Философские взгляды симеона полоцкого кратко

Обновлено: 02.07.2024

Симеон Полоцкий родился в Полоцке в 1629 году. Помимо него в семье было четверо детей.

Получил образование в Киево-Могилянской академии у Лазаря Барановича и в Виленской иезуитской академии. Вернувшись в Полоцк в 1656 году, принял монашеский постриг в православии и стал дидаскалом полоцкой православной братской школы. Тогда же познакомился с царем Алексеем Михайловичем (1645-1676) при посещении тем города.

В 1664 году Симеон уехал в Москву. Здесь по поручению царя в 1665 году он организовал школу при Заиконоспасском монастыре для обучения подьячих Приказа тайных дел, где был также преподавателем (в 1669 году его в этом сменил ученик Сильвестр Медведев).

Полоцкий выступал с идеей о том, что светские знания не противоречат истинной вере, отстаивал необходимость развития светского образования, приобщения к европейской культуре через изучение латинского языка.

В 1680-х годах Симеон Полоцкий был одним из тех, кто стоял у истоков создания Славяно-греко-латинской академии. Ему приписывают авторство первоначального Устава академии, поданного царю Федору Алексеевичу на утверждение Сильвестром Медведевым в 1682 году.

Полоцкий также занимался переводами трудов епископа Иерусалимской церкви Паисия Лигарида.

Литератор и общественно-политический деятель

В своих сочинениях Симеон Полоцкий создал образ идеального монарха – мудрого, просвещенного, справедливого, стоящего на страже закона. Долг истинного монарха, как он полагал, – заботиться о просвещении своих подданных. Полоцкий считал, что распространение в русском обществе просвещения является основой процветания государства и нравственности его жителей.

Симеон Полоцкий (мирское имя — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) — деятель восточнославянской культуры XVII в., поэт, переводчик, драматург и богослов, один из идейных лидеров “латинствующих”.

Уроженец Полоцка, белорус по происхождению. Учился в Киево-Могилянской коллегии и, по некоторым предположениям, в Виленской иезуитской академии. До конца жизни Симеон Полоцкий оставался тайным униатом, скрывавшим свою принадлежность к Базилианскому ордену.

Первые стихотворения написал в годы учебы. В 1656 г. принял монашеский постриг под именем Симеона. В 1664 г. навсегда переехал в Москву, где к его монашескому имени и добавилось прозвание Полоцкий. В Москве получил поддержку царя Алексея Михайловича, при дворе которого он признавался как мудрейший “философ”, “вития” и “пиит”.

Пользуясь благосклонностью царя, Симеон Полоцкий развернул в Москве широкую просветительскую деятельность — преподавал в Богоявленской и Заиконоспасской братских школах, открыл в Кремле типографию, свободную от церковной цензуры, в которой в большом количестве издавал свои книги стихов, учебную и богословскую литературу. Позднее, по поручению царя, Симеон Полоцкий занимался воспитанием и образованием царских детей — Федора и Софьи. Кроме того, он возглавлял созданную при Приказе тайных дел первую в России школу нового типа, где обучал латинскому языку государственных чиновников — будущих дипломатов. Он же разработал проект организации в Москве высшей школы, который позднее был положен в основу создания будущей Славяно-греко-латинской академии.

Уже в первые годы пребывания в России Симеон Полоцкий принял самое активное участие в проведение церковной реформы и в борьбе со старообрядчеством. Его перу принадлежит несколько книг против старообрядцев. Так, после соборов 1666–1667 гг. он написал книгу “Жезл правления” с обличениями старообрядчества. Книга имела большое значение в полемике со старообрядчеством. Впрочем, Д. Ягодкин еще в прошлом столетии отметил, что в ряде случаев аргументация Полоцкого, и каноническая, и историческая, достаточно слаба. Ему не хватало серьезной исторической подготовки, а свои доказательства он часто строил только на авторитете западных историков или же на собственном филологическом анализе.

Интересна и еще одна мысль Полоцкого, которую подметил Д. Ягодкин в “Жезле правления”, когда, доказывая необходимость троеперстия, Симеон Полоцкий пишет о том, что троеперстного знамения употребляется всеми православными народами, за исключением небольшого числа великоруссов, и именно этот факт как нельзя лучше говорит в пользу апостольской древности троеперстия. В данном случае важно то, что Полоцкий искренне считает традиционные обычаи Русской Церкви заблуждением, а правила Греческой Православной Церкви — истиной, ведь он был воспитан именно в этой традиции. Здесь очень четко проявляется само отношение Симеона Полоцкого к собственно русским традициям, которые были от него очень далеки и, по большому счету, малоценны. Такое же отношение было у него и к русской истории. В свое время Л.Н.

Пушкарев отметил, что “Вертограде духовном” Полоцкий не упоминает ни одного русского царя, кроме князя Владимира, крестившего Русь. Видимо, собственная русская история Полоцкого просто не интересовала.

Творческое наследие Симеона Полоцкого обширно: книги проповедей “Обед душевный” и “Вечеря душевная”, богословский труд “Венец веры православнокатолической”, сохранившиеся в рукописях книги “Рифмологион” и “Вертоград многоцветный”, включающие не одну тысячу стихов.

После смерти многие его книги были запрещены, как “прельщающие” латинской мудростью, а рукописи изъяты и скрыты в патриаршей ризнице. Патриарх Иоаким осудил Симеона Полоцкого, как человека “мудрствоваше латинская нововы мышления”. А о самих книгах, издаваемых Симеоном, патриарх Иоаким говорил: “Мы прежде печатного издания не видали и не читали тех книг, а печатать их не только благословления, но и изволения нашего не было”.

Религиозно-философские предпочтения Симеона Полоцкого определялись его образованием, полученном в прозападных учебных заведениях Киева и Вильно. Впрочем, сам Симеон Полоцкий не был, так сказать, профессиональным философом, скорее он был профессиональным литератором и поэтом. Уверенный в том, что Россия должна избавиться от своей самобытности, он всю свою деятельность посвятил тому, чтобы распространить здесь идеи западноевропейского гуманизма и рационализма. И, прежде всего, он пропагандировал светскую науку, столь отрицаемую ранее в древнерусской мысли.

Конечно, будучи монахом, Симеон Полоцкий признавал, что светская наука и, в первую очередь, философия, вторична по отношению к богословию. В “Вертограде многоцветном” он писал:

Философии конец: тако людем жити,

Еже бы по-силному Богу точным быти.

Больше того, немало трудов он посвятил тому, чтобы утвердить в российском религиозно-философском сознании истинное, как ему казалось, православное вероучение. Однако само подходы к толкованию православного вероучения Симеоном Полоцким значительно отличались и от традиционных для России, и даже от тех, что пришли с нововведениями, которые были привнесены в русскую жизнь церковной реформой. Поэтому совсем неслучайно то идейное направление, которое поддерживал и развивал Симеон Полоцкий, и получило название “латинства”. На примере творчества Симеона Полоцкого, можно выделить основные компоненты этого направления.

Прежде всего, разделяя веру и рациональное, “разумное” знание, Симеон Полоцкий все же всегда подчеркивал, что светское, рациональное знание — это обязательная составляющая всякого познания. Он вообще всегда подчеркивал значение “разумности”, призывая и своих читателей шествовать путем “разумения”:

Ты же, о читателю, изволь чести умно,

Разум, удобь возмеши, внимая разумно,

Употребляй… тогда полза будет…

“Разумное” знание, “разумная” “полза” всякого дела — вот к чему призывал Симеон Полоцкий. Рассуждая о философии, он прежде всего говорит о ее “ползе”. Так, знаменитым философам прошлого, Фалесу Милетскому, Диогену, Аристиппу, в его стихах в разных вариантах задают один и тот же вопрос: “Кая в философии полза, человече?” А в строках, восхваляющих разум, он прямо отрицает предыдущую традицию, утверждая, что те, кто не пользуются своим разумом, “иже умом дети”:

Разум есть прешедшая добре рассуждати,

настоящая паки благоустрояти,

Еще предвидение будущих имети, —

сих делес не творяют, иже умом дети.

А.С. Елеонская заметила, что именно в “безумности”, то есть в отсутствие разума, обличал он сторонников старообрядчества, что они просто необразованные, “безумные” люди. “Безумию их каждый посмеется”, — уверяет он в книге “Жезл правления”. Кстати, и опровержения старообрядческих взглядов, Симеон Полоцкий строил, прежде всего, на том, что стремился показать не только отсутствие у них знания, но и элементарную неграмотность. Так, про известного старообрядческого полемиста Никиту Пустосвята он писал: “Чрез все житие вое в нощи невеждества слепствовав… Не весть он и алфа гречески чести”. А другому старообрядческому писателю, Лазарю, говорил: “Иди прежде научися грамматичествовати, таже к вящшым хитростем учения”.

Обвинения Симеона Полоцкого вовсе не означают, что идеологи старообрядчества и в самом деле были неграмотны и необразованны. Они не имели образования в понимании самого Симеона, т.е. не были образованы на западноевропейский лад. Больше того, видимо, Симеон Полоцкий вполне искренне не понимал и не принимал той системы доказательств, которой пользовались старообрядцы, — слишком далеки от него были древнерусские традиции. В отличие от них, для Симеона Полоцкого было аксиомой — истинное познание Бога возможно только путем сочетания веры и разумного знания.

Поэтому уже один тезис о “разумности”, по сути дела, главный тезис Симеона Полоцкого, показывает, насколько его религиозно-философские воззрения были отличны от традиционных древнерусских представлений о соотношении веры и разума. Впрочем, отличались они и от греческой догматики. Ведь впервые в истории русской религиозно-философской мысли Симеон Полоцкий внес в нее самый значительный элемент рационализма. Даже к библейским текстам Симеон Полоцкий относился совсем по-новому. Так, по примеру польского поэта эпохи Возрождения Яна Кохановского, и впервые в русской литературе, он переложил современными стихами одну из библейских книг — Псалтирь. “Псалтирь рифмованная” была напечатана в 1680 году, а в 1685 году положена на музыку дьяком Василием Титовым.

Сам факт поэтического перевода библейского текста — небывалый в истории России, где очень трепетно относились к Священному Писанию. Ведь в этом факте явно прослеживается стремление к рационально-критическому восприятию Библии. Уже в предисловии к “Псалтири рифмованной” Симеон Полоцкий обозначает этот новый методологический принцип, предназначая свое сочинение тем, “кто разумно хвалят Господа”, а читателей он призывает: “Молю тя, здравым умом да судиша”. Сам же перевод осуществлялся, по словам Полоцкого, по принципу: “Держахася словес псалтирных и разума толкования приличнаго”.

Интересен в этом смысле факт, что именно Псалтирь стала предметом первого поэтического перевода. Стоит напомнить, что Псалтирь была и одним из самых первых библейских текстов, переведенных в древности на славянский язык. Так что, история повторилась, только в других исторических условиях.

Таким образом, Симеон Полоцкий стал первым в истории древнерусской религиозно-философской мысли деятелем, который стремился утвердить в древнерусском сознании совершенно иную, новую систему мышления — рационалистическую.

Именно поэтому, в его трудах можно найти столь много ссылок на древнегреческих и западноевропейских философов, цитат из их произведений. Авторитет этих признанных во всем мире мудрецов, как бы позволял ему доказывать собственную правоту.

Вторая составляющая “латинства”, как идейного направления второй половины XVII в. напрямую связана с первой. Речь идет о пропаганде образования вообще, и светского образования, в частности. Уже говорилось, сколь много сделал Симеон Полоцкий для развития системы образования в России. К этому стоит добавить подготовленные и изданные им буквари и другую просветительскую литературу. Множество призывов о необходимости образования разбросаны по разным его сочинениям. И снова мы встречаемся с главным обоснованием необходимости образования, — чем образованнее человек, тем ближе стоит он к постижению Бога.

Особую роль в образовании Симеон Полоцкий уделял “семи свободным наукам” — традиционному набору наук, преподаваемых в западноевропейских университетах (тривиум — грамматика, риторика, диалектика; квадриум — арифметика, геометрия, астрология, музыка). Необходимо помнить, что в древнерусской традиции не признавалась актуальность этого набора, тем более, что в него входила астрология, запрещаемая православием. Тем не менее, Симеон Полоцкий положил много сил для того, чтобы привить эти “свободные науки” на русской почве.

И славу России он видит именно в расширении пределов знания, в развитии образования, сокрушаясь о том, что многие его современники не понимают его устремлений:

…Россия славу расширяет

Не мечем токмо, но и скоротечным

типом, чрез книги с сущым многовечным.

Но увы нравов! Иже истребляют,

яже честным трудове раждают.

Не хощем с солнцем мирови сияти,

в тме незнания любим пребывати.

Третий религиозно-философский компонент “латинства” является своеобразным синтезом двух первых. Вера, “разумность” и образованность позволяли решить главную задачу — воспитание “совершенного человека, на всякое дело уготованного”. По сути дела, идеал “совершенного человека”, возникший у Симеона Полоцкого под влиянием западноевропейского гуманизма и рационализма, и был основным идеалом всех последователей “латинства”. Эту составляющую учения Симеона Полоцкого подробно В представлении Симеона Полоцкого, “совершенный человек” — это добропорядочный, широко образованный христианин и верный сын своего государя. Больше всего этому идеалу соответствует, конечно, “иноческое житие”. Однако, понимая исключительность иноческой судьбы, Симеон Полоцкий подчеркивает важность самого стремления к совершенству: “Духовнии вси, вы молитися непрестанно. Мирстии вси, вы трудитеся… во своем звании неленосно. Вои в полцех, художницы во градех и селех; тяжателие на нивах”.

В понимании Симеона Полоцкого, “совершенный человек” включает в себя множество и, прежде всего, нравственных качеств. Именно нравственные качества составляют духовную основу человека. Поэтому детей необходимо учить “прежде добронравию, неже витийству: яко сие без оного, аки тело без души есть”. Но и обучение “добронравию” Симеон Полоцкий понимал, как научение ребенка “разумному” знанию, ибо, как говорил он сам, воспитание без образования “яко душа телесе кроме”.

Одним из важнейших качеств “совершенного человека” Симеон Полоцкий считал любовь и верность государю. Это было неслучайно, ведь сам Симеон, обладавший столь необычными для Древней Руси религиозно-философскими убеждениями, да еще и выходец из Белоруссии, напрямую зависел от благорасположенности царя. И недаром в “Букваре языка славенска” издания 1667 года обобщенный образ “совершенного человека” приобретает конкретные черты верноподанного царя. В этой книге утверждается, что благополучие царя является главной целью существования остальных членов общества:

Ты, чтый, за сию милость моли Бога

царю пресветлу жити лета многа,

Во книзе жизни написану быти,

здраво, весело, славно в мире жити,

Вся супостаты силно побеждити…

И в своих конкретных поступках Симеон Полоцкий всегда выступал на стороне царской власти и в ее защиту, что проявилось во время споров между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном о правах “царства” и “священства”.

В понимание Симеоном Полоцким роли российского монарха прослеживается еще одна важная черта — он стремится обозначить русского царя, как вселенского, ибо именно в создание вселенского православного царства он и видит главную задачу России, как “Нового Израиля”, в новых исторических условиях. В “Гусли доброгласной” (1676 г.), обращаясь к царю Федору Алексеевичу, он писал:

Да возвеселится Израиль Новый

(царство Российское) о сотворшем

его и синове Сиона Московскаго да

возрадуются о тебе, царе своем.

В других сочинениях его идеал выражен еще более четко. Так, в “Рифмологионе” он не просто воспевает российского царя, но формулирует смысловые и целевые установки будущего развития России:

Царю восточный, царю стран премногих,

нас избавивый от противник многих.

Прогнавы з Руси еретики,

будиж в победах преславен во веки!

Царствуй над всеми вселенныя страны,

из язык мрачных твори христианы.

Разшири веру, свет омрачным буди,

иже во смертней сени гибнут люди

Царствуй, пресилен, преславен повсюду,

где солнца запад и встает откуду!

Подай ти Господь во мире сияти,

второму солнцу, всеми обладати,

Дабы тобою мрака избежати

всем родом земли и веру познати.

Буди Константин и Владимир миру,

сотри кумира и прослави веру.

Подай Господь миром обладати,

а в век будущий в небе царствовати.

Осмысление нового положения России в мире, как вселенского православного царства, имела большое значение для развитие отечественной историософии и было созвучно основным целевым задачам, которые формулировались в других историософских произведениях того времени.

Просветительская деятельность Симеона Полоцкого оказала большое влияние на дальнейшее развитие отечественной религиозно-философской мысли, став своеобразной идеологической и культурологической подготовкой ко многим изменениям в российской жизни, осуществленными позднее Петром I.

Симеон Полоцкий (крестьянское имя Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) (1629-1680) — восточнославянский деятель культуры XVII века, поэт, переводчик, драматург и богослов, один из идейных лидеров латинян.

Он был уроженцем Полоцка и выходцем из Беларуси. Он учился в Киево-Могилянской коллегии и, по некоторым оценкам, в Виленской иезуитской академии. До конца своей жизни Симеон Полоцкий оставался тайным униатом, скрывая свою принадлежность к Базилианскому ордену.

Пользуясь благосклонностью царя, Симеон Полоцкий запустил в Москве образовательный проект — преподавал в Богоявленской и Заиконоспасской школах, открыл в Кремле типографию, свободную от церковной цензуры, где большими тиражами печатал свои книги поэзии, научной и богословской литературы. Позже, по поручению царя, Симеон Полоцкий занимался воспитанием царских детей Федора и Софьи. Кроме того, он руководил первой в России школой нового типа в Приказе тайных дел, где преподавал латынь будущим дипломатам. Он также разработал проект организации высшей школы в Москве, на основе которого впоследствии была создана будущая Славяно-греко-латинская академия.

Основные направления деятельности Симеона Полоцкого и их результаты

Результатом этой деятельности стало продолжающееся влияние Церкви на нравственное совершенствование людей, укрепление их положения в обществе и рост их влияния.

Другой тенденцией была поэтическая активность.

В 1679 году Полоцкий составил проект указа о создании высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии, но смерть помешала ему осуществить задуманное. Именно София (в 1687 году) завершила его работу.

Наконец, именно С.Полоцкий был духовным наставником и воспитателем Федора Алексеевича и Софьи. Во время их правления авторитет С. Полоцкого был очень велик, он буквально умер на пике своей славы.

Результатом этой деятельности стал большой вклад в развитие образования, культуры, формирование русской системы стихосложения.

Таким образом, Симеон Полоцкий — яркая фигура искусства и церкви периода первого русского правления. Его идеи, озвученные в проповедях и записанные в книгах, способствовали нравственному совершенствованию общества, учили жить по Божьим законам, законам добра. Он внес вклад в развитие культуры, особенно образования, поэзии и драматургии.

С. Полоцкий считается основателем поэзии и драматургии. До него никто не участвовал в этих искусствах.

Симеон Полоцкий также вошел в историю России как воспитатель детей царя Алексея Михайловича.

Религиозно-философские идеи Симеона Полоцкого

Борьба со старообрядчеством

Религиозные и философские предпочтения Симеона Полоцкого определились его образованием, которое он получил в прозападных учебных заведениях Киева и Вильно. Однако сам Симеон Полоцкий был не профессиональным философом, а профессиональным писателем и поэтом. Убежденный в том, что России необходимо избавиться от самобытности, он посвятил все свои силы продвижению идей западноевропейского гуманизма и рационализма. И прежде всего, он пропагандировал светскую науку, которая ранее так отрицалась в древнерусской мысли.

Цель философии — чтобы люди могли жить,
точнее, на Божьем пути.

Творчество Симеона Полоцкого

Творчество Симеона Полоцкого завершает первый, так называемый книжный период в истории белорусской поэзии. Он опирался на опыт своих предшественников, белорусских поэтов, а также на польские и отчасти западноевропейские литературные традиции и способствовал их дальнейшему развитию.

Симеон Полоцкий писал в основном на книжном, так называемом славяно-русском языке (церковнославянском), хотя в белорусском периоде творчества поэта, безусловно, можно обнаружить местные, белорусские языковые особенности.

Подавляющее большинство его работ не датировано. Из тех, что датированы, самые ранние датированы 1648 годом.

Творческое наследие поэта богато и разнообразно. Многие композиции были написаны им на традиционные церковно-религиозные темы. В некоторых из них поэт затрагивает важные вопросы общественной жизни своего времени, проблемы воспитания, образования и многие другие темы.

Симеон Полоцкий внес значительный вклад в развитие поэзии в восточнославянских странах. Несмотря на строгие нормы организации стиха в профессиональной слоговой поэзии (равносложность, постоянная цензура стиха, рифма и женская рифма), поэту во многом удалось преодолеть монотонность и однообразие его звучания, придать ему больше смысла и легкости, привести в более совершенную форму.

Переехав в Москву, Симеон Полоцкий своей разнообразной культурно-просветительской и творческой деятельностью вписал живую страницу в культурную историю белорусского и русского народа, стал автором поэзии и драматургии как нового вида литературы в России и своей деятельностью способствовал подготовке величайшего культурно-исторического перелома в русском обществе, который произошел позже, во время реформ Петра I.

Религиозно-философские идеи Симеона Полоцкого

Религиозно-философские предпочтения Симеона Полоцкого были обусловлены его образованием, которое он получил в прозападных учебных заведениях Киева и Вильно. Однако сам Симеон Полоцкий был, так сказать, не профессиональным философом, а профессиональным писателем и поэтом. Убежденный в том, что Россия должна избавиться от своей самобытности, он посвятил всю свою деятельность распространению здесь идей западноевропейского гуманизма и рационализма. И, прежде всего, он пропагандировал светскую науку, которая ранее так отрицалась в древнерусской мысли.

Философия — это цель: вот как люди должны жить, если быть точным, только Божьей силой.

Ты, читатель, почитай мудрость,
«Ты будешь мудрым, ты будешь благоразумным, ты будешь разумным.
Используйте… затем ползайте…

Они не делают таких вещей, те, кто являются детьми разума.

Обвинения Симеона Полоцкого не означают, что идеологи старой веры действительно были необразованными и неграмотными. У них не было образования в смысле самого Симеона, то есть они не были образованы западноевропейским способом. Более того, Симеон Полоцкий, видимо, совершенно искренне не понимал и не принимал систему доказательств, используемую старообрядцами — древнерусские традиции были для него слишком далеки. В отличие от них, для Симеона Полоцкого было аксиомой, что истинное познание Бога возможно только через сочетание веры и рационального знания.

Псалтырь Симеона Полоцкого

Внешнее оформление Псалтыри Симеона Полоцкого соответствует ее назначению. «Издания верхней типографии отличались … элегантностью и мастерством оформления. Они были напечатаны новым красивым шрифтом и, по желанию царя Федора Алексеевича, украшены гравюрами на меди Афанасия Трухменского по рисункам Симеона Ушакова и барочными заставками….. Текст имеет орнаментальную рамку, а в книге традиционно используется двухцветная печать.

В начале книги помещен фронтиспис с иллюстрацией царя Давида, автора Псалмов. Давид изображен сидящим в позе вдохновенного псалмопевца. Его лицо и руки обращены к облаку, из которого исходит сноп света, как бы свидетельствуя о том, что псалмы были услышаны Богом.

В том же предисловии Симеон Полоцкий приводит три причины, которые поддержали принятое им решение:

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Что касается познавательности мира, то первообразный (Бог) непознаваем. В него надо только верить. Другие две части: природа и человек – познаваемы. Чувственное познание является первой и необходимой ступенью в постижении природы и человека. Человек представляет собой, по мнению ученого, город с пятью входными воротами (зрением, слухом, обонянием и вкусом) через которые он и приобретает первичные знания.

Второй – в нерассудии (в необдуманности, некритическом заимствовании знаний).

Третий – в скородумии (в поспешных выводах).

Четвертый – в непостоянстве ума.

Пятый – в упрямстве (в нежелании признать свои взгляды ошибочными).

Шестой – мудрствовании плоти (в направленности разума на удовлетворения телесных наслаждений, когда человек живет не разумом – сердцем, а телом).

Седьмой – в желании узнать то, что меньше всего дает человеку пользы.

Симеон Полоцкий отмечает, что интеллектуальные способности совершенствуются в процессе полезной практической деятельности и учебы. Целью познания является истина. Мыслитель является сторонником учения о двойственной истине. Истина религиозная – предмет веры, философская достигается с помощью разума.

Учение о человеке философ решает с христианско-гуманистических позиций. Он выступает за активный, общественно – полезный образ жизни. Ему чужд суровый аскетизм (особенно он выступает против постов, которые изматывают человеческий ум, истребляют силу, рождают дух уныния и печали), бездеятельное времяпрепровождение. Симеон Полоцкий рассматривает человека во взаимосвязи с социальной общностью (семьей, общиной, государством), вне которой не может происходить становление его как личности. Симеон Полоцкий неоднократно подчеркивал и роль самовоспитания в формировании гражданина. По наследству ему не передаются родительские добродетели. Каким он станет в будущем, зависит от самого человека, от его добрых дел:

Родителей на сына честь не прехождает,

Анзе добродетелей их не подражает.

Лучше честь собою комуждо стяжати,

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Нежели предков си честию снятии.

(из истории философской и общественно – политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI – нач.XIX вв. Мн., 1962, стр.283).

Поэтому благо, если у человека есть друг, утверждает ученый. Другом может быть далеко не каждый, а только тот, кто смело в глаза осуждает твои недостатки, помогает в нужде и добрых делах, не оставляет в дни печали. И, наоборот, надо сторониться людей, которые в веселии с тобой, а в трудное время бросают.

Одной из главных добродетелей Симеон Полоцкий считал мудрость, образованность, которые необходимо решить в делах – таково требование философа. Бездеятельность не только безнравственна, но и преступна, считает он.

Человек обладает свободой, которая не зависит ни от судьбы, ни от звезд, а от него самого. Поэтому человек ответственен за свои поступки. Для недопущения зла у него с детских лет надо воспитывать добродетели:

Древо старое трудно пресаждати,

Також де правы стариков изменяти,

Древо младое удобно клонится,

Тако юноша всяческим учится.

Иже таком сосуд новый исполнится,

Чрез многая лета в нем сохранится:

Тако нрав юноши от детства всажденный,

Даже до старости бывает храненный.

(из истории философской и общественно – политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI – нач.XIX вв. Мн., 1962, стр.263).

Просвещенность и добродетель, усердие в труде (как в интеллектуальном, так и физическом) на благо людям и отчизне формирует у человека личные достоинства (2,165-170).

Философская мысль Симеона Полоцкого легла в основу его педагогической деятельности и педагогических взглядов.

Читайте также: