История росписи по дереву на руси кратко

Обновлено: 04.07.2024

Палехская

Ивановская область

Палехская миниатюра пусть и не относится напрямую к народной росписи как таковой, однако представляет из себя чрезвычайно важный элемент в художественном промысле. Палех вообще издавна славится своими мастерами в области изобразительного искусства. Однако в том виде, в котором представлены традиционные палехские изделия сегодня, они стали производиться лишь в начале ХХ века. Роспись наносят яркими темперными красками поверх изделий, чаще всего представляющих собой папье-маше. Это могут быть всевозможные шкатулки, ларцы и даже картины.

Сюжеты палехского творчества разнообразны. Здесь можно увидеть и сказочные мотивы, и повседневные истории, и особые, сакральные события. В работах мастеров чувствуется уникальная черта, свойственная иконописным росписям. Впрочем, манера и секреты настоящего палеха передаются здесь из поколения в поколение от мастеров к их преемникам уже на протяжении многих лет. Возможно, это и является секретом успеха изделий по всему миру.

Гжель

Московская область

Бело-голубая керамика, известная как гжель, отличается своей утончённостью, изысканностью и характерной цветовой гаммой. Основу промысла составляет богатая глинами местная почва, из которой в 1800 году начали производить фарфор, хотя гончарная деятельность здесь была развёрнута ещё задолго до открытия завода фарфоровых изделий. Первая настоящая гжель сильно напоминала майолику, но после стала приобретать уникальный, свойственный ей вид. В росписи активно использовался кобальт, синяя краска с глубоким ярко выраженным оттенком, которая легко переносила высокие температуры.

После такие фаянсовые изделия получили не только местное признание, но и стали активно поставляться в ближайшие регионы. В раннее советское время гжель пережила упадок, но с середины XX века получила импульс к дальнейшему развитию. На сегодняшний день в Гжели функционируют несколько мастерских, где занимаются производством всевозможных изделий: от статуэток до посуды.

Жостовская

Московская область

Расписные изделия из папье-маше в XIX веке получили своё распространение в современном Подмосковье, деревне Жостово. Корни росписи идут из истории федоскинской миниатюры. Основной мотив и композиция, изображаемая мастерами жанра — цветочные букеты. В отличие от многих других видов росписи, Жостовская со временем сильно преобразовалась и стала заточена под конкретный элемент утвари — поднос. Металлические изделия с ярким узорчатым изображением композиции садовых цветов и полевых растений является эталонным панно.

Чаще всего в общей гамме цветов преобладают насыщенные и броские цвета, которые оттеняются мрачным тёмным фоном. Изделия с характерным для Жостово стилем известны по всему миру, оригинальные работы стоят сумасшедших денег, и оно понятно, ведь оригинальное Жостово — кропотливый труд мастеров Подмосковья, который в большей части случаев виден при первом взгляде на изделие.

Мезенская

Архангельская область

Мезенская роспись — ещё один важный элемент народных промыслов России. Появившийся в XIX веке в низовьях реки Мезень роспись неподражаема и сильно выделяется на фоне остальных. Данный тип искусства применителен, прежде всего, к кухонной утвари, а также прялкам, всевозможным кубкам и чашам. Мезенский стиль представляет собой чисто орнаментальный тип декора. При одном взгляде на изделие, украшенное по-мезенски, не возникает сложности её идентифицировать.

В структуре орнамента часто встречаются геометрические узоры — крестики, линии, треугольники, ромбы, но центральное место в композиции уделяется знаковым, имеющим интерпретацию, элементам. Так, красные кони изображали движение солнца, ели — символизировали мужскую силу, а гуси и лебеди становились воплощением душ родных и близких. Весь спектр палитры ограничен тремя ключевыми оттенками: приглушенным земельно-красным, чёрной сажей и жёлтой охрой. Традиционно навык росписи и все секреты творца передавались семьями по мужской линии. Практически всё наследие, созданное в таком стиле, приходится на период конца XIX – начала ХХ веков, однако усилиями старых палащельских мастеров в 1960-е годы удалось вернуть к жизни исчезающий, уникальный тип росписи.

Хохломская

Нижегородская область

История появления росписи по дереву уходит в глубину веков — она появилась тогда, когда появилась сама живопись — более 30 тыс. годов назад. Человек декорировал предметы быта мягенькие деревья для резьбы по дереву и стенки собственных жилищ в целях внести в жизнь красоту музей резьбы по дереву выручил клепики и запечатлеть происходящие с ним действия.

История возникновения росписи по дереву

Дерево всегда являлось самым легкодоступным для отделки материалом — и конкретно роспись по дереву сформировывало изобразительное искусство и людскую культуру вообщем.История появления мозаика и резьба по дереву матвеева росписи по дереву на местности нашего правительство также насчитывает большое количество веков. Корешки этого искусства — в архаичных языческих временах.

К огорчению, дерево обладает наименьшей долговечностью, чем, к примеру, камень, потому до наших дней дошла только маленькая часть образцов древесной росписи.

Тогда наши праотцы поклонялись природным стихиям, также Перуну, Велесу и огромному количеству других богов. Сюжеты старых мастеров древесной росписи были посвящены, в главном, природе либо символизировали мотивы орнаментов для резьбы по дереву здоровье, фортуну и благоденствие.

Древесной росписью декорировали фасады домов и внутренние интерьеры.

Исторические монументы с образцами древнего искусства росписи сохранились до наших дней — дома с отделанными живописцами интерьерами можно увидеть на русском Севере. Крестьянские избы расписывались в главном изображениями цветов и птиц резьба по дереву ореха.

Северная роспись по дереву, технология которой отличалась отсутствием предварительного рисунка и вольными, размашистыми движениями кисти, применялась для украшения входных дверей, стен, мебели, посуды, сундуков, хомутов. Зимою русские северяне катались на украшенных росписью санях. Основные и самые резьба по дереву опоры древние школы русского искусства росписи по дереву — это Мезенская и Северодвинская. Позже возникли такие декоративно-прикладные направления, как Жостовская роспись, Палех и Хохлома.

Это самая древняя художественная роспись на Руси. Короба резьба по дереву оленя, прялки, сундуки и посуда, расписанные северными мастерами были известны далеко за пределами Архангельской области — местности, где возникла эта школа. Самобытность музей резьбы по дереву в рязанской мезенской росписи придавал неповторимый орнамент, каждая деталь которого имела глубокий смысл. Изображения зверей, птиц, растений несли внутри себя полноценное послание об окружающем художника мире.

История возникновения росписи по дереву

Мезенская роспись музей резьбы по дереву спас-клепики по дереву, технология которой предполагала использование только двух цветов — чёрного и красного (сажа и охра), наносилась с применением специальных инструментов — деревянной палочки, пера глухаря и кисточкой из человеческого волоса.

Похожей по технологии и характеру рисунка на Мезенскую роспись является северодвинская техника отделки дерева. Самобытность можно ли научиться резьбе по дереву северодвинской живописи в её яркости и графичности изображений. Любимым предметом украшения двинских художников были прялки, которые расписывались сюжетами из крестьянской жизни. Изображались свадьбы, гулянья, чаепития, сцены охоты.

История возникновения росписи по дереву

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

История изобразительного искусства насчитывает более 30 тысяч лет. Об этом свидетельствуют Изображения на стенах пещер, мелкая пластика и предметы быта древнего человека. Дерево постоянно присутствовало в жизни человека. Очевидно, художественная отделка дерева была не менее популярна, чем отделка камня или кости животного. Наверное, именно в отделке изделий из дерева участвовало самое большое число людей, потому что этот материал был наиболее распространен и был более удобен для художественного творчества. Тогда можно сказать, что именно роспись по дереву всю историю человечества в наибольшей мере формирует изобразительную культуру и культуру человека вообще.






учащаяся группы ДПИ-11

Минкевич Мария Валерьевна

История изобразительного искусства насчитывает более 30 тысяч лет. Об этом свидетельствуют Изображения на стенах пещер, мелкая пластика и предметы быта древнего человека. Дерево постоянно присутствовало в жизни человека. Очевидно, художественная отделка дерева была не менее популярна, чем отделка камня или кости животного. Наверное, именно в отделке изделий из дерева участвовало самое большое число людей, потому что этот материал был наиболее распространен и был более удобен для художественного творчества. Тогда можно сказать, что именно роспись по дереву всю историю человечества в наибольшей мере формирует изобразительную культуру и культуру человека вообще.


Роспись по дереву — искусство древнее. Родилось оно еще в пору язычества. Каждое изделие заключало в себе символическое пожелание здоровья или удачи, благословение дому. В качестве красок использовали те материалы, которые всегда были под рукой — уголь, мел или глину. Долгими зимними вечерами вытачивали или вырезали деревянные заготовки, на которые наносили изображение с помощью палочки, птичьего пера или кисти.

Графическое направление

Мастер рисовал черный узор из трав и цветов. Затем расписывал орнамент красной, желтой и зеленой краской. Это направление было развито на Северной Двине. Там уже в XVII веке расписывали лукошки и туеса, сани, чаши и прялки. Характерен растительный орнамент со стрельчатыми листьями, среди которого то и дело можно увидеть плывущую рыбу или летящую птицу, сцены гуляний и застолий.

Мезенская роспись — самая древняя на Руси. Она зародилась на территории нынешней Архангельской области. Здесь использовались только два цвета: черный (сажа) и красный (охра). Отличается самобытным орнаментом, каждая деталь которого символична и находится в своем, строго определенном, месте. Расписанное изделие промазывалось олифой, что придавало дереву золотистый цвет.

Кистевое направление

Здесь все построено на живописных мазках и цветовых пятнах. Рисунок сразу наносится кистью, без предварительных набросков. Такой росписью до сих пор славится знаменитая хохлома. Этот промысел появился в XVII веке в районе Нижнего Новгорода. Выточенную из дерева посуду грунтуют (покрывают жидкой глиной), а затем лудят серебром или оловом, после чего изделие становится готовым для росписи. Рисунок закрепляют в печи, лакируют и снова сушат горячим воздухом.

Городецкая роспись появилась в середине XIX века. Деревянное изделие грунтуют, затем наносят “подмалевок” — крупные пятна. После этого тонкой кисточкой прорисовывают штрихи и заканчивают “разживкой” — объединением в единую композицию белилами и черной краской. Традиционный орнамент здесь — букеты цветов, кони и птицы.

Посуда, разделочные доски, матрешки до сих пор являются очень популярными предметами для росписи. Купить деревянные заготовки для них можно на нашем сайте. Изделия подойдут также для выжигания и декупажа.

ООО Анима (РуТвор)

Другие статьи о деревянных изделиях

Деревянные заготовки для росписи и резьба по дереву. Художественная резьба по дереву это старейшее ремесло, в…

Как выбрать заготовку для росписи матрёшки? Матрешка является не только русской национальной игрушкой, но и…

Хохлома: общая характеристика и история Хохлома - старинное искусство росписи по дереву, появившееся в XVII…


Искусство росписи по дереву имеет свои особенности и характерные черты во многих регионах России. Существовала своя особая роспись и на Вятке, ее элементами наши предки украшали предметы домашнего обихода – образцы вятской росписи сохранились на прялках, досках, сундуках, бураках и на другой деревянной утвари. Сегодня эти предметы можно увидеть в постоянной экспозиции Кировского областного краеведческого музея.

Вятская роспись очень символична. Рисунки наносились с учетом смысла изображаемого. Например, часто в вятской росписи встречается изображение дерева – оно является символом энергии, жизни, радости; круг олицетворяет солнце; изображение нескольких кругов обозначает движение солнца по небосводу. Львы, которых также можно встретить на старинных предметах быта, олицетворяют собой мужскую силу, а птицы символизируют вести или небесных посланников.

При окраске сундуков вместо кистей вятчане использовали заячьи лапки. Инструментом в росписи служили чеканы – деревянные палочки длиной примерно 18 сантиметров, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звездочек и других узоров.

Приступая к росписи, мастера сначала из обрезков овечьей кожи готовили клей. Этим клеем с помощью заячьей лапки или кисти из луба покрывали поверхность, и пока клей не высох, делали фон для росписи. Потом сундук покрывали еще одним слоем клея, и только затем начинали расписывать.

С помощью линейки и циркуля мастера намечали на сундуке тонкими линиями членения композиции. На поверхности всех окрашенных стенок рисовали широкую раму. Такой же широкой полосой переднюю стенку и крышку делили на два разных квадрата, в них проводили диагонали, на пересечении которых рисовали окружности. Иногда углы квадратов отмечали наугольниками, в центре рисовали ромбы, а в ромбах круги. Ромбы и круги закрашивали сплошь каким-нибудь из участвующих в росписи цветов. Когда краски просыхали, всю поверхность крышки и стенок расписывали зеленой краской или голландской сажей под оковку, а затем желтым кроном или белилами печатали чеканами разные узоры.

В росписи вятских бураков сложился собственный грубоватый стиль исполнения, сочетавший красный, синий, желтый, зеленый тона. Для вятской бурачной росписи характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и прочие композиции, в которых цветы группировались в гирлянды и букеты. Расписанные масляными красками с применением белильных разживок, вятские бураки выделялись среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.

Домовая роспись с давних времен была важным элементом декора интерьера человека на Русском Севере. Это крестьянское искусство отражает сложившееся веками представление о красоте, стремление к защите и охране своего очага. Исследователи считают, что расцвет домой росписи приходится на 1880 – 1910 годы. Это северорусская традиция особенно широко охватывала Вологодскую и Архангельскую губернии, в состав которых раньше входило несколько территорий Кировской области (Лузский, Подосиновский и Мурашинский районы).

В течение 26 лет под руководством сотрудника Кировского краеведческого музея Владимира Александровича Любимова собиралась богатая и обширная коллекция образцов северной домовой росписи. Главными героями, изображенными на деревянных перегородках, филёнках, голбцах и дверях крестьянской избы были львы, птицы, кони, реже люди. Рядом с ними и часто отдельной композицией встречается растительный мотив – образ мирового древа в виде цветов, бутонов и веток, расположенных на дереве, гирлянде или букете.

Изображения отличаются лаконизмом манеры и веками отработанными приемами владения кистью. Известно, что часто общую фоновую раскраску делал один мастер, а мотив или сюжет выполнял другой, более опытный рисовальщик (красильщик). Многие вятские, костромские, вологодские мастера занимались росписью в качестве отхожего промысла и выполняли работы не только на своей родине, но и в соседних губерниях (Вологодская, Архангельская, Пермская, Тобольская).

Современная кировская роспись наносится на поверхность сундучков и коробочек мягкими беличьими или колонковыми кистями, окраска фона производится флейцем или широкой плоской щетинной кистью. После сушки расписанное изделие лакируется. Для этой цели используются нитроцеллюлозные лаки.

Читайте также: