От сепаратизма к исламизму кратко

Обновлено: 02.07.2024

Гипотеза, что главная причина этого - нищета и террористами становятся обездоленные голодающие юноши, не нашла подтверждения, как и надежда на то, что экономическое развитие и рост благосостояния ведут к уменьшению радикализма.

Мусульмане привыкли считать себя особой общностью, избранной частью человечества. И справедливость требует, чтобы они занимали в мире высшее, доминирующее место. В действительности все не так: в мире властвуют, задают тон другие. Сила, мощь, влияние - не у исламского сообщества, а у Запада.

Войны, интервенции и оккупация после обеих мировых войн, возникновение Израиля (рассматриваемого большинством мусульман как порождение западных держав и удар в сердце исламского сообщества) - все это сильно способствовало радикализации мусульманского, особенно арабского, общества.

Радикальный исламизм - это не какая-то занесенная болезнь. Он берет свои корни в некоторых основных, органических положениях ислама, по-своему их интерпретирует, искажает, приспосабливает для нужд насилия и террора. Но как человеку, не относящемуся к мусульманскому миру, трудно понять разницу между исламом и исламизмом, так и большинству мусульман нелегко разобраться в том, где кончается великая религия и начинается человеконенавистническая идеология, способная сформировать армию безжалостных и бесстрашных монстров.

Изначально идеологией чеченской стороны был светский политический национализм, но к 1995 году исламизация движения стала очень заметной; в этом же году муфтий сепаратистов Ахмад Кадыров объявил джихад России. После того как в апреле 1996 года российские силовые структуры убили Джохара Дудаева, чеченские боевики все больше принимали исламистскую идеологию, хотя национализм до сих пор находит отклик среди чеченских боевиков.

На президентских выборах 1997 года в присутствии многочисленных международных наблюдателей победил набравший 59,3 процента голосов Аслан Масхадов, олицетворявший для большинства избирателей разумное светское правление. Радикально настроенный Шамиль Басаев занял второе место, получив 23,5 процента голосов. Хотя промосковских кандидатов к выборам не допустили и многие внутренне перемещенные лица не смогли проголосовать, Москва признала Масхадова законным лидером Чечни.

Усилия Масхадова в сфере государственного строительства столкнулись с многочисленными препятствиями. Война покалечила общество и опустошила города и села, оставив в руинах экономику, инфраструктуру и сферу социального обеспечения. Поддержка полевых командиров быстро таяла. Лидеры военизированных группировок не были склонны соблюдать правила политической игры; многочисленные конкуренты использовали ислам для обоснования своих претензий на власть. К 1999 году оппозиция Масхадову почти полностью слилась с религиозными радикалами, которых он практически не контролировал. Уступками и предоставлением должностей в правительстве Масхадов пытался сохранить лояльность полевых командиров, но в конечном итоге это лишь способствовало разрушению государственной системы. Военизированные и преступные группировки уничтожили нефтяную промышленность (основной источник доходов), продолжало разрушаться коммунальное хозяйство, инфраструктура и транспорт. Правительство оказалось неспособным положить конец практике похищений людей с целью выкупа, некоторые из которых оказались фатальными, в том числе для иностранцев.

Вторая война

Среди чеченских боевиков более умеренное крыло придерживалось национально-освободительной программы и ставило целью воевать против российских войск, а не с гражданским населением, как в самой Чечне, так и за ее пределами. Однако радикальное крыло чеченского сопротивления прибегло к масштабным террористическим актам, включая более 40 терактов за пределами Чечни с 1999 года, многие из которых приписывают группировкам под командованием Басаева. Также возникло крыло профедерально настроенных чеченцев, во главе которых встал Ахмад Кадыров, суфийский лидер, выступивший резко против сползания республики к радикальному исламизму (салафизму), а позже его сын Рамзан Кадыров. Ахмад Кадыров порвал с Басаевым и принял военную поддержку Москвы.

Стратегия безопасности

Вторая война оказалась значительно более жестокой, чем первая, боевики часто прибегали к террористическим методам, а Москва отвечала масштабным неизбирательным применением силы. Армия, хоть и лучше подготовленная, чем в 1994-1996 годах, но все еще в основном технологически и методологически не реформированная и применяющая старые тактики, воевала с применением вооружений, предназначенных для крупномасштабного конфликта. Для ликвидации небольших групп боевиков военные использовали авиацию и артиллерию, что подчас приводило к разрушению целых кварталов и населенных пунктов. Успешное продвижение армии на запад осуществлялось благодаря способности генерала Трошева договариваться с местными лидерами, в то время как на востоке генерал Шаманов, продвигаясь вдоль реки Сунжа, вошел в Грозный, где быстро установил контроль над одним из районов (Старопромысловским), но за этим последовали два месяца ожесточенных боев. В конце января 2000 г. чеченские отряды покинули город, и он был занят федеральными силами.

К августу 2004 года все палаточные лагеря перемещенных лиц в Ингушетии были закрыты. Власти прибегали к давлению, угрозам и обещаниям компенсации за разрушенное жилье и других льгот для поощрения возвращения чеченцев в родные места. Однако лишь некоторые репатрианты смогли поселиться в 32 пунктах временного размещения (ПВР) и в пятнадцати местах компактного проживания (МКП). Небольшое число вынужденных переселенцев по-прежнему остаются в МКП Ингушетии.

Современная Чечня

По-прежнему серьезной проблемой остается обеспечение жильем. Жители, чьи дома и имущество были полностью уничтожены, имели право на компенсацию в размере 350 тыс. руб. Однако для ее получения приходилось давать взятку в размере 30-50 процентов от суммы компенсации. Те, чье жилье было разрушено частично, не имеют права на компенсацию. С 2005 года компенсационные выплаты практически прекращены. Их получили 45 447 семей, на что было израсходовано 15,9 млрд руб., выделенных из федерального бюджета.

Власть в современной Чечне сосредоточена в руках Рамзана Кадырова, единственного регионального руководителя, которому подчинены силовые структуры на его территории и который лично контролирует проведение контртеррористических операций. Интенсивность вооруженных столкновений и число жертв среди сотрудников силовых структур значительно снизились, хотя боевики все еще способны совершать крупномасштабные теракты – такие как взрывы террористов-смертников в Грозном 6 августа 2012 года, когда трое военнослужащих были убиты и еще трое были ранены. Правозащитные организации сообщают о том, что проблема пренебрежения принципом верховенства права сохраняет свою остроту, хотя нарушения прав человека остаются в значительной степени незадокументированными из-за атмосферы страха. В докладе Совета Европы за 2010 год отмечено, что «постоянные исчезновения оппонентов правительства и защитников прав человека по-прежнему остаются, как

Кадыров разработал собственную государственную идеологию, основанную на исламе и национализме. Он активно поддерживает развитие чеченской культуры, искусства и спорта, способствует внедрению чеченских обычаев и образа жизни, создал комиссии по урегулированию семейных споров, а также ведет кампанию по борьбе с наркоманией. Суфийский ислам стал государственной идеологией, насаждается исламский дресс-код для женщин и поощряется многоженство. Значительная часть времени республиканского телевизионного вещания посвящена вопросам религии, женщины-телеведущие появляются на экране с покрытой головой, восстановлены святые для суфиев места поклонения (зияраты). В республике двадцать медресе, два исламских высших учебных заведения, три школы хафизов, готовящих читателей Корана, и более 700 мечетей. Мечети, религиозная жизнь и образование находятся под строгим контролем, и Кадыров заявляет, что будет искоренять все, что связано с салафизмом. Православная церковь в Грозном восстановлена, и возвращение этнических русских поощряется. В 2012 году перед православной Пасхой все христианские кладбища были приведены в порядок, а бывшим русским жителям города был предоставлен транспорт для посещения могил их родственников

В случаях нарушения прав чеченцев за пределами республики Кадыров часто вступается за них. Он и его уполномоченный по правам человека Нурди Нухажиев не раз подвергали резкой критике действия федеральных войск в первые годы второй войны, обвиняя их в грубых нарушениях прав человека, в том числе в насильственных исчезновениях. Кадыров неоднократно пытался расширить свое влияние, особенно в Ингушетии и Дагестане, где до 2008 года регулярно имели место столкновения местных силовиков с чеченской милицией. В июле и августе 2012 года между руководителями Чечни и Ингушетии произошел словестный конфликт по поводу территориальных вопросов и методов борьбы с вооруженным подпольем.

Кадыров пользуется гораздо большей независимостью, чем другие региональные лидеры, отчасти благодаря близким отношениям с президентом России Владимиром Путиным. Он часто выступает с комментариями по вопросам международной политики, особенно на Ближнем Востоке, и поддерживает непосредственные контакты с руководством ряда исламских стран. 15 мая 2012 года на крупном конкурсе исполнителей исламских песен (нашидов) в Грозном выступил известный шейх Мишари бин Рашид Алафаси из Кувейта. Две недели спустя, после участия в конференции на тему «Исламская доктрина против 78

Серьезные усилия по установлению верховенства права, прозрачной системы государственного управления и политического плюрализма позволят улучшить международный имидж Чечни. Транспарентность и контроль за использованием государственных средств, выделенных на развитие экономики, восстановление республики и помощь гражданам могут способствовать социальному спокойствию и стабильности в обществе, а также углублению интеграции с остальной частью России

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1 Составьте хронологию событий во внутренней политики России на Северном Кавказе

2.Что дает основание считать Северный Кавказ регионом повышенной конфликтности?

3. Какие факторы оказывают особое влияние на динамику конфликтов на Северном Кавказе?

4. Проанализируйте основные конфликты, существующие в регионе, выявляя в них общее и особенное.

Сепаратизм сегодня создает немало сложных и острых проблем в жизни как развитых (Канада, Испания и др.), так и развивающихся (Индия, Пакистан, Ирак, многие африканские государства) стран. Он ведет к нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ и, как показывает опыт, может явиться источником острейших межгосударственных и межнациональных конфликтов. В большей степени эта проблема присуща исламским странам. А в странах центральноазиатского и кавказского регионов, сепаратизм зачастую принимает наиболее уродливую и самую болезненную форму. Причиной тому могут быть нарушения прав человека и народов, национальных, расовых и религиозных групп (меньшинств), национальные черты характера – "горячая кровь" или особенности исторического развития, но одной из основных причин является выгодное геополити-ческое положение стран этих регионов.

Желающих взять под контроль эту территорию хоть отбавляй. Умело подогревая религиозные, территориальные или иные конфликты, можно ослабить государство, сделать его руководство подконтрольным и управляемым. Разделяй и властвуй – этот принцип отлично работает до сих пор. Среди недовольных всегда найдутся желающие решить возникающие вопросы силой, угрозами, террором, а их цель – стать во главе, получить под свой контроль лакомый кусочек. Зачастую такие люди являются ярко выраженными лидерами с сильным характером, способные объединить вокруг себя единомышленников. У них быстро появляются влиятельные союзники и покровители, снабжающие их деньгами, оружием и инструкциями. А дальше… дальше появляются радикальные движения, экстремистские группировки, террористические организации, прикрывающиеся религиозными лозунгами и речами о независимости. И вот, благодаря умелому руководству, десятки (если не сотни или тысячи) еще вчера мирных людей, становятся боевиками, готовыми "огнем и мечом" отстаивать навязанные им интересы.

Вообще сепаратизм в "чистом виде" скорее опасен для конкретного государства, чем для мирового сообщества в целом. Но когда он трансформируется, приобретает "экстремистский окрас", ввязывает в конфликт население сопредельных государств и разжигает гражданскую войну, когда инструментом, для отстаивания интересов становится террор, тогда сепаратизм начинает представлять угрозу всему миру. Чаще всего экстремизм от ислама играет главную роль как наиболее непримиримая ударная сила, способная сплотить мусульман умеренных взглядов на общей платформе, придать святость неправедному делу, прикрываясь авторитетом великой религии. Именно поэтому его особо ценят в альянсах, целью которых является дестабилизация внутриполитической обстановки в какой-либо стране или регионе и разжигание международных конфликтов.

Такие альянсы, как и обычные террористические группировки исламских радикалов, организовывают взаимодействие между собой, живут своей, отдельной от остального мира жизнью. С течением времени и изменением внутриполитических и социальных условий старые альянсы могут распадаться, но на смену им приходят новые, и примером тому является так называемое Исламское движение Центральной Азии. В этот альянс помимо сепаратистов Киргизии, Таджикистана, Чечни и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая вошли силы Исламского движения Узбекистана. Объединение центральноазиатских экстремистов в одну организацию может ухудшить и без того непростую геополитическую ситуацию в регионе, которая характеризуется регулярными нападениями на американских военных в Афганистане и разногласиями из-за спорных территорий между бывшими советскими республиками.

Большинство сепаратистских движений в мусульманском мире за последние десятилетия возглавили лидеры радикального исламистского толка. Примерами тому являются ливанская "Хезболлах", палестинский "Исламский джихад", действующие в Джамму и Кашмире "Хезбул Муджахедин", "Лашкар-и-Тойба", "Джаиш-и-Мохаммед", филиппинские "Абу Сайяф" и Фронт освобождения Моро, RSM в Мьянме. На страницах средств массовой информации уже давно обосновался тезис об "исламской угрозе". А между тем существует отличие вероучения от его извращений, от каковых не застрахована никакая религия. И угроза исламского сепаратизма не менее опасна для Ислама и мусульманских народов, чем, например, для Православия и исповедующих его народов.

С учетом современной проблемы международного терроризма и религиозного экстремизма сегодня сепаратизм становится более опасным, чем в постколониальную эпоху. Можно представить, какой воцарится хаос, если позволить идеям радикального сепаратизма свободно распространяться по миру, где более чем в 150 странах бок о бок живут около 2000 этнических групп. Поэтому в настоящее время сепаратизм является проблемой, присущей не только государствам и отдельным обществам, а мировому сообществу в целом. Главный же путь борьбы с сепаратизмом - это уважение и реальное обеспечение прав и свобод человека и народов, гарантирование им достойных условий жизни и развития.

В XXI веке появилось новый термин "исламский фашизм". Ислам – это религия, и религия как социальное общества, не может стать или быть фашистом. Администрация Дж. Буша было "антиисламисткой". Вот поэтому США напал на Ирак.
Для них (американцев, европейцев) ислам это терроризм, экстремизм и т.д. Они дали обществу (американскому обществу) "образ врага" (исламский фундаментализм), чтобы доминировать, напасть и бомбит беззащитных стран.
США так и не удалось построить глобальную империю как раннее не удалось покорить мир – Чингисхану, Гитлеру, Сталину и т.д.

Яхве "США так и не удалось построить глобальную империю как раннее не удалось покорить мир – Чингисхану, Гитлеру, Сталину и т.д."

Ну теперь посмотрим как с этой задачей справится так называемое "Мировое правительство". Похоже они надеятся, что смогут. Иначе зачем затевать ?

Почему в Пакистане, Афганистане, Ираке (мусульманские страны) постоянно взрывы, терракты и т.д.? Потому что, там американцы.
Сегодня американцы живут в чудовищном мифе.

Ну теперь посмотрим как с этой задачей справится так называемое "Мировое правительство". Похоже они надеятся, что смогут. Иначе зачем затевать ?

Исламизм — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата [1] .

Содержание

Источники и свойства исламизма

Аль-Азм перечисляет следующие неотъемлемые свойства исламизма:

Даниэль Пайпс — известный американский историк, публицист, писатель и политический комментатор, специалист по исламу и ближневосточному конфликту считает, что:

Исламизм — третья тоталитарная идеология (после фашизма и коммунизма) — предлагает нелепый средневековый подход к проблемам современной жизни. Ретроградный и агрессивный, он притесняет немусульман, угнетает женщин и оправдывает распространение власти ислама с помощью силы. [3] .

Ряд исследователей полагают, что исламизм это реакция клерикальных кругов на научное и материальное отставание исламского мира в XX столетии. [4] .

Практика исламизма

По мнению Владимира Мейстера, крайняя антизападная направленность фундаменталистов приводит к отрицанию ими: равенства полов, свободы совести, всеобщей грамотности и т. п., а также порождает реакционно-утопические стремления возродить мусульманское Средневековье. [5] Аналогичного мнения придерживается французский политолог Тьерри Вольтон. Он считает исламизм формой вырождения и деградации традиционного ислама [6] .

В зонах расселения мусульман в разных странах мира исламизм распространяется через формирование альтернативной идентичности, то есть мусульмане начинают считать себя не гражданами того или иного государства, а лишь членами уммы (всемирного сообщества мусульман), которая на деле подменяется конкретной исламистской организацией.

Исламисты пытаются установить контроль над сепаратистскими, ирредентистскими и протестными движениями. Так, сепаратистское движение в Чечне на первых этапах не было исламистским, но затем его стали контролировать исламисты.

Аналитики и учёные полагают, что террористические акты 11 сентября 2001 года в США стал результатом деятельности международной сети исламистов Аль-Каида. [7] Ей же приписывается целый ряд терактов, начиная с 1992 года.

Примером, когда практическая деятельность исламистов [7] привлекла критическое внимание мировых СМИ и правозащитных организаций, стал случай 11 марта 2002 года, когда в Саудовской Аравии, при пожаре в школе для девочек, сотрудники религиозной полиции не выпускали учениц из горящего здания, потому что они не были должным образом одеты, и не допускали в здание спасателей, чтобы предотвратить телесный контакт между мужчинами и женщинами. В результате противодействия сотрудников религиозной полиции спасателям, 14 учениц погибли. [8] [9]

В Иране летом 2011 года за переход из ислама в христианство и распространение христианства среди мусульман был приговорён к смерти 35-летний Юсуф Надархани. Предыдущий такой приговор был приведён в исполнение в Иране в декабре 1990 года [10] .

Исламофашизм

Исламизм по странам

Исламизм в России

Верховный суд РФ в 2003 и 2010 годах признал террористическими ряд исламистских организаций и запретил их деятельность на территории России [20] :

Исламизм в Турции

Читайте также: