIII. Преступления против чести и достоинства (клевета, оскорбление словом).

IX. Имущественные преступления.

4. Истребление или повреждение чужого имущества.

X. Преступления против нравственности - новые преступления, которые раньше рассматривались только церковным судом:

Цели наказания вытекают из содержания. Это устрашение, изоляция преступника от общества, возмещения ущерба. Основная цель наказания - устрашение. П I начинает в актах и инструкциях пояснять, для чего нужно применять публичные наказания.

Впервые в России закрепляется использование труда заключённых (на галёрах, на каторге, в строительстве). Наказание проводится по принципу талиона.

Остаётся неопределённость наказания. Смертная казнь упоминается в 74 артикулах; в 27 - наряду с другими наказаниями. В 60 случаях вид смертной казни не указан. Ещё одна характерная черта - множественность наказаний. Наказание зависело от социального статуса. Важная черта - несоответствие между наказанием и тяжестью преступления (смертная казнь - за гос. прест. и сон на карауле).

I. Смертная казнь делится на:

1. Квалифицированная смертная казнь.

2. Простая смертная казнь (расстрел, повешение, отсечение головы).

II. Телесные наказания делятся на:

1. Болезненные (высечение розгами).

III. Появляется новый вид наказания - ссылка (на каторгу, заключение в тюрьму).

IV. К офицерам начинает применяться отставка от должности, разжалование (шельмование) и т.д. шельмование в 1776 г. было преобразовано в лишение всех прав состояния. Любой, кто имел дело с ошельмованным мог быть подвергнут наказанию.

V. Имущественные наказания:

1. Конфискация имущества.

2. Вычет из жалования.

В Воинскому артиклу 1716 года применяются не только индивидуальные, но и коллективные наказания (в войну - каждый 10-ый).

Происходит усиление наказаний за имущественные преступления. Помимо кражи, грабежа и разбоя, вводится колесование или сожжение за утайку чужого имущества. Истребление чужой собственности карается членовредительскими наказаниями. Наказания неадекватны преступлениям.

Источники права. Основным источником права на всём протяжении 18 в. оставалось Соборное уложение 1649 г. В связи с проводимыми реформами Петра I и установления абсолютной монархии, главными источниками права становились царские манифесты, указы, уставы,

Манифесты издавались в особо торжественных или важных случаях: вступление монарха на престол,

начало войны, подписание мира и т.д. Манифесты издавались только от имени императора и были обращены ко всему населению и всем государственным учреждениям.

Уставы (артикулы) это своеобразные правовые кодексы, сборники норм права определённой сферы деятельности государства или отдельного учреждения, имеющие силу закона: Артикул воинский 1715 г., Морской устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г., Устав благочиния 1782 г. и т.п.

Регламенты это законодательные акты,

Источниками церковного права, наряду с традиционными нормами священного писания,

В 18 в. были проведены частичная систематизация и кодификация правовых норм. Наиболее важными правовыми документами, принятыми в результате кодификационной работы в первой четверти 18 в. являлись:

В 18 в. предпринимались неоднократные попытки создания нового Уложения. С этой целью учреждались различные комиссии, причём в некоторые из них входили

представители разных сословий. Однако в ходе работы обнаруживались противоположные интересы сословий, и проект Уложения так и не был подготовлен.

Читайте также: